Культура  ->  Литература  | Автор: | Добавлено: 2015-03-23

Философия любви в произведениях И. А. Бунина

Что такое любовь? «Сильная к кому привязанность, начиная от склонности до страсти; сильное желанье, хотенье; избранье и предпочтенье кого или чего по воле, волею (не рассудком), иногда и вовсе безотчетно и безрассудно,» - говорит нам словарь В. И. Даля. Однако каждый человек, испытавший хоть раз это чувство, сможет дополнить это определение чем-то своим. «Все боль, нежность Опомниться, опомниться!» - добавил бы И. А. Бунин.

У великого русского писателя-эмигранта, поэта в прозе любовь совершенно особая. Она не такая, какой ее описывали его великие предшественники: Н. И. Карамзин, В. А. Жуковский, И. А. Гончаров, И. С. Тургенев. Любовь по И. А. Бунину не идеализированное чувство, а его героини не «тургеневские барышни» с их наивностью и романтичностью. Однако бунинское понимание любви не совпадает и с сегодняшней трактовкой этого чувства. Писатель не рассматривает только физическую сторону любви, как это сегодня в большинстве своем делают СМИ, а вместе с ними и многие писатели, считая это востребованным. Он (И. А. Бунин) пишет о любви, которая представляет собой слияние «земли» и «неба», гармонию двух противоположных начал. И именно такое понимание любви представляется мне (как, думаю, и многим, кто знаком с любовной лирикой писателя) наиболее правдивым, верным и нужным современному обществу.

В своем повествовании втор ничего не утаивает от читателя, ни о чем не умалчивает, но в то же время не опускается до пошлости. Говоря об интимных человеческих отношениях, И. А. Бунин благодаря своему высочайшему мастерству, умению подобрать единственно верные, нужные слова никогда не переступает той грани, которая отделяет высокое искусство от натурализма.

До И. А. Бунина в русской литературе так о любви «не было никогда написано никем». Он не только решился показать всегда остававшиеся тайными стороны отношений мужчины и женщины. Его произведения о любви стали еще и шедеврами классического, строгого, но в то же время выразительного и емкого русского языка.

Любовь в произведениях И. А. Бунина похожа на вспышку, озарение, «солнечный удар». Чаще всего она не приносит счастья, за ней следует разлука или даже смерть героев. Но, несмотря на это, бунинская проза – воспевание любви: каждый рассказ заставляет почувствовать, насколько прекрасно и важно для человека это чувство.

Цикл рассказов «Темные аллеи» - вершина любовной лирики писателя. «Она говорит о трагичном и о многом нежном и прекрасном, - думаю, что это самое лучшее и самое оригинальное, что я написал в жизни,» - сказал И. А. Бунин о своей книге. И, действительно, сборник, написанный в 1937-1944 годах (когда И. А. Бунину было около семидесяти), можно считать выражением сформировавшегося таланта писателя, отражением его жизненного опыта, мыслей, чувств, личного восприятия жизни и любви.

В данной исследовательской работе я ставила себе целью проследить, как рождалась бунинская философия любви, рассмотреть ее эволюцию и, в завершении своего исследования, сформулировать концепцию любви по И. А. Бунину, выделив ее основные моменты. Для достижения этой цели, мне потребовалось решить следующие задачи.

Во-первых, рассмотреть ранние рассказы писателя, такие как «На даче»(1895), «Велга»(1895), «Без роду-племени»(1897), «Осенью»(1901), и, выявив их характерные особенности и найдя общие черты с более поздним творчеством И. А. Бунина, ответить на вопросы: «Как зарождалась тема любви в творчестве писателя? Какие они, эти тонкие деревца, из которых спустя сорок лет вырастут «Темные аллеи»?»

Во-вторых, моей задачей было проанализировать рассказы писателя 1920-х годов, обратив внимание на то, какие особенности творчества И. А. Бунина, приобретенные в этот период, нашли свое отражение в главной книге писателя о любви, а какие – нет. Кроме того, в своей работе я постаралась показать, как в произведениях Ивана Алексеевича, относящихся к этому промежутку времени, переплетаются между собой два главных мотива, ставшие основополагающими в более поздних рассказах писателя. Это мотивы любви и смерти, рождающие в своем сочетании идею бессмертия любви.

За основу своего исследования я взяла метод системно-структурного прочтения бунинской прозы, рассматривая формирование философии любви у автора от ранних произведений к более поздним. В работе был использован также факторный анализ .

Обзор литературы

И. А. Бунина называли «поэтом в прозе и прозаиком в поэзии», поэтому, чтобы показать его восприятие любви с различных сторон, а где-то и для того, чтобы подтвердить свои предположения, в своей работе я обращалась не только к сборникам рассказов писателя, но и к его стихотворениям, в частности к опубликованным в первом томе собрания сочинений И. А. Бунина .

Творчество И. А. Бунина, как и любого другого писателя, находится в несомненной связи с его жизнью, судьбой. Поэтому в своей работе я использовала и факты биографии писателя. Их мне подсказали книги Олега Михайлова «Жизнь Бунина. Лишь слову жизнь дана» и Михаила Рощина «Иван Бунин».

«Все познается в сравнении», - эти мудрые слова побудили меня к тому, чтобы в исследовании, посвященном философии любви в произведениях И. А. Бунина, обратиться также и к позициям других известных людей: писателей и философов. Сделать это мне помогла «Русский Эрос или философия любви в России», составленная В. П. Шестаковым.

Чтобы узнать мнение литературоведов по интересующим меня вопросам, я обращалась к критике различных авторов, например, статьям журнала «Русская словесность», книге доктора филологических наук И. Н. Сухих «Двадцать книг XX века» и другим.

Безусловно, самой важной частью исходного материала для моего исследования, его основой и вдохновением являлись сами произведения И. А. Бунина о любви. Их я нашла в таких книгах, как «И. А. Бунин. Повести, рассказы», вышедшей в серии «Русская классика о любви», «Темные аллеи. Дневники 1918-1919» (серия «Мировая классика»), и собраниях сочинений под редакцией различных авторов (А. С. Мясникова, Б. С. Рюрикова, А. Т. Твардовского и Ю. В. Бондарева, О. Н. Михайлова, В. П. Рынкевича).

Философия любви в произведениях И. А. Бунина

Глава 1. Появление темы любви в творчестве писателя

«Проблема любви до сих пор в моих произведениях не разрабатывалась. И я чувствую настоятельную необходимость написать об этом», - говорит И. А. Бунин осенью 1912 года корреспонденту «Московской газеты». 1912 – писателю уже 42 года. Неужели до этого времени любовная тема не интересовала его? Или, возможно, он сам не испытывал этого чувства? Отнюдь. К этому моменту (1912 год) Иван Алексеевич пережил немало как счастливых, так и полных разочарования и страданий от безответной любви дней.

Нам тогда – тебе шестнадцать было,

Мне семнадцать лет,

Но ты помнишь, как ты отворила

Дверь на лунный свет? – так напишет И. А. Бунин в стихотворении 1916 года «Тихой ночью поздний месяц вышел». Оно является отражением одного из тех увлечений, которые И. А. Бунин испытал еще совсем юным. Таких увлечений было немало, но лишь одно из них переросло в действительно сильную, всепоглощающую любовь, стало печалью и радостью молодого поэта на целых четыре года. Это была любовь к дочери врача Варваре Пащенко.

Он познакомился с ней в редакции «Орловского вестника» в 1890 году. Сначала воспринял ее неприязненно, посчитал «гордою и фатоватою», однако вскоре они стали друзьями, а через год молодой писатель понял, что влюблен в Варвару Владимировну. Но любовь их не была безоблачной. И. А. Бунин обожал ее исступленно, страстно, она же была переменчива к нему. Все усложнялось еще и тем, что отец Варвары Пащенко был намного богаче Ивана Алексеевича. Осенью 1894 года их мучительные отношения прекратились – Пащенко вышла замуж за приятеля И. А. Бунина Арсения Бибикова. После разрыва с Варей И. А. Бунин был в таком состоянии, что близкие опасались за его жизнь.

Если б только можно было

Одного себя любить,

Если б прошлое забыть, -

Все, что ты уже забыла,

Не смущал бы, не страшил

Вечный сумрак вечной ночи:

Утолившиеся очи

Я бы с радостью закрыл! – напишет И. А. Бунин в 1894. Однако, несмотря на все страдания, связанные с ней, эта любовь и эта женщина навсегда останутся в душе писателя как нечто хотя и трагическое, но все же прекрасное.

23 сентября 1898 года И. А. Бунин скоропалительно женится на Анне Николаевне Цакни. За два дня до свадьбы он иронически пишет своему другу Н. Д. Телешову: «Я еще холост, но – увы! – скоро превращусь в женатого». Семья И. А. Бунина и А. Н. Цакни просуществовала всего полтора года. В начале марта 1900 произошел их окончательный разрыв, который И. А. Бунин переживал очень тяжело. «Не сердись на молчание – у меня на душе черт ногу сломает», - писал он в это время другу.

Прошло несколько лет. Холостяцкая жизнь И. А. Бунина исчерпала себя. Ему нужен был человек, способный поддержать его, понимающая, разделяющая его интересы спутница жизни. Такой женщиной в жизни писателя стала Вера Николаевна Муромцева, дочь профессора Московского университета. Датой начала их союза можно считать 10 апреля 1907 года, когда Вера Николаевна решилась отправиться с И. А. Буниным в путешествие по Святой Земле. «Я резко изменила свою жизнь: из оседлой превратила ее в кочевую чуть ли не на целых двадцать лет,» - писала В. Н. Муромцева об этом дне в своих «Беседах с памятью».

Итак, мы видим, что к сорока годам И. А. Бунин успел пережить и страстную до забвения любовь к В. Пащенко, и неудачный брак с Аней Цакни, множество других романов и, наконец, встречу с В. Н. Муромцевой. Как же эти события, которые, кажется, должны были принести писателю так много переживаний, связанных с любовью, могли не отразиться на его творчестве? Они отразились – тема любви начала звучать в бунинских произведениях. Но почему же тогда он заявлял о том, что она «не разрабатывалась»? Чтобы ответить на этот вопрос, рассмотрим подробнее рассказы, написанные И. А. Буниным до 1912 года.

Практически все произведения, написанные Иваном Алексеевичем в этот период, носят социальный характер. Писатель рассказывает истории тех, кто живет в деревне: мелких помещиков, крестьян, - сопоставляет деревню и город и людей, живущих в них (рассказ «Вести с родины» (1893)). Однако и в этих произведениях не обходится без любовной тематики. Только чувства, испытываемые героем к женщине, исчезают почти тотчас же после того, как появились, и не являются основными в сюжетах рассказов. Автор как бы не дает развиться этим чувствам. «Весной он заметил, что у его жены, нахально-красивой молодой женщины, стали завязываться с учителем какие-то особенные разговоры», - пишет И. А. Бунин в своем рассказе «Учитель» (1894). Однако буквально через два абзаца на страницах этого произведения мы читаем: «Но между нею и учителем отношения <> как-то не завязывались».

Образ красивой молодой девушки, а вместе с ним и чувство легкой влюбленности появляются в рассказе «На даче» (1895): «Не то улыбаясь, не то гримасничая, она рассеянно смотрела своими голубыми глазами в небо. Грише страстно захотелось подойти и поцеловать ее в губы». «Ее», Марью Ивановну, мы увидим на страницах рассказа всего несколько раз. И. А. Бунин сделает ее чувство к Грише, а его – к ней не более чем флиртом. Рассказ будет носить социально-философский характер, а любовь – играть в нем лишь эпизодическую роль.

В том же, 1895 году, но чуть позже появляется и «Велга» (изначально «Северная легенда»). Это рассказ о безответной любви девушки Велги к другу своего детства Ирвальду. Она признается ему в своих чувствах, но он отвечает: «Завтра я опять уйду в море, а когда вернусь, возьму за руку Снеггар» (Снеггар – сестра Велги). Велга мучается ревностью, но, когда узнает, что любимый пропал в море и что только она может его спасти, она уплывает к «дикому утесу на краю света», где томится любимый. Велга знает, что ей суждено погибнуть и что Ирвальд так и не узнает о ее жертве, но это не останавливает ее. «Он мгновенно очнулся от крика, - голос друга коснулся его сердца – но, взглянув, он увидел лишь чайку, взлетевшую с криком над лодкой», - пишет И. А. Бунин.

По эмоциям, вызванным этим рассказом, мы узнаем в нем предшественника цикла «Темные аллеи»: любовь не приводит к счастью, наоборот, она становится трагедией для влюбленной девушки, однако та, испытав чувство, принесшие ей боль и страдания, ни о чем не жалеет, «в стенаниях ее звучит радость».

По стилю «Велга» отличается от всех произведений, написанных И. А. Буниным как до, так и после нее. У этого рассказа совершенно особенный ритм, который достигается путем инверсии, обратного порядка слов («И стала Велга петь на берегу моря звонкие песни сквозь слезы»). Рассказ напоминает легенду не только по стилю речи. Герои в нем изображены схематично, их характеры не прописаны. Основу повествования составляет описание их действий и чувств, однако чувств довольно поверхностных, четко обозначенных автором часто даже в речи самих героев, например: «Мне хочется плакать, что так долго тебя не было, и хочется смеяться, что я опять вижу тебя» (слова Велги).

В своем первом рассказе о любви И. А. Бунин ищет способ выражения этого чувства. Но поэтическое, в форме легенды повествование не удовлетворяет его – таких произведений, как «Велга», в творчестве писателя больше не будет. И. А. Бунин продолжает искать слова и форму для описания любви.

В 1897 году появляется рассказ «Без роду-племени». Он, в отличие от «Велги», написан уже в обычной бунинской манере – эмоциональной, выразительной, с описание множества оттенков настроения, складывающихся в единое ощущение жизни в тот или иной момент. В этом произведении рассказчиком становится главный герой, что мы увидим впоследствии практически во всех бунинских рассказах о любви. Однако при прочтении рассказа «Без роду-племени» становится понятно, что писатель еще окончательно не сформулировал для себя ответ на вопрос: «Что же такое любовь?» Практически все произведение представляет собой описание состояния героя после того, как он узнает о том, что Зина, девушка, которую он любит, выходит замуж за другого. Внимание автора сосредоточено именно на этих чувствах героя, сама же любовь, отношения между героями преподнесены в свете произошедшего разрыва и не являются главными в рассказе.

В жизни главного героя две женщины: Зина, которую он любит, и Елена, которую считает своим другом. Две женщины и различные, неравноправные отношения к ним, появившиеся у И. А. Бунина в этом рассказе, можно увидеть и в «Темных аллеях» (рассказы «Зойка и Валерия», «Натали»), однако уже в несколько другом свете.

В завершение разговора о появлении темы любви в творчестве И. А. Бунина нельзя не упомянуть о рассказе «Осенью», написанном в 1901 году. «Сделано несвободной, напряженной рукой», - писал о нем А. П. Чехов в одном из своих писем. В этом высказывании слово «напряженная» звучит как критика. Однако именно напряженность, сконцентрированность всех чувств в коротком промежутке времени и стиль, как бы аккомпанирующий этой ситуации, «несвободный», составляют всю прелесть рассказа.

«Ну, мне пора!» - говорит она и уходит. Он – следом. И, полные волнения, неосознанного страха друг перед другом, они едут к морю. «Мы быстро пошли по листьям и лужам, по какой-то высокой аллее к обрывам,» - читаем мы в конце третьей части рассказа. «аллее» - как будто бы символ будущих произведений, «Темных аллей» любви, да и слово «обрыв» словно олицетворяет собой все то, что должно произойти между героями. И действительно, в рассказе «Осенью» мы впервые видим любовь такой, какой она предстанет перед нами в поздних произведениях писателя, - вспышкой, озарением, шагом за край обрыва.

«Завтра я с ужасом вспомню эту ночь, но теперь мне все равно Я люблю тебя», - говорит героиня рассказа. И мы понимаем, что ему и ей суждено расстаться, но что оба они никогда не забудут этих нескольких часов счастья, что провели вместе.

Сюжет рассказа «Осенью» очень похож на сюжеты «Темных аллей», так же как и то, что автор не указывает имен ни героя, ни героини и что его характер едва намечен, в то время как она занимает основное место в рассказе. Это произведение объединяет с циклом «Темные аллеи» еще и то, как герой, а вместе с ним и автор, относится к женщине – трепетно, с восхищением: «она была несравненной», «ее бледное, счастливое и усталое лицо казалось мне лицом бессмертной». Однако все эти очевидные сходства являются не главным, что делает рассказ «Осенью» похожим на рассказы «Темных аллей». Есть нечто более важное. И это – то ощущение, которое вызывают эти произведения, ощущение зыбкости, быстротечности, но в то же время необыкновенной силы любви.

Глава 2. Любовь как роковое потрясение

Творчество И. А. Бунина 1920-х годов

Произведения о любви, написанные Иваном Алексеевичем Буниным с осени 1924 по осень 1925 («Митина любовь», «Солнечный удар», «Ида», «Дело корнета Елагина»), при всех бросающихся в глаза различиях объединены одной идеей, лежащей в основе каждого из них. Идея эта – любовь как потрясение, «солнечный удар», роковое чувство, приносящее вместе с минутами радости и огромные страдания, которое заполняет всё существование человека и оставляет в его жизни неизгладимый след. Такое понимание любви, вернее его предпосылки, можно увидеть и в ранних рассказах И. А. Бунина, например, в рассказе «Осенью», рассмотренном ранее. Однако по-настоящему тема роковой предрешенности и трагизма этого чувства раскрывается автором именно в произведениях 1920-х годов.

Герой рассказа «Солнечный удар» (1925), поручик, привыкший с легкостью относиться к любовным приключениям, знакомится на пароходе с женщиной, проводит с ней ночь, а утром она уезжает. «Никогда ничего даже похожего на то, что случилось, со мной не было, да и не будет больше. На меня точно затмение нашло Или, вернее, мы оба получили что-то вроде солнечного удара»,- говорит она ему перед тем, как уехать. Поручик «как-то легко» соглашается с ней, но, когда она уезжает, он понимает вдруг, что произошло не простое дорожное приключение. Это нечто большее, заставляющее чувствовать «боль и <> ненужность всей <> дальнейшей жизни без неё», без этой «маленькой женщины», так и оставшейся для него незнакомкой.

«Поручик сидел под навесом на палубе, чувствуя себя постаревшим на десять лет», - прочитаем мы в конце рассказа, и станет понятным, что герой испытал сильное, всепоглощающее чувство. Любовь, Любовь с большой буквы, способную стать самым дорогим в жизни человека и одновременно его мучением, трагедией.

Любовь-мгновение, любовь-вспышку мы увидим и в рассказе «Ида», написанном также в 1925 году. Героем этого произведения является немолодой композитор. У него «коренастое туловище», «широкое мужицкое лицо с узкими глазами», «короткая шея» - образ вроде бы довольно грубого человека, не способного, на первый взгляд, на возвышенные чувства. Но это только на первый взгляд. Находясь в ресторане с друзьями, композитор ведет свой рассказ в ироничном, насмешливом тоне, ему неловко, непривычно говорить о любви, он даже приписывает произошедшую с ним историю своему приятелю.

Герой рассказывает о событиях, происходивших несколько лет назад. В доме, где живёт он с женой, часто бывала её подруга Ида. Она молода, симпатична, с «редкой гармоничностью и естественностью движений», живыми «фиалковыми глазами». Нельзя не отметить, что именно рассказ «Ида» можно считать началом создания И. А. Буниным полноценных женских образов. В этом коротеньком произведении отмечены как будто вскользь, между делом те черты, которые писатель превозносил в женщине: естественность, следование стремлениям своего сердца, откровенность в своих чувствах по отношению к себе и к любимому человеку.

Однако вернёмся к рассказу. Композитор вроде бы не обращает на Иду внимания и, когда однажды она перестаёт посещать их дом, не догадывается даже спросить о ней у жены. Через два года герой случайно встречает Иду на железнодорожной станции и там, среди сугробов, «на какой-то самой дальней, боковой платформе», она неожиданно признаётся ему в любви. Она целует его «одним из тех поцелуев, что помнятся потом не только до гробовой доски, но и в могиле», и уходит.

Рассказчик говорит, что встретив Иду на той станции, услышав её голос, «понимал только одно: то, что, оказывается, он уже много лет зверски любит эту самую Иду». И достаточно взглянуть на конец рассказа, чтобы понять, что герой любит её до сих пор, мучительно, нежно, тем не менее зная, что они не могут быть вместе: « композитор вдруг сорвал с себя шапку и что есть силы, со слезами закричал на всю площадь:

- Солнце моё! Возлюбленная моя! Ура-а!»

И в «Солнечном ударе», и в «Иде» мы видим невозможность счастья влюблённых, своеобразную обречённость, рок, довлеющий над ними. Все эти мотивы есть и в двух других произведениях И. А. Бунина, написанных приблизительно в это же время: «Митина любовь» и «Дело корнета Елагина». Однако в них эти мотивы как бы сконцентрированы, являются основой повествования и, в итоге, приводят героев к трагической развязке – смерти.

«Неужели вы ещё не знаете, что любовь и смерть связаны неразрывно?» - писал И. А. Бунин и убедительно доказывал это в одном из своих писем: «Каждый раз, когда я переживал любовную катастрофу, - а их, этих любовных катастроф, было немало в моей жизни, вернее, почти каждая моя любовь была катастрофой, - я был близок к самоубийству»[5]. Эти слова самого писателя могут как нельзя лучше показать идею таких его произведений как «Митина любовь» и «Дело корнета Елагина», стать для них своеобразным эпиграфом.

Повесть «Митина любовь» была написана И. А. Буниным в 1924 году и стала ознаменованием нового периода в творчестве писателя. В этом произведении он впервые во всех подробностях рассматривает эволюцию любви своего героя. Как опытный психолог, автор фиксирует малейшие изменения чувства молодого человека.

Повествование строится лишь в небольшой степени на внешних моментах, основным является описание мыслей, чувств героя. Именно на них сосредоточено всё внимание. Однако иногда автор заставляет своего читателя как бы оглянуться вокруг, увидеть какие-то, на первый взгляд, незначительные, но характеризующие внутреннее состояние героя детали. Эта особенность повествования проявится во многих более поздних произведениях И. А. Бунина, в том числе и в «Тёмных аллеях».

Повесть «Митина любовь» рассказывает о развитии этого чувства в душе главного героя – Мити. Когда мы встречаемся с ним, он уже влюблен. Но любовь эта не счастливая, не беспечная, об этом говорит, на это настраивает самая первая строка произведения: «В Москве последний счастливый день Мити был девятого марта». Как же объяснить эти слова? Может быть, за этим следует разлука героев? Вовсе нет. Они продолжают встречаться, но Мите «упорно кажется, что внезапно началось что-то страшное, что-то изменилось <> в Кате».

В основе всего произведения лежит внутренний конфликт главного героя. Возлюбленная существует для него как бы в двойном восприятии: одна – близкая, любимая и любящая, дорогая Катя, другая – «подлинная, обыкновенная, мучительно не совпадающая с первой». Герой страдает от этого противоречия, к которому присоединяется впоследствии неприятие и той среды, в которой живет Катя, и атмосферы деревни, куда уедет он.

В «Митиной любви» впервые ясно прослеживается понимание окружающей действительности как основного препятствия на пути к счастью влюбленных. Пошлая артистическая среда Петербурга, с ее «фальшью и глупостью», под влиянием которой Катя становится «вся чужая, вся публичная», ненавистна главному герою, так же, как и деревенская, куда он хочет уехать, чтобы «дать себе отдых». Убегая от Кати, Митя думает, что может убежать и от своей мучительной любви к ней. Но он ошибается: в деревне, где всё казалось бы так мило, красиво, дорого, образ Кати преследует его постоянно.

Постепенно напряжение нарастает, психологическое состояние героя становится всё более невыносимым, шаг за шагом подводя его к трагической развязке. Финал повести предсказуем, но от этого не менее страшен: «Она, эта боль, была так сильна, так нестерпима, что <> желая только одного -хоть на минуту избавиться от неё, он нашарил и отодвинул ящик ночного столика, поймал холодный и тяжёлый ком револьвера и, глубоко и радостно вздохнув, раскрыл рот и с силой, с наслаждением выстрелил».

В ночь на 19 июля 1890 года в городе Варшаве в доме № 14 по Новгородской улице корнет гусарского полка Александр Бартенев выстрелом из револьвера убил артистку местного польского театра Марию Висновскую. Вскоре преступник сознался в содеянном и рассказал, что совершил убийство по настоянию самой Висновской, его возлюбленной. Эта история была широко освещена практически во всех тогдашних газетах, и И. А. Бунин не мог не слышать о ней. Именно бартеневское дело и послужило основой для сюжета рассказа, созданного писателем 35 лет спустя после этого события. Впоследствии (особенно это проявится в цикле «Темные аллеи») при создании рассказов И. А. Бунин также будет обращаться в к своим воспоминаниям. Тогда ему уже будет достаточно промелькнувшего в воображении образа, детали, в отличие от «Дела корнета Елагина», в котором писатель оставит героев и события практически неизменными, попытавшись, однако, выявить истинные причины поступка корнета.

Следуя этой цели, в «Деле корнета Елагина» И. А. Бунин впервые сосредоточит внимание читателя не только на героине, но и на герое. Автор подробно опишет его внешность: «человек маленький, щуплый, рыжеватый и веснушчатый, на кривых и необыкновенно тонких ногах», а также характер: «человек очень увлекающийся, но как будто всегда ожидавший чего-то настоящего, необыкновенного», «то бывал он скромен и застенчиво скрытен, то впадал в некоторую бесшабашность, браваду». Однако этот опыт оказался неудачным: сам автор хотел назвать свое произведение, в котором именно герой, а не его чувство занимает центральное место, «Бульварным романом» И. А. Бунин больше не будет возвращаться к такому типу повествования – в его дальнейших произведениях о любви, цикле «Темные аллеи» мы уже не увидим рассказов, где так подробно рассматривался бы духовный мир и характер героя – все внимание автора будет сосредоточено на героине, что и послужит поводом к признанию «Темных аллей» «вереницей женских типов».

Несмотря на то, что сам И. А. Бунин писал о «Деле корнета Елагина»: «Просто очень глупо и просто», - в этом произведении есть одна из мыслей, ставших основой сформировавшейся бунинской философии любви: «Неужели неизвестно, что есть странное свойство всякой сильной и вообще не совсем обычной любви даже как бы избегать брака?» И действительно, среди всех последующих произведений И. А. Бунина мы не найдем ни одного, в котором бы герои пришли к счастливой совместной жизни не только в браке, но и в принципе. Цикл «Темные аллеи», считающийся вершиной творчества писателя, будет посвящен любви, обрекающей на страдания, любви как трагедии, и предпосылки к этому стоит искать, несомненно, в ранних произведениях И. А. Бунина.

Глава 3. Цикл рассказов «Темные аллеи»

Была чудесная весна,

Они на берегу сидели,

Во цвете лет была она,

Его усы едва чернели

Кругом шиповник алый цвел,

Стояла темных лип аллея

Н. Огарев «Обыкновенная повесть».

Эти строки, прочитанные некогда И. А. Буниным, вызвали в памяти писателя то, чем начинается один из его рассказов – русскую осень, ненастье, большую дорогу, тарантас и проезжающего в нем старого военного. «Остальное все как-то само сложилось, выдумалось очень легко, неожиданно», - напишет И. А. Бунин о создании этого произведения, и эти слова можно будет отнести ко всему циклу, носящему так же, как и сам рассказ, название «Темные аллеи».

«Энциклопедия любви», «энциклопедия любовных драм» и, наконец, по словам самого И. А. Бунина, «самое лучшее и самое оригинальное», что он написал в жизни – все это о цикле «Темные аллеи». О чем же этот цикл? Какая философия лежит в его основе? Какие идеи объединяют рассказы?

Прежде всего, это образ женщины и ее восприятие лирическим героем. Женские характеры в «Темных аллеях» чрезвычайно многообразны. Это и преданные любимому «простые души», такие как Степа и Таня в одноименных произведениях; и смелые, уверенные в себе, подчас экстравагантные женщины в рассказах «Муза» и «Антигона»; и героини, богатые духовно, способные на сильное, высокое чувство, любовь которых способна подарить несказанное счастье: Руся, Генрих, Натали в одноименных рассказах; и образ мятущейся, страдающей, томящейся «какой-то печальной жаждой любви» женщины – героини «Чистого понедельника» Однако при всей их видимой чуждости друг другу, эти характеры, этих героинь объединяет одно – присутствие в каждой из них изначальной женственности, «легкого дыхания», как называл ее сам И. А. Бунин. Эта черта некоторых женщин была определена им еще в ранних произведениях таких, например, как «Солнечный удар» и сам рассказ «Легкое дыхание», о котором И. А. Бунин сказал: «Мы называем это утробностью, а я назвал легким дыханием». Как понимать эти слова? Что такое утробность? Естественность, искренность, непосредственность и открытость к любви, подчинение движениям своего сердца - все то, что являет собой вечную тайну женского обаяния.

Обращаясь во всех произведениях цикла «Темные аллеи» именно к героине, к женщине, а не к герою, делая ее центром повествования, автор, как и каждый мужчина, в данном случае лирический герой, пытается разгадать загадку Женщины. Он описывает множество женских характеров, типов, но вовсе не для того, чтобы показать, насколько они разнообразны, а для того, чтобы приблизиться, насколько это возможно, к тайне женственности, создать уникальную формулу, объяснявшую бы все. «Женщины кажутся мне чем-то загадочным. Чем более изучаю их, тем менее понимаю», - эти слова Флобера И. А. Бунин выписывает в свой дневник.

Писатель создает «Темные аллеи» уже на закате своей жизни - в конце 1937 (время написания появившегося первым рассказа цикла, «Кавказа») И. А. Бунину 67 лет. Он живет с Верой Николаевной в оккупированной фашистами Франции, вдали от Родины, от друзей, знакомых и просто людей, с которыми он мог бы поговорить на родном языке. Все, что остается у писателя – его воспоминания. Они помогают ему не только пережить еще раз то, что было тогда, давно, почти в прошлой жизни. Магия воспоминаний становится для И. А. Бунина новой основой для творчества, позволяя ему снова работать, писать, и тем самым давая возможность выжить в безрадостной и чужой ему обстановке, в которой он находится.

Практически все рассказы «Темных аллей» написаны в прошедшем времени, иногда даже с акцентом на этом: «В ту далекую пору он тратил себя особенно безрассудно» («Таня»), «Он не спал, лежал, курил и мысленно смотрел в то лето» («Руся»), «В четырнадцатом году, под Новый год, был такой же тихий, солнечный вечер, как тот, незабвенный» («Чистый понедельник») Значит ли это, что автор писал их «с натуры», вспоминая события собственной жизни? Нет. И. А. Бунин напротив всегда утверждал, что сюжеты его рассказов вымышлены. «В ней все от слова до слова выдумано, как и во всех почти моих рассказах, и прежних, и теперешних», - рассказывал он о «Натали».

Зачем же тогда нужен был этот взгляд из настоящего в прошлое, что автор хотел показать этим? Наиболее точный ответ на этот вопрос можно найти в рассказе «Холодная осень», повествующем о девушке, проводившей своего жениха на войну. Прожив долгую, трудную жизнь после того, как она узнала, что ее любимый погиб, героиня говорит: «А что же все-таки было в моей жизни? <> Только тот холодный осенний вечер. <> остальное ненужный сон». Истинная любовь, истинное счастье – лишь мгновения в жизни человека, но они способны озарить его существование, стать самым главным и важным для него и, в конечном итоге, значить больше, чем вся прожитая жизнь. Именно это и хочет донести до читателя И. А. Бунин, показывая в своих рассказах любовь как то, что уже стало частицей прошлого, но оставило в душах героев неизгладимый след, как зарница осветило их жизнь.

Смерть героя в рассказах «Холодная осень» и «В Париже»; невозможность быть вместе в «Русе», «Тане»; смерть героини в «Натали», «Генрих», рассказе «Дубки» Практически все рассказы цикла, за исключением произведений почти бессюжетных, таких как «Смарагд», говорят нам о неизбежности трагического финала. И причина этого состоит вовсе не в том, что несчастье, горе более разнообразно в своих проявлениях, в отличие от счастья, и, следовательно, писать о нем «интереснее». Вовсе нет. Длительное, безмятежное существование влюбленных вместе в понимании И. А. Бунина уже не является любовью. Когда чувство обращается в привычку, праздник – в будни, волнение – в спокойную уверенность, исчезает сама Любовь. И, чтобы не допустить этого, автор «останавливает мгновение» на высшем взлете чувств. Несмотря на разлуку, горе и даже смерть героев, кажущиеся автору менее страшными для любви, чем будничность и привычка, И. А. Бунин не устает повторять, что любовь – это величайшее счастье. «Разве бывает несчастная любовь? <> Разве самая скорбная в мире музыка не дает счастья?» - говорит Натали, пережившая измену любимого и долгую разлуку с ним.

«Натали», «Зойка и Валерия», «Таня», «Галя Ганская», «Темные аллеи» и еще несколько произведений – вот, пожалуй, все рассказы из тридцати восьми, в которых главные герои: он и она – имеют имена. Это связано с тем, что автор хочет акцентировать внимание читателя прежде всего на чувствах, переживаниях героев. Внешние факторы, такие как имена, биографии, иногда даже то, что происходит вокруг, опускаются автором, как ненужные детали. Герои «Темных аллей» живут, захваченные своим чувством, ничего не замечают вокруг. Разумное теряет всякое значение, остается только подчинение чувству, «недумание» Под такое повествование как бы подстраивается и сам стиль рассказа, давая нам почувствовать иррациональность любви.

Детали, такие как описание природы, черт внешности героев, того, что называют «фоном повествования», все же присутствуют в «Темных аллеях». Однако они опять же призваны обратить внимание читателя на чувства героев, дополнить картину произведения яркими штрихами. Героиня рассказа «Руся» прижимает к груди картуз репетитора своего брата, когда они едут кататься на лодке, со словами: «Нет, я его буду беречь!» И это простое, откровенное восклицание становится первым шагом на пути к их сближению.

Во многих рассказах цикла, таких, например, как «Руся», «Антигона», «В Париже», «Галя Ганская», «Чистый понедельник», показано окончательное сближение героев. В остальных же оно в той или иной степени подразумевается: в «Дурочке» говорится о связи сына дьякона с кухаркой и о том, что он имеет от нее сына, в рассказе «Сто рупий» женщина, поразившая своей красотой рассказчика, оказывается продажной. Именно эта особенность бунинских рассказов и послужила, вероятно, поводом для отождествления их с юнкерскими поэмами, «литературой не для дам». И. А. Бунина обвиняли в натурализме, эротизации любви.

Однако, создавая свои произведения, писатель просто не мог ставить себе целью сделать образ женщины как предмета желания приземленным, упростить его, превратив тем самым повествование в вульгарную сценку. Женщина, как и женское тело, всегда оставались для И. А. Бунина «дивным, несказанно прекрасным, совершенно особенным во всем земном». Поражая своим мастерством художественной выразительности, И. А. Бунин балансировал в своих рассказах на той едва уловимой границе, где истинное искусство не снижается даже до намеков на натурализм.

Рассказы цикла «Темные аллеи» заключают в себе проблему пола потому, что она неотделима от проблемы любви в целом. И. А. Бунин убежден, что любовь – союз земного и небесного, тела и духа. Если же разные стороны этого чувства сосредоточены не на одной женщине (как практически во всех рассказах цикла), а на разных, или же присутствует только «земное» («Дурочка») или только «небесное», это ведет к неизбежному конфликту, как, например, в рассказе «Зойка и Валерия». Первая, девочка-подросток, является предметом желания героя, вторая же, «настоящая малороссийская красавица», холодная к нему, недоступная, вызывает страстное обожание, лишенное надежды на взаимность. Когда же Валерия из чувства мести к отвергшему ее мужчине отдается герою, и он понимает это, в его душе разражается давно назревший конфликт двух любовей. «Он решительно <> понесся, колотясь по шпалам, под уклон, навстречу вырвавшемуся из-под него, грохочущему и слепящему огнями паровозу», - читаем мы в конце рассказа.

Произведения, включенные И. А. Буниным в цикл «Темные аллеи», при всей их непохожести, разнородности на первый взгляд, ценны именно тем, что при прочтении они образуют, как разноцветные плитки мозаики, единую гармоничную картину. И эта картина изображает Любовь. Любовь в ее цельности, Любовь, идущую рука об руку с трагедией, но являющую собой одновременно великое счастье.

Заканчивая разговор о философии любви в произведениях И. А. Бунина, хочется сказать, что именно его понимание этого чувства наиболее близко мне, как, думаю, и многим современным читателям. В отличие от писателей романтизма, преподносивших читателю только духовную сторону любви, от последователей идеи связанности пола с Богом, таких как В. Розанов, от фрейдистов, ставивших в вопросах любви на первое место биологические потребности человека, и от символистов, преклонявшихся перед женщиной, Прекрасной Дамой, И. А. Бунин, на мой взгляд, был наиболее близок пониманию и описанию любви, реально существующей на земле. Как истинный художник, он смог не только представить читателю это чувство, но и указать в нем на то, что заставляло и заставляет многих говорить: «Кто не любил, тот не жил».

Путь Ивана Алексеевича Бунина к собственному пониманию любви был долог. В его ранних произведениях, например, в рассказах «Учитель», «На даче», эта тема практически не разрабатывалась. В более поздних, таких как «Дело корнета Елагина» и «Митина любовь», он искал себя, экспериментировал со стилем, манерой повествования. И, наконец, на завершающем этапе своей жизни и творчества создал цикл произведений, в котором выразилась его уже сформировавшаяся, цельная философия любви.

Пройдя довольно длинный и увлекательный путь исследования, я пришла в своей работе к следующим выводам.

В бунинской трактовке любви это чувство представляет собой прежде всего необыкновенный взлет эмоций, вспышку, зарницу счастья. Любовь не может длиться долго, именно поэтому она неизбежно влечет за собой трагедию, горе, разлуку, не давая возможности будням, повседневности и привычке разрушить себя.

И. А. Бунину важны именно мгновения любви, моменты ее наиболее сильного выражения, поэтому писатель использует для своего повествования форму воспоминаний. Ведь только они способны скрыть все ненужное, мелкое, лишнее, оставив лишь чувство - любовь, озаряющую своим появлением всю жизнь человека.

Любовь по И. А. Бунину - нечто, не поддающееся рациональному осмыслению, оно непостижимо, и ничто, кроме самих чувств, никакие внешние факторы для неё не важны. Именно этим можно объяснить то, что в большинстве произведений И. А. Бунина о любви герои лишены не только биографий, но даже имен.

Образ женщины является центральным в поздних произведениях писателя. Она представляет для автора всегда больший интерес, чем он, на ней сосредоточено все внимание. И. А. Бунин описывает множество женских типов, пытаясь постичь и запечатлеть на бумаге тайну Женщины, ее очарование.

Говоря слово «любовь», И. А. Бунин имеет в виду не только духовную и не только физическую ее сторону, а их гармоничное сочетание. Именно такое чувство, соединяющее в себе оба противоположных начала, может, по мнению писателя, подарить человеку истинное счастье.

Рассказы И. А. Бунина о любви можно было бы анализировать бесконечно, так как каждый из них представляет собой произведение искусства и по-своему уникален. Однако целью моей работы было проследить формирование бунинской философии любви, увидеть, как шел писатель к своей главной книге «Темные аллеи», и сформулировать концепцию любви, нашедшую свое отражение в ней, выявив общие черты его произведений, какие-то их закономерности. Что я и попыталась сделать. И надеюсь, что у меня это получилось.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)