Дом  ->  Квартира и дача  | Автор: | Добавлено: 2015-03-23

Древние поселения на берегах реки Клязьмы

Город расположен в 7 км от Московской кольцевой автодороги по Ярославскому шоссе, занимает площадь 300 га. Проживает в Юбилейном 35 тыс. человек. Половина населения имеет высшее образование, каждый десятый – ученую степень. Юбилейный называют городом военной науки, поскольку многие его жители связали свою судьбу с научно-исследовательской деятельностью в сфере ракетно-космических технологий.

На первый взгляд, город молодой – ему нет и двух десятков лет, – и здесь практически нет достопримечательностей, о которых можно было бы рассказывать гостям и жителям города. Памятников старины у нас действительно нет, разве что расположенный по соседству храм XVIII века Космы и Дамиана.

Тем не менее, наш город имеет историю, исчисляемую тысячелетиями. Эта история тесно связана с историей нашей страны, поэтому каждому жителю Юбилейного желательно ее знать. Любопытно, что история нашего края уточняется именно в настоящее время: совсем недавно были получены результаты раскопок, которые опровергают известные исторические факты.

1. Древние поселения на берегах реки Клязьмы.

История нашего города начинается с незапамятных времен. Во время археологических раскопок 1993-1994 годов на берегу Клязьмы у бывшей деревни Максимково экспедиция Сергиево-Посадского музея-заповедника совместно с городским историко-краеведческим музеем г.  Королева нашла древнейшее поселение, существовавшее еще с дославянских времен.

Были найдены наконечники стрел, железные орудия труда VIII века до н. э. , а также домашняя утварь и женские украшения III-V веков н. э. Когда археологи обработали находки, оказалось, что 84 из них изготовлены из кости , 21 – из керамики и только 5 – нож и четыре шила – из железа.

Максимковского городища.

Последнее, по мнению ученых, служит доказательством того, что Максимковское поселение существовало в эпоху появления первого железа. Жители умели обрабатывать железо, но производить его не могли – данных о его добыче не обнаружено. Возможно, металл привозили из других мест

Рис. 3. Железный нож с костяной ручкой и шильца из Максимковского городища.

Вокруг поселка не было следов ограждений или укреплений, потому археологи определили поселение как селище раннего этапа дьяковской археологической культуры, датируемое VIII-VII вв. до н. э. – первыми веками н. э. Археологами был найден очаг, который находился в домах древних жителей почти три тысячи лет тому назад. Ученые предположили, что в те времена он был единственным источником света и тепла в доме. По всей видимости, огонь в нем поддерживался постоянно. На нем готовили пищу, около него ели и отдыхали. В холодные дни около него плели рыболовные сети и корзины, пряли и ткали, обрабатывали шкуры и шили из них одежду, изготавливали костяные наконечники стрел и другие орудия труда. Сейчас камни из этого очага находятся в городском краеведческом музее города Королева.

Сразу возникает вопрос: почему этот исторический этап называется дьяковской культурой? Пришлось искать материалы на эту тему: читать отчеты археологов и гипотезы ученых-историков, затем решать, что из описанного могло бы относиться к поселениям на территории нашего города.

Дьяковская культура – археологическая культура раннего железного века, существовавшая с VII-VIII века до н.  э. по VII век н. э. на территории Московской, Тверской, Вологодской, Владимирской, Ярославской и Смоленской областей. Название культура получила по Дьякову городищу у села Дьяково (ныне в Москве, в черте музея-заповедника Коломенское), где впервые археологами были обнаружены ее следы.

Дьяковцы жили родовым строем. Каждый род, состоявший из нескольких больших семей и насчитывавший в среднем около сотни человек, жил в особом городище. Городища воздвигались по берегам рек; чаще для этого выбиралось возвышенное место, где в реку впадает другая речка или овраг, образуя мыс. Получалось, что дьяковское городище имело треугольную форму и с двух сторон было защищено рекой или оврагом. Именно такое место и находится на территории села Максимково .

Первоначально городища укреплялись слабо, только рвом и частоколом с открытой стороны, а примерно с IV в. до н.  э. (время распространения железа и, видимо, увеличения богатств родов, провоцировавших грабительские набеги) укрепления усиливаются. Городища обносят валами, а с открытой стороны, как правило, и двумя рядами валов со рвом между ними. В городище проживало от 50 до 200 человек. Так, на всей территории современной Москвы известно 10 городищ, то есть на эту территорию площадью более 1000 кв.  км приходилось около 1000 человек. Жители городища осваивали территорию примерно в радиусе 3 км от него, где у них были охотничьи угодья, пастбища и поля.

Основными занятиями дьяковского населения были охота, рыболовство и скотоводство. Поскольку дьяковцы селились по берегам рек, то окрестные леса оставались незаселенными и предоставляли широкие возможности для охоты. Охотились на лося, оленя, медведя, кабана, косулю, тетерева, рябчика – ради мяса, а также на пушных зверей (прежде всего, – на бобра, а также куницу, лису и выдру). Для охоты на мелкого пушного зверя использовались специальные стрелы с тупым наконечником (чтобы не испортить шкурку).

В хозяйстве в первую очередь разводились лошади (сначала – просто на мясо, а позже – для верховой езды), а еще – коровы и свиньи. Скот был малорослым. Стада, содержавшиеся в общем загоне, составляли родовую собственность и главное родовое богатство, в те времена среди людей не было разделения на бедных и богатых.

Земледелие только начинало развиваться и было примитивным. Мотыгами возделывались в основном мысы и участки высоких берегов рек, а заливные и пойменные луга использовались под пастбища. К концу существования культуры значение земледелия увеличилось. Возделывали просо, ячмень и пшеницу, а также коноплю и лен, которые заняли уже значительное место в хозяйстве дьяковцев.

Жилищами служили в раннюю эпоху круглые полуземлянки с коническими крышами, впоследствии – длинные дома, относительно большие (площадь 50-70 кв. м). В городище было несколько домов, в каждом из которых проживала большая семья. Дома были срубные или столбовые, из тонких бревен (по некоторым предположениям даже плетня), обмазанных глиной. Дом делился на несколько помещений: холодное и теплые комнаты, в центре которых располагался очаг. Пол подсыпали песком, обмазывали глиной или устилали травяными подстилками. В последние века существования дьяковской культуры на смену большим длинным домам пришли небольшие квадратные постройки из бревен, закрепленных на опорных столбах. Кроме жилых домов, в городище были также хозяйственные постройки – хлева, амбары, в некоторых городищах находят кузницы и дома, где собирались женщины для прядения и ткачества.

Металла было мало, видимо, он дорого ценился, зато широко использовались орудия труда из кости, а на ранних этапах культуры еще и камень. Лишь к концу периода костяные орудия вытесняются металлическими. Несомненно, большую роль в быту играли предметы из дерева. При раскопках находят глиняные грузики непонятного назначения. Они имеют конусовидную форму, с внутренним каналом, на котором часто заметны следы потертостей. Основания фигурное, поверхность украшена орнаментом, грузики непохожи друг на друга. Существует множество гипотез об их предназначении: иногда в них видят культовые предметы, иногда – прообразы нынешних паспортов, чаще склоняются к мнению, что это грузики для рыбной ловли или ткацких станков.

Умерших людей дьяковцы сжигали и помещали в урнах в «домики мёртвых», расположенные далеко от жилища. В этих домах, представлявших собой небольшие полуземлянки, хранились остатки умерших с остатками погребального инвентаря и бронзовых украшений. Существуют предположения, что такие «домики», находимые в лесной глуши первыми славянскими поселенцами, послужили прообразами для избушки Бабы Яги на курьих ножках. Свидетельств духовной жизни дьяковцев немного. Это миниатюрные глиняные и костяные фигурки животных, а также женские статуэтки. Особо были распространены изображения медведя и утки: медведь как «хозяин леса», утка – как прародительница всего сущего, снесшая Мировое яйцо.

Внешний облик дьяковцев мало изучен, так как их останки практически не сохранились. Ученые считают, что люди того времени имели плоские скулы и мало выступающий нос, были худощавыми и невысокого роста.

С середины I тыс. н.  э. дьяковская культура приходит в упадок, и археологические свидетельства ее исчезают в VIII в. При этом никаких признаков внешней катастрофы (вражеское нашествие и т.  п. ) не наблюдается. Согласно традиционному взгляду, в IX-Х вв. земли дьяковцев заселяют сначала финно-угорские племена, а затем и славянские племена кривичей и вятичей.

Наследниками дьяковской культуры предположительно считаются племена меря. Ме́ря, или меря́не, – древнее финно-угорское племя, жившее на территории современной Московской, Владимирской, Ярославской, Вологодской, Ивановской, Тверской и Костромской областей. Хорошо известно и общепризнано, что на значительной части современных Костромской, Ярославской, Вологодской и Ивановской областей до прихода туда в IX-XI вв. славян-кривичей жили именно меря. Меря – это племена, которые водворялись среди лесов и болот центральной и северной России ещё в то время, когда здесь не заметно никаких следов присутствия славян.

2. Торговый путь из Московского во Владимиро-Суздальское княжество.

Историки утверждают, что в XII веке по Клязьме в районе Болшева находилось городище славянского племени вятичей, через которое проходил древний торговый путь из Московского княжества во Владимиро-Суздальское

Начинался он от устья реки Яузы. Это место называли Пристанищем. Товары грузили на лодки-однодеревки (выдолбленные из цельного дерева) или набойные (однодеревки с набитыми на борт досками). Плыли по Яузе до Мытищ. Оттуда, где в Яузу впадает небольшая речка Работня, начинался 8-километровый волок на Клязьму. Спуск судов на воду происходил у селения Городище.

«По Яузе, по восточной дороге от Москвы, поднимались вверх по течению этой реки глухим лесом (Сокольники, Лосиный остров) до села Тайнинского и далее до самой вершины Яузы. Затем следовал переволок у теперешнего села Больших Мытищ на село Болшево и древнее городище, находящееся уже на Клязьме», – писал Иван Забелин в «Истории города Москвы».

Сейчас рядом с этим местом, на высоком правом берегу Клязьмы, находятся жилые дома, а на низком левом – городской пляж.

3. История Болшево в XVI-XIX веках.

Первое упоминание о Болшево (в разных источниках Болшево именовалось по-разному – Большево, Большово) в писцовых книгах относится к 1573 году: «. на реке Клязьме церковь Козма и Дамьян древяна клецки». В те времена это были владения думного дьяка Василия Щелкалова, видного государственного деятеля при Иване Грозном.

Видимо, в ближайшем будущем нас ожидает новое открытие в истории нашего края. Дело в том, что в ходе раскопок, производившихся два года тому назад, были найдены наконечники стрел и другие свидетельства того, что здесь проходила битва, датируемая концом 16 века. Традиционно считается, что в 1591 году крымский хан Казы-Гирей с многочисленным войском татар, разбив воеводу В.  И.  Бахтеярова-Ростовского, подступил к Москве с юга и выжег ее окрестности. Царю Федору Иоанновичу было весьма сложно отразить своими силами внезапное нашествие татар, так как он еще должен был защищаться от шведов, шедших на Новгород. Поэтому Казы-Гирей надеялся, что российская столица слабо защищена. Но у ее стен крымцев встретила московская рать под командованием воевод Ф.  И.  Мстиславского и Н.  Р.  Трубецкого. Хан атаковал Москву с юго-запада: 4 июля 1591 года части хана подошли к Коломенскому. Целый день войско хана конными налетами прощупывало в разных местах московскую оборону, стремясь найти в ней уязвимые точки и прорваться к центру города. Но москвичи стойко отразили все атаки и нанесли войскам хана серьезный урон (в том числе артиллерийским огнем). Для ободрения защитников города царь Федор Иоаннович повелел вынести к ним знаменитую Донскую икону Божией Матери, которая, по преданию, находилась в русском войске еще во время Куликовской битвы. Маневренный бой длился целый день. К вечеру Казы-Гирей, не добившись успеха ни на одном из направлений, перенес свою ставку в село Воробьево (район Воробьевых гор). Для устрашения ханского войска москвичи продолжали палить из пушек всю ночь. Взятые же в бою пленные сообщили хану, что стрельба ведется в знак радости от прихода с севера в столицу свежих войск. Убедившись, что Москва надежно защищена, Казы-Гирей, не дожидаясь рассвета, отступил. Это было последнее нашествие войск Крымского ханства, когда им удалось вплотную подойти к стенам Москвы. В честь этой победы в Москве, на месте, где находилась среди защищавших столицу войск знаменитая Донская икона Божией Матери (легенда приписывает ей чудесное заступничество), был основан Донской монастырь. Потерпев еще несколько поражений и оставив значительную часть награбленного, Казы-Гирей бежал к Оке, где бросил весь обоз, собственный шатер и повозку; перетопил массу людей на переправах и помчался налегке по Тульской земле, оставляя сотни и тысячи своих воинов на расправу русской коннице. Его арьергард возле самой Тулы был настигнут и разбит, причем только пленными русские взяли тогда около тысячи человек. С той поры, «подкармливаемый» русскими, он оставался в дружбе с ними до самой смерти.

Таким образом, согласно историческим описаниям, все сражения за Москву с Казы-Гиреем происходили на южных границах нашей столицы. Но раскопки показали, что, возможно, войско Казы-Гирея пыталось взять Москву и с северо-востока. Изучение находок продолжается, поэтому гипотеза ученых ждет своего подтверждения.

В период Смутного Времени (с 1598 по 1613 год) церковь Космы и Дамиана в Болшеве разрушили и сожгли, населенный пункт лишился статуса села (разница между деревней и селом: наличие храма в населенном пункте – село, его отсутствие – деревня), поэтому позже Болшево упоминается уже как деревня, а после постройки нового храма – вновь как село.

Согласно архивным изысканиям, наш древний город образовался на стыках нескольких поселений. Большая часть нынешних городских земель принадлежала известному роду Шереметевых: в 1620 году по государевой грамоте Болшево с принадлежащими ему деревнями Городище и Комаровка перешло во владение боярина Ф.  И.  Шереметева. В 1651 году «вотчина Шереметева. Болшево. дана внуку его князю Михаилу Одоевскому. », а дальше переходила его потомкам по наследству. В XVII-XVIII веках крестьяне здешних мест занимались земледелием и охотой, поставляли зерно в Москву. Находясь во владении Юрия Михайловича Одоевского, село Болшево возрождается, ведется строительство нового деревянного храма. Позже Болшево было передано князьям Петру и Николаю Одоевским, имение которых было расположено на правом берегу реки Клязьмы.

О князе Петре Ивановиче Одоевском (1740-1826 гг. ) прекрасно отзывались современники: «. князь Одоевский, памятный мне как человек в высшей степени добродушный и благодушный. » Ф.  Ф.  Вигель вспоминает: «Дом Одоевского был пышен, шумен. Вид спокойствия, довольства и даже тучность домашней прислуги. » «С виду сухонький старичок, на вид отставной камергер, а не полковник. Совсем не походил на екатерининских полковников. Но в доме все напоминало русское общество и в нем только он один был аристократ. Не гнался за почестями: бригадирским шитьем или камергерским ключом». После смерти жены и дочери, князь, охотно и много помогал бедным. У него в доме, под надзором пожилой дамы, всегда жили две-три воспитанницы, бедные сироты, которым он давал образование, а потом, обеспечив, выдавал замуж, причем на их место всегда поступали новые. В 1786 году на месте обветшавшей деревянной церкви во имя святых бессеребреников Космы и Дамиана Одоевский строит каменную церковь, которая сохранилась и по сей день

К нашему городу с юго-запада примыкает лесной массив, который называется «Комитетским лесом». История этого леса также неразрывно связана с именем князя П.  И.  Одоевского. В 1776 году князь П.  И.  Одоевский «предоставил Большово с деревнями в распоряжение попечительного комитета», передав его и более тысячи крепостных крестьян в распоряжение Попечительского Императорского человеколюбивого общества (комитета) на содержание учрежденных им приютов и «убежищ для бедных». Отсюда – и название леса – «комитетский». Обществу жертвовали земли и крестьян вице-президент Попечительного комитета А.  Н.  Бахметев, княгиня. О.  М.  Кольцова-Мосальская, М.  Ф.  Чихачёв и другие. В составе Человеколюбивого общества действовало Общество поощрения трудолюбия, созданное по инициативе княгини А.  Н.  Стрекаловой в 1863 году для оказания помощи женщинам.

После смерти князя П.  И.  Одоевского на его средства Попечительский комитет открыл в Болшево первую начальную школу (1863 г. ) , а также ремесленно-исправительный приют для нищих девочек (1874 г. ) и художественно-ремесленную школу (1911 г. ).

Уклад жизни в Болшево изменился в конце XIX века в связи со строительством двух железнодорожных линий, определяющих сегодня южную и восточную границы Юбилейного. В 1894 году через Болшево прошла железнодорожная ветка от Мытищ на Щелково. Тогда же ставится вопрос о строительстве дороги между Ярославским трактом и селом Болшево по церковной земле (полоса в 15 сажень шириной до фабрики Ф.  Рабенек): в те годы в России повсеместно шло интенсивное развитие промышленного и фабричного производства.

Железная дорога связала крупные по тому времени промышленно-фабричные центры северо-восточного Подмосковья – Мытищи, Болшево и Щёлково – с окрестностями. В XIX веке появилась и другая железнодорожная линия (узкоколейная), соединяющая фабричный район Ивантеевки с местом добычи торфа (ныне г.  Королев) и обеспечивающая его топливом. Сейчас это фрязинская ветка Ярославской железной дороги.

Заключение

Поскольку город Юбилейный, как уже говорилось, – молодой, было бы неправильно изучать его историю только в нынешних территориальных границах. До этого наш город был и древнейшим городищем, и деревней, и селом, и дачным поселком, и поселком городского типа, какое-то время входил в состав города Калининграда (Королёва). Так что наша история – Юбилейного и Королёва – общая.

Интересно развитие промышленного производства, главным образом, ткацкого и шелкопрядильного, – начиная с Петра I. Любопытна и познавательна история трудовых исправительных учреждений – Яковлевского приюта для нищих девочек XIX века и трудовых коммун, существовавших уже в советские времена. Некоторые здания той эпохи сохранились и до сих пор, но большинство из них утрачены навсегда. Но, к счастью, сохранились фотографии и воспоминания людей, к примеру, о доме, некогда принадлежавшем Яковлевскому приюту.

«Болшевский парнас» – еще одна страничка нашей истории: на дачах здесь жили и работали наши знаменитые соотечественники: писатели, поэты и артисты.

И, конечно, каждому нашему жителю известно, что Болшево знаменито военно-научными традициями. Многие наши земляки – герои Великой Отечественной войны.

Космические достижения нашей страны начинались также на болшевской земле: орбиту первого искусственного спутника Земли рассчитывали именно наши бабушки и дедушки.

Вот почему это только начало, первая часть истории Болшево-Юбилейного. Продолжение следует.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)