Культура  ->  Литература  | Автор: | Добавлено: 2015-03-23

Дом-музей Сергея Тимофеевича Аксакова в Уфе

С. Т. Аксаков по отцовской линии происходил из старинного дворянского рода Аксаковых, оставившего заметный след в русской истории. Основателем рода, который корнями уходит в 11 век, был варяжский князь Оксак, вассал норвежского короля Гокона Слепого, пришедший вместе со своей дружиной в землю Русскую на службу к Великому князю Всеволоду Ярославовичу и оставшийся жить на Руси. Отец - Тимофей Степанович - был мало развит, тих, застенчив, но добр и благороден. Интересы его ограничивались кругом хозяйственных дел, поэтому влияние на умственное развитие сына он оказать не мог, зато от отца писатель унаследовал мягкий нрав, любовь к природе и гуманное отношение к крепостным. Серёжа рос и умственно развивался под влиянием матери, Марии Николаевны Аксаковой, урожденной Зубовой. Сергей Тимофеевич ярко описал хapaктep матери и её нравы в «Семейной хронике» и «Детских годах Багрова-внука». Это была начитанная, впечатлительная и властная женщина, со страстной, неуравновешенной натурой.

Аксаков Сергей Тимофеевич родился в Уфе 20 сентября 1791 года. В первоначальном развитии его личности все отходит на второй план пред воздействием степной природы, с которой неразрывно связаны первое пробуждение его наблюдательности, его первое жизнеощущение, его ранние увлечения. Наряду с природой крестьянская жизнь вторглась в пробуждающуюся жизнь мальчика. Крестьянский труд возбуждал в нем не только сострадание, но и уважение. Женская половина дворни, как всегда, хранительница народно-поэтического творчества, знакомила мальчика с песнями, сказками, святочными играми.

«Аничков – старый приятель Марии Николаевны привел мальчика в неистовый восторг разрозненной коллекцией «Детского чтения». В мир стихотворной лирики ввела его «Детская библиотека» Кампе, переведенная Шишковым. Громадное впечатление произвели на него также сочинения Ксенофонта – «Анабазис» и история Кира младшего. С этого и начался переход от детских книжек к настоящей литературе. С характерным для него упоением он погрузился в «Россиаду» Хераскова и сочинениями Сумарокова; тут же его «сводили с ума» сказки «Тысячи и одной ночи». Когда Аксакову исполняется 10 лет, он поступает в Казанскую гимназию. В гимназии Аксаков провел три с половиною года, конец которых запечатлен новыми литературными интересами. Это был, прежде всего, театр, который всегда занимал Аксакова. Он пробыл в университете, продолжая также брать уроки в гимназии, но эти полтора года много значат в его развитии. В университете затеяли спектакли. Аксаков быстро выдвинулся среди юных исполнителей. Шумный успех сопровождал его выступления и окрылял его. Он был даже руководителем кружка. Аксаков провел год в деревне и в Москве, а затем переехал с семьёй в Петербург. В Петербурге произошло первое сближение Аксакова с литературными деятелями – как и нужно было ожидать, не теми, которые являлись представителями прогрессивных течений в литературе. А также он познакомился со многими актерами и писателями, еще более пламенно увлекся театром, но ни из чего не было видно, чтобы какие бы то ни было искания в той или другой области занимали его.

В эти годы Аксаков жил то Петербурге, то в деревне. После женитьбы на Ольге Семеновне Заплатиной Аксаков пытался поселиться в деревне. Пять лет прожил с родителями, но в 1820 году был выделен, получив вотчину, то самое Надеждино в Оренбургской губернии, которое некогда было поприщем злодейств изображенного им Куроедова, и, переехав на год в Москву, зажил широко, открытым домом. Возобновились старые литературные связи, завязались новые. Аксаков вошел в писательскую и литературную жизнь Москвы и напечатал свой перевод десятой сатиры Буало. Но открытая жизнь в Москве была не по карману. Пробыв год в Москве, Аксаков переехал, ради экономии, в Оренбургскую губернию и прожил в деревне до осени 1826 года. В августе 1826 года Аксаков расстается с деревней – навсегда. Наездом он бывал здесь, живал подолгу в подмосковной. Но в сущности до смерти оставался столичным жителем. В Москве он встретился со своим старым покровителем Шишковым, теперь уже министром народного просвещения, и легко получил от него должность цензора. В 1832 году Аксакову пришлось переменить службу: от должности цензора он был отставлен за то, что пропустил в журнале И. В. Киреевского «Европеец» статью «Девятнадцатый век». При связях Аксакова ему нетрудно было пристроиться, и в следующем году он получил место инспектора землемерного училища. А затем, когда оно было преобразовано в Константиновский межевой институт, был назначен первым его директором и устроителем. В 1839 году Аксаков, теперь обеспеченный большим состоянием, которое досталось ему после смерти отца, покинул службу и после некоторых колебаний уже не возвращался к ней. Наконец в 1834 году в альманахе «Денница» появился его очерк «Буран».

Подрастали сыновья Аксакова, мало похожие на него по темпераменту, по умственному складу, по жажде знаний, по влечению к общественному воздействию, по идейным интересам. Дружба с сыновьями, несомненно, имела значение в развитии литературной личности Аксакова. Не человек Аксаков. переродился, а в нем родился писатель. Это было в половине тридцатых годов, и с тех пор творчество Аксакова развивалось плавно и плодотворно. Вслед за «Бураном» начата была «Семейная хроника». Уже в эти годы известная популярность окружала Аксакова. Имя его пользовалось авторитетом. Академия Наук избирала его не раз рецензентом при присуждениях наград. Он считался мужем совета и разума; живость его ума, поддерживаемая близостью с молодежью, давала ему возможность двигаться вперед если не в общественно-политическом или морально-религиозном мировоззрении, основам которого, усвоенным в детстве, он всегда оставался верен, то в конкретных проявлениях этих общих начал. Он был терпим и чуток. Не будучи не только ученым, но и не обладая достаточной образованностью, чуждый науки, он, тем не менее, был каким-то нравственным авторитетом для своих приятелей, из которых многие были знаменитые ученые. Подходила старость, цветущая, покойная, творческая. Милые устные рассказы А. побудили его слушателей добиваться того, чтобы они были записаны. Но, временно оставив «Семейную хронику», он обратился к естественнонаучным и охотничьим воспоминаниям, и его «Записки об уженьи рыбы» (Москва, 1847) были первым его широким Аксаковым (1791–1859гг). Он приехал на постоянное жительство в Москву с женой и детьми из Оренбургской губернии в 1826 году и вскоре получил место цензора в Московском цензурном комитете. Однако Аксаков не смог долго работать цензором, так как эта должность в условиях николаевского режима требовала от него реакционных убеждений и умения лавировать, что было ему абсолютно чуждо. Через несколько лет Аксаков поступил на службу в Межевой институт и вскоре был назначен его директором. Одним из серьезных увлечений был театр. Живя в Петербурге и Москве, Аксаков имел широкий круг знакомств в театральном мире. Переехав на жительство в Москву, он сблизился со знаменитыми московскими актерами Мочаловым и Щепкиным, с официальными руководителями московских театров и начал печататься в журналах как театральный критик Идейная борьба, захватившая всех, достигла чрезвычайного напряжения, и быстро стареющий Аксаков не мог переживать ее перипетий. Он болел, зрение его слабело — и в подмосковном сельце Абрамцеве, в уженьи на идиллической Воре, он охотно забывал о всех злобах дня. «Записки ружейного охотника Оренбургской губернии» вышли в 1852 году и вызвали еще более восторженные отзывы, чем «Уженье рыбы». Одновременно с охотничьими воспоминаниями и характеристиками назревали в мысли автора рассказы о его детстве и его ближайших предках. Вскоре по выходе «Записок ружейного охотника» стали появляться в журналах новые отрывки из «Семейной хроники», а в 1856 году она вышла отдельной книгой. Все спешили наперерыв отдать дань уважения таланту маститого мемуариста, и это шумное единогласие критики было лишь отголоском громадного успеха книги в обществе. Все отмечали правдивость рассказа, уменье соединить историческую истину с художественной обработкой. Радости литературного успеха смягчали для Аксакова тяготы этих последних лет. Материальное благосостояние семьи пошатнулось; здоровье Аксакова становилось все хуже. Он почти ослеп — и рассказами и диктовкой воспоминаний заполнял то время, которое не так еще давно отдавал рыбной ловле, охоте и деятельному общению с природой. Целый ряд работ ознаменовал эти уже последние годы его жизни. Эти последние сочинения писаны в промежутках тяжкой болезни, от которой Аксаков скончался 30 апреля 1859 года в Москве. Русская литература чтит в нем лучшего из своих мемуаристов, незаменимого культурного бытописателя-историка, превосходного пейзажиста и наблюдателя жизни природы, наконец, классика языка.

Музеи России

В работе раскрываются страницы истории некоторых музеев, эпизоды жизни С. Т. Аксакова, отдельные факты из истории создания его произведений, образы, деяния, портреты его современников, передающие нам лицо той эпохи.

2. 1. Аксаковский народный дом в городе Уфа.

Это здание можно назвать первым музеем С. Т. Аксакова на его родине, в Уфе. 20 октября 1908 года в связи с 50-летием со дня кончины Аксакова Сергея Тимофеевича Уфимский губернатор Ключарев созывает особое совещание представителей Уфимского дворянства, земства и города, правительственных учреждений и печати. Было принято решение о строительстве Аксаковского народного дома. Аксаковский народный дом решено было построить на добровольные пожертвования граждан. Сбор денежных средств начался в Уфе, продолжался в губернии, а позже по всей России. По проекту он должен был стать самым большим зданием Уфы. В нем предполагалось устроить зрительный зал и аудиторию, бесплатную народную библиотеку, читальню, музей, состоящий из этнографического, естественного и исторических отделений, а также специального аксаковского, где должны были находиться реликвии, имеющие отношение к жизни Аксакова. В том же здании намечалось организовать и картинную галерею имени Нестерова. 14 сентября 1909 года состоялась торжественная закладка дома по проекту Рудавского. В 1914 в построенной части Аксаковского народного дома разместили библиотеку имени Сергея Тимофеевича Аксакова. Однако строить здание помешалась начавшаяся первая мировая война. Вместо библиотеки в нем был расположен военный госпиталь. Здание достраивалось в 1928-1935 годах. В начале 30-х годов Аксаковский народный дом получил название Дворца Труда и Искусства.

14 декабря 1938 года перед зрителями свои двери раскрыл Башкирский государственный театр оперы и балета, который поместился в Аксаковском Народном Доме.

2. 2. Дом – музей Сергея Тимофеевича Аксакова.

Дом – музей Сергея Тимофеевича Аксакова – филиал Национального музея Республики Башкортостан в Уфе. Открыт в 1991 в доме, где семья Аксаковых жила в 1795-1797гг. Экспозиция мемориальной части, воссоздающая интерьер 2-й половины 18 века, знакомит с историей города и Уфимского наместничества, а также с "семейной хроникой" Зубовых-Аксаковых, показывая, как городское окружение, семья и быт формировали духовный мир писателя. В литературной экспозиции представлены материалы, рассказывающие о Казанском ученическом периоде жизни Сергея Тимофеевича Аксакова, его театрально-критической деятельности, о творчестве писателя в контексте русской литературы 18-19 веков, его ближайшем окружении. Один из разделов экспозиции посвящен жизни и деятельности Константина и Ивана Аксаковых - идеологов славянофильства. В литературно-музыкальной гостиной воспроизведен интерьер губернаторского дома 2-й половины 19 века. Документальные материалы этого зала связаны с деятельностью сына Аксакова - Григория, который в середине 60-х годов был губернатором Уфимской губернии. Дом-музей ведет сбор материалов о историко-культурных связях С. Т. Аксакова, его семье и потомках. Ежегодно Дом-музей организует Аксаковские дни, научные чтения, выставки, литературно-музыкальные вечера, камерные концерты старинной и классической музыки, праздники Масленицы и

Рождества.

2. 3. Музей семьи Аксаковых в с. Надеждино.

Дом-музей семьи Аксаковых был открыт в конце сентября 2002 года в составе историко-культурного центра «Надеждино».

Первой здесь восстановили церковь во имя святого великомученика Дмитрия Солунского, вслед – мельницу на плотине поэтически описанного С. Т. Аксаковым пруда. Усадебный дом сначала поставили деревянный, но когда мельница, в которой временно были размещены экспозиции музея, сгорела, построили добротный кирпичный дом.

Указом Президента РБ восстановленные пруд, церковь и дом Аксаковых были объединены в историко-культурный центр «Надеждино».

Экспозиционная задача первого зала Дома-музея семьи Аксаковых – создание образа «старины глубокой», то есть максимально достоверной обстановки начала XIX столетия. Документы, детали интерьера, стиль оформления помещения говорят о быте просвещенного помещика, образа жизни его и членов семьи.

Следующий зал воссоздает атмосферу семейного уюта. Здесь было место, где семья собиралась в полном составе, кто-то читал, кто-то занимался рукоделием, здесь был сконцентрирован дух семьи.

Третий зал показывает место села Надеждина в становлении Аксаковых-граждан, Аксаковых – творческих личностей. Экспозиции содержат книги С. Т. Аксакова, его сыновей Константина и Ивана, их портреты, подлинные предметы того времени.

Дому-музею всего четыре года, но о нем уже известно «всей Руси великой», во многих странах Европы и Азии, даже в Австралии. В 2006 году Дом-музей был награжден Почетной Грамотой Министерства культуры и национальной политики Республики Башкортостан.

В музее проходят концерты камерной музыки, ретро-вечера, встречи с мастерами образного слова. В Доме-музее работают кружки юных литературоведов, начинающих поэтов «Аксаковская тропинка», «Центр народных ремесел».

Дом-музей семьи Аксаковых прочно вошел в быт села Надеждина. Этнографическую часть экспозиций пополняют местные бабушки: то предметы крестьянского быта принесут, то свои красочные подвенечные платья, а то соберутся и проведут в музее старинный обрядовый праздник.

В Надеждине часто бывают неожиданные гости – из Парижа философ Н. А. Струве привез целую библиотеку книг, заместитель генерального директора Эрмитажа, дальний родственник С. Т. Аксакова, В. Ю. Матвеев подарил музею фрагменты старинной мебели, по которым восстановлен мебельный гарнитур из 12 предметов, характерных для начала XIX века.

В Надеждине особенно в конце сентября каждого года звучит не только русская, башкирская, татарская, чувашская речь, но и иностранная, в основном, славянская.

В Доме-музее семьи Аксаковых побывали и крупнейшие писатели современной России – М. Алексеев, В. Распутин, летчик-космонавт В. Савиных, представители культурной элиты страны и Республики Башкортостан. Открывал музей Президент Республики Башкортостан М. Г. Рахимов.

2. 4. Музей-заповедник писателя в Оренбургской области.

Решение о создании мемориального комплекса-заповедника, который включал бы родовой дом, водяную мельницу, часовню, парк, было принято на заседании Оренбургского исполкома областного совета в 1989 году. Основным документом для начала работ по проектированию экспозиции стала научная концепция, авторами которой были директор областного краеведческого музея Н. А. Ерёмина и сотрудники. А основным источником при разработке проекта экспозиции были книги С. Т. Аксакова: «Детские годы Багрова-внука», «Семейная хроника», а также имеющийся фонд музея.

В восстановленном барском доме сейчас расположен музей. Экспозиция музея рассказывает о заселении земель Оренбургского края и Уфимского наместничества в середине 18 века, о поселении дворян Аксаковых на берегах реки Бугуруслан. Здесь представлены материалы о жизни писателя в Оренбургском крае, о местах, которые легли в основу его произведений. «В залах музея можно увидеть подлинную аксаковскую мебель 19-20 веков, вещи и документы, рассказывающие о потомках Аксакова, коллекцию картин, посвящённых местам, связанных с его жизнью и творчеством, предметы старины. Почти удалось воссоздать горницу деда писателя - Степана Михайловича, основателя с. Знаменское (Аксаково), отразив культуру народов края, соединить стилевые решения в оформлении интерьера здания. В новом музее 6 экспозиционных залов. Экспозицию открывает комплекс материалов, посвящённых С. М. Аксакову. Это рассказ не только о главе семьи, но и о многом другом. В экспозиции - ларец с двойным дном для бумаг, герб рода Аксаковых. В этом гербе запечатлена военная история рода Аксаковых - в щите, имеющем серебряное поле, изображено красное сердце, пронзённое стрелою. Щит венчает рыцарский шлем, с дворянской в нём короной, страусовыми перьями. Налёт на щите серебряный, подложенный красным. Поддерживают щит два воина в латах с копьями руках. Древность дворянского рода была гордостью С. М. Аксакова. » Эта тема органично переходит в другой зал, скрывающий нравы и устои старинной патриархальной семьи Аксаковых, типичной для эпохи крепостничества, где царят насилие, деспотизм. В бывшей девичьей и людской поместили экспозицию «Этнический состав и быт местного населения», куда вошли предметы быта народов, населявших эту местность в 18 веке. Это костюмы русских, мордвы, чувашей, татар, орудия труда, документы, фотографии, акварели. Здесь же поместили часть интерьера крестьянской избы. Экспозиция отражает и тему изнурительного труда крестьян и традиции, обряды, а также показывает поэтическую натуру крестьянина. Комплекс «Аленький цветочек органично дополняет выставку в этом зале. Завершают экспозицию музея две темы: «Русский писатель С. Т. Аксаков - певец Оренбургского края», и «С. Т. Аксаков - выдающийся русский писатель». В этих залах, из-за недостатка подлинных предметов, многое опирается на воссозданные документальные источники, фотографии, произведения писателя, что ведет к музейной условности, но тем не менее, все объединено в один историко-литературный ряд. Здесь размещены материалы свидетельствующие о становлении Аксакова - писателя, художника, о его дружбе с Н. Гоголем, о признании творчества писателя выдающимися критиками.

В музее все одушевлено, конкретно по своему отношению к Аксакову и его времени. Открытие музея в 1996 году вызвало большой общественный резонанс. Интерес к музею поддерживается различными формами работы, которые проводятся совместно с областным краеведческим музеем. Активнее стало использоваться в работе музея и творчество С. Т. Аксакова. Сегодня Аксаковский музей-заповедник открыт для сотрудничества с другими музеями. « И как прежде плывут белые облака над зеленой долиной. Ржаное поле вдали за Бугурусланкой нескончаемо катится к Кудринской горе. Темно-зеленые купы Аксаковского парка с выступающими вершинами сосен вырисовываются на горизонте, Челяевская гора и сверкающее зеркало пруда за серебристыми ветлами Грачевой рощи - все видится теперь сразу и поражает глаз. «Это был - да и теперь есть - уголок обетованный. » Как верно сказано больше века назад! Пройдет год, и сто лет пройдет, и все также в темнеющий лес, за Кудринской горой, в лесную полосу на ржаном поле, будет бить из тучи солнце. »

2. 5. Государственный историко-художественный и литературный музей-заповедник «Абрамцево»

В истории русской культуры Абрамцево занимает особое место. На протяжении XIX века оно дважды было одним из центров культурной жизни России. В 1843 году небольшая подмосковная усадьба Абрамцево, принадлежавшая помещикам средней руки и неоднократно переходившая от одного владельца к другому, была приобретена Сергеем Тимофеевичем Аксаковым. Одним из самых его серьезных увлечений был театр. Аксаков имел широкий круг знакомств в театральном мире. Переехав на жительство в Москву, он сблизился со знаменитыми московскими актерами Мочаловым и Щепкиным, с официальными руководителями московских театров и начал печататься в журналах как театральный критик. Тонкий вкус и глубокая принципиальность позволили Аксакову стать непререкаемым авторитетом в театральном мире. Полностью раскрылся талант писателя в тот период, когда Аксаков поселился в 1843 году в Абрамцеве.

«Сергей Тимофеевич горячо полюбил «этот прекрасный уголок», уютный старинный деревянный дом с мезонином, окружающий его парк с вековыми деревьями, живописную речушку Ворю, прихотливо бегущую в низине у дома, многочисленные пруды, богатые рыбой, и обширные грибные леса. Он называл Абрамцево «раем земным», «премилой деревенькой». Здесь он нашел душевный покой и природу, которая была созвучна его художественному дарованию. » Именно в эти годы в Абрамцеве, несмотря на то, что Аксакову шел уже шестой десяток, проснулся в нем замечательный художник слова. Значительную роль в этом сыграла дружба Аксакова с Н. В. Гоголем и И. С. Тургеневым.

В Абрамцеве Аксаков написал свои лучшие произведения. В его первых книгах «Записки об уженье рыбы» и «Записки ружейного охотника Оренбургской губернии» дается тонкое и поэтическое описание природы здешних мест, богатого и разнообразного мира птиц и животных. Публикация этих книг вызвала широкое признание автора как первоклассного писателя и восторженные отзывы. Тургенев в своей первой рецензии на «Записки ружейного охотника» писал: «Эту книгу нельзя читать без какого-то отрадного, ясного и полного ощущения, подобного тем ощущениям, которые возбуждает в нас сама природа, а выше этой похвалы мы никакой не знаем». Высоко оценили первые произведения Аксакова Н. А. Некрасов, Н. Г. Чернышевский, А. М. Горький. В романе «Жизнь Клима Самгина» А. М. Горький устами одного из героев, Кутузова, говорит Самгину: «Вы прочитайте Аксакова «Об уженье рыбы» – заразитесь! Удивительная книга, так, знаете, написана – Брем позавидовал бы».

В Абрамцеве Сергей Тимофеевич написал «Семейную хронику», «Детские годы Багрова-внука» и другие произведения, которые сделали его имя известным всей читающей России. Творчество Аксакова отличает реалистическое и яркое изображение быта. Аксакову удалось вскрыть многие неприглядные стороны крепостничества, его неограниченный произвол и полное бесправие угнетенных. Н. Г. Чернышевский писал о «Семейной хронике»: «Правда чувствуется на каждой странице. правда эта видна и при изображении характеров, в которых добро и зло так переплелись, что в них видишь живого, а не сочиненного человека. »

Сергей Тимофеевич и все члены его семьи были тонкими ценителями художественной литературы, живо интересовались новыми явлениями литературной и общественной жизни России середины XIX века, восторженно приветствовали все новое и талантливое, что появлялось в отечественной литературе. Аксаковы славились добросердечием и гостеприимством, и неудивительно, что Абрамцево стало притягивать к себе литераторов, артистов, историков, философов и их многочисленных друзей. До глубокой ночи не затихали порой в гостиной хозяина Абрамцева разговоры и споры о литературе и искусстве, о судьбе России и ее будущем.

Среди гостей Абрамцева бывал и Н. В. Гоголь, с которым Аксакова связывали тесные дружеские узы. Аксаков высоко ценил талант Гоголя. Здесь, в абрамцевском доме, в один из августовских вечеров 1849 года Гоголь читал первую главу второго тома «Мертвых душ». Николай Васильевич считался с мнением Аксакова, требовал от него замечаний, вычеркивал те места, при чтении которых Сергей Тимофеевич хмурился. Аксаковы были одними из самых преданных, стойких и восторженных друзей Гоголя. Трагедия Гоголя явилась сильным потрясением для Аксаковых.

В декабре 1849 года Аксаков познакомился с И. С. Тургеневым. Присущая обоим писателям страстная любовь к русской природе и охоте сблизила их. Тургенев стал частым гостем в Абрамцеве. Он восхищался тонкостью наблюдений Аксакова, богатством его языка.

Давний друг Аксакова – знаменитый артист М. С. Щепкин тоже часто бывал в Абрамцеве. Приезжали сюда В. Г. Белинский, А. И. Герцен, М. А. Бакунин, С. Т. Грановский, Т. Г. Шевченко, А. В. Кольцов и, многие другие. Имя С. Т. Аксакова стоит в ряду имен тех людей, которые олицетворяют собой светлое начало в тяжелой атмосфере в период царствования Николая I.

В 1859 году Сергей Тимофеевич Аксаков скончался, и жизнь в Абрамцеве на некоторое время затихла. В 1866 году Абрамцево как бы снова ненадолго ожило: в этом году в нем поселился Иван Сергеевич Аксаков, сын писателя, со своей женой Анной Федоровной Тютчевой, дочерью поэта Ф. И. Тютчева. Аксаковы принимали в Абрамцеве литераторов, но внимание к нему угасало, кончилась там и яркая, напряженная жизнь.

В 1870 году опустевший абрамцевский дом приобрел Савва Иванович Мамонтов – крупный промышленник (1841–1918). Он был яркой и противоречивой личностью. Человек необыкновенно живой и остроумный, наделенный музыкальными и художественными способностями, незаурядным вкусом, умеющий находить талантливых людей, Мамонтов привлекал в Абрамцево музыкантов, артистов, художников.

«1 октября 1918 года был подписан «Декрет о переходе имений, сельскохозяйственных предприятий и участков земли, имеющих в культурно-просветительном и промышленном отношении общегосударственное значение, в ведение Народного комиссариата земледелия»; прошло еще немного времени, и началась новая жизнь Абрамцева, уже музея-усадьбы».

Осмотр музея лучше всего начать с главного дома, небольшого, деревянного, под красной крышей, с двумя симметричными крыльцами. Постройка дома относится к концу XVIII века, и дом дошел до нас почти без изменений. Исключение составляют железная крыша, заменившая тесовую, пристройки к столовой большого зала, где устраивались домашние спектакли, и нескольких комнат, что были сделаны при Мамонтове.

Первая комната, куда попадают посетители, служила Аксаковым столовой. Мебель – стол, стулья и другие предметы – сделана из березы в духе существовавшей в то время моды. На стенах портреты друзей и знакомых Аксаковых, посещавших Абрамцево, – Н. В. Гоголя, И. С. Тургенева, М. С. Щепкина, Д. В. Григоровича и других.

Во второй комнате (зал, пристроенный Мамонтовым) разместилась экспозиция, которая знакомит с биографией Аксакова и его творчеством. Экспонаты повествуют о детских и юношеских годах писателя, о его жизни в Москве, литературных выступлениях как театрального критика. Аксаков страстно любил театр и литературу, он отдавал все силы борьбе за утверждение русского репертуара и реалистического направления в деятельности русского театра. В экспозиции представлены и первые издания книг Сергея Тимофеевича с отзывами о них известных русских критиков и писателей, а также иллюстрации к произведениям Аксакова советских художников.

Следующая комната – кабинет С. Т. Аксакова. Здесь обстановка сохранена в том виде, какой она имела при жизни писателя. Между окнами стоит небольшой письменный стол – бюро красного дерева, около него – простое дубовое кресло на колесиках, в котором обычно сидел Сергей Тимофеевич, когда писал или диктовал дочерям свои произведения. На столе – портрет-миниатюра Н. В. Гоголя. Напротив окон – диван, на котором любил отдыхать Гоголь во время своих неоднократных приездов в Абрамцево.

На стенах комнаты висят портреты родных и близких Аксакова. На старинном портрете, выполненном неизвестным, но первоклассным художником XVIII века, изображен сидящий за столом мужчина с пудреными волосами по моде конца XVIII века, а около него – два мальчика. Это отец писателя Тимофей Степанович Аксаков с двумя сыновьями: старшим Сережей и младшим Колей. Он был человеком, страстно любившим природу и сумевшим передать эту любовь своему старшему сыну. В экспозиции музея можно видеть и портрет матери писателя, Марии Николаевны Аксаковой, выполненный неизвестным художником первой половины XIX века. С портрета смотрит волевое лицо красивой молодой женщины. Она была незаурядно образованной для тогдашнего времени. От нее Аксаков унаследовал свою любовь к литературе и театру. В этой же комнате находится маленький столик, на котором стоит уникальный предмет. Это дорожная шкатулка Н. В. Гоголя, которая может быть превращена в небольшой письменный столик. Она была подарена Аксаковым матерью Гоголя в память о дружбе, связывавшей писателей,

Соседняя с кабинетом С. Т. Аксакова комната обставлена мебелью из простой березы, выполненной с замечательным вкусом умелыми руками крепостных крестьян. Во времена Аксакова комната служила ему спальней, а теперь здесь размещены материалы, посвященные литературным и дружеским связям Аксакова с Гоголем. Здесь много рисунков, картин, портретов, фотографий, документов, многочисленные иллюстрации к произведениям Гоголя и большое полотно работы М. П. Клодта, изображающее трагический момент уничтожения Н. В. Гоголем второго тома «Мертвых душ».

Посещение музея-усадьбы «Абрамцево» доставляет большую радость всем, кому дорога память о великих деятелях русской культуры.

2. 6 Дом-музей в Москве

Музей в Москве по адресу: Сивцев Вражек, 30 был открыт 1 апреля 1984 г. в 175 годовщину со дня рождения Н. В. Гоголя, который бывал в гостях у своих друзей Аксаковых. Именно здесь 19 марта (по старому стилю) 1849 г. Гоголь отмечал свой день рождения, на который собралась вся литературная Москва. Надо сказать, что история сыграла со зданием злую шутку. Дело в том, что дом с мезонином и шестиколонным портиком композитного ордена был возведен в 1822 г. на фундаменте палат XVII - XVIII вв. , сгоревших в грандиозном пожаре в 1812 году. В настоящее время данный музей закрыт. 22 февраля 2005 года в доме был сильный пожар. Огнем были уничтожены последний этаж и чердак строения. Пострадавших не было, группа пожарных разобрала рухнувшие конструкции. К месту происшествия прибыли эксперты пожарной лаборатории, которые устанавили причины возгорания. По предварительным данным, оно возникло из-за нарушения правил пожарной безопасности при проведении строительных работ. Дом находился на реконструкции, по разным данным, загорелись леса или каркасно-пленочная обивка здания. Размеры ущерба для музея пока установить сложно, этим занимается специальная комиссия. Между тем сгоревшее сегодня здание, возможно, не является тем домом, в котором жила знаменитая литературная семья Аксаковых. По данным некоторых СМИ, речь идет об излюбленном московскими властями "воссоздании" исторических зданий с использованием "современных материалов". Деревянная часть дома XIX века была разобрана в 2004 г. по инициативе Литературного музея, филиалом которого был музей Аксаковых. Основной объем здания был воссоздан в кирпиче. Объясняя необходимость реконструкции деревянного дома, чиновники указывали на высокую степень пожароопасности объекта. Не смогла Москва сберечь единственный Аксаковский памятник – не хватило сердечности, слишком мы стали равнодушными.

Заключение

Не умирает природа, не умирают достойные её художники. Творчество Аксакова возвышает, делает сильнее и чище, как сейчас возвышают человека эти величественные картины аксаковских мест. Так будем же благодарны и расплатимся за любовь любовью. Подтверждая эти высокие слова делом, мы должны продолжить воссоздание и реставрацию не только имений Аксаковых, но и домов, усадеб, других исторических людей. В первую очередь, необходимо строить часовни на месте захоронения родителей ибо посещение усадьбы должно начинаться с поклонения их могилам. Дел хватит и нашему и будущему поколению. Но я уверена - мы на правильном пути. Возрождение истории - это возрождение духовности нашего народа.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)