Дом  ->  Квартира и дача  | Автор: | Добавлено: 2015-03-23

Декоративные детали и символы на наличниках крестьянских изб как отражение экологической культуры современного общества

В современных условиях влияние человека на окружающую среду достигло глобальных масштабов, стало теряться равновесие между природными системами и потребностями людей. Наблюдаются необратимые явления, радикально изменяющие облик Земли и ставящие под угрозу саму жизнь на ней. Каковы же пути преодоления тотального самоуничтожения человеческого рода и большей части биосферы?

Экологи считают, что проблему можно решить только в случае сведения к минимуму загрязнений, произведенных человечеством, до уровня, с которым природа будет в состоянии справляться самостоятельно. Но для этого необходимо, чтобы каждый житель планеты осознал, что экологическая угроза исходит не от безымянного человечества вообще, а от конкретного человека.

Природоохранная деятельность человека немыслима без системы экокультурных и нравственных ориентаций. Общество нуждается в восстановлении духовных основ жизни, что является одним из важнейших средств выхода из экологического кризиса, на грани которого находится наша Земля. Понимание духовных основ жизни проявляется через осознание взаимосвязи и взаимозависимости человека и природы.

На протяжении многих лет краеведы занимались собиранием и описанием всевозможных сведений о родном крае. В области краеведения увлеченно работают миллионы любителей. Таким образом, общество само обращается к своему прошлому и настоящему.

О понятии <<экологическая культура>>.

Несколько тысяч лет назад последствия деятельности человека были практически не ощутимы для природы. Ведя кочевой образ жизни, используя примитивные орудия, люди сливались с природой, с окружающим миром и были естественным элементом ее постоянного воспроизводства.

Невелика была тогда и численность населения планеты. К концу Х века оно составляло 350 млн. , к XVIII веку - уже более 1,5 млрд. , а ныне - более 6 млрд. человек.

Рубежом, после которого воздействие человека на природу стало губительным, надо считать переход к оседлому образу жизни.

С особой остротой экологические проблемы встали перед всем человечеством в начале XXI века. Корни экологических проблем, причины разрушительной деятельности человека следует искать не только в недостаточном познании некоторых природных явлений, в преднамеренной алчности некоторых природопользователей, стремящихся исключительно к максимизации прибыли и действующих по принципу <<после меня хоть потоп>>, но прежде всего в широком распространении так называемого технократического типа мышления, когда природа рассматривается в качестве источника сырья для материального производства. Для этого типа мышления характерно то, что человек мало задумывается над смыслом вещей, а увлечен соотношением их различных сторон.

Решение экологических проблем зависит от способности человечества изменить позицию по отношению к окружающему миру, изменить тип мышления. Необходимо осознание того, что живая природа и человечество - это единый организм, что жизнь общества - это составная часть глобального процесса.

Опираясь на накопленный наукой опыт изучения данной проблемы, мы рассматриваем экологическую культуру как совокупность научных знаний об исторически сложившемся в различных культурных эпохах опыте взаимодействия человека и природы; способность человека к рациональному и эмоциональному восприятию окружающего мира и себя в нем; готовность к природоохранной деятельности.

Экологическая культура - неотъемлемый компонент образованности (культурности личности). Уровень сформированности экологической культуры зависит от особенностей ценностно-смысловой сферы личности. Высокие нравственные идеалы, ответственность перед будущими поколениями задают отношение к природе на уровне культуры.

Экологические вопросы должны рассматриваться с учетом этнического своеобразия. Моделирование национальной культуры - чрезвычайно важное условие формирования экологического сознания, утверждение экологического императива как нравственной ценности. Поскольку экология - это наука о доме, родине (гр. oikos - дом, родина ), то предназначение ее - через восстановление естественных связей человека, природы и культуры подойти к реализации идеи национального дома, вне которой невозможно проявление подлинной человечности.

При изучении литературы на разных исторических этапах ее развития возможно не только интеллектуальное, но и образное осмысление проблемы человека и природы. Художественный текст, являясь знаком эпохи, ярко воссоздает характер взаимодействия личности и окружающего ее мира. Древнерусская словесность отражает средневековый тип отношения к природе, сочетающий языческие и христианские начала, основанный на одухотворении и персонификации всех природных явлений. В <<Слове о полку Игореве>> плач Ярославны обращен к Ветру, Солнцу, которые должны помочь Игорю выбраться из плена. XIX век ставит нас перед проблемой критического противостояния человека и природы. Драматический конфликт между ними остро чувствуют и показывают в своих произведениях Ф. Тютчев, И. Тургенев, Л. Толстой. Экологические проблемы в литературе конца ХХ века (произведения А. Солженицына, В. Распутина) напрямую связываются с проблемами нравственными, с проблемами духовного здоровья личности и выживания нации. Защита природы означает защиту человека в самом себе.

В настоящее время в рамках системы отношений человека с окружающей его природой и социальной средой происходит становление и формирование особой разновидности культуры - экологической. Необходимо отметить, что определенный научный вклад в разработку данной проблемы сегодня уже сделан. Ученые отмечают, что экологическая культура как органическая, неотъемлемая часть культуры представляет собой особую сферу жизнедеятельности людей, характеризующую своеобразие их взаимодействия с природой и включающих в себя систему взаимосвязанных элементов - экологических отношений, экологической деятельности и экологического сознания.

Главная задача экологического сознания - это повышение степени ответственности людей в сфере единства человека и природы. Экологическое сознание объединяет человека с природой и ставит на пьедестал более высокие социально-духовные ценности. Чтобы решить экологические проблемы общества, необходимо перейти к выработке ответственности человека за состояние природной среды и к развитию творческих сторон в его отношении к природе, что делает его более человечным и полноценным.

3. 2. Декоративные элементы деревенских изб как трансляция экокультурных ценностей русского народа.

Культура как способ жизнедеятельности человека и социальной памяти соединяет человека с природой, объединяет их в единый космос: природный ландшафт, жилище, способ добывания пищи, сам человек во всех своих психологических и социальных особенностях.

Путем памяти накапливается добрый опыт, образуется традиция, создаются трудовые навыки, бытовые навыки, общественные институты. Устная история - это форма сохранения исторической памяти этноса. Основой формирования устной памяти, возможно, служат символы.

На протяжении веков деревня бережно хранила духовную память народа, без обращения к которой немыслимо возрождение нации. Нравственные основы личности зиждятся в значительной степени на чувствах любви, привязанности и сопричастности к своей малой Родине.

На защиту своей малой Родины должен встать весь народ: не только ученые, представители властных структур и общественных организаций, религиозные деятели, бизнесмены, но и простые люди. Именно в народе, его ценностях, чувствах, стремлениях сосредоточена главная охранительная сила культуры.

<<Так от поколения к поколению передается жизнь - медленно, как растет дерево, - а с нею передается и культура. Какое поразительное восхождение! Из расплавленной лавы, из того теста, из которого слеплены звезды, из чудом зародившейся живой клетки вышли мы - люди - и поднимались все выше, ступень за ступенью, и вот мы измеряем созвездия!>> - пишет А. Сент - Экзюпери. Отсюда, национальный мир культуры - это единый космос, в котором слиты человек и исторически окружающая его природа, которая влияет на социальную психологию этноса, формирует национальный характер и детерминирует направленность его практической деятельности.

Русский деревянный дом - это много больше, чем просто дом. Это настоящий шедевр, выпестованный умелыми плотницкими руками на основе векового опыта предков. С одной стороны, это удобное, комфортное, надежное жилище, роднящее человека с природой, с другой - это нечто неповторимо-индивидуальное. <<Посмотрите на самые бедные крестьянские избы: вы не найдете двух одинаковых! В каждой из них своя изюминка, в каждой чувствуется рука мастера!>>

Дерево на Руси считалось символом красоты, величия и жизненных сил. В дальнейшем, по мере совершенствования орудий труда и развития мифологических воззрений, дерево стало не только основным строительным материалом, но и приобрело множество религиозно-культовых значений - к нему стали относиться как к живому существу, дающему тепло, кров и богатство.

В основе мышления далеких предков, их взаимоотношений с природой лежала яркая образность, поэтичность, что древние люди в своем стремлении отгородиться от злых сил и привлечь силы добра пользовались системой заклинаний, которые приобретали вид схематических изображений, символических знаков.

Индивидуальные черты деревянным домам придавали декоративные элементы, в части создания которых плотники уподоблялись скульпторам и живописцам. Резные украшения располагались в строго отведенных для них местах на фасаде и подразделялись на конструктивно-декоративные (кронштейны, потоки, шеломы, бруски-связи), декоративные (причелины, наличники окон, балконы) и функционально-декоративные (крыльца, ворота, галереи).

Очевидно, что выбор <<наряда>> дома и его конструкции диктовала природа края и местные культурные традиции. При этом каждая деталь имела под собой разумное обоснование, а в языческие времена еще и культовый смысл.

Следует говорить о языке орнамента как своеобразной системе письменности, в которой каждый знак несет определенный смысл. Наши предки выражали свои представления о мире с помощью языка изобразительных символов, используя точки и линии.

Традиционные образы в народном искусстве (мать-земля, конь-лось-олень, птица, солнечные знаки) следует раскрывать как память народа. Взять, к примеру, образ коня. Образ коня в русской народной деревянной скульптуре был наиболее распространенным. Конь - первый помощник крестьянина-земледельца. В представлениях народа он олицетворял плодовитость человека. В глубокой древности существовало поверье, что новое жилье только тогда будет прочно, когда умрет глава поселившейся в нем семьи и в душе усопшего дом получит своего домового. С этим связана примета, что постройка нового дома обязательно влечет за собой смерть хозяина. И тот из родичей умрет раньше, кто прежде всех войдет в дом. Не случайно по требованию старинного обряда первым входил всегда самый старший в семье. Желая отвести смерть от людей, наши древние предки, закладывая дом, приносили в жертву какое-нибудь домашнее животное, чаще всего коня.

Редкая изба в деревне и по сей день не украшена, хотя бы простым коньком. Конек - верхний стык двух скатов кровли, этот стык покрывается выдолбленным бревном - охлупнем. Охлупень - огромное бревно лиственницы, корневищу которого придавали облик коня, утицы, а иногда оленя. Наши предки считали их священными животными, добрыми божествами. Долгие века сделали форму этих древних идолов настолько совершенной и прекрасной, что, уже не помня охранительного смысла этих древних скульптур, люди ставили их не только как необходимую деталь сложной деревянной постройки, но и как обязательное украшение всего дома. Так что <<коньки>> на крышах русских изб отнюдь не случайны и первоначально ставились вовсе не <<для красоты>>. Это чистая черта скифии с мистерией вечного кочевья. <<Я еду к тебе, в твои лона и пастбища>>, - говорит наш русский мужик, запрокидывая голову конька в небо.С. Есенин полагает, что образы и фигуры орнамента на домах русского народа - это какое-то одно непрерывное богослужение живущих во всякий час и на всяком месте.

Таким образом, деревянное резное узорочье крестьянских изб образует систему экокультурных ценностей русского народа, которая в свою очередь является потенциалом универсального человеческого экологического сознания.

Часть 2. Декоративные детали и символы на наличниках крестьянских изб как отражение экологической культуры современного общества (на примере села Урюпино Алейского района Алтайского края)

<<Нам самим надо успеть принять посильное, душевное и честное участие в этой общественной потребности по воссоединению веры и жизни.

Выстраивая по крупицам, по бревнышку собирая наш общий духовный дом, мы выстраиваем и собственные души>>.

С. В. Перевезенцев

2. 1. Экокультурная направленность декоративных деталей наличников (на примере крестьянских домов села Урюпино Алейского района Алтайского края)

Строительство дома было для древних славян исполнено глубочайшего религиозного смысла, ведь человек при этом уподоблялся Богам, создавшим Вселенную. Он тоже строил свой мир, создавал из разрозненных частей и на пустом месте что-то новое, чего не было в природе.

Дерево, растущее внутри дома, было для славян зримым воплощением Мирового Древа, зиждущего Вселенную. Древо - жизнь. Наш народ немо говорит о том, что он помнит себя семенем надмирного древа и, прибегает под покров ветвей его. Отголосок этого древнего верования прочно держался в разных местах России еще в начале ХХ века в некоторых областях.

И конечно, важнейшую роль при строительстве дома играл годовой солнечный цикл, к которому был тесно привязан сельскохозяйственный оборот и с ним последовательность календарных обрядов. Начинать строительство дома лучше всего было около 21 марта, притом в новолуние или уж во всяком случае при растущей луне, а кончать - 22 июня, когда солнце входит в полную силу и не успело еще повернуть на осень. Именно таких воззрений совсем недавно придерживалось русское крестьянство, в частности в Сибири.

Когда дом был построен, снова принимали меры для охраны его от нечистой силы. Широко расписывали интерьер дома: печь, перегородки, полати, обязательно голубец - через него в первую очередь могла проникнуть в дом нечистая сила, а также делали резьбу по дереву снаружи. Рисовали и вырезали по дереву различные круги, розетки в виде солнца - так называемые обереги. Сочетание геометрических, растительных и зооморфных мотивов создавало в пропильной резьбе богатство и разнообразие орнамента. Ею украшались фризовые доски-подзоры, опоясывающие дом под крышей со всех сторон.

Происхождение формы и рисунка наиболее распространенных орнаментов домовой резьбы уходит корнями в древнюю историю нашей страны, во времена языческой Руси. Уже тогда и снаружи, и внутри домов была резьба по дереву, только трудно сказать, в какой степени она носила декоративный характер, так как чуть ли не каждый элемент этой резьбы был знаком, символом, предохраняющим и заклинающим от злых духов и бед или способствующим благополучию, плодородию, удаче.

Крестьянский дом рассматривается как художественный образ, отражающий взаимосвязь космоса и человека. Произведениями подлинного большого искусства наполнен был каждый крестьянский дом, который и сам очень часто был прекрасным памятником деревянной архитектуры. Сани и дуги, сундуки и люльки, прялки и швейки, ковши и солоницы искусно украшались резьбой и росписью. В лесных областях России особенно было развито плотничество. Большое значение в русском деревянном зодчестве придавалось резному декору сооружений. Избы, нарядно <<одетые>> резьбой, напоминают сказочные терема.

Пышный растительный узор круглыми завитками бежит по резным доскам, заплетая в свои побеги то крупные головки цветов, напоминающих ромашку, то грозди винограда, то декоративные плоды, похожие на огромные шишки каких-то сказочных деревьев. И в густоте пышного и ритмичного растительного узора словно позируют львы с очеловеченными головами, берегини в облике русалок, сирины в царственных коронах.В указанных нами образах-символах явно проглядывает некая <<очеловеченность>> облика крестьянского дома. Иными словами, у деревенской избы есть лицо, лобовые доски, окно - око. Отсюда наличники как элементы декоративного убранства русской избы тоже защищают дом от проникновения в него через окна нечистой силы.

Наличник - декоративное обрамление "лица" избы - дверного или оконного проема (око избы, глаза). Повсеместное распространение в сибирской деревне второй половины XIX в. получает художественная обработка наличников окон.

Все наши коньки на крышах, голуби на ставнях носят непростой характер узорочья, что является прямым отражением духовных основ жизни русского человека.

Голубь на наличнике деревенского дома есть знак осенения кротостью. Это слово пахаря входящему: <<кротость веет над домом моим. Кто б ты ни был, войди, я рад тебе>>. Вырезав этого голубя на своем доме, пахарь значением его предупредил и сердце входящего. Как правило, голубь изображается с распростертыми крыльями. Размахивая крыльями, он как бы хочет влететь в душу того, кто опустил свою стопу на ступень храма-избы, совершающего литургию миру и человеку, и как бы хочет сказать: <<Преисполняясь мною, ты постигнешь тайну дома сего>>. И действительно, только преисполняясь можно постичь мудрость этих избяных заповедей, скрытых в искусах орнамента.

Мы заставили жить и молиться вокруг себя почти все предметы. Вглядитесь в деревянное узорочье наших оконных проемов. Здесь с какой-то торжественностью музыки переплетаются звезды, круги и солнечные розетки. Чаще всего центральная часть наличника оформлена в виде солнечной розетки, пучков резных лучей-перьев, крестов, сложных геометрических фигур. Изображение звезды с четырьмя, пятью, шестью и большим количеством лучей восходит к глубокой древности и связано с поклонением людей Солнцу. Она считается так же символом плодовитости. Здесь скрыт глубокий смысл отношения и восприятия солнца. Славяне считали Солнце всевидящим оком, которое строго присматривает за нравственностью людей, за справедливым соблюдением законов. Недаром во все времена преступники ожидали наступления ночи, скрываясь от правосудия - не только земного, но и небесного.

Русский мужик говорит всем проходящим мимо избы его через этот символ, что <<здесь живет человек. Исполняющий долг жизни по солнцу. Как солнце рано встает и лучами - щупальцами влагает в поры земли тепло, так и я, пахарь, встаю вместе с ним опускать в эти отепленные поры зерна труда моего>>.

Солярный знак в декоре окна, как правило, занимал центральное место , иногда давалась композиция из двух-трех солнц. Наиболее часто встречаемый солярный знак - это круг с шестью лучами (<<колесо Юпитера>>). Встречается круг с крестом внутри или с восемью лучами. Восходящее или заходящее солнце показывалось полукругом с тремя лучами. Движущееся солнце изображалось в виде круга с дугообразными лучами внутри него, изогнутыми в большинстве случаев одинаково: от центра вверх вправо и соответственно - вниз влево; таких лучей было от трех и более. Земля изображалась в виде ромба или квадрата, поставленного на угол и разделенного на четыре, части. Этот знак сохранялся на Руси на протяжении тысячелетий, применялся не только в домовой резьбе, но и в вышивках, церковной росписи, средневековом прикладном искусстве. Такая форма квадрата, ромба (или прямоугольника), в резьбе изображалась иногда и очерком, и силуэтом, и линией просверленных отверстий. По истечении столетий значение этих символов забылось, но их форма, которая наиболее удачно соответствовала декоративному украшению и легко выполнялась в резьбе, сохранилась до наших дней.

Таким образом, разобрав весь, казалось бы, внешне непривлекательный обиход деревенской жизни, мы наталкиваемся на весьма сложную и весьма глубокую орнаментальную систему экокультурных символов на наличниках домов села Урюпино , где чудесным образом переплетаются духовные основы человеческой жизни и геометрические знаки.

2. 2. Методика выявления наличия экокультурных ценностей в сознании современного общества

Экологическая культура - это система, в ней все взаимосвязано и взаимоопределено.Следует понимать ценность природы как источника материальных, духовных сил общества и каждого человека, а также сознательного соблюдать нормы экологоориентированного поведения.

Без соблюдения экологической культуры и сохранения традиций предков человек, как перекати-поле, не имеет точки опоры для собственной ориентации в мире. Такой человек опасен для себя самого и для окружающих - он больше других подвержен обезличенной масскультуре, стихии стадных, а потому диких чувств и поступков. Нам предстоит сделать многое, чтобы была, наконец, прервана цепь <<вползания>> в бескультурье.И именно трансляция и постоянная актуализация духовных основ жизни нашего народа способствует формированию системы экокультурных ценностей у подрастающего поколения.

Изучению свойств экологической культуры подрастающего поколения предшествовала специально организованная работа по сбору материала. Основным источником фиксации норм экологоориентированного поведения современного человека является такой прием сбора данных, как опрос. Этот метод сбора материала представляет собой способ, при котором используются заранее составленные вопросы, предлагаемые информаторам. Достоинством этого метода является естественность ситуации, возможность постановки дополнительных вопросов, что значительно обогащает и углубляет полученный материал. При сборе материала были использованы приемы ситуативного наблюдения (на улице, в школе и т. д. ) и анкетирования.

Анкетирование - один из основных методов нашего исследования. Анкетирование проводилось среди учащихся 10-го и 11-го классов Урюпинской средней школы, а также среди окончивших уже школу молодых людей, посещающих Урюпинский культурно - досуговый центр. Была использована следующая анкета: <<Знаете ли вы, что означает данный образ-символ оконной рамы на данной фотографии. Расскажите о всех возможных декоративных деталях на наличниках деревенских изб вашего села, которые Вы знаете>>.

Результаты анкетирования показали, что 40% опрошенных занимают в среднем положительно-нейтральную позицию по отношению к экокультурному взаимодействию природы и человека, отрицательную - 34% и активно положительно - 2%.

Иными словами, только 2% опрошенных во время общения с природой руководствуются познавательными, нравственными, нормативными и ценностными мотивами.

Наше современное поколение не имеет представление о тайне этих удивительных элементов декоративного убранства избы, которые сохранились до сегодняшнего дня и транслируют этнические основы духовной жизни нашего народа. В русской культуре за последнее время произошло невероятное отупение.

В заключении данной части работы, следует подчеркнуть, что нами была проведена работа по обобщению полученных экологических знаний, пропагандирующая экологическую культуру и ответственное отношение к природе.

Заключение

Человек издавна стремился не только окружить себя необходимыми в его быту предметами, но и украсить их. Чувство красоты в нем развивалось неотрывно от процесса труда, оно рождалось из потребности творчества, отражая эстетические идеалы и духовную культуру человека. Так, из века в век, вбирая все лучшее, что было создано раньше, складывалась национальная культура, искусство русского народа. Народное искусство тем и прекрасно, что это детище всего народа. Его могучее течение вобрало в себя все источники прекрасного и пронесло через века живительные свежие воды неисчислимых родников народного творчества. Именно в народном искусстве наиболее ярко проявился национальный вкус. В нем народ отразил мечты о прекрасном, свои надежды на счастье. В творчестве, в неудержимом полете фантазии народные мастера переносились в чудесный мир красоты.

Разумная человеческая деятельность должна стать главным определяющим фактором взаимодействия природы и общества. Дальнейшее развитие общества может быть только экологосообразным.

Уровень сформированности экологической культуры зависит от особенностей ценностно-смысловой сферы личности. Вот почему так важно воспитывать молодежь в моральном климате памяти: памяти семейной, памяти народной, памяти культурной.

Национальный мир культуры - это единый космос, в котором слиты человек и исторически окружающая его природа, которая влияет на социальную психологию этноса, формирует национальный характер и детерминирует направленность его практической деятельности.

Дальнейшая перспектива данной работы видится нам в масштабном исследовании деревянного узорочья деревенских домов и скрупулезном отслеживании результатов по сознательному соблюдению норм экологоориентированного поведения современного человека.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)