Культура  ->  Литература  | Автор: | Добавлено: 2015-03-23

Что значит «анализ стихотворения»

Салтыков-Щедрин, убежденный прозаик, шутил, что писать стихи - все равно, что ходить по разостланной по полу веревочке, да еще на каждом шагу приседая. Однако нет на свете народа, у которого не было бы стихотворной речи; на ранних стадиях культурного развития она слита с напевом, потом стих отделяется от породившей его песни, сохраняя некоторые ее черты: ритмичность и выделенность звуков слова.

Некоторые полагают, что содержание стихов то же, что и прозы, что поэзия отличается от нее лишь «красивой формой». На мой взгляд, это глубокое заблуждение. Вот в прозе: одинокий парус белеет в голубом тумане моря. Нет возвышенности, нет какой-то таинственности. И совсем не «просится» дальше вопрос: «Что ищет он?. » Или еще одна попытка выразить прозой содержание тоже известного стихотворения: я вас любил, может быть, в моей душе любовь не совсем угасла, но пусть она больше вас не тревожит. Я не хочу ничем вас печалить.

Слова те же, что и у Пушкина, но содержание их очень обеднено. Исчезли деление на стихотворные строчки, ритмическое движение фразы, рифма – потускнели нежность, любовь, доброта, деликатность, уважение, возвышенное благородство чувств; вместо выражения переживаний остался сухой их перечень.

В каждый исторический период были излюбленные жанры, стихотворные размеры, строфы и т. п. , ими писались и пишутся сотни и тысячи стихотворений. Но лучшие поэты постоянно искали новые выразительные средства, и нередко единичные в свое время формы становились впоследствии широко распространенными. История стиха – существенная часть истории поэзии.

Цель моей работы - показать на образце стихотворения Николая Алексеевича Некрасова некоторые особенности русского стиха, его метрики, ритмики, интонации.

Это не для «разбора стихотворения по составу» нужно. Это нужно для создания целостного представления о нём. Это нужно для создания поэтического образа в душе читателя! Ведь мы понимаем вкус конфеты, только раскусив её

Почему я выбрал стихотворение Н. А. Некрасова «Я не люблю иронии твоей». (1850)?

Во-первых, мне очень нравится эпоха второй половины XIX века – пореформенная эпоха, разночинный период. Отмеченная борьбой двух основных исторических тенденций – демократической и либеральной, эта эпоха наложила свой отпечаток на литературу. Это время расцвета критического реализма, новый период и в истории русской поэзии. Он начался с острой полемики вокруг вопроса о смысле и назначении искусства, вылившейся в борьбу двух четко определившихся направлений – «некрасовской школы» и поэзии «чистого искусства».

Во-вторых, многие поэты второй половины XIX века (Тютчев, Фет, А. К. Толстой и др. ) внесли весомый вклад в историю русской поэзии. Но ведущее значение для этого поэтического периода имеет Некрасов.

В-третьих, я раньше знал Некрасова как поэта гражданина, а в этом стихотворении он предстал передо мной как тонкий лирик Это как-то удивило, покорило меня, определило мой выбор и побудило обратиться к исследованию особенностей поэтики этого небольшого, но, на мой взгляд, глубокого проникновенного произведения.

В-четвертых, в той литературе, которой я пользовался во время работы над докладом, я не нашёл ничего об этом стихотворении. В Интернете – лишь один обзор с фактическими ошибками. Тем приятнее мне сознавать, что данная работа – опыт самостоятельного анализа стихотворения.

II. 1. Поэтика.

II. 1. 1 Метрика.

Итак, перед нами стихотворение, состоящее их трех пятистиший. Более распространенными были стихи с четным количеством строк. Пятистишия несвойственны поэзии Некрасова, встречаются очень редко. В этом же стихотворении у каждой пятой строки ещё и особая роль: она усиливает смысл всего пятистишия и логически завершает его.

Ритм и размер всегда вызывают дополнительные смысловые ассоциации. Что можно увидеть в этом произведении? Стихотворение «Я не люблю иронии твоей» написано пятистопным ямбом. (Чаще встречался четырехстопный, а у Некрасова в это время двусложные размеры вообще редкость). Но пятистопный ямб, да еще без традиционной цезуры (логической паузы) после второй стопы, звучит свободнее, менее мерно, что создает особое лирическое настроение. Кроме того, пятистопный ямб удлиняет строку, замедляет звучание, призывает к размышлению.

Однако последняя строка первого пятистишия звучит по-другому, более лаконично, она выделена четырехстопным ямбом; в ней и просьба, и приказ, и крик души.

II. 1. 2. Рифма.

В стихотворении два восклицательных предложения из четырех, но эмоциональное состояние героя передается не только лексическими и синтаксическими средствами, но и средствами поэтики. Одно из них – рифма.

Маяковский считал рифму главным элементом стиха. Трудно не согласиться с классиком, особенно читая стихотворение «Я не люблю иронии твоей»

Свойственная лирическим стихотворениям Некрасова грамматическая рифма (когда рифмуются одинаковые части речи ) стала редкой ко второй половине 19 века, но преобладает в анализируемом стихотворении. Рифмы равносложные – когда женские безударные клаузулы (ритмические окончания) рифмуются с женскими, а мужские (ударные) – с мужскими. Рифмы концевые (в конце строки), что вообще характерно для поэтики некрасовских произведений.

Равносложные концевые рифмы создают напевность стиха, что позволяет переложить стихи на музыку. Мне известно, что наш современник композитор Игорь Николаев написал музыку к этому стихотворению. Рифма второй строфы – перекрестная (а б а б а) - также придает стиху напевность.

Рифмы в этом стихотворении точные, лишь в 10-й строке отступление – усечение конечного Й:

Пока ещё кипят во мне мятежно

Не торопи развязки неизбежной!

Особенно ценилась во второй половине 19 века богатая рифма, когда в рифмующихся строках было совпадение согласных до или после ударных гласных. Привожу пример из написанного с использованием богатой рифмой стихотворения «Я не люблю иронии твоей»: жИвшим – любИвшим – сохранИвшим; далекА – тоскА – рекА

Нужно обратить внимание на еще одну особенность рифмы этого стихотворения – в нем нетождественные строфы, то есть разная система рифмовки: аббба – охватная (или кольцевая) абаба – перекрестная абааб – смежно – охватно – перекрестная

Такая рифмовка называется вольной, и, на мой взгляд, именно она придает стихотворению, если можно так сказать, непоэтический, разговорный характер: лирический герой ведет задушевный разговор с возлюбленной.

Подведем некоторые итоги.

Стихотворение «Я не люблю иронии твоей» - это лирическое обращение, эмоционально насыщенное, звучащее свободно, размеренно, напевно, призывающее к размышлению. Это стихотворение написано пятистопным бесцезурным ямбом, пятистишием, с разнообразной рифмой, что было нехарактерно для русской поэзии второй половины 19 века и для поэзии Некрасова в частности.

Итак, я проанализировал особенности стиха, то есть метрики, ритма и рифмы этого стихотворения. В результате стало ясно, что стихотворение очень необычно для Некрасова и для времени создания. Хотя отчетливо прослеживаются традиции поэзии «золотого века» (ямб, лаконичность, стихотворение – обращение), но многое привнесено Некрасовым (довольно редкий бесцезурный ямб, пятистрочее, сочетание разных рифмовок )

II. 2. От слова к смыслу.

II. 2. 1. Что значит анализ стихотворения?

Однако анализ стихотворения был бы неполным, если бы мы не обратили внимания на «долговечное царственное» (А. А. Ахматова) слово, если бы не обратились к рассмотрению особенностей языковых средств, ведь понять смысл произведения можно только через слово. И свою задачу сейчас вижу в том, чтобы показать читателю (моему ровеснику, 9-11-класснику будущих лет), как через словесную ткань можно проникнуть в глубину смысла произведения. Это значит, что нужно не только следить за сюжетной линией, но и обращать внимание на слово, то есть необходимо научиться грамотно читать, анализировать. Но, хотя слово «анализ» и означает «разложение», это не значит, что надо раскладывать текст по полочкам, препарировать его, рассматривать отдельно каждое предложение и каждое слово. Нет, по-настоящему анализировать произведение - это значит сочетать эмоциональную реакцию и работу мысли, это значит вдумываться в значение слов и предложений уже во время чтения, это значит услышать музыку стиха и вообразить нарисованную словами картину. «Прочесть как следует произведенье лирическое – вовсе не безделица, для этого нужно долго его изучать. Нужно разделить искренно с поэтом высокое ощущение, наполнявшее его душу; нужно душой и сердцем почувствовать всякое слово его» (Н. В. Гоголь). Попробуем

II. 2. 2. Художественно – изобразительные средства.

Сейчас перед нами 15 строк, поведавшие историю двух людей, потерявших любовь.

Обращает на себя внимание первая строфа.

В ней нет настоящего, лишь намек на будущее («не жившим»), а в основном – прошлое («отжившим», «любившим»). И трудно не уловить настроение безысходности, тоски. Это одно из первых ощущений. Но за ним. Вот слышно негромкое, полушепотом, обращение к возлюбленной (аллитерация - [ф, ч, ифш ]; негромкое, но очень настойчивое (тавтология НАМ в 3 и 5 строчке), отвергающее иронию в любви ( инверсия : «иронии твоей»).

Во второй строфе состояние унылой безнадежности отступает, герой более реально оценивает ситуацию (антитеза : «рано предаваться» - «развязки неизбежной»). Анафора (1 и 3 строки: «пока еще») усиливает значение временности, угасания чувств, которые хочется продлить, но развязка неизбежна. Суть страстного желания лирического героя сохранить любовь помогают понять развернутая метафора :

Пока ещё кипят во мне мятежно

Ревнивые тревоги и мечты; эпитет «ревнивые».

Героем еще правят чувства, страсть, но сердце уже предсказывает исход (антитеза: «кипим сильней» - «тайный холод»). А объемное сравнение - уподобление (4 последних строки) утверждает такой невеселый исход.

Кипим сильней, последней жаждой полны,

Но в сердце тайный холод и тоска

Так осенью бурливее река,

Но холодней бушующие волны

В третьей строфе уже нет крика души, герои уже не подразделяются (Я – ты), употребляется множественное число (кипим), нет конкретности (неопределенное-личное предложение: «Кипим сильней, последней жаждой полны »). Эмоциональный накал снижается, усиливается философское звучание. А две синтаксические фигуры умолчания (две в одной строфе!) подчеркивают его и дают возможность читателю самому почувствовать и осознать недоговоренное автором.

III. Заключение.

Итак, стихотворение прочитано, и в заключении мне хочется предложить, если можно так сказать, перечень того, на что я обращал внимание при чтении, что старался понять, каким правилам следовал.

Я не претендую на то, что это будет непреложное руководство, назову этот перечень схемой, своеобразной моделью. Ведь нельзя приложить все мерки к каждому стихотворению, так как в каком-то произведении значимым является одно, в другом – иное. Главное – понять, что именно важно для данного произведения.

1. Обязательно нужно попытаться мысленно представить то, что описано словами.

2. Нужно проникнуться чувствами автора.

3. Нужно обратить внимание на то, что лежит вне текста:

-какова эпоха,

-когда было создано произведение,

-кто его автор,

-какое место занимает произведение в литературном процессе (жанр, литературное направление).

4. Нужно внимательнее отнестись к поэтическому слову; от слова – к образу.

5. Нельзя забывать о композиционном анализе.

6. Нужно всегда помнить, что главную роль в композиции лирического произведения играет стих:

-размер,

-рифма.

Вместо послесловия.

Часто мне и моим одноклассникам приходилось слышать от учителя: «Быть компетентным читателем непросто, но этому можно научиться. Нужно, читая, вдумываться в текст, учиться понимать идею автора через поэтическое слово, учиться искать истинный смысл текста, чувствовать красоту стиха. Тогда даже не обязательно будет вспоминать, как называются те или иные художественные средства, можно будет просто проникнуть через значимые явления языка, композиции, стиха в смысл стихотворения и испытать при этом эстетическое наслаждение, высокую радость сотворчества».

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)