Культура  ->  Литература  | Автор: | Добавлено: 2015-03-23

Что такое жанр

Жанр в Словаре литературоведческих терминов трактуется как род произведений в области какого-нибудь искусства, характеризующийся теми или иными сюжетными и стилистическими признаками¹. Точно, ёмко, кратко, как и подобает статье терминологического словаря.

Исследовав историю понятия жанра, я обнаружила, что в далёкой древности искусство было синкретичным, то есть в нём соединялись, сливались воедино пляска, пение, музыка, изобразительное начало. Шло время, возникали самостоятельные виды творческой деятельности человека: балет, опера, театр, живопись, архитектура, литература, которые неизменно облекались в свои жанровые формы.

Говоря об искусстве слова – литературе, нельзя не заметить, что всякое произведение, создано ли оно в глубокой древности или в наши дни, относится не только к тому или иному роду литературы, но и к определённому жанру.

Любой текст, как художественный так и не художественный вольно или невольно написан в каком-то жанре и подчиняется его законам. Произведения вне жанра не бывает. История литературы насчитывает великое множество жанров.

По выражению литературоведа М. М. Бахтина «Жанр – это память литературы» жанры не умирают, никогда не уходят в прошлое безвозвратно, они лишь могут отступить, уйти на запасной путь, причём возможность возвращения для них всегда открыта – если этого потребует время, потребует логика литературного развития².

Энциклопедический словарь юного литературоведа заостряет внимание на том, что в одни литературные периоды писатели придают проблемам жанра повышенное значение и жанровая теория идет рука об руку с практикой: так было, например, в эпоху классицизма с его строгой иерархией литературных видов и системой творческих инструкций по каждому из них³.

В XIX веке требования к конкретным жанрам не соблюдались так жестко. Поэт, драматург и прозаик чувствовали себя свободней: они могли сочетать в одном произведении признаки разных жанров. Это теоретическое положение подтверждается фактическим материалом.

А. С. Пушкин. И в юности и в зрелые годы в его творчестве соседствовали произведения разных родов и жанров, объемов, настроения. Это были стихи и проза, художественные произведения и критические статьи, драмы и «маленькие трагедии»

В конце XIX –начале XX веков стремительно росло количество новых жанров, активно использовались возможности старых жанров.

По поводу современной литературы, наиболее объективным мнением, представленным в современном литературоведении, является мнение

Наровчатова С. С. , который в своих работах указал на то, что жанр – живой, развивающийся организм, непрерывно эволюционирующая система. Все литературные жанры вместе образуют целостную систему, демонстрирующую богатство возможностей художественного слова в творческом пересоздании действительности.

Размышляя о русской литературе, и расширяя сведения о жанрах, я поняла, что литература Кубани является неотъемлемой частью Великой Русской литературы.

Именно Кубань подарила России плеяду прекраснейших писателей и поэтов, в творчестве которых активно использовались новые возможности старых жанров.

В соответствии с поставленной проблемой меня заинтересовало творчество

И. И. Худолей, хирурга, доктора медицинских наук, жительницы г. Краснодара. Читаю ее книги и вижу повести, стихи, новеллы, рассказы, романсы - явное многообразие жанров.

Я считаю, что, исследовав теорию жанров, буду готова не просто наклеивать на произведения традиционные ярлычки: «рассказ», «элегия», «романс» и т. д. , а смогу разобраться, что в произведении обусловлено «памятью жанра» и какие новые возможности жанра открыты автором, как природа жанра проявляется в сюжете, в образной системе, в стиле, в едином, многозначном, неповторимом смысле художественного создания.

1. Лиро-эпические жанры.

Самые древние произведения фольклора, как свидетельствует «Энциклопедический словарь юного литературоведа», не были ни эпическими, ни лирическими – они органично соединяли в себе оба этих рода¹. В XX веке появился термин для обозначения произведений, в которых повествование и сюжет неотделимы от переживаний повествователя: их и стали называть лиро-эпическими.

Одним из наиболее распространенных лиро-эпических жанров является баллада.

В Литературном энциклопедическом словаре читаю, что баллада – это небольшое стихотворение повествовательного характера, основанное преимущественно на историческом или легендарном материале с мрачным сюжетом².

Листаю сборник стихов И. Худолей «Бабье лето», изданном в 1994 году и понимаю, что именно жанр баллады с печальным сюжетом и страдающим героем как нельзя более отвечает личным настроениям автора.

В 1993 году И. Худолей пишет «Балладу о старых письмах» и посвящает ее сестре.

Сюжет стихотворения незамысловат, в нем множества событий, описаны лишь чувства лирического героя.

Когда мне бывает очень обидно,

И небо в овчинку, и солнце в оконце,

Когда мне бывает очень стыдно

И все возвратить, исправить хочется,

Я письма читаю, старые письма,

Одно за другим, как прекрасный роман.

Героиня погружена в раздумья о своей жизни, которая наполнена печальными событиями и разочарованиями.

Женщина предстает перед читателями в чрезвычайно ответственный момент своей судьбы, возможно, она должна принять какое-то важное жизненное решение:

Бывает – вокруг ничего не видно,

Ни света, ни выхода, мрак и туман –

Будущее одновременно пленяется и страшит загадочной неизвестностью. Ни друга, ни советчика рядом нет и поддержку находит героиня в старых письмах, которые перечитывает как «прекрасный роман».

И светлое чувство, и добрые мысли,

И сладкая боль, и душевная дрожь –

Все это из них в одночасье выплеснет

И горечь утопит

Перечитывая это произведение, я понимаю, что автор намеренно вырывает героиню из привычных и устойчивых связей и отношений, из обычного повседневного быта, который ее окружал, намеренно усиливает чувство обиды и стыда, употребляя наречие «очень», сравнения «небо в овчинку», «солнце в оконце», намеренно делает ее одинокой во всей вселенной для того, чтобы героиня вспомнила о тех, кто отдавал ей свою любовь, которую «не вернешь», но и «не утратишь»

Читайте, читайте старые письма

И с болью черты дорогого лица

Не бойтесь увидеть. Далекое-близко,

Душевная боль очищает сердца.

Каждое слово и каждое выражение в балладе подчеркивают мастерство автора. Следуя законам выбранного жанра, И. И. Худолей раскрывает внутреннее состояние героини, ее психологические переживания при помощи слов, которые несут в балладе не столько предметный, сколько эмоциональный смысл: «Вокруг ничего не видно, ни света, ни выхода, мрак и туман» - это не только обозначение времени суток и состояние природы, но и душевный мир героини, полный внутренней тревоги.

Явные признаки жанра видим мы в балладе «Зимой на даче», написанной в 1994 году, в ней рассказывается о событиях, которые нарушают мирное течение жизни, героиня внезапно приезжает зимой на дачу и видит грустную картину нежилого жилья.

Явь в балладе переплетается со сном, в который, незаметно для себя, погружается героиня

Вот старая мамина шаль

На кресле. И стук метронома

Как будто несет меня вдаль,

В холодный простуженный город,

Где мертвая река – Нева

Гладит остывающим взором

А когда героиня проснулась, то страшная картина пропала, чары разрушились, исчезли, а она находится в той же комнате, которая вскоре наполняется тиканьем часов, пением канарейки, теплом и солнечным светом.

В балладе со счастливым и благополучным концом И. Худолей подчеркивает условность балладного жанра и отступление от него:

Сегодня в душе моей сумрак,

Но лето вернется опять.

Утверждает героиня, и я понимаю, что высшие таинственные силы не собьют ее с правильной дороги, не уведут к гибели, она верит в любовь, верит в людей, верит в себя, в лучшие счастливые дни.

2. Жанры лирики.

Среди родов литературы именно лирика быстрее всего откликается на запросы времени. Лирика – род литературы, в котором на первом месте автор, его мысли, чувства. О чем бы ни говорил лирический поэт, он, как правило, говорит о себе.

Лирических жанров в литературе насчитывается несколько десятков. Но в творчестве И. Худолей наиболее распространенными являются: эпиграмма, послание, ода, песня, романс, элегия.

В лирических признаниях И. Худолей читатель узнает свои чувства, свои мысли, свои радости и страдания.

Лирическое произведение, в отличие от эпоса или драмы, - как правило, не имеет сюжета или он едва намечен.

Сочинения И. Худолей всегда выражают момент внутренней жизни героев и поэтому не бывают велики по объему. В ее стихах особенно заметен каждый нюанс, оттенок речи.

Самый древний и вечно молодой лирический жанр- песня. Это небольшое стихотворение, предназначенное для пения, состоящее из нескольких куплетов с припевом.

В сборниках И. Худолей «Бабье лето» и «Листопад» встречаются несколько десятков песен с нотными партитурами. Познакомившись с песнями «Не приходи», «Я жду тебя», «Малая Родина», «Ты мне нужен», «Одуванчик», я поняла, что у песен этого автора свое особое лицо, для нее характерна непосредственность самовыражения, а так же особая доверительная интонация.

Малая Родина. Милая Родина

Как хорошо, что ты есть у меня!

Сколько б дорого было в жизни не пройдено,

У твоего я греюсь огня.

Это лирическое произведение, под названием «Малая Родина» посвящается землякам Изабеллы Игнатьевны из станицы Павловской. Оно было написано в 1993 г. и содержит воспоминания об отчем доме, друзьях и подругах, о годах детства.

Встречусь с друзьями, подругами юности.

Каждому встречному я поклонюсь

За лихолетье, за беды и трудности,

И за грехи отцов повинюсь.

Данная песня имеет кольцевую композицию, автор использует предложения с обращениями, местоимения 1-го и 2-го лица, именно эти детали являются характерными признаками жанра.

Романс совершенно особый жанр. Романс – стихотворение, положенное на музыку или рассчитанное на такое переложение. Это обычно небольшое лирическое произведение со стихами средней длины с характерной напевной интонацией, - такое определение жанру дает «Литературный энциклопедический словарь»¹.

Читая сборники стихов И. Худолей «Листопад», «Бабье лето» я понимаю, что этот жанр стал рабочим для автора. В романсе «Ржавеет лист» Изабелла Игнатьевна, наверняка рассчитывала на такого слушателя, который готов всем сердцем сочувствовать любовным переживаниям лирической героини.

Уходит он, а я тихонько плачу.

Ему не нужно видеть этих слез.

Я не о том, чтоб было все иначе,

И не о прошлом я сегодня плачу.

Он аромат мне юности принес.

В романсах «День умирает», «Романс», «Я жду тебя», «Уходят дни» повествуется о роковой судьбе, боли внезапной разлуки, безумной тоске, слепой страсти, изнывающей душе – словом о том, что может звучать уместно только в этом лирическом жанре, что в обычных стихах могло бы показаться просто банальностью.

Для романсов И. Худолей такие приметы жанра как неопределенные образы, далекие от конкретности слова даже обязательны:

Пересек те дороги случай.

Он для нас ничего не изменит.

Так, наверное, для всех будет лучше.

Мой покой – мне ничто не заменит.

Именно они помогаю каждому читателю представить и пережить что-то свое, глубоко личное.

Своими романсами И. Худолей пытается достичь самого главного – создать у слушателей особое настроение, передать музыку чувств и пробудить забытые ощущения.

Посланием называется стихотворное письмо. Со времен римского поэта Горация послание было обращено к конкретному лицу и содержало просьбы или пожелания, советы или укоризны. По своему характеру послания чрезвычайно разнообразны – сатирические и любовные, дружеские и хвалебные,- такое определение жанру дает «Энциклопедия для детей. Русская литература»¹.

Изучая творчество И. Худолей я заметила среди прочих лирических жанров – жанр послания. Среди них послания, которые автор адресовал своим друзьям и близким: «Подруге», «Другу», «Мужу», «Ушедшим друзьям», «Маме», «Коллеге».

Наличие обращения к конкретному адресату и соответственно такие мотивы как просьбы, пожелания, увещевания можно найти в каждом стихотворении – послании И. Худолей.

Я – пишу. Покоя себе

Ты не мыслишь вовеки и присно

Я такой тебе кланяюсь низко.

«Подруге».

Ты прости меня. Не тревожь.

Я ведь очень помочь хотела.

«Мужу».

О чем ты думаешь, мой добрый старый друг,

Когда полста стучит на циферблате?

О том, что мы за все на свете платим?

Что время платежа приходит так некстати,

Чтоб сходу встать и посмотреть вокруг?

«Другу».

Читаю литературный источник – основу научного исследования и вижу, что И. Худолей посвятила своей маме немало проникновенных строк: «Разговор с матерью», «Маме».

Мне мать не пела колыбельных песен,

А целовала – только лишь во сне.

Наш дом был беден, холоден и тесен,

А мой отец остался на войне.

В эти трудные для всей России годы, мать Изабеллы Игнатьевны смогла устоять, в этом ей помогали такие черты характера как доброта и житейская мудрость, а так же трогательная забота о своих детях.

И не было в семье у нас излишков,

А потому, соблазном не греша,

Умела мама без дискуссий лишних

Мои проблемы быстро разрешать,

Но деликатно, уважая личность

Внушала мне, что суета пройдет,

А свято то, что не уносит вечность,

Красиво то, что этот мир спасет.

Чувство благодарности матери не утрачивается со временем. Автор подчеркивает, что время быстротечно, одна эпоха сменяет другую. Грустно звучит строка:

Те времена растаяли

Тоска велика. Матери давно нет. Греет душу лишь сознание того, что память о любимом человеке живет.

Что было свято, то во мне осталось

И греет душу. Мать была права.

У И. Худолей очень много стихотворений, жанр которых обозначен как эпиграмма. Эпиграмма – короткое стихотворение, в остроумной форме высмеивающее какое-либо лицо, реже группу лиц или общественное явление. Нужно отметить, что эмоциональный диапазон эпиграмм очень велик – от дружеской насмешки:

Дай бог Вам светить и вертеться,

Не зная ни горя. Ни бед,

Ни где расположено сердце,

Ни что за болезнь диабет.

Быть самой подвижной в Европе

И крепко держаться в седле

Как Карлсон с пропеллером в ж,

Как ведьма на помеле.

До гневного обличения:

У министра Буренкова

Взгляд тосклив как у коровы.

Дальше сходство исчезает –

Не мычит министр, а лает.

Воспоминания автора свидетельствуют о том, что некоторые из этих произведений принесли ей множество неприятностей, некоторые были восприняты как дружеские шутки, а кое-какие послужили оружием борьбы против невежества, низкого профессионализма, нарушения врачебной этики.

Работая над жанрами лирических произведений И. Худолей, нельзя не выделить в отдельную группу такой жанр лирических произведений как стихотворение.

Стихотворение – небольшое лирическое произведение в стихах, законченное по смыслу и форме. Встречаются как одно, двустишье, так и многострофные стихотворения.

В сборниках стихов И. Худолей много лирических произведений посвящено родной кубанской природе: «Последний листок», «Весна», «Туман над водою клубится» и др. Стихотворение «Дождь» рассказывает о том, какое бы время года не затрагивалось в стихотворении, легко чувствуются переживания поэта, его раздумья о судьбе родной земли, о земляках – кубанцах, о красоте и гармонии природы.

Вот небо разверзлось и влага пришла.

Вспоила побеги. Все зерна нашла,

Все зерна, любые-

Добрые, злые.

Дождь им дарован,

Мне ж уготован

Вечный вопрос –

Высший великий смысл бытия,

Но не могу разрешить его я.

Мне видится смысл стихотворения в примирении поэта с действительностью. Само содержание произведения, его композиция говорят лишь о недолговременном успокоении автора от жизненных тревог. Этот покой наступает при осознании великого смысла бытия, который неоднозначен, и эти вопросы не дано решать простому смертному. Автор понимает, что современное общество дисгармонично, и постигнуть счастье там, где царствуют злоба и несправедливость, ложь и лицемерие – невозможно. Но порой и общение с природой не заглушает душевную боль, не помогает избавиться от горестных раздумий, душевной тревоги.

3. Жанры эпоса.

Говоря об эпических жанрах, хочется отметить, что на страницах книг И. И. Худолей присутствуют повести, рассказы, новеллы.

Самый распространенный жанр – повесть. Это древний жанр, восходящий к сказке или притче. Слово «повесть» уже указывает на принадлежность к эпическому жанру.

Повесть обычно посвящена нескольким эпизодам из жизни главного персонажа. В творчестве И. Худолей жанр повести занимает не последнее место. Повесть «В вокзальной суете» была написана в 1994 г. и посвящается внучке Веронике.

Данному произведению свойственны различные формы словесного выражения, переход с одной «точки видения» на другую, перемещения времени и места действия – словом яркие признаки жанра. Я не могу полностью согласиться с авторским определением жанра и считаю необходимым уточнить, что данное произведение относится к жанру автобиографической повести.

Это предположение я смогла сделать потому, что выявила в данном произведении присутствие повествования автора о собственной жизни и людях, с которыми свела ее жизнь. Повесть состоит из 5 глав, каждую главу открывает эпиграф, которым автор выражает основную мысль последующей главы.

Читаю главы и вижу, что написаны они для юношества, а именно романтическая любовь героев очень близка и понятна нам, молодым.

Повесть биографична. История, которая в ней описана, длилась более 40 лет. Можно, оказывается, пронести через всю жизнь светлое чувство, не осквернив его, и через несколько десятков лет с любовью вспоминать: «У меня в руках самодельный конверт с красным номером в правом углу. Адресовано оно ученице 8 А класса Павловской средней школы №2. на конверте имеется замечательная приписка в скобках – лично в руки. В этом же письме он рассказывает: «Я полюбил тебя так, как только может любить Анатолий К. И я решил отдать себя тебе навсегда».

Я бы даже позволила себе назвать эту повесть романом из писем, понимая под словом роман не жанр эпического произведения, а историю развития человеческих отношений, которая длилась десятилетия. Такой преданностью, искренностью, верой в светлые лучшие времена, наполненные любовью, пронизана каждая страница этого произведения.

Многообразие жанров и их особенности в творчестве Изабеллы Худолей.

Аннотация.

Работа соответствует заявленному направлению. Тема работы актуальна. Целью данной работы являлось выявление жанрового многообразия в творчестве кубанского поэта Изабеллы Худолей. Автор работы, исследовав теорию развития жанров в литературе, использовав методы анализа художественных произведений и сопоставив основные признаки жанров, выделил ряд особенностей, которые позволили определить, что в произведении обусловлено памятью жанра, и какие новые возможности жанра открыты автором.

Язык работы отличается логичностью, ясностью изложения и речевой грамотностью.

Заключение.

Проанализировав творчество И. Худолей, я пришла к выводу, что стихи и проза этого автора подчиняются теории жанров, выработанной в процессе развития литературы. Явные признаки таких жанров как романс, элегия, эпиграмма, баллада, повесть свидетельствуют о присутствии традиции классических жанров в творчестве кубанского поэта – нашего земляка.

Хочется отметить ряд нововведений, которые использовал автор. Так, например, говоря о жанре баллады, нельзя не заметить, что многие баллады у Изабеллы Игнатьевны заканчиваются оптимистично, что является не характерным признаком для этого лиро-эпического жанра.

В жанре романса особенными приметами стали неопределенные образы и далекие от конкретности слова. Именно они помогли И. Худолей приоткрыть новые возможности жанра.

Кроме того, в такой жанровой форме как стихотворение, мне удалось выделить ряд предметно-тематических групп: пейзажную лирику, гражданскую, интимную и философскую.

Я считаю, что данная работа актуальна и имеет практическую значимость.

Данные исследования могут использоваться на практике. Расширение сведений о жанрах повысит читательское мастерство; сделает размышление о литературе Кубани более содержательным и поможет в выборе книг для чтения.

Актуальность состоит в том, что литература Кубани – составная часть великой Русской литературы. Поэзия и проза Изабеллы Худолей несет в себе традиции литературы Кубани и традиции кубанского народа. Творчество этого автора воспитывает в нас любовь к малой родине, бережное отношение к ее природе, уважение к местным традициям.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)