Дом  ->  Квартира и дача  | Автор: | Добавлено: 2015-03-23

Что такое бисер

Вот уже несколько лет наш класс занимается художественным творчеством. На все праздники, которые у нас проводятся, а это - День Учителя, 23 февраля, 8 марта, День матери и т. д. мы своими руками творим различные работы, которые в дальнейшем дарим учителям, родителям, сестрам и братьям. Эти работы каждая индивидуально красиво. Уже два года, как, мы работаем с бисером, великолепный по своим декоративным качествам материал привлек наше внимание. Из бисера мы делали бусы, брошки, фенечки, брелки, деревья. В этой научно-исследовательской работе мы хотели предоставить нашу коллективную работу из бисера дерево «Бансай».

Бисер – это мелкие круглые или граненые шарики из стекла (фарфора, металла, пластмассы или кости) со сквозными отверстиями для низания. Название бисер возникло от арабского слова бусра, бусер - фальшивый жемчуг. Известно, что в Китае его изготавливали из фарфора, а на севере местное население вытачивало его из кости мамонта (до появления торгового). Широко распространены были бусы из драгоценных металлов (Au, Pt, Ag) в Африке, доколумбовой Америке, Индии. Современный бисер очень разнообразен и из источников мы узнали, что он бывает стеклянным, керамическим, пластмассовым или металлическим.

ИСТОРИЯ БИСЕРА

Кочевые племена сарматов и скифов еще за несколько столетий до Рождества Христова носили одежду и обувь, отделанную бисером Стеклянные бусины — непосредственные предшественники бисера — украшали одежду древнеегипетских фараонов. Маленькие стеклянные шарики украшали ворот, края рукавов и нагрудную часть рубах, а также шаровары, пояса и головные уборы.

На протяжении нескольких столетий единственным центром производства бисера в Европе была Венецианская республика. До этого его изготовляли в стеклодельных мастерских Германии и Галлии, из этих мест оно перекочевало в Византию, а уже из Византии пришло в Венецию.

Производили венецианского стекло на острове Мурано. Там изготовляли различного вида сосуды, зеркала, бусины, пуговицы, бисер и прочее. Венецианское стекло, в том числе и бисер, приносили республике колоссальные доходы. Стеклянными изделиями торговали в Странах Восточной Африки, европейских государствах, а затем и в Америке.

Значительные прибыли Венецианской республики, в этой области, вызывали зависть у жителей соседних государств, которые пытались разузнать секреты стекольного производства. Стремясь сохранить тайну производства, правительство республики в 1275 году издало указ, запрещавший вывоз за ее пределы сырья, необработанного стекла и даже его осколков. Сделано это было для того, чтобы конкуренты не могли определить состав стекольной массы. Жестокое наказание ждало мастеров, вывозивших секреты производства стекла за границу, их объявляли государственными изменниками, брали в заложники родственников, добиваясь возвращения беглецов, убивали. Но правительство Венецианской республики стремилось удержать стеклоделов не только силой. Им давалась исключительная привилегия дочери мастеров могли выходить замуж за патрициев. Мало того, власти закрывали глаза на разбойные нравы, царившие в Мурано. А ведь стеклоделы, помимо своей основной профессии, не брезговали и грабежами. В своих Мемуарах Д. Казанова вспоминал, что приезжие, заночевавшие в Мурано, могли поплатиться за такую неосторожность не только кошельком, но и жизнью.

Первая попытка создать производство бисера в России относится к концу XVII века. В 1670—1680 годах в дворцовом селе Измайлово при содействии венецианских мастеров была организована мастерская по его изготовлению. Но наладить массовый выпуск отечественного бисера тогда не удалось. Бисер и стеклярус продолжали ввозить из-за границы. Его закупки постоянно росли: если в 1748 году только через Санкт-Петербургский порт в страну было ввезено 472 пуда бисера, то спустя четыре года уже 2126 пудов. Однако дефицит на бисер по-прежнему оставался значительным. Поэтому М. В. Ломоносов, в совершенстве владевший техникой изготовления смальты — цветного непрозрачного стекла, применяемого для мозаичных панно, решил изготавливать бисер.

По указу Сената ему была предоставлена безвозмездная ссуда в размере 4 тысяч рублей и земля, на которой планировалось разместить стекольное производство. Фабрика была организована в 1754 году в Усть-Рудицах. Первая ее продукция появилась год спустя. Ломоносов постоянно совершенствовал технологию изготовления бисера, разрабатывал новое оборудование, и к 1670 году количество выпускаемого стекляруса и бисера значительно возросло. Стекольная фабрика в Усть-Рудицах просуществовала до 1765 года, но после смерти М. В. Ломоносова производство было свернуто и фабрика закрылась. Потребность в бисере продолжала удовлетворяться за счет поставок из Богемии и Венеции.

Только в 1883 году в Одессе открылась стеклярусная фабрика Я. Б. Ронигера, где было налажено изготовление качественной, конкурентоспособной продукции. Однако вытеснить иностранных производителей бисера с российского рынка не удалось и в этот раз. По материалам книги Елены Артамоновой

ВИД И РАЗМЕР БИСЕРА

Бисерины могут быть размером менее миллиметра, а могут быть диаметром более сантиметра или даже нескольких сантиметров. Бисерины могут быть изготовлены из любого материала. Наиболее распространен бисер из стекла, пластика и камня, однако бисер также делают из кости, рогов, бивней, металла, ракушек, жемчужин, кораллов, драгоценных камней, резины, синтетических материалов, дерева, керамики, волокна, бумаги, зерен персидской сирени и других растений.

Существует общепринятая система обозначения размеров бисера, пришедшая из далекого прошлого, когда уже появились первые бисеринки, но еще не родилась система стандартизации единиц измерения. Выглядит это так: 6/о, 10/о, 12/о и т. д. Что же означают эти цифры? Истинное значение их за давностью времен не сохранилось, но в некоторых источниках встречается объяснение этого как соотношение величины диаметра бисеринки и некой условной начальной бусины «о», т. е. диаметр 6/о меньше бусины в 6 раз, диаметр 10/о в 10 раз и т. д. К сожалению, это соотношение не может быть верным применительно к размерам современного бисера, поскольку на самом деле оно не выдерживает для всего спектра размеров.

Действительные размеры бисера чешского производства соответствуют следующей таблице:

Номер 1/o

Opaque colours lustered – непрозрачный цветной из непрозрачного стекла различных окрасок сочных оттенков с блестящим покрытием. Наши мастера называют блестящий его «фарфор» и применяют без ограничений для любых фантазий. Незаменим при узорах этнографического направления в сочетании с «керамикой»

Opaque colours rainbow - непрозрачный цветной из непрозрачного стекла различных цветов с радужным покрытием радужный

Natural transparent colours - натуральный цветной бисер из цветного стекла без дополнительного покрытия. Рекомендуется для изготовления цветов, а так же прозрачный как основа при плетении с наложением. Использование в вышивке ограничено тем, что может просвечивать используемая нить и канва.

Transparent colours lustered – прозрачный цветной бисер из цветного стекла с блестящим покрытием. Плетение сувениров, украшений, вышивка- практически в блестящий любом изделии хорош этот тип бисера.

Transparent colours lustered andc olour lined бисер из прозрачного цветного стекла с покрашенным отверстием, цвет которого отличается от цвета inside - прозрачный цветной блестящий с цветной основного стекла, что создает эффект двойного цвета, интересную световую игру при разном освещении внутренней линией. Поэтому его и называют «хамелеон». Хорошо использовать в бижутерии, при плетении сувениров, украшения интерьера.

Transparent colours silver lined- прозрачный бисер из прозрачного цветного стекла со сверкающим «огоньковым» покрытием, поверхность отверстия цветной с серебряной линией выполнена напылением «серебро». Отверстия бисеринок этого вида изготавливаются круглого (r. h. ) и квадратного (sq. h). сечения. В обиходе носит название «огонек», «парчовый». Очень хорош для плетения сувениров и цветов

Transparent colours rainbow - прозрачный цветной бисер из цветного стекла с переливающимся радужным покрытием.

радужный

Crystal lustered and colour lined inside – прозрачный из бесцветного стекла с цветным отверстием и блестящим покрытием. Весь бисер этой подгруппы прозрачный блестящий с цветной внутренней линией имеет широкий спектр применения- вышивка картин и панно, плетение любых сувениров, цветов, игрушек, поделок в интерьер, легких веселых украшений. Рабочее название этой подгруппы «люстр».

Crystal silver lined and dyed – прозрачный с прозрачный из бесцветного стекла с цветным отверстием и сверкающим «огоньковым» покрытием. Отверстия серебряной линией и цветной внутренней линией бисеринок этого вида изготавливаются круглого (r. h. ) и квадратного (sq. h). сечения.

Crystal lustered and super colour lined inside- прозрачный из бесцветного стекла с цветным отверстием ярких оттенков и блестящим покрытием прозрачный блестящий с яркой цветной внутренней линией

Crystal rainbow and colour lined inside– прозрачныйпрозрачный из бесцветного стекла с цветным отверстием и блестящим, переливающимся радужным покрытием радужный с цветной внутренней линией

Matt- матовый непрозрачный бисер с поверхностью без блеска, «мягкой шершавостью» , полученной в результате матирования- дополнительной обработки галтовкой в специальной установке, поэтому цена такого бисера выше, чем остальных сортов. Так родились прозрачный матовый радужный, полуматовый с серебряной линией, матовый металлик. У наших мастериц матовый бисер называется еще «тертый». Широко применяется в вышивке и плетении украшений, изделий интерьера

Metallic colours– металлик цветной непрозрачный бисер с напылением «под металл» краской ярких тонов. Применяется для вышивки картин и изготовления сувениров.

Metallic– металлик непрозрачный бисер с гальваническим покрытием металлической краской цветовой гаммы спокойных оттенков В

описаниях уроков бисероплетения можно встретить его под названием «гальванизированный». Применяется при плетении сувениров и в вышивке для отделки отдельных элементов под»золото».

непрозрачный бисер с радужным цветным покрытием, напоминающим бензиновые разводы различных окрасок - с

Iris colours– ирис преобладанием фиолетового оттенка, либо синего, табачного- хаки, гематитового. Его так и называют:

«бензиновый». Применяют и в бижутерии, и для поделок в интерьере.

Ceylon and colour lined inside- цейлон с цветной полупрозрачный бисер с цветным отверстием и наружным покрытием холодного блеска пастельных оттенков внутренней линией Наши мастера называют его «жемчужный», «перламутровый». Хорош для изготовления украшений, особенно удачно сочетается с бусинами, и удобен для счетной вышивки.

Striped rocailles- полосатый полупрозрачные бисеринки покрыты цветными полосками двух или даже трех цветов. Хорош для фантазийных изделий.

Genuine gold lined- натуральная золотая линия бисер из прозрачного бесцветного стекла, поверхность отверстия которого покрыта блестящей «золотой»

краской. Отверстия бисеринок этого вида изготавливаются круглого (r. h. ) и квадратного (sq. h). сечения.

Применяется для изготовления сувениров, цветов, поделок интерьера

Shell colours – цветная оболочка непрозрачный бисер медово-молочных тонов. Иногда его называют «жемчужный», его мягкий блеск действительно напоминает жемчуг.

Dyed аlabaster – цветной алебастр непрозрачный бисер сочных чистых цветов ,ими окрашена наружная поверхность ; имеет фарфоровый блеск;.

Используется в вышивках.

Bugle Beads- Стеклярус - Нарубленные частички стеклянных трубочек, расцветки разнообразные

Dyed chalk – цветной мел непрозрачный бисер ярких окрасок без блеска, за что и ценится. Окрашена наружная поверхность Можно удачно применять при плетении сувениров.

Соль-гель сортовая группа бисера, характерная тем, что имеет широкий спектр оттенков каждого цвета, имеющегося в основном виде. Особенно удобно и приятно заниматься подбором цветовой гаммы вышивальщицам. Качество этого вида бисера выше, чем у основных групп ,что и обуславливает более высокую цену на него.

Существующие подвиды этого типа бисера в обиходе имеют названия: "Прозрачный", "Огонек", "Восковой",

"Керамика", "Сатиновая рубка"

ЦВЕТОВАЯ ГАММА БИСЕРА

 Как правило, основным материалом в бисероплетении, является сам бисер. Бисер – очень разнообразный материал. Его цветовая гамма не знает границ, знание свойств цвета, очень важно при работе с бисером. Не смотря на кажущуюся простоту каждой отдельной бисеринке, собранные вместе, они не всегда выглядят красиво. Отражаясь и просвечивая, сквозь друг друга, бисер и создает неповторимую чарующую игру цвета, пленяющую воображение. Заслуга в этом принадлежит мастеру, сумевшему подобрать цвета в гармонии друг с другом. Чтобы получить хорошее сочетание, необходимо знать некоторые свойства гармонии цветов. А. Н. Котова, А. С. Котова

Гармония контрастных цветов строится на совмещении дополнительных цветов хроматического ряда или цветов хроматического ряда с цветами ахроматического ряжа. Красивы например, такие контрастные сочетания цветов: красный-с синим и белым; бледно –розвоый- с бледно голубым или бледно сиреневым; оранжевый – с зеленым, фиолетовым и лиловым; голубой- с красным, коричневым, кофейным, белым, серым ит. д.

Практика работы с бисером выработала традиционный ряд сочетания цветов. Им удобно пользоваться при обучении.

Цвет Сочетание цветов

Красный Черный, желтый, серый, коричневый, бежевый, оранжевый, синий , белый

Синий серый, голубой, бежевый, коричневый, желтый, розовый, золотистый

Желтый коричневый, оранжевый, черный, красный, серый, голубой, синий, фиолетовый

Зеленый оранжевый коричневый, черный, серый, темно-желтый, лимонный, салатный, кремовый

Фиолетовый желтый, серый, Черный, сиреневый, бежевый, розовый, золотистый,

Коричневый бежевый, желтый, розовый, сиреневый, зеленый, салатный

ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС

В нашем творческом процессе всегда предлагает идеи классный руководитель, мы в свою очередь, когда проходит обсуждение какой-либо идеи, то мы, используя все свои знания, навыки, которые получили, прочитывая литературу, журналы, также интернет, выставки, проходящие у нас в поселке, добавляем свое в этот процесс. Вся работа протекает на одном дыхании. Да конечно понятно, ч то для нас это трудно, но в нас вселяет желание побыстрее увидеть нашу окончательную работу, которая подвергает нас в радость, восхищение и восторг.

В этой работе мы решили выполнить из бисера разных видов и расцветок дерево японское «Бонсай».

Бонса́й (яп. 盆栽 — букв. «растение в горшке») — искусство выращивания точной копии настоящего дерева в миниатюре. Википедия.

Слово «бонсай» пришло из китайского, там аналогичное понятие «пен-цай» было заимствовано после распространения в Японии техник бонсай. Возникло искусство в 200 году до н.  э. в Китае. Вместе с буддизмом в VI веке благодаря странствующим монахам искусство бонсай попало в Японию, где нашло свое дальнейшее развитие. Стили бонсай просты, лаконичны, естественны, максимально приближены к природе, лишены какой-либо напыщенности и вычурности. Но мы хотим рассказать и продемонстрировать творческий процесс создания дерева из бисера «Бонсай».

Для нашего дерева из бисера «Бонсай» потребуется:

➢ разнообразный по цвету и виду бисер 350 гр. :

• прозрачный натуральный,

• бисер с золотой нитью,

• парчовый (с серебряной нитью),

➢ стеклярус, рубленный бисер;

➢ проволока разной толщины,

➢ малярный скотч,

➢ лейкопластырь тканевый,

➢ гуашь темно-коричневая,

➢ клей,

➢ плетеная корзина,

➢ горшочек,

➢ алебастр,

➢ декоративные камешки разных расцветок.

Работа над бонсаем довольно долгая, но результат получается потрясающей красоты и реалистичности!

1. Нарежьте 150 кусков проволоки по 50-55см. Нанижите на каждую проволоку бисер -11 штук, если используете стеклярус, то вдеваете 2 стекляруса, а между ними 3 бисеринки, и сделайте от 8 до11 лепесточков. Проволоку в центре скрутить на 2-3 см. И подготовить таких веточек 150 штук.

2. Далее делаем веточки, соединяя пучки по 1-5 штук, обматывая малярным скотчем, там, где веточки узкие мы используем, лейкопластырь тканевый узкий.

3. Из маленьких веточек бонсая собираем в средние. Получится от 2 до 4 маленьких веток в ср. веточке. Опять используя здесь уже широкий лейкопластырь тканевый и малярный скотч.

4. Теперь используя заготовки, будем делать ветки большего размера. В эти ветки мы добавляем от 2х - 4х таких ср. веточек. И утолщаем ветки, добавляя толстую проволоку. Затем обматываем малярным скотчем к низу, сверху лейкопластырем и красим эти ветки темно-коричневой краской, а когда краска высохнет, то покрываем лаком бесцветным.

5. Далее делаем большие ветки. Они состоят из 2х – 3х предыдущих.

6. Ну, а теперь самое интересное, полностью собрать дерево из бисера. Берем центральную ветку и, прикладывая к ней ветки, присматривая, выбираем нужную. И так поочередно соединяем остальные ветки, обматывая и утолщая в местах, придаем веткам нужную форму, изгибая, как больше нравится, чтобы деревце, наше было похоже на «Бонсай». И вот наше деревце из бисера готово! Для создания композиций выбираем контейнер плетеный остроугольный прямой.

7. Заключтилеьная часть включает в себя приготовление «дерна». Мы разводим алебастр водой, по консистенции он должен быть, как густая сметена и заливаем в контейнер, но предварительно положив туда плотный полиэтилен, чтобы не испачкать плетенку. Ставим дерево большое из бисера «Бонсай» в плетенку, а маленький «Бонсай» рядом в маленький горшочек и алебастру даем высохнуть. Примерно затраченное время на высыхание 30-45 минут. Далее добавляем к нашей композиции декоративные камушки гальку, и немного большего размера разных зеленых камней. Так же украшаем большими камнями морскими, все это мы садим на клей. Следующий этап: это мы покрываем камни морские лаком бесцветным. Наша работа закончена.

И наш шедевр яркий, красочный, экстравагантный готов.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Бисер на самом деле он уникален, можно сделать такие изделия, которые приводят людей в восторг, и часто мы задумываемся над тем, что как хорошо, что в те давние времена люди создали бисер. Что в наших руках из него получаются эксклюзивные работы, украшая наши дома, интерьер, модные украшения для женщин, мужчин, так же вышивая одежду бисером.

Из исследований мы многое узнали о бисере, что он бывает несколько видов это чешский, тайванский, японский, венецианский, египетский, также русский. Имеет различные расцветки и размеры. Существует несколько разновидностей вид - бисер, стеклярус, рубка, бусины. Из материала и источников, узнали,ч то бисер изготавливают из различного материала- стекла, пластика и камня, однако бисер также делают из кости, рогов, бивней, металла, ракушек, жемчужин, кораллов, драгоценных камней, резины, синтетических материалов, дерева, керамики, волокна, бумаги, зерен персидской сирени и других растений.

С давних времен люди делали изделия из бисера, которые дошли до наших времен – украшения, одежда, изделия, так же описание работ в произведениях писателей и поэтов, картины художников, дошедших до наших дней, украшавшие, в настоящее время знаменитые галереи и музеи.

Для нас была положительная оценка нашей коллективной плодотворной работы в этом творческом процессе – это восхищение, удивление, восторг, изумление, ч то это сделали мы ученики 8 класса.

За этим деревцем из бисера не нужно никакого ухода, его не нужно поливать и пересаживать. Им нужно только восхищаться и любоваться, восторгаться, и изумляться, а еще можно делать великолепные подарки родным, близким, друзьям и знакомым.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)