Культура  ->  Литература  | Автор: | Добавлено: 2015-03-23

Анализ романа А.С. Пушкина "Капитанская дочка"

Пушкин – родоначальник одной из величайших литератур мира, основатель русского реализма с его передовыми, демократическими, гуманистическими традициями. Он создал классический русский литературный язык. По выражению Н.  В.  Гоголя, «при имени Пушкина тотчас осеняет мысль о русском национальном поэте. В нем русская природа, русская душа, русский язык, русский характер отразились в такой же чистоте, в такой очищенной красоте, в какой отражаются окружающие тела на выпуклой поверхности оптического стекла».

Многообразие разработанных жанров и стилей, легкость, изящество и точность стиха, рельефность и сила характеров, «просвещенный гуманизм», универсальность поэтического мышления и самой личности Пушкина предопределили его первостепенное значение в отечественной словесности: Пушкин поднял ее на мировой уровень.

В романе в стихах «Евгений Онегин» воссоздал образ жизни и духовно-нравственные идеалы современника, выходца из столичного дворянства. В этом романе и во многих других сочинениях Пушкин обращается к проблеме индивидуализма, границ свободы, поставленных еще в «Цыганах».

Пушкиным впервые были определены многие ведущие проблемы русской литературы XIX века. В « Маленьких трагедиях» подняты проблемы любви, дружбы, творческого призвания, смысла и оправдания бытия, смерти и бессмертия. В «Андрее Шенье», «Пророке» подняты проблемы единства поэзии и свободы, поэзии и политики, поэзии и современности. Отсутствие твердого общественного статуса определило такие мотивы в творчестве Пушкина, как мотив одиночества, бессмысленности существования, беззащитности человека перед лицом природы, судьбы, деспотизма («Анчар», «Дорожные жалобы», «Дар напрасный, дар случайный»). Отсюда же мотивы надежды и спасительной любви («Воспоминание», «Я вас любил. », «Предчувствие»).

Но все же, важнейшим вопросом в творчестве Пушкина становится вопрос о сложных, чреватых катастрофой, отношениях между властью, дворянством и народом, государством и личностью, ролью личности в истории (трагедия «Борис Годунов», поэмы «Полтава», «Медный всадник»).

Самым важным, определяющим положение Пушкина в прозе, стал исторический роман «Капитанская дочка», написанный в форме мемуаров.

Замысел «Капитанской дочки» возник тогда, когда Пушкин стал работать над «Историей Пугачева». Оказалось, что нечего выдумывать небывалые сюжеты, наделять бумажных героев роковыми страстями, когда реальная русская история – это живой кладезь сюжетов и героев. Пушкин открывал события шестидесятилетней давности, как Колумб открывал Америку. Перед ним представали события и люди, о которых не прочитаешь и которых из головы не выдумаешь.

Интерес Пушкина к XVIII веку был постоянным и неугасимым. Именно в этом веке выковывалось русское дворянство, а с ним и все русское общество. Все, что дорого и ненавистно, страшно и смешно было поэту в России, корнями уходило в «дедовский» век. Поэтому он обращается к новому для себя жанру исторического романа. В западноевропейской литературе этот жанр уже усердно разрабатывался, и Пушкин высоко ценил романы Вальтера Скотта. Но Пушкин не был бы Пушкиным, если бы слепо следовал образцам, пусть даже лучшим. Он взял представление о романе как о жанре, в котором частная судьба показывается через историю, а история через частную судьбу: «В наше время под словом «роман» разумеем историческую эпоху, развитую на вымышленном повествовании». Но Пушкин избежал «романтических затей»: излишней занимательности в ущерб правде истории и правде характеров, трескучей эффективности, сюжетных вывертов с целью заинтриговать читателя. «Капитанская дочка» строга, безыскусна и внешне скорей напоминает документ, чем художественное произведение.

В 1833 году Пушкин отправляется на Волгу и в Оренбургские степи собирать материалы для задуманного им исторического труда – «Истории Пугачева». Одновременно зреет замысел будущего романа. Сначала Пушкин хотел сделать главным героем офицера, перешедшего на сторону Пугачева. Но то, что он узнал, прочитал в архивах и услышал от очевидцев, укрепило его в мысли, что такой поступок для дворянина был совершенно нетипичным. Дубровских в пугачевском войске не было. Пугачевский бунт как раз и обозначил пропасть между двумя Россиями – дворянской и крестьянской. В записке, адресованной Николаю I, Пушкин написал: «Весь черный народ был за Пугачева. Духовенство ему доброжелательствовало. Одно дворянство было открытым образом на стороне правительства».

Но «Капитанская дочка» - роман, а не историческое исследование. История в «Капитанской дочке» - это маленькие человеческие судьбы, переплетенные с историей народа, страны.

Заглавие для своего романа Пушкин выбрал лишь осенью 1836 года. Во всяком случае, название «Капитанская дочка» появилось впервые, насколько позволяют судить сохранившиеся бумаги, в октябре 1836 года, когда роман был отправлен писателем в цензуру; до этого времени, упоминая в письмах о «Капитанской дочке», Пушкин называл свое повествование просто романом.

В «Капитанской дочке» Пушкин хотел, прежде всего, показать, как складывалась судьба героев повествования, попавших в круговорот исторических потрясений. Именно поэтому, в отличие от других персонажей, характеры которых представлены в повести без каких-либо изменений, как некая данность (будь это Пугачев, Гринев-отец, Савельич, капитан Миронов и некоторые другие), Гринев-сын и капитанская дочка показаны в развитии характеров, в процессе становления их личности.

Произведение было опубликовано в 1836 году. Его появление означало рождение русского романа. Русский роман – это целая глава в книге мировой литературы. И начал эту главу Пушкин. Не сразу пришло к роману всеобщее признание; но чем дальше шло время, тем неоспоримее становилось мнение о художественном совершенстве исторического романа Пушкина. Но сколь различные идейные и художественные совершенства находили в нем! За протекшие столетия «Капитанская дочка» стала неотъемлемой частью русской культуры не только сама по себе, но и по той роли, которую ей суждено было сыграть в напряженной литературно-общественной борьбе последующих эпох. «Капитанская дочка» стала для русской прозы тем же, чем были для греков поэмы Гомера. «Сравнительно с «Капитанской дочкой» все наши романы и повести, - писал Н. В. Гоголь, - кажутся приторной размазней. В первый раз выступили истиннорусские характеры: простой комендант крепости, капитанша, поручик; сама крепость с единственной пушкой, бестолковщина времени и простое величие простых людей, все – не только самая правда, но еще как бы лучше ее». Белинский же сопоставил оба пушкинских романа и дал оценку их персонажам: «Капитанская дочка» - нечто вроде «Онегина» в прозе. Поэт изображает в ней нравы русского общества в царствование Екатерины, определившие нерушимые нравственные идеалы, которые принимает и утверждает Пушкин.

Можно пережить многие беды и невзгоды, но нельзя смириться с разложением нравственности. Потеря чести - это падение моральных устоев, за которыми всегда следует наказание. Понятие чести воспитывается в человеке с детства. Так, на примере романа Александра Сергеевича Пушкина «Капитанская дочка» хорошо видно, как это происходит в жизни и к каким приводит результатам.

Береги честь смолоду. Пословица, взятая Пушкиным в качестве эпиграфа ко всему роману, обращает внимание читателя на идейно-нравственное содержание произведения: одна из важнейших проблем «Капитанской дочки» - проблема нравственного воспитания, формирования личности Петра Андреевича Гринева, главного героя романа.

Эпиграф к роману «Капитанская дочка» представляет собою сокращенный вариант пословицы: «Береги платье снову». Полностью эту пословицу вспоминает Гринев-отец, напутствуя сына, отправляющегося в армию: «Береги платье снову, а честь смолоду», по желанию автора не случайно.

Потому что проблема нравственного воспитания молодого человека своего времени глубоко волновала Пушкина; с особой остротой она встала перед писателем после поражения восстания декабристов, которое в осознании Пушкина воспринималось как трагическая развязка жизненного пути лучших его современников. Воцарение Николая I привело к резкому изменению нравственного «климата» дворянского общества, к забвению просветительских традиций XVIII века. В этих условиях Пушкин ощутил настоятельную необходимость сопоставить нравственный опыт разных поколений, показать преемственную связь между ними. Верность просветительским идеалам и высоким нравственным образцам осознается им как единственное спасение от официозной правительственной морали, которая усиленно насаждалась в годы последекабрьской реакции. Представителями «новой знати» Пушкин противопоставляет людей, нравственно цельных, не затронутых жаждой чинов, орденов и наживы. А выявить, насколько тот или иной герой из «Капитанской дочки» воплощает идеалы чести и высокие нравственные образцы, позволяет эпиграф.

Различные грани идеала чести Пушкин раскрывает устами разных героев:

- Иван Кузьмич был человек необразованный и простой, но самый честный и добрый (автор-рассказчик);

- Лучшие и прочнейшие изменения происходят от улучшения нравов, без всяких насильственных потрясений (автор-рассказчик);

- Иван Кузмич был человек самый прямодушный и правдивый (автор-рассказчик);

- Да разве муж и жена не един дух и едина плоть (Василиса Егоровна);

- Они готовы резаться и жертвовать не только жизнию, но и совестию и благополучием (Маша Миронова с осуждением);

- Долг наш защищать крепость до последнего издыхания. Об этом и говорить нечего (Петр Гринев);

- Я стал читать про себя молитву, принося Богу искреннее раскаяние во всех моих прегрешениях и моля его о спасении всех близких моему сердцу (Петр Гринев);

- Долг требовал, чтобы я явился туда, где служба моя могла еще быть полезна отечеству в настоящих затруднительных обстоятельствах. (Петр Гринев);

- Ну, детушки, постоим сегодня за матушку-государыню и докажем всему свету, что мы люди бравые и присяжные! (Иван Кузмич);

- Баба-то (Василиса Егоровна) не робко десятка (Иван Кузьмич);

- Василиса Егоровна прехрабрая дама (Швабрин);

- Добро пожаловать; честь и место, милости просим (Пугачев);

- Он (Гринев) пристал к самозванцу не из невежества и легковерия, но как безнравственный и вредный негодяй (императрица).

Впервые Пушкин обращается к эпиграфу во вступлении к «Капитанской дочке», которое не вошло в окончательный текст (письмо Петра Гринева своему внуку):

«Любезный внук мой Петруша!

Часто рассказывал я тебе некоторые происшествия моей жизни, и замечал, что ты всегда слушал меня со вниманием, несмотря на то, что случалось мне, может быть в сотый раз пересказывать одно. На некоторые вопросы я никогда тебе не отвечал, обещая со временем удовлетворить твоему любопытству. Ныне решился я исполнить мое обещание. – Начинаю для тебя свои записки, или лучше искреннюю исповедь, с полным уверением, что признания мои послужат к пользе твоей. Ты знаешь, что, несмотря на твои проказы, я все полагаю, что в тебе прок будет, и главным тому доказательством почитаю сходство твоей молодости с моею. Конечно, твой батюшка никогда не причинял мне таких огорчений, какие терпели от тебя твои родители. – Но ты уродился не в него, а в дедушку, и, по-моему, это еще не беда. Ты увидишь, что завлеченный пылкостью моих страстей во многие заблуждения, находясь несколько раз в самых затруднительных обстоятельствах, я выплыл, наконец, и, слава богу, дожил до старости, заслужив и почтение моих ближних и добрых знакомых. То же пророчу и тебе, любезный Петруша, если сохранишь в сердце твоем два прекрасные качества, мною в тебе замеченные: доброту и благородство».

Главный герой романа Пётр Андреевич Гринёв с детства воспитывается в обстановке высокой житейской нравственности. В Гринёве как бы соединились доброе, любящее сердце его матери с честностью, прямотой, смелостью - качествами, которые присущи отцу. По мнению Пушкина, дворянство разделялось на два различных слоя – на старинное независимое дворянство с незыблемыми нравственными устоями и новое дворянство, возвысившееся в XVIII веке, в эпоху бурных дворцовых переворотов и фаворитизма. Все симпатии Пушкина были на стороне старинных дворянских родов, не затронутых, как полагал писатель, растлевающим влиянием придворной жизни и сохранявших верность старинным обычаям и традициям. Именно в этой среде Пушкин нашел своего героя – Гринева-отца; моральный облик этого человека, бескорыстного и принципиального, отказавшегося служить императрице, и определил шкалу нравственных оценок в «Капитанской дочке». Андрей Петрович Гринёв отрицательно относится к лёгким, но бесчестным способам делать карьеру при дворе. Потому-то он не захотел посылать на службу в Петербург, в гвардию, своего сына Петрушу: «Чему научиться он, служа в Петербурге? Мотать да повесничать? – говорит Андрей Петрович своей жене. – Нет, пускай послужит в армии, да потянет лямку, да понюхает пороху, да будет солдат, а не шаматон». В напутствиях сыну Гринёв особенно подчёркивает необходимость соблюдения чести: « Служи верно, кому присягаешь, слушайся начальников; за их лаской не гоняйся; на службу не напрашивайся; от службы не отговаривайся и помни пословицу: береги платье снову, а честь смолоду». Это напутствие отца остаётся с Гринёвым на всю жизнь и помогает Петруши не сбиться с правильного пути.

Петр Гринев знает, что отец несет за него ответственность и поэтому, полагаясь на него, беспрекословно подчиняется указаниям отца, даже в тот момент, когда Андрей Петрович отказал в благословлении брака Петра и Маши Мироновой: «. не только ни моего благословления, ни моего согласия дать я тебе не намерен. ». Но после смерти Машиных родителей, чета Гриневых с радостью приняла Машу: «Они видели благодать Божию в том, что имели случай приютить и обласкать бедную сироту. Вскоре они к ней искренно привязались, потому что нельзя было ее узнать и не полюбить». Любовь Петра Гринева и Маши «уже не казалась батюшке пустою блажью; а матушка только того и желала, чтоб ее Петруша женился на милой капитанской дочке».

Вывод: благодаря эпиграфу, в лице Андрея Петровича Гринева выявлены особенности характера русского дворянина: верность родительскому долгу, верность религиозно-христианским идеалам, великодушие, доброта и благородство.

Большое влияние на Гринёва с самого детства оказывает его верный слуга, но в то же время и друг – крепостной Савельич. Савельич считает своим долгом служить Петруше и быть ему преданным от начала до конца. Его преданность своим господам далека от рабской принадлежности: «Подымается вверх лестница совершенств, вереница титанических образов, - а внизу притаился гнусный, но, несомненно, подлинный Савельич. Усердный холоп, «не льстец», верный своим господам, гордый ими, но способный сказать им в глаза, с холопской грубостью, которую господа простят, и слова правды, направленные всегда к барскому, а не к своему интересу. Ведь потому-то господа и прощают грубость старого холопа Савельича, что она вся для господской выгоды». Верность Савельича семье Гриневых глубоко человечна, она носит характер долголетней семейной привязанности старого дядьки, для которого Андрей Петрович и Авдотья Васильевна – «отец» и «мать», и власть их, данная богом, нерушима: «А изволите вы писать, что сошлете меня свиней пасти, и на то ваша боярская воля. За сим кланяюсь рабски. Верный холоп ваш Архип Савельев».

В детские годы Петруши Савельич не только учит его писать и судить о достоинствах борзого кобеля, но он также дает Гринёву важные советы, которые помогли Петру в будущем. Такими словами, например, воспитывает старый слуга своего подопечного Петра Гринёва, который впервые напился и вёл себя неприглядно: «Кажется, ни батюшка, ни дедушка пьяницами не бывали; о матушке и говорить нечего». Так, отец Гринёва и его верный слуга Савельич, воспитали в Петре с самого детства дворянина, не считающего для себя возможным изменить присяге и перейти на сторону врагов, ради своего блага.

Первый раз Пётр Гринёв поступил по чести, вернув карточный долг, хотя в той ситуации Савельич пытался его уговорить уклониться от расчёта. Но благородство взяло верх. Казалось бы, такая мелочь, но именно с таких мелочей всё и начинается.

Человек чести, по-моему, всегда добр и бескорыстен в общении с другими. Например, Пётр Гринёв, несмотря на недовольство Савельича, отблагодарил бродягу за услугу, подарив ему заячий тулупчик. Этот поступок в будущем спас им обоим жизни. Этот эпизод как бы говорит, что человека, живущего по чести, сама судьба хранит. Но, конечно, дело не в судьбе, а просто на земле больше людей, которые помнят добро, нежели зло, - значит, у человека благородного больше шансов на житейское счастье.

Если бы не вмешательство Савельича в момент суда и присяги, Гринёв был бы повешен. Гринёв сам рассказывал об этой сцене: « Вдруг услышал я крик: «Постойте, окаянные! Погодите!» Палачи остановились. Гляжу: Савельич лежит в ногах у Пугачёва. « Отец родной! - говорил бедный дядька - Что тебе в смерти барского дитяти? Отпусти его; за него тебе выкуп дадут; а для примера и страха ради вели повесить хоть меня старика!». Пугачёв дал знак, и меня тотчас развязали и оставили». В этом эпизоде Савельич совершил настоящий подвиг. Он всегда хлопотал и заботился о своем «господине», а Гринёв не принимал этого во внимание, как будто так всё и должно быть, а между тем Савельич спас ему жизнь уже во второй раз. Вот, что значило для Савельича быть по-настоящему преданным и соблюдать свой долг.

Вывод: благодаря идейно-смысловой нагрузке эпиграфа, выявлены особенности характера крепостного Савельича: преданность хозяевам, верность религиозно-христианским идеалам, ответственность за поступки свои и воспитанника.

Другие грани чести и достоинства дворянина открывает Пушкин в лице четы Мироновых, с которыми Гринёв познакомился в Белогорской крепости, где он служил. «Незаметные герои и героини, капитан Миронов и его жена, служат оправданием веры в благой смысл жизни, к которой прилагается мерило не внешней красоты, а добра и чести, или, лучше сказать, доброе и честное имеют один общий корень. Благоговея богомольно перед святыней красоты, видится и добро. » . Понятие чести и долга у Мироновых не выходят за рамки устава, но на таких людей всегда можно положиться. Они по-своему правы: честь и долг в их понимании превыше всего.

Миронову свойственно чувство верности долгу, слову, присяге. Он не способен на измену и предательство ради собственного благополучия - примет смерть, но не изменит, не отступиться от исполнения службы: «Капитан Миронов, родственный не только чином, но и духом штабс-капитану Максиму Максимычу и капитану Тушину, в законченности и цельности своего миросозерцания лучше всех воплощает это скромное величие, этот высший героизм простоты. Не говоря уже о его собственном трагическом конце, на какую высоту возносит он себя, когда при нападении Пугачева на Белогорскую крепость говорит оробевшему гарнизону эти незатейливые, эти великие слова: «Что же вы, детушки, стоите? Умирать так, умирать, дело служивое!» (Айхенвальд Ю. Пушкин. Изд. 2-е, значительно дополненное, М. , 1916, с. 152). Его храбрость, верность долгу и присяге, его нравственная ценность и глубокая человечность есть черты настоящего русского характера. Образ капитана Миронова открывает в русской литературе галерею простых военных людей, получивших офицерское звание за боевые заслуги, среди которых мы встречаем штабс-капитана Максима Максимыча («Герой нашего времени») и капитана Тушина («Война и мир»).

Вывод: благодаря эпиграфу выявлены особенности характера коменданта Белогорской крепости капитана Миронова: верность воинскому и родительскому долгу, благородство, доброта, великодушие и верность религиозно-христианским идеалам, порядочность и чистота души.

Василиса Егоровна – представительница мелкопоместного обнищавшего дворянства: «Среди чистой комнатки, убранной по-старинному, сидела старушка в телогрейке с платком на голове, объявившая себя хозяйкой капитана Миронова». Не случайно особенности характера капитанши открываются благодаря Гриневу, воспитанному на принципах верности чести и долгу.

Василиса Егоровна всех принимала «запросто и радушно, не забывая возражать капитану крепости: «Сидел бы дома да Богу молился». О своем гражданском подвиге упоминает между делом: «Тому лет 20 назад нас из полка перевели сюда». Каждый ее поступок соответствует воле Божьей: «Господи, Боже мой», «Господи Владыко, до чего дожили!» Василиса Егоровна, являясь женой военного человека («мы уже сорок лет в службе и всего, слава Богу, насмотрелись»), готова выполнять и воинский долг вслед за Иваном Кузмичом. Проявляя настоящее мужество, Василиса Егоровна остается в крепости во время осады Пугачева: «А меня и во сне не проси: не поеду. Нечего мне под старость лет расставаться с тобою да искать одинокой могилы на чужой сторонке. Вместе жить, вместе и умирать». Эти слова как гимн ее преданности и мужу, и воинскому долгу, и государыне.

Чем страшнее сцена казни, тем беспомощнее оказывается Василиса Егоровна перед лицом разбойников: «В эту минуту раздался женский крик. Несколько разбойников вытащили на крыльцо Василису Егоровну, растрепанную и раздетую донага». Перед лицом смерти она причитает не о себе, а о своем несчастном муже: «Злодеи! Что это вы с ним сделали? Свет ты мой, Иван Кузмич, удалая солдатская головушка! Не тронули тебя ни штыки прусские, ни пули турецкие; не в честном бою положил ты свой живот, а сгинул от беглого каторжника!» Погибая, как истинный защитник Отечества, от сабли молодого казака, «она упала мертвая на ступени крыльца». Василиса Егоровна до последнего осталась верна своим идеалам: чести и долгу.

Вывод: благодаря эпиграфу выявлены особенности характера Василисы Егоровны: верность чести и долгу жены и матери, героизм, простота, набожность, доброта, ответственность за родных и близких.

В лице юной Маши Мироновой, дочери капитана Миронова, Пушкин показывает проявление чести и достоинства женской натуры.

«. Да где же Маша?» Тут вошла девушка лет осьмнадцати, круглолицая, румяная, со светло-русыми волосами, гладко зачесанными за уши, которые у нее так и горели». Внешний портрет Маши Мироновой ничем не примечателен. Пушкин словно нарочно подчеркивает ее обыденность, лишает каких-либо индивидуальных примет; она не отличается особой красотой, не блещет умом. Героиня – покорная дочь своих родителей, приученная с детства к незыблемым нормам патриархальной морали. По мере же развертывания повествования все с большей отчетливостью проступают лучшие стороны ее незаурядной натуры – прямота, верность, честь и долг, способность с достоинством переносить внезапные утраты и житейские невзгоды. Стойкость характера капитанской дочки проявляется с особой силой в конце романа, в ее решении прийти на помощь любимому человеку, попавшему в беду.

В беде Маша открыла такие душевные глубины, которых предположить в начале повести никто не мог в молоденькой девушке, красневшей каждый раз при одном упоминании её имени. Казалось бы, Маша такая слабая. Но, решив, что никогда в жизни не выйдет замуж за подлого Швабрина, она набирается мужества и ради своего возлюбленного доходит аж до самой императрицы, чтобы отстаивать свою любовь. Это её принципы, которыми она не поступится: «Маша Миронова – прекрасный в своей непритязательности образ простой русской девушки, «честной дочери честного отца», сумевшей в тяжелых жизненных испытаниях проявить настоящую стойкость, мужество и героическую готовность бороться до конца, апеллируя к высшей власти и справедливости» (Реизов Б. Г. Творчество Вальтера Скотта. М. -Л. , «Художественная литература», 1965, с. 39).

Вывод: благодаря эпиграфу выявлены особенности характера Маши Мироновой: скромность, благородство, душевная чистота, верность религиозно-христианским идеалам, самоотверженность.

Ключевой фигурой романа является Петр Гринев. Ему автор предоставляет рассказать об испытаниях, выпавших не только на его долю, но и на долю других героев. Автор прослеживает его жизненный путь – путь духовно-нравственного становления дворянина, который достигает степени духовной нравственности в соответствии с формулой эпиграфа. В Петре сочетаются грани характера других героев: верность воинскому долгу и благородство отца, Машина простота и легкость в общении, смелость и храбрость Мироновых, жажда справедливости и искренность Пугачева.

Гринев не может допустить несправедливой лжи в адрес Маши и вызывает Швабрина на дуэль: «Ты лжешь, мерзавец! Ты лжешь самым бесстыдным образом». Петр не заботится о собственной жизни и отказывается присягнуть Пугачеву. Ведь присягнув Пугачеву, убийце Машиных родителей, Петруша становился соучастником преступления. Поцеловать руку самозванца - значило предать все жизненные идеалы - предать честь. Лучше было умереть, но умереть героем.

На ужине между Пугачевым и Гринёвым возникает словесная дуэль. Но неожиданно для самого Петра в Гринёве-ребёнке просыпается воин. Он с достоинством стоит за свои идеалы: «Признать бродягу государем был я не в состоянии: это казалось мне малодушием непростительным».

Петр любит Машу Миронову, и его любовь настолько сильна, что он просит самого Пугачева освободить ее из крепости, командиром которой теперь является Швабрин. После освобождения Маши, Пугачев хочет их обвенчать, однако Гринев отказывает ему, так как этого поступок противоречит его жизненным понятиям: «Только не требуй того, что противно чести моей и христианской совести».

После поимки Пугачева во время казни Петр с глубокой горечью и досадой сожалеет о столь негероической смерти человека, который пощадил его и избавил Машу из рук гнусного Швабрина: «Емеля, Емеля! Зачем не наткнулся ты на штык или не подвернулся под картечь? Лучше ничего не мог бы ты придумать».

Казалось бы, связь с мятежным атаманом станет для Гринёва роковой. Его действительно арестовывают по доносу. Ему грозит смертельная казнь, но Гринёв решает из соображений чести не называть имени своей возлюбленной, иначе Машу бы привлекли к суду: «Я хотел было продолжать, как начал, и объяснить мою связь с Марьей Ивановной так же искренно, как и все прочее. Но вдруг почувствовал непреодолимое отвращение. Мне пришло в голову, что если назову ее, то комиссия потребует ее к ответу; и мысль впутать имя ее между гнусными изветами злодеев и ее самую привести на очную с ними ставку – эта ужасная мысль так меня поразила, что я замялся и спутался». Если бы он рассказал всю правду о такой ситуации, то его бы наверняка оправдали. Но в самый последний момент справедливость восторжествовала.

Маша обращается с просьбой о помиловании Гринёва к даме, приближённой к императрице. Дама верит бедной девушке на слово. Этот факт говорит о том, что в обществе, где большинство людей живут по чести и справедливости, всегда легче восторжествовать. Дама оказывается самой императрицей, и судьба возлюбленного Маши решается в лучшую сторону.

Гринёв до конца остаётся человеком чести. В его характере отражены различные грани проявления чести и достоинства, прежде открытые в других героях.

Петр достойно проявил себя с самого начала романа во всех выпавших на его долю испытаниях. Во всех своих поступках он руководствовался своими убеждениями, следовал законам офицерской чести и хранил верность воинской присяге: «Наконец (и еще ныне с самодовольствием поминаю эту минуту) чувство долга восторжествовало во мне над слабостию человеческою». Гринев в столь раннем возрасте (17 лет) является примером служения идеалам чести и долга.

Вывод: благодаря идейно-смысловой нагрузке эпиграфа выявлены особенности характера молодого русского офицера Петра Гринева: верность воинскому долгу, чести и своим жизненным идеалам, великодушие, храбрость, бесстрашие, чувство справедливости, порядочность и благородство.

Швабрин - полная противоположность Гринёву. Он человек корыстный и неблагодарный. Ради своих личных целей Швабрин готов совершить любой бесчестный поступок. Это проявляется во всём. Швабрин, как позднее выяснилось, сватался к Маше, но получил отказ. Даже во время поединка Швабрин не погнушался воспользоваться для нанесения удара бесчестной ситуацией. Поединок едва ли не закончился гибелью Гринёва из-за подлости Швабрина, если бы не Савельич. Выздоровев, Гринёв узнал, что именно Швабрин, когда-то его лучший друг, написал на него донос Гринёву-отцу. Недаром говорят: «Никогда не говори о себе плохо, друзья расскажут всё сами». Естественно, это возбудило в Петре ненависть к своему врагу. Швабрин был всегда «камнем» на пути Гринёва. Однако судьба не обделила Швабрина своим вниманием за содеянные грехи. Ему досталось по заслугам: он примкнёт к Пугачёву, и его осудят, как предателя.

Швабрин был исполнен равнодушия и презрения к простому народу и честному, мелко служилому люду, к капитану Миронову, исполняющему свой долг и морально стоящему выше Швабрина. Чувство чести в Швабрине развито очень слабо. Швабрин, как и следовало ожидать, перешёл на сторону Пугачёва, но сделал это не по идейным убеждениям: он рассчитывал сохранить свою жизнь, надеялся в случае успеха Пугачёва сделать при нём карьеру, а главное, хотел, расправившись со своим врагом, насильно жениться на Маше, которая его не любила.

Швабрин попросту попытался позабыть о таких важнейших для русского офицера понятиях, как долг перед отечеством, честь, верность данной присяге. Может быть, в глубине души он знал, что существуют такие благородные чувства, но они ему были чужды. В экстремальных ситуациях он, прежде всего, хотел выжить, пусть даже через унижение и предательство: «Швабрин упал на колени. В эту минуту презрение заглушило во мне все чувства ненависти и гнева. С омерзением глядел я на дворянина, валяющегося в ногах беглого казака».

Внешняя культура мало влияет на становление личности и характера человека. Ведь Швабрин был образованнее Гринёва. Он читал французские романы, был умным собеседником. Швабрин даже пристрастил Гринёва к чтению. Видимо, решающее значение имеет то, в какой семье воспитывается человек. А это еще раз доказывает, что Гринев получил воспитание в духе лучших дворянских традиций.

В жизни каждого человека бывает пересечение двух дорог, и на перепутье лежит камень с надписью: «С честью пойдешь по жизни - умрёшь. Против чести пойдешь - жив будешь». Именно перед этим камнем стояли обитатели крепости, в том числе Гринёв и Швабрин. Во время Пугачёвского бунта особенно проявились нравственные качества одних героев романа и низость чувств других.

Вывод: благодаря идейно-смысловой нагрузке эпиграфа выявлены особенности характера Швабрина: грубость, жестокость, цинизм, предательство, трусость, способность к насилию и малодушие.

Не менее значимой, но проблемной является фигура Пугачева. Пушкин неоднозначно относится к Пугачеву и поэтому показывает его с разных сторон: он то вожатый, которому добрый Гринев дарит заячий тулупчик, то самозванец, выдающий себя за императора Петра III, то преступник, посаженный в железную клетку. Из этих разрозненных картин автор составляет образ предводителя народного восстания, человека неистового темперамента и сильной воли, раздираемого внутренними противоречиями.

Пугачёв проявил великодушие в отношении молодого офицера Гринева не только из чувства благодарности за старую услугу. Пугачёв и Гринёв были уже давно квиты: Пугачёв подвёз Гринёва до дому, а тот в благодарность подарил ему заячий тулупчик. Пугачёв в равной степени оценил в Гринёве человека чести. Сам предводитель народного восстания ставил перед собой благородные цели: освобождение крепостных крестьян и борьба за их личную независимость. Поэтому Пугачёв не был чужд понятиям чести.

Во время разговора между Гриневым и Пугачевым возникает разногласие. И неожиданно в Пугачёве-разбойнике просыпается человек. Он начинает понимать Петрушу: «А ведь он прав! Он человек чести. Не важно, что он ещё молод, а главное, он не по-детски оценивает жизнь!» Именно на этом этапе Пугачёв с Гринёвым находят общий язык. Их души как бы слились в единое целое и взаимно обогатились.

Нравственность Гринёва вызвала уважение и доверительность у Пугачёва. Атаман рассказал офицеру притчу, услышанную от старой калмычки, в которой речь шла о том, что лучше один раз кровью напиться, чем триста лет падалью питаться. Конечно, сказочный орёл и ворон спорили, решая чисто человеческую проблему. Обсуждая эту сказку, Пугачёв и Гринёв высказывают свою жизненную позицию. Желая показать масштабность личности Пугачева, Пушкин словами: «Пугачев посмотрел на меня с удивлением и ничего не отвечал» - как бы дает понять читателю, что вождь восстания умел прислушиваться к суждениям, которые шли вразрез с его собственными представлениями, что его поразила человечность нравственных устоев Гринева.

У Пугачёва нет выбора, он не может жить иначе, для него бунт - смысл жизни, для Гринёва же: «. жить убийством и разбоем, значит, по мне, клевать мертвечину». Герои не сходятся в определении основы жизни и, тем не менее, доброжелательны друг другу. После их разговора Пугачёв погружается в глубокие размышления. Стало быть, в глубине души Пугачёв имел благородные корни.

Когда Пугачёв освободил Машу Миронову, он предложил Гринёву тут же обвенчаться, а сам хотел быть его посажённым отцом. Однако Гринёв вежливо отказал, а Пугачёв сумел его понять и отпустить. Этот эпизод открывает удивительную человечность морали Пугачёва. Узнав, что двое молодых людей любят друг друга, он стремился содействовать их счастью. Любите? Тогда соединяйтесь, женитесь, будьте счастливы: «Возьми себе свою красавицу; вези её, куда хочешь, и дай вам бог любовь да совет!».

Швабрин и здесь оказался бессилен в осуществлении своих коварных и корыстных планов. Пугачёв не только не поддержал его, но и явно дал понять, что тот бесчестен и поэтому Гринёву не конкурент. Пугачев своими поступками стал своеобразным «проявителем» подлинной натуры персонажей, худших черт Швабрина и лучших – Гринева.

Вывод: благодаря эпиграфу выявлены особенности противоречивого характера предводителя крестьянского восстания Емельяна Пугачева: с одной стороны, это великодушие, верность своим идеалам, широта души, благородство и справедливость; с другой же стороны, зверство, жестокость и беспощадность.

При помощи эпиграфа выявлены проявления нравственности и безнравственности героев романа «Капитанская дочка», что нашло отражение в таблице.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Ключевой фигурой романа является Гринев. На примере его характера при помощи эпиграфа автор показал проявление самых разных граней чести и достоинства. Антиподом Гриневу является Швабрин, лишенный принципов чести и достоинства. Не менее значимой, но проблемной, является фигура Пугачева, в поступках которого нашли отражение как нравственные, так и безнравственные проявления характера, что явилось поводом для неоднозначного отношения Пушкина к Пугачеву. Чета Гриневых и Мироновых, Маша и Савельич составляют группу любимых героев автора. Благодаря эпиграфу к роману Пушкин утверждает свое собственное представление о чести и достоинстве.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)