Культура  ->  Литература  | Автор: | Добавлено: 2015-03-23

Александр Македонский, Гай Юлий Цезарь и Наполеон I Бонапарт

Все они, А. Македонский, Ю. Цезарь, Наполеон I, безусловно, выдающиеся личности. А в этом и заключается главное - национальное достояние, которое надо уметь использовать на благо своего государства. Создание и выдвижение ошеломляющих идей незаурядными самобытными личностями и есть проявление гениальности людей. Быть гением - это прежде всего упорный труд, целеустремленность, самоотверженность, любовь к истине.

Существует много определений гениальности. Например, Ньютон полагал, что гениальность - это терпение мысли, сосредоточенной в известном направлении. Нечто подобное высказал изобретатель Эдисон: <<Один процент терпения и 99 - потения>>. Бюффон был более точен: <<Большая способность, соединенная с терпением>>. Гёте считал, что отличительная черта гениальности - умение духа распознать то, что ему на пользу. Определеннее и убедительнее сказал Кант: <<Гений - это талант изобретения того, чему нельзя научить или научиться>>. То есть гению дано открыть нечто такое, что до него оставалось неведомым.

Как выбрать из огромного числа выдающихся людей сотню величайших гениев? Надо сразу сказать: такая задача не имеет бесспорного решения.

Начнем с того, что слово <<гений>> стерлось от слишком частого употребления, утратило ясный смысл. Как его понимать? Философ и поэт Владимир Соловьев пояснял: <<Гений - лат. <<гениус>> (от <<генус>> - род, первоначально - дух умершего родоначальника, которому воздавалось религиозное почитание. Гением теперь называется человек:

1) который живет повышенною, потенцированною внутреннею жизнью ;

2) которого деятельность имеет не личное только, а общее родовое значение (для народа или для всего рода человеческого).

Гениальность, как высшая степень одаренности, сравнима с талантом>>.

В <<Философском энциклопедическом словаре>>, (1989), дана такая формулировка: <<Гениальность - наивысшее проявление творческих сил человека. Предполагает врожденную способность к продуктивной деятельности в той или иной области при универсальном даровании.>> Однако о сути <<врожденной способности>> и <<универсального дарования>> остается только догадываться.

Напрашивается вывод, что гений - понятие в значительной мере загадочное и отчасти субъективное. Оно слишком размытое.

<<Что легко дается, невысоко ценится>>, - сказал испанский писатель XVII века Бальтасар Грассиан. Путь преодоления непрост. Двигаться против потока трудней, чем плыть по течению. Проще приспосабливаться, чем преодолевать трудности, проявляя свой характер, знания, умения, прокладывая свой самобытный жизненный путь. Но есть, пожалуй, особое качество, свойственное гениям: сверхсознание, расширение пределов собственного <<Я>>, ощущение единства с огромными общностями - предками, народом, великими мыслителями и творцами разных эпох, прежде всего отечественными.

Поэтому наряду с терминами <<выдающиеся>> и <<величайшие>> применим к нашим трем названым полководствам и термин <<гениальные>>.

От издательства <<Вече>> с 1998 года такие выдающиеся личности, как Александр Македонский, Цезарь Гай Юлий, Наполеон I Бонапарт входят в серию книг <<Сто великих>> - <<Сто великих гениев>>, <<Сто великих героев>>, <<Сто великих военачальников>>. Это еще раз и подтверждает об их знаменитости и в современное время и их выдающихся творениях.

АЛЕКСАНДР ВЕЛИКИЙ (МАКЕДОНСКИЙ) (356 - 323 до н. э. ) - , македонский царь с 336 до н. э. из династии Аргеадов, самый прославленный полководец античности, создатель мировой эллинистической державы, распавшейся после его смерти. В западной историографии более известен как Александр Великий, так как за Александром Македонским ещё в античности закрепилась слава одного из величайших полководцев в истории.

Родился в конце июля 356 до н. э. в Пелле, столице Македонии. Сын македонского царя Филиппа II и Олимпиады, дочери молосского царя Неоптолема. Сам Александр по традиции вёл свой род от мифического Геракла через царей Аргоса, от которых будто бы ответвился первый македонский царь Каран. Личность и характер Александра как всякого великого человека не могут быть точно обрисованы отдельными чертами или одиночными рассказами и историческими анекдотами, ведь они определяются только всей совокупностью его дел и их отношением к предыдущей и последующей эпохам.

Получил аристократическое воспитание при македонском дворе. Обучался письму, математике, музыке и игре на лире. Приобрел широкие знания в области греческой литературы, особенно любил Гомера и трагиков. В 343 - 340 до н. э. в Миезе (македонский город на р. Стримон) слушал лекции специально приглашенного к нему философа Аристотеля по этике, политике, естествознанию. С юных лет проявлял волевой характер и рассудительность, обладал большой физической силой, укротил норовистого коня Буцефала, которого никому не удавалось обуздать, - этот конь стал его неизменным спутником во всех военных походах. В возрасте 20 лет Александр стал царём Македонии.

Александр с детства находился в атмосфере завоевательных войн, которые вёл его отец - Филипп II. Этому устремлению следовал и Александр, посвятив всю свою короткую и неординарную жизнь подчинению ближних соседей: народов Персии, Египта, Индии. Благодаря высокой выучке и слаженности действий своих воинов, а также личной храбрости он одерживал одну победу за другой, порой безжалостно уничтожая воинов противника и мирных жителей, разрушая города и селения. Только к востоку от Арала, у реки Тургай он получил достойный отпор от скифов, о чем упоминают Низами в поэме "Искандер-наме" и другие источники. После этого Александр пошёл в Индию. Победы возбуждали в нём фантастическое стремление к новым завоеваниям и тщеславие, которое привело к казням друзей, единомышленников и даже македонских воинов.

В поход на Восток Александр взял учёных, писателей, дипломатов. Он использовал карты и сведения о тех землях, куда шёл. К этому походу велась тщательная подготовка ещё при его отце. Александр знал об Аркаиме, священных местах Скифии в Сибири, в Индии, Египте. У реки Инд он нашёл подтверждение того, что в древности в эти земли с войсками приходили греческий Геракл и Дионис.

Ярко выраженное практическое мышление Александра позволяло вместе с друзьями и воинами находить удивительные по сообразительности решения и тут же их осуществлять, например, для взятия альпинистами крепостей на отвесных скалах и т. п.

Но жестокость многолетних и бессмысленных битв, гибель и страдания воинов наложили моральный отпечаток на армию. Участились случаи дезертирства из армии, а в завоёванных областях происходили восстания, которые жестоко подавлялись. Империя держалась на военной силе. Отказ воинов участвовать в бессмысленном походе "на край Земли" вынудил Александра возвратиться в район Междуречья (Тигра и Евфрата). На подходе к Вавилону его встречали жрецы-прорицатели (халдеи), которые уговаривали не входить в город, а обойти его стороной, чтобы избежать непредсказуемых событий. Не совсем доверяя им и не найдя путей обхода города с восточной стороны, как советовали халдеи, Александр вошёл с войсками в Вавилон. На подступах к городу Александр начал ощущать тревогу, видеть плохие приметы, а затем заболел и умер в возрасте 32 лет и 8 месяцев.

Первоначально траурная процессия из Вавилона направилась в египетский храм бога Амона, где предполагалось захоронение, но у границы с Сирией повернули в город Мемфис. Здесь саркофаг с останками находился до окончания строительства роскошного мавзолея в городе Александрия. Мавзолей располагался в зоне царских дворцов новой столицы Египта. Позднее рядом была построена гробница Птолемеев. Городу, названному в честь основателя - Александра Македонского, суждено было стать местом его погребения. Царская усыпальница была выполнена с великолепием, подобающим обожествленному царю. В ней на центральном месте возвышался золотой саркофаг с телом Александра. День смерти Македонского, которого почитали как Бога, считался священным днём. Он отмечался праздниками. В этот день во главе торжественного шествия, направлявшегося к мавзолею, находилась колесница с золотой статуей царя, которую везли слоны. Изображение этой колесницы можно видеть на золотой монете птолемеевской эпохи, хранящейся в Египетском музее Берлина. Александр Македонский на античных монетах чаще всего изображался с головным убором Геракла (головой льва) или рогами бога Амона

Подобно египетским фараонам, Александр был признан богом, а своих богов греки запечатлевали в статуях. В гробнице непременно должно быть боевое оружие в его лучших образцах. Такова традиция полководцев и македонских царей.

Александр знал о существовании центров высокой культуры, стремился к ним. В одном из них он и покоится.

На протяжении нескольких столетий мавзолей Александра, называвшийся по-гречески "Сема", оставался местом паломничества и поклонения. Ему продолжали воздавать почести и после завоевания Александрии римлянами. Римские императоры считали своим долгом посетить гробницу Александра. Известно, что её посещал Юлий Цезарь, возложивший богатые дары. Император Август водрузил на голову Александра золотой венок, а саркофаг и тело покрыл цветами. Последнее сообщение о посещении Семы относится к 215 году н. э. , когда память Александра почтил император Каракалла, который возложил у саркофага пурпурный плащ, кольца с драгоценными камнями, великолепный военный пояс и другие подношения. После этого периода почестей, оказанных усыпальнице великого царя, известия об этом обрываются. Древние предания сообщают, что на каком-то этапе царствования Птолемеев, после поджога Александрийской библиотеки и осквернения древних святынь сторонниками новоявленных религиозных течений, золотой саркофаг с телом Александра был увезён в новую усыпальницу культового комплекса, находившегося в западной части страны, в направлении Чада. Вместо увезённого золотого саркофага в мавзолее Александрии был установлен саркофаг из прозрачного камня (хрусталя) с "двойником". В III - IV вв. н. э. по Европе, Ближнему Востоку, Африке прокатились разрушительные волны наступления воинственных фанатиков христианства, боровшихся с языческим многобожием и иными верованиями. В этот период уничтожались древние храмы, памятники, культурные центры, книги, люди - носители знаний. В этих условиях хрустальный саркофаг с мумией и другими ценностями тоже был вывезен из мавзолея в подземное хранилище у Нила. В этот же период были вывезены вглубь страны и в Грецию наиболее ценные книги Александрийской библиотеки. Были перевезены в безопасные места саркофаги Птолемея I и его наследников.

Долголетними исследованиями определено местоположение бывшего мавзолея А. Македонского, дворца Клеопатры и Александрийской библиотеки, связанных между собой подземными ходами с хранилищами

Вот одна из историй. В 1859 году переводчик русского консульства в Александрии сообщил, что под мечетью пророка Даниила находилось помещение, которое легенды связывали с могилой Александра. Посреди этого подземного помещения стоял большой стеклянный ящик, с сидящем внутри на троне человеком, увенчанным золотой диадемой. Вокруг трона находились книги и папирусы. Не исключено, что в сопутствующих помещениях (реального местоположения саркофага Александра) находятся великолепные подношения, книги, дворцовые дневники его царствования, атрибуты царской власти, с которыми он похоронен, скульптурные изображения полководца, подобные той золотой статуе, которую на колеснице возили по Александрии в торжественные дни.

Эту тайну пытались разгадать многие исследователи. Египетские жрецы достойно выполнили свою миссию, в том числе и в вопросе охраны усыпальниц. Достаточно вспомнить гибель исследователей, вскрывших гробницу Тутанхамона. Для археологов этот район пока остается нераскрытой книгой, где в подземных лабиринтах хранятся сведения о древней цивилизации.

Александр знал о существовании центров высокой культуры, стремился к ним. В одном из них он и покоится.

Причина таинственной смерти Александра Македонского, оставалась тайной для историков на протяжении двух с лишним тысячелетий. Отравление, грипп, лихорадка вроде тифа или другие инфекционные болезни - вот основные версии, основанные на исторических описаниях симптомов его двухнедельной болезни. Были и более экзотические варианты. Например, в приключенческом романе Ивана Ефремова "Лезвие бритвы" говорится о таинственном шлеме Александра Македонского, причинявшем вред неосторожным владельцам.

В одной из выдвинутых версий говорилось, что македонский царь умер от укуса комара. Такую версию смерти Александра Македонского, скончавшегося в Вавилоне 10 июня 323 года до н. э. в возрасте неполных 33 лет, представила американская телекомпания <<Дискавери>>.

Комар был переносчиком вируса лихорадки Западного Нила, и именно она стала причиной гибели непобедимого полководца. В этом убеждены американские исследователи - эпидемиолог Джон Марр из департамента здравоохранения штата Вирджиния и специалист по инфекционным заболеваниям Чарльз Кэлишер из Университета штата Колорадо.

В современное время эпидемиолог Джон Марр из Департамента здравоохранения Вирджинии в Ричмонде и эксперт по инфекционным болезням Чарльз Калишер из Колорадского университета в Форт Коллинз выдвинули новую теорию: причиной смерти Александра явилась болезнь, которая у всех сейчас на слуху в связи с событиями в Соединенных Штатах: речь идет про западно-нильский энцефалит. Западно-нильский вирус, распространенный в Африке, Западной Азии и на Ближнем Востоке, получил широкую известность при его появлении в США в 1999 году. Вирус заражает птиц и других животных, а людям он передается посредством укусов кровососущих насекомых.

Марр и Калишер цитируют древнегреческого писателя и историка Плутарха, одного из самых известных биографов Александра Македонского. Плутарх пишет, в частности, следующее: ". Неарх сообщил Александру, что ему встретились какие-то халдеи, которые просили передать царю, чтобы он не вступал в Вавилон. Но Александр не обратил на это внимания и продолжал путь. Приблизившись к стенам города, царь увидел множество воронов, которые ссорились между собой и клевали друг друга, причем некоторые из них падали замертво на землю у его ног. Прорицатель Пифагор, которого Александр призвал к себе, подтвердил это и на вопрос царя, каковы были внутренности, ответил, что печень оказалась с изъяном. "Увы, - воскликнул Александр, - это плохой знак!>>

Вороны, возможно, умерли от западно-нильской вирусной инфекции, полагают исследователи. Вороны принадлежат к семейству птиц, которые являются особенно восприимчивыми к инфекционному агенту - члены того же самого семейства ответственны за распространение вируса в США. Марр и Калишер проверили свою идею с помощью диагностической программы GIDEON (Global Infectious Diseases and Epidemiology Network - Глобальная сеть инфекционных болезней и эпидемиологии). После введения симптомов болезни, поразившей Александра - инфекция дыхательных путей, нарушение работы печени, сыпь, - и упоминания связи с птицами ответом программы была именно западно-нильская инфекция со 100-процентной вероятностью. Раньше западно-нильскую лихорадку не рассматривали в качестве причины смерти Александра. Свидетельства странного поведения птиц, на которые указывает Плутарх, тоже никого не насторожили. Исследователи считают основной причиной то обстоятельство, что болезнь лишь сравнительно недавно приняла столь глобальные формы, что стала известна всем.

До начала 90-х гг. ареал распространения вируса был в значительной степени ограничен Африкой, Европой и Азией. В 1999 году западно-нильский энцефалит был "импортирован" в США, а в 2002 году говорили уже о 4156 подтвержденных лабораториями случаях заражения этой инфекцией американцев. Западно-нильские вирусные инфекции на Ближнем Востоке, вероятно, уже в течение многих столетий встречались у позвоночных животных. Теперь вирус распространился далеко за пределами своего привычного ареала, "освоил" новых животных и вызывает инфекцию, характеризующуюся новыми признаками и симптомами.

Таким образом, после всего вышесказанного, напрашивается вопрос, во имя чего было погублено неисчислимое количество людей, разрушено множество городов и сел, ввергая в нищету и страдания население, которое должно было кормить и одевать армию? Чтобы всё начать с нуля? Большинство современников Александра считали его гением и были ему сильно преданы. Он был авторитетным человеком, который умел оказывать свое влияние на людей, и известнейшим полководцем всех времен и народов, силой оружия создавший крупнейшую монархию древности. Известно, что его почитали такие потрясающие мир завоеватели, как Чингисхан и Наполеон I Бонапарт. Действительно, завоевательные походы царя небольшого государства Македонии на самом севере греческих земель оказывали сильное воздействие на все последующие поколения. А последствия смерти Александра Великого не заставили себя долго ждать. Всего через год огромная империя, созданная царем Македонии, прекратила свое существование. Она распалась на несколько постоянно враждующих государств, которыми правили ближайшие сподвижники великого завоевателя.

Античные авторы по-разному оценивали личность и деятельность Александра Македонского. Его успехи объясняли военным гением или счастьем (судьбой), например, Плутарх "О счастливой судьбе Александра Великого". Для раннего эллинизма, особенно для сочинений, вышедших из-под пера сподвижников Александра Македонского (Птолемея, Каллисфена, Аристобула и др. ), характерна героизация его личности и рассмотрение деятельности как "деяний", совершенных ради освобождения греческих городов и отмщения персам за разорение Греции и поругание её святынь. Оппозиционная Александра Македонского литература древности оценивала его как жестокого завоевателя, принёсшего народам порабощение и угнетение (Помпей Трог, Курций Руф и др. ). Вокруг личности Александра Македонского ещё в древности сложилось много легенд и рассказов. Один из сборников таких рассказов ("Александрия" на греч. яз. ), приписываемый Каллисфену (современнику Александра Македонского), а на самом деле составленный значительно позднее (во 2-3 вв. ), как и перевод его на лат. яз. в 4 в. Юлия Валерия, послужил источником для средневековых литературных произведений об Александре Македонском. Не позднее 12 в. они проникли на Русь (т. н. "Александрия"). Повествования о походах Александра (араб. , перс. , тюрк. -Искандера) были распространены в восточной литературе ("Шахнаме" Фирдоуси, "Искандер-наме" Низами и др. ).

Следующим великим полководцем в моем хронологическом порядке был Гай Юлий Цезарь.

ЦЕЗАРЬ, ГАЙ ЮЛИЙ (Gaius Iulius Caesar) (100 - 44 до н. э. ) - родился в Риме, в патрицианской семье из рода Юлиев, который играл немалую роль в истории Рима с древнейших времён .

Дата рождения - 12 июля 100 до н. э. (год его рождения нельзя считать установленным окончательно, существуют доводы в пользу 102 или 101 до н. э. ). Цезарь был единственным сыном в семье.

Род Юлиев вёл свою родословную от Юла, сына троянского старейшины Энея, который, согласно мифологии, был сыном богини Венеры. Находясь на вершине своей славы, в 45 до н. э. Цезарь заложил храм Венеры Прародительницы в Риме, намекая, тем самым, на своё родство с богиней. Когномен Caesar не имел смысла в латинском языке; советский историк Рима А. И. Немировский предположил, что он происходит от Cisre - этрусского наименования города Цере. Древность самой семьи Цезарей установить трудно (первый известный относится к концу III в. до н. э. ). Отец будущего диктатора, тоже Гай Юлий Цезарь старший (проконсул Азии), остановился в своей карьере на должности претора. С материнской стороны Цезарь происходил из семьи Котта рода Аврелиев с примесью плебейской крови. Дяди Цезаря были консулами: Секст Юлий Цезарь (91 до н. э. ), Луций Юлий Цезарь (90 до н. э. )

Гай Юлию Цезарю было 15 лет, когда умер его отец, тоже Гай. Мать Цезаря Аврелия, умершая в 54 до н. э. , когда ему было уже 46, руководила его образованием и на всю жизнь сохранила заметное влияние на сына. С матерью же Юлий Цезарь сохранил тесные дружеские отношения до самой её смерти. Тетка Юлия, родная сестра отца, была замужем за Гаем Марием, который в год рождения Цезаря уже в шестой раз исполнял должность консула.

Знатная и культурная семья создала благоприятные условия для его развития; тщательное физическое воспитание сослужило ему впоследствии немалую службу; основательное образование - научное, литературное, грамматическое, на греко-римских основах - сформировало логическое мышление, подготовило его к практической деятельности, к литературной работе.

До Цезаря, Юлии, несмотря на аристократическое происхождение, не были богаты по меркам римского нобилитета того времени. Именно поэтому до самого Цезаря почти никто из его родственников не добился особо влияния. Лишь его тётка по отцу, Юлия, вышла замуж за Гая Мария, талантливого генерала и реформатора римского войска. Марий был предводителем демократической фракции популяров в римском сенате и резко выступал против консерваторов из фракции оптиматов.

Внутриполитические конфликты в Риме в то время достигли такой остроты, что привели к гражданской войне. После взятия Рима Марием в 87 до н. э. на время установилась власть популяров. Молодой Цезарь был удостоен звания фламина Юпитера. Но, в 86 до н. э. умер Марий, а в 84 до н. э. во время бунта в войсках был убит Цинна. В 82 до н. э. Рим был взят войсками Луция Корнелия Суллы, и сам Сулла стал диктатором. Цезарь же был связан двойными родственными узами с партией его противника - Мария: семнадцати лет от роду он женился на Корнелии, младшей дочери Луция Корнелия Цинны, сподвижника Мария и злейшего врага Суллы. Это было своего рода демонстрацией его приверженности партии популяров, к тому времени приниженной и разбитой всевластным Суллой.

Неудивительно поэтому, что Сулла почти немедленно после свадьбы потребовал от Цезаря развестись с женой, как это сделали по его требованию Марк Пизон, женатый на Аннии, вдове Луция Цинны и другие.

Несмотря на угрозу попасть в проскрипционные списки в случае отказа, Цезарь сохранил верность своей жене. Просьбы многочисленной родни, лично связанной с Суллой, спасли его от гнева диктатора. Хотя, вообще, сомнительно, что упрямый юнец мог казаться Сулле особенно опасным.

При вступлении с небольшим войском в Александрию и вмешательства во внутренние дела Египта у него завязалась связь с Клеопатрой, сестрой и женой молодого Птолемея, сына Птолемея Авлета, и его там задержала. Египет нужен был ему как богатейшая страна и привлекал его своей сложной и искусной административной организацией. Первым актом Цезаря было водворить во дворце прогнанную мужем Клеопатру. Вообще он распоряжался в Александрии как полновластный хозяин, как монарх. Это, в связи со слабостью Цезарева войска, подняло в Александрии на ноги все население. Одновременно от Пелузия подступило к Александрии египетское войско, провозгласившее царицей Арсиною. Цезарь был заперт во дворце. Попытка путём захвата маяка найти выход в море не удалась, задобрить восставших отсылкой Птолемея - тоже. Выручило Цезаря прибытие подкреплений из Азии. В сражении близ Нила войско Египта было разбито, и так Цезарь стал хозяином страны (27 марта 47 г. ).

Поздно весной Цезарь покинул Египет, оставив царицей Клеопатру и её мужа, Птолемея-младшего (старший был убит в битве при Ниле). 9 месяцев пробыл Цезарь в Египте; Александрия - последняя эллинистическая столица - и двор Клеопатры дали ему немало впечатлений и много опыта. Несмотря на настоятельные дела в Малой Азии и на Западе, Цезарь из Египта отправляется в Сирию, где, как преемник Селевкидов, восстановляет их дворец в Дафне и вообще ведёт себя как хозяин и монарх.

Гай Юлий Цезарь - древнеримский государственный и политический деятель, полководец, писатель, диктатура которого знаменовала решающий поворот от республиканского строя к империи.

Своим завоеванием Галлии Цезарь расширил римскую державу до берегов северной Атлантики и подчинил римскому влиянию территорию современной Франции, а также начал вторжение на Британские острова. Деятельность Цезаря коренным образом изменила культурный и политический облик Западной Европы и оставила неизгладимый след в жизни следующих поколений европейцев. Гай Юлий Цезарь, обладая блестящими способностями военного стратега и тактика, одержал победу в сражениях гражданской войны и стал единовластным повелителем Pax Romana. Наряду с Гнеем Помпеем он начал реформирование римского общества и государства, которое уже после его смерти привело к установлению Римской империи. Цезарь хотел централизировать управление республикой. Однако Цезарь, помнив о неудачной практике правления первых семи царей, из-за чего римляне не воспринимали монархию и осуждали на смерть любого, кто пытался присвоить себе этот титул, пошёл другим путём: стал пожизненным диктатором. Он настаивал на том, чтобы его называли просто - Цезарь.

Руководящей идеей внешней политики Цезаря было создание сильного и цельного государства, с естественными, по возможности, границами. Эту идею Цезарь проводил и на севере, и на юге, и на востоке. Войны его в Галлии, Германии и Британии были вызваны осознанной им необходимостью выдвинуть границу Рима до океана с одной стороны, до Рейна, по крайней мере - с другой. Его план похода на гетов и даков доказывает, что и дунайская граница лежала в пределах его планов. Внутри границы, объединявшей сухим путём Грецию с Италией, должна была царить греко-римская культура. Страны между Дунаем и Италией и Грецией должны были быть таким же буфером против народов севера и востока, как галлы - против германцев. Тесно связана с этим и политика Цезаря на Востоке. Смерть настигла его накануне похода в Парфию. Его восточная политика, включая и фактическое присоединение к римскому государству Египта, направлена была на округление римской империи на Востоке.

Единоличность, насколько можно судить, не казалась ему необходимой. Аграрная комиссия, триумвират, затем дуумвират с Помпеем, за который Ю. Цезарь так цепко держался, показывают, что он не был против коллегиальности или деления власти. Нельзя думать, чтобы все указанные формы были для него только политической необходимостью. Со смертью Помпея Цезарь фактически остался единым руководителем государства. Мощь сената была сломлена и власть сосредоточена в одних руках, как некогда в руках Суллы. Для проведения всех тех планов, которые задумал Цезарь, власть его должна была быть возможно сильной, возможно нестесненной, возможно полной, но при этом, по крайней мере на первых порах, она не должна была выходить формально из рамок конституции. Естественнее всего - так как готовой формы монархической власти конституция не знала и относилась к царской власти с ужасом и отвращением - было соединить в одном лице полномочия обычного и экстраординарного характера около одного какого-либо центра. Таким центром ослабленное всей эволюцией Рима консульство быть не могло: нужна была магистратура, неподверженная интерцессии и veto трибунов, объединявшая военные и гражданские функции, не ограниченная коллегиальностью. Единственной магистратурой этого рода была диктатура. Неудобство её по сравнению с формой, придуманной Помпеем - соединение единоличного консульства с проконсульством, - состояло в том, что она была слишком неопределённа и, давая в руки все вообще, не давала ничего в частности. Экстраординарность и срочность её можно было устранить, как это сделал Сулла, указанием на её постоянство (dictator perpetuus), неопределённость же полномочий - с которой Сулла не считался, так как видел в диктатуре только временное средство для проведения своих реформ - устранялась только путём вышеуказанного соединения. Диктатура, как основа, и рядом с этим серия специальных полномочий - вот, следовательно, те рамки, в которые Ю. Цезарь хотел поставить и поставил свою власть.

Широкое образование, грамматическое и литературное, давало Цезарю возможность, как и большинству тогдашних образованных людей, быть деятельным не только в политике, но и в литературе. Литературная деятельность Цезаря в зрелые его годы была, однако, для него не целью, а средством чисто политического характера. Два сохранившихся до нашего времени его литературных произведения: <<Записки о галльской войне>> (Commentarii de bello gallico) и <<Записки о гражданской войне>> (Commentarii de bello civili) (первые в 7-ми, вторые в 3-х книгах), - являются не чем иным, как политическими орудиями воздействия на общественное мнение.

Из не дошедших до нас произведений Гая Юлия Цезаря наиболее объёмисты были, вероятно, сборники его речей и писем. Чисто политического характера были два его памфлета, озаглавленные <>. Памфлеты эти были ответами на литературу, порождённую смертью Катона Утического - литературу, в которой первым выступил Цицерон. Цезарь стремился доказать, что панегирики Катону преувеличены. Написаны были эти памфлеты в 45 до н. э. , в лагере при Мунде. Чисто литературными произведениями были стихотворные работы Цезаря: <<Похвала Геркулесу>>, трагедия <<Эдип>>, поэма <>, где описано его путешествие из Рима в Испанию в 46 до н. э. Имеем мы сведения и об одном научном его произведении, в 2-х книгах - <>, грамматическом трактате, где разбирался знаменитый грамматический спор между аналогистами и аномалистами и разрешался в пользу первых, то есть в пользу принципа закономерности.

Когда однажды друзья посоветовали диктатору остерегаться врагов и окружить себя охраной, Цезарь ответил: <<Лучше один раз умереть, чем постоянно ожидать смерти>>.

Утром 15 марта 44 г. до н. э. Юлий Цезарь недомогал и потому в этот день он не хотел участвовать в делах страны. Остаться дома усиленно просила его и жена, которая видела очень неприятный сон о нем. Но вот явился лучший друг Цезаря Брут, который, к тому же, был усыновлен им. Брут усиленно просил императора явиться в сенат. Цезарь поддался просьбам Брута, которого он обожествлял из-за его способностей.

Его вынесли из дому и на руках пронесли через площадь. В это время кто-то сунул ему в руку записку с предупреждением, что на него готовится покушение. Полагая, что ему положили очередное прошение о чем-то, он, не прочитав, положил ее в карман.

Через час Цезарь был убит. Он был убит 15 марта 44 г до н. э. на заседании сената. В заговоре против императора участвовали 26 сенаторов, во главе которых был Брут. Каждый из убийц вонзил свой нож в императора.

Сохранилось предание, что, умирая, Цезарь успел лишь выкрикнуть слова: <<И ты, Брут!>>, ставшие нарицательными. Источник их не установлен и поныне; сами же слова могут означать только горький упрек Дециму Бруту за участие в заговоре после стольких добрых дел, которыми Цезарь облагодетельствовал своего будущего убийцу.

Цезарь вскрикнул и перестал сопротивляться. В руках у Цезаря был стилус - палочка для письма, и он как-то сопротивлялся - в частности, после первого удара он проткнул им руку одного из нападавших. Когда же Цезарь увидел, что сопротивление бесполезно, то прикрылся от головы до пят тогой, чтобы пристойнее упасть (это было принято у римлян, Помпей тоже накрылся тогой, чтобы не увидели его лица во время смерти). Большинство ран, нанесенных ему, были не глубоки, хотя их было нанесено множество: на теле было обнаружено 23 колотые раны. Испуганные заговорщики сами поранили друг друга, пытаясь дотянуться до Цезаря. Следовательно, существует две различные версии его смерти: что он умер от смертельного удара (более распространенная версия; как пишет Светоний, таковым был второй удар, в грудь) и что смерть наступила в результате кровопотери. Некоторые учёные считают, что Цезарь сам отказался от жизни. Он не послушал совета жены в этот день, распустил немногочисленную охрану и даже не обратил внимание на записку анонимного друга (эта записка была с трудом вытащена из рук Цезаря при <<вскрытии>>). Он мог желать смерти из-за приступов необычной болезни и не очень сопротивлялся. Поговаривали, что он страдал падучей болезнью (эпилепсия).

На непосвященную в планы заговорщиков массу сенаторов внезапное убийство Цезаря произвело ошеломляющее впечатление - от ужаса они не могли даже кричать. Потом, придя в себя, все одновременно бросились к дверям, сминая друг друга, и оглашая площадь страшными криками, произведя в городе настоящую панику. Слух об убийстве диктатора молниеносно распространился в Риме. В состоянии хаоса никто не знал, что надо делать и что будет дальше, а меньше всего это знали сами заговорщики, поспешившие удалиться на Капитолий, самое безопасное место в городе, под предлогом совершения благодарственных жертвоприношений Юпитеру Капитолийскому.

Все разбежались, а тело бывшего правителя мира оставалось лежать в луже крови у подножия бюста своего заклятого врага Помпея, пока четверо рабов, взвалив его на носилки, не отнесли труп домой. Так закончился роковой день мартовских ид.

Все 26 убийц императора, как сообщает историк Плутарх, были вскоре сами убиты. Никто из них не умер своей смертью.

Убийство Юлия Цезаря привело к возобновлению гражданских войн, закату Римской республики и зарождению Империи, которую возглавил усыновлённый им Октавиан Август.

Таким образом, Цезарь стремился расширить границы своего государства, что у него успешно получалось. Он вел тактичную внешнюю политику. Цезарь прославился прежде всего как блестящий полководец, не раз побеждавший численно превосходящего противника, учитывая при этом, что ему досталась отлично вооруженная и обученная, дисциплинированная армия. Как государственный деятель, он отличался рассудительностью, заботясь о благе Родины. По этой причине с уважением относился к Марку Туллию Цицерону - выдающемуся политику, оратору, писателю, философу, хотя тот был его противником, поддерживая Помпея. Простилось Цицерону даже такое высказывание: << Все мы рабы Цезаря, а Цезарь - раб обстоятельств>>. В этом была немалая доля правды. Ведь Цезарю была предоставлена пожизненная власть трибуна, бессрочная диктатура, его провозгласили императором и <<отцом отечества>>

Юлий Цезарь был выдающейся личностью своего времени. Пожалуй лучше всех о диктаторе написал Плутарх:

<<Цезарю не пришлось воспользоваться могуществом и властью, к которым он ценой величайших опасностей стремился всю жизнь и которых достиг с таким трудом. Ему достались только имя владыки и слава, принесшая зависть и недоброжелательство граждан>>.

А в XIX веке был могучий полководец Наполеон I Бонапарт, который прожил очень интересную, насыщенную разными событиями жизнь

НАПОЛЕОН БОНАПАРТ (Буонапарте) (1769 - 1821), - родился 15 августа 1769 г. в городе Аяччо, Корсика. Он был вторым сыном адвоката Карло Буонапарте и Летиции Рамолино. В 1768 генуэзцы продали Франции свои права на Корсику. Это было неспокойное время - генерал Паоли, предводитель патриотов, побежден, Корсика подверглась завоеванию французами. Карло Буонапарте участвовал в движении за независимость острова во главе с Паскуале Паоли, но после продажи Корсики стал поддерживать французский режим. Бонапартам присоединение к Франции принесло признание их дворянского происхождения, однако многочисленное семейство (у Наполеона было четыре брата и три сестры) по-прежнему едва сводило концы с концами. Глава семьи вынужден был обратиться с ходатайством к французским властям.

Когда Людовик ХVI предоставил детям из обедневших дворянских семей право бесплатно получать образование, им воспользовались и корсиканцы, в том числе несколько сыновей и дочерей Карло, включая Наполеона. 23 апреля 1779 года в военной школе Бриенна появился новый ученик - Наполеон.

Мальчик с самого начала держался особняком - бедность, корсиканское происхождение, отвратительный французский выговор - все это резко выделяло его среди благополучной французской молодежи. Конечно, со временем независимый и гордый новичок, который из-за малейшей насмешки, не говоря уже об оскорблении, бросался на обидчиков с кулаками, и остальные воспитанники незаметно привыкли друг к другу и даже немного сблизились - особенно это проявлялось во время военных игр, проводимых в школе, - но за все время учебы у Наполеона появился только один настоящий товарищ - Бурьен. Постоянная необходимость постоять за себя , а дело однажды едва не дошло до дуэли, многолетняя изоляция от семьи и родины - из-за постоянных финансовых проблем родные не могли позволить себе выписать мальчика домой на каникулы - все это не могло не оставить следа в душе юного Бонапарта. Тем не менее Наполеон с самого начала обнаружил блестящие способности, особенно в математике, географии и истории, а его в большинстве своем одинокие вечера скрашивало чтение - читал подросток много и жадно.

Высмеиваемый соучениками за провинциализм и неуклюжесть, будучи самым бедным даже среди обнищавших аристократов, он активно проповедовал идеи корсиканского патриотизма и ненависть к французским угнетателям. Сначала его привлекала морская служба, но затем он отдал предпочтение артиллерии. После окончания в 1784 году школы Наполеон поступил в военное училище.

Бонапарте проявил себя средним учеником и закончил школу по отметкам сорок вторым из 130 обучавшихся. Через год в звании младшего лейтенанта артиллерии был направлен в Валанс на юг Франции и зачислен в артиллерийский полк Ла-Фера со следующей характеристикой: "Замкнутый и прилежный в учебе, предпочитает занятия любым развлечениям и увлекается чтением книг хороших авторов. Молчалив, любит одиночество, вспыльчив, высокомерен и весьма эгоистичен. Немногословен, но всегда находчив и резок в ответах и обычно побеждает в спорах. Чрезвычайно самолюбив, а его честолюбие вообще не знает границ".

Время, проведенное в училище, нельзя назвать легким - весной 1785 года умер отец Наполеона, оставив семью, где на тот момент было четверо малолетних детей, буквально без средств к существованию. Это была уже почти нищета. Юноша еще больше замкнулся в себе, тратя все свое время на самообразование и буквально зачитываясь политическими сочинениями Руссо.

Таким было начало карьеры Наполеона и его восхождения к власти.

Наполеон I Бонапарт - император французов в 1804 - 1815 годах, французский полководец и государственный деятель, заложивший основы современного французского государства.

Наполеоновские войны 1796 - 1815 гг. , несомненно, изменили лицо Европы, однако их значение противоречиво. Вклад этих войн в изменение Европы можно видеть, по крайней мере, в трёх аспектах.

Во-первых, французские солдаты на своих штыках несли идеи свободы народам Европы. Иными словами, войны Наполеона окончательно сокрушили феодальный строй в Европе, прежде всего в её главных державах того времени - в Австрии и Пруссии. Однако, принеся с собой свободу народам Европы, Наполеон в скором времени сам стал в глазах этих народов <<деспотом>>, что породило мощное национально-освободительное движение на континенте (прежде всего в Германии и Испании). Не говоря уж о том, что завоевания Наполеона приводили к разграблению покорённых народов, к мародёрству и насилию, чинимым французскими войсками, что если и не поощрялось, то уж точно не запрещалось.

Во-вторых, начав свои войны в Европе, Наполеон стремился установить общеевропейское господство Франции, что не могло не нарушить баланс сил на континенте. А за сохранение этого баланса традиционно ратовала Великобритания. В таких условиях конфликт наполеоновской Франции с <<владычицей морей>> был неизбежен.

В-третьих, если поначалу войны были выгодны различным слоям населения, то в дальнейшем <<налог кровью>> становился для народа всё более обременительным. И это стало одной из причин краха империи в 1814 году.

Наполеону посчастливилось стать национальным героем, но не удалось воспользоваться доверием и энтузиазмом народа для создания великой, развитой, устойчивой державы. Наполеон промелькнул ярким метеором, однако культ его личности благоразумные французы бережно сохранили. Это - очень верное решение, несмотря на то, что Наполеон принес французскому народу неисчислимые бедствия, а Франции - унижение оккупацией.

Бывший император часто вспоминал о своих походах и битвах. Он сожалел, что вернулся из египетского похода в 1779 году, жалел, что не уничтожил Пруссию, когда была такая возможность. Главными своими ошибками Наполеон считал вторжение в Испанию и в Россию. С гордостью он вспоминал о Ста днях, и о любви к нему французского народа до и после Ватерлоо.

Когда Наполеон был болен и лихорадка больного чрезвычайно усилилась, то он еще находился в полной памяти. Он повторил своим душеприказчикам - Бертрану, Монтолону и Маршану - приказание о том, чтоб после его смерти никакой англичанин не прикасался к его трупу, кроме доктора Арно. В день его смерти началась гроза. Отзвуками канонады представлялись Наполеону громовые удары. Последними словами его были слова: "Авангард. Армия. "

После совершения анатомических исследований, тело Наполеона было выставлено на походной постели, покрытое синим плащом, который служил герою в битве при Маренго. Все жители острова теснились в продолжение двух дней около него, все старались сохранить какую-нибудь вещь, к которой он прикасался, и берегли ее, как бесценное сокровище.

Похороны Наполеона были 8 мая. Его похоронили в одной миле от Лонгвуда. Могилу беспрерывно посещали люди. Гудсон Лоу поставил около могилы стражу, чтобы никто не мог подходить к праху Бонапарта. Но Наполеон имел только временную могилу на острове Святой Елены. В 1840 году его прах был торжественно перевезен во Францию, в Дом Инвалидов.

Диагноз, поставленный врачами Наполеона, был: рак желудка. Но после перевоза праха Наполеона в Париж, возникли слухи о том, что император был отравлен англичанами. В 1961 году в Глазго были проведены исследования волос Наполеона: эксперты установили, что содержание мышьяка в 13 раз превышает норму человеческих волос. Но Наполеон мог использовать лекарства, в состав которых входит мышьяк. Ещё яд мог попасть в волосы императора из обоев в его доме с красителем на основе мышьяка. Если обои отсыревают и на них заводится плесень, и грибки превращают устойчивые соединения мышьяка в летучий триметилмышьяк. Ядовитые испарения могли попасть в организм Наполеона.

Существует фантастическое предположение о том, что Наполеон не умер, а бежал с острова Святой Елены. Вместо него якобы был похоронен похожий на него солдат Франсуа-Эжен Рабо. Далее кто-то утверждает, что Наполеон погиб в кораблекрушении по дороге в Европу, а кто-то говорит, что Европы он достиг и жил в Вероне, скрываясь под именем Ревар. Но эти предположения не имеют ни какого обоснования и ни каких доказательств.

<<Как бы то ни было,. , Наполеон действительно умер на острове Святой Елены. Конец его жизни как бы демонически повторил её начало: рождённый на скалах полудикого острова в сердце Европы, он и ушел из жизни на скалах острова, но неизмеримо более дикого и дальнего, поистине за тридевять земель от родины>>

Таким образом, несмотря ни на что, Наполеон Бонапарт, безусловно, был личностью выдающейся. Уже при жизни его имя было окружено легендами. Одни считали его величайшим гением, превосходившим Александра Македонского и Карла Великого, другие называли беспринципным авантюристом, обуянным гордыней и непомерной жаждой славы.

Величайший полководец в мировой истории, Наполеон Бонапарт не был подлинным новатором в военном искусстве. Но он показал себя большим мастером стратегии и военной тактики. Его стратегия носила наступательный характер. Наполеон понимал, что основа успеха армии - боевой дух солдат. Во многом благодаря этому французские войска одержали немало побед.

Все вышесказанное позволяет сделать вывод, что после подробного рассмотрения и изучения биографического пути всех трех величайших полководцев, А. Македонского, Ю. Цезаря и Наполеона I , у меня есть все основания сделать свой вывод и выбор по их величайшим достоинствам, их творениям и величайшим событиям истории, связанных с ними.

Если говорить об Александре Великом - царе Македонии с 336 года, то прежде, чем сказать, падает ли мой выбор на него или нет, я хотел бы сделать следующие выводы.

Так как подобно другим своим гениальным собратьям по мечу, Александр в общей сумме сил, управляющих поступательным движением человечества, был крупною отрицательной величиною. Вся его деятельность была лишь одним сплошным разгромом городов, опустошением полей, избиением человеческих существ и разрушением вековых цивилизаций. Его победоносное шествие декорировалось потоками крови, рабством, голодом и морями слез, и его триумфальные празднества оглашались воплями, стонами и проклятиями миллионов жертв. По целой части распространились мрак и ужас, и приближение человечества к своему конечному счастью было отодвинуто на много десятков лет.

Но завоевательной карьере Александра мы обязаны одним весьма крупным положительным результатом: она сблизила дотоле незнакомые друг с другом Восток и Запад и подвела первый под круг влияния второго. Плодом сближения было то своеобразное миросозерцание, которое известно в истории под именем эллинизма, нашедшее себе выражение в целом ряде философских и религиозных систем, оказав могучее влияние даже на христианство. Ставить все это в заслугу македонскому завоевателю, как некоторые историки делают, было бы ничем не оправдываемою смелостью: исторический опыт научил нас, что культурные миссии менее всего по плечу военным гениям, а жизнь Александра не дает нам никакого права думать, чтоб он был исключением. Мы должны скорее всего смотреть на него как на одно из самых неуклюжих орудий, которыми когда-либо пользовался исторический процесс для достижения своих целей: сделать его большим значило бы приписать его сознательной воле то, что случилось вопреки ее.

Удел гениальных полководцев - это их победы, а высшим достижением становится победа малой кровью. Поэтому мой выбор <<величайший из великих.>> и не пал на Александра Македонского.

Если говорить о Наполеоне I Бонапарте - великом французском завоевателе, императоре Франции, то я постараюсь объяснить, почему падает или не падает мой выбор на него.

Наполеон как орудие революции бессознательно сам вызывал борьбу народов. Нетерпеливость и заносчивость нового <<Цезаря>> подливали масла в огонь. Насилия пробуждали в народах самосознание и чувство мести. Наполеон страстно желал захватить всю Европу. Он хотел объединить ее в единое государство под своим контролем. Своими походами и захватами европейских государств Наполеон разрушал старый феодальный строй. Разрушение старины не обходится без отпора со стороны косных и невежественных масс. Наполеон чувствовал, что он ломает корень старины, и точно так же повсюду, нередко бессознательно, идеи Просвещения проводились первой республикой. Сначала с ним боролись одни затхлые правительства со своими рутинными армиями. Теперь выступали сами нации во всеоружии патриотизма и просвещения. Наполеон был сильнее в 1803 году, когда ему сочувствовали за благодатные реформы не только испанцы, но и немцы, а интеллигенция всюду приветствовала его как вождя прогрессивных идей. Теперь же геройство испанцев напомнило народам о попрании их исконных прав на независимость.

Но не могла быть иною личность, которая, имея все условия, чтобы попасть в <<великие люди>>, оказалась исполнительницей неумолимых законов эволюции обществ, нередко даже слепым, бессознательным орудием истории. Эта личность сама сказала, отправляясь в Россию: <<Чую - меня влечет к неведомой цели. Когда я достигну ее, довольно будет одного атома, чтобы низвергнуть меня. Но нужно довершить начатое>>.

Кроме того, он изобрёл новую стратегию и тактику и стал одним из величайших в истории полководцев. Он принимал участие в законодательстве, создав свод законов, "Кодексом Наполеона". Также он был талантливым руководителем, основал Французский национальный банк и реорганизовал систему образования. Наполеон создавал королевства и ловко манипулировал ими, сажая на европейские престолы своих родственников и друзей. История свидетельствует, что он равнял себя с другими великими военными гениями и императорами - Александром Македонским, Цезарем и Карлом Великим.

<<Для мирового господства нужна была безграничная власть. Да, я желал мирового господства: но кто не пожелал бы его на моем месте? Сам мир призывал меня управлять собой>>.

Вообще же деятельность Наполеона послужила источником тех всесторонних движений, которые наполнили весь истекший XX век.

Но несмотря на положительные и отрицательные результаты в завоевательной карьере Наполеона I Бонапарта, я со всей своей смелостью могу сказать, что не одобряю политику Наполеона I. И поэтому мой выбор не падает на этого великого человека и великого полководца.

Следующим по нашему списку, великим из вышеперечисленных полководцев является полководец Древнего Рима - Гай Юлий Цезарь.

У Цезаря была очень сложная жизнь. Он обходил большие преграды, стремясь стать диктатором Римской империи. Цезарь провел множество боев и одерживал в большинстве победы. Цезарь захватил нынешнюю территорию Франции, Бельгии, Швейцарии и Нидерландов. Великий полководец приобрел большую популярность в Риме.

Но в триумвирате, членами которого являлись Помпей, Красс и Цезарь был убит Красс во время военного похода. Следовательно, триумвират распался. После распада триумвирата Цезарь конкурировал с Гнеем Помпеем за власть над Римской империей, из-за чего образовалась гражданская война. Римская империя раскололась на два лагеря: один поддерживал Цезаря, а второй поддерживал Помпея. Благодаря тактическому гению Цезаря и большому опыту его солдат Цезарь одержал полную победу над Помпеем. Помпей тайно выехал со своей армией из Рима, который потом с триумфом занял Юлий Цезарь, Помпей был убит своими же соратниками. В итоге, ценой упорнейшей борьбы, Гай Юлий Цезарь стал диктатором Римской империи и провел множество дальнейших завоеваний.

Величайшим достижением Цезаря оказалось завоевание и первая попытка романизации <<косматой Галлии>>, а также установление рубежей империи по Рейну. В качестве консула 59 до н. э. он провел закон с целью предотвращения злоупотреблений провинциальной администрации и основал ежедневную газету <> (<<Ежедневные события>>), которая распространялась по всему римскому миру. Будучи диктатором, Цезарь сумел прийти к разумному соглашению с ростовщиками, сняв с римлян бремя огромных долгов. В 46 до н. э. Цезарь исправил пришедший в полный беспорядок календарь, введя вместо него отсчет времени, который, с небольшими изменениями, произведенными в Средние века, используется всем современным миром. Цезарь планировал, но не успел завершить создание единой системы муниципального управления в Италии. Еще важнее было объединение Италии, осуществленное Цезарем благодаря распространению римского гражданства на весь полуостров вплоть до Альп (49 до н. э. ). Цезарь также даровал права гражданства некоторым неримлянам, в частности отдельным галльским племенам.

За долгое время своей политической деятельности Ю. Цезарь совершенно определённо уяснил себе, что одним из основных зол, вызывающих тяжкую болезнь римского государственного строя, является неустойчивость, бессилие и чисто городской характер исполнительной власти, эгоистический, узкопартийный и сословный характер власти сената. С первых моментов своей карьеры он открыто и определённо боролся и с тем, и с другим. И в эпоху заговора Катилины, и в эпоху экстраординарных полномочий Помпея, и в эпоху триумвирата Цезарь проводил сознательно идею централизации власти и необходимость разрушить престиж и значение сената.

Доступный и откровенный, любимый своими солдатами, привлекательный для женщин, проницательный в оценке человеческих качеств, Цезарь отличался подлинным и искренним великодушием. Его исключительные человеческие качества подтверждаются, к примеру, отданным им после Фарсальской битвы приказом уничтожить личные бумаги Помпея и тем милосердием, с каким он, одержав победу, даровал прощение всем, кто сражался против него (Цицерон получил прощение в 48 до н. э. , Марк Марцелл, консул в 51 до н. э. , - в 46). В отличие от Мария и Суллы, Октавиана и его коллег-триумвиров, Цезарь никогда не прибегал к проскрипциям. В глазах многих людей он был величайшим из римлян. Так, Плутарх в Параллельных жизнеописаниях, серии парных биографий выдающихся римлян и греков, рассматривает Цезаря вместе с Александром Македонским. Плиний Старший называет его самым энергичным из исторических персонажей.

Цезарь был чрезвычайно многосторонним человеком, пожалуй, самым одаренным в истории Рима. Прелесть его литературного стиля, прозрачно-ясного и лишенного всякой напыщенности, была по достоинству оценена лучшими из современных Цезарю критиков.

Цезарь погиб, но делу, которого он был творцом, суждено было жить еще многие века. Август окончательно установил монархию на тех же началах, что и его дядя, и с тех пор <<цезаризм>> стал живым принципом в государственной жизни человечества, не исчерпавшим своей силы и поныне. Через Карла Великого он перешел в Западную Европу, где носителями его были германские императоры средних веков и оба Наполеона, а через Восточную Римскую империю, или Византию, он проник к нам в Россию, где Иоанн III приставил к собственному орлу и орел римский, а его внук Иоанн IV Грозный принял титул царя, то есть Цезаря.

И делая свой выбор на <<кто величайший из великих.>>, я могу с полной уверенностью сказать, что мой выбор падает на величайшего из указанных великих людей и великих полководцев - на полководца Древнего Рима - Гай Юлия Цезаря.

По моему мнению самым величайшим из этих полководцев и является Гай Юлий Цезарь.

Таким образом, на основании всего вышеперечисленного, сделаем следующие выводы, что, как было уже сказано раньше в работе, удел гениальных полководцев - это их победы, а высшим достижением становится победа малой кровью. Это так непохоже на гениальность художников, архитекторов, писателей, поэтов, ученых и композиторов. Силой фантазии и воображения служители муз создают вдохновение новой жизни, а посеянные на ниве интеллектуального творчества семена дают ростки, ждущие своего часа, чтобы подарить миру созерцание и философию жизни. Они прославляют красоту, любовь и природу.

Великие полководцы, напротив, осуществляют свой дар в страшных картинах мук и смерти, этих неизбежных спутниках побед. Их порыв вдохновения, азарта и жестокой воли сеет смерть и разрушения даже в освободительных битвах, где они используют свой демон побеждать врагов.

Есть что-то магическое в явлении полководческого гения и поражающих воображение кровавых битвах и победах. По-видимому, многие великие полководцы обладали демоническим началом, о котором говорил С. Цвейг как о свойстве великой личности. В этом демоническом начале было их могущество, благодаря этому проявлению натуры они притягивали к себе взоры тысяч людей. Гипнотизм соединял в едином порыве тысячи людей, идущих на поле битвы лишь по мановению руки или призыва властелина.

У каждого человека есть стремление к превосходству и победам, но реализовать это влечение обычный человек может, лишь победив немногих людей, таких же, как он сам. Редкий человек может отважиться на смелый поступок, но страсть воображать приключения, эмоционально переживать все острейшие моменты борьбы, жизнь и смерть, хотя бы и чужие - это свойственно каждому человеку. Поэтому победители, наделенные невероятно сильной волей и посылающие людей в огонь сражения, захватывают сознание людей больше, чем служители муз. Победы полководцев понятны и ясны, а чтобы понять поэзию или музыку, нужно обладать просвещенным и изысканным вкусом.

Возникает вопрос, чем можно объяснить преклонение перед великими полководцами, большинство из которых прославились своей жестокостью? Действительно, каждому человеку свойственно ощущать воздействие инстинкта самосохранения, через осознание величия жестоких военных побед, когда война освободительная. Только в этом случае война берет на себя очевидную спасительную роль. Но кроме инстинкта самосохранения у человека есть другой страшный инстинкт - инстинкт разрушать все живое. Часть людей обладает преимуществом инстинкта самосохранения, а у части преобладает иррациональная или рациональная агрессивность. Нет сомнения, что в любом обществе всегда есть часть людей, которые свою иррациональную внутреннюю агрессию реализуют через поддержку внешней агрессии, когда она не касается их собственной судьбы. Фактически, об этом феномене проявления человеческой агрессивности писал З. Фрейд в своем знаменитом письме А. Эйнштейну. Агрессивность в природе человека объясняет, почему захватнические войны так часто становятся олицетворением мощи и могущества, а те, кто их выигрывает - символами величия человеческого духа.

<<Гений и злодейство - две вещи несовместные>>? Прав ли Пушкин? История говорит, что гениальность есть и в самих жестоких и кровавых победах. Однако, гениальность полководца - это не гениальность художника, который может создавать свое творение много дней, месяцев или лет. Творение битвы создается в течение малого отрезка времени, иногда этот отрезок времени становится одним мгновением решающего удара.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)