Дом  ->  Квартира и дача  | Автор: | Добавлено: 2015-03-23

Технология изготовления хохломской посуды

Кажется, Хохломская роспись самый срединный промысел русских народных мастеров. Центр его находится прямо в сердце России, в Верхнем Заволжье, а точнее в междуречье волжских притоков Узолы и Керженца, так называемом Заузолье.

В заволжском Верховье Русь исстари уселась по лесам и болотам. Судя по людскому наречному говору - новгородцы в давние Рюриковы времена там поселились. «Старая там Русь, исконная, кондовая. С той поры как начиналась земля Русская, там чуждых насельников не бывало. Там Русь сысстари на чистоте стоит, - какова была при прадедах, такова хранится до наших дней. Добрая сторона, хоть и смотрит сердито на чужанина».

Гжель занесло к нам из Голландии (кажется, вместе с флагом), лаковую миниатюру - из Германии, кружева - из Бельгии, матрешки - из Японии. Даже малиновый звон - из Малина, то бишь Мехелена. Даже иконопись - старое письмо - пришло из Византии, только очень давно. Разве что глина. Разве что резьба. Игрушки и керамика. Но и то, потому что глина и лес - везде, а уж у нас-то. Эти промыслы повсеместны, незапамятны: из каменного века идут, и потому - всеобщи. Глиняные свистульки и деревянные зверушки - они и в Африке есть.

А Хохлома? У кого мы ее позаимствовали? Кому пришло бы в голову в Европе (например) раскрашивать под золото деревянные ложки - да еще, чтобы подешевле, крыть их оловом, а потом - как щи, как блины, как каравай - в печку, чтоб зарумянилось? Да ведь не золотая же она - деревянная, ее хоть чем покрой, она от этого не перестанет быть деревом, только что раскрашенным. И как раскрашенным! Красное, черное, зеленое, золотое - огнем горит! Пожар! Не бывает так много яркого, не должно быть. Хорошего - понемножку, все в меру, мал золотник, да дорог. Умеренность - главная добродетель (не наша). Лучше меньше, да лучше (не нам).

Истоки Хохломы лежат в Хохломе. Пусть звучит нелепо, но вообще-то это правда. Можно, конечно, упомянуть Восток, Евразию. Да, красно-черно-золотое, узорчатое есть и там в избытке: в буддистских храмах и персидских коврах, в монгольских масках и индийских орнаментах. И Хохлома им созвучна, как созвучна всему этакому обширная наша земля: даль неоглядная, ширь необъятная, непонятная. одним словом, Россия-матушка! Но, несмотря ни на какие созвучия, не по-персидски, не по-китайски, не по-индийски это смотрится. В этом ярком узорочье, в этой пестроте и недорогой роскоши звучит родное, неповторимое, русское. А нам так нравится! Ложки - в золото? Безвкусно? Неглубоко? Черта с два. Повторите-ка. Поучитесь-ка. Но, однако! Где истоки? Где история с географией?

ЛЕГЕНДА О «ХОХЛОМЕ»

Ещё совсем недавно в сёлах Нижегородской области можно было услышать легенду о том, как пришла на волжскую землю «хохлома» и где она взяла свои огненные краски.

Рассказывают, жил в давние времена в Москве мастер-иконописец. Царь высоко ценил его мастерство и щедро награждал за труды. Любил мастер своё ремесло, но больше всего любил он вольную жизнь и поэтому однажды тайно покинул царский двор и перебрался в глухие керженские леса.

Срубил он себе избу и стал заниматься прежним делом. Мечтал он о таком искусстве, которое стало бы родным всем, как простая русская песня, и чтобы отразилась в нём красота родной земли. Так и появились первые хохломские чашки, украшенные пышными цветами и тонкими веточками.

Слава о великом мастере разошлась по всей земле. Отовсюду приезжали люди, чтобы полюбоваться на его мастерство. Многие рубили здесь избы и селились рядом.

Наконец, дошла слава мастера до грозного царя, и повелел он отряду стрельцов найти беглеца и привести. Но быстрее стрелецких ног летела народная молва. Узнал мастер о своей беде, собрал односельчан и раскрыл им секрет своего ремесла. А утром, когда вошли в село царские посланцы, увидели все, как горит изба чудо-художника. Сгорела изба, а самого художника, как ни искали, нигде найти не смогли. Только остались на земле его краски, которые словно вобрали в себя и жар пламени, и чернь пепелища.

Исчез мастер, но не исчезло его мастерство, и до сих пор ярким пламенем горят хохломские краски, напоминая всем и о счастье свободы, и о жаре любви к людям, и о жажде красоты. Видно, не простой была кисть мастера – кисть из солнечных лучей.

Такова легенда. Рассказывают её всегда чуть-чуть по-разному, и каждый любознательный сможет прочитать её в сборнике легенд и сказок Нижегородской области. Как и во всякой легенде, в ней много вымысла, но её правда в том, что большое мастерство и большое искусство сохраняются только тогда, когда передаются из рук в руки от учителя ученику. Так и случилось с «хохломой».

В начале ХХ века крестьяне чаще покупали сделанную на заводах фарфоровую, фаянсовую и стеклянную посуду. У хохломских мастеров стало меньше покупателей. Да к тому же поредели окрестные леса, не одно столетие вырубавшиеся для хозяйственных нужд и поделок. Мастера создавали изделий всё меньше и меньше, роспись становилась грубее и проще. Но разве можно было допустить, чтобы погибло это искусство, так полно и ярко отразившее душу создавшего его народа?

В 1918 году в городе Семенове открыли школу художественной обработки дерева, в которой стали учителями опытные токари и красильщики. Профессиональный художник Георгий Петрович Матвеев возглавил школу.

Обучение новых мастеров длилось три года. Вначале они терпеливо повторяли образцы, сделанные для этой цели лучшими хохломскими художниками. Ученикам надо было «поставить руку» - добиться точности и быстроты в выполнении травяных узоров.

Работы современных хохломских мастеров можно увидеть на художественных выставках и в экспозициях крупнейших музеев стран. Они радуют нас яркими красками, щедростью узоров и мастерством исполнения.

Н. Бедник «Хохлома»

ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ПРОМЫСЛА

Посуду из дерева на Волге делали испокон века. Крупнейший торговый путь обеспечивал хороший сбыт и стимулировал производство посуды на продажу. Но просто деревянная посуда – это еще не Хохлома. Настоящая Хохлома началась с позолоты, не менее трехсот лет назад.

Хохломская позолота пришла из церкви, в XVII - XVIII веке в храмах господствовало барокко, обильное золотом и украшениями. Под золото красились киоты икон, иконостасы и мебель. Чтобы экономить дорогой металл, церковные мастера использовали порошок серебра, покрытый лаком. Изделие потом прогревали в печи, где лак приобретал золотистый оттенок. После Соловецкого бунта за Волгу бежали многие мастера – старообрядцы, которые на новом месте стали осваивать новое ремесло. Растительный орнамент перекочевал из книжных заставок, мебели и икон на плошки, чашки, братины, изменившись сообразно форме изделий. Так появилась известная хохломская травка, и цвета постепенно свелись к знаменитой гамме, в которой яркие черные и красные тона выгодно подчеркивают ясность и теплоту позолоты.

Это был один из самых крупных промыслов – до революции ложки делались в десятках сел на Волге. Села специализировались по видам посуды, существовало разделение труда: одни делали заготовки, другие резали, третьи «крапили», т. е. красили. Как известно, в самом селе Хохлома деревянная посуда не производилась, только продовалась. Исторический центр производства хохломской утвари находился в Ковернинском районе Нижегородской области. Села Семино, Скородумово, Бездели и другие отмечались еще в старинных описаниях промысла.

В начале ХХ века крестьяне чаще покупали сделанную на заводах фарфоровую, фаянсовую и стеклянную посуду. У хохломских мастеров стало меньше покупателей. Да к тому же поредели окрестные леса, не одно столетие вырубавшиеся для хозяйственных нужд и поделок. Мастера создавали изделий всё меньше и меньше, роспись становилась грубее и проще. Но разве можно было допустить, чтобы погибло это искусство, так полно и ярко отразившее душу создавшего его народа?

В 1918 году в городе Семенове открыли школу художественной обработки дерева, в которой стали учителями опытные токари и красильщики. Профессиональный художник Георгий Петрович Матвеев возглавил школу. Обучение новых мастеров длилось три года. Вначале они терпеливо повторяли образцы, сделанные для этой цели лучшими хохломскими художниками. Ученикам надо было «поставить руку» - добиться точности и быстроты в выполнении травяных узоров.

Работы современных хохломских мастеров можно увидеть на художественных выставках и в экспозициях крупнейших музеев стран. Они радуют нас яркими красками, щедростью узоров и мастерством исполнения

ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ

МЕСТНОСТИ

Центральная Россия — центральный регион Восточно-Европейской (Русской) равнины. Западная Сибирь — крупнейшая равнина мира — простирается от Карского моря до северных склонов Казахского мелкосопочника. Таким образом, оба региона — равнины, но разные по размерам. Рельеф Центральной России более разнообразен. На западе расположены невысокие возвышенности — Валдайская, Среднерусская, Смоленско-Московскя, на востоке — низменности (Верхневолжская, Мещерская).

В основе Центральной России, расположенной в пределах Восточно-Европейской равнины, лежит древняя Русская платформа. Фундамент Русской платформы расположен на различной глубине от поверхности, местами приподнят, что находит свое отражение в рельефе. Значительное влияние на характер рельефа оказали также медленные движения земной коры. Восточно-Европейская равнина, в том числе и территория Центральной России, не испытывала значительных колебаний.

Центральная Россия более приподнята, и рельеф ее развивался более длительное время, поэтому в ее пределах большее развитие получили различные эрозионные формы рельефа — возвышенности расчлененые оврагами и балками, развиты речные долины.

Центральная Россия расположена в умеренном климатическом поясе, где четко выражены времена года; территория открыта к северу, подвержена воздействию воздушных масс, формирующихся над Северным Ледовитым океаном.

В Центральной России климат умеренно-континентальный, формируется под влиянием воздушных масс и циклонов с Атлантики, смягчающих климат (зима -8—12 °С, лето +16—20 °С, осадки — 600 мм в год.

«Если ехать из Семенова через Керженец, Малую Овсянку, Людну, Владимирское – пейзаж вокруг луга, поля, речушки и песок. Почва здесь сильно песчаная, стало быть, неплодородная. Земля холодная, неродимая, своего хлеба мужику не хватает. Чтоб прокормиться, надо промышлять, а леса – под боком. Леса заволжанина кормят. Ложки, плошки, чашки, блюда заволжанин точит да красит – все что из лесу можно добыть рук его не минует. Суровый климат, скупая земля: надо работать, чтобы жить, надо жить так, чтобы работалось. »

Мельников - Печерский

ОСОБЕННОСТИ ХОХЛОМСКОГО ПРОМЫСЛА

Хохломская роспись очень разнообразна. Каждый вид росписи имеет свой характер, создает свое настроение. Есть более торжественные росписи, есть радостные, строгие, роскошные, лаконичные Чтобы разобраться в этом многообразии, семеновские мастера свели в таблицу несколько основных типов узоров, которых получилось двадцать семь. Эта таблица не учитывает всех узоров Хохломы, каждый хороший мастер привносит в любую роспись что-то свое, неповторимое. Но вся эта красота основывается на двух главных способах росписи: «под фон» и «верховая» роспись.

ВЕРХОВАЯ роспись – рисунок наносится на золотой или серебристый фон. Стебли растений, листики и цветы образуют легкий, «воздушный» узор на золотой поверхности. К верховым видам росписи относится «травка», «древко», «под листок».

Травка – это самый старый вид росписи, начало Хохломы. Раскраска идет по серебряному фону, мазок свободный, динамичный, летящий. «Травка» искони была основным видом росписи. Простота травки обманчива, она дает широкий простор фантазии и вкусу художника. Используется для росписи массовой посуды.

ПОД ФОН – напротив, золотой орнамент исполнен на черном или цветном фоне. Мастер сначала намечает контуры будущих узоров и делает «отписку», заполняя фон между элементами рисунка, которые остаются золотыми, и на которых потом легким темным штрихом прорисовываются детали (прожилки на листьях, тычинки). Поверх фона наносят светлые, тонкие детали (травинки, мелкие веточки, ягоды). Этот способ росписи более трудоемкий, зато и узор получается роскошным, прихотливым, изощренным. Появился этот вид росписи в XIX веке.

Самый распространенный цвет фона – это красный и черный. Красный фон – это праздничный, радостный вид росписи, превосходно подходящий для подарочных вещей. Н а красном фоне размещаются золотые листья, плоды и силуэты птиц. Более торжественный черный фон, на котором красочно смотрятся яркие ягоды и цветы. Реже в росписи используется зеленый и коричневый фон. Самый богатый и изысканный вид фоновой росписи «КУДРИНА», где наряду с традиционными природными элементами используются прихотливо струящиеся золотые завитки, создающие «кудрявый» узор.

ТЕХНОЛОГИЯ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ХОХЛОМСКОЙ ПОСУДЫ

Процесс изготовления хохломской посуды совсем не прост.

Сначала изделие вытачивали из сырого дерева. Белую посуду («бель») 12-15 суток выдерживали при комнатной температуре для просушки. Затем ее грунтовали, обмазывали глиной. Дело в том, что древесина очень пористый материал, и чтобы закрыть все поры, создать водонепроницаемый слой, ее нужно было промазать. Хорошим материалом для этого оказалась обычная глина. Эту глину мастера называли вапом, отчего и сам процесс пропитки изделий глиной стали называть ваплением. Глину растворяли в теплой воде, разминали кусочки, перемешивали, получая раствор определенной густоты. Потом смазывали стенки изделия толстым слоем и оставляли на некоторое время — раствор должен был впитаться. Затем смазывали снова. Провапленное таким образом изделие с образовавшейся на нем глиняной коркой ставили на доски, где оно должно было просохнуть.

Высохшее изделие пропитывали льняным невареным маслом и снова выдерживали небольшое время, чтобы слой глины смешался с маслом. Затем изделие шлифовали, протирая поверхность лычным мочалом и льняным отрепьем. После шлифовки изделие ставили на досках в истопленную печь и держали там 4-5 часов.

Следующая операция — шпаклевка, то есть замазка изделия глиной, смешанной с олифой. Эта смесь должна была заделать все неровности, сучки, трещинки и другие дефекты древесины. Прошпаклеванное изделие снова ставилось на просушку.

Затем следовала обработка олифой для создания на изделии масляной пленки. Олифой изделия промазывались три раза, каждый раз в промежутках снова подсушивались и только тогда ставились в печь при температуре 80 – 90 градусов. Проолифенное таким образом изделие лудили – обмазывали оловянным (алюминиевым) порошком, и оно становилось «серебряным».

Только после этого изделие было готово к росписи красками. Расписанное луженое изделие вновь обильно обмазывали олифой и ставили на досках в нежаркую печь для каления. И только тогда «серебряные» изделия волшебным образом превращались в «золотые», приобретая наконец такой хорошо знакомый всем вид.

ИДЕЯ СОЗДАНИЯ ПРОЕКТА

В данной проектной работе мы остановились на рассмотрении темы народного промысла «Хохлома», так как она является неотъемлемой частью изучения быта и традиций русского народа, расширяет знания об истории родного края. Целью этой работы является изучение истории народного промысла и развитие его в современных условиях. Знания и умения, полученные в результате выполнения проектной работы, обязательно пригодятся в нашей повседневной жизни. При выполнении проектной работы были поставлены и решены следующие задачи:

- изучение литературы и составление описательной части проектной работы;

- изготовление костюма «Хохлома»;

- изготовление панно «Хохлома».

Проектная работа по теме «ХОХЛОМА» выполнялась в рамках общешкольного проекта «География народных промыслов» и была изготовлена учащимися для оформления школьного музея декоративно-прикладного искусства.

ВЫБОР ТКАНИ И ОТДЕЛКИ ДЛЯ ПРОЕКТНОЙ РАБОТЫ

Для выполнения творческого проекта «Хохлома» были выбраны хлопчатобумажные ткани т. к. у них очень хорошие технологические и физико-механические свойства. В работе использовались ткани с двумя видами отделки: ткань «чесуча» с напечатанным рисунком под хохломскую роспись и отбеленная ткань «бязь».

Для отделки работы была выбрана декоративная тесьма «вьюнчик» красного и желтого цвета с золотыми нитками.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА изготовления рубахи «Хохлома»

№ Технологическая операция Способ обработки

1. Изготовление кокетки рубахи. Соединительный обтачной шов по горловине. Кант на изнаночную сторону.

2. Выполнение сборки по переду и спинки. Ручные работы, шов «вперед иголку».

Соединение переда и спинки с кокеткой.

Соединительный стачной шов взаутюжку.

3. Изготовление рукавов.

Соединение составных и отделочных частей основной части рукава. Соединительный стачной шов взаутюжку.

Обработка нижнего среза оборки.

Выполнение сборки по оборке и рукаву. Краевой шов вподгибку с закрытым срезом.

Соединение оборки и рукава с манжетой. Ручные работы, шов «вперед иголку».

Соединительный стачной шов взаутюжку.

4. Соединение ластовицы с рукавом.

5. Соединение рукавов с кокеткой. Соединительный стачной шов взаутюжку.

6. Подшить подкладку кокетки. Ручные работы, шов «через край».

Выполнить отделочные строчки.

7. Соединение манжеты с подкладкой. Ручные работы, шов «через край».

Выполнить отделочные строчки.

8. Обработка нижнего среза рубахи. Краевой шов вподгибку с закрытым срезом.

9. Окончательная обработка изделия. Чистка, В. Т. О.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА изготовления панно «Хохлома»

№ Технологическая операция Способ обработки

1. Блок с ручной вышивкой:

Выполнение ручной вышивки крестом. Правила выполнения вышивки.

Соединение вышивки с декоративными полосами.

Соединительный стачной шов взаутюжку.

2. Блок с аппликацией:

Выполнение машинной аппликации. Машинная строчка «зигзаг».

Соединение аппликации с декоративными полосами.

Соединительный стачной шов взаутюжку.

3. Блок лоскутной пластики:

Изготовление квадратов с диагональной полосой. Соединительный стачной шов взаутюжку.

Соединение квадратов в блок. Соединительный стачной шов вразутюжку.

4. Соединение блоков в панно по схеме. Соединительный стачной шов взаутюжку.

5. Соединение лицевой сторы панно с изнаночной, выполнение отделки Настрочной шов.

тесьмой.

6. Изготовление навесных петель. Обтачной шов.

7. Обработка срезов панно. Окантовочный шов.

9. Окончательная обработка изделия. Чистка, В. Т. О.

ПОСЛЕСЛОВИЕ

ПОЛЮБИЛ Ярило Мать Сыру Землю, и от той любви, от жгучих поцелуев солнечного бога украсилась она синими морями, желтыми песками, зеленой муравой, цветами алыми, лазоревыми. Так или почти так писал Мельников о языческих легендах, о красоте земной и разуме человеческом. «. Вот я разлил огонь по камням и деревьям. Я сам в том огне. Своим умом-разумом человек дойдет, как из дерева и камня свет и тепло брать. Тот огонь дар мой любимому сыну». Огнем горит золото и киноварь, сажей темнеет Мать Сыра Земля, цветут цветы и поют птицы в сказочном саду Хохломы. В чем секрет прихотливой, пугливой, узорчатой красоты, где живет она? Живет та красота не за семью морями, не за тридевять земель, не на острове Буяне, в тридесятом царстве, а здесь, в самом центре России, в заповедном сердце земли русской. А путь туда никому не заказан: «Перво-наперво. ступай ты на Волгу в Городец. Тот Городец, по преданию, Малый Китеж выходит. Оттоль идти на полунощ-ник, все на полунощник, ни направо, ни налево не моги своротить. Перейдешь реку Узолу, перейдешь Санду-реку, а третью, Санахту, перейдешь ты и Керже-нец. А за Керженцем в лесах "тропа Батыева". Иди той тропой, пролагай путь ко спасению. Будут тебе искушения и от вражия силы страхования: бури и дожди, хлад и зной, змеи и лютые звери, но ты на страхи не взирай, иди себе тропой Батыевой, пролагая путь ко спасению, не сворачивай ни на десно, ни на шуе. »

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)