Дом  ->  Квартира и дача  | Автор: | Добавлено: 2015-03-23

Богатыри и витязи земли Русской

Представления русского народа о красоте человека, его чести и достоинстве воплощены в образах былинных героев – Илье Муромце, Добрыне Никитиче, Алеше Поповиче, Микуле Селяниновиче, Святогоре, Садко, Василии Буслаеве. О каждом из них сложены былины.

Ко временам давно минувшим, в совсем особый мир- мир витязей и богатырей, неслыханных геройских подвигов, сил могучих, не знающих удержу, переносят нас былины, распеваемые народом.

Народ сам в незапамятные времена сложил эти удивительные песни-сказания про русских богатырей и витязей седой, отдаленной старины. Они были живым откликом на реальные события. В исторических записях и летописях сохранилось многое, указывающее, что некоторые события, перешедшие в былины, действительно, совершались, только народ переделал по-своему эти сказания, разукрасил их и преувеличил. Действия в былинах воспевалось ярко, красочно, впечатляюще!

Кто же они, богатыри русские, во имя чего совершали они подвиги и что защищали? Поиск ответа на этот вопрос и стал главной целью моей работы.

Вера в то, что могучие люди, богатыри, жили в далеком прошлом, сохранялась в народе еще на рубеже XIX – XX вв. Вообще, слово богатырь вошло в нашу жизнь как мера оценки людей в беспредельном проявлении их возможностей и лучших качеств.

Богатырь- герой особого, эпического мира, вокруг жизни и подвигов которого строится все повествование былины. Богатыри упоминаются и в русских летописях, и в других славянских хрониках, рассказывающих о Древней Руси. У каждого-богатыря свое имя и своя «биография», свои подвиги и гибель, но в то же время «у них так много сходного, даже совпадающего, что можно говорить о едином художественном, историческом типе богатыря — героя эпоса.

Характерная особенность этого типа: богатырь до поры до времени выступает как обыкновенный человек, в древнерусском сословном ряду он «ниже» князей, бояр, купцов. Но наступает момент, и обнаруживается необыкновенность богатыря, раскрывается его сверхчеловеческая сила, проявляются фантастические способности, которые возвышают его над всеми. Если богатырь засыпает , то храпит, как порог шумит ( имеются в виду Днепровские пороги); сердце его разгорячилось – будто в котле кипит; истребляет он неприятельское войско – словно траву косит.

Характеристика богатырей как исключительно сильных физически людей верна, но она неполна. Большинство былинных героев обладают всесокрушающей мощью, однако сила сама по себе, не находящая приложения в полезной деятельности, не получает одобрения в народе. Как бы ни был привлекателен Святогор, он гибнет, применить свою силу гигантскую негде. О физической силе Садка Новгородского ничего не известно, но его игра на гуслях колеблет моря и озера.

Русскому богатырю присуще сознание долга — перед народом, перед Русью, перед православной верой. Его сила, как правило, направлена на добрые дела. Он ощущает свою предназначенность к самым опасным и важным для Русской земли делам. Ему предуказано совершать свои подвиги. Поэтому свои богатырские качества герои былин проявляют в воинских подвигах во имя защиты родной земли.

Былинный враг, нападающий на Русь, всегда жесток и безжалостен, он намерен уничтожить народ, его государственность, культуру, святыни. Так, Сокольник, направляясь в Киев, грозил:

Я соборны больши церкви на дым спущу,

Я печатны больши книги во грязи стопчу,

Чудны образы-иконы на поплав воды,

Самого я князя да в котле сварю,

Саму я княгиню да за себя возьму.

Калин-царь-

Разорить он хочет стольный Киев-град,

Чернедь-мужиков он всех повырубить

А Тугарин, засевший в Киеве,-

Опаганил он церкви православные,

Осмердил девиц, молодых вдовиц,

Истоптал он конем всех малых детей,

Попленил Тугарин всех купцов-гостей.

Но на страже Киева, Русской земли, ее независимости и чести стоят богатыри. Добрыня Никитич устраняет постоянную угрозу Киеву со стороны чудовища-змея, совершавшего набеги на город и уводившего в плен множество людей. Алеша Попович освобождает стольный город от бесчинствовавшего в нем Тугарина. Подобный подвиг совершает и Илья Муромец, расправляясь с хозяйничавшим в Киеве Идолищем поганым.

Деятельность богатырей направлена не только на то, чтобы в данный момент оградить Киев, Русскую землю от посягательств врага, велико ее значение и на все будущие времена: побежденные противники, если они не уничтожены, становятся данниками киевского князя или вынуждены клясться, что вовеки вечные ни они, ни их дети и внуки не посмеют нападать на Русь.

Илья Муромец, уничтожив под Черниговом чужеземные войска, отпускает их главарей, трех царевичей, с таким наказом:

Вы поедите по своим местам,

Вы чините везде такову слову,

Что Святая Русь не пуста стоит,

На Святой Руси есть сильны могучи богатыри.

Беспредельные возможности богатыря лучше всего обнаруживаются, когда он один или с несколькими друзьями выступает против вражеских полчищ, которых «черным-черно, как черных воронов». Начинается поединок двух богатырей – вот не две горы вместе да столкнулись,- Два богатыря вместе да тут съехались.

Таков Илья Муромец, таковы же и другие богатыри - Добрыня Никитич, Алеша Попович, Дунай- сват, Василий Каземирович. Самих же богатырей народ сравнивает с соколом – птицей издавна почитавшейся на Руси.

Особой храбростью отличались русские богатыри

Да садился Илья на добра коня,

Он поехал по раздольницу чисто полю

И подъехал ко войскам, ко татарским;

Не ясен сокол, напускается на гусей, на лебедей

Да милых перелетных серых утушек-

Напускается богатырь святорусский

На тулии на силу татарскую!

Он пустил коня богатырского

Да поехал ли по той силушке татарской,

Стал он силушку конем топтать,

Стал конем топтать, копьем колоть,

Стал он бить ту силушку великую,

И он силу бьет, будто траву косит!

Побеждает Илья Муромец в одиночку войско татарское, совершает он подвиг во славу земли Русской. Народ считал, что « Кто силён мускулами, победит одного, а кто силён умом, победит целую армию»

Напал на нашу землю Тугарин-Змей, но встал на защиту родины Алёша Попович.

Да едет Тугарин по чисту полю,

Кричит он, зычит да во всю голову:

«Да хошь ли, Алеша, я конем стопчу?

Да хошь ли, Алёша, я копьём сколю?

Да хошь ли, Алёша, я живком сглотну?»

На то-де Алешенька ведь верток был, -

Подвернулся под гриву лошадиную.

Да смотрит собака по чисту полю:

«Да где же Алеша стоптан лежит?»

Да втапоры Алешенька Попович-от

Выскакивает из-под гривы лошадиной,

Он машет шалыгой подорожною

По Тугариновой да по буйной голове.

Покатилась голова с плеч, как пуговица,

Свалилось трупьё да на сыру землю.

Были на Руси и такие богатыри, что могли превращаться в зверей: в сокола, в волка, в тура, в горностая.

Обернулся Волх горностаюшком,

А и бегал по подвалам, по погребам,

Что по тем ли по высоким по теремам,

У тугих луков тетивки накусывал,

У калёных стрел железцы повынимал,

Что у тех ли ружей у огненных

Кремни-шомполы повыдёргивал

А и всё-то он в землю позакапывал!

Всякое сражение богатыря заканчивается его победой над противником, длинный ряд былин показывает непрерывность таких сражений и появление всё новых богатырей – защитников родной земли.

Великие были богатыри, брали они силушку у земли-матушки, но самым сильным среди них был Святогор. Богатырь огромен, как гора. Он так тяжел, что его не выносит Мать-сыра земля, поэтому он привязан к Святым горам:

Мне не придано тут ездить на святую Русь,

Мне позволено тут ездить по горам да по высоким.

Образ Святогора пришел в былины из древней мифологии: с ним были связаны представления о горных великанах, воплощающих величие гор.

Как далече-далече, во чистом поле,

Тут и пыль столбом да поднимается:

Едет во поле добрый молодец,

Едет русский могучий Святогор-богатырь;

Святогоров конь да будто лютый зверь,

У богатыря плечи да во косу сажень,

Он и едет во поле, потешается:

Он бросает палицу булатную,

Выше лесушки бросает да стоячего,

Ниже облака бросает да ходячего,

Улетает палица высоко в поднебесье,

Когда палица та вниз спускается,

Он подхватывает её да одной рукой!

В отличие от другого богатыря, Волха Всеславича, чей образ также связан с древней мифологией, Святогор не нашел своего места в новой жизни, не встал рядом с киевскими богатырями, защищавшими Русь от внешних врагов. Поэтому он одинок, ему и заняться-то нечем, как только силушкой своей похваляться. У него нет ни дома, ни родни, ни друзей-товарищей, из-за этого он обречен на гибель. Практически все былины о Святогоре – это былины о том, как он расстается с жизнью, например, от «маленькой сумочки переметной»

В былине «Святогор – богатырь» происходит смена поколений богатырей: уходит навсегда старое богатырство в лице Святогора – не связанное еще по-настоящему с миром народной жизни, далекое от интересов и забот Русской земли, тяжеловесное, не знающее, к чему применить непомерную силу; его сменяют молодые богатыри, сила которых направлена на служение людям, на защиту справедливости, на оборону земли.

Таковым является Микула Селянинович. Микула – по-современному Николай, а Селянинович означает, что он селянин, то есть живет в селе. Он это как раз и подчеркивает: де, я простой мужик-пахарь (оратай), не князь, не дружинник и не богатырь. Микула – это образ идеального пахаря.

Белокурый русич красавец орет (пашет землю). Пашет весело, задорно, мастерски. С какой любовью описываются его красота и великолепный наряд:

А у оратая кудри качаются,

Что не скачен ли жемчуг рассыпаются,

У оратая глаза да ясна сокола,

А брови у него да черна соболя,

У оратая сапожки зелен сафьян:

Вот шилом пяты, носы востры,

Вот под пяту-пяту воробей пролетит,

Около носа хоть яйцо прокати.

У оратая шляпа пуховая,

А кафтанчик у него черна бархата.

Конечно, невозможно в таком наряде — в сапогах на высоких каблуках с загнутыми носами, в шляпе пуховой и кафтанчике «черна бархата» — выполнять тяжелую, грязную работу, в пыли и поте землю пахать. Но уж так благороден труд пахаря-кормильца, что из глубокого уважения к нему народ в былинах приодел пахаря. Достоин ведь!

Сила-то у пахаря богатырская, и работу свою он выполняет «играючи».

Обычно в былинах рядом с Микулой упоминается князь Вольга ( былина «Вольга и Микула Селянинович»), который, видя непомерную силушку пахаря, любуются славным трудом пахаря и предлагает ему вступить в свою дружину идти дань собирать с ними. Соглашается пахарь. Вот только пусть дружинники уберут его сошку за ракитов куст, от разбойников. И «целый десяточек» и «вся дружина храбрая» сошку не то что «за ракитов куст», с места сдвинуть не могут, не вытащить им «сошки из земли»!

А пахарь брал-то ведь сошку одной рукой,

Сошку из земли он выдернул,

Из лемешиков земельку повытряхнул,

Бросил сошку за ракитов куст.

Удивленному князю пахарь хвалится своим достатком, добытым тяжким, честным крестьянским трудом:

Я как ржи-то напашу да во скирды сложу,

Я во скирды сложу да домой выволочу,

Домой выволочу да дома вымолочу,

А я пива наварю да мужичков напою.

А тут станут мужички меня хваливать:

«Молодой Микула Селянинович!»

Так в былинах о Микуле Селяниновиче прославляется богатырский характер свободного крестьянского труда, красота простой крестьянской жизни, достоинство делателя, труженика.

Микула – новый богатырь, олицетворяющий не божественное, мифическое начало, а крестьянскую Русь. Святогор – потомок древних языческих божеств; Микула Селянинович – крестьянский сын и сам крестьянин, не стремящийся уйти от своих простых крестьянских обязанностей. Святогор – мифический герой; Микула Селянинович – герой более «реальный», явно имевший прототип в жизни.

Судьбы героев мирового эпоса часто похожи, отличительной особенностью их является присутствие Чуда в значимые моменты жизни: это может быть чудесное рождение героя (полубожество - получеловек или чудо-ребенок, рожденный девой, которую укусил змей (Волх Всеславьевич), горностай, таинственное существо), невиданно быстрый рост и возмужание героя, его непомерная сила(Геракл), неуязвимость или бессмертие, чудесное исцеление или предсказание подвигов и смерти.

Любимый герой русского богатырского эпоса – Илья Муромец – также отмечен знаком чуда. Как большинство богатырей, он родился простым ребенком, и ничего не предвещало его богатырской славы. Более того, Илья был немощным от рождения и не мог помогать родителям даже по домашнему хозяйству:

А не имел Илья во ногах хожденьица,

А во руках не имел Илья владеньица,

Тридцать лет его было веку долгого.

И тут происходит чудо: появляются «калики перехожие» – три старца, странники идущие на моление. В одних записях былин они просят милостыню, в других водицы испить. Илья с ними вежлив и услужлив, все про свою жизнь рассказывает и подробно объясняет, почему сам не может подать старикам воды: «Не имею ни рук, ни ног».

Паломники выглядели странно (по одной версии их двое, по другой – трое): они как посланцы какой-то неведомой силы, проверяющей духовную силу самого Ильи, его воспитания, силу его смирения перед судьбой, пославшей такой недуг. «Приходили калики перехожие, они крест кладут по - писаному, поклон ведут по – ученому», - не простые гости, волшебные. И только от их слов поднимается никогда не встававший крестьянский сын, и только от их них слов идет открывать ворота никогда не ходивший калека.

Для средневековья тридцать лет - возраст весьма солидный: в боях с многочисленными врагами и в борьбе с природой мало кто доживал до сорока лет. Многие в тридцать лет уже и подвиги свои совершили, и женились, и детишек народили, а некоторые и Богу душу отдали, а путь Ильи Муромца только начинается.

Из того ли города из Мурома,

Из того села да Карачарова

Выезжал удаленький дородный добрый молодец.

. его добрый конь да богатырский

С горы на гору стал перескакивать,

С холмы на холмы стал перемахивать,

Мелки реченьки, озерка промеж ног пускал.

Илья Муромец почитает своих родителей, поднявшись на ноги, просит у них «благословеньица» на добрые дела

Жизненный путь Ильи Муромца – путь преодоления опасностей и препятствий, вызов силам зла и борьба с ними. Осознавая это, он никогда не уходит от схватки и из трех дорог выбирает ту, «где убиту быть».

Илья один побеждает полчища татар, осадивших Чернигов:

Он как стал-то эту силушку великую,

Стал конем топтать да стал копьем колоть,

Ай побил он эту силу всю великую.

Побеждает Илья Муромец и Соловья-разбойника, от которого стонала Русская земля, приторочил его к седлу и доставил на княжеский двор

Князю Владимиру это кажется невозможным, и он оскорбляет Илью недоверием:

Ай же мужичище-деревенщина,

Во глазах, мужик, да подлыгаешься,

Во глазах, мужик, да насмехаешься.

Богатырь служит не князю как таковому, а в лице всей Русской земле, русскому народу. Поэтому с достоинством и скромно отвечает Илья князю, что Соловей-разбойник, «к стремени булатному прикованный», ждет его во дворе. Затем Илья расправился с Соловьем-разбойником во имя покоя на Русской земле:

Ай он вез-то Соловья да во чисто поле,

И он срубил ему да буйну голову,

Говорил Илья да таковы слова:

Тебе полно-тко свистать да по-соловьему,

Тебе полно-тко кричать да по-звериному,

Тебе полно-тко слезить да отцов-матерей,

Тебе полно-тко вдовить да жен молодыих,

Тебе полно-тко сиротать да малых детушек!

Главные нравственные качества Ильи Муромца: чувство справедливости, сознание собственного долга. Везде и всегда Илья «стоит за правду»: и в битве с врагом, и в конфликтах с князем Владимиром, и в спорах между богатырями. Он – герой общенародный, общерусский, не связанный какими-то сословными узами:.

Я иду служить за веру христианскую

И за землю российскую,

Да и за стольный Киев-град,

За вдов, за сирот, за бедных людей.

Илья Муромец наделен не только и не столько силой физической, сколько силой духовной: он предельно честен ,начисто лишен бахвальства, корысти, зависти и эгоизма, он смиренен перед волей Божией, он молча и до конца несет свой крест борца за справедливость. Именно поэтому он стал атаманом коевских богатырей.

Илья Муромец, защитник земли Русской, заступник за слабых и обиженных, — самый любимый герой народа. И хоть есть и другие богатыри на Руси, но

Как одно-то на небе красно солнышко,

Так один-то на Руси Илья Муромец.

Ученые полагают, что в XII веке, когда появилась эта былина, в селе Карачарове под Муромом жил крестьянин, обладающий могучей силой, добрый и справедливый.

Впоследствии подвиги его и других защитников рубежей Руси (Муром был пограничной крепостью) получили былинную славу. В Киево-Печерской лавре есть гробница Ильи Муромца, а сам он причислен Церковью к лику святых за самоотверженное служение Родине и народу. Причисление Ильи к лику святых (канонизация) состоялось в XVI веке, его память ежегодно отмечается 19 декабря, а изображение преподобного Ильи Муромского сделано в XVII веке. Но в книгах о жизни святых Илья даже не упоминается.

Именем этого былинного богатыря названы самолеты, пароходы, ледоколы. В г. Муроме на высоком постаменте у зеленых елей стоит на приколе бронепоезд «Илья Муромец», ветеран Великой Отечественной войны. А на высоком берегу Оки муромцы поставили величественный памятник знаменитому земляку.

Богатырь Илья Муромец как фольклорное воплощение русского характера, совестливого и справедливого, могучего и доброго, увлекал многих поэтов, художников, композиторов, актеров, историков. Стихи и поэмы о нем писали Н. М. Карамзин, А. К. Толстой, И. С. Никитин. Композитор В. Серов написал оперу «Илья Муромец». Знаменитый бас Федор Шаляпин исполнил в ней партию Ильи. А. П. Бородин. Р. М. Глиэр создали симфонии об Илье Муромце, а художник В. Васнецов увековечил память об Илье Муромце и русских богатырях в картине «Богатыри».

В картине В. Васнецова рядом с Ильей Муромцем изображены Добрыня Никитич, верный товарищ и «крестовый брат», и Алеша Попович. — сподвижник Ильи и Добрыни в защите Отечества.

Как и все русские богатыри, Добрыня наделен необычной силой. Народ чтил в Добрыне ум и находчивость. Добрыня — меткий стрелок, он вежлив, прекрасно играет в шахматы и на гуслях, ненавидит притворство и хамство, хитрость, ложь. Исследователи-историки считают, что прообразом Добрыни был дядя князя Владимира, брат его матери Малуши. В летописях под 970, 980, 985 годами упоминается Добрыня как дядя и сподвижник князя Владимира в его походах на болгар.

А Алеша Попович молод, статен и красив. Силушки ему не занимать. Но Алеша показан в былинах с добрым юмором: уж больно охоч он до чужих жен, может хитрить и своей выгоды не упустит. Эти его нравственные качества высмеиваются в былинах как недостойные русского богатыря. Но ему это прощается за честную службу родной земле, он тоже защитник Руси и беспощаден к ее врагам.

«Витязи богатыри, воскрешавшие саму атмосферу Древней Руси, вселяют в меня ощущение великой мощи и дикости – физической и духовной. Незабываемы на могучих конях эти суровые нахмуренные витязи,»- так вспоминал о своих ощущениях от картины великий певец и земляк Васнецова Федор Иванович Шаляпин.

3. Заключение

Итак, большинство былинных богатырей - своеобразные личности: мудрый великодушный, спокойный, уравновешенный, предусмотрительный Илья Муромец и не верующий « ни в сон, ни в чох», бьющий правого и виноватого новгородский удалец Василий Буслаев. Славящийся «вежеством», умением улаживать международные конфликты и споры между персонажами эпоса, певец и гусляр Добрыня Никитич и заносчивый, вспыльчивый Дунай Иванович.

Я пришел к выводу, что богатыри- люди исключительные, наделенные чертами, которыми не обладает обычный человек. Однако в большинстве случаев необыкновенные качества богатырей не имеют сверхъестественного происхождения. Их монументальные образы и грандиозные свершения – плод художественного обобщения, воплощение в одном человеке способностей и силы народа или социальной группы, преувеличение реально существующего.

Былинные богатыри олицетворяют собой общеславянский мужской тип поведения – мужчину-воина, защищающего Русскую землю, Православную веру и киевского князя от различных врагов. Они стоят на страже Киева, то есть Русского государства, его независимости и чести. Значит, русский богатырь – это герой особого, эпического мира, вокруг жизни и подвигов которого строится все повествование былин.

И нет таких препятствий, которые не смогли одолеть русские богатыри. Им под силу не только истребление огромных войск врага и фантастических чудовищ, но и дела мирного характера.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)