Культура  ->  Изобразительные искусства  | Автор: | Добавлено: 2015-03-23

Биография художника Алексея Явленского

Любовь к родному краю, знание его истории - основа, на которой и может существовать рост духовной культуры всего общества

Д. С. Лихачёв

В жизни каждого человека есть места, дорогие сердцу с самого детства. Это места, где он родился и вырос. Но что значит: любить свою родину? На этот вопрос каждый отвечает по-своему. Я убежден в том, что любовь к родному краю рождается, прежде всего, из любви к своим родным и близким, уважения к знакомым, односельчанам, восхищения прекрасными картинами природы, окружающей человека с детских лет. Немного повзрослев, начинаешь задумываться о прошлом своего села, о людях, когда-то живших в нем.

Цель моей работы – изучить историю жизни и творчества моего земляка, великого художника – Алексея Явленского на основе архивных документов, статей, подшивок газет и материалов Интернета. Для достижения поставленной цели необходимо реализовать следующие задачи: научиться работать с архивными материалами; вести последовательное изложение материала, используя принцип историзма; уметь отличать забавные истории от ценных исторических фактов; получить истинное удовлетворение от работы ; популяризировать историю родного края среди обучающихся школы; сохранить исторические свидетельства в электронном варианте для архива школьного краеведческого музея.

В процессе исследования нами были использованы следующие методы: анализ архивных документов, интервью, поиск фотографий, анализ и обобщение данных историко-краеведческой литературы, моделирование презентации. Практическая значимость моего исследования – способствовать пробуждению познавательного интереса к изучению родного села и социально-эмоциональных и патриотических чувств к своей малой Родине. На данном этапе моего исследования я могу предложить информацию по рассматриваемой тематике от 1495 года по настоящее время.

Немного об истории Есеновичского сельского поселения.

Есть в Вышневолоцком районе Тверской области удивительное место – Есеновичское сельское поселение. Территория его – 1104,9 га, населенных пунктов – 31, население – 1400 человек. Это самое высокое место Валдайской возвышенности. Село Есеновичи - центр сельского поселения, находится в 49 км к юго-западу от Вышнего Волочка.

На протяжении всей своей многовековой истории селение всегда было административным центром.

Жизнь людей Есеновического края, как и в других местах Тверской области, прослеживается с незапамятных времен. Первое письменное упоминание о Ясеновичах встречается в Новгородских писцовых книгах Деревенской пятины приблизительно за 1495 год: « Ясеновическом погосте волостка Спасская Хутынского монастыря, на погосте церковь Спас Великий, на погосте двор попа Леонтия, двор церковного дьяка Гридка, двор пономаря Микулка. Пашут землю церковную, в обжи не положены». (научно спр. Библиотека ГАНО. «Новгородские писцовые книги Деревенской пятины», том 1, около 1495 года, стр. 41, СПб,1859год). «К погосту приписаны волости и деревни: Великого князя Новгородского – 12 деревень; Хутынского монастыря – 71 деревня; Щидова монастыря – 16 деревень; Деревни Боборыкиных – 1 деревня».

О названии села «Ясеновичи» имеется несколько легенд. Одна из них гласит: «Недалеко от д. Андреево будто находился мужской монастырь. Однажды из этого монастыря сбежал монах, прихватив монастырские ценности. Когда игумен организовал погоню за беглецом, то монах спрятался в дупле дерева Ясеня. Монах свою одежду и крест повесил на дереве, а сам скрылся. Для возмещения убытков на месте, около ясеня, построили деревянную церковь, (часовню) Спаса и место было объявлено «святым». Постепенно около церкви стали селиться люди и поселение назвали «Спас-Ясеновичи». В других легендах также упоминается церковь или икона Спаса и дерево ясень.

Название местности Ясеновичи (Есеновичи) сохранилось с давних времён. В 15 столетии податный округ – погост Ясеновичи входил в состав Новгородской земли, после 1478 года в состав Московского государства.

Новгородский погост Спас-Ясеновичи занимал весьма выгодное положение, находясь на торговом пути из Торжка в Новгород. Это было единственное село уезда с постоянными базарами, которые проходили здесь по воскресениям с ноября до Пасхи. Помимо базаров, четыре раза в год проводились и крупные ярмарки.

На территории волости 1900 году было два церковных прихода Ясеновический и Кузловский. В них были расположены две приходские и две кладбищенские церкви, 15 часовен.

Село Ясеновичи в период крепостного права не было помещичьим владением, а некогда принадлежала Хутынскому монастырю Новгородской земли и даже подати платили монастырю. Как считают, название «Стан» место по Андреевской дороге на горе получило потому, что там останавливались монастырские сборщики податей.

В ходе крестьянской реформы 1861 года Вышневолоцкий уезд был разделён на 25 волостей одинакового значения для всех категорий крестьян. Была образована и Ясеновская волость с центром в селе Ясеновичи (Спас-Ясеновичи). В селе было три улицы: Слободка, Цыганская, «Улица – площадь у церкви».

Постепенно Есеновичи превратились в крупное (по тем временам) торговое село и стали волостным центром Вышневолоцкого уезда, Тверской губернии. Население с. Есеновичи занималось в основном сельским хозяйством.

Издревле в волости жили потомственные мастера по выделке деревянной посуды, в конце 19 века здесь был широко распространен бондарный и посудный промысел. Изделия есеновических мастеров ценились высоко и постоянно вывозились в Торжок, Тверь и даже в Москву и Петербург на продажу. Красивая деревянная посуда крестьян Ясеновической волости в 1767 году была представлена на сельскохозяйственной выставке в Твери.

В 1785 году в селе существовало Сельское приходское училище. В 1895 году земской управой была построена больница на Босикове. В ней было 2 врача и младший медперсонал.

В 1920 году прошло преобразование старого территориального деления (Ясеновическая волость, Вышневолоцкий уезд, Тверская губерния) в Есеновический район, Московской области, РСФСР. Позднее с образованием Калининской области (г. Тверь был переименован в г. Калинин), Есеновичи вошли в состав Калининской области.

Деревня Кузлово – малая родина художника Алексея Явленского, находится на территории Есеновичского сельского поселения.

Алексей Явленский: торжокский Пикассо или Иван Карамазов?

Алексей Явленский (25. 03. 1864 (1865)- 15. 03. 1941) - русский художник, один из наиболее выдающихся представителей религиозной живописи современности. Характерные образы его работ - лица, намеченные несколькими штрихами.

Имя Алексея Явленского россиянам малознакомо, так же как и имена многих других художников-авангардистов XX века. И мало кто знает, что Алексей Явленский приходится нам земляком, ведь родиной его был город Торжок. У многих это вызовет неподдельное удивление: энциклопедии называют Алексея Явленского немецким художником, выходцем из России. Большую часть жизни художник прожил в Германии, где и были написаны картины, принесшие уроженцу Торжка мировую известность. А на родине художника, по которой, живя в эмиграции, он очень тосковал, имя его известно лишь в узких кругах, а работ практически нет. В 2000 году в Петербурге в Русском музее проходила ретроспективная выставка произведений Алексея Явлинского (1865 – 1941), из крупнейших художников 20 века. Большая часть работ в экспозиции этой первой персональной выставки художника в России принадлежит собраниям Германии и Швейцарии. Из российских музеев картины мастера предоставил Омский музей изобразительных искусств им. М. А. Врубеля. Имя Явлинского мало знакомо почитателям искусства, о нем знают главным образом специалисты. Это обстоятельство объясняется тем, что произведения Явлинского в музеях России редки, основная часть его произведений хранится в зарубежных собраниях. Причина забвения – в необычной судьбе Явлинского. Ученик Репина, в 1896 году он уехал в Германию, где прожил до конца своих дней. В России о нем забыли на несколько десятилетий. И только сейчас, его творчество открывается для соотечественников. Тем удивительнее, что 10 работ художника оказались в Омске. Привез их, видимо, его брат Д. Г. Явленский, получивший в 1913 году служебное назначение в Омск.

Все эти сведения стали известны тверским краеведам благодаря Ирине Григорьевне Девятьяровой, искусствоведа Омского музея изобразительных искусств им. М. А. Врубеля, хранителя коллекции А. Г. Явленского. Она много занимается исследованием его жизни и творчества.

Уроженец Тверской губернии Алексей Явлинский, следуя традиции дворянских семей, дослуживался в Москве до звания капитана, однако увлечение живописью изменило его судьбу. Классы Петербургской Академии художеств, занятия у знаменитого Репина, поездки с этюдником по России, знакомство с образованными и талантливыми единомышленниками из художественной среды определили начало его творческой биографии. « Через несколько лет он вернется в Россию знаменитым,- говорила друзьям его подруга художница Марианна Веревкина, уезжая с Явлинским в Германию.

Последний раз Явлинский посетил родные места в 1914 году, незадолго до начала войны, когда в Вышнем Волчке встречался с матерью. Война, затем революция прервали его связь с родиной. Художник всегда тосковал по России и не порывал духовного родства с ней. Древнерусская иконопись, с юношеских лет пленившая художника своей одухотворенностью, вдохновляла его и в поздний период. В его наследии есть пейзажи и натюрморты, но более всего его привлекали схематизированные изображения человеческих голов и лиц, которые в конечном итоге стали преобладающей темой. «Лица святых» и «медитаций», соединившие традиции религиозного искусства и модернистской веяния, специалисты считают вершиной творчества мастера. В 1934 году художник Карл Шмидт Роттлуфф, обращаясь в письме к Явлинскому, давал высокую оценку его одухотворенным картинам и называл их истинными современными искусстве.

«Каждый художник работает в традиции. Я урожденный русский. Моей русской душе всегда было близко древнерусское искусство, русские иконы, византийское искусство, мозаики Равенны, Венеции, Рима и романское искусство. Все эти искусства приводили всегда мою душу в трепет, я чувствовал их глубокий духовный язык. Это искусство и было моей традицией».

На склоне лет Алексей Явлинский вспоминал о потрясении, которое он испытывал, увидев в Третьяковской галерее иконы. Судьба, таким образом была определена. Думается, что формирование его духовных ориентиров происходило раньше – в детские годы, которые прошли в имени его бабушки – Кузлово под Вышним Волочком. Дивные ландшафты Валдайской возвышенности, храмы древней тверской земли, иконы, - рассказы старой няни – все воспитывало чувство и глаз будущего, его религиозные сознания.

Незадолго до кончины, глубоко больной, измученный жестокими физическими страданиями, Алексей Явлинский продиктовал своему секретарю художнице Лизе Кюммель воспоминания о своей жизни. Они начинаются с детства, и здесь впервые упоминается имение его бабушки – Кузлово под Вышним Волочком.

В результате изучения разнообразных источников, хранящихся в Тверской областной научной библиотеки им. , А. М. Горького, Государственном архиве Тверской области, Архиве Государственной инспекции по охране и исследования памятников истории и культуры , благодаря помощи вышневолоцких краеведов удалось выяснить неизвестные ранее сведения из истории имения Кузлово. Они в определенной мере проливают свет и на скупо освещенный в западноевропейском искусствоведении ранний период жизни А. Г. Явленского.

К истории рода.

Из некоторых публикаций известно, что семья принадлежала к древнему дворянскому роду. Один из предков художника - граф Федор Ростопчин в 1812 году руководил обороной Москвы от Наполеона. Возможно это так. Ирине Девятьяровой удалось разыскать более поздние корни семейства и главным образом материнские. Ценнейший справочник «Русский провинциальный некрополь» (Составитель Великий Князь Николай Михайлович. Том 1. Москва, 1914 год), так часто выручающий исследователей, раскрыл забытые страницы тверского рода. История книги такова.

В 1908 году по всем епархиям был разослан указ синода о представлении «списков лиц, погребенных в церквях и на кладбищах, с полным обозначением надгробных надписей, сохранившихся на могилах духовных лиц, дворян и наиболее крупных общественных деятелей купеческого и других сословий». К 1912 году такие списки были получены, и в1914 году увидел свет 1 том книги, куда вошли северные губернии России. Далее из-за революции издание прекратилось.

Благодаря этому справочнику стали известны имена тех, кто в разные годы 19 века был похоронен на территории стоявшей в имении Кузлово до конца 1920 –х годов Успенской церкви. К наиболее ранним захоронениям относится могила Анастасии Ивановны Хвостовой (? – 1807) и ее мужа Якова Марковича Хвостова (? – 1819). В 1789 году Я. М. Хвостов имел чин титулярного советника и был предводителем в Дворянской Опеке Вышнего Волочка. В 1799 году его стараниями и на его средства в селе Кузлово построили церковь во имя Успения Божьей Матери, освященную в 1800 году.

В 1799 году у Хвостовых родилась дочь Евдокия Яковлевна (1799 – 1876) – бабушка художника. Она и стала хозяйкой основанной в 20-е годы XIX века усадьбы Кузлово, находившейся в 30 верстах от Вышнего Волочка по дороге на Спас-Ясеновичи - старинное русское село, бывшее центром волости. Ее надгробие единственное уцелело до наших дней на участке, где стояла церковь. Она вышла замуж за Петра Н. Медведева, старшего советника, дворянина Рязанской губернии. Их дочери: София(1826-1845) и Мария (1831-1844) умерли рано: София в 19 лет, Мария в 13. Возможно также, что обнаруженные в документах Государственного архива Тверской области и в «Памятных книжках» в разделах по Вышневолоцкому уезду помещик надворный советник Андрей Петрович Медведев, его сестра девица Варвара Петровна, а также поручик Орест Петрович Медведев и мировой судья участковый первого участка Павел Петрович Медведев могут быть также ее сыновьями.

Одна из дочерей Медведевых Александра Петровна (1829- около 1918) – будущая мать художника. По понятиям того времени замуж вышла поздно: по-видимому , 1857 или 1858 годах, когда ей было около 29 лет. И потому, очевидно, за вдовца – ротмистра Владимирского уланского Его Императорского Высочества Великого Князя Михаила Николаевича полка Георгия (Егора) Никифоровича Явленского. Полк квартировал под Торжком и окрестных селах. Здесь в начале 1850-х годов Г. Н. Явленский встретился со своей первой женой Марией Николаевной, умершей вскоре после родов летом 1854 года и оставившей на руках мужа сына Константина. Далее, в 1853-1856 годах Явленский участвовал в военном походе, за что позднее получил медаль. Очевидно, вскоре после возвращения из похода ротмистр Явленский женился на Александре Петровне Медведевой.

В январе 1859 года в семье родилась дочь Нина, в следующем году в мае – сын Сергей. При этом неизвестно, родились ли они в Кузлово: метрические книги за эти годы не сохранились. Неизвестно также место рождения Александра (1864) и Алексея (1865) – будущего художника.

По сведениям метрических церковных книг, хранящихся в Государственном архиве Тверской области, в имении родились и крещены в Успенской церкви брат художника Дмитрий (1 апреля 1866 года), сестра Вера (16 апреля 1867 года), сестра Варвара (18 ноября 1868 года).

С именем Дмитрия Георгиевича Явленского связано появление картин художника в Омске. После окончания 4-го Московского кадетского корпуса и 2-го Константиновского военного училища с 1884 по 1892 года он состоял на государственной военной службе. С января 1892 года числился по министерству внутренних дел и до 1903 года занимал должность земского начальника 3 участка в Романове – Борисоглебске Ярославской губернии. С середины 1903 года до осени 1913 года - начальник департамента общих дел Министерства внутренних дел в Петербурге. В октябре 1913 года Д. Г. Явленский получает назначение в Омск на должность заведующего канцелярией Степного генерал-губернатора. Тогда, очевидно, он и привозит с собой картины брата. С сентября 1915 года назначается Акмолинским губернатором; через три месяца ему «повелено быть Псковским губернатором», в должности которого он пробыл также недолго. Дальнейшая карьера Явленского была связана с Могилевым, в то время царской Ставке, где он занимал должность губернатора до 1917 года. Отправляясь на новое место службы, Дмитрий Георгиевич оставил картины в Омске в надежде забрать их позднее. Но политические события помешали Явленскому вернуться назад. В январе 1920 года следы пребывания Дмитрия Георгиевича обнаруживаются в Екатеринодаре. На этом сведения о его судьбе на сегодняшний день исчерпываются. По свидетельству внучки Дмитрия Георгиевича В. С. Виноградовой, он пропал где-то на юге во время гражданской войны.

Родился в пути.

Что касается художника, то точное место его рождения пока не известно. Известна дата – 13 марта 1865 года. Именно ее он указывает в анкете при поступлении в Петербургскую Академию художеств в 1890 году. В западноевропейских публикациях указывается дата 1864. (Дж. Лeнc. Библиотека» Сто художников XX века «). Метрические церковные книги не сохранились. Принято местом рождения художника считать Торжок, что основано на его воспоминаниях, продиктованных Лизе Кюммель в 1937 году: «Моя старая няня Сикрида говорила мне, что я родился или в Торжке, или в небольшом местечке близ Торжка Тверской губернии. «Вы родились в пути», - говорила она». Сейчас есть предположение, что местечком «близ Торжка» могла быть Дубровка ныне Спировского района. Ирина Девятьярова при изучении «Алфавитного и хронологического реестра делам Архива Тверской Духовной Консистории по Церквам Вышневолоцкого уезда», где перечислены названия дел с 1760 по 1918 годы (сами дела утрачены) выяснила, что. в «Описи делам по церкви села Дубровка Новоторжского уезда» имеется запись 1887 года: «о выдаче свидетельства Явленскому». Она может означать, что Алексей был крещен в церкви села Дубровка. А может быть, все-таки он родился в Кузлове, как последующие дети. В любом случае родина всемирно известного художника - Тверская губерния. В чем действительно не приходится сомневаться, так в том, что яркие впечатления кузловского детства не прошли бесследно для формирования мировоззрения художника.

Имение Кузлово.

«До того, как я поступил в частную школу в Москве, мы с мамой, братьями и сестрами, жили некоторое время в Кузлово, - вспоминал художник. – Из Москвы в Вышний Волочек – столицу Тверской губернии – мы ехали поездом по железной дороге «Москва – Санкт-Петербург». Из Вышнего Волочка в экипаже до Кузлово больше 35 километров. Дорога была песчаная, труднопроходимая, но нам детям, это нравилось, мы выпрыгивали из коляски и шли рядом с ней». Воспоминания, продиктованные художником своему секретарю, не столь пространны, как хотелось бы, но они позволяют частично восстановить вид усадьбы.

«Кузлово было очень красивым имением в тысячу десятин, половину которого занимал прекрасный дубовый лес. Ворота вели во двор в 100 квадратных метров, в конце двора стоял двухэтажный дом. Справа - одноэтажное крыло, где жила наша бабушка, слева находился сад с аллеями, пруд и грядки с овощами и цветами. В имении была большая ферма с сотней коров и 22 ломовыми лошадями. Организующий центр усадьбы – одноэтажный с мезонином кирпичный господский дом, построенный в формах позднего классицизма. Дом поставлен так, что гармонично вписывается в пейзаж. Согласно традиции русской усадебной архитектуры он располагается не на ровном месте, но и не на вершине холма, открытой ветрам. Он построен на склоне так, что с одной стороны кажется стоящим на ровном месте, а с другой – открывается вид на скат холма и спуск к пруду. Дом виден издалека. Особенно красивый вид открывается на юго-восточный фасад дома со стороны деревни, стоящей также на возвышении. Наряду с церквями – Успенской и Архангельской – и их колокольнями, дом был организующей доминантой того русского пейзажа, к которому привыкли Пушкин и Гоголь в своих дорожных странствиях. Из окон и с балкона открывались дивные виды. Еловые перелески, холмы, тихая красота скромной тверской природы. Далее виднелись овины, хлебные поля, за ними низкие холмы и дали. Справа – небольшая живописная деревенька Кожино. К ней из Кузлово ведет дорога, вдоль которой растут дубы и липы. Явленский вспоминал: «Раз в неделю мы ходили на большой базар в Кожино, где нас всегда угощали имбирными пряниками». От южного фасада дома начинается пологий склон, спускающийся к верхнему каскадному пруду. Естественный рельеф холма незначительно подправлен, образуя перед домом террасу партера, в конце которого, по-видимому, находилась лестница. Каскад трех больших прямоугольных прудов, отделенных друг от друга дамбами, вытянулся с востока на запад перпендикулярно главной композиционной оси усадьбы.

« наша красивая старинная церковь»

На южном берегу среднего пруда, на естественном холме стояла Успенская церковь, построенная в 1799 году Яковом Хвостовым и освященная в 1800 году. «Продолжение сада образовывало рощицу, в которой стояла красивая старинная церковь»,- вспоминает художник. Церковь разрушили в 1920 году. Интересно «восстановить» ее облик. Ирина Васильевна Пименова (род. 1909), жительница деревни Кожино, где не было своей церкви, эмоционально рассказывала при встреч с Ириной Девятьяровой в феврале 2000 года, что таких красивых церквей, какая была в Кузлово и в Торжке не было: с пятью куполами, с высокой кружевной чугунной оградой. Успенская церковь имела признаки своего времени, а именно классицизма, отличавшего постройки архитектора Н. Львова.

На кладбище за дорогой по оси с домом располагалась церковь Св. Архистратига Михаила или Архангельская, возведенная в 1809 году и также не сохранившаяся. На этом участке находятся сейчас современные захоронения.

Новый хозяин.

« К сожалению, позже все имение было продано, так как мой отец всегда отсутствовал, он служил в кавалерийском полку, и моей матери не нравилось там жить одной. Кроме этого было тяжело управлять имением без судебного пристава, а имение приносило только убытки», - вспоминал Явленский. С начала 1870-х годов семья жила в Москве, и какое-то время имение принадлежало им. «Мы гостили в Кузлово до середины августа, затем возвращались в Москву», - вспоминает Алексей Георгиевич. В 1876 году умерла бабушка Евдокия Яковлевна. Видимо, после этого имение и продали. С 1880 года имением владел земский начальник Н. Н. Цвилинев, он благоустраивал село и имение. В 1889 году рядом с Успенской церковью была построена деревянная церковно-приходская школа, которая действовала до 1950-х годов. Дослужившись до статского советника, Н. Н. Цвилинев умер в сентябре 1905 года и похоронен при Успенской церкви рядом с сыном Андреем, умершим в 1896 году. После смерти отца имение перешло его сыну Г. Н. Цвилиневу, после революции барин уехал за границу, а барыня почему-то осталась, сошла с ума и просила подаяние у местных крестьян и ей не отказывали.

После революции и сегодня.

Имение Кузлово постигла та же судьба, что и многие российские «дворянские гнезда», после октябрьской революции 1917 года. В 1918 году имение национализировали и организовали в нем совхоз. Некогда прекрасное живописностью своего месторасположения, сейчас имение находится в запустении, а бывший господский дом представляет собой руины. Частично вырубленный старинный парк сильно зарос молодыми деревьями и кустарниками. Нижний пруд превратился в болото. Отрадно сознавать, что на богатой историческими и культурными событиями и именами Валдайской возвышенности, на территории Есеновичского сельского поселения существует еще одно заповедное место – имение Кузлово, в котором прошли детские годы одного из крупнейших мастеров двадцатого века Алексея Явленского. Я надеюсь, что для тех, кому дорога история отечественной культуры наши места станут местом паломничества и почитания памяти художника.

Рождение художника.

Живописью Алексей Явленский увлекся только в 15 лет, посетив летом 1880 года всемирную выставку в Москве. С тех пор Третьяковская галерея стала его храмом, в котором он «отправлял свое личное богослужение».

После окончания кадетского корпуса в 1882 году он собирался поступить в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Но умер его отец, и, учитывая финансовое положение семьи, Алексей поступил в Александровское военное училище, продолжая все свободное время посвящать живописи.

Вскоре он узнал, что в Санкт-Петербурге офицеры могут по особому разрешению учиться в художественной школе. Добившись перевода в Северную столицу, Алексей Явленский поступил в 1890 году в Академию художеств. Став учеником Репина, он посещал знаменитые репинские «среды», где познакомился с К. Коровиным, Н. Ге, В. Суриковым, И. Шишкиным, А. Куинджи.

Две недели вместе со знаменитым графиком Матэ он провел в репинском имении Здравнево Витебской губернии. Они ложились спать вечером в 8 часов, вставали в 3 часа утра, работали в саду, в 6 часов купались в реке и смотрели на восход солнца. Тогда и была написана Явленским картина «Матэ за работой», хранящаяся сейчас в Русском музее.

В 1891 году Репин познакомил его со своей ученицей Марианной Веревкиной. Эта встреча определила всю его дальнейшую жизнь. Веревкина была дочерью коменданта Петропавловской крепости, генерала, близкого друга царя. На протяжении 10 лет она брала частные уроки у Репина, была участницей многих выставок.

Марианну Веревкину называют одной из самых необычайных личностей в искусстве ХХ века. Это была умная, одаренная женщина с сильной волей. Изысканная красавица с полными губами и выразительными глазами, она сразу же оказывалась в центре внимания в любом обществе. В теории она предвосхитила многие особенности искусства ХХ века, но не чувствовала в себе уверенности воплотить свои идеи в жизнь. Для этой цели она избрала Явленского и оставила живопись, чтобы целиком посвятить себя ученику.

В 1896 году умер отец Веревкиной. Получив личное состояние и царскую пенсию, она, наконец, смогла осуществить свои планы относительно переезда на Запад. В этом же году Алексей Явленский закончил Академию художеств и сумел выйти в отставку с государственной пенсией по состоянию здоровья (расширение вен после брюшного тифа в 1889 году). М. Веревкина и А. Явленский уезжают в Мюнхен.

Мюнхен был тогда крупным художественно-культурным центром, где активно развивались изобразительное искусство, литература и театр. Кроме того, он имел блестящую репутацию центра отличного образования, в то время как Париж был «бродящим котлом авангарда», беспокойным и суматошным. Тогда же в Мюнхен приехали художники Игорь Грабарь, Дмитрий Кардовский, Василий Кандинский, Давид Бурлюк и другие.

Часто они собирались за ужином в общей квартире Явленского и Веревкиной. Марианна Владимировна превосходно играла роль гранд-дамы. В Мюнхене не было ни одного значительного художника, литератора или музыканта, который не посещал бы ее розовый салон. Здесь можно было встретить всех знаменитостей, приезжавших в этот немецкий город. Среди них Павлова, Нежинский, Дягилев. Художник Владимир Бехтеев писал о Веревкиной, что у нее «был шарм, она была оригинальной и немного сумасшедшей, и она заинтересовывала и увлекала своим блестящим умом».

Однако с годами выяснилось, что Явленский не мог осуществить в живописи сверхчеловеческие претензии своей учительницы, он упрямо шел своим путем. С самого начала эта дружба двух художников была необычной. Несмотря на то, что жили они в одной квартире, их связывали только платонические отношения в силу определенного душевного настроя Веревкиной. «Я люблю только душу. Я равнодушна к телам»,- писала она в своих дневниках.

В результате таких отношений с Веревкиной фактической подругой Явленского стала их общая домработница Елена Незнакомова, уехавшая с ними в Германию еще 15-летней девочкой. В 1902 году она родила сына Андрея, которого даже близким друзьям представляли как племянника художника.

Алексей Явленский достиг вершин в своем творчестве далеко не скоро. Он много экспериментировал, попадая под влияние разных художников и течений в живописи. Это были импрессионисты, неоимпрессионисты, фовисты, экспрессионисты Он подражал Винсенту ван Гогу, Полю Сезанну, особенно сильно был увлечен Полем Гогеном. Его друг Игорь Грабарь с некоторой иронией писал: «Каждый раз он совершенно отдавался одному из этих художников и почитал его единственным гением.

У него у самого были талант, чувство цвета, силуэта, ритма, и от своего божества в тот или иной момент он перенимал до иллюзорности все внешние характеристики, манеру, мазок, обработку поверхности, но во внутреннюю суть не углублялся».

Первая большая монографическая выставка художника прошла в Бармене в 1911 году. Успех ее выразился в продаже 16 картин. Его пейзажи этого периода просто пылают цветом, а лица на портретах все больше становятся похожи на маски, приобретая демоническое выражение. Позднее критики объясняли это беспрестанными конфликтами с Веревкиной и предчувствием Первой мировой войны.

Накануне войны Алексей Георгиевич Явленский последний раз едет в Россию, где навещает братьев и сестер, встречается со своим другом - коллекционером Сергеем Щукиным. В 1914 году в Вышнем Волочке он последний раз увиделся с матерью.

За месяц до начала войны Явленский с Веревкиной вернулись в Мюнхен. А когда война началась, они были объявлены «нежелательными лицами» и были отправлены в Швейцарию.

Здесь они поселились в Сен-Пре на Женевском озере в небольшой квартирке. Из окна крохотной спальни открывался прекрасный вид: улица, слева большой каштан, за ним три большие ели, справа жилой дом с шаровидной акацией в палисаднике, вдали озеро и горы на противоположном берегу.

Этот сюжет и лег в основу «Вариаций на пейзажную тему» - серии в несколько сот работ. От пастозного нанесения красок художник перешел к тонкой лессировке. Писал на структурированной под полотно бумаге, которую потом наклеивал на картон. Этот новый метод он применял вплоть до своей последней работы. У фотографа в Лозанне за четыре франка он купил маленький мольберт, на котором за 20 лет написал свои лучшие работы. «Страдания изменили мою душу, и надо было найти другие формы и цвета».

Вид из окна 1914 года был началом, а цветовые формы 1921 года - окончанием серии. Каштан, ели, акация, дорога становятся цветовыми формами - овалами, дугами, цветовыми полями. Эксперимент был окончен, Явленский вернулся к прежней теме - человеческому лицу.

Так появляются серии «Мистические головы» - более 100 вариаций, «Лики Спасителя» - около 300, «Абстрактные головы» - более 1300.

Выставка в Висбадене в 1921 году явила миру нового художника. Свое начинается у Явленского только в «Вариациях» и «Головах», с подражанием закончено. Сказочный успех, восторженные рецензии критиков: «Почти в 60 лет художник способен на такой молодой пыл в поиске единственно нужной формы, единственно нужного цвета».

В 1921 году Алексей Явленский переезжает в Висбаден, но уже без Марианны Веревкиной, которая наконец-то решилась на разрыв. Их 25-летний союз закончен. Художник женится на Елене и признает 19-летнего Андрея своим сыном.

С 1929 года у Явленского появляются первые признаки паралича рук и коленных суставов. «Я болен, я зрел, но я не стар. Я говорю с Богом, я молюсь ему в моих работах. Это зрелость».

В 1934 году, уже 70-летним, художник начал работу над своей последней большой серией. «Медитации» - это вершина всего творчества Алексея Явленского. Человеческое лицо достигает здесь крайней степени абстракции - это одновременно и лицо, и крест. «Я понял, что художник своими формами и красками должен выразить то, что есть в нем божественного. Поэтому произведение искусства - это видимый Бог, а искусство - это тоска по Богу.

Болезнь прогрессировала. Тем удивительнее, что за последние три года своего творчества Явленский смог написать наряду с большим количеством «Натюрмортов с цветами» (для заработка и друзьям) более 1600 «Медитаций». Эта серия действительно не имеет себе равных в истории искусства ХХ века.

После 1937 года художник уже не мог писать, что и привело его к самоубийству 15 марта 1941 года. Могила его находится в Висбадене на кладбище русско-православной общины.

Заключение.

В ходе данного исследования был проведен анализ архивных материалов по истории села, упоминаний о легендах, бытующих в народе, материалов из личного архива учителя истории Щукина П. П. Установлено, что первое упоминание о селе относится к 1495 году. История села - это история народа и всего Отечества. Изучая публикации Ирины Девятьяровой, Фаины Соловьевой, сотрудника Вышневолоцкого краеведческого музея, Дж. Ленса и др. , я смог прикоснуться к жизни своего великого земляка. На основании данного материала я приготовил презентацию и передал её в школьный музей для проведения экскурсий. Свою работу планирую продолжить и ставлю перед собой задачу изучить более подробно творчество художника.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)