Дом  ->  Квартира и дача  | Автор: | Добавлено: 2015-03-23

Былички Кузбасса: современное состояние жанра

Современной наукой лингвокультуроведением считается, что фольклор- источник сведений о национальном характере, культуре народа, его мировоззрений, этических и эстетических идеалах. Особенную ценность представляет знание фольклорных традиций родного края. Мы обратились к сборнику Е. И. Лутовиновой «Фольклор Кемеровской области», включающему 289 текстов различных жанров: сказки, легенды, календарные песни, предания, былички и заговоры, опубликованные в 1997 году. Нас заинтересовало наблюдение исследователя: самым распространенным и популярным ныне фольклорным жанром являются былички. Легенды и предания в нашей области можно услышать крайне редко, а вот былички современные люди еще рассказывают. Прошло то время, когда охотно слушались повести о геройских подвигах могучих богатырей , а вот домовые. Русалки, ведьмы, колдуны еще живут в сознание современного человека.

Э. В. Померанцева в своей работе «Мифологические персонажи русского фольклора», написанной более сорока лет назад, предсказывала исчезновение жанра былички, трансформацию его в другие жанровые формы, например в сказку. Исчезновение суеверия отразится на судьбе мифологических рассказов.

Время показало ошибочность таких предложений, что подтверждается многочисленными записями быличек во всех регионах России. Как же это можно объяснить? Народ не стал за эти года менее суеверным? А может быть дело не в степени суеверности, а в глубоком значении этих мифологических образов для русского человека? В данной работе мы попытались ответить на это вопрос.

Таким образом, цель нашего исследования объяснить популярность и долголетие быличек в современной жизни фольклорных традиций Кемеровской области. Для достижения этой цели нам необходимо решить ряд задач:

1)раскрыть семантику персонажей быличек;

2)познакомиться с особенностями быличек Кузбасса;

3)рассмотреть современное состояние жанра былички в молодежной среде.

Раскрытие этих задач составляет содержание основной части работ.

Быличка жанр несказочной прозы, повествующий о персонажах низшей мифологии(русалке, домовом, лешем).

1. Персонажи быличек

1. 1 Домовой

Согласно одной из легенд, приведенной А. А. Ивановой, Архангел Михаил по приказу Христа сбросил с небес дьяволов: «. который упал в воды, стал называться окаянный; который упал на лес, назывался лешим, кой на дом, стал называться домовым; кой упал на черту меж лен» и не утратил к себе интереса и поныне образ домового. Рассказывая о нем, чаще называют его прямо и просто: «он» или «сам», но чаще всего «доброжилом» и «доброхотом». По свидетельству Максимова, по всему лесному северу России за свое охотливое совместное жительство с православным русским людом зовется он «суседком» и «батанушком». Во всяком случае, он доможил и за обычай жить в тепле и холе – «жировик», за некоторые житейские привычки – «лизун». За то, что он все-таки существо незримое, бесспорная и подлинная «нежить» (ни дух, ни человек) – домовой, в обход настоящего и прямого звания его, прозывается ещё и считается «постеном» (а также «по-стень» - от стени или тени), как загонов и в борозду, стал зваться чертом. » Особенно «привлекате призрачное существо приведение. Зовут его ещё иногда «корноухий» за то, что будто бы у него, в отличие от настоящих людей, обросшее густой шерстью тело и хвост, не хватает одного уха.

Домовой живет в доме рядом с человеком и является, по сути, главным хранителем домашнего очага. Если домовой сойдется нравом с хозяевами, то семья будет жить хорошо.

Видят домового только люди с богатым воображением ( кто видел его в виде вороха сена, кто в образе какого-либо из домашних животных), а вот слышат его многие. Голос у него мягкий и ласковый, а иногда отрывисто-краткий и глухой в виде мимоходных ответов, когда умелые и догадливые успевают окликнуть и сумеют спросить его при подходящих случаях. Хотя все, кто поумнее и поопасливее 9а может, потрусливее), те не пытаются ни видеть этих духов, ни говорить с ними, потому что, если это и удается, добра не будет: можно даже опасно захворать.

Домовой редко воспринимается как «нежить», т. к. приближен к человеку и его поступки редко заканчиваются человеческой трагедией. Он может быть и пророком: предсказывает будущее. Считалось, домовой имеет заветную привычку наваливаться во сне на грудь и давить. Кто, проснувшись, поспешит спросить его: «К худу или добру?», он ответит человеческим голосом, словно ветер листьями прошелестит.

Как же выглядит домовой? Никто доподлинно не знает. Домовой очень осторожен и предпочитает не показываться на глаза людям. Известно только, что очень силен, лохмат, борода у него длинная, а руки — большие, с широкими ладонями, поросшие мягкими волосами. Обычно его представляли себе в виде маленького старичка, похожего лицом на главу семьи, только заросшего до глаз волосами и с коготками на мохнатых лапах.

К наиболее устойчивым внешним признакам следует отнести маленький рост, богатый волосяной покров, горящие глаза.

Домовой - собирательный образ. Ласковое название его – «дедушка - соседушка» говорит нам о любви народа к нему. Его почитают как предка, уважают как хозяина дома, благоволят как к хранителю домашнего очага. Но вместе с тем его и боятся как огня. В гневе «добрый суседко» может много бед натворить, поэтому его задабривают. Иногда ему следует давать кашки, молока, конфетки, печенье - каждое первое число месяца. Ставить вкусности лучше под батарею в блюдце. Ставя лакомства, следует сказать, что это для тебя, дедушка-домовеюшка. Тогда счастья в доме прибавится, и мира между домочадцами. Всю еду, которую давали домовому, потом отдают домашним животным или любым животным на улице, птицам. Кашу убирают на следующий день, а сладости держат до следующего первого числа. Никогда не оставляйте на ночь на столе колющие и режущие предметы: вилки, ножи, ножницы; соль, перец, чеснок, лук – все это очень мешает домовому бороться против злых сил.

Домовой соотнесен с культом предков. Дом – домовой – предки – потомки. В этом своем воплощении домовой является хранителем опыта предков, который отражается в системе правил, запретов и предсказаний. Он строго следит за нравственностью семьи: не терпит сквернословия, неприличного поведения. Домовой любит те семьи, которые живут мирно, в полном согласии, где бережно относятся к своему добру и содержат в порядке дом и двор.

1. 2 Банник, овинник, гуменник

В русских деревнях по оврагам и косогорам стоят утлые (непрочные и недолговечные) баньки. Осматривая такие баньки, можно догадаться, что о них никто не заботится, зачастую они похожи на заброшенные строения. , обреченные на слом. Внутри бани стены закопченные , черные потому, что раньше баню топили по- черному ( т. е. дым не выходил через трубу, а оставался в самом помещении бани). Здесь на свет появлялись дети ( раньше женщины- крестьянки всегда рожали в бани). Сюда после тяжелой работы приходили смывать трудовой пот в жарком пару труженики- пахари, чтобы освеженными , с новыми силами идти на новые и бесконечные труды. Перед свадьбой молодая девушка идет в баню, «смыть с себя старую жизнь» перед приходом в новую. Здесь, в бане, она тоскует о родительском доме, льет «слезы горькие», прощаясь с отчим домом.

Вообще, баня считалась на древней Руси местом нечистым (т. е. плохим, населенным нечистой силой); люди так говорили о бане: « На проклятом месте ставлена».

Баня была не в большом почете, хотя еще издревле говорили, что баня «Парит, баня парит, баня все исправит». Тем не менее после 12 часов ночи сюда приходить считалось делом очень опасным и страшным: не всякий человек решался туда заглянуть, а если не дай Бог попадал ночью в баню, то обязательно ожидал какой-нибудь неприятности от случайной и неожиданной встречи. По поверью русского народа, ночью в бане обязательно должна находиться нечистая сила, нежить, которая под именем банника поселяются во всякой бане за каменкой(печкой), чаще под полком, на котором обычно парятся. Люди верят во всегдашнюю готовность вредить им и поэтому строго соблюдают правила угодничества и заискивания. « нет злее банника да нет его добрее»Ю - говорят они.

Верили, что банник всегда моется после всех. И поэтому всегда боялись идти мыться в последнюю очередь: банник, считали, «накинется – станет бросаться горячими камнями из каменки, плескаться кипятком»; и если человек, на которого напал банник, не убежит умеючи, т. е. задом наперед, он может совсем зашпарить. Этот час банник считает только своим и позволяет мыться только чертям; для чертей наступает время, когда они «имеют право» действовать. Для людей же банная пора в деревнях обыкновенно полагается около 5-7 часов пополудни.

После трех перемен посетителей в бане моются черти, лешие, овинники и сами банники. Если в это время пойдет кто париться, то живым оттуда не выйдет: черти или лешие его задушат, а людям покажется, что то человек угорел, или запарился. Кругом на Руси распространено поверье об этой роковой банной «смене».

А добиваются расположение банника тем, что заискивают перед ним, приносят ему угощения из куска ржаного хлеба, круто посыпают крупной солью. Он стремится владеть баней нераздельно и недоволен любым, покусившимся на его права, хотя бы и временно. Поэтому всякий человек, зная историю про банника, застигнутый ночью без крова, будь то путник или странствующий, даже в плохую погоду не решится искать здесь приюта, кроме разве сибирских бродяг и беглых, которым, как известно, все на пути нипочем. Банник ревностно оберегает свое жилище и сильно мстит тем людям, которые пренебрегают его привычкам, порядками.

В овинах - традиционных для России строениях, предназначенных для просушки хлеба в снопах путем разведения огня - живет овинник. "Овинник, дух обитающий в овинах, имеет вид громадного черного кота, величиною с дворовую собаку, с горящими, как уголья, глазами. Овинник или подовинник всегда находится в яме под садилом. Он наблюдает за кладкой снопов на овине, за порядком сушки его и т. д. В некоторых местах девушки обращаются к овиннику с расспросами о своей судьбе. Обыкновенно поступают в данном случае таким образом: в ночь на Новый год, между вторыми и третьими петухами, девушка должна одна идти к овину. Здесь она поднимает подол платья на голову и, оголив свой зад, вставляет его в окно сушила. Овинник должен погладить зад рукою. Если овинник погладит зад голою рукою, то девушка будет жить замужем бедно, погладит мохнатою рукою - будет жить богато. Иные в садило суют руку, а по тому и судят, что если никто не тронет, то -в девках сидеть; голой рукою погладит по руке - бедно жить придется замужем, погладит мохнатою рукою - придется жить богато". Увидеть овинника "можно лишь во время Светлой заутрени Христова дня". Гуменник— в славянской мифологии дух, живший в гумне (или овине) — строении для сушки сена. Если гуменника не задабривать, то он мог устроить пожар в своём гумне.

Гуменник хотя и считается домовым духом, но самым злым изо всех: его трудно ублажить, усмирить, если он рассердится и залютует. Не позволяет гуменник топить овины и в дни - большие праздники, особенно на Воздвиженьев день и Покров: по старинным деревенским традициям в эти дни овины должны отдыхать. В случае, если крестьянином-крестьянкой будут нарушены эти, веками сложившиеся законы, последствия могут быть самыми печальными: вплоть до смерти "виновника". Впрочем, овинник любит пакостить и без причины. Если ему удаётся навредить мужикам, он хохочет, хлопает в ладоши или лает по-собачьи.

1. 3 Леший

  Лесовик-леший - дух и хранитель леса , который живет в лесной чащобе. Он умеет оборачиваться, является в виде   дряхлого старика, либо   дерева, медведя. Иногда он кричит в лесу и пугает людей. Леший   - волчий и медвежий пастух, ему  подчиняются все звери в лесу. Он охраняет лес и лесных  зверей, потому его опасаются лесорубы и охотники.   Прознав, что в какой-то чаще живет леший, люди обходят ее стороной. Она считается заповедной, священной  рощей,  посвященной Святибору.

Леший начальник над всеми деревьями и зверями, без его разрешенья в лес заходить не стоит. Леший то  ростом с траву , то высотой с сосну, а обычно - простой мужичок, только кафтан у него запахнут на правую  сторону и обувка обута наоборот; глаза горят зеленым огнем, волосы у  Лешего длинные серо-зеленые, на лице нет ни ресниц, ни бровей. Обличьем с человеком схож да только весь с  головы до пят шерстью оброс. Встречному старается прикинуться человеком, но легко его разоблачить, когда глянешь через правое ухо коня.

    Леший любит морочить голову путникам и сбивает их с тропинки путая тропы и начиная водить кругами.  

  Леший может обойти вокруг неосторожного человека, и тот долго будет метаться внутри волшебного круга, не  в силах переступить замкнутую черту. Но Леший, как и вся живая, природа умеет воздавать добром за добро. А  нужно ему только одно: чтобы человек, входя в лес уважал лесные законы, не причинял лесу вреда. И очень  обрадуется Леший, если оставить ему где-нибудь на пеньке лакомства, какие в лесу не растут, пирожок, пряник,  и сказать вслух спасибо за грибы и ягоды.  

 Забавное поверье связано  в народе с днем 17  октября. "На Ерофея,- считали крестьяне,- лешие  с лесом расстаются". Именно в этот день они  ломают деревья, гоняют зверей по лесу до тех пор, пока не проваливаются под землю. Не полагалось в эту пору даже заглядывать в лес -  там страшно: "леший бесится".  

   Леший был полноправным господином лесов. Но при этом он не гнушался покинуть свою территорию и досаждать людям в их жилищах. Сказывают, что лешие жили в лесу в избушке, брали в жены заблудившихся девушек, и вели самое обычное хозяйство. Только им ни сеять, ни  жать, ни коров доить было не надо. Необходимый  скарб и еду лешие  добывали в деревне: смотрели,   кто из хозяек не благословляет пищу, кто ленится  перекрестить домашнюю утварь и одежду, кто не читает молитву перед дойкой или севом,- а затем   похищали все это не благословленное добро.   Впрочем, одинокие лешие обитали в густых   камышах или лесных трущобах, и в основном  развлекались заморочиванием людей.  

   Человеку с лешим лучше всего не встречаться. Является он в разных видах, будучи по своей сути духом бескрылым, бестелесным и безрогим. Излюбленное его обличье - дряхлый старичок, вдруг ни с того - ни с сего возникающий перед путником в лесу.

Может он действовать и заочно, издавая дикие, наводящие ужас крики, отчего человек сбивается с пути и затем долго плутает. Довольный, что шутка удалась, леший истошно хохочет и хлопает в ладоши, что, бесспорно,  радости заблудившемуся не прибавляет.   Единственным средством против этих злых козней в народе считался следующий метод: обнаружив,  что пути-дороги потеряны, следует вывернуть и надеть абсолютно всю одежду наизнанку - и тогда чары развеиваются, и горе-путнику удается покинуть страшный лес.

1. 4 Русалки

Образ русалки еще с самых ранних лет живет в нашем воображении. В детстве, читая пушкинское: «русалка на ветвях сидит», я представляла у сказочного Лукоморья прекрасную девушку с рыбьим хвостом, распущенными волосами и непременно добрыми глазами.

Но так ли все просто, как кажется? На самом деле образ русалок очень сложен и неоднороден, поэтому вызывает особый интерес и заслуживает пристального внимания. Чтобы лучше узнать о «сказочной женщине вод»( такого определение русалки по словарю Даля), познакомиться с народными представлениями о них. В местах, где русалку считали рыбным духом, ее представляли себе в виде полуженщины-полурыбы. Таких русалок часто называли фараонками.

Русалок можно увидеть, по поверьям, в глубокую полночь пр лунном сиянии. Они всплывают на поверхность озера и с хохотом плескают водой. По иным источникам, русалки живут в лесу, в болотистой местности. В народе про этих русалок ходит дурная слава, будто бы обладают они красивым голосом. Идет путник по лесу, услышит пение русалок и идет на этот чарующий звук против своей воли. Так заманят коварные русалки человека, чаще всего мужчину, в трясину и защекочут до смерти.

Но есть и другой образ русалок, который мне симпатичен. Обитают такие русалки среди полей, лугов, но часто выходят к берегам рек. К их любимым занятиям можно отнести: плескание в воде, расчесывание волос, качания на ветвях берез. Считалось, что березы, ветви которых свисают вниз, принадлежа русалкам. В народе часто можно было услышать выражение: «С березы русалки спускаются» или « Русалки на березах качаются».

На полях им нравиться кувыркаться, играть в прятки, водить хороводы, кричать, хохотать- ну, совсем как детям! Однако есть русалки, способные на все, даже украсть детей. Чтобы обезопасить себя от таких вредительств, люди используют обереги. В качестве оберегов выступают: чеснок, крест, очерченный круг, железные орудия, словесные обереги. Особо оберегались на русальной неделе (неделя, следующая за Троицей), так как считалось, что русалки появляются на этой неделю повсюду. На ночь специально для русалок оставляли ужин на столе. По народным представлениям, русалки просили дать им рубашки, нитки, поэтому для них женщины вешали на деревья пряжу, полотенца, рубашки, а девушки- венки.

Самым важным днем на русальной неделе считалось воскресенье, потому что в этот день изгоняли русалок. Этот обычай идет с Древней Руси, и уже тогда на праздниках люди плясали, пели, устраивали представления. Ведь в древности воспринимали образ русалок как подательниц летней живой влаги. В некоторых областях провожали русалок весьма своеобразно. Русалкой было чучело коня. Руководителями были старики, они изготавливали коня и во время процессии вели его, причем один из них был в глиняной маске. Сопровождал коня-русалку хор женщин в старинной одежде. Во время»вождения русалки» разыгрывались веселые сценки, «русалка» плясала, бросалась на людей, как бы давя их. А кончалось все смертью коня-русалки. Чучело падало набок, а народ разрушал его, растаскивая все в разные стороны, разбивая глиняную маску.

К образам русалок обращались в своих произведениях великие русские писатели и поэты: Пушкин, Тургенев, Гоголь и многие другие.

1. 5 Колдуны и ведьмы

Колдуны – непосредственные наследники древних «магов». Хотя в древности понятие «нечистая сила» не было известно, представление о вредоносных, демонических силах существовало. Они располагались в «чужом» пространстве, перевернутом по отношению к обыкновенному. Но они могли жить и ряжом с людьми. Колдунов называли ещё и ведунами, ведьмаками, кудесниками, чаровниками, чернокнижниками.

Слово «ведьма» образовано от древнерусского «ведь» - «знание», «колдовство», «ведовство». Ведьмы в народных поверьях – это женщины, вступившие в союз с дьяволом ради обретения сверхъестественных способностей. Вера в ведьм получила широкое распространение в середине века, этому способствовало христианское представление о женщине как источнике соблазна и греха. Имея человеческий облик, ведьмы и колдуны были как бы воплощением зла на земле. Возможно, людям с их материальными взглядами на мир было легче верить в нечистую силу, объяснять грозные явления природы и превратности судьбы, если рядом был реальный облик носителя зла. Во всех сказках показано, как добрые и праведные люди расправляются с нечистью, это как бы возможность показать человеку, что он может победить зло.

Существуют три категории ведьм: «черные» - творящие только зло, «серые» - творящие и добро и зло и «белые» - помогающие людям. Большинство ведьм относится ко второй группе. Через ведьминскую помощь человек сам вступал в отношения с дьяволом. Возможно, таким образом, не оформившиеся сознание древнего человека объясняло наличие в человеке и положительного и отрицательного начала, ведь сам человек, не будучи ни ведьмой, ни колдуном, является «серым», т. е. имеет в душе и светлые, и темные стороны.

Ведьмы и колдуны были, как правило, отшельниками. Они предпочитали места, труднодоступные для человека: трясины, лесные чащобы, перекрестки, окраины селений и полей, чердаки, бани, места, где человек не может трудиться. Ведьмы и колдуны могли принимать разное обличье. Их можно встретить на улице и в образе бегущей собаки, которая бросается на людей, свиньи, кошки, катящегося клубка, движущегося стога сена. Обычно они пугают прохожих, не причиняя им особого вреда. Это оборотни. Изменившего человеческий облик оборотня или ведьму можно было покалечить, и тогда по отметкам их узнавали.

Колдуны бывают природные и добровольные, но разницы между ними нет никакой, кроме того, что последних труднее распознать в толпе и не так легко уберечься от них.

Колдуны большей частью – люди старые, с длинными седыми волосами и нечесаными неостриженными ногтями. В большинстве случаев они люди безродные и всегда холостые.

Днем колдуны спят, а по ночам выходят с длинными палками, у которых на концах железный крюк. Как летом, так и зимой надевают они один и тот же овчинный полушубок, подпоясанный кушаком. По наружному виду они всегда внушительны и строги.

Главные сборища ведьм устраивались трижды в год: в день встречи весны, в ночь на Ивана Купалу и в зимние Святки. Ведьмы, прежде чем лететь, сбрызгивают себя водой, вскипяченной с пеплом. На Лысой горе ведьмы предаются дикому разгулу, едят и пьянствуют, поют и пляшут под звуки нестройной музыки.

После смерти ведьму проносили через огонь. В этот момент тряслась земля, выли звери, не было отбоя от ворон и воронов. Воронье – воплощение нечистой силы, схватившей душу ведьмы и со страшным криком уносившей в свой мир. Непохороненные ведьмы и колдуны становились упырями.

Умирающие колдуны и ведьмы могут передать свое мастерство другому, причем и без ведома самого человека – через отданную ему вещь или с помощью сказанного слова. Поэтому к умирающему колдуну или ведьме боялись приближаться.

2. Персонажи Кузбасских быличек

На территории Кемеровской области бытуют былички с такими традиционными персонажами общерусского фольклора, как домовой, русалка, леший, ведьма, колдун, покойник и др. Отсутствие быличек о водяном , овиннике, гуменнике является одной из особенностей современного состояния фольклорной традиции Кемеровской области. Зато у нас встречаются хмельники, веселые и озорные черти.

В основе быличек Кузбасса лежат традиционные сюжеты, указанные исследователем В. П. Зиновьевым. В группе текстов объединенных в рубрику, «Былички о духах природы» выделены сюжеты о лешем и о русалке.

В быличках Кузбасса леший выглядит довольно разнообразно.

Он пугает, страшно кричит, заводит в глухие места. Но чаще встречаются тексты где выступает в роли доброго помощника и не связан с вредительством человеку. Например, в Яшкинском районе записана быличка о том, как старушка отправилась в соседнюю деревню. Дорога проходила по тайге. Старушка устала, был жаркий летний день, у нее закружилась голова, бабушка приклонилась к дереву и потеряла сознание. Очнулась она уже на опушке леса перед деревней, куда шла. Кто-то большой и сильный перенес ее к месту назначения. Бабушка думает, что это был леший- хозяин тайги.

В основном время появления лешего- ночью , до рассвета, под вечер на закате солнца. Место встречи- удаленное от жилья. Сразу перед деревней леший исчезает.

Образ русалки в традиционных сюжетах связан со стихией воды, а также с хлебным,(пшеничным, ржаным) полем. В записях , сделанных в Кемеровской области, русалка встречается у воды, в поле, в рощах, у деревьев(но не в глухом лесу). Чаще всего это прекрасная девушка или молодая женщина с распущенными волосами. Длинные волосы( зеленые, похожие на ветви, темные, ниже пояса) атрибут нежети: у девушек и женщин была определенная прическа: коса у девушек, две косы у женщин, закрытые головным убором.

Русалка появляется весной, исчезает после Ильина дня; Упоминается в текстах и «русальная неделя» , когда русалки веселятся, качаются на деревьях, принимают жертвы от девушек( обрядовую еду, ленты, венки).

Например, записанный в Гурьевском районе текст: « Русалки- это женщины с распущенными волосами. На Троицу русалки качаются на деревьях- за сук руками и качаются. Если заметишь русалку, надо крест на нее накинуть огда она снова сделается человеком. Русалки людей не душат и вреда не приносят»

Таким образом , представление о русалках как вредном существе постепенно трансформировалось , тексты свидетельствуют о том, что русалка не очень опасна.

Былички о домовом являются весьма распространенными, однако разнообразия сюжетов не наблюдается. Есть оригинальные тексты в которых домовой принимает образ маленького лохматого шарика.

При переходе в новый дом используются такие заговорные формулы:

« Батюшка домовой! Пойдем в новый дом со мной, Будем жить- поживать и хозяюшку уважать»

« Дедушка- соседушка, пойдем со мной!»

«Домовой, домовой, живи в мире со мной»

Былички о баннике, записанные в Кемеровской области , представлены текстами со следующими сюжетами: заталкивает человека в печь, топку, наказывает за мытье в бане в «третий пар», после 12 часов ночи, за гадание в бане. Раньше ворожили в бане. Нужно одному пойти в 12 часов ночи в баню и взять камень из каменки. И смотреть, какая рука тебя схватит: если мохнатая, то будешь за богатым женихом, а если голая, то будешь бедной и несчастной. Это банник за руку ловит.

С баней связан другой персонаж- хмельник. Непременный атрибут хмельника- банный веник, которым они парят незадачливого героя и наказывают за появление в бане в пьяном виде.

Группа быличек « Люди, обладающее сверхъестественными способностями, состоят из сюжетов о ведьмах и колдунах.

Как правило, в каждом населенном пункте рассказывают о своих земляках, обладающих чудесными способностями.

Самый распространенный сюжет о ведьмах когда , ведьма принимает образы( свиньи, кошки, кобылы, колеса, курицы)

Особенно активными ведьмы становились на святки.

Другой персонаж быличек- колдун- связан с представлениями об особом даре отдельных людей.

В отличие от ведьм, колдуны не находятся в родстве с нечистой силой, свой дар получают по собственному решению или в детском возрасте: находясь рядом с умирающем родственником- колдуны, они неосторожно берут что-нибудь из его рук и сами становятся чародеями.

В текстах Кемеровской области кроме названий «колдун» встречаются и «ведун» и «вертун».

В тексте , записанном в селе Прокопьевского района, повествуется о ведуне: « У нас, в Заулье на Брянице, жил дед. Звали его Терентий, но его все звали « дед Терех. Сколько ему было лет он, поди , и сам не помнил. Знали, что больше ста, а сколько, никто не ведал. И был этот дед «ведуном»: так тогда называли того, ктог и лечить умел словами заветными, травами и «ворожить», то есть колдовать, гадать. Была у того Тереха любимая шутка. Придет ,он, значит к кому-нибудь в хату, разговаривает, и вдруг всем начинает казаться, что прямо в хате, по полу вода разливается подымается, а по ней утки и гуси плавают.

Крику- полная изба. А Терех: « Ловите, ловите, бабы, гусей!» Те и хватают, а он уходит, смеется. Немного времени пройдет, и все видят, что воды никакой нет. Дед посмеялся, пошутил. И ругаться с Терехом никто не ругался, мало ли как дальше жизнь обернется, заболеешь, украдут что, все к нему ходили. Так и сносили все его шутки».

Кроме того, различают колдунов- они наводят порчу и вертунов- это кто оборачивается мог. Не все колдуны оборачиваться могли( в быличках о ведьмаках и колдунах) порча людей, животных, «дурной глаз», повелевание животными, трудная смерть. Наблюдается повторение одних и тех же сюжетных линий.

3. Современное состояние жанра быличек в молодежной среде

Для выявления особенностей бытования быличек в молодежной среде мы провели опрос учащихся Новокараканской средней общеобразовательной школы, в котором участвовали учащиеся 5 – 11 классов. Вопросы опросника были сгруппированы следующим образом: 1 блок вопросов выявлял знание волшебных и страшных историй (быличек); испытываемые при этом эмоции и чувства; 2 блок вопросов выявлял представления о мифологических существах; их отношение к ним; 3 блок вопросов выявлял источник информации (случай из собственной жизни, рассказ другого очевидца).

В ходе исследования было выявлено следующее: учащиеся 5-7 классов проявляют устойчивый интерес к быличкам, в основном верят в существование персонажей народной мифологии. Старшеклассники более скептически относятся к мифологическим существам, считают их вымыслом, но слышали о них все из рассказов старшего поколения.

Наиболее популярными являются былички о домовом. В основном рассказываются традиционные сюжеты (домовой прячет, разбрасывает вещи; пугает; чтобы задобрить домового, надо его покормить); у домового можно узнать о будущем. Есть оригинальные сюжеты: домовой путает волосы у девочек, живёт в старых сапогах, держит за халат, прячется за шторкой).

Оригинальные сюжеты о русалках: русалка поет ребенку колыбельную песню; рыбаки видели в воде огромные голубые глаза.

Современная молодежь слышала и о баннике. В нашем материале зафиксировано 3 сюжета об этом мифологическом существе: банник наказывает за посещение бани после 12 часов, наказывает за неверие и богохульство; представляется в виде тени.

О хмельнике, бытыющем только в кузбасских быличках, в молодежной среде не говорят.

Образ колдуна также не встречается в нашем материале. А вот ведьмы ещё пользуются популярностью в среде девочек. Образ ведьмы в современных быличках претерпевает сильную трансформацию. Этот персонаж практически утратил функцию вредительства людям, перевоплощения в животных. В представлении современных девочек ведьма связана прежде всего с функцией гадания, ворожбы. Это красивая девушка или женщина, обладающая даром предвидения. Такими представляют перед нами героини современных художественных произведений и кинофильмов о ведьмах (например «Зачарованные» Кэтрин Харт; «Ирка Хортица –наднепрянская ведьма» Илоны Волынской и Кирилла Кащеева и т. д. ). здесь важен тот факт, что на мифологическое восприятие современных детей большое влияние оказывают средства массовой информации.

О лешем в нашем материале зафиксирован только один сюжет: леший водит по кругу заблудившегося в лесу человека.

В современных быличках этот образ заменяют другие персонажи: снежный человек, вампиры.

Место обитания снежного человека – горы, глухая тайга. Именно там люди встречают огромные человеческие следы.

Вампиры (в прошлом – упыри) и в современных быличках боятся чеснока, осиновых кольев и дневного света. Популярность этого персонажа в подростковой среде также можно объяснить влиянием кинофильмов и художественных произведений с элементами фантастики и мистики. («Дракула»; «Ван Хельсинг»; «Сумерки. Сага. Новолуние» Стэфани Майер ).

Важной характеристикой современного состояния быличек является появление новых сюжетов : например о снежном человеке, о НЛО.

Следует отметить тот факт, что все-таки современная молодежь отдаёт предпочтение традиционным сюжетам, предающимся из поколения в поколение с их древними персонажами. Так называемые «современные былички» бытуют в основном среди детей 9-14 лет. Старшеклассники же теряют к ним интерес.

Заключение

Проведенное исследование показывает, что древние представления о духах дошли и до наших дней в виде небольших рассказов – свидетельств очевидцев о встречах с необычным, необъяснимым, но имеющим определенное, традиционное название.

Домовые, русалки, лешие, банники продолжают жить в сознании современных людей. В них или верят, или не верят, но знают и рассказывают почти все. Чудеса во все времена привлекали и будут привлекать людей. Но дело даже не в степени суеверности народа, а в глубоком значении этих мифологических образов для русского человека. Это наша культура, традиции, духовная связь с предками.

Персонажи быличек Кузбасса в общих чертах и похожи на духов низшей мифологии, встречающихся в других местах России. Но есть и различия: нет рассказов о водяных, полудницах, полевиках и др. зато встречаются черти-хмельники, весьма весёлые и озорные. В основном рассказываются традиционные сюжеты, но есть и оригинальные, характерные только для местной традиции Кузбасса.

В молодежной среде былички также широко распространены. Но если старшее поколение верит в существование мифологических персонажей, то современные информанты как правило отсылают к другим очевидцам. Безусловно, жанр быличек трансформируется, появляются новые сюжеты, персонажи. Большое воздействие на современных носителей фольклорных традиций оказывают средства массовой информации. Домовые, русалки, ведьмы становятся героями сказок, фантастических произведений, мистических фильмов и приобретают современный облик. Но, наверное, пока они живы в памяти каждого последующего поколения, мы можем говорить о самобытной и богатой культуре русского народа со своими памятниками духовной культуры, передающимися из поколения в поколение.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)