Учеба  ->  Учебные материалы  | Автор: | Добавлено: 2015-03-23

Изменения в фонетической системе русского языка

Обычно мы задумываемся о языке, только если нужно написать текст без ошибок или пообщаться с иностранцами. Родной язык для личности человека- примерно то же, что воздух для его тела. На языке мы думаем, общаемся, творим, принимаем решения, без языка человек не может существовать. Речь дана нам как единственным мыслящим существам. В романе-антиутопии английского писателя Джорджа Оруэлла «1984» людей стараются лишить свободного владения языком, чтобы они перестали мыслить, любить, принимать решения. Человек, плохо владеющий языком, не может ни определить свое мнение, ни выразить его.

Знаем ли мы родной язык? Конечно да, ведь мы говорим на нем с детства. И конечно нет. Мы не задумываемся о самой системе языка. А она сложна, логична, экономна, красива- неужели это получилось само по себе? Как возник, развивался язык? Почему написание и произношение слов так часто не совпадают?

В этой работе мы рассматриваем те изменения в фонетической системе русского языка, которые произошли после падения редуцированных.

Вначале рассмотрим состав г л а с н ы х фонем древнерусского языка, который может быть представлен в следующей таблице.

Передний Средний Задний

Верхний и ы У

Средний ъ о е ь

Нижний ä а

Для современного человека являются странными буквы Ь и Ъ. Это особые гласные, которые были в древних славянских языках. Изучив происхождение гласных Ь и Ъ и их дальнейшую судьбу, ученые установили, эти звуки произносились короче и слабее, чем все остальные гласные, и назвали их редуцированными или гласными неполного образования. Редуцированные гласные были самостоятельными фонемами, но в одних фонетических позиций редуцированные гласные должны были произноситься менее четко; такие фонетические позиции принято называть слабым положением редуцированных. В других фонетических позициях редуцированные гласные произносились более ясно; такие фонетические позиции принято называть сильным положением редуцированных.

В слабом положении редуцированные гласные были в следующих случаях:

1) В абсолютном конце неодносложного слова: сынъ – в слове две гласных (ы и ъ), следовательно два слога; во втором слоге –нъ редуцированный гласный в слабом положении, так как находится в абсолютном конце несложного слова; власть – во втором слоге –сть редуцированный в слабом положении, так как в абсолютном конце несложного слова.

2) В безударном положении перед слогом с гласным полного образования: дъва – в первом слоге дъ- редуцированный гласный в слабом положении, так как находится перед слогам с гласным полного образования [а] и на него не падает ударение.

3) В безударном положении перед слогом с редуцированный гласный в сильном положении: въздъхъ (ср. русск. вздох) – в в первом слоге редуцированный гласных в слабом положении, так как он перед слогом с редуцированным гласным в сильном положении и па него не падает ударение.

В сильном положении редуцированные гласные были в следующих случаях:

1) В положении под ударением: шьпътъ- в первом слоге шъ- редуцированный в сильном положении, так как на него падает ударение.

2) Независимо от ударения в положении перед слогом с редуцированным гласным в слабом положении: шьпътъ-во втором слоге – пъ- безударный редуцированный гласный в сильном положении, так как он находится перед слогом с редуцированным в слабом положении.

Многие слова содержали тогда больше слогов, чем сейчас: слово дом состояло из двух слогов: до-мъ, книга - из трёх: къ-ни-га, бревно – из четырех слогов: бь-рь-вь-но.

Дело в том, что древнерусском языке действовал закон открытого слога, сущность которого заключается в том, что слог в общевосточнославянском языке оканчивался только на слоговой звук, т. е. в подавляющем большинстве случаев на гласный, например: толъ, братъ дворъ снегъ знакъ.

Если учесть, что гласные звуки являются наиболее звучными, то можно установить, что закон открытого слога предполагал расположение звуков в слоге по возрастающей звучности, т. е. слог начинается с наименее звучного и оканчивается наиболее звучным звуком.

Закон открытого слога определил тот факт, что в древнерусском языке не могла быть согласных звуков на конце слов, ибо в этом случае конечный слог оказался бы закрытым, поэтому многие слова заканчивались редуцированными, которые в абсолютном конце слова находились в слабой позиции и не читались. В дальнейшем редуцированные гласные в одних положениях еще больше ослаблялись и исчезали, а в других, напротив, усиливались и изменялись в гласные полного образования: [ъ] → [о], [ь] → [е]. Исчезали редуцированные на конце слова (столъ → стол, конь → кон’) и перед гласными полного образования: къто → кто, чьто → что, весьна → весна. Если же перед исчезнувшим редуцированным был другой редуцированный, то он менялся в гласный полного образования: сънь → сонъ, плъть → плот’, дьнь → ден’. В слове бьрьвьно из трёх редуцированных один (перед [о]) исчез, второй от конца изменился в [е], третий исчез: бьрьвьно → бревно. Таким же образом пътеньць → птенец, вънъзити → вонзить.

Исчезнув в одних положениях и изменившись в [о] и [е] в других, редуцированные к XIII в. утратились как особые фонемы. Это и называют падением редуцированных.

Падение редуцированных, т. е. исчезновение слабых и прояснение сильных редуцированных в гласные полного образования, было процессом, характеризовавшим живую речь. Что же касается письменности, то ее орфография в основном оставалась традиционной.

Однако в отдельных случаях писцы под влиянием своего живого произношения ошибались в употреблении букв, обозначавших когда-то редуцированные гласные звуки, т. е. писали эти буквы не там, где они писались в то время, когда служили обозначением редуцированных гласных. Поскольку в 11в. Буквы Ь и Ъ уже не обозначали гласных звуков и писались по традиции, то писцы нередко их смешивали. Эти ошибки и дают возможность утверждать, что в 11 в. Редуцированных гласных уже не было в живой речи. Наиболее долго редуцированные Ь и Ъ продержались в абсолютном конце слов, так как нетрудно было усвоить или запомнить, что слово не должно оканчиваться на согласный.

Число гласных фонем уменьшилось на две. Само по себе изменение не такое уж значительное. Но язык- это система, элементы которой связаны друг с другом, и изменение одних из них приводит к большей или меньшей перестройке других. Падение редуцированных вызвало такую перестройку фонетической системы русского языка, как ни одно другое историческое изменение. Так после падения редуцированных в системе фонем роль гласных уменьшились, а роль согласных возросла. Это отвечало общему направлению истории фонетической системы русского языка.

В результате падения редуцированных полностью прекратил своё действие закон открытого слога: в русском языке стали возможны и получили широкое распространение закрытые слоги и широко распространялись односложное слова. Если до падения редуцированных односложными были, по существу, только некоторые союзы и предлоги (а, и, но, за и т. д. ), то после падения такими стали многие самостоятельные слова.

Изменения согласных, происходившие после падения редуцированных, привели к перестройке системы фонем. Так, звонкие и глухие согласные фонемы раньше никогда не совпадали. Теперь они стали совпадать на конце слова и перед шумными согласными. Например, слова плодъ и плотъ раньше различались во всех падежах, а после падения редуцированных они совпали в форме им. и вин. падежей ед. числа: пло[т] - пло[д]а и пло[т]-пло[т]а. Сравните также ка[т]ка (из кадъка ) – ка[д]ок и ка[т]ка (из)катъка – ка[т]ок (орудие).

Падение редуцированных привело к возможности появлений согласных перед согласными, ранее отделённых друг от друга слабым редуцированным.

1. Образование таких групп вызвало влияние одних согласных на другие, что вы разилось в различных процессах уподобления и расположения звуков.

2. Ассимиляция согласных выражается в уподоблении их при произношении по глухости-звонкости:

[лодъка] > [лодка] > [лотк]а ([д] употребляется [к]);

[сьд сь] > [сд сь] > [здес]ь ([с] употребляется [д]) ;

[лавъка] > [лавка] > [лафк] ([в] употребляется [к]) ;

[къде] > [кде] > ([к] употребляется [д]) ;

[сьдоровъ] > [сдоров] > [зд]оров ([с] употребляется [д]) ;

[ложька] > [ложка] > [лошк]а ([ж] употребляется [к]) ;

[бъчела] > [бчела] > [пч]ела ([б] употребляется [ч]) ;

[отъдалъ] > [отдал] > [одд]ал ([т] употребляется [д]) и т. д.

3. Она выражается и в употреблении согласных поместу и способу образования, т. е. в полном употреблении одного звука другому:

[съшилъ] > [сшил] > [шшил] > совр. [шыл];

[съ женою] > [с-женою] > [з-женою] > [ж-женою] > совр. [ж]еною;

[съ шумомъ] > [с-шумом] > [ш-шумом] > совр. [шу]мом и т. д.

4. Она выражается, далее, в употреблении согласных по твёрдости-мягкости:

[красьныи] > [крас`ный] > [красн]ый;

[тьмьныи] > [тем`ный] > [т`о́мн]ый;

[сътихати] > [ст`ихати] > [с`т`иха]ть;

[дъв ] > [дв`е] > [д`в`е] и т. д.

Процессы расподобления согласных в русском языке развились меньше, чем процессы уподобления:

[къто] > [кто] > [хто];

[къ комоу] > [к-кому] > [х-кому];

[чьто] > [что] > [што];

[коньчьно] > [конечно] > [конешно];

[молочьныи] > [молочный] > [молошный] и т. д.

При это группа [чн] изменилась в [шн] не во всех словах, а в ряде случаев сохранились или в результате действия аналогии, или как явление книжного произношения.

Однако в ряде случаев произношение [шн] вместо [чн] стало не только фактом устной речи, но и закрепилось в письмнности в качестве единственно возможного, например Столешников переулок в Москве, фамилии Свешников, Прянишников, Шапошников и т. д.

Большие изменения произошли в отношениях между твердыми и мягкими согласными. Раньше твердость и мягкость согласных (у тех из них, которые составляли пары по твердости и мягкости) была тесная связь с характером следующего гласного. Так, перед [ъ] мог быть только твердый согласный, а перед [ь] - только мягкий. Сравните путъ (род. п. от пута – «путы») и путь. До падения редуцированных они различались не только твердостью или мягкостью согласных, но и конечными гласными: [ъ] и [ь]. Противопоставлялись друг другу не твердые и мягкие согласные, но целые слоги. После падения редуцированных твердые и мягкие согласные стали возможны на конце слова, где их твердость или мягкость не зависела от соседей: п[т] или пу[т’], ко[н] или ко[н’], по[л] или по/л’/(«полей»). Следовательно, твердые и мягкие согласные стали самостоятельными фонемами.

Падению редуцированных затронуло и морфологию. Утрата слабых редуцированных и связанных с нею изменения структуры слога привели к появлению в древнерусском языке новых грамматических форм и новых морфем. Прежде всего здесь следует указать на появление так называемого «нулевого окончания». Раньше все окончания имели звуковое выражение, а после падения редуцированных появились нулевые окончания:

Было: стол-ъ – стол-а – стол-у; рыб-ы – рыб-ъ.

Стало: стол – стол-а – стол-у; рыб-ы – рыб.

Во-вторых, в грамматических формах многих слов возникли чередования фонем ‹о› и ‹е› с нулем (беглые гласные):

Было: сън-ъ – сън-а – сън-у; весьн-ъ – весьн-ы.

Стало: сон – сна – сну; весен – весн-ы.

Таким образом, у части слов чередование ‹о› и ‹е› с нулем стали дополнительным (помимо окончаний) способом противопоставления грамматических форм.

Как видим, падение редуцированных- явление очень важное в развитии русского языка, затронувшее не только фонетику, но и морфологию.

Сейчас многие могут сказать, зачем изучать исторические изменения в языке, произошедшие много веков назад. А ведь история языка отражает и социальную историю народа, и все важнейшие этапы его культурного развития. Более того, самый уровень культуры народа во многом определяется степенью развитости языка. Сейчас, когда в нашу речь все больше входит слов иноязычного происхождения ( а заимствование иногда бывает и отрицательным явлением), когда даже с экранов телевизоров звучит неграмотная речь, прикосновение к истокам родного языка как глоток родниковой воды. Да и вообще, всякое новое знание о любом предмете или явлении можно приравнять к ценному приобретению.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)