Общество  ->  Политика  | Автор: | Добавлено: 2015-03-23

<<Заговор равных>> и его значение в истории

Капиталистический уклад зародился во Франции еще в XVI веке. Ко второй половине XVIII века он окреп и достиг известной степени зрелости.

Быстрый рост промышленности вел к развитию городов, ощутимому приросту их населения. Вслед за образованием крупных мануфактур появились первые машины. И все же по-прежнему резко преобладала домашняя промышленность с использованием труда крестьянина-кустаря. Сковывающая роль феодального режима проявлялась не только в преобладании старого цехового строя, но и в правительственной регламентации производства, в наличии непреодолимого барьера таможенных перегородок, связанных со спецификой разобщенности и пестроты административных делений тогдашней Франции.

Развитию капиталистического уклада в деревне мешала вековая отсталость сельского хозяйства. Эта отсталость покоилась на застойности феодальных отношений, на крайней дробности земельных участков, мешавшей введению технических усовершенствований в способы обработки земли, на задавленности нуждой и умственной темнотой основного производителя - крестьянина.

В таких условиях капитализм не мог развиваться дальше; противоречия в области производства непрерывно осложнялись социальными конфликтами, вытекавшими из существа политического строя предреволюционной Франции. Уже с конца XV средневековый цех теснила капиталистическая мануфактура. Сила буржуазии заключалась в том, что она выступала в ногу с народом. Если в прежние времена крепостные боролись со своими угнетателями один на один, то теперь положение изменилось: против ненавистного феодального строя шли три враждебных ему класса - буржуазия, крестьянство и мануфактурный пролетариат.

Неудержимая волна революционных взрывов катилась по Европе. Нидерландская и английская революции XVI - XVII веков пробили серьезную брешь в твердыне феодализма. Но решающий удар оказался нанесенным во Франции, хотя именно там старый порядок долгое время казался наиболее крепким. Буржуазный переворот здесь начался значительно позднее, чем в Нидерландах или Англии. Именно потому, что он так долго вызревал, переворот этот должен был стать особенно мощным и радикальным.

<<Государство - это я>>, - утверждал король. Однако неограниченный властитель, по существу, оставался марионеткой в руках господствующего класса. Подавлялось все новое, прогрессивное - то, что грозило феодальному строю. Под бдительным надзором королевских агентов находилось всякое свободное проявление человеческой мысли.

Абсолютная монархия была очень дорогим учреждением. Чтобы внушать страх низам и уважение соседям, король должен был ослеплять. Вся жизнь монарха была окружена сложным церемониалом. Его двор, состоявший из верхушки духовенства и избранного дворянства, поражал сказочным великолепием. На содержание придворного штата в пятнадцать тысяч человек шло до сорока миллионов ливров в год - десятая часть всех государственных доходов. Примерно столько же отпускалось на пенсии, подарки и другие подношения тем же придворным.

Великолепие стоило огромных денег.

С денег все и началось.

II. <<Заговор равных>> и Французская революция.

1789. 05. 05

Открытие Генеральных штатов

1789. 06. 17

Депутаты третьего сословия провозглашают себя Национальным собранием

1789. 07. 09

Принятие Национальным собранием названия "Учредительного".

1789. 07. 14

Штурм и взятие Бастилии

1789. 08. 26

Принятие Декларации прав человека и гражданина

1790. 07. 14

Первый праздник Федерации. Провозглашение Франции конституционной монархией.

1791. 06. 20

Бегство Людовика XVI и его семьи

1791. 07. 17

Расстрел демонстрации на Марсовом поле

1791. 09. 03

Принятие Учредительным собранием Конституция Франции [HYPERLINK: http://www. hrono. ru/dokum/1700dok/1791fr. html] 1791 года

1791. 10. 01

Начало работы Законодательного собрания

1792. 08. 03

Представление в Законодательное собрание петиций 47 секций о низложении короля, отстранении династии Бурбонов и созыве национального Конвента

1792. 08. 10

Народное восстание в Париже. Взятие Тюильрийского дворца. Свержение монархии

1792. 08. 11

Декреты Законодательного собрания об отрешении короля от власти и созыве национального Конвента

1792. 09. 22

Провозглашение Франции республикой

1793. 01. 21

Казнь Людовика XVI

1793. 05. 31

Началось восстание в Париже (с 31 мая по 2 июня), в результате которого жирондисты были изгнаны из конвента и установилась Якобинская диктатура [HYPERLINK: http://www. hrono. ru/sobyt/1800sob/1893yakobin. html].

1793. 06. 24

Принятие Конвентом новой Конституция Франции [HYPERLINK: http://www. hrono. ru/dokum/1700dok/1793fr. html]

1793. 10. 16

(25 вандемьера II г. ) Казнь Марии-Антуанетты [HYPERLINK: http://www. hrono. ru/biograf/bio_m/maria_antu. html]

1793. 10. 24-31

(3-10 брюмера II г. ) Процесс и казнь жирондистов

1794. 06. 10

(22 прериаля II г. ) Закон 22 прериаля

1794. 07. 27

(9 термидора II г. ) Переворот 9 термидора

1794. 12. 24

(4 нивоза III г. ) Отмена максимума

1795. 08. 22

(5 фрюктидора III г. ) Принята Конституция Франции [HYPERLINK: http://www. hrono. ru/dokum/1700dok/1795fr. html]

1795. 09. 23

(1 вандемьера IV г. ) Провозглашение Конституция Франции [HYPERLINK: http://www. hrono. ru/dokum/1700dok/1795fr. html] III года

1795. 10. 26

(4 брюмера IV г. ) Роспуск Конвента

1796. 03. 30

(10 жерминаля IV г. ) Создание Бабефом организации "Заговор равных"

1796. 05. 10

(21 флореаля IV г. ) Арест бабувистов

1799. 11. 09-10

(18-19 брюмера VIII г. ) Государственный переворот. Наполеон Бонапарт [HYPERLINK: http://www. hrono. ru/biograf/napoleon. html] становится консулом вместе с Сийесом и Роже-Дюко

2июля1793г 27июля1794г

Якобинская диктатура. Термидорианский переворот.

Окончательная отмена Свержение якобинской диктатуры.

феодальных повинностей. Установление Директории.

10августа1792г падение монархии.

Республика.

- 1796г <<Заговор Равных>>

- 1797г казнь бабувистов

14июля1789г ограничение власти короля, 1799г Начало периода Консульства.

уничтожение сословного строя.

III. Личность и революция.

Краткая Биография (до 1796г. )

Франсуа Ноэль Бабеф родился в бедной, многодетной семье бывшего солдата, ставшего служащим. С детства узнал тяжесть изнурительного физического труда на строительстве Пикардийского канала, затем получил место писца и ученика у нотариуса. В 21 год (1780) получил самостоятельную практику февдиста-архивиста (юриста, специалиста по сеньориальному праву), разработал новую систему составления сеньориальных описей. Женившись на Мари-Анн Лангле, служанке, обосновался в Руа, где прожил до 1792.

Под влиянием идей Руссо и Мабли (позднее Морелли) стал убеждённым сторонником общества <<совершенного равенства>>, в котором отсутствовала бы частная собственность. Уже в 1785 году разработал план создания <<коллективных ферм>> вместо крупных земельных владений. Был активным участником революции в Пикардии, и не теряя из виду свой конечный идеал, с присущим ему политическим чутьём стремился использовать такие события повседневной борьбы, которые могли бы активизировать народные массы. Распространение революционных идей вошло в противоречие с профессиональной деятельностью Бабёфа и побудило его в 1789 предпринять поездку в Париж, где он застал взятие Бастилии. 22 октября 1789 г - первое открытое выступление Бабёфа, направленное против избирательного ценза. В 1790 году за организацию движения против уплаты косвенных налогов и деятельное участие в нём Бабёф был арестован в Руа и препровожден в Париж, в тюрьму Консьержери. Откуда его освободили при содействии Ж. П. Марата. Выпущенный на свободу, он вскоре вновь подвергнут краткосрочному тюремному заключению, приобретя репутацию пикардийского Марата.

В последующие годы Бабёф выдвинул смелую аграрную программу - полная ликвидация феодальных прав без выкупа, уничтожение крупной земельной собственности, распределение в долгосрочную аренду конфискованного церковного имущества вместо распродажи, раздел общинных земель и, наконец, <<аграрный закон>>, идею которого Бабёф сформулировал ранее в книге <<Постоянный кадастр>> (1789).

В 1791 Бабёф, в связи с бегством Людовика XVI, выступил за установление республиканского строя. После свержения монархии (10 августа 1792) избран в Генеральный совет департамента Сомма, а затем в директорию дистрикта Мондидье. В 1793 году работал секретарём продовольственной администрации Парижской Коммуны. На протяжении всей революции Бабёф последовательно отстаивал интересы неимущих классов, в особенности тех слоев мануфактурного пролетариата, проживавших ещё в деревне, для которых главным источником существования уже становилась заработная плата. Критиковал Марата и даже якобинский Конвент и за недостаточное внимание к вопросу о <<благосостоянии неимущего класса>>. Глубоко ценя Робеспьера и разделяя многие из его убеждений, тем не менее, Бабёф пошёл дальше - он хотел фактического равенства среди людей, считая это идеалом общественного устройства. Опыт якобинской диктатуры и деятельность по распределению продовольственных ресурсов столицы привели Бабёфа к мысли о практической возможности осуществления <<общества совершенного равенства>>.

В период якобинской диктатуры он выступал за немедленную бесплатную раздачу земель беднякам. Бабеф, однако, натолкнулся на враждебность своих более умеренных коллег из муниципальной администрации, которые воспользовались оплошностью Бабёфа при оформлении одного из актов о продаже национальных имуществ и изгнали его с поста, возбудив против него судебное преследование. В августе 1793 по ложному обвинению в подлоге он был приговорен к 20 годам каторги, а в ноябре опять арестован и содержался в заключении. На протяжении всего периода якобинской диктатуры Бабёф упорно добивался пересмотра своего дела; выйдя из парижской тюрьмы в декабре 1793, он вновь оказался в тюрьме в Мондидье и, наконец, был освобожден за девять дней до термидорианского переворота.

Освобождённый ко времени 9 термидора, он через несколько недель становится убеждённым противником термидорианского Конвента, выступает против него в своей газете <<Журналь де ла либерте де ла пресс>> (<>), переименованной вскоре в <<Трибюн дю пёпль>> (<>).

В феврале 1795 года Бабёф вновь подвергся аресту. Освобождённый по амнистии (октябрь 1795), он возобновляет издание <<Трибюн дю пёпль>> и становится вместе с Ф. Буонарроти, О. А. Дарте, Ш. Жерменом и другим организатором и руководителем коммунистического движения <<во имя равенства>>.

Политические воззрения Бабефа и электоральцев развиваются в одном и том же направлении. Политическая деятельность Бабефа уже в первые месяцы термидорианской реакции оказалась слитой с массовым движением. Его ошибки не были его личными ошибками. Они совпадали с политической линией, усвоенной определенными группировками и выросшей на почве определенной исторической традиции. Бабеф шагает в ногу с остатками <<бешеных>> и эбертистов. с представителями рабочего класса. Более того, он выступает не только как рядовой участник движения, но как один из его вождей и идеологов.

Французская революция - только предвестница другой, которая будет величественнее и торжественнее.

И эта революция будет последней.

<<Манифест равных>> IV. Программные установки бабувистов.

Создание руководящего центра.

Освобождение революционеров из тюрем происходит в результате восстания роялистов 13 вандемьера (1796 г. ). Среди освобожденных сразу формируется две "партии". Одна - это "патриоты 1789 года", мелкие буржуа, и вторая - это "Равные", т. е. первые социалистические революционеры.

Равные поначалу встречаются в кафе и в парках. В результате таких встреч, в марте 1796 г. делается первая попытка создать руководящий центр. В него входят Бабеф, Буоннароти, Дартэ, Фонтенелль, и де-ля-Дром, всего 5 человек. Они собираются несколько раз, но у них нет единства взглядов и взаимного доверия, и поэтому они расходятся.

Вторая попытка - встреча Дартэ, Жермэн, Буоннароти, Массар, де-ля-Дром и др. и обсуждение вопроса: должен ли быть один руководящий центр или несколько? Второй раз они собираются в аббатстве св. Женевьевы и учреждают "общество Пантеона", таким образом решая поставленный вопрос в пользу единого руководящего центра. Общество Пантеона замышляется как полулегальная организация, и таким образом, как выясняется, не соответствует задаче которую ставят перед собой Равные - свержение Директории. Слишком много мелкобуржуазных представителей и правительственных агентов становятся членами общества.

Третья попытка: попутно с обществом Пантеона, на квартире у Амара Равные устраивают тайный "политический Лицей", по выражению Буоннароти. Участники этого "политического лицея" критикуют неравенство имуществ и высказываются за упразднение частной собственности.

Поднимается также вопрос о новой политической форме. Делаются три предложения:

* призвать к власти остатки монтаньяров из старого Конвента.

* в день победы, народа подтвердит кандидатуры выдвинутые повстанческим комитетом.

* отдать всю власть диктатору.

Преобладает второе предложение. Однако внезапно возникшее недоверие к Амару (ложная тревога), приводит к тому, что эта политическая школа распадается.

В результате образуются разрозненные кружки по всему Парижу. Бабеф издает свою подпольную газету "Трибун народа". Общество Пантеона прогрессирует влево. Позже общество Пантеона закрывается Исполнительной Директорией под предлогом того, что там читается и обсуждается запрещенная газета Бабефа.

Четвертая попытка: март 1796 г - создается Тайная Директория (в результате договора между Бабефом и двумя другими основателями общества Пантеона о содержании их политических статей). В Тайную Директорию входят Бабеф, Антонелль, Марешаль, Лепелетье, Буоннароти, Дарте, Дебон.

Учение Бабефа.

Учение Бабефа сложилось в тревожную зиму 1795/1796 г.

Центральная часть программы - учение о фактическом равенстве, которое должно было явиться результатом уничтожения частной собственности.

Содержание программы (38 абзацев):

* объявление земли общим достоянием;

* запрещение присвоения земли отдельной личностью в размерах, превышающих площадь, необходимую для ее пропитания;

* отмена права наследования, уравнение в заработке работников физического труда с интеллигенцией, равенство в воспитании и образовании;

* отмена частной собственности и т. д.

Наряду с <<Народным трибуном>> главным документом бабувистской агитации служила газета <<Просветитель народа>>, предназначавшаяся специально для солдат (ее вышло всего семь номеров), прокламация, называвшаяся <<Изложение доктрины Бабефа>>, одобренная и редактировавшаяся Бабефом, и брошюра <<Ответ на письмо, подписанное М. В.>>, принадлежавшая всецело его перу.

<<Изложение доктрины>> резюмирует в 15 пунктах основы учения <<равных>>. Здесь в сжатой форме воспроизведены положения о естественном равенстве всех людей, об истинной цели общежития, заключающейся в охране этого равенства; о возложенной природой на всех людей обязанности трудиться.

Основные лозунги Бабефа формулированы в следующих выражениях:

<<Труд и потребление должны быть общими для всех.

Никто не может присвоить земельную и промышленную собственность исключительно себе, не совершая тем самым преступления.

Цель революции - уничтожить неравенство и восстановить всеобщее счастье.>> Последние параграфы <<изложения>> суммируют политические лозунги восстания, сводя их к требованию конституции 1793 г.

<<Ответ М. В.>> - это крупнейший шаг на пути конкретизации коммунистического идеала Бабефа.

В нем значительные уточнения и дальнейшее развитие положений, намеченных в статьях <<Народного трибуна>>. Принцип уравнительности создавал наибольшие трудности при разработке конкретных планов экономического переустройства общества. Как совместить уравнительность с проблемой экономического прогресса, с проблемой роста производительных сил? Не повлечет ли за собой установление царства фактического равенства экономический упадок? Не будут ли парализованы при этом всякие стимулы к повышению производительности труда? В письме гражданина М. В. развивались всяческие сомнения по данному поводу. М. В. рекомендует себя шестидесятилетним стариком и отцом шести детей. Он сам не знает никакого ремесла. Он не торговец, не меняла, не биржевой игрок, не банкир, даже не чиновник. Тем более у него оснований желать подлинного равенства. Но вместе с тем он обуреваем сомнениями. Придется произвести поголовный раздел земель. Но разве результаты, достигнутые таким переделом, могут быть сколько-нибудь прочными? Затем, нельзя ведь ограничиться одной лишь землей. Очевидно, подвергнутся уравнению также и продукты духовного творчества и изобретательства. <<Предположим, что я приношу в общественный магазин прекрасную картину, отлично работающую машину, превосходное изобретение, научные открытия в области физики, химии, гидравлики или естественной истории, поэму, музыкальную пьесу, способность играть на скрипке, на арфе или клавесине, гармоничный звук моего голоса и т. д. Пусть вместе со мной приходит мой сосед-сапожник и пусть мы получим равные доли мяса, хлеба, вина и т. д. Это еще не все. Нужно, чтобы такой порядок вещей упрочился, чтобы он не привел к исчезновению вкуса, гения, стремления к прекрасному и ко всяким усовершенствованиям в науке и ремеслах. Наконец, даже если равенство будет осуществлено, не понадобятся ли для его поддержания новые правительственные законы? В заключение М. B, просит <<Народного трибуна>> разъяснить свои планы и дать ясное доказательство осуществимости действительного равенства.

Бабеф начинает свой ответ с указания на то, что система равенства сама по себе исключает всякую возможность раздела имуществ. Раздел этот в свое время послужил источником всех зол, обрушившихся на общество. Нет ничего более противного равенству и общему счастью, чем частная собственность вообще и раздел земли в частности. В основе подлинного равенства лежит общий труд и общее потребление. Общий труд увеличит богатства общества, а равномерное распределение труда освободит от невыносимого бремени тех, кто сейчас обречен на исключительное истощение своих сил.

Неосновательным возражением представляется Бабефу ссылка на мнимую опасность, угрожающую ремеслам и искусствам. <<Правда, если эта гибель непременно должна иметь место, народная масса, которой решительно чужды все достоинства изящных искусств, не почувствует от этого никакой неприятной перемены>>. Но такого исхода нечего опасаться. Бабеф подчеркивает, что не может быть и речи о нивелировке вкусов и склонностей, о возвращении к состоянию варварства. <<При нашем эгалитарном устройстве, - пишет Бабеф, - искусство получит новые импульсы в виду полезности для всего общества и примет возвышенный отпечаток великих чувств, естественно порождаемых широким содружеством счастливых людей. Граждане будут хорошо питаться, одеваться, пользоваться развлечениями, не будет ни неравенства, ни роскоши, одна только республика будет богата, блестяща и всемогуща. Некоторые профессии, продукты которых служат для увеселения ничтожной кучки паразитов и для высасывания из них принадлежащих им огромных богатств, уступят, конечно, место другим профессиям, способным повысить благосостояние широких общественных масс. Но пожалеет ли кто о подобной перемене? Наука и искусство. начнут служить исключительно интересам всего общества. Место фривольных поэм, неказистой архитектуры и бесцветных картин займут цирки, храмы и прекрасные портики, где верховный народ, ныне живущий в худшей обстановке, чем домашние животные, станет черпать в памятниках и философских творениях звание, пример и любовь к мудрости>>.

<<В этом увлекательном плане, прелести которого я набрасываю здесь лишь в самых общих чертах, мы найдем разрешение проблемы: найти такое устройство, при котором каждый человек при минимальной затрате труда мог бы пользоваться величайшими удобствами жизни>>.

В качестве переходных мероприятий Бабеф предлагает:

* сосредоточить все наличные богатства в руках республики;

* сделать труд обязательным;

* дать общественно-полезное назначение всем отраслям хозяйственного труда;

* собирать в общественные склады все продукты земледелия и промышленности;

* озаботиться равномерным их распределением;

* положить конец всякой частной собственности и торговле;

* заменить торговлю рациональной системой распределения;

* поручить это дело органам государственной власти;

* основать воспитательные дома, в которых дети будут приучаться к труду.

Вопрос о будущности науки и искусства послужил вместе с вопросом о государстве причиной серьезного теоретического расхождения в узком кругу руководителей <<заговора равных>>. Сильвен Марешаль представил Тайной директории проект <<Манифеста равных>>. Написанный с громадным подъемом <<Манифест>> этот содержал, однако, два спорных положения, с которыми не согласилось большинство членов Директории. Для достижения равенства, - написано было в

<<Манифесте>>, - <<мы готовы снести все до основания: Пусть погибнут, если нужно, все искусства, лишь бы у нас осталось настоящее равенство!>> В другом месте <<Манифест>> предлагал уничтожить <<возмутительное деление на богатых и бедных, на великих и малых, на господ и слуг, на правящих и управляемых>>. Под прямым влиянием Бабефа Тайная директория отвергла оба эти положения. Для Бабефа не существовало того противопоставления равенства и культуры, которое, очевидно, продолжало занимать Сильвена Марешаля. Не могла прийтись по вкусу Бабефу и та анархическая нотка, которая прозвучала в лозунге упразднения <<возмутительного деления на правящих и управляемых>>. Ведь Бабеф предполагал установить коммунизм средствами государственной диктатуры и в самой коммунистической республике сохранить правительственный аппарат, правда сильно упрощенный и урезанный в своих функциях.

Вместо <<Манифеста>> Тайная директория приняла <<Изложение доктрины Бабефа>>.

В <<Акте восстания>> Тайной директории, в можно сказать, окончательно расшифрованы и переведены на язык революционной практики теоретические основоположения бабувизма.

Помимо этих основных политических и экономических проектов, существовали и другие, касавшиеся организации военного дела, воспитания юношества, народных празднеств.

Бабувисты строго проводили разграничение между двумя эпохами, двумя этапами революции, между переходным периодом организованной диктатуры трудящихся и царством фактического равенства. Это разграничение и вытекающие из него поиски переходных форм, переходных мероприятий, способных обеспечить и ускорить наступление второго периода революции, и составляют самую оригинальную, самую значительную черту всех этих реформаторских замыслов.

Проект воззвания к французам:

* освобождение трудящихся от уплаты прямых налогов и пошлин;

* прогрессивное и натуральное обложение всех богачей;

* устройство общественных магазинов;

* отмена денежной оплаты труда;

* снабжение натурой семей неимущих защитников родины;

* предложение богачам добровольно отдать народу свои избытки;

V. Бабувисты в действии.

План восстания

Существует 2 способа нейтрализовать военную силу правительства:

* сагитировать одни части,

* уничтожить другие.

Перед днем восстания, все усилия делаются на пропаганде и агитации. Однако, "в день восстания все связи, существующие между правительством и гражданами должны быть порваны. отдача приказа от имени тиранической власти или его исполнение явится в этот день преступлением против нации, караемым немедленно смертной казнью" (директива Тайной Директории).

Тайная Директория образует Военный комитет, которому поручено разработать план военных действий. Вооруженные силы равных состоят из "не менее 17 000 человек, включая в это число 4000 революционеров, 1500 должностных лиц робеспьеровского режима, 1000 артиллеристов, 500 смещенных офицеров, 1000 революционеров из провинции, 1500 гренадеров Законодательного Корпуса, 500 военных арестантов, 6000 полицейских легионеров, 1000 инвалидов" (П. П. Щеголев).

Тайная Директория принимает план восстания, главные черты которого состоят в следующем:

* штурм зданий Исполнительной Директории, Законодательного Собрания, и Генерального Штаба;

* лучше вооруженные отряды захватывают оружие в Гренельском и Венсенском лагерях;

* женщины агитируют солдат правительства;

* часть отрядов перекрывают все пути сообщения ведущие из города, и внутри города;

* подавляются сходки аристократов и грабежи;

* проводится обеспечение войск провизией;

* после окончания военных действий, повстанцы и народ собираются на площади недалеко от штаба Тайной Директории, и проводят путем прямого голосования ряд мер необходимых для Революции.

* Учреждение революционной диктатуры (переходный период).

* Осуществление экономического переворота.

* Устранение власти Директории

* Установление новой конституционной власти как результат.

Участники:

В центре заговора находится Гракх Бабеф.

Буонарроти, Сильвен Марешаль, Жермен, Дарте, Бертран, Дебон, Дидье, Клеманс, Дюпле, Друэ

Лепелетье, Антонелль:

В заговоре участвовало множество бывших чиновников из окружения Робеспьера, таких как Менессье, бывший начальник парижской полиции, Казен, бывший инспектор парижского арсенала, Буэн, бывший мировой судья секции рынков.

VI. Причины гибели Равных.

* Отсутствие единства (из-за союза с монтаньярами) и должного опыта.

* Ни армия, ни рабочие, ни крестьяне не были готовы принять доктрину Бабефа.

* Нехватка денежных средств.

* Упущен момент восстания (роспуск мятежных легионов).

* Сырые и поверхностные идеи.

Повод - предательство Ж. Гризеля.

VII. Вывод:

Бабеф и <<равные>> являются дальнейшей ступенью в развитии социализма.

Идея бабувизма выходила, говоря словами Маркса, <<за пределы идей всего старого мирового порядка>>, она была идеей нового мирового порядка, или, иначе говоря, идеей коммунизма.

Но самый бабувизм не является продуктом простого развития социалистических идей. Как определенное общественное движение он имеет своих предшественников в самостоятельных движениях <<того слоя, который был более или менее развитым предшественником современного пролетариата>>. К таким движениям Энгельс причисляет <<движение перекрещенцев и Томаса Мюнцера, в эпоху реформации и крестьянских войн в Германии, левеллеров - во время английской революции, Бабефа - во время французской. Ближайшим же образом бабувизм является историческим продуктом классовой борьбы, развернувшейся в эпоху Великой революции. Общей его предпосылкой служит опыт якобинской диктатуры. Энгельс и Маркс неоднократно подчеркивали наличие связи между бабувизмом и якобинизмом. По Энгельсу, <<заговор Бабефа сделал во имя равенства заключительные выводы из идей демократии 93 года, поскольку выводы эти возможны были тогда>>.

Энгельс проводит также любопытную параллель между Бабефом и Наполеоном. Упадок демократии должен был обнаружить скрытое в ней противоречие. <<Либо равенство, т. е. неприкрытый деспотизм, либо истинная свобода, истинное равенство, т. е. коммунизм. Оба являются последствиями Французской революции. Первое последствие извлек Наполеон, второе - Бабеф>>.

Для времени своего возникновения бабувизм является, несомненно, передовой идеологией передового класса. Прогрессивное революционное значение он сохранял еще в 30-х гг. , когда книга Буонарроти <<Заговор равных>> бросила в самую гущу западноевропейского пролетариата семена учения <<равных>>. Громадным плюсом бабувизма по сравнению с системами утопического социализма была его революционная непримиримость по отношению к существующему порядку вещей, его твердая ориентация на революционное свержение власти буржуазии.

Словарь работы:

Революция (от позднелат. revolutio - поворот, переворот, превращение, обращение) - радикальное, коренное, „революционное", глубокое качественное изменение, скачок в развитии природы, общества или познания, сопряжённое с открытым разрывом с предыдущим состоянием.

Великая французская революция 1789-99 - крупнейший социальный переворот Нового времени.

Заговор - тайное соглашение о совместных организованных действиях, преследующих цель захвата власти или совершения иного преступления против существующего строя.

"Заговор равных" - термин, употребляемый в исторической литературе для обозначения движения "во имя равенства" во Франции 1796 (в период термидорианской реакции), которым руководила "тайная повстанческая директория" во главе с Г. Бабёфом.

Словарь исторических персоналий:

Буонарроти- Получил тщательное образование в старинной аристократической семье, считающей в числе своих предков знаменитого Микеланджело.

Сильвен Марешаль - поэт заговора. Во время революции ему около 50 лет, он проповедует "атеизм, берущий начало в нищете большинства". За свой атеизм, уволен с должности сотрудника библиотеки Мазарини.

Жермен: из плебейской семьи в Нарбонне, получает стипендию через одного епископа для обучения в Париже. По нужде поступает в армию солдатом. Хороший оратор - после его речей люди воспринимают его мысли как свои.

Дарте: студент права, ранен при штурме Бастилии, назначен членом Директории своего департамента.

Бертран: богатый фабрикант, влиятельный член плебейского клуба Кордельеров.

Дебон: автор трудов против частной собственности.

Дидье: красильщик, во время Робеспьера присяжный Революционного Трибунала, затем опять столяр или слесарь.

Клеманс: сражался 10 августа 1792 г. перед Тюильри, присяжный Революционного Трибунала.

Дюпле: квартирохозяин Робеспьера, владелец столярной мастерской.

Друэ: сын почтмейстера.

Лепелетье, Антонелль: оба из дворянской семьи.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)