Развлечения  ->  Игры  | Автор: | Добавлено: 2015-03-23

Самобытность и многообразие национальных форм подвижных игр на стыке трех культур: Германии, России, Хакасии

С октября 2003 года школьники, занимающиеся изучением немецкого языка, под руководством Катковой С. Б. и Поповой С. Г. запланировали осуществление долгосрочного проекта: «Хакасия на уроках немецкого языка» («Chakassien im Deutschunterricht»), главными задачами которого являются:

1. Расширить культуроведческие знания о Германии, России, в частности Хакасии;

2. Формировать навыки исследовательской деятельности;

3. Развивать инициативность и эстетический вкус.

В результате работы над проектом появились исследовательские работы учащихся: «Культурологический анализ. Типологические схождения в национальных литературах: немецкой, русской и хакасской», «Культурологический анализ особенностей кухонь Германии, России, Хакасии» ,«Праздник 22 марта - Чыл Пазы - Голова года. День весеннего солнцеворота (День Берендея), « Sommertag» или «Sommergewinn» , «Культурологический анализ. Типологические схождения в немецких, русских, хакасских сказках», «Самобытность и многообразие национальных форм подвижных игр на стыке трех культур: Германии, России, Хакасии». По этим темам собран обширный информационный материал, они войдут в пособие «Хакасия на уроках немецкого языка», которое будет издано в Хакасском государственном университете им. Н. Ф. Катанова.

В 2004 - 2005 учебном году нами было проведено анкетирование среди учащихся 9- 11 классов МОУ СОШ № 20 по теме «Хотели ли вы познакомиться с национальными традициями русского, хакасского и немецкого народов в развитии игровой деятельности?». Всего в анкетировании приняли участие 79 учащихся. Анализ результатов опроса выявил, что 10,1% - не хотели, 15,2°/о - не высказали своего мнения, 74,7% учащихся выступили в пользу тем общения о национальных играх России, Хакасии и Германии. Поэтому тема моей научно-исследовательской работы: «Самобытность и многообразие национальных форм подвижных игр на стыке 3 культур: России, Хакасии, Германии».

Что такое национальные формы подвижных игр? Игры являются сокровищницей человеческой культуры. Огромно их разнообразие в мире. Они отражают все области материального и духовного творчества людей. Игры - это часть национальной культуры, прошедшие большой путь исторического развития, в них отражается история, быт и нравы нации. Немецкие, русские и хакасские игры в этом смысле не исключение: они также являются частью культуры и истории Германии, России, Хакасии Изучением игр занимались и занимаются многие отрасли знаний: история, этнография, антропология, педагогика, теория и методика физического воспитания.

«Сохрани, Мать-Земля, свое творение на радость людям! ».

Русские ИГРЫ

В течение столетий русский народ был основной движущей силой развития многонационального Русского государства. Он играл ведущую роль в экономической и общественно-политической жизни страны. Передовая русская культура оказывала прогрессивное влияние на культуру других народов.

Все это отразилось на различных сторонах культуры, включая народные игры. Многие русские игры являются широко известными среди других народов. В свою очередь, русские люди охотно осваивали игры, бытующие среди коренного населения той или иной местности. Многосторонний обмен национальными играми способствовал их взаимному обогащению, отбору наиболее совершенных их видов. При этом каждый народ вносил в игру новые элементы, выражающие самобытность культуры и характера данного народа.

Для большинства русских игр характерны простота, общедоступность, широкая распространенность среди других народов. Это сочетается с ярко выраженным национальным своеобразием характера игр и тех форм, в которых эти игры бытуют среди самих русских людей.

Таким образом, русским народным играм свойственна гармоничность сочетания самобытного национального начала с интернациональным. Этому способствует поразительное многообразие видов, разновидностей, вариантов многих игр (таких, например, как «Бабки», «Лапта», «Чижик», «Жмурки», «Салки»).

Наиболее элементарные из игр зародились еще в глубокой древности и внешне напоминают игры животных. Это простейшие игры с бегом и ловлей друг друга (например, «догонялки», «Ловишки» , «Салки»), игры с прыганием и лазанием по деревьям (например, «Подпрыгивание», «Качание на суку», «Салки по деревьям»), детская борьба-возня и др. Вместе с тем эти игры служат выражением человеческих взаимоотношений. Большое количество игр является прямым отображением семейно-бытовых и социальных отношений на разных этапах исторического развития («Ящур», «Невеста», «Война», «Городок», «Казаки-разбойники» и др. ). Многочисленны игры, воспроизводящие в условной игровой форме различные трудовые процессы, включая земледелие, главное занятие славян («Уж мы просо сеяли. », «Лен», «Мак» , «Капуста» и др. ).

Данные археологии говорят о высоком уровне развития русских игр еще тысячу лет назад. По свидетельству археолога Б. А. Колчина, на территории древнего Новгорода (10-13 вв. ) обнаружено при раскопках огромное количество «кубарей» и шаров для игры, остатки различных по размеру и форме мячей. Там же найдено множество игрушечных деревянных мечей, детских луков и стрел, шахматных фигур, кукол и других изобразительных игрушек, такие технически совершенные предметы игры, как вертушки, напоминающие пропеллеры 20 в. Столь высокий уровень развития русских игр мог быть достигнут лишь за многие века развития первоначальных элементарных игр и при условии большого внимания общества к игровой деятельности.

Исследователями истории физической культуры установлено, что еще в период первобытнообщинного строя (VI—IIX вв. ) у древних славян существовала целая система средств по развитию физических качеств и воинского искусства, в которую входили разнообразные игры и физические упражнения: «Стенка на стенку», «Палочные бои» (фехтование на палках), метание камня в цель и на дальность, метание копья, стрельба из лука, «конские ристания», бег, плавание, ходьба на лыжах, поднятие и переноска тяжестей, игры «Буй», «Чур», «Бабки», «Городки», «Свайка» , «Взятие городка», «Игра с домашним быком», «Горелки», хороводные игры и др. О высоком для своего времени уровне этой системы свидетельствуют отзывы современников-иностранцев, писавших о силе, выносливости, ловкости, боевой сноровке древне-русских воинов (Маврикий - б в. , Иоанн Эфесский - 583 г. , Ибн-Фадлан Ахмед - 921 г. ). Об этом же говорят летописи («Поединок юного славянина с печенегом», Поединок князя Мстислава с князем Редедею» - из Лаврентьевской летописи), «Слово о полку Игореве», былины об Илье Муромце и Добрыне Никитиче, о Микуле Селяниновиче и др. , а также народные песни, сказки и другие произведения фольклора.

Игры способствовали не только физическому развитию, но и духовному совершенствованию играющих.

Значительная часть древнерусских игр и«потех», ставших истоком игровой деятельности трех восточнославянских народов (русского, украинского и белорусского), была тесно связана с языческими календарными и семейно-бытовыми обрядами (в честь Коляды, масленицы, Весны, Ярилы , Костромы и др. ). На масленицу, например, проводились катания на тройках, «Кулачные бои», «Взятие снежного городка», устраивалась карусель на льду.

уже в первых трудах отечественных фольклористов и этнографов было отведено широкое место народным играм.

Заметное влияние на характер большинства бытующих сейчас подвижных игр оказывает спорт, что приводит к так называемой спортизации детских игр.

Некоторые народные игры, как, например, «Лапта», «Городки» , были переработаны в спортивные. С этой целью были разработаны строго регламентированные правила. Согласно спортивным правилам проводились соревнования на первенство района, города, а по «Городкам» - и на первенство России. Эти игры сохранились и в своей народной форме, имеющей много разновидностей.

Развитие игр в современных условиях во многом определяется промышленным выпуском игрового инвентаря, строительством спортивных сооружений. Теперь доступными для всего населения стали игры и упражнения с гимнастическим, хоккейным, баскетбольным, волейбольным инвентарем. Используются спортивные площадки для легкой атлетики, гимнастические городки, залы. В результате заметно изменились и усовершенствовались за годы Советской власти организационные формы многих распространенных в народе игр (стало больше командных игр с элементами различных видов спорта).

Одним из ведущих факторов развития игр стал выпуск литературы по игре. Многочисленные сборники и пособия по игре пропагандируют и способствуют распространению лучших русских игр не только в России, но и в мире.

Однако большая часть сборников содержит еще сравнительно ограниченный круг игр, записанных в основном в начале века. Сказывается недостаточное изучение современного состояния русских народных игр.

Возрождение традиционных народных праздников с применением игр стало характерным явлением не только в Хакасии и в России, а также в Германии в последние десятилетия. Эти игры неизменно привлекают много участников. Часто снимают народные гулянья, а потом используют при съемках различных фильмов. Подобные примеры множатся, что говорит о больших, еще не до конца использованных возможностях распространения национальных форм подвижных игр.

Анализ фольклорного фонда всех народов России показывает, что народные игры, как правило, не требовали сложного оборудования и специальных площадок. Играли на улице, на выгоне, на лугу или в поле, где пасли скот и гусей. Инвентарем часто служил подсобный материал: палки, камешки, специально обработанные косточки животных (бабки), орехи, фасоль и т. п. Из специального инвентаря можно назвать мяч (из шерсти, кожи или тряпичный), биты (палки для метания), лапту (плоскую палку в виде узкой лопатки), «клек» (короткую круглую чурку) и некоторые другие.

Самобытность русской культуры и быта проявляется в том, что до сих пор довольно хорошо сохранилась традиционная образность и музыкальность народных игр. И сейчас еще широко бытуют игры, сопровождающиеся пением, различными приговорками, присказками и другими элементами устной народной поэзии («Золотые ворота», «Краски», «Колокольчик», «Подоляночка» , «Летел лебедь» и др. ).

Русские игры очень тесно связаны с календарными обрядами. И не случайно сейчас в России проводится большая работа по возрождению лучших из народных праздников и обрядов.

Сравнение записей русских народных игр дореволюционного периода с современными записями показывает большие изменения, происшедшие в характере и содержании этих игр.

Обрели новую социальную и спортивную направленность старые народные игры. Преобладающим в играх стало коллективное начало. Значительно расширилось количество массовых игр, командных народных игр.

В подавляющем большинстве вышли из обихода детей игры малоподвижные, ушли игры, воспитывающие жадность, жестокость и т. п. Из сохранившихся игр большинство составляют игры, воспитывающие положительные моральные и физические качества, многие из этих игр отличаются выраженным национальным колоритом.

IV. Глава 2.

Хакасские игры

Хакасский народ в течение своего исторического пути создал неповторимые черты национальной культуры, среди которых ярко выделяются оригинальные игры, спортивные состязания и развлечения, проводившиеся в дни праздников и часы досуга. Детство хакасского ребенка проходило под влиянием национальных устоев и традиций, выработанных под влиянием национальных устоев и традиций, выработанных еще со времен Кыргызского государства (6-13 вв. ). Необходимо отметить, что до сих пор особенности указанного вида народной культуры слабо изучены. К сожалению в настоящее время многие народные игры забыты и навсегда ушли из нашей жизни.

В последние два столетия под влиянием русской культуры у хакасов появились новые игры: городки, плитка, лапта, чижик и некоторые другие.

Происхождение многих хакасских игр связано с религиозными ритуалами местных культов. В речи играющих встречаются магические заклинания - чуурана, ап, хурай и другие, которые уже не понятны нынешнему поколению. Большой популярностью пользовались игры в бараньи альчики (хазых) и коровьи бабки (саха), где выигрыш связывался с магией плодородия в скотоводческом хозяйстве. Во многих названиях народных развлечений также отразился скотоводческий быт хакасов. Порядок состязаний основывался на обычном праве. Для национальных игр характерна слабая унификация и наличие локальных вариантов. На конных скачках хакасов, как и у всех тюрко-монгольских народов, седоками всегда выступали подростки от 8 до 13 лет. Иногда среди них встречались и лихие наездницы - девочки.

Хакасская стрельба из лука, в отличии от монгольских народов, не была широко распространена и ее нельзя отнести к массовому боевому искусству. К сожалению хакасы не знали шахмат, домино и лото, хорошо известные среди народов Центральной Азии. Правда надо отметить наличие своих разновидностей шашек (тобит), но они не получили должного развития.

Хакасские игры имеют общие истоки с такими же видами культуры других тюрко-монгольских народов Центральной Азии и Южной Сибири. Особенно надо отметить этнографические материалы, свидетельствующие об единых исторических корнях хакасов с тяньшанскими кыргызами. Такие игры, как: ходыр инек, оранмай, пала тузах, хан плазах и многие другие, находят свои одинаковые параллели с развлечениями кыргызов. Вероятно они были созданы во времена Кыргызского каганата и унесены частью потомков с Енисея на Тянь-Шань.

Национальные игры и подвижные развлечения имеют большую роль в физическом развитии детей. Они воспитывают волю, мужество, стремление к победе.

Детские игры являются важной и неотъемлемой частью культуры любого народа, в том числе - и русских старожилов Хакасско-Минусинского края. Его освоение русскими переселенцами началось в середине 18 века, после присоединения края к Российской империи в 1727 г. К началу 19 столетия русские широко расселились на правобережной части р. Енисей.

На основе земледельческой культуры Европейской России (преимущественно северно-русской ее полосы) создалась и развивалась своеобразная материальная и духовная культура русских старожилов края, поселившихся здесь в середине 18 - первой половине 19 вв. и называющих себя «чалдонами». Ее своеобразие было обусловлено и климатогеографическими особенностями региона, и этническим составом населения, где происходили разнообразные контакты чалдонов с хакасами.

Детские игры русских старожилов Хакасско-Минусинского края отражают исконную любовь и стремление ребенка к движению, веселью, удальству, национальные устои, желание обладать силой, ловкостью, проявлять смекалку и творческую выдумку.

В настоящей работе основное внимание уделяется самобытности и многообразию национальных форм подвижных игр. Большинство их не дифференцировано по половому признаку и носит массовый характер. От играющих не требуется какой-либо специальной подготовки, по содержанию, эти игры лаконичны и выразительны. Таковы, к примеру, лапта, чикбек, чижик, мерка, городки и др. Все они способствуют развитию не только физических, но и умственных способностей играющих. Особенно ярко это проявляется в таких играх, как пешки и прятанье золота.

Наряду с массовыми играми в культуре русских старожилов региона существовали игры только для мальчиков и только для девочек, связанные как правило, с трудовыми традициями и социальными ролями мужчины и женщины. С ранних лет крестьянские дети включались в трудовую деятельность. Мальчиков с 9-летнего возраста приучали к работе в поле, уходу за лошадьми, что требовало специальной физической подготовки, формирования умений и навыков ведения традиционного крестьянского хозяйства. Этим целям отвечали два вида игр для мальчиков: спортивные (бабки, плитки, шаровка, клюшки, зоска) и ролевые, сюжетные, как например, игра в коней. Последняя подразумевала поделку деревянных фигурок коней из щепок, из прутиков - оглобель, дуги, саней, запрягание «коня» и т. д. Как видим, здесь жизненные представления ребенка, его впечатления отражаются в условно-игровой форме, способствующей конкретному перевоплощению в образ.

Основными функциями женщины-крестьянки было рождение здорового, крепкого потомства и воспитание детей, а также работа в доме и по хозяйству. Поэтому игры для девочек либо способствовали их физическому развитию (например, перескокушки), либо преследовали цель ознакомления с воспитательными и трудовыми функциями и приучения к их исполнению. Например, в игре в клетки импровизировался дом и хозяйство. Для этого материей закрывался участок пространства, из обрывков деревянных обручей делались «коровы», из глины стряпалось «печенье», мелкая известь была «творогом», из тряпок шили кукол, делая им волосы из льна и расписывая лица угольком.

В играх чалдонов можно проследить многочисленные проявления дружественного межнационального общения между русскими и хакасами. Данный факт свидетельствует о интернациональности воспитания у старожилов, наличии в педагогической традиции элементов воспитания межнациональной терпимости, тесного общения между двумя народами. Интересно, что динамичный вариант лапты, популярный в старожильческих селениях называется «чикбек» (от хакасского «чикпек» - быстрый, весенний, теплый ветерок), во многих считалках присутствует образ татарина (так на протяжении 18 - начала 19 вв. называли русские хакасов), либо производные от хакасских слов («синчик-минчик» - от хакасского «син, мин», т. е. я, ты), хакасскими либо тюркскими терминами обозначаются многие атрибуты игр (чол, мерьга, мерка, чушки), да и некоторые игры сами имеют не только русское, но и хакасское, а порой и общетюркское распространение (например, игра «12 палочек»), либо чрезвычайно похожи по своим правилам.

Поэтому, несмотря на то, что большинство игр русских старожилов имеют аналоги с играми русских Европейской России, наблюдается большое разнообразие и региональная специфика в их названиях, правилах и атрибутах. Кроме того, необходимо помнить, что возрождение традиций народной культуры означает не только изучение и реставрацию старожильческих детских игр. Оно предполагает также изобретение и составление на их основе новых игр, способствующих развитию у детей творческих способностей и умений. Использование народных традиций лишь тогда будет успешным, когда будут учитываться особенности и влияние окружающей социальной среды. Воссоздавая мир народной игры, было бы неправильно переносить на современную почву то, что в прошлом было ценным, а сегодня потеряло свою актуальность и значимость. Сложная и многоцветная культура прошлого требует тщательного изучения, выделения и использования подлинных родников народной мудрости, народной культуры.

V. Глава 3.

Немецкие игры

Немецкие игры создавались веками, поэтому их репертуар многослоен. Корни значительной части игр уходят в глубокое прошлое, в них отразилось мифическое восприятие, древние промыслы, обычаи и т. д.

С течением времени менялись характер, содержание и назначение игр.

Способствовала развитию самобытных игр и сама природа республики: в Германии много озер, рек, речушек, зеленых лугов, полей, холмов. Наибольшее отражение нашли в играх труд и быт крестьянина и ремесленника. Условия труда того времени, в котором участвовали подростки и молодежь, порождали характерные игры. Например, «die Peitsche» (кнут), «die Weberin» (ткачиха), «Brot backen» (печь хлеб). Подобные игры содержат элементы подражания отдельным видам труда.

Немало молодежных игр с любовными мотивами, например, «Hochzeit» (свадьба), «Brautpaar» (жених и невеста). Игры были удобной формой для знакомства, выражения внимания и симпатии.

Значительная часть немецких игр изображает птиц и животных, о чем свидетельствуют сами их названия: « Die Krähe» (ворона), «das Eichhörnchen» (белочка), «der Hase» (зайчик), «das Zicklein» (козленок). Эти образы , взятые из мира животных, способствовали в тоже время поэтизации характера человека, его чувств, взаимоотношений или же высмеиванию недостатков.

Игры сопровождали человека всю жизнь. Маленьких развлекали взрослые, их качали на ноге, играли в ладушки. веселили частушками и потешками.

Игры немцев, как составная часть и. к культуры, явились своеобразной формой отражения этого труда с помощью специального изобразительного языка Сюда входили пантомима, воспроизводящая трудовую деятельность, ритмические песни, сопровождающие хозяйственные работы, драматический диалог, борьба за достижение желаемого и т. п.

Игры, воспроизводящие действия: сев, уборка урожая, защита беспомощных детенышей птиц и животных от сильных и коварных зверей.

Тесная связь немцев с русскими и др. народами, естественно, влияла на содержание игр. Порой очень нелегко точно определить их подлинную «национальность».

В древности народные игры проводились не только ради развлечения, они имели и определенную цель: выявить наиболее сильных, ловких, выносливых, мужественных.

Этнографы, описывая народные праздники, наряду с песнями, музыкой и хороводами обязательно отмечают состязания и игры как составную часть каждого торжества.

Немцы еще в глубокой древности занимались физическими упражнениями, играли, участвовали в состязаниях. Это нашло отражение в народном творчестве: эпосе, сказаниях, сказках, легендах, Немецкие сказки также дают представление о самобытных состязаниях, играх, физических упражнениях народа. Изображенные в них народные герои обладают богатой силой, меткостью, отличаются сообразительностью, находчивостью и смелостью.

Юноши и девушки участвовали в играх и забавах, приуроченных к народному календарю.

Одни из них связаны с пением, с танцевальными движениями, например, «das Kreisspiel» (хороводы). Другие, например «die Schaukel» (качели), «das Feuersprung» (купальское прыгание через огонь), не связаны с хореографией вообще. В одних немецких играх главным является изобразительное, драматическое, хореографическое начало, в других - состязание в ловкости, силе, выносливости или освоение необычных движений, например, хождение на ходулях.

Проделанные исследования позволили нам установить, что многие игры Германии, также как и сказки, пословицы, поговорки и загадки, являются общими для немцев, русских и хакасов. В этом можно легко убедиться, сравнив немецкую игру «Blindekuh», русскую «Жмурки», хакасскую «Метпечек».

Интернациональный характер репертуара игр еще больше усилился в 20 веке. Этому способствовали переводы. публикации, сборники игр. Одновременно увеличилось число игр индивидуального творчества.

Первые сведения об играх немцев встречаются в записи путешественника Вульфстана (9 век). С 17 века появляется все больше описаний игр, и эти игры характеризуются все более подробно. Народные игры публиковались в популярных детских изданиях, в краеведческих, этнографических, хореографических сборниках. Материалы по играм содержатся в этнографических исследованиях, в энциклопедиях и т. д.

Ныне в Германии культивируются новые виды спорта, спортивные игры, но наряду с ними по-прежнему пользуются популярностью испытанные временем народные игры. Народные игры включены в программу физического воспитания школьников в Германии. Немецкое телевидение проводит конкурсы по подвижным играм в школах.

VI. Глава 4.

Сравнительный анализ типологических схождений в национальных формах подвижных игр Германии,

России, Хакасии.

Объектом исследования является игра, как часть национальной культуры, в которой отражается история, быт и нравы народов. Таким образом, проделанная работа позволила нам установить, что игра любого народа является сокровищницей человеческой культуры.

В данной научно-исследовательской работе собраны игры, в основу которых положен комплекс активных двигательных действий, получивших общее название «подвижные игры». Перед нами стояла сложная задача. Сложность ее связана с тем, что невозможно было охватить в ней все игры народов Германии, России, Хакасии. Однако попытались рассмотреть роль игры, ее распространение, сходство и различие игрового фольклора у разных народов, методические особенности.

На основе изученного материала и учета зарубежных публикаций подвижная игра рассматривается нами как осмысленная деятельность, направленная на достижение конкретных двигательных задач в быстроменяющихся условиях.

В любой народной игре (русской. хакасской, немецкой) проявляется творческая инициатива играющего, выражающаяся в разнообразии действий, согласованная с коллективными действиями. Мы выяснили, что в игровой деятельности детей объективно сочетаются два очень важных фактора: с одной стороны играющие включаются в практическую деятельность, развиваются физически, привыкают самостоятельно действовать, с другой стороны - получают удовлетворение от этой деятельности, углубляют познания окружающей их среды. Все это в конечном итоге способствует воспитанию личности в целом.

Проведя исследование, мы убедились, что многие игры свидетельствуют о древнейших пластах истории. Например, наиболее элементарные из русских игр зародились еще в глубокой древности и внешне напоминают игры животных («У медведя во бору» - старинная русская игра 19 века. У немцев -« Der Fuchs im Garten» («Лиса в саду»), «Das Zicklein» («Козленок»). У хакасов - «Киик-пуурi» («Дикие козы и волк»), «Аба токпес» («Медвежий пень»).

Это простейшие игры с бегом и ловлей друг друга: русские - «догонялки», «Ловишки», «Салки»; хакасские - «Хыс хостазах» («Преследование девушки») и «Догонялки»; немецкая - «Blumen» - своеобразный вариант русских «Салок». Это игры с прыганием и лазанием по деревьям: русские - «Подпрыгивание», «Качание на суку», «Катание на качелях», «Салки по деревьям» и др. ; хакасская - «Чиленмес» («Катание на качелях»); немецкие - « Das Springen» («Подпрыгивание»), « Die Schaukel» («Катание на качелях»).

Большое количество игр является прямым отображением семейно-бытовых и социальных отношений на разных этапах исторического развития: русские - «Ящур», «Невеста», «Война», «Городок», «Казаки-разбойники» и др. ; хакасская - «Чаа-чурух» (напоминает игру «Казаки-разбойники» ); немецкая - « Die Braut» («Невеста»).

Данные археологии говорят о высоком уровне развития русских игр еще тысячу лет назад. Значительная часть древнерусских игр и«потех» , ставшие истоком игровой деятельности трех восточно-славянских народов (русских, украинцев и белорусов), была тесно связана с языческими календарными и семейно-бытовыми обрядами (в честь Коляды, Масленицы, Весны и др. ). На Масленицу, например, проводились катания на тройках, «Кулачные бои», «Взятие снежного городка», страивалась карусель на льду.

Интересно, что некоторые народные игры, как, например «Лапта», «Городки» теперь переработаны в спортивные.

Главным признаком, отличающим большинство игр Германии,

России, Хакасии является их сознательный характер. Перед играющим всегда ставится цель - выполнение какой-либо конечной задачи игры, т. е. получение результата.

Понятие «игра» включает в себя множество различных форм игрового фольклора, в котором прячется национальный характер. И это отнюдь не случайно. Знакомясь с особенностями национального характера немецкого, русского, хакасского народов было выявлено, что его типические черты наложили свой отпечаток и на народные подвижные игры. Так, немецкие народные игры отражали и воспитывали бережное отношение к животным, окружающей среде. В каждой немецкой игре акцентируется какое-либо ценное качество: чувство ответственности. аккуратности, точности, дисциплинированности; такие физические качества, как ловкость, быстрота, сила и т. д.

Немцы - нация, внимательно следящая за своим генофондом. Они хотели видеть своих детей здоровыми, крепкими, ловкими. Вот почему народные игры были, как правило, очень подвижными, играющие демонстрировали свою силу и ловкость.

Нельзя не отметить и национальный характер русского человека, главной чертой которого является широта души. Для большинства русских игр характерны простота, общедоступность, широкая распространенность среди других народов. Это сочетается с ярко выраженным национальным своеобразием характера игр и тех форм, в которых эти игры бытуют среди самих русских людей. Таким образом, русским народным играм свойственна гармоничность сочетания самобытного национального начала с интернациональным. Этому способствует поразительное многообразие видов, разновидностей, вариантов многих игр. Самобытность русской культуры и быта проявляется в том, что до сих пор хорошо сохранилась традиционная образность и музыкальность народных игр. Многие из этих игр отличаются выраженным национальным колоритом.

Хакасские народные игры были средством, способствующим развитию смелости, силы, ловкости и выносливости. Они являлись необходимым элементом народных праздников, многих торжественных ритуалов в жизни хакасского населения. Игры и праздники издревле рассматривались народом как важнейшие факторы воспитания детей.

Как показывает исследование, общим для всех народов России, Хакасии, Германии является влияние природных, климатогеографических, производственных и др. особенностей, в том числе этнических. В качестве примера можно привести игры у хакасского народа, проводимые на лошадях: конные скачки - «Чарыс», поединки на конях с копьями - «Чыда-сазыс». В настоящее время память о них сохранилась только в фольклорных произведениях.

Любая народная игра, попадая в иную среду, в зависимости от условия бытования либо получает дальнейшее развитие, либо трансформируется в новый вариант с сохранением основного сюжета.

У русского, хакасского и немецкого народов наблюдается большое количество однотипных игр, представляющих модификации, которые складывались применительно к локальным условиям. Например, русская игра «Жмурки», сходная с хакасской «Метпечек» (детская забава) и с немецкой « Jacob und Marie» (разновидность игры «Шли двое слепых»), или русская «Лапта», сходная с хакасской «Чикбек» (разновидность лапты, близкая к ее классическому русскому варианту) и с немецкой «Faustballspiel» или « Das Schlagballspiel» (разновидность итальянской лапты).

Принадлежность игры к тому или иному этнографическому району или региону, видимо, следует определять по наибольшей полноте сохранения первоначальной игровой канвы. В одних случаях игра сохранилась более полно, в других - частично, в третьих же изменилась настолько, что лишь пристальное изучение сюжета дает ключ к отысканию некоторых сторон истоков.

Следует остановиться еще на одной черте игр в связи с различной структурой бытового устройства у русского, хакасского, немецкого народов в прошлом. Общественные обязанности, как известно, выполняли тогда мужчины, на женщин же был возложен большой круг семейных забот, что и проявилось в содержании игр. Если мужское население тяготело к состязательным играм, то женское - больше к сюжетным играм хозяйственного характера, народным танцам.

Анализ формы и содержания народных подвижных игр показывает диалектику тесной взаимосвязи ее национальной и интернациональной сторон. Национальная форма подвижных игр выражается в том, что она по своему происхождению и развитию является характерной для конкретной нации, определена общественно-историческим ее развитием, своеобразием быта, особенностью психического склада и т. д. Получив распространение за пределами своей страны (несмотря на то, что для данной нации эта игра продолжает оставаться национальной), она становится международной.

Сравнительный анализ показал:

– сущность национальных форм подвижных игр русского, хакасского и немецкого народов;

– их типологическое схождение, т. к. на длительном пути развития национальных игр были периоды становления, совершенствования;

– типологические схождения предопределены историческим развитием, а также региональными особенностями, которые формировались под влиянием соседних народов и особенностями национального характера, который выявляет сущность национальной самобытности игры.

Одной из главных задач моего проекта было представить культуру изучаемого языка, сравнить ее с родной.

Каждый раздел позволяет познать культуру более глубоко, сделать попытку проникнуть в новые сферы жизни, в менталитет народа, в его национальный характер. Все это создает необходимую базу для того, чтобы от понимания иноязычной культуры перейти к взаимопониманию обеих культур, а также изменить отношения к чужой культуре и обогатить свою собственную.

Данная научно-исследовательская работа доказывает, что игра - это часть души народа, где отражается национальный характер.

Таблица: Классификация игр по различным признакам.

Признаки Россия Хакасия Германия

Игры, внешне напоминающие игры «У медведя во бору», «Дедушка «Киик-пÿÿри» («Дикие козы и «Der Fuchs im Garten» («Лиса в животных. Мазай», «Волк во рву» волк»), «Окрас» («Петух»), «Ходы саду»), «Das Eichhörnchen»

iнек» («Паршивая коза»), «Аба («Белочка»), «Das Zicklen»

тöкпес» («Медвежий пень») («Козленок»), «Der Kater»

(«Кот»).

Простейшие игры с бегом и ловлей «Догонялки», «Ловишки», «Салки», «Хас Хостазах» («Преследование «Das Kaufspiel» («Беганье»), друг друга «Прятки» девушки»), «Догонялки» «Blumen» (Своеобразный вариант русских «Салок»), «Das

Fangspiel» («Пряталки»)

Игры с прыганьем и лазанием по «Подпрыгивание», «Качание на «Чиленмес» («Катание на качелях»)«Das Springer»

деревьям. суку», «Салки по деревьям» («Подпрыгивание»), «Die

Schaukel» («Катание на качелях»)

Игры отображающие семейно-бытовые«Ящур», «Невеста», «Война», «Чаа-чурух» (напоминает игру «Die Brauf» («Невеста»)

отношения. «Городок», «Казаки- «Казаки-разбойники»)

разбойники» и др.

Игры, воспроизводящие в условной «Уж мы просо сеяли » «Лен», «Килiн-чарыс» (шуточные «Der Markt» («Ярмарка»), «Der игровой форме различные трудовые «Мак», «Капуста» соревнования между невестками) Schuster» («Сапожник») или процессы. «Jan-Schuster»

(«Ян-башмачник»), «Schneider»

(«Портной»), «Die Weberin»

(«Ткачиха»)

Разнообразные игры и физические «Бабки «Городки», «Бабки», «Плитки», «Das Schlagholz» («Лапта»), упражнения. «Городки» («Биток»), «Чикбек» «Das Fangpiel» («Горелки»)

«Горелки» (разновидность лапты)

«Лапта»

Хороводные игры с пением и Русские хороводы «Пеелбек» (круговое «Das Kreisspiel» («Хоровод»), речитативом, включающие движение с песней (тахпах)) «Der Volkstanz, ausgeführt von имитационные и хореографические der Volkstanzgruppe» («народный элементы. танец», исполняемый группой народного танца); «Das

Ringespiel», «Das Reigespil»,

«Der Ringelreihen» (игры в хоровод)

Молодежные игры с любовными «Сваты», «Свадьба» «Хуча чарыс» («Разделение «Die Hochzeit» («Свадьба»), мотивами. отары»), «Хыс хостахзах» «Die Braut» («Невеста»),

(«Преследование девушки») «Polterabend» (устраивается за день до свадьбы)

Игры с элементами сопротивления и«Перетягивание руками», «Холл тартызах» («Перетягивание Подобные игры распространены у борьбы (силовые игры). «Перетягивание пальцами», рук»), «Хайыс тартызах» всех народов, например, в

«Перетягивание палками», («Перетягивание ремня»), «Курес» Германии, Англии, Франции

«Разрывание рук» и т. д. («Поясная борьба» - ведущий вид спорта у тюрских народов)

Различные игры в кости, камешки. «Казачки» (известные у русских в «Хазых атызах» («стрельба «Die Murmeln» («Камешки»)

Хакасии) альчиками»), «Айра-хазых»

(Биток-альчик»)

Поединки на конях Поединки на конях. «Чыда сазыс» («Поединки на «Ritterturnir» («Рыцарские конях с копьями» - сохранились турниры»).

только в фольклорных произведениях).

VII. Глава 5.

Национальный характер и игра

В игре прячется характер. И это отнюдь не случайно. Национальный характер любого народа, который складывается и проявляется в деятельности, в общении, обуславливая индивидуальные особенности поведения, отражается и в народных играх, а они составляют важную и неотъемлемую часть национальной культуры любого народа.

Знакомясь с особенностями национального характера немецких, русских, хакасских народов было выявлено, что его типические черты наложили свой отпечаток и на народные подвижные игры.

Что же характерно для немецкой нации? Порядок, чистота, аккуратность, точность, практичность, профессиональность, пунктуальность и дисциплинированность, любовь к природе и окружающей среде.

Воспитание детей и юношей на народных играх с самого раннего возраста испокон веков способствовало формированию правильного отношения к окружающей среде, природе, к взаимоотношениям в обществе. Мальчики в играх подражали взрослым мужчинам, воспроизводя их хозяйственную деятельность. В играх девочек отражались семейно-брачные и бытовые отношения. Немецкие народные игры отражали и воспитывали бережное отношение к животным. В разные исторические периоды являлись конкретным и объективным отражением жизни народа. Молодое поколение проходило в них школу воспитания. В каждой игре акцентируется какое-либо ценное человеческое качество: чувство ответственности, коллективизм, сообразительность, аккуратность, точность, дисциплинированность; такие физические качества, как ловкость, быстрота, сила и т. д.

Немцы - нация, внимательно следящая за своим генофондом. Они хотели видеть своих детей здоровыми, крепкими, ловкими. Вот почему народные игры были, как правило, очень подвижными, играющие демонстрировали свою силу и ловкость.

Нельзя не отметить и национальный характер русского человека, главной чертой которого является широта души. Для большинства русских игр характерны простота, общедоступность, широкая распространенность среди других народов. Это сочетается с ярко выраженным национальным своеобразием характера игр и тех форм, в которых эти игры бытуют среди самих русских людей. Таким образом, русским народным играм свойственна гармоничность сочетания самобытного национального начала с интернациональным. Этому способствует поразительное многообразие видов, разновидностей, вариантов многих игр. Самобытность русской культуры и быта проявляется в том, что до сих пор хорошо сохранилась традиционная образность и музыкальность народных игр. Многие из этих игр отличаются выраженным национальным колоритом.

Хакасский народ всегда умел жить правильно - вот у кого нужно поучиться. Происхождение многих хакасских игр связано с религиозными ритуалами местных культов. Они имеют и самобытные черты, связанные с особенностями истории народа и с природными условиями республики.

Хакасские народные игры были средством, способствующим развитию смелости, силы, ловкости и выносливости. Они являлись необходимым элементом народных праздников, многих торжественных ритуалов в жизни хакасского населения. Игры и праздники издревле рассматривались народом как важнейшие факторы воспитания детей.

Много игр носит групповой характер. И это не случайно, т. к. такие игры способствуют развитию коллективизма, укрепляют связь поколений.

Таким образом, национальная игра - часть души народа, где отражается национальный характер.

VIII. Заключение

История национальных игр органически связана с историей народа, его трудовой деятельностью, бытом, обычаями, традициями, верованиями. Народные игры составляют неотъемлемую часть национальной культуры любого народа, являются древнейшим средством физического, нравственного, трудового, эстетического воспитания. В своей совокупности они синтезируют элементы народного театра, народной песни, детских видов фольклора.

Какова судьба игр на современном этапе? Некоторые из них, не отвечающие требованиям современной молодежи, ушли из быта или изменились в соответствии с новым образом жизни. Изучение игр продолжается. Оно ведется не только этнографами, фольклористами и искусствоведами, но и специалистами по истории. Хорошие игры рождаются и в наше время. Быть может, некоторым из этих новых игр суждено будет стать народными.

Научно-исследовательская работа является попыткой свести воедино отобранные подвижные игры Германии, России, Хакасии. Такой единый свод игр позволяет определить действенное значение национальных традиций каждого народа в развитии игровой деятельности, выявить самобытность и многообразие национальных форм игр, а вместе с тем общность их основного содержания. В своей совокупности игры Германии, России, Хакасии представляют собой исключительное богатство содержания и форм. Проведена большая исследовательская работа по собиранию изучения игр. Базируясь на научном (этнографическом, фольклорном) изучении игр мы отобрали из многообразия существующих народных игр лишь те, которые наиболее интересны и показывают диалектику тесной связи ее национальной и интернациональной сторон.

Данная научно-исследовательская работа доказывает, что национальные игры в разные исторические периоды являлись конкретным и объективным отражением жизни народа.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)