Производство  ->  Металлургия  | Автор: | Добавлено: 2015-03-23

Подземные ископаемые Кемеровской области

Географические исследования территории нашего края имеют древнюю историю, которая своими корнями уходит в далекое прошлое.

Охотники, жившие на Алтае и в Казахстане, пришли сюда примерно 30 тысяч лет назад. Доказательством того, что человек жил в этот период в районе нынешней Кемеровской области, является клад изделий из камня, обнаруженный недалеко от Кузедеева близ деревни Аил в Горной Шории на реке Кондоме.

Телеуты и шорцы — древнейшие жители Кузнецкой земли. По своему происхождению они относятся к кочевым скотоводам. В конце XVI — начале XVII веков телеуты кочевали в Прииртышских степях, в верховьях Оби и ее притоков (Ини, Чарыша, Алея). Шорцы издавна обитали в бассейне реки Кондомы, вели оседлый образ жизни и занимались выплавкой руды, кузнечным делом, охотой и земледелием.

Истоки самого названия «Кузнецкая земля» уходят к предкам современных шорцев, жившим в верховьях Томи, Мрассу, Кондомы, которых еще сибирские летописцы за их уменье получать железо из руды называли «кузнецами». Это послужило основанием назвать первый острог Кузнецким (1618 г. ), первый город — Кузнецком и всему нашему краю дать название — Кузнецкая земля.

Присоединение Сибири к России явилось прогрессивным началом и способствовало как хозяйственному освоению края, так и более глубокому изучению геологии, рельефа, недр и других природных ресурсов Сибири, в том числе и территории современной Кемеровской области.

Важным толчком к изысканию многих природных богатств Кузнецкой земли было стремление Петра I устранить зависимость России от заграницы в черных и цветных металлах. А чтобы такую зависимость ликвидировать, необходимо было лучше знать природные богатства, и в первую очередь, запасы полезных ископаемых, которыми располагало русское государство. С этой целью в 1719 году

Петром I было учреждено специальное ведомство горных дел – Берг-коллегия и одновременно опубликован указ — Берг-привилегия, который давал право простым русским людям — всем и каждому, какого бы чина и достоинства он ни был,— искать полезные ископаемые на территории России, добывать и обрабатывать их как на собственных, так и на государственных и частно-владельческих землях.

В 1721 году в районе нынешнего города Кемерово (Рудничный район) крепостной рудознатец Михайло Волков обнаружил выходы «горючего камня». Этим было положено начало открытию главного богатства Кузнецкой земли — каменного угля.

Организованное геологическое изучение бассейна и геологоразведочные работы на отдельных его площадях начались с 1893 года в связи со строительством Сибирской железнодорожной магистрали. В конце 1895 года томским геологом А. Н. Державиным была составлена, первая геологическая карта Кузнецкого каменноугольного бассейна. Систематическое исследование недр Кузбасса началось в 1915 году и связано с именами Л. И. Лутугина, В. И. Яворского, П. И. Бутова, А. А. Гапеева.

Рельеф Кемеровской области тесно связан с геологическим строением и отличается большим разнообразием.

в настоящее время в Кемеровской области выделяется 5 орографических районов: Кузнецкий Алатау, Горная Шория, Салаирский кряж, Кузнецкая котловина и Западно- Сибирская равнина.

Кузнецкий Алатау (тюркское название, в переводе на русский «ала» - пестрый, «тау» - гора, «пестрые горы») - горная система, расположенная на востоке и северо-востоке области, тянется с юго-востока на северо-запад более чем на 500 километров. Площадь Алатау в пределах Кузбасса составляет 37,5 тысячи квадратных километров.

Сложен Кузнецкий Алатау, главным образом, из известняков, сланцев, порфиритов, туфов.

Горная Шория занимает южную часть Кемеровской области, где сходятся в сложный горный узел хребтет Северо-Восточного Алтая, Кузнецкого Алатау и Салаирского кряжа. Горный массив Горной Шории вытянулся с севера на юг на 170 километров, с запада на восток на 100 километров и составляет 13,5 тысячи квадратных километров.

Горы Шории сложены метаморфическими породами, прорванными интрузиями гранитов, с которыми связаны железорудные месторождения этого района.

Салаирский кряж представляет собой наклонное на юго-запад, слабо расчлененное плато с высотами 400-500 метров, вытянутое дугой с юга на северо-запад

Формирование рельефа Салаирского кряжа происходило в течение длительного периода. В меловой период мезозоя и палеогеновый период кайнозойской эры область кряжа представляла собой равнину с мощным чехлом выветривания. Активизация вулканической деятельности в четвертичный период привела к перемещению фундамента Салаира и возобновлению выветривания, что способствовало образованию месторождений бокситов, никеля, золота, огнеупорных глин и минеральных строительных материалов.

Кузнецкая котловина представляет собой межгорную тектоническую впадину, образовавшуюся на месте краевого прогиба. С окружающими ее горными сооружения-

Салаира, Кузнецкого Алатау и Горной Шории.

Длина примерно 400 километров при ширине около 100—120 километров. Площадь 30 тысячам квадратных километров. Кузнецкая котловина отличается широким развитием мощных (до 60 метров) покровов лессовидных суглинн и глин. В палеозойскую эру на ее территории находил морской залив. Постепенно окружающие котловину горные системы разрушались, заполняя ее обломками горных пород. Слагающие горные породы состоят из угленосных отложений мощностью до 10 километров, сложенных песчаниками, конгломератами и аргиллитами.

Северная часть Кузбасса расположена в пределах юго-восточной части Западно - Сибирской равнины, которая занимает 4,5 тысячи квадратных километров. Рельеф этой части преимущественно равнинный.

ГОРЮЧИЙ КАМЕНЬ

Блестит, как смоль,

В изломах — как стекло.

Тяжелый, черный —

Впрямь, горючий камень.

И это моего труда тепло

И нем спрессовалось в будущее пламя.

Он мертвым камнем здесь лежал века,

Землею тяжкой сжатый в пласт огромный.

Но извлечен руками горняка,

Он запылал огнем в кузнецких домнах.

Взгляни кругом: шахтерского труда

Видны плоды везде, в любой округе.

Ведь освещает села, города

И движет пароходы, поезда

Добытый мной кузнецкий жаркий уголь.

Огнями залит заревой простор,

И вижу я, как вся моя Отчизна

С гряды Курильской до Карпатских гор

Встает в великих стройках коммунизма.

И всюду — уголь наш.

И это я, шахтер,

Вдохнул в него огонь неугасимой жизни.

В. ИЗМАЙЛОВ

ПОЛЕЗНЫЕ ИСКОПАЕМЫЕ

Бурый уголь

Барандатское и Итатское месторождения Канско-Ачинского буроугольного бассейна находятся на территории Кемеровской области. Уголь залегает на небольшой глубине, и большую часть его можно добывать открытым способом. Рабочих пластов более десяти, а главный пласт — Итатский — достигает стометровой мощности.

Первые сведения о наличии углей в этом районе относятся к концу XVIII —началу XIX века. Длительное время отработка месторождений откладывалась из-за сложностей технологического и экономического характера. Во-первых, уголь не выдерживает длительного хранения на воздухе и через 12—14 дней рассыпается на мелкие кусочки, теряя при этом свои качества. Значит, транспортировка его на дальние расстояния исключается, использование должно быть организовано в непосредственной близости от места добычи. Во-вторых, уголь не только может быть использован как энергетическое топливо, но и пригоден для получения высококалорийного газа, фенола, бензола, этилена, нафталина и другого химического сырья. Кроме того, во вскрышных породах в большом количестве содержатся железные руды (сидериты) и высокоглиноземистые породы, которые нельзя не использовать.

Это значит, что ограничиться только строительством добычных предприятий нельзя, необходим целый промышленный комплекс. Но неудобства компенсируются близостью месторождений к Транссибирской железнодорожной магистрали, что значительно облегчит их освоение. Геологи изучают проблему использования попутных полезных ископаемых.

Кроме каменного угля и бурого, на территории Кемеровской области встречаются горючие сланцы и сапромикситы (район Барзаса), но они пока не получили промышленного развития.

Железные руды

Когда на заре Советской власти встал вопрос о создании второй металлургической базы на востоке страны, в Западной Сибири не было ни одного мало-мальски разведанного месторождения железной руды. Этот факт и сыграл главную роль при создании Урало-Кузнецкого комбината. Два крупнейших металлургических комбината — Магнитогорский и Кузнецкий — начали работать на уральской руде и кузнецком угле. Железнодорожные составы мчали на Урал уголь, в Сибирь — руду.

Сведения о том, что руда в недрах Салаира, Кузнецкого Алатау и Горной Шории есть, шли из глубины веков.

Но где эта руда? Разведывать ее сложней, чем уголь. А завод уже строился, нужно было обеспечивать его местным сырьем. Сибирское отделение геологического комитета посылает поисковые партии в разные районы Кузбасса. Геологи уходили в глухие таежные места, в горы, добирались неведомыми путями верхом и пешком туда, где нога цивилизованного человека еще не ступала. Они встречались со старателями, охотниками, осматривали поймы рек и ручьев, копали канавы, били шурфы. Они искали руду.

Местные жители помогли геологам. Так, братья-шорцы Шерегешевы показали им в 1930 году месторождения магнетита. Когда техрук поисковой партии Иван Александрович Киселев осмотрел обнажение на склоне горы, стало ясно: руды здесь много.

В тот год поисковая партия не возвратилась в конце сезона на базу. Геологи остались на зиму в палатках, чтобы продолжить работы. Труд их окупился сторицей. На том месте, куда привели поисковиков охотники шор-кайчи, теперь работает один из крупнейших в Сибири рудников, названный в честь первооткрывателей месторождения — Шерегеш, так же называется и рудничный поселок.

Примерно так были открыты и другие месторождения Горной Шории. Увеличение разведанных запасов железных руд дало возможность приступить к реконструкции Таштагольского и Шерегешского рудников с удвоением их производственной мощности. Это имеет большое значение для металлургических заводов Новокузнецка. Известно, что Кузнецкий металлургический комбинат из богатых горношорских руд выплавляет самый дешевый в стране чугун.

В тридцатые годы одна из поисковых партий обнаружила рудопроявление в центре Кузнецкого Алатау. Коллектор (раньше была такая должность в геологии) Василий Лавренов нашел в свалах безымянного ключа обломки магнетитовой руды. С тех далеких пор чуть ли не каждое лето торили все новые и новые тропы в горах геологические отряды и партии. Но для систематической разведки месторождения у страны не хватало ни сил, ни средств — слишком труден для освоения район и по рельефу, и по климатическим условиям.

Потом началась война. Было не до поисков руды в отдаленных районах. Только в 1950 году в Кузнецкий Алатау отправилась поисковая партия. В ее составе шел практикант геологоразведочного техникума Владимир Власов, которому удалось вскрыть канавой рудное тело на Лавреновском месторождении. Первая удача окрылила студента. Окончив техникум, он получил направление в Западно-Сибирское геологическое управление и посвятил разведке железных руд в этом уголке нашей области всю свою жизнь.

На территории Кемеровской области известны Ампалыкское, Казское, Темиртаусское, Таштагольское, Шерегешское, Ташелгинское, Лавреновское месторождения железной руды. И хотя запасы некоторых из них достаточно велики, они могут составить лишь часть рудной базы КМК и Запсиба. Уголь и железная руда — основные, по экономическому значению, полезные ископаемые нашей области. Но постепенно к ним присоединяются другие руды, имеющие очень важное народнохозяйственное значение.

Марганец

Современная металлургия без него немыслима! Его добавляют в самые лучшие марки стали, алюминий, медь, чтобы получился металл высокой прочности. Например, турбинные лопатки из меди без добавки марганца не выдержали бы высоких нагрузок. Он идет на производство стекла, применяется в керамической промышленности.

До сих пор наши металлургические заводы пользуются привозным марганцем, хотя свой лежит в доступном месте. Усинское месторождение марганца — одно из крупнейших в стране — находится неподалеку от города Междуреченска. Это очень выгодное для разработки месторождение пока не освоено промышленностью, ждет своей очереди.

Алюминий — крылатый металл. Кто-то в свое время очень метко назвал его так. С тех пор это определение стало расхожим газетным штампом, иногда заменяющим само название металла.

Алюминий делают из глинозема. Глинозем извлекают из боксита, который долгое время считался единственной горной породой, пригодной для извлечения глинозема. В Кемеровской области известно два месторождения — Салаирское и Барзасское, да и они не имеют промышленного значения.

Уртит — младший брат боксита. Первыми научились извлекать из него глинозем советские специалисты. Крупное месторождение богатых нефелиновых руд—уртитов—открыл в пятидесятых годах геолог А. М. Прусевич

Давсонит

Есть в мире минерал, который так же, как бокситы и нефелины, перспективен как алюминиевое сырье — давсонит. Его долго путали наши геологи с кальцитом и с другими карбонатами. Давсонита в Кузбассе очень много. Лаборатория Западно-Сибирского геологического управления на мелких пробах разработала технологию извлечения из давсонита глинозема. Процесс очень прост и эффективен: извлекается примерно 80— 90 процентов полезного продукта.

В руслах рек Салаира, Кузнецкого Алатау, Горной Шории немало свидетельств огромной работы, которую проделали наши далекие и ближние предки в поисках золотого песка. То там, то здесь находят геологи их огромные лопаты, изъеденные ржавчиной, старые выработки, остатки жилищ старателей.

Эти следы сохранились в истоках рек, в гольцах и непролазной тайге.

Сегодня известны десятки месторождений, пригодных для разработки дражным способом, а также гидромониторами. Многие из них эксплуатируются.

Но несомненно больший интерес для золотодобывающей промышленности имеют месторождения рудного золота, сосредоточенные, в основном, в Мариинской тайге (Кузнецкий Алатау) — Берикульское, Натальевское, рудник «Центральный».

У дома № 18 Пионерского проспекта в Новокузнецке, где находится геологический музей, стоит огромный кусок самородной меди весом в три тонны. Его привезли из Горной Шории, с единственного месторождения самородной меди. Это месторождение расположено неподалеку от города Таштагола.

Полиметаллы

Рудопроявлений полиметаллов можно назвать несколько, а месторождений только два, да и те небольшие — Салаирское и Тургеневское. Оба они мало разведаны, оба имеют перспективу увеличения запасов, особенно последнее.

Материалы для металлургии

Металлургическое производство не может обойтись без доломитов, известняков, кварца, которые идут как добавка в шихту, а также формовочных и огнеупорных глин. И чем ближе к заводам сырье, тем ниже себестоимость металла.

Запасы известняков и доломитов у нас велики, они полностью обеспечивают развитие металлургической промышленности. Кварца меньше — эксплуатируется пока месторождение «Брусничная гора».

Формовочные пески добывают в Ижморском районе. Огнеупорная глина имеется в районе Барзаса и под Кузедеевым.

Этот минерал имеет очень широкое применение, хотя промышленность расходует его сравнительно немного. Производство керамики, радиокерамики, резины, бумаги, парфюмерии, красок, и даже кондитерских изделий требует талька. И все-таки 65 процентов его идет на приготовление ядохимикатов.

На территории области около семидесяти месторождений глин и суглинков для производства кирпичей, черепицы, керамзита, канализационных труб, десятки месторождений песочно-гравийиой смеси, идущей для приготовления растворов и бетонов различных марок. Они рассыпаны почти по всей территории области и большинство из них находится в непосредственной близости от городов, поселков, железнодорожных станций.

Но нельзя сказать, что все строительные, облицовочные или декоративные материалы уже выявлены. Новые сведения постоянно поступают в Западно-Сибирское геологическое управление.

Ну что за руда — вода в области, где такое изобилие рек? Рек много, а пресной воды для снабжения городов, сел, промышленных объектов не хватает. Проблема пресной воды очень остро стоит и в мировом масштабе.

Наша область сравнительно неплохо обеспечена пресной водой, в том числе наиболее ценной — подземной.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)