Культура  ->  Музеи  | Автор: | Добавлено: 2015-03-23

Мир в художественных отражениях

Основная цель настоящего исследования – проследить путь развития Алтайского края на протяжении многих лет: от построения первых крепостей и редутов, формирования контингента русских сибиряков на юге Западной Сибири в 18 – начале 20 века ; к истокам камнерезного дела, принесшего нашей малой родине мировую известность; к открытию месторождений полиметаллических, железных, алюминиевых, титановых, ванадиевых руд, золота, серебра и промышленному их освоению. Познакомить с уникальными и значительными историческими памятниками Алтая.

Задача исследовательской работы – доказать, что история нашего края начиналась не с землепашества, а с того, благодаря чему, он прославился как родина горнозаводского дела и что регион внёс весомый вклад в развитие дела всей России. Раскрыть истинную красоту Алтайского региона, развить интерес к культурным корням своей малой Родине, сохраняющей и развивающей традиционную культуру – это легенды и сказания, связанные с историческими древними памятниками.

Актуальность данной исследовательской работы заключается в том, что она способствует формированию чувств патриотизма, любви к малой родине, первоначальной родины в смысле родных мест, отчего края, района, города или деревушки. Эта малая родина со своим особым обликом, со своей скромной красотой предстаёт человеку в детстве, и с нею, этой отдельной и личной родиной, он приходит с годами к той большой родине, что охватывает все малые и – в великом целом своём – для всех одна.

Объектом исследования являются наиболее значимые памятники культуры Алтайского края и более всего Горная Колывань

Уникальна и значительна история Алтая, весом вклад региона в развитие России, именами, делами, судьбами отмечен его путь на исторической карте мира.

В какой-то мере это связано с выгодным географическим положением нашей малой родины и её богатейшими природными ресурсами. Алтай находится на стыке различных историко-культурных и климатических зон Китая, Монголии, Казахстана, всей Западной Сибири, а долина реки Катуни стала тем исторически « географическим сложившимся караванным путём », по которому с древних времён шло перемещение материальной и духовной культуры многочисленных народов Центральной Азии. Поэтому историки по праву считают Алтай – перекрёстком миров, который обозначился ещё в эпоху камня. А выдающийся художник, поэт и мыслитель Николай Рерих нарёк нашу малую родину жемчужиной Азии, в которой отражались глобальные миграционные процессы, более известные в новейшей истории, как « Великое переселение народов ».

Алтай – многие авторы-исследователи Алтайского края, толковали как Алатау ( пёстрые горы ) или как Алтин-Тау ( золотые горы ) или слиянием двух слов Ал-тайга ( высокие каменные горы ).

Ранее на Алтае жили самодийские племена, отсюда и название Бия - (Би); тюркские племена: монгольские, самодийские и кетские. Позже на Алтае стали жить русские и переселенцы: староверы, которых не устраивали реформы патриарха Никона и бежавшие к границе Польши, а потом по велению царицы, переселившиеся в Западную Сибирь. «Поляки», Кержаки из города Кержечь (Новгород) они селились по Алею – было дано распоряжение ставить сёла по Алею и Чарошу. Названия обычно давались по фамилии первого поселенца в указанном месте – так родились сёла Хлопуново, Поспелиха и другие.

Позже на реке Белая люди Демидова построили первый на Алтае завод. Он заработал в 1729 году, а в 1744 году Демидовский завод на реке Барнаулке. Город Барнаул родился, как посад при этом заводе.

2007 год юбилейный для Алтайского края. Своё 70-летие край празднует на подъёме, заявляя о себе как о регионе высокого экономического потенциала. Важно и то, что в крае бережно и трепетно относятся к богатому культурному наследию, открывая новые музеи и объекты культурных древних памятников.

Глава I. Наследие малой Родины-Алтай.

§1 – объекты культурного наследия.

По насыщенности объектами культурного наследия наш край занимает одно из первых мест в Сибири.

Известно 599 памятников истории и искусства, 1038 памятников, посвящённых Великой Отечественной войне, 623 памятника архитектуры, 2677 памятников археологии и так далее.

В Алтайском районе:

Археологический парк «Перекрёсток миров» - на территории туркомплекса «Бирюзовая Катунь»; большая Тавдинская пещера.

§ 2. Места, овеянные легендами.

Но самой большой достопримечательностью нашего края, без сомнения, является его природа. Практически в каждом районе есть чудесные места, овеянные легендами, которые передаются из поколения в поколение.

Алтайский район –

Например, в Алтайском районе, вам расскажут историю бесстрашной женщины по имени Катынг. Когда в древности на местную землю пришла страшная засуха, Катынг поднялась на самую высокую гору и взмолилась богам, чтобы забрали они её жизнь, как плату за то, чтобы на землю пролились дожди. А потом прыгнула Катынг в пропасть, и её тело обратилось в водный поток. И теперь река, текущая через весь Алтай носит её имя: Катунь, что означает «госпожа».

Ещё одна гордость Алтайского района - это уникальное озеро Ая с его островом Любви, на котором растут сосны и расположена беседка. По поводу происхождения озера существует несколько версий. По одной из них – Ая образовалась во время последнего оледенения, а по другой – это уцелевшая частица первобытного моря (смотри приложение 2).

Ещё в Алтайском районе рассказывают о красавице Дуне и её загадочной судьбе. В деревне Баранча в 20-е годы XIX века жила девушка – красавица Дуня. Её родители не разрешали ей выйти замуж за любимого, и решила она умереть. Пришла в лог, но как увидела его красоту, так снова жить захотела. Построила шалаш и поселилась в нём, а потом мимохожие охотники помогли ей и домишко построить. Но недолго здесь Дуня дни коротала, баранчинские бабы испугались красавицы и подожгли дом. Да незадача у них вышла – Дуня спаслась, а где поселилась, одни мужики местные, спасшие её, и знают. А лог-то с тех пор и получил название – Дунькина Яма.

Горы и пещеры Краснощёковского района, на которые район богат: Струна, Мрачная, Бастион, Ящур, Водяная. В устье реки Прямуха находится пещера Большая Прямухинская – памятник природы федерального значения. Это единственный в Рудном Алтае пример большой карстовой, «многоэтажной» пещеры. А вот Ледяная совсем невелика по размеру, зато побывавшие в ней могут полюбоваться кальцитовыми цветами, натёками, а то и прокатиться по ледниковому языку.

Палеолитическая стоянка найдена в пещере Загонной, а в пещере Страшной ( тоже памятник федерального значения) обнаружены кости сорока видов млекопитающих разных эпох, среди которых пещерная гиена и пещерный медведь, мамонт, бизон.

Неподалеку от села Тигерек ещё можно увидеть остатки одного из форпостов Колывано-Кузнецкой укреплённой линии. В нём наши предки скрывались от набегов джунгаров.

Район тысячи озёр:

Так по праву именуют Завьяловский район, в котором насчитывается ни много, ни мало, а целых 330 естественных водоёмов, среди них есть и пресные, и солёные, и содовые. В самом селе Завьялове находится огромное пресное озеро, а совсем рядом, в каких-то двух сотнях метров, - солёное озеро, богатое лечебной грязью.

Особенно среди озёр, славится озеро Солёное (Горькое), на берега, которого, каждое лето съезжаются люди не только со всех районов края, но из-за его пределов. Едут не просто отдохнуть, а ещё и подлечиться минерализованной водой и илово-сульфидными грязями. Есть на берегах Солёного и синяя глина, ради которой столичные жительницы ездят на Мёртвое море. Недаром же Завьяловский район в конце 90-ых годов был внесён в Всемирную энциклопедию курортных мест мира, как перспективный бальнеологический курорт.

Духи и водопады Солонешенского района.

Район один из самых скромных в крае. Он расположен между Чарышским и Алтайским районами, в непосредственной близости от города – курорта Белокуриха. И ему есть, чем удивить людей. Самый впечатляющий памятник природы района – каскад водопадов на реке Шинок, правом притоке Ануя. Три самых больших водопада носят имена Йок (10 метров), Ласковы Мираж(28 м. ) и крупнейший водопад края – Жираф(72 м. ).

В местном придании говориться, что у водопадов есть дух хранитель Элею. Если не хочешь, чтобы дух на тебя рассердился, надо его задобрить – привязать жертвенную белую или красною ленточку на дерево, стоящее на берегу реки.

Среди археологических памятников наиболее известны Денисова пещера – это небольшой грот у истоков реки Ануй на самой границе с Республикой Алтай. Своим названием пещера обязана жившему здесь в конце XVIII века отшельнику Дионисию. Алтайцы же назвали пещеру Аю-Таш – «медвежий камень».

Когда в пещере велись раскопки, то есть докопались до каменного века. Обнаруженные находки подтвердили, что уже 300 тысяч лет назад в этой пещере жили первобытные люди.

§ 3 Верх-Алейский форпост в Третьяковском районе

24 июня 1747года царица Елизавета Петровна своим указом взяла все заводы в собственность царской фамилии – кабинета, а он был кровно заинтересован в охране заводов, и позднее, уже по приказу Екатерины II стали возводить новые укрепления. За короткий срок были возведены 9 новых крепостей и 53 редута вдоль многих рек, в том числе и Алея. Эта крепостная линия должна была проходить от Усть-Каменогорска и Семипалатинска через Змеиногорск, Колывань на Бийск и даже на Кузнецк. Такая оборонительная линия была создана в середине XVIII века, именно ей обязаны своим происхождением многие сёла Алтайского края. В 1750 году по реке Алей был заложен Старо-алейский редут, в это же время возникли редуты – Андреевский, Белорецкий, Верх-Алейский, Ново-Алейский, Екатерининский и другие.

Сёла и посёлки казачьей гряды Новоалейска заселялись в 1765 году, Верх-Алейский на 10 лет раньше в 1755году. Эти места заселялись казачьими переселенцами с Дона, а также поляками, высланными из Томской губернии, лицами непригодной для военной службы. До наших дней сохранились фамилии польского происхождения – Абрамовские, Первутановские, Будницкие. В этих местах жители хранили свои обычаи, нравы, род занятий на протяжении многих лет. Под надзор были высланы и из-за зажиточных казаков дворянского происхождения, они получили кличку «Бергалы».

В Третьяковском районе Верх-Алейский редут и сейчас можно увидеть. Сохранились правильной формы полуразрушенные рвы и насыпи.

Без преувеличения можно говорить сегодня: эти редуты оберегали XVIII век на Алтае, охраняли младой росток новой промышленной цивилизации на древней земле. Именно цепочка крепостей стала восточным форпостом России, оберегающим мирное заселение всей Сибири и нашего края русскими людьми.

§ 4 Серебряное ожерелье Алтая. г. Змеиногорск.

Город Змеиногорск расположен в юго-западной части Алтайского края, в долине реки Корболиха и Змеёвка. Основан в 1736 году, как рудник и крепость. Построенный при руднике в 1804 году сереброплавильный завод просуществовал до 1893 года. На его долю приходилось около 60 % всего серебра, добываемого на Алтае.

2003 год «Демидовский фонд» объявил годом Змеиногорска и пытается помочь ему в проектировании и разработке исторического комплекса горно-металлургического производства России XVIII века.

Если удастся воплотить в жизнь хотя бы часть задуманного, старинный город, заложенный у подножия Колыванского хребта Алтайских гор, рудознатцами Акинфия Демидова, обретёт второе рождение. Сюда будут стремиться историки и горные инженеры, инвесторы и туристы. Ведь прекрасная природа в окрестностях Змеиногорска сочетается с имеющими планетарное значение историческими ценностями и огромными запасами полезных ископаемых (здесь обнаружено крупнейшее на континенте месторождение свинца).

Змеиногорское серебро в XVIII веке составляло около половины российской казны. Нужно открыть миру тайны Змеиной горы, главная из которых – расположенный внутри её удивительный подземный город, описанный Анисифоровым в соавторстве с безвременно ушедшим из жизни историком Алексеем Сергеевым. Их совместному проекту больше десяти лет. Он получил высшую оценку «Демидовского фонда» и международное признание в 1996 году, будучи представленным, на конгрессе архитекторов в Барселоне, проект произвёл сенсацию, что в прочем, неудивительно. Подобные Змеиногорские места горнорудного производства уже негде в мире не сохранились в первозданном виде.

В ходе работы над проектом авторы обнаружили в архивах и использовали 115 мало известных документов, около 60 из них вообще были показаны впервые.

Но исследователи считают, что лишь прикоснулись к теме. Сначала они разрабатывали Колывань, всё, что связано с её архитектурными памятниками, затем взгляд упал на Змеиногорск. При каждом следующем шаге становилось всё более понятно, что центром цивилизации на Алтае была всё-таки не Колывань, а Змеиногорск – признаётся Анисифоров.

Под Змеиногорском сохранилось огромное городище, коммуникационно связанное с верхним городом. Глубина подземелья составляет более двухсот метров, его улицы и проспекты вытянулись в разные стороны до полутора километров.

Когда они начинали работать над проектом – думали, что под землёй только штольни, а оказалось это целый огромный комплекс, в котором есть и церковь, и тюрьма, и конюшня, и железная дорога. И этот комплекс продолжает жить. Это надо показывать на самых больших научных, архитектурных и технических форумах. Это надо показывать народу, а для этого вкладывать средства в реставрацию.

В 1989 году на Алтае основано краеведческая ассоциация профессором Щегловым. Начав изучать историю горнозаводского производства на Алтае, он создал программу «Серебряное ожерелье Алтая», ставшую в настоящее время уже федеральной.

То есть можно сделать вывод, что Колывань и Змеиногорск являются старейшим центром горно-метавллургической промышленности.

Одновременно с развитием горного дела началось довольно быстрое заселение территории русскими. Появились новые названия поселений по рекам Алей, Чарыш и т. д. Почти все наименования притоков этих рек русские – исключением является имя притока реки Алея – Корболиха. По всей вероятности в основе названия реки Корболиха лежит тюркское (алтайское) слово «корбо» - кустарник. Название реки могло быть и Корболу окончание «иха» - дали русские. Таким образом, можно перевести, что Корболиха – река кустарниковая: раньше вдоль реки росли густые заросли кустарников.

Новые русские поселения очень часто получали свои названия от фамилии, а иногда и прозвища переселенцев. Часть сёл получили названия по именам рек – Алейское, Корболиха и т. д.

§ 5 Горная Колывань

Горной Колыванью принято считать массив Колыванского хребта с наивысшей точкой горы Синюха(1210 метров над уровнем моря). Естественными границами с севера и запада являются предгорные степи с посёлком Колывань, озеро Белое, Колыванским озером (Саввушинским в народе называют) и деревни Савушка, города Змеиногорска. На юго-востоке границей выступают долина реки Белой и прилегающее правобережные отроги. На юге границу можно провести по Кипешным горам – водоразделу между бассейнами рек Малой Белой и Верхнего Аллея (смотри приложение 3).

Горная Колывань интересна тем, что представляет район, в котором Западно-Сибирская низменность резко переходит к горам Алтая. Но не только этим знаменит данный район. Горная Колывань имеет богатую историю, здесь много культурно-исторических и природных ценностей, сосредоточенных на сравнительно небольшой территории.

Глава II. Колыванский – камнерезный завод – 200 лет (1802 – 2002).

§I История завода.

Колыванский камнерезный завод (первоначальное название – шлифовальная фабрика) был построен в заводском посёлке в 1802 году на месте прекратившего плавку меди медеплавильного завода династии Демидовых, перешедшего во второй половине восемнадцатого века в собственность Кабинета Его Императорского Величества. Это была третья и последняя фабрика после Петергофской и Екатеринбургской в Российской Федерации, но отличалась принципиально от двух первых тем, что на Колыванской шлифовальной фабрике была впервые применена энергия воды для механической обработке камня. Заводской пруд, приводивший в движение меха, подававшие кислород в медеплавильные печи, был использован для привода водоналивного колеса диаметром более пяти метров, от которого посредством ременно-блочной трансмиссии механическая энергия передавалась на ручные шлифовальные машинки.

Проект новой механизированной шлифовальной фабрики был разработан и осуществлён сыном мастерового Алтайских медеплавильных заводов Филиппом Васильевичем Стрижковым. Механик, изобретатель, художник, мастер-камнерез, отличный организатор Стрижков за два года (1801 – 1802 гг. ) построил шлифовальную фабрику и руководил ею в течение десяти лет. Его изобретение в несколько раз ускорило обработку камня по сравнению с Петергофской и Екатеринбургской фабрикой и позволило колыванским мастерам ваять крупные вещи.

За время существования фабрики было изготовлено более девятисот значительных произведений. Большая часть сохранилась до сего времени. Только в каталоге государственного Санкт-Петербургского Эрмитажа насчитывается восемьдесят ваз, торшеров, чаш, четыре камеи, в том числе и знаменитая непревзойдённая овальная «Царица ваз», размером по большому диаметру более пяти метров, высотой более двух с половиной метров и шестнадцать тонн весом .

Изделия завода разошлись по всему свету. Их можно встретить в государственных музеях и частных коллекциях Турции и Японии, Швеции и Франции, в таких городах, как Париж, Вена, Чикаго, Лондон.

Заказчиком изделий являлся Императорский Кабинет. Изготавливались вазы по эскизам лучших архитекторов, таких, как А. Воронихин, Ч. Камерон, Д. Кварнеги, К. Росси.

Вазы Колыванских камнерезов, подаренные Императорами Российской империи, не только поднимали престиж страны, но даже, пусть и на время, сглаживали международные конфликты. Говорят, например, что ваза, презентованная Александром I Наполеону, отодвинула начало войны 1812 года. Возможно, это только легенда, но, согласитесь, красивая (смотри приложение 5).

Рассвет художественного камнерезного производства, достигший своего апогея к началу второй половины XIX-го века, постепенно угас к концу века. В двадцатом столетии Колыванская шлифовальная фабрика вследствие социальных потрясений мало, что выдала из высокохудожественных произведений, выполняя лишь единичные заказы руководства страны и Алтайского края.

Только с середины восьмидесятых годов (двадцатого века) начал проявляться интерес к камнерезной Колывани. Первым заказчиком крупных изделий стал Алтайский краевой музей изобразительного и прикладного искусства, для которого колыванские мастера изготовили три вазы по образцам, находящихся в Павловском дворце-музее.

Основательное возрождение Колыванского камнерезного завода имени И. И. Ползунова (такое имя присвоили Колыванской шлифовальной фабрике в 1949 году) началось в 1999 году, благодаря мудрому решению администрации Алтайского края, о присоединении его в качестве дочернего предприятия к государственному унитарному предприятию «Алтайавтодор». Серьёзные финансовые вливания позволили модернизировать завод, вдохнуть в него новую жизнь.

С развитием материальной базы рос и уровень мастерства Колыванских камнерезов. К двухсотлетнему юбилею завода Колыванские мастера изготовили (эксклюзивную) восьмигранную вазу из зеленоволнистой ревнёвской яшмы (материал, из которого выполнена знаменитая «Царица ваз», находящаяся в Государственном Эрмитаже), «Юбилейную», которая впоследствии была подарена президентом Российской Федерации Владимиром Владимировичем Путиным от имени Совета Федерации России городу Санкт-Петербургу в честь его трёхсотлетнего юбилея.

После некоторого перерыва Колыванский завод вновь возродился – Колыванские вазы сегодня находятся в Москве и Новосибирске, Горно-Алтайске и Минске, Казахстане, Монголии, Китае, Германии. Вазы из каргонского порфира есть в Доне приёма председателя правительства Российской Федерации. Не исключено, что колыванским камнем будут облицованы строящиеся станции Московского метрополитена.

Сегодня на Государственном Унитарном предприятии «Колыванский камнерезный завод имени И. И. Ползунова» трудится более ста человек. Имеется Художественный цех, мастера-камнерезы которого выполняют заказы как на тела вращения (вазы, чаши, шкатулки и т. д. ), так и на Флорентийскую мозаику. В последнее время освоено производство мелкой и средней пластики. Особенно впечатляют иконы . Мельчайшие детали ликов и риз святых (не более Болгарского креста в вышивки) выточенные из твёрдого камня, подобранные так, что передают естественные цвета и линии. К пятидесятилетию президента России В. В. Путина Василий Светычев создал икону «Святой князь Владимир» Возросший уровень мастерства современных камнерезов (за последние три года) достойно оценён тремя большими золотыми и двумя малыми золотыми медалями Сибирской международной выставки «Экспо-камень», диплом Московской международной выставки «Экспо-камень - 2002».

В мае 2000 года Алтайский край припас закон о «гербе Алтайского края».

В верхней части герба на лазоревом фоне, символизирующем величие, изображена дымящаяся доменная печь XVIII века, как отражение исторического прошлого Алтайского края. В нижней части герба на красном (червленом) фоне, символизирующем достоинство, храбрость и мужество, помещено изображение Колыванской «Царицы ваз», которая хранится в Государственном Эрмитаже.

§ 2 Серебряный венец России.

Стать Алтаю серебряным венцом России помогли не простые события в мире. Затеянная война на западных рубежах выявила нехватку цветных металлов, в частности, меди, которую Россия закупала в Швеции. Нужны были собственные ресурсы, и тогда царь Пётр I издаёт в 1719 году указ, по которому всем охотникам рудных дел представлялась свобода поиска и разработки полезных ископаемых. И даже полагалось немалая премия за открытие медных и серебряных руд. И потянулись на Алтай рудознатцы.

В 1725 году в Кабинет императорского дворца поступила записка: на Алтае по рекам Алею и Чарышу в девяти пунктах была обнаружена руда. Шестнадцатого февраля 1726 года судьба Алтая была решена. Алтай застолбил Демидов и с 1726 года жадно внедряется в горы Колыванского хребта.

В 1744 году императрица получает от Демидова образцы с ясно видимым золотом и камешкис демидовских заводов.

В 1766 году Демидов, обнаружив Змеёвский рудник, строит там город Змеиногорск и новые заводы.

Появление Колывани камнерезной связано тоже с Демидовым.

Во второй половине XVIII века вслед за золотой лихорадкой, последовала волна повального увлечения самоцветными камнями. Даже супруга Павла I, Мария Фёдоровна берёт уроки резьбы по камню и поскольку наслышана об алтайских яшмах и порфирах, то с нетерпением поджидала новых красивых камней.

Не сразу, не вдруг открылись алтайские яшмы, восхитившие Петербург. Ревневская зеленоволнистая яшма прочно войдёт в историю мирового камнерезного искусства. Тоже самое произошло и с коргонским порфирами, о красоте которого через сотню лет будут восхищённо говорить на Всемирной Лондонской выставке.

Спустя некоторое время последовал указ императрицы: «Поручаем генералу-майору Саймонову прилагать старание о распространении приисков не токмо руд, но всякого рода камней и минералов полезных. » (с 78, № 6). Тогда же появляется мысль о создании шлифовальной мельнице на Алтае. В 1786 году Саймонов преподносит императрице коллекцию камней: «Поднесённые Ея Императорскому Величеству разные порфиры и брекчии, агаты и яшма, в окружности объемлемой Колывано – Воскресенскими заводами, удостоены были Всевысочайшего благоволения». (с. 81 № 6). И начались поиски месторождений поделочного камня.

§ 3 «Царица ваз»

В 1815 году на Колывань поступил заказ на каменную чашу из зеленоволнистой ревнёвской яшмы. Надо было найти в каменоломнях большую глыбу такого камня. И под горой Ревнюхой, после долгих поисков, камнеломцы отделили от скалы порядочную глыбу. Долго её обмерял Лаулин (управляющий фабрикой, после Филиппа Стрижкова) и наконец решился сделать из этого камня «элепсичискую чашу величиною в большом диаметре до четырёх аршин » (с. 90 № 6).

Гигантская глыба зеленоволнистой яшмы перемещённая в камору для колоссальных вещей, три года будет поглядывать во все десять подслеповатых окошек этой «каморы», ожидая того часа, когда с неё ручными пилами и малыми долотами, ручными свинцовыми тёрками и Екатеринбургскими наждаками снимут всё, что было лишнее.

И вот чаша готова! Громадина на руках подняли и водрузили на деревянный пьедестал. Лаулин велел убрать последние подпорки, и полутораметровые крылья чаши, отшлифованной, протравленной крепкой водкой, отполированной, взметнулись над грязным полом тесной каморы, и вся камнерезная рать Колывани, теснотясь и не дыша, следила – удержится в воздухе или нет?

Удержалась.

Это было похоже на то, как люди, помогая взлететь планеру, некоторое время поддерживают его крылья. Четыре года, начиная с момента отрыва от скалы, медленно, неостановочно набирала чаша из ревнёвской яшмы скорость для взлёта.

Камнерезы приземлили многопудовую летунью, надели на неё дощатый кожух, опрокинули осторожно кверху донышком, а потом кожух насыпали древесные опилки – упаковку.

Трое саней, небывалых по размерам, и груз, на них возлежавший, повезли три десятка лошадей.

Кончался декабрь 1819 года. Восемнадцатого августа 1820 года овальную чашу с Алтая рассматривал императорский двор.

На появление Колыванской чаши в Эрмитаже откликнулся издатель журнала «Отечественные записки» Павел Свиньин.

Павел Свиньин сообщал читающей России: «В числе драгоценностей, украшающих Эрмитаж, порфировая и яшмовая чаша и ваза, обрабатываемыя на Колыванских заводах наших, занимают одно из первых мест и обращают удивление всех знатоков, сколько огромностию, столько красотою вещества и изящностью форм, и наконец, как вещи, коим равных не находится в целой Европе, коим равные исходили разве из рук одних египтян! Новая яшмовая чаша превышает все доселе имеющиеся в Эрмитаже подобные чаши красотою своею и оригинальностью и доказывает беспрестанно усовершенствование Колыванской шлифовальной фабрики.

Чаша сия работалась под надзором известного маркшейдера Лаулина более трёх лет. Она везена с Колыванских заводов, отстоящих от Санкт-Петербурга на четыре тысячи, пятьсот вёрст» (с. 4 № 3. ).

В своих заметках об Эрмитаже, журналист Свиньин рассказал ещё читателям – первый рассказал! О шедеврах Филиппа Стрижкова, размещённых в зале испанской школы (чаша на химерах), в первой комнате итальянской школы (квадратная чаша, сестра подаренной Наполеону) , вещах, выполненных на Колывани под руководством Филиппа Стрижкова.

Другой журналист – издатель журнала «Сибирский Вестник», знаток и патриот Сибири Георгий Спасский подчёркивал иное: «Должен сказать, что Сибирь доныне не производила столь отличного каменного изделия. Хотя некоторые чаши и вазы, привезённые с Сибирских гранильных фабрик в Санкт-Петербург, по изящности камней и по красоте своих форм могут равняться с сею новою чашею и даже превосходить её, но ни одна из них столько не доказывает ни богатства Сибирской натуры, ни смелой предприимчивости русских мастеров.

Появление статей и Свиньина и Спасского было своеобразной данью заслугам Джакомо Кварнеги (архитектора и автора вазы). Он умер за три года до появления чаши в Петербурге.

Исполнители: блеск яшмы, отсветы которого достигали многих дворцов Европы, порождён руками отдельщиков Ильи Феклистова, Степана Чуманова, Евстафия Осинина, Тараса Половинкина, Якова и Никиты Мурзинцевых, Степана Есаулова, Никиты Брагина, Андрея Цветикова, Фёдора Елагина.

Заключение.

У известного алтайского краеведа и писателя Петра Бородина есть замечательные строки: «Будущее строится на фундаменте дел к свершений наших предшественников». Таким образом, автор, как бы, подчёркивает жизненную необходимость преемственности поколений, всю важность творческого наследия живших до нас.

По данной исследовательской работе можно сделать вывод, что Алтаю на роду написано – кормить Россию хлебом, изумлять мир творениями Колыванских камнерезов, поднимать промышленность Российскую стараниями Змеиногорских рудокопов, так как под нашими ногами вся таблица Менделеева, а также развивать новую отрасль экономики – туристическую. А в этом плане Алтай просто уникален. Только у нас турист может встретить рассвет на горном перевале, от полуденного зноя укрыться в сосняках знаменитых ленточных боров, а в горной Колывани побывать на самой высокой горе Алтая Синюха (1210 метров над уровнем моря).

Стараниями многих людей в этом году Змеиногорск вернулся к исполнению своей исторической миссии по обслуживанию горнорудного производства.

Построена обогатительная фабрика, которая будет перерабатывать сто тысяч тонн товарной руды в год, при этом выпуская гравитационный концентрат благородных металлов и три флотационных концентрата: цинковых, медно-свинцовых и баритовый. Весь этот добывающий и перерабатывающий комплекс будет обслуживать более четырёхсот человек, из которых девяносто процентов – местные.

И это только начало. Несколько позднее будет дорабатываться Среднее месторождение медно-свинцово-цинковых руд, которое находится под вентиляционным стволом шахты Зареченского рудника. В ближайшее время начнётся строительство рудника рядом со Змеиногорском на Корболихинском месторождении производительностью в восемь – десять раз большей.

На очереди Степное, Таловское, после некоторого доизучения Лазурское, Майское месторождения. Так что перспектива этого производства только в Змеиногорском районе просматривается на многие десятилетия со всеми вытекающими отсюда благими последствиями.

«Камень – символ бытия, означает прочность и гармоническое примирение с собой. Твёрдость и надёжность камня всегда впечатляла людей, как антитеза упадка и смерти. Камень образует устойчивую форму созидательного ритма – скульптуру высшего движения музыки творения» - Шнайдер М. , Керлот.

Алтайский камень неповторим. Хотя сравнивали его с известными всему миру античными порфирами, камнями Древнего Египта. Особенно известно ревнёвские яшмы – волнистая, мелкоструйчатая, парчовая. Вишнёвый и розовый белорецкие кварциты. Пятнистая риддерская брекчия, разноцветные коргонские порфиры (смотри приложение десять-одиннадцать).

Вглядываясь в «вечные» произведения Колыванских камнерезов, вдруг более явственно начинаешь понимать: жизнь человека скоротечна, нужно успеть оставить свой след на земле и надо гордиться и хранить память о тех людях, которые носили и носят в себе искру Божьего таланта, своими произведениями продолжают свою жизнь, одновременно даря радость многим будущим поколениям.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)