Учеба  ->  Учебные материалы  | Автор: | Добавлено: 2015-03-23

Как правильно писать сочинения

Развитие речи – большая и сложная область методики родного языка. Сложное потому, что касается такого сложного явления, как речь человека, и потому, что отнюдь не прямолинейно соотносится с каким –либо одним лингвистическим курсом, а также со школьными предметами: русским языком и литературой, которые прежде всего служат задачам развития речи учащихся.

По вопросам развития речи имеется богатая методическая литература. Это и страстные выступления в защиту живого слова, его значения в жизни человека, и аргументация необходимости развивать у детей дар слова, и рекомендации чисто практического характера, и исследования, посвященные изучению особенностей детской речи. Не было ни одного заметного в истории методики педагога, который бы оставался бы равнодушным к вопросам развития речи.

Поэтому целью своей квалификационной работы считаю формирование мировоззренческих идей, умения отстаивать свои убеждения.

Для реализации данных целей, необходимо решить следующую задачу:

- научить учащихся работать с первоисточниками;

- совершенствовать умения и навыки в определении главной мысли текста, его идей;

- развивать творческое мышление;

- научить школьников излагать свои мысли в связной форме;

- совершенствовать написанное.

Эта тема очень актуальна и современна. Сочинение учит думать правильно и хорошо выражать свои мысли в устной и письменной форме. А нашей стране нужны люди, умеющие отстаивать свою точку зрения.

Прежде чем начать писать, я задаю себе три вопроса: что хочу написать, как написать и для чего написать.

М. Горький.

Ученическая тетрадь для учителя не безмолвная вещь. Даже тетрадь первоклассника с детскими каракулями, написанная рукой учительницы, много говорит учителю. Но больше всего нам может сказать тетрадь с сочинениями. Внимательно читая ученические сочинения, мы узнаем не только о том, что представляет собой их автор как ученик, но иногда и о таких его качествах, как смелость или радость, как настойчивость, наблюдательность, любовь к искусству, художественный вкус. Сочинения могут помочь составить характеристику ученика. «Творец всегда изображается в творении и часто против воли своей», - развил эту мысль Карамзин.

Говорят, что слова «сочинение» происходит от «чин» порядок, и основное значение слова «сочинение» - приведение в порядок. Но есть и другое, более распространенное понимание этого слова «сочинение»: «сочинение Пушкина», «сочинение Чайковского»; здесь «сочинения» - синоним слов «творения», «произведения».

И, конечно, ученическое сочинение (вспомним все многообразие его форм – от сочинения-статьи до сочинения-рассказа) должно быть не только сочинение в первом смысле, но, и это прежде всего, сочинение во втором смысле. Самостоятельное сочинение учит думать, учит правильно и хорошо выражать свои мысли в устной и письменной форме. Оно имеет большое значение для формирования у учащихся готовности к «творческой преобразующей деятельности», приобщение школьников к работе над книгой и другими источниками знаний, помогающих выработать «самостоятельность мышления» для формирования мировоззренческих идей, умение отстаивать свои убеждения, т. е. для формирования личности. Здесь также обозначается круг умений, которые необходимо формировать в определенной системе, чтобы научить школьников излагать свои мысли в связной форме, совершенствовать написанное.

В методике есть два варианта – чему и как учить. Чаще используются методы и приемы, которые связаны с самостоятельными поисками и наблюдениями учащихся. Здесь должное место занимают приемы, стимулирующие литературное творчество, развивающие творческое выражение и внимание к слову, а именно:

1) изложение учителем теоретического материала (например «сочинение-рассуждение»);

2) самостоятельные наблюдения учащихся над текстом с целью решения поставленных перед ними различного рода задач, в том числе и проблемного характера. (Например: ставятся задачи определить сходство и различие в подходе к описываемому предмету);

3) совершенствование ученического сочинения с точки зрения раскрытия в сочинении основной мысли или его настроение;

4) устные высказывания различного характера, например, устные рассказы, доклады, отзывы.

Одним из основных требований, предъявляемых к сочинениям учащихся, является требование о соответствии содержания работы её теме, основной мысли. Не следует, конечно, представлять себе творческий процесс создания сочинения прямолинейно и упрощенно: сначала определяется его тема; затем основная мысль и только потом подбирается необходимый материал, составляется план будущего сочинения. Бывает и наоборот: сначала накапливаются различные наблюдения и только потом оформляется конкретно тема и основная мысль сочинения, появляется предварительный план задуманного произведения. Настоящий художник слова долго «вынашивает» свое произведение: уточняет и углубляет его тему и основную мысль, кропотливо и настойчиво собирает и обрабатывает необходимый материал.

В сочинении, написанном школьником, ставятся и решаются определенные вопросы (проблемы), в какой-то мере значительные, интересные как для самого автора, так и для тех, кто будет знакомиться с его работой. Поэтому любой автор, прежде чем приступить к сочинению, должен ясно себе представить, о чем он хочет рассказать читателю, для чего он должен об этом рассказать, как он будет это делать. Иными словами, автор школьного сочинения должен определить тему, основную мысль своего сочинения и способ изложения материала.

Тема ученического сочинения – это вопрос, который разрешает автор в своем сочинении, это то, о чем в сочинении говорится.

Основная мысль – это ответ на поставленный темой вопрос. В любой формулировке темы содержится вопрос. Иногда сама тема сформулирована как вопрос (например: «Кого ты считаешь своим другом?») и другие. Но чаще тема предлагается не в форме вопроса, например: «Мое любимое занятие», однако и в этом случае также требуется ответить на вопрос: какое занятие я люблю?

Отвечая на поставленный вопрос, автор отбором материала и речевых средств, последовательностью изложения выражает основную мысль сочинения.

Сочинение может быть построено в форме повествования, описания и рассуждения или представлять собой – различные сочинения этих форм.

Основная мысль может быть выражена в названии сочинения, например: «Никто не забыт – ничто не забыто!».

Сочинение может быть снабжено эпиграфом. Эпиграф, как правило, обращает внимание читателя на основную мысль сочинения, на то, как подходит автор к раскрытию темы. Несмотря на то, что эпиграф пишется в начале сочинения, подобрать его можно в процессе работы и даже после его завершения, когда автор выскажет до конца свою точку зрения. Естественно, что не к каждому сочинению необходим эпиграф.

Эпиграфы обычно не выделяются кавычкам. В печатных работах указание источника, откуда взят эпиграф, передается, как правило, другим шрифтом. Указание источника, откуда взят эпиграф, нередко заключается в скобки. Скобки ставятся обязательно в том случае, когда указание источника помещается на той же строке, что и эпиграф.

Требования к оформлению сочинений

П А М Я Т К А

1. Пишите текст на одной стороне листа: так удобнее читать и править текст.

2. Оставляйте на каждой странице поля в два-три сантиметра. Если нужно переделать фразу, внести дополнение или сделать замечание, любой читающий или вы сами сделайте это на полях.

3. Пишите крупным, четким подчерком, оставляя просвет между строками, чтобы в него по необходимости можно было вписать строку.

4. Соблюдайте абзацы. Иначе текст очень трудно читать.

5. Правильно оформляйте цитаты и эпиграфы.

Когда и с чего начинать писать в школе?

Сочинение – ценнейший вид упражнений в развитии ума и речи, и начинать их надо в самом раннем возрасте. Устные сочинения надо начинать еще тогда, когда ребенок не умеет писать. Едва приступит к письму, пусть пишет опять-таки сочинение.

Не надо лишь пугаться мудреного слова сочинение.

Всякий рассказ ребенка о том, что случилось, что видел, где был – сочинение в лучшем смысле слова! Чем больше правды, простоты и естественности в рассказе, тем лучше.

Сочинение может состоять из 2-3 фраз, важно лишь, чтобы они были связаны да верно передавали мысль.

Первые наши устные сочинения состоят в том, что один ребенок рассказывает (например, об общей прогулке, как нашли котенка, как снежную бабу делали и т. п), а все другие слушают и по окончании рассказа (перебивать нельзя) или исправляют или добавляют сказанное. – «Он забыл, как мы - Он не сказал еще про(Начинается критическое обсуждение) – Он сам выдумал - Это не было» и т. д.

После того, как дети навыкли в рассказывании, можно приступить и к «сочинениям» в узком смысле слова, т. е. к сочинительству.

Помню, я как-то предложила детишкам лет 4-6 составить свои рассказы про котенка. Придумывали самый смешной рассказ про котенка, самый жалостный и самый страшный. Творчество сначала было не пошло. Не знали, как взяться за дело.

Рассказала я грустную повесть о том, как «злая девочка побила котенка». Сразу поняли, оживились. Нашелся автор – рассказал он нам, «как злые-презлые мальчишки били палкой маленького котенка». Автор и кое-кто из слушателей прослезились. Поспешили перейти к веселым рассказам.

Правда, это подражание, но с подражания начинают и великие мастера и художники!

На другой день мне уже не понадобилось начинать рассказывать; ребятишки уже ждали меня, и едва я предложила рассказ про птичку, как сразу нашлись и рассказчики. («Как кошка поймала птичку»).

Сочинения – картинки.

Едва ре6енок узнал буквы, приступайте к сочинениям – картинкам.

После устного рассказа (например, про ту же кошку с птичкой) спросите детей, что можно было бы нарисовать. Получите ответ:

- Кошечка под деревом

- Кошечка идет в сад

- Кошечка крадется

Пусть дети нарисуют это (разумеется, как умеют). Теперь, давайте подпишем! Пишите на доске, а дети списывают в тетради под рисунком: кошечка под деревом Пишите ту из предложенных фраз, что понравилось детям, при условии ее правильности и краткости.

- Ну, а теперь что нарисуем?

- Кошка лезет на дерево

Снова все рисуют, и снова рисунок подписывается.

Таким образом получится сочинение, печальный рассказ про историю с птичкой и кошкой, но рассказ этот более чем наполовину будет выражен рисунком и только частично короткими фразами.

Это прекрасное упражнение. Вот его преимущество:

1) свободное творчество, особенно в таких легких формах, как рисование с короткими подписями, увлекает детей;

2) дети пишут только орфографически правильно, т. к. списывают с доски;

3) дети приобретают навык в последовательном изложении. Поставьте под картинками цифры: 1, 2, 3 - вот готов и план рассказа. При том – это план, не данный детям со стороны (учителем, книгой), а составленный ими самими.

Значение таких сочинений –картинок оцените, едва приступите к планам. То, что при иных условиях обычно трудно и скучно, теперь окажется так легко, просто и понятно!

Устные сочинения.

Хотя устные сочинения, как один из ценных видов упражнения в развитии речи, должны сохраниться и до старших лет, однако долго сидеть только на них не нужно.

При всех своих достоинствах (доступны еще не умеющим писать, развивают живую речь и пр. ) они имеют и недостатки:

1) дети не чувствуют серьезности в работе.

Детям всегда хочется быть взрослыми, делать «большое» и «важное», а тут рассказы, каких они не видят в практике взрослых;

2) результаты устных сочинений не могут быть сохранены; при них не остается никаких зримых продуктов производства. Лучший рассказ пропал, едва он окончился, ни показать его другим, ни прослушать вновь в том же виде!

3) Раз нет следов, то не по чему и следить за успехом. Скажут – учитель и без того видит - Да, верно, учитель видит, но важно, чтобы видел и ребенок.

Особым видом устных сочинений должно поставить устное рисование. Например, тема «Зима в деревне».

- Как и что вы, дети, нарисовали бы?

- Я бы нарисовал улицу едет крестьянин в шубе идет снег

Такое устное рисование содействует развитию очень ценной способности зрительных представлений

Темы сочинений.

Детские сочинения преимущественно являются упражнениями в развитии художественной речи и только иногда практической (список учебников, уроки для отсутствующего товарища, просьба к библиотекарю и т. д. ). Область детского творчества может быть различна. Здесь прежде всего – личные переживания детей в самом широком смысле слова: все, что видели, что помнят из жизни прежних дней и лет, что наблюдали на экскурсии, что наконец, им читали.

I. Личные переживания: а) воспоминания «Как мы встречали Новый год», б) отчет о только что пережитом (виденном, смешанном и пр. ), например, «Как жнут хлеб», «Наш праздник» Сюда относятся и дневники; в исследования – исследовательное описание, например, развития бабочки, прорастание пшеничных зерен, устройства ветряной мельницы и т. д.

II. Мир фантазии: а) правдоподобное рассказы из жизни людей, зверей и т. п. б) сказки, в) сны и пр.

Больше всего тем из области личного опыта. «События» из детской жизни – вот основные темы. Кто из детей не держал в руках птички, бабочки, жука, какого-нибудь интересного насекомого или животного, у кого из детей не было своих кур, птиц, рыб в аквариуме, кошки или собачки? Кто из детей не вел войну, не устраивал шалашей, землянок, крепостей? Кто не разводил цветов в саду, в комнате, кто не занимался огородом?

Кто не останавливался над муравьиной кучей, гнездом птички, норой зверька? Кто не катался на лодке, не ловил рыбу или птичек, не собирал ягод или цветов? Кто не клеил из бумаги или картона, не делал тех или иных «машин», елочных украшений и т. д. ? Детский день, детские занятия, работы, праздники – все это близко, так интересно для детей и не требует специальных знаний. И лгать и преувеличивать нечего, у каждого найдется обилие своих воспоминаний. Есть всегда в классе дети, которые сами наблюдали развитие цветка, бабочки, деревца, птички - дайте им такую тему, и они прекрасно с ней справятся.

При выборе темы нужно учитывать и возраст детей. Если дошкольников захватит «Случай с птичкой» или «Трусишка котенок», то вряд ли то же можно сказать о детях школьного возраста в наше время. Они уже в жизни соприкоснулись с вопросами социального порядка. Тема из жизни людей и их отношений не только «захватит»и увлечет таких детей, но может иметь огромное моральное значение.

Дружба, товарищество («У больного товарища», «Верный товарищ»), взаимная помощь, помощь слабому и нуждающемуся, героизм и самоотвержение – вот темы для бесед, устных и письменных сочинений с детьми школьного возраста.

Отвлекая детей от многих тяжелых и больных явлений современности, мы вместе с тем должны вводить детей в эту жизнь, посильно освещать ее, толковать.

В современности, во всякой современности, много яду. Но в ней и подвиг, и величие, и грандиозные столкновения идей и неувядаемая красота , и всюду вокруг нас - ростки ново, свежей и, мы надеемся, лучшей жизни»

Сочинением нужно отмечать всякую экскурсию, всякую прогулку, всякое событие в школьной жизни.

Иногда так хорошо и так полезно решительно уйти из круга обыденщины, из мира работы и реальной жизни, хоть на часок, в мир мечты и фантазии! Иногда мы задаемся составлением письма отсутствующему товарищу

Впрочем, почему и отсутствующему товарищу не сообщить, чем мы были заняты в школе.

Описания и повествования.

Обычно в школьных хрестоматиях сначала идут описания (особенно природы), затем повествования (рассказики). Так рекомендуют писать и сочинения. Сначала описание простых вещей

Это жестокая ошибка! Именно описание самых простых вещей особенно трудно не только детям, но и взрослым.

Начинать сочинения надо с повествований, это отметил еще Л. Толстой. Особенно трудно описывать природу. Да дети и не видят природы, они сами природа: смотреть на природу, наблюдать ее, любить ее – им не приходит и в голову. Толстой воспоминает себя ребенком: «Ни травы, ни листьев, ни неба, ни солнца не существует для меня. Не может быть, чтобы не давали мне играть цветами, листьями, чтобы я не видел травы, чтобы не защищали меня от солнца – но лет до 5-6 нет ни одного воспоминания из того, что мы называем природой. Вероятно, надо уйти от нее, чтобы видеть ее, а я был природа».

«Интересная» тема.

Тема должна быть интересна детям. Это значит, что дети в процессе письма должны с удовольствием вновь пережить воспроизводимый факт, явление, событие.

Всякий пишущий, всякий автор, а стало быть, и пишущие дети любят, чтобы их читали, ими интересовались Отсюда вывод – если хотите, чтобы дети с интересом отнеслись к теме, проявите сами максимум интереса к этой теме,

Классический образец того, как сухой, бездарный учитель выбирает тему для маленькой девочки, дал Максим Горький в своем превосходном рассказе «Вода и ее значение в природе и жизни человека»:

«- Г-м?! Да? Это очень странно! Но что же вы желаете?

— Дайте Пионовой другую тему!

— Другую тему? Ну что же? Это можно. Извольте. Ну-с вот, пусть она напишет "Море и пустыня",

Я кротко и умоляюще посмотрел на него.

— "Море и пустыня". — повторил он, — славненькая темочка!

— Но, государь мой, она никогда не видала моря и не была в пустыне. — с отчаянием воскликнул я.

— Однако это довольно неразвитая девочка!

-Ну, тогда вот: "Влияние природы".

— Опять природа!

— Да! Да! Тогда — "Балтийское море и его торговое, экономическое, культурное и политическое значение".

— Не торгует она, политикой по молодости лет не занимается.

— Ужасно неразвитая девочка! Что бы ей та-

Ужасно неразвитая девочка! Что бы ей такое делать?,. Та-та-та? Ну-те-ка, вот: "Что есть общего в характерах Чацкого и Хлестакова?"»

По инициативе пишущего эти строки однажды были собраны в темы ученических сочинений. Результаты получились удивительные. Почти такие же, что в приведенной шутке Горького. Тем из личного опыта почти нет. Пишут дети о никогда невиданном Кавказе, Оренбургских степях, Финляндии, заводе Крупна в Германии! Это было во время войны. ) Пишут без соответствия возрасту и даже времени года. Осенью в ряде школ писали: «Вскрытие реки», «Ловля рыбы», «Весеннее утро», «Наступление весны» и т. д.

Мертвые, неинтересные темы, кроме жалких результатов при разработке отдельных сочинении, воспитывают у учащихся дурную манеру, уметь о всем, говорить, разумеется, путными фразами. Неинтересная или не по возрасту тема развивает необоснованное фразерство, то есть то, с чем мы должны бороться на уроках развития речи!

Избегайте и тем книжного характера, то есть о прочитанном, о выученном. Это передача чужих мыслей, а не своих наблюдений и выводов. Здесь нет творчества, редко чувствуется и живой интерес, «Громадная разница в языке работ учащихся в тех случаях, когда они излагают что-либо из личной жизни, следовательно, пережитое, интересное для них и совершенно понятное, и когда излагают содержание усвоенного на уроках, стараются говорить книжным языком» (В. Латышев).

Выбор темы в классе

При умелом ведении дела интересных тем у детей всегда много. Выбор одной из них предоставьте им. Лучше взять что-либо, непосредственно относящееся к текущей их работе или, вообще, к их жизни. Однако, нельзя всегда писать только на темы, выбранные детьми. Нужно их познакомить с приемами самых разнообразных типов и видов работы, а не брать лишь то, что им пришло в голову, то есть наиболее обычное и уже знакомое им. Свободный выбор темы допустим при коллективном писании сочинения. Выбрали тему, начала разрабатывать ее. При индивидуальном писании в классе, если дать полную свободу выбора темы, то у многих около половины урока уйдет на пробу тем. Пишет, пишет. вдруг показалось не так, плохо. зачеркивает, берет другую тему и т. д. Скорее возможно предоставлять свободу выбора тем для домашних сочинений.

Коллективные сочинения

Пока дети не навыкли в орфографии да не познакомились с элементарной техникой построения сочинений, лучше писать коллективно. Тему разрабатывает весь класс. Учитель пишет на доске, все пишут за ним в своих тетрадях.

Писали мы на разные темы, на выбранные классом и на данные мной. Вот темы наших опытов: «Нашли», «Журка» (собачка), «Попался», «Горе птички», «Как мы снегурку делали», «Мышка», «Страшная собака», «Нищий мальчик», «Наша елка», «Бабочка», «Два шалуна», «Подарок», «Удачный день» и т. п.

Приведу один из своих уроков.

Придя в класс, быстро написала на доске: «Шалунья».

— Кого, дети, из вас можно назвать шалуньей?

— Девочку.

— Марусю Петрову.

— Хорошо. Ну, а кроме девочки, кого еще можно назвать шалуньей?

— Кошечку.

— Козочку. — Собачку. — Птичку.

— Рыбку. — Лошадку.

— Прекрасно. Теперь пусть каждый, не торопясь, про себя придумает какой-нибудь рассказик (случай какой-нибудь) про шалунью. Кто придумает, пусть поднимет руку: а теперь думайте.

Минуты через три поднимается рука. Записываю фамилию. Еще рука. Записываю снова. Опрашиваю придумавших, о чем они будут рассказывать. Никифоров — о девочке. Ермолаева — о козочке. Плетнева — о птичке. Ломзин — о собачке. Козлов — о котенке. Сафина — о рыбке. Мифтахов — о мышке. Жихарева — то же. Петров — о рыбке. Климкина — о кошечке. Смолькова —о птичке.

В том же порядке прошу каждого сказать, что же он придумал про свою шалунью. Записываю кратко содержание: 1) девочка шалила и разбила чашечку; 2) козочка шалила и поела цветы; 3) птичка шалила, попалась в клетку; 4) собачка шалила с кошечкой; 5) котенок пустит мышку — поймает. Опять пустит — опять поймает; 6) рыбка шалила — играла хвостиком на солнышке; 7) мышка шалунья разбила яйцо («литературное» влияние!); 8) мышка утащила кусочек сахару; 9) птичка шалила — упала с ветки.

Прочитал детям эту запись. Что больше всего вам понравилось? — У Климкиной! — У Смольковой! Про кошечку и чашечку.

Голосую. 25 рук поднялось за Смолькову; 4 руки за птичку с клеткой; остальные разбились по одному, по два голоса.

Заставляю Смоллькову рассказать подробно («Устное сочинение»).

«У одной девочки ушла мама на базар. Кошечка вошла в чулан и стала лизать сливки. Девочка выгнала ее. Кошечка прыгнула в комнате на стол и разбила чашечку. Девочка стала плакать. Пришла мать.

— О чем плачешь?

— Как же мне не плакать! Шалунья разбила мою дареную чашечку. »

— Теперь, дети, будем писать все. Вы в тетрадях, а я на доске. Можете писать то же, что и я.

— Что же писать, Смолькова?

— У одной девочки ушла мама на базар. Пишу.

— Дальше?

— Шалунья кошечка вошла в чулан.

— Дети, какое слово лучше сказать, чем «вошла»? Молчание.

— Ну-ка, Зайцев, покажи, как ты вошел бы в чулан, если бы был котенком. Зайцев смело идет по классу.

— Дети, так котенок шел в чулан воровать или по-другому?

— По-другому! — По-другому!

— Кто сумеет показать?

Цветков показывает.

— Дети, что сделал Цветков? Вошел в чулан или как?

— Прокрался.

— Как же скажем о кошечке?

— Шалунья кошечка потихоньку прокралась в чулан.

Пишем дальше. «Она увидела горшочек со сливками и начала их лизать. »

Рассказ в течение урока не окончили. Взялись окончить дома, причем решили зарисовать три момента:

1. Кошечка в чулане.

2. Кошечка на столе.

3. Девочка плачет.

Вот образцы того слога и стиля, каким деревенские дети самостоятельно окончили эту первую (был первый опыт) свою работу.

Сухалова: «Кошечка побежала в комнату и прыгнула на стол. На столе стояла девочкина дареная чашечка, которую подарили ей подруги.

Когда кошечка разбила чашечку, девочка стала сильно плакать. Ей было очень жалко эту чашечку. Пришла мама, стала спрашивать.

— О чем ты плачешь?

Девочка сказала: — Мою дареную чашечку разбила кошечка. »

Беляева: «Кошечка вошла в комнату, прыгнула на стол и разбила чашечку. Девочка стала плакать. Мама пришла с базара и увидела, что девочка плачет. Мама спросила, о чем ты плачешь? Девочка сказала: у меня кошечка разбила дареную чашечку».

Ребров: «Мать пришла с базара и стала ругать девочку, что кошка поела сливки. »

Уже по этим кусочкам чувствуются индивидуальные различия и разница пола.

Это писали маленькие дети.

Индивидуальные сочинения

. Приходится иногда слышать курьезное соображение: научите детей сначала писать, а потом уже пишите сочинения. Как это похоже на совет — научитесь сначала плавать, а потом лезьте в воду и плавайте себе на здоровье!

Маленькие дети уже сами пишут сочинения: фантазируют, иногда ведут дневники, составляют стихи, пишут письма, составляют «журналы» и т. д. Неужели на всем этом поставить крест, все это запретить — во имя того, как пишутся «глаголы с окончанием на ся» или что-либо подобное?!

Индивидуальное творчество надо поощрять. Прихожу детям на помощь в их самостоятельных попытках, а если таковых нет — то вызываю их.

Слежу, сколько возможно, и за орфографией. Учу орфографии на параллельных уроках, скажем, «творческого диктанта» или иных орфографических упражнений, принятых современной педагогикой, но не мешаю свободному проявлению индивидуальности.

Плохо будет, если ученика во имя орфографии посадить на письмо чужих мыслей и чужих фраз — получится то, что было в старой школе: слова на ять знают, а фразу в три слова связать не в силах. Приучат, бывало, и сознание, и ухо, и речь ученика к чужой, не естественной для него манере выражений, а потом и бьются над сочинениями.

Мы индивидуальных сочинений не боимся. Они развивающе действуют на учеников вообще; развитому же легче дается и орфография.

Уже давно отмечено, что содержание детских сочинений отличается удивительным разнообразием, простотой и в то же время свежестью изложения.

Исправление работ

Я иногда беру детские тетради домой, но только для того, чтобы сделать те или другие наблюдения, или доставить себе удовольствие — просто почитать их. Дети это знают и особенно ценят.

В тетрадках, разумеется, я никаких исправлений не произвожу и различного цвета следов от моего сиденья над ними не остается.

Мы исправляем работы, но не тетрадки. Можно сказать даже: исправляем самого ученика, а не исписанную им бумагу.

После того, как сочинение индивидуального характера выполнено, приступаем к коллективному слушанию и обсуждению его.

Разумеется, можно прочесть четыре-пять тетрадок на класс. И достаточно! В следующий раз (а он не за горами) прочтем тетрадки (с новым сочинением) других пяти и так далее. Никто не останется вне нашего внимания!

Едва сказала: «Сегодня будем исправлять сочинение», как со всех сторон: — Мое! — Мое! — Мое!

Выбираю одного.

Автор читает, повернувшись лицом к классу, а весь класс слушает с карандашом и бумагой в руках. Делают пометки «на память», чтобы возразить, добавить, похвалить. Такую работу выполняют с увлечением.

Слушающие критикуют с точек зрения:

1. На тему ли?

2. Нет ли пропусков важного?

3. Все ли понятно?

4. Нет ли неудачных выражений?

5. За что можно похвалить? Преподавателю приходится лишь руководить прениями да иногда на равных началах делать и свои замечания.

Автор работы слушает, на многое он возражает, со многим бывает согласен.

Такое исправление особенно ценно: исправляют сами учащиеся; они знают, что, как и почему должно исправить; здесь они приобретают и соображения и выводы, которыми воспользуются и для своих работ.

Также коллективные исправления есть лучшая стилистическая школа.

Дети проявляют удивительное чутье к ошибкам уже известного им типа, например, сразу чувствуют смешение глагольных времен, повторение одного слова, отклонения от темы и пр.

Стиль отдельных учеников отнюдь не насилуется. Все, что сказано гладко, то есть ясно, просто, уже не исправляется. Исправляются лишь действительные ошибки и промахи.

Психологическое введение в сочинение

Прежде, чем приступить к сочинению (будь это воспоминания или творчество), хорошо подготовить детей. Будете, например, писать о том, «как мы ежа нашли», так сначала побеседуйте о лесе, о вечере в лесу, о прогулках за цветами и т. д.

На фоне нахлынувших воспоминаний работа станет сразу легкой, интересной. Ученик не будет думать, чтобы еще написать. Мысли потекут сами собой. Такую предварительную вводную беседу мы называем «психологическим введением в сочинение».

Сочинения-исследования

Особое внимание уделяю сочинениям исследовательского характера. Здесь могут быть исследования: «Исследования» — лишь громкое название, работа же для детей и интересна и доступна. Описать: мельницу, производство хлеба, рыбную ловлю, пчельник (если дети это видели и знают и еще раз могут пойти посмотреть) — и не трудно и крайне интересно, особенно, если внести сюда рисунок и элементарный чертеж. Не страшны и «литературные исследования». Передо мной работы моих учеников. Вот, например, «Лиса по басням Крылова», «Похождения волка» по тем же басням, «Суд над лисой», «Лиса в баснях и сказках» (разумеется, по указанным произведениям) и т. д.

Для того, чтобы написать такую работу, ребенок обследует, ищет, комбинирует, делает выводы и обобщения.

Сочинения-письма

Составление писем деловых, дружеских, юмористических, наконец, — опять-таки ценнейший вид письменных упражнений.

Только не делайте письма «упражнениями» и не пишите «воображаемому» товарищу или подруге, также от «воображаемого» автора.

Пишите письма, чтобы послать их; получив ответ, завязывайте переписку. Кому писать? Отсутствующему товарищу, бывшему учителю, сменившему место, библиотекарю соседней библиотеки, детям другой школы, другого класса и т. д.

Например, дружеско - юмористическая переписка двух соседних школ.

Было бы желание — всегда найдется, кому писать.

Сочинения-компиляции

Впрочем, это скорее не компиляции, даже в обычном смысле слова, а сочинения с использованием ранее изученного, например, стихотворений, или сочинения с использованием письменных источников (например, школьной же хрестоматии). Вот аналогичное сочинение мальчика 11 лет.

После веселого теплого лета наступает унылая осень.

В начале осени бывают чудные дни.

В это время воздух прозрачен и чист, и звезды светят ярче по ночам.

Есть в осени первоначальной Короткая, но дивная пора: Весь день стоит, как бы хрустальный, И лучезарны вечера.

(Тютчев)

С сентября красное солнышко все реже показывается на небе, дни убывают. В воздухе сыро и холодно. Листья на деревьях и кустах желтеют и опадают. Трава вянет. Полевые работы окончены. Только с раннего утра до позднего вечера слышатся удары цепов на гумнах. Это молотят хлеб. Птицы собираются в стаи и улетают в теплые края. Насекомые пропадают. В садах собирают яблоки и груши, в огородах — овощи.

Мелькает желтый лист на зелени дерев; Работу кончил серп на нивах золотых; И покраснел вдали ковер лугов; И зрелые плоды висят — в садах тенистых. (Греков)

Не весело позднею осенью в городе. Дует резкий ветер. Кругом все окутано серым туманом. Целый день моросит дождик. От продолжительного дождя мостовые и тротуары покрыты лужами и грязью. Люди неохотно выходят на улицу.

Наступила осень. Скучен город.

Дожди, туманы, резкий холод.

На сумерки похожий день

(Никитин).

Люди, как в деревне, так и в городе, приготавливаются к встрече зимы, вставляют двойные рамы, запасают дрова, достают теплые одежды. И ждут, не дождутся зимы. А. Рождественский.

Подобного рода сочинениями достигается, с одной стороны – уменье использовать знания, а с другой стороны – развивается комбинаторская способность мышления.

Активность преподавателя

. Более половины оканчивающих нашу школу, если и обладают кое-какими знаниями, то совершенно не в состоянии применить их и извлечь из них непосредственную пользу для себя и для общества. В результате целого ряда затраченных лет, ученики сплошь и рядом не умеют даже отчетливо, ясно и сполна высказать своих мыслей, и не только устно, но и письменно.

Чем же это объясняется?

Объясняется это тем, что здесь (особенно преподаватели русского языка) только дают советы работать и не показывают на своей работе, чего должны достигнуть ученики.

Как надо работать?

Мы должны на уроках русского языка сами писать сочинения при учениках и вместе с учениками.

«Ну-ка, напишите кто на пословицу, — сказал я», — повествует о своих уроках в Ясно -Полянской школе Л. Н. Толстой.

«Лучшие ученики — Федька, Семка и другие — навострили уши.

— Как на пословицу, что такое? Скажите нам,— посыпались вопросы.

Открылась пословица: Ложкой кормит, стеблем глаз колет.

— Да ее как напишешь? — сказали Федька все другие, навострившие было уши.

— Ты сам напиши, — сказал мне кто-то. Bы были заняты делом; я взял перо, чернильницу стал писать. »

Эти знаменательные строки великого педагога, да и вся его статья «Кому у кого учиться», до' сих пор не имеют практического применения в нашей школе, хотя, казалось бы, намечают более правильный и более короткий путь обучения сочинениям. Сколько я ни беседовала с педагогами на данную тему, отовсюду слышала один ответ: «рядовому педагогу такая работа не под силу; где нам равняться с Толстым; такая работа может только уронить преподавателя в глазах ученика».

Однако, с такими ответами нельзя согласиться. С Л. Н. Толстым нам и не надо равняться, это не значит, что преподаватель может не уметь делать то, что требует от учеников. Ведь не может же преподаватель математики не решать задач, которые он задает ученикам, так же точно и преподаватель русского языка обязан уметь образцово выполнять все задаваемые ученикам сочинения и различные письменные упражнения.

Это тем более, что далеко не все письменные работы учащихся являются творческим актом. Основная задача обучения сочинениям — не развитие фантазии, а уменье стройно, связно, ясно и просто излагать свои мысли, излагать те сведения, что дают жизнь, ученье, книги.

Если что и можно сказать против преподавательских работ в области свободного творчества, то нет серьезных возражений против образцовых работ преподавателя в тех случаях, когда требуется систематизация готовых, данных сведений.

Если с детьми 8-10 лет лучше писать преимущественно классные сочинения («на доске»), то с детьми 10-12 лет можно перейти к сочинениям домашним, добавляя их работой в классе. Так ведутся «общеклассные» сочинения. Общеклассные — так как участвует весь класс с преподавателем во главе.

В средних классах предлагаю сочинения – рецензии.

Это рассмотрение, исследование, анализ научного произведения, су3ждения о нем. Задача рецензии дать:

1. характеристику. Что понимаем под характеристикой?

А) Библиографическое понимание произведения. Сообщение о его авторе, времени, месте создания.

Б) Раскрытие темы, проблематики идейного содержания произведения.

В) Анализ средств выражений темы и идеи.

Г) Система образов.

Здесь можно использовать пересказ, комментарий , цитирование произведений, описание кульминационного момента, описание начальной и финальной сцены, описание поступков героев.

2. оценку. Это определение достоинств и недостатков на основе его характеристики. Различают два вида рецензии: критико-библиографическая статья (литературная рецензия) и статья, анализирующая кинофильм, спектакль, концерт. Литературная рецензия анализирует книгу, брошюру, статью.

Рецензент должен дать ответ: а) правильно ли автор осветил то или иное явление жизни; б) с каких идейных позиций он создал свое произведение; в) на сколько раскрыта тема; г) правдиво ли отражена действительность. Каков художественный или публицистический уровень произведений.

Любая рецензия должна дать полное представление о произведении и ответить на ряд конкретных вопросов. , например: рецензия на спектакль не может сводиться к пересказу содержания пьесы и перечня занятых в ней актеров. Рецензент оценивает правильность выбора пьесы (актуальность, злободневность), ее достоинства, полностью ли использованы те возможности, которыми обладает театр. Что хорошего или слабого в режиссерской трактовке пьесы, каково качество художественного оформления.

Достоинство литературной рецензии состоит в конкретности оценки темы и содержания книги, глубоком разборе ее качества.

Рецензент дает:

- общую характеристику произведения;

- оценку ее актуальности;

- характеризует художественную манеру автора, черты ее героев, т. е. глубоко проникает в замысел художественного произведения;

Репортаж.

Требования:

1. Репортаж имеет цели с необходимыми подробностями в яркой форме сообщить о наиболее значимом и интересном. Он представляет читателю возможность увидеть своими глазами.

2. Пишется только с места события (с субботника, с концерта и т. д. )

3. Не каждое событие можно отразить в форме репортажа, потому что происходящие в жизни явления имеют статичный или динамичный характер. Для репортажа только динамика.

4. События отражаемые в репортаже должны обязательно содержать элемент новизны.

5. Пишется только в том случае, если репортер присутствовал на месте события.

6. От начала до конца пронизан авторским Я. Само местоимение Я может и отсутствовать. Но читатель должен чувствовать, что репортер ведет поэтапно события.

7. Для репортажа выбираются темы, связанные с показом героизма, мужества, смелости людей, а также наиболее яркие эпизоды и явления из нашей действительности.

8. Интересный репортаж должен содержать не только повествование, но и диалог, красочные описания.

9. Могут сочетаться все виды информации. Журналист имеет возможность рассказать о фактах всеми ему возможными способами, средствами, включить элемента отчета, зарисовки.

10. Особенностью репортажа является не констатация самого факта, а показ хода события в той последовательности, в которой оно происходило. Как репортер оценил и понял увиденное, а не только видел.

11. Украсить снимками, рисунками.

- репортаж, носящий информационный характер;

- оперативный, где сообщается о том, что видели и слышали.

Заключение

Подготовку к сочинению нельзя откладывать надолго. Ведь сочинение – это сложный, разносторонний экзамен, на котором проверяются не только знание литературы, умение грамотно излагать выражать свои мысли и чувства, но интеллектуальная эстетическая зрелость учащихся.

Существующие различия в речевом развитии детей обусловлены многими факторами: успешностью обучения на уроках русского языка и литературы, природными особенностями их речи, уровня общего развития, влиянием той речевой среды в школе и дома, в котором они ежедневно находятся. Учет этих факторов является важнейшей предпосылкой успешной работы учителя русского языка по развитию речи школьников и совершенствованию ее культуры

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)