Производство  ->  Оборудование  | Автор: | Добавлено: 2015-03-23

Экскурсия на Верх-Нейвинский пруд

«Давно-давно это было. Жило на Урале далеко в горах племя охотников. Промышляли добычей зверей и лесной дичи. Женщины занимались хозяйством, поддерживали огонь в очагах.

Лучшим охотником племени считался юноша по имени Таватуй. Стрела, посланная им, всегда достигала цели. В этом же племени жила красавица девушка, звали ее Нейва. Была она дочерью старейшины племени. Таватуй и Нейва полюбили друг друга. Отец был рад выбору дочери.

Неподалеку жили другие племена. Однажды показалось людям этих племен, что больше дичи водится в местах, где живут охотники, вкуснее мясо у лосей и кабанов. Племя соседей напало на стариков и детей когда юноши охотники ушли промышлять зверя.

Но, услышав крики и плач, повернули охотники назад и настигли пришельцев. Завязался жестокий бой. Селение стояло на склоне гор, и сражаться было неудобно. Охотники вытеснили врагов в межгорную долину, и завязался бой. Шел он долго. От вражеской стрелы не мог уклониться Таватуй. Рана была смертельна. Похоронили погибших.

Но неутешной оставалась красавица Нейва. Каждый день поднималась она на высокие скалы, со всех сторон окружавшие долину, где погиб Таватуй. Добиралась девушка до каменных вершин, печально смотрела вниз и горько плакала. Слезы струились из прекрасных глаз, их бесконечные потоки стекали по скалистым склонам в долину.

Двадцать девять раз поднялась Нейва на вершины скал, чтобы оплакивать своего любимого. Но вот наступил тридцатый поминальный день. Путь в этот день предстоял особенно трудный. На всех вершинах гор, окружавших долину, девушка уже побывала. Осталась одна, малодоступная – высокая и крутая.

Долго поднималась по крутому склону Нейва. Камни срывались из-под ног и шумно скатывались вниз. Колючие кусты больно ранили руки. Только к полудню добралась Нейва до вершины

Присела она отдохнуть на отлогий склон каменного утеса. Глянула вниз на долину и застыла в изумлении. Далеко внизу лежало перед ней огромное голубое озеро. По берегам озера то тут, то там били из-под земли прозрачные роднички. Поняла Нейва, что прекрасное озеро образовалось из потоков слез, которые она пролила, оплакивая свою любовь. Еще горше заплакала она, и полились прозрачные слезы с вершины скалы в озеро. Все слезы выплакала Нейва.

Но не ушла со слезами ее тоска, бросилась неутешная с утеса в озеро, чтобы навсегда остаться в долине, где погиб Таватуй.

Превратилась Нейва в полноводную красавицу реку.

Тридцать горных речек втекает в озеро, и только река Нейва вытекает из него. Течет река широко и вольно между берегов, заросших пахучими травами и цветами. Расселились вдоль по этим берегам люди, построили деревни и поселки. А озеро, образовавшееся из слез Нейвы, люди назвали в память о ее любимом Таватуем.

Географическое название Нейва.

Возникновение металлургического завода.

Нейва. С этим именем связаны многие географические названия Урала. В словаре Чупина название реки анализируется как нави - белый и я - река. Редкая река по красоте своей может соперничать с ней. Нейва пробила свой путь через угрюмые скалы, дикие таежные дебри, оживила, украсила их и украсилась ими сама. Но не пейзажами извечно манила к себе людей горная река. Недра ее берегов – вот что принесло ей беспокойную славу. Железо, медь, золото, никель, платина – чего только нет в той сказочной земле! Много пришлых дельцов и проходимцев пытали свое «счастье» на Нейве.

В числе первых «искателей фортуны» был московский купец Дмитрий Тумашев, который у деревни Тараски нашел залежи железной руды и вблизи поселка Верх - Нейвинск в 1662-1669 годах установил плавильные печи и получил первый чугун.

В 1725 году бывший тульский кузнец Никита Демидов в рапорте на имя начальника Уральских горных заводов просил разрешения добывать железную руду в районе деревни Тараски, то есть там, где когда-то погрел руки московский купец Тумашов. Позднее, в 1762-1764 годах, на Нейве, у поселка Верх-Нейвинск, в числе прочих был заложен Верх-Нейвинский железоделательный завод.

После многолетних «облазываний» демидовский приказчик Григорий Махотин в 1759 году предложил окончательное место для строительства плотины и завода в верховьях реки Нейва, между Трубной, Сухой и Минихинской горами. По вымерке плотина была задумана (в современных мерах)-960, высотой 9 и шириною по низу 85, по верху 36 метров с объемом насыпи более 530 тысяч кубометров (по тем временам грандиознейшее сооружение). По указу Его Императорского Величества Петра Ш Берг-коллегии дворянину Прокопию Демидову в Сибирской губернии на Нейве-реке у Пристолова мысу железовододействующий завод было дозволено построить. Дата подписания Указа – 3 апреля 1762 года и считается днем основания Верх - Нейвинского завода.

Строительство его началось с плотины, которая должна была перегородить Нейву и заставить ее воды вращать все агрегаты будущего предприятия. Чтобы поднять воду до нужного уровня, надо было свалить в русло реки сотни тысяч кубометров грунта. Машин в те века не было, и все предстояло перевернуть только мускульной силой людей. На стройку были согнаны тысячи людей. Тачка и лопата – вот все, чем были вооружены «работные людишки». Изнурительный труд, голод, болезни ежедневно уносили в могилу десятки жизней.

Земляные работы не прекращались ни днем, ни ночью, и за сравнительно короткий срок была построена громадная по тому времени плотина. Рука трудового человека остановила извечный бег реки: слившись с озером Таватуй, Нейва образовала пруд площадью более 50 квадратных километров.

Круто повернул Демидов и строительство самого завода. Он горел желанием скорее испробовать в деле силу обузданной реки. И вот в1762 году Верх-Нейвинский завод выплавил первый чугун и сделал первую поковку из своего железа. Железо, сработанное русскими мастеровыми, со сказочной быстротой завоевало себе добрую славу не только в России, но и далеко за ее пределами. Спрос на продукцию завода рос. Завод строился и расширялся. Уже через два десятилетия на нем имелись доменная печь, три молотовые фабрики, воздуходувная печь, восемь калильных печей, пятнадцать кричных горнов, четыре лудильные мастерские и механическая фабрика. Всего вращалось около 30 вододействующих колес. Завод стал металлургическим предприятием с законченным циклом, начиная от добычи руды и кончая выпуском железа, о котором с похвалой писалось: «И такова доброго железа в свейской земле нет».

Только за 65 лет со дня первой плавки на заводе было 4666044 пуда чугуна, и выковали 1832000 пудов железа.

Вся продукция завода через Рудянку и Верхний Тагил на лошадях доставлялась к пристани Утка на Чусовой, откуда водой сплавлялась через Каму на Волгу, в Нижний Новгород.

Верх-Нейвинский пруд.

Подлинным украшением и гордостью Верх - Нейвинского - Новоуральска является пруд. На его берегах начиналась история поселка Верх-Нейвинский и города Новоуральска. Железнодорожная станция Верх - Нейвинск расположена возле самого берега пруда и пассажиры в окно могут круглый год наблюдать живописную гладь пруда.

Утрами, когда еще не взошло солнце, по зеркальной глади пруда стелется туман и скрывает горы на противоположном берегу. Пруд в это время кажется бесконечным. Но, вот туман рассеивается, медленно возникая на горизонте, открываются горные верхушки. И чем выше поднимается солнце, тем четче обозначаются на фоне синего неба берега пруда, березы и черные липы. Пруд изменчив и непостоянен. Его воды то голубые, то синие, то зеленые.

Протяженность пруда с севера на юг составляет около 10 км, ширина – до 2км, площадь около 17 кв. км; отметка уровня воды 263,5метра над уровнем моря. На юге Верх - Нейвинский пруд соединяется с озером Таватуй.

Западный берег.

Маршрут начинается от городской Водной станции (к западу от нее находится самая высокая вершина на западном побережье пруда – гора Трубная,421 м). Курс - на восток, на полуостров Черный мыс (в него впадает маленькая речка Черная). Интересно остановиться на северной оконечности мыса и подняться по его крутому склону. Здесь расположен старый карьер, где раньше добывали тальк. Последние его разработки относятся к 1915-1916годам.

Здесь же на восточном берегу, в живописном месте, находится пляж, который как и дорожки, проложенные по Черному мысу и не сохранившиеся до настоящего времени танцевальная площадка, ресторан на сваях, лодочный причал, был обустроен молодыми первостроителями города еще в середине ХХ века.

Двигаясь на юг, преодолеваем залив и огибаем мыс. От этого поворота к середине пруда тянется. Первый перекат - целая цепь каменистых мелей. Второй перекат начинается через 1,2км, от мыса, на котором расположена насосная водозаборная станция. Тянется он также поперек пруда. Одна из обширнейших его мелей в центре пруда имеет свое название – Кедровая горка.

Следующий залив – Веревкин угол. Здесь на побережье расположена база отдыха с одноименным названием. Севернее базы отдыха в пруд впадает еще одна речка Черная, южнее – река Мурзинка.

Напротив Веревкиного угла, ближе к восточному берегу, виден красивый, похожий на воду каравай, остров Присталой. Не знающие старинных названий люди, иногда называют его Шапкой. Присталой фигурирует даже в Указе Берг-коллегии 1762год о строительстве Верх - Нейвинского завода.

Южнее залива Веревкин угол начинается Зеленый мыс. На протяжении более чем 2 км идет череда пляжей и мест отдыха. Пляж Дома отдыха «Зеленый мыс», санатория, детского оздоровительного центра «Зеленый мыс». Зона отдыха заканчивается на подмурзинском берегу, где расположился Домик рыбака и охотника. У противоположного берега лежит самый большой на водоеме остров Ельничный. Его длина составляет 1,5 км.

Подмурзинский берег переходит в большой залив Нейвица, в который впадает река Нейва. Восточнее залива находится Коровий мыс. Берега Нейвицы и Коровьего мыса сильно заболочены. Здесь пруд заканчивается. За Коровьим мысом расположен пролив, соединяющий пруд с озером Таватуй.

Восточный берег.

Это берег отличается от западного суровой, дикой природой. Здесь, вдоль побережья, находятся удивительные места: отдельные острова и целые архипелаги, глухие заливы, отороченные береговой сплавиной, и блуждающие сплывни.

Плавание к восточным берегам можно начать от мыса Слюдяного, лежащего напротив Черного мыса (1 км к северу). На западном берегу мыса прямо в воду обрывается скала под названием Крутяк. Напротив - самое глубокое в пруду место, именно здесь проходило русло реки Нейвы. Между Крутяком и плотиной есть маленький островок под названием Козий. Островок действительно маленький настолько, что в большую воду он затапливается, и его не видно.

От Слюдяного мыса двигаемся вдоль северного, а затем восточного берега пруда. Пересекаем Алексеевскую пойму, в которую впадают речки Алексеевская, Первая и водовод с Аятского озера. В глубине поймы, расположено болото Отца Павла (со слов старожилов, раньше здесь, где-то на болоте, стояла часовня).

Заболоченные берега являются причиной образования множества плавающих торфяных островков – сплывней, которые при сильных ветрах отрываются от береговой сплывины (очень сырое болото) и начинают «гулять» по водоему. Со временем они зарастают кустарником, деревьями и приобретают вид настоящих островов. Бывает, что они садятся на мель или прибиваются к берегу и долго находятся на одном месте.

Заключение.

Пруд сыграл важную роль для получения железа и чугуна на металлургических заводах в историческом прошлом. Ведь любой металлургический завод начинался с плотины. За короткое уральское лето была задача перегородить реку, иначе половодье снесет недостроенную плотину.

Неимоверным трудом простых людей создавалась мощь России.

Пруд сегодня – это многочисленные места отдыха детей и взрослых. На акватории пруда часто проводятся международные и российские соревнования яхт (Ява-Трофи). На лодочной станции есть лодки для проката, белоснежные яхты величаво выплывают из-за островов, а в зимнее время рыбаки на пруду вылавливают богатый улов.

Работать над исследованием сложно, но интересно. Я научилась находить материал по источникам информации, слушать рассказы взрослых. Здорово узнавать историю родного края, ведь это наш дом.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)