Дом  ->  Кулинария  | Автор: | Добавлено: 2015-03-23

Экологически чистая пища - залог здоровья

Пища - это источник жизни. Она нужна организму для его роста и развития. Кроме того, пища служит источником энергии, которую человек расходует непрерывно. Вопросы правильного питания и здорового образа жизни становятся все более актуальным в жизни современного человека.

Фрукты (от лат. fructus - плод), сочные съедобные плоды культурных и дикорастущих растений. Подразделяются на семечковых (яблони, груши, айвы), косточковых (абрикосы, сливы, вишни, персики и др. ), цитрусовых (апельсины, лимоны, мандарины, грейпфруты и др. ), субтропических и тропических пород (инжир, гранат, манго, ананасы, бананы, авокадо), ягоды (смородина, крыжовник, виноград, клюква и др. ). Производством фруктов занимается плодоводство. К фруктам относят также плоды бахчевых культур (дыни, арбуза). фрукты имеют большое значение в питании человека. Приятный вкус и биологическая ценность фруктов обусловлены наличием в них значительного количества полезных веществ.

Овощные блюда разнообразны, вкусны, полезны, легко приготовляются. При этом эти блюда – не только летняя сезонная пища, а в большей степени зимняя.

Кулинарные традиции татарской кухни складывались не одно столетие. Сохраняя свою самобытность, многое в кухне менялось: она совершенствовалась, обогащалась новыми знаниям и продуктами, о которых татары узнавали от соседей. Несомненно, что на состав продуктов в первую очередь влияли природные условия и не в последнюю образ жизни. Расположение на стыке двух географических зон - лесного Севера и степного Юга, а также в бассейне двух крупных рек - Волги и Камы, способствовало обмену продуктами вследствие раннего развития торговли.

Лекарственные растения используются в народной медицине в Поволжье. Они не только лечат, но и укрепляют иммунитет.

Лекарственные чаи утоляют жажду, улучшают аппетит, освежают тело, укрепляют дух, снимают усталость, лечат болезни, дарят радость, здоровье, долголетие.

Пища - это источник жизни. Она нужна организму для его роста и развития. Кроме того, пища служит источником энергии, которую человек расходует непрерывно. Вопросы правильного питания и здорового образа жизни становятся все более актуальным в жизни современного человека.

Каждый человек знает, что пища необходима для нормальной жизнедеятельности организма. Современный человек постоянно подвергается различным видам интоксикации, в частности, за счет поступления в организм токсических веществ из внешней среды по причине загрязнения воздуха и воды

У каждого народа есть свои рецепты приготовления блюд, так называемая своя культура питания. Культура питания воспитывается целыми поколениями. Пища народа часто зависит от многих факторов, в частности от места проживания.

Я, ученица 8«б» класса, поставила цель: исследовать культуру питания Поволжья, народов татарской национальности и ее влияние на их здоровье.

Задачи: - изучить литературу, связанную с культурой питания;

- выяснить национальные блюда народов татарской национальности;

- через состав национальной пищи определить ее влияние на организм.

-выяснить кулинарные традиции татарской кухни.

Гипотеза.

При постановке цели данной работы - исследование национальной пищи и влияние ее на организм человека - нами была выдвинута гипотеза - экологически чистая натуральная пища, - залог здоровья жителей Поволжья, народов татарской национальности.

Приемы сбора информации.

Данная литература позволила мне узнать, какая пища использовалась жителями Поволжья. Я постаралась составить словарь национальных блюд татарской кухни Я также познакомились с полезностью некоторых блюд татар и применением пищи для лечения различных заболеваний . В моем исследовании я попыталась отразить состав некоторой, употребляемой татарами пищи , ягод .

Овощные блюда.

Разнообразны, вкусны, полезны, легко приготовляются. При этом овощные блюда – не только летняя сезонная пища, а в большей степени зимняя.

Если летом предпочтение отдается сырым овощам и фруктам, то зимой большую пользу здоровью могут принести разнообразные « зимние» виды растительной пищи, достаточно сытные в качестве самостоятельных блюд.

История картофельного клубня.

Дикий картофель за несколько тысяч лет до нашей эры имел огромное значение в жизни первых поселенцев Анд. Блюдо, которое спасало от голода целый народ, называлось "чуньо" и готовилось из промороженных, а затем высушенных клубней дикого картофеля. В Андах по сей день, индейцы хранят пословицу: "Сушеное мясо без "чуньо" подобно жизни без любви". Оно служило также единицей меновой торговли ("чуньо" меняли на фасоль, кукуруза и т. д. ).

В Россию картофель мог попасть через беломорье и балтийские порты, или через Польшу, или непосредственно из Пруссии в 1757-1761 годах. Первый же официальный завоз картофеля связан с заграничными путешествиями Петра I. Он выслал из Роттердама Шереметьеву мешок картофеля и велел разбросать клубни по разным областям России. Это попытка, к сожалению, успехом не увенчалась.

Только при Екатерине II был издан указ об отправке во все губернии "на расплод земляных яблок" и уже через 17 лет картофель уже был по всей Сибири и даже на Камчатке. Однако, внедрение картофеля в крестьянские хозяйства сопровождалось бунтами и жестокими административными мерами. Были отмечены случаи отравления, так как в пищу иногда употребляли не клубни, а зеленые ядовитые ягоды картофеля.

В настоящее время картофель занял достойное место на нашем столе. И это неслучайно. По питательности картофель почти не уступает зерновым, поскольку до 80% сухих веществ приходится на крахмал. Белков в картофеле не очень много, зато они сбалансированы по составу лучше, чем у других растений.

Последние исследования показали, что умеренное употребление картофеля не создает угрозу Вашему весу. Оказывается, крахмал картофеля распадается на сахара не сразу, а постепенно, что не ведет к избытку сахаров в организме, который впоследствии откладывается в жир. Недаром уже сегодня некоторыми специалистами предлагается диета для коррекции веса, основанная на картофельных супах.

В картофеле содержится достаточное количество полезных веществ. По содержанию витамина С он превосходит лук, виноград и красную смородину. Картофель также главный источник калия, потребность в котором возрастает при умственном напряжении. Кстати, картофельный суп за его благотворное влияние на организм человека (общеукрепляющий и возбуждающий аппетит) называют "супом Гиппократа".

Фрукты.

Фрукты (от лат. fructus - плод), сочные съедобные плоды культурных и дикорастущих растений. Подразделяются на семечковых (яблони, груши, айвы), косточковых (абрикосы, сливы, вишни, персики и др. ), цитрусовых (апельсины, лимоны, мандарины, грейпфруты и др. ), субтропических и тропических пород (инжир, гранат, манго, ананасы, бананы, авокадо), ягоды (смородина, крыжовник, виноград, клюква и др. ). Производством Ф. занимается плодоводство. К Ф. относят также плоды бахчевых культур (дыни, арбуза). Ф. имеют большое значение в питании человека. Приятный вкус и биологическая ценность фруктов обусловлены наличием в них значительного количества полезных веществ.

Яблоки.

Яблоки, как большинство фруктов, практически не содержат жира, поскольку на 87% состоят из воды, в них мало калорий, так что если заменить яблоком жирный, сладкий и калорийный десерт, вполне можно похудеть. В яблоках (особенно, в недавно сорванных) довольно много витаминов (А, С, В). количество витамина С зависит от сорта яблок, от срока хранения и других факторов. В некоторых сортах до 300% больше витамина С, чем в других. В сезон яблоки содержат больше витамина С, чем после долгого хранения.

Яблоко препятствует образованию мочевой кислоты и усиливает распад муравьиной. Поэтому она применяется страдающими ревматизмом, подагрой, атеросклерозом, хроническими экземами и другими заболеваниями кожи. Яблоко полезно для укрепления зрения, кожи, волос и ногтей, а также для устранения заболеваний нервного характера.

Яблоки благотворно действуют при низком кровяном давлении и отвердевании сосудов, потому что они - мощный очиститель крови. Они так же полезны для лимфатической системы. В яблоках есть вещества, благодаря которым организм лучше усваивает железо из других продуктов, например, из яиц или печени.

Чтобы сохранить как можно больше питательных веществ, яблоки нужно есть сырыми, вместе с кожурой, т. к. кожура и мякоть прямо под кожурой содержит больше флавонойдов, витамина С и пектина. Нарезание фруктов снижает количество витамина С - поверхность яблока становится коричневой. Это признак окисления, через которое теряется полезный витамин. Яблоком рекомендуется завершать любой прием пищи - это считается полезно не только для фигуры, но и для зубов.

Мучные изделия.

Большой популярностью у татар пользуются яйца домашних птиц, главным образом куриные. Их едят в вареном, жареном и печеном виде.

Широкое распространение в татарской кухне имеют различные каши: пшенная, гречневая, овсяная, рисовая, гороховая и т. д. Некоторые из них являются очень древними. Пшенная, например, в прошлом была ритуальным блюдом.

Особенностью традиционного стола является разнообразие мучных изделий. Пресное и дрожжевое тесто делают двух видов — простое и сдобное. Для сдобы добавляется масло, топленое сало (иногда конское), яйца, сахар, ваниль, корица. К тесту татары относятся очень внимательно и хорошо умеют его готовить.

Обращает на себя внимание разнообразие (как по форме, так и по назначению) изделий из пресного теста, несомненно, более древних, чем из кислого. Из него пекли булочки, лепешки, пирожки, лакомства к чаю и т. д.

Наиболее характерны для татарской кухни изделия из кислого (дрожжевого) теста. К ним прежде всего относится хлеб (икмэк). Без хлеба не проходит ни один обед (обычный или праздничный), он считается священной пищей. В прошлом у татар существовал даже обычай клятвы хлебом — ипидер. Дети с малых лет приучались подбирать каждую упавшую крошку. За едой резал хлеб старший член семьи. Хлеб пекли из ржаной муки. Лишь зажиточные слои населения употребляли, и то не всегда, пшеничный хлеб. В настоящее время в основном употребляется покупной хлеб — пшеничный или ржаной.

Кроме хлеба, из крутого дрожжевого теста изготовляется много различных изделий. Наиболее широко распространенным видом этой серии является кабартма. По способу тепловой обработки различают кабартму, испеченную на сковороде перед разогретым пламенем печи, и кабартму, испеченную в котле, в кипящем масле. В прошлом иногда к завтраку кабартму пекли из хлебного (ржаного) теста. Из хлебного же теста делали лепешки, но из более круто замешанного и тоньше раскатанного (вроде сочня). Кабартму и лепешки ели горячими, густо смазанными маслом.

Изделия из жидкого теста также делятся на пресные и кислые. К первым относятся оладьи из пшеничной муки (коймак), к вторым - - блины из различных видов муки (овсяной, гороховой, гречневой, пшенной, пшеничной, смешанной). От русских блинов коймак из кислого теста отличается большей толщиной. Его подают обычно к завтраку с растопленным маслом на блюдечке.

Кулинарные традиции татарской кухни.

Кулинарные традиции татарской кухни складывались не одно столетие. Сохраняя свою самобытность, многое в кухне менялось: она совершенствовалась, обогащалась новыми знаниям и продуктами, о которых татары узнавали от соседей. Несомненно, что на состав продуктов в первую очередь влияли природные условия и не в последнюю образ жизни. Расположение на стыке двух географических зон - лесного Севера и степного Юга, а также в бассейне двух крупных рек - Волги и Камы, способствовало обмену продуктами вследствие раннего развития торговли.

В татарской кухне много молочных блюд. Собственно цельное молоко использовали только для кормления детей или для чая, в то время как взрослое население предпочитало кисломолочные продукты. Из заквашенного топленого молока готовили катык. Разбавляя его холодной водой, получали айран - напиток, который хорошо утолял жажду. Из того же катыка готовили сюзмэ (или сьюзмэ) - разновидность татарского творога. Для этого катык наливали в мешочки, которые затем подвешивали, чтобы стекала сыворотка. Другой вид творога - эремчек - готовили из молока, в которое при кипении добавляли закваску, после чего продолжали кипятить до получения творожной массы. Если продолжали кипятить до полного выпаривания сыворотки, то получалась пористая, красновато-коричневая масса - корт - татарский сыр. Корт смешивали с маслом, варили с медом (кортлы май) и подавали к чаю. Иногда с молока просто снимали сливки, которые затем кипятили, получая лакомство - пеше каймак - топленые сливки.

Для традиционной татарской кухни характерен большой выбор мясных, молочных, постных супов и бульонов (шулпа, аш), названия которых определялись по названию заправленных в них продуктов - круп, овощей, мучных изделий - токмач, умач, чумар, салма. Лапшу токмач, как правило, замешивали на пшеничной муке с яйцом. Умач - тестяные катышки округлой или продолговатой формы - нередко делали из круто замешанного теста на основе гороховой с добавлением какой-либо другой муки. Салму готовили из гороховой, гречневой, чечевичной или пшеничной муки. Готовое тесто разрезалось на куски, из которого делали жгутики. От жгутиков ножом или руками отделяли кусочки, величиной с лесной орех и большим пальцем вдавливали середину каждого "орешка", придавая ему форму ушка. Чумар готовили из более мягкого теста, которое разрезали на кусочки около 1 см или запускали в бульон как клецки. Из китайской кухни у татар появилась традиция подавать в бульоне пельмени (кияу пельмэне).

Но, вероятно, самое большое разнообразие в татарской кухне по сей день существует в рецептуре выпечки из пресного, дрожжевого, сдобного, кислого, сладкого теста. Символом благополучия и достатка у татар служил хлеб - икмэк, который раньше пекли впрок 2-3 раза в неделю. Одно из самых древних печеных блюд - кыстыбый (или кузимяк), представляющий собой сочень из пресного теста с начинкой из пшенной каши. Не менее древним является бэлеш (или бэлиш) - большой пирог из пресного или дрожжевого теста с начинкой из кусочков жирного мяса (баранина, говядина, гусятина, утятина) с крупой или картофелем. Если бэлеш делали малого размера, то называли вак бэлеш. К этой же категории выпечки относятся эчпочмак (треугольник) и перемячи - лепешки из дрожжевого или пресного теста с различной начинкой. Перемячи бывают открытыми или закрытыми, жарятся во фритюре или пекутся в духовке. Из дрожжевого и пресного теста пекли пирожки - бэккэны (или букэри). Часто для начинки брали овощи (морковь, свекла), но особой популярностью пользовались пирожки с тыквенной начинкой с добавлением пшена или риса. Для праздничного стола готовилась губадия - круглый пирог с высокой многослойной начинкой, в которой всегда есть корт - красный сушеный творог. Такой пирог подавали перед сладким. Из жидкого дрожжевого теста пекли коймак (или каймак, каймаг) - оладьи, которые жарили их на углях, в печи. Готовые оладьи подавали к завтраку с растопленным маслом и обязательно в дни религиозных праздников (гает коймагы). Из крутого теста готовили кабартму и юку (тонкая лапша из пресного или сдобного теста), а также баурсак и юача, представляющие собой печеные во фритюре шарик из теста и маленький каравайчик. А вот на сладкое к чаю пекли изделия из сдобного и сладкого теста: чельпэк, катлама, кош-теле ("птичьи язычки"), каклы- и катлы-паштеты (слоеный и открытый пироги) и, конечно же, чэк-чэк (или чек-чек, чак-чак). Чэк-чэк - блюдо из слепленных медом мелких шариков или полосок сдобного теста, иногда с орехами - гордость татарской национальной кухни. Его подаюткак особое угощение на свадьбах, торжественных приемах.

Татарская кухня.

Основу татарской кухни составляли продукты крестьянского хозяйства. Это различные зерновые и бобовые в виде муки и крупы. Огородничество и садоводство вплоть до конца 1950-х годов были развиты слабо. Тем не менее лук, репа, тыква, морковь, свекла культивировались издавна. С конца XIX в. заметно вырос удельный вес картофеля. В лесах сельские жители собирали дикорастущие ягоды (малина, земляника, смородина, калина, черемуха и др. ), орехи, хмель. Сейчас потребность в этих ягодах в основном удовлетворяется путем выращивания их на садовых участках. Грибы для традиционной татарской кухни не характерны, увлечение ими началось лишь в последние десятилетия, да и то преимущественно среди горожан.

Любимым мясом поволжских татар считается баранина, хотя широко используется и говядина. Лошадей также разводили не только для хозяйственных нужд: конина шла в пищу как в вареном, так и в соленом, вяленом виде, в виде колбасы (казылык). Значительным подспорьем являлось птицеводство (куры, гуси, утки), пчеловодство.

Молоко использовалось главным образом в переработанном виде. Путем отстоя молока получали сливки. Вкусным лакомством являлись топленые сливки - пеше каймак. Путем заквашивания кипяченого молока получали катык, любимый кисломолочный продукт татар. Разбавляя его холодной водой, получали айран - напиток, который хорошо утолял жажду. Из катыка, подвесив в мешочке для стекания сыворотки, получали сюзмэ - разновидность татарского творога. Другой вид творога - эремчек получали добавлением в кипящее молоко закваски и последующим кипячением до получения творожной массы. Если кипятили до полного выпаривания сыворотки, то получалась пористая, красновато-коричневая масса сладковато-кислая на вкус. Это корт - вид татарского сыра. Смешав его с маслом, подавали к чаю. Из него же изготовляли любимое лакомство - кортлы май: корт варили с медом, затем застывшую, довольно твердую массу заливали еще топленым маслом. В свежем виде молоко использовали в основном для питания детей, да в виде приправ к супам, добавляли в чай.

Помимо этих продуктов, татары издавна широко использовали привозной рис, пряности, южные сухофрукты (изюм, урюк, чернослив), чай.

Из всего многообразия блюд наиболее характерными для традиционной татарской кухни являются, во-первых, супы и бульоны (аш, шулпа) - мясные, постные (вегетарианские), молочные, названия которых определялись по названию заправленных в них продуктов - круп, овощей, мучных изделий. Именно разнообразие последних (токмач, умач, чумар, салма и др. ) является приметной чертой татарской кухни. Тесто для мучных заправок, по возможности готовилось на яйце. Для лапши (токмач), как правило, использовали пшеничную муку. Умач нередко делали из гороховой с добавлением какой-либо другой муки. Для лапши сочень раскатывался тонким и резался полосками. Умач представлял собой небольшой величины тестяные катышки округлой или продолговатой формы, которые получались при растирании круто замешанного теста. Салма обрывалась от куска пальцами, смазанными маслом, и представляла собой кружки диаметром до сантиметра из маслянистого, как бы раздавленного пальцами теста. Только чумар изготовлялся из более мягкого теста и, разрезаясь на кусочки размером с лесной орех, запускался в бульон. Иногда его запускали как клецки.

А суп-лапша на мясном бульоне до сих пор остается обязательным блюдом и во время приема гостей. В бульоне же подавались пельмени, которые готовились также и к званым обедам.

Во-вторых, обилие мучных изделий, используемых как в повседневной пище, так и по случаю званых обедов. Тесту татары всегда придавали большое значение и хорошо умели его готовить, причем одинаково искусно выпекают пироги из кислого (дрожжевого) и пресного, простого и сдобного, крутого и жидкого теса, с начинкой и без начинки, хотя именно изделия с начинкой придают своеобразие татарской кухне. Наиболее древним и простым из них является кыстыбый, представляющий собой комбинацию пресного теста (в виде сочня) с пшенной кашей (в виде начинки). С конца XIX в. кыстыбый стали делать с картофельным пюре.

Любимым и не менее древним является бэлеш из пресного или дрожжевого теста с начинкой из кусочков жирного мяса (баранина, говядина, гусятина, утятина и пр. ) с крупой или картофелем. Его делали больших и малых размеров (вак бэлеш). К этой же категории кушаний относятся эчпочмак (треугольник), перемяч. В последнем начинка из рубленого мяса с луком.

Татарская кухня очень богата изделиями из сдобного и сладкого теста, которые подавались к чаю: чельпэк, катлама, кош теле, паштет и т. д. Кстати, многие из них по содержанию, способу приготовления типичны для тюркских народов в целом. А вот некоторые, в частности, чэк-чэк, характерны лишь для татарской национальной кухни. Чэк-чэк является особо почетным угощением на свадьбах, торжественных приемах.

Завершая перечень своеобразных мучных изделий татар, нельзя не упомянуть о коймак (вид оладий), изготовляемых из жидкого как дрожжевого, так и пресного сдобного пшеничного теста. Жарили их на углях, в печи. Это придавало им особый аромат. Коймак подавали обычно к завтраку с растопленным маслом на блюдечке, и непременно в дни религиозных праздников (гает коймагы).

Наблюдения за набором продуктов, распорядком питания свидетельствуют о больших изменениях: во-первых, сейчас преобладают покупные продукты даже в сельской местности (мука, крупы, макаронные изделия, вытеснившие из повседневной жизни многообразие изделий из теста). Во-вторых, заметно расширился ассортимент овощей (свежих и консервированных) и овощных блюд: многое выращивается на приусадебных участках. Это характерно в целом для современной жизни.

Лекарственные растения.

Валериана лекарственная - многолетнее травянистое растение из семейства валериановых. Препараты валерианы показаны при астме, мигрени, оказывают регулирующее влияние на нервную систему

Девясил высокий – многолетнее травянистое растение из семейства сложноцветных. Растение обладает мочегонным, желчегонным и противомикробным действием.

Зверобой продырявленный – многолетнее травянистое растение семейства зверобойных. Обладает противовоспалительным и стимулирующим свойствами. Применяется при ревматизме, заболеваниях желудочно-кишечного тракта, печени, цеститах.

Земляника лесная – хорошо известное многолетнее растение, из семейства розоцветных. В семенах усеивающих поверхность ягод много железа. Настой листьев снижает артериальное давление, замедляет ритм и усиливает амплитуду сердечных сокращений.

Мелисса лекарственная – многолетнее травянистое растение семейства губоцветных. При применении настоя исчезает одышка, прекращаются приступы тахикардии, снимаются боли в области сердца.

Одуванчик лекарственный – многолетнее травянистое растение. Корень и трава одуванчика применяются при заболеваниях печени, желчного пузыря, желчнокаменной болезни, желтухи, при гастритах.

Крапива – усиливает основной обмен.

Заключение.

Результатом нашей работы служит подтверждение гипотезы экологически чистая натуральная пища, - залог здоровья коренных жителей Поволжья. Составив таблицу , мы выяснили, что те продукты, которые татары употребляли в пищу, способствовали не только утолению голода, но и использовались для лечения некоторых заболеваний. Культура питания татар способствовала укреплению организма и вырабатывала иммунитет против некоторых заболеваний.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)