Общество  ->  Политика  | Автор: | Добавлено: 2015-03-23

Аттика в период распада рабовладельческой демократии в произведениях Аристофана

Аристофан резко выступал против грубого и пошлого мира мошенников, пройдох и авантюристов. Для него большим злом были власть денег и жажда наживы, «беспринципные политические дельцы, готовые пренебречь гражданскими обязанностями ради личных интересов». Эти вопросы важны и теперь, когда мы сталкиваемся с такими негативными явлениями, как демагогия, бюрократия, жульничество и др.

Аристофан написал свыше 40 комедий, но до нашего времени дошло только одиннадцать. В хронологическом порядке они располагаются следующим образом: «Ахарняне», «Всадники», «Облака» - в первой редакции «Осы» , «Мир» , «Птицы» , «Лисистрата» , «Женщины на празднике Фесмофории» - примерно 411 г. , «Лягушки» - 405 г. , «Женщины в Народном собрании» - 392 или 389 г. , «Богатство» - 388 г.

В комедии «Арханяне» крестьянин Дикеополид, испытывая тяжесть войны, пришел в Народное собрание, чтобы добиться заключения мира. Не дождавшись помощи, он заключает мир сам, единолично. Вскоре он доказывает своим землякам, что война выгодна только

Комедия «Всадники» направлена против демагога Клеона, командовавшего афинским войском. Он одержал победу благодаря поддержке Демосфена. Но Клеон присвоил славу, которую должен был разделить с другими.

Комедия «Облака» высмеивает новые научные и философские теории. Простой крестьянин Стрепсиад отправляет своего сына, Фидипида на обучение к Сократу. Взяв на выбор за руководство «Несправедливое слово» он идет в «думальную» Сократа. Пройдя курс учения, и хорошо владея спортом он поднимает руку на отца и доказывает, что подобные действия должны быть в порядке вещей.

В «Осах» высмеивается пристрастие афинян к судебным процессам, развившимся как следствие политики, проводимой демагогами, особенно Клеоном. Клеон в поисках популярности повысил плату судьям. В комедии представлена семья – старик, завзятый судья Филоклеон (Клеонолюб) и его сын Бдемеклеон (Клеонохул). Бдемеклеон доказывает своему отцу, прославляющему силу и могущество присяжного, что своей страстью к судебным процессам он становится рабом демагогов.

В «Мире» главной мыслью является призыв к согласию, миру, единению. Простой крестьянин Тригей с помощью трудовых людей освобождает заключенную у бога войны богиню мира Ирину. Вместе с Миром на землю приходит богиня урожая – Опора, которая становится женой Тригея.

Фантастичен сюжет «Птиц». Разочарованные в современной жизни, полной интриг и заговоров, афинские граждане Писфетер и Эвелпид, вместе с птицами основывают новое государство Тучекукуйск между небом и землей. Оставшись без птиц – жертвенного дыма – боги вынуждены выдать замуж за Писфитера богиню Басилею, олицетворяющую власть над миром.

«Лисистрата» повествует о заговоре женщин всех государств с тем, чтобы положить конец войне. Страдая от хозяйственной разрухи военного времени и тоски по постоянно находящимся в походах мужьях, женщины заставляют их согласиться на заключение мира.

Комедия «Женщины на празднике Фесмодэорий» совершенно не затрагивает политических вопросов. Она подвергает осмеянию поэтов Агафона и Еврипида.

Комедия «Лягушки» поставлена под впечатлением смерти Эврипида и Софокла. Бог Дионис, в ведении которого считалось театральное дело, очень обеспокоен тем, что со смертью этих поэтов и отъездом в Македонию младшего трагического поэта Агафона театр опустел. Дионис одевает львиную шкуру и спускается в загробный мир. В царстве мертвых в это время идет спор между Эврипидом и Эсхилом из-за первенства. Дионису представляется удобный случай убедиться в том, кто является лучшим поэтом. Главное требование - чтобы поэт был учителем народа – выполняется в произведениях Эсхила. Они поднимают бодрость и мужество граждан. Эврипид же, изображает жизнь такой, как она есть, развращает молодежь. В итоге Дионис отдает предпочтение Эсхилу и берет его с собой на землю.

«Женщины в Народном собрании» - пародия на нехорошие планы социальных преобразований, во множестве предлагавшихся в конце V в. до н. э. По предложению энергичной Праксогоры, женщины, переодевшись в мужское платье, занимают все места в Народном собрании и, таким образом, выносят предложение передать управление в руки женщин, отменить частную собственность и обобществить все вещи.

Последняя комедия Аристофана «Богатство» имеет отвлеченный характер темы и почти лишена личных нападок. Бедный старик Хремил помогает прозреть богу богатства Плутосу. В награду тот делает Хремила и его друзей зажиточными людьми. Негодяи теперь лишаются возможности вредить. Они недовольны и видят в прозрении Плутоса низвержение демократии. Эта пьеса-аллегория начинает собой ряд комедий нового типа – «средней» аттической комедии.

В написании данной работы привлекались «Истории» Фукидида, касающееся главным образом олигархического переворота в Афинах и правления «400», то есть 411 г. до н. э. Это время, когда в результате неудачи Афин в войне со Спартой политическим группам, удалось обманным путем захватить власть и ликвидировать демократические учреждения и свободы афинского демоса.

Огромная ценность по отражению общественно-политического строя Аттики содержится в произведениях Аристофана. У советских историков не прекращается интерес к этой теме. Она разрабатывалась такими учеными, как Головня В. В. , Соболевский С. И. , Ярхо В. Н. , Радциг С. И. , Полонская К. П. , Давыдов Ю. Н. и другие.

При написании работы мною были использованы материалы следующих книг: «Аристофан» - сборник статей к 2400-летию со дня рождения Аристофана, Баглай И. А. «Приемы комизма в комедиях Аристофана», Смирнов Б. А. «Театр как вид искусства», лекция по курсу «Введение в специальность», Брабич В. М. , Плетнева Г. С. «Зрелища древнего мира», Давыдов Ю. Н. «Искусство как социологический феномен», комментарий В. Ярхо к книге «Аристофан. Избранные комедии».

Работы Смирнова Б. А. и Брабич В. М. , Плетневой Г. С. рассматривают происхождение зрелищных представлений, их развитие, возникновение театра и его жанров. В книге Давыдова Ю. Н. , характеризующей эстетико-политические взгляды Платона и Аристотеля, производится картина раскола эстетического сознания времен Аристофана и проводится тщательный анализ на основе его комедии «Лягушки». Автореферат кандидатской диссертации Баглая И. А. и статья Полынской К. П. , написанная к 2400-летию Аристофана, посвящены приемам его творчества и разбору сатирических персонажей в его произведениях. Комментарии В. Ярхо «Аристофан и его время» и статья Радцига С. И. с таким же названием, проводят всестороннее рассмотрение творчества Аристофана в связи с историческими событиями того времени.

Творчество Аристофана, остающиеся неповторимым в истории европейской культуры, полное силы и страстности, может быть понятно только на фоне исторической обстановки.

Аристофан родился в то время, когда рабовладельческая демократия достигла наивысшего расцвета. Его литературная деятельность совпала с Пелопоннесской войной и кризисом афинской демократии «который обнажил до основания все противоречия рабовладельческой системы, и наложил свой отпечаток на творчество Аристофана».

В Афинах произошел раскол между представителями различных социальных групп. Владельцы ремесленных мастерских и богатые купцы, связанные с морской торговлей , занимали в отношении Спарты непримиримую позицию, настаивая на дальнейшем расширении Афинской экспансии на море.

Аттические землевладельцы, страдавшие от опустошительных набегов спартанцев, все больше тяготились и склонялись к необходимости заключить мир.

В духовной сфере возник другой узел противоречия. Афинская демократия сохранила в своем мировоззрении достаточную долю приверженности к прошлому, такому, как традиционная вера в богов, государству и следование установленными предками моральным нормам. Общественная же практика приводила эти положения к основательной критике, что, в частности, выражалось в деятельности софистов- странствующих учителей мудрости.

Пелопоннесская война являлось внешним проявлением постигшего Афины кризиса. Ведшаяся не только между Спартой и Афинами, но и между многочисленными их союзниками, она привела к тому, что Греция была поделена, по существу на два лагеря.

Пользуясь военными неудачами демократов, аристократия делала попытки вернуть себе власть. Таким образом была установлена власть Тридцати в 404 г. Но тирания была свергнута и демократия восторжествовала.

Продолжением Пелопоннесской войны, не разрешившей противоречий между греческими государствами, была так называемая Коринфская война (395 – 387 гг. до н. э. ), окончившаяся позорным Анталккидовым миром.

Понимание комедий Аристофана затруднена тем, что они полны прямых и скрытых намеков на события его времени. Их необходимо отчетливо представить для более полного понимания сатиры поэта.

Глава I. Социальный состав общества времени Аристофана

Время Аристофана было прямым продолжением эпохи Перикла. Это была типичная рабовладельческая демократия, преобладающее значение при которой имел труд свободных производителей.

Сохранившиеся с середины V века до н. э. экономические отношения в союзе более двухсот греческих городов во главе с Афинами, постепенно превратились в государство, служащее источником доходов и предметом эксплуатации для афинского государства.

Экономические подъемы афинского государства вызвал приток людей со всех концов греческого мира, Афины сделались экономическим и культурным центром всей Греции. Ремесленники разных специальностей находили для себя работу в Афинах. Вот каково, например, у Аристофана перечисление трудящихся, нуждающихся в мире:

Эй, пахари, торговцы, люд ремесленный!

Эй, рукоделы, поселенцы, пришлые,

И вы, островитяне, весь народ, сходитесь!

[3]И все же, здесь не учитывается самая многочисленная часть населения-рабы. Благодаря рабскому труду появились и расцветали античные государства. В период Пелопоннесской войны, в результате расширения политического владычества, экономических связей и торговых отношений, в результате развития ремесел, увеличилась потребность в силе рабов.

Эксплуатация этого бесправного класса для Аристофана и его современников представлялась делом настолько естественным, что даже в условиях всеобщего равенства и довольства, показанных в комедии «Женщины в Народном собрании», на вопрос, кто же при этой счастливой жизни будет работать и возделывать землю, Проксогора, устроительница новой жизни, без колебаний отвечает: «Рабы!». Все герои комедий Аристофана – это, пусть и с небольшим числом рабов, рабовладельцы.

Изменяется положения раба, он превращается в товар, из которого владелец старается извлечь больше выгоды. Появляются перемены и в отношении к рабам. Комедии Аристофана содержат немало сведений о разных пытках и жестокостях, применявшихся к ним. Так Ксанфий из комедии «Лягушки» перечисляет различные способы пыток:

Плетнями бей,

Души, дави, на дыбу вздерни, жги, дери,

Крути суставы, можешь в ноздри уксус лить,

Класть кирпичи на брюхо. Можешь все!

Рабство по мере его развития в эпоху Аристофана все более обнаруживало свое разлагающее влияние на общество. По мере того, как производительный труд все более переходил в руки рабов и становился чисто рабским занятием, свободные работники и ремесленники не могли выдержать конкуренции с ними, с более дешевой продукцией крупных рабовладельческих эргастерий. Землевладельцы, оторванные войной от сельского хозяйства и превратившиеся в пролетариев, рассчитывали лишь на помощь со стороны государства. Афинский демократический строй действительно давал им такие возможности в виде множества мелких должностей, дающих заработок и не требующих большого труда. Наибольшей симпатией среди подобных занятий пользовались обязанности судей-гелиастов, тем более, что на вознаграждение от этого можно было прокормить семью. Оно составляло уже при Перикле два обола, а при Клеоне, в 425 г. было доведено до трех оболов.

Аристофан, насмешливо относившийся к афинским присяжным, называет их в комедии «Всадники» «трехгрошиовыми друзьями»,[6] а пристрастие афинян к склокам и конфликтным ситуациями высмеял под видом хора надоедливых Ос и их старого торговца Филоклеона в комедии «Осы» (422 г. ).

Помимо этой формы легкого заработка государство производило раздачу денег на праздничные увеселения, иногда хлеба для беднейших граждан. При этом «зрелищные деньги» нередко употреблялись людьми на собственные нужды, что приучило к беспечности, праздным наклонностям. Так появился античный люмпен-пролетариат, «беспринципный, падкий до всяких новостей, легкомысленный и легко поддающийся на всякие заманчивые и необычные обещания политических ораторов ». [7]Эта категория населения, в противовес населению сельской части афинского государства, горячо поддерживала войну, поскольку она сулила им новые раздачи из добычи побежденных, наделы на завоеванных землях.

Психология этой части населения, заседающей в Народном собрании, с большим юмором представил Аристофан в комедии «Всадники» в рассказе Колбасника о том, что подешевела мелкая рыба – основной продукт питания. Тут же Совет принимает решение устроить большое жертвоприношение, которое должно сопровождаться бесплатным угощением народа. После этого толпа не хочет даже слышать о том, что из Спарты пришли послы для переговоров о мире.

заорали как один: «Ну нет, дружок.

Прослышали враги, что нынче дешевы

У нас селедки, мира захотелось им.

Нам мир не нужен. Дальше пусть идет война!»

[8]В этой комедии Аристофаном очень зло показана политическая жизнь Афин. В образе выжившего из ума старика Демоса он изображает афинский народ, которого обманывает его наглый и хитрый раб Пафлагонец. В этом образе легко угадывается известный политический деятель, демагог того времени, Клеон. Ему противопоставляется еще более ловкий пройдоха – Колбасник, сумевший своими хитростями обойти первого. Все эти интриги возможны потому, что Демос совершенно теряет рассудок, когда заседает на каменных скамьях в Народном собрании. [9] В таком же ироническим виде представляет Аристофан заседание Народного собрания в «Ахарнянах». Упадок государственного хозяйства дает в дальнейшем основание для комического пересмотра всего государственного управления и о передачи его в руки женщин – в комедии «Женщины в Народном собрании».

Во всех этих комедиях состояние Народного собрания представлено в карикатурном освещении. Это приверженцы группировки, сложившейся в Афинах и настаивающей на продолжении войны до окончательного разгрома Спарты, включающей в себя представителей торговых и ремесленных слоев и моряков под руководством владельца кожевенного эргастерия

Клеона.

Аристофан видел большой вред в роли и политике демагогов. В своей комедии «Всадники», явившейся откликом на недавнюю победу афинян над спартанцами при Сфактерии (425 г. до н. э. ) он продолжает выступать против демагога Клеона. Он доказывает его опасность тем, что он, добившись доверия у народа, нагло обманывает его и старается подчинить его своей воле. Аристофан показывает, что он кричит на всех, но гелиастов присяжных не грызет, а бережет, держа в своих руках, и даже отгоняя от них мух. К ним же Клеон обращается за помощью, когда его начинает теснить хор всадников.

Нельзя не обратить внимания, что все демагоги, в том числе и Клеон, были богатыми людьми, содержателями рабских эргастерий. Они представляют особую социальную прослойку. «Вовлекая в круг своих завоевательных интересов толпу паразитически настроенного люмпен-пролетариата, они вмести с ним и составляют военную партию».

Но среди богатых людей далеко не все были сторонниками войны. Антивоенная группировка состояла не только из представителей сельской части афинского государства, но и из крупных землевладельцев во главе с богачом Никием. Эта партия считала необходимым скорейшее заключение мира и настаивала на принятия спартанских предложений.

В одном случае Аристофан выразителем своих взглядов выступает во «Всадниках» даже хор всадников как сторонников мировой политики. Под этим названием в то время подразумевалась особая группа богатых граждан, числом около тысячи, которая избиралась специальной комиссией и должна была нести военную службу в коннице, имея своих собственных лошадей.

Крупные землевладельцы были заинтересованы в мирной политике, поскольку и их владения страдали от войны, опустошались врагом.

Но больше всех страдали от войны «простые люди», живущие трудами своих рук, - то есть крестьяне-середняки и городские жители единого достатка. Именно эти люди несли на себе все тяготы войны, составляя основное ядро войска и терпя несправедливости от разных начальников. Эти же люди больше всего страдали от разорения своих усадьб. Естественно, что все их помыслы обращались к миру, и, отражая их интересы, Аристофан в «Ахарнянах» и особенно в песне хора в «Мире» в самых заманчивых, идиллических красках изображает их трудовую жизнь и счастья мирной жизни.

Таким образом, видно наличие различных группировок в общественной жизни Греции во время Аристофана.

К началу Пелопоннесской войны демократический строй рабовладельческой демократии достиг в Афинах высшего развития, и даже его противники были вынуждены принять его соответствие с интересами большинства граждан. Все же противников было немало. В основном это были представители зажиточных и богатых кругов. Одни из них ограничивались внешним выражением недовольства, нося длинные волосы и короткие плащи по примеру спартанцев.Другие же выждали удобного случая, чтобы нанести удар, образовывали тайные общества – «гетерии». Эта партия выдвинула ряд деятелей, которые возглавили олигархический переворот в 411 г. до н. э.

В период Пелопоннесской войны эти классовые противоречия проявлялись с особой силой и жестокостью, доходившей иногда до крайностей. Примером подобного ожесточения может служить текст присяги, произносимый в кружках-гетериях: «я буду врагом народу и буду придумывать ему всякое зло, какое только могу». Неудивительно, что народные массы отвечали на это такой же ненавистью. При таком обострении взаимной неприязни наступило полное извращение нравственных понятий. Все эти черты морального разложения дали, естественно, обильную пищу для сатиры Аристофана.

Глава II. Социально-политические и религиозные взгляды Аристофана

Точно определить мировоззрение Аристофана довольно трудно. Все окружающие его явления представлены в шуточном виде, поэтому вопрос о подлинности его взглядов вызывает существенные разногласия. Можно выделить лишь общие тенденции. О многих же вопросах приходится догадываться.

Сам Аристофан неоднократно указывал на высокие общественные задачи, которые он ставил перед собой. В «Лягушках», например, бог загробного мира Плутон отпускает на землю Эсхила, говоря в напутственной речи:

Сохрани и спаси государство свое,

Научи и наставь, дай хороший совет

Неразумным, их много, их целый народ!

[15]Уже во «Всадниках» Аристофан прославлял величие и силу своего государства, обращаясь к местным богам-защитникам Афине и Посейдону. Полно патриотического чувства прославление устами хора своих отцов:

Восхвалять хотим мы ныне наших дедов и отцов,

Славы города достойных и покрова Госпожи

Без числа в сраженьях пеших и борясь на кораблях,

Побеждая, прославляя имя города они

Идеалом Аристофана является поколение «марафонских бойцов», он вспоминает подвиги и бескорыстие того времени, когда войском командовал благородный Миронид. Но, прославляя прошлые времена, он этим самым не отвергает настоящего, а только хочет исправить его недостатки.

Современник двух больших войн, длившихся в общей сложности

35 лет, Аристофан был очевидцем опустошения полей и усадьб, разорение городов, убийство и насилие над мирными людьми, всеобщего ожесточения.

Стоя на точке зрения простых людей, Аристофан ненавидит войну, нарушающую мирное благополучие и тех деятелей, которые затевают войну. Интересно, что причину войны Аристофан видит в корыстолюбии и эгоизме некоторых деятелей. Так, Гермес в комедии «Тишина» говорит о начале войны:

Начал Фидий злополучный, первый он нанес удар,

А затем Перикл. Боялся он невзгоды для себя.

Вину за бедствие, причиненные войной, Аристофан возлагает на демагогов, и прежде всего на Клеона. Наиболее сильный удар против него направлен во «Всадниках». Как было указано выше, всадники принадлежали к классу богатых людей. Однако, заинтересованные в мире, они составляют оппозицию против демагогов. Всадники, образующие в этой комедии хор, выступают против Пафлагонца-Клеона, отсюда вовсе не следует, что точка зрения поэта совпадала с идеологией этой группы. С этими людьми Аристофана объединяет только общность взглядов на войну и на пагубную роль Клеона, его союз с Всадниками оказывается временным. В следующей своей комедии «Облака», он уже прямо высмеивает золотую молодежь из этой группировки в образе Фидиппида.

Зато все свои симпатии Аристофан отдает «простым людям» - крестьянству, мелким землевладельцам, гражданам из класса зевгитов-людям, несущим всю тяжесть войны, составляя основное ядро войска. Он ценит их трудолюбие, крепкую силу, твердость, положительный характер. Именно этих людей созывает Хремил, чтобы поделиться богатством. Образы этих людей Аристофан рисует с особым сочувствием, хотя и не лишенным юмора, когда речь заходит об их заблуждениях, наивной хитрости и лукавстве. Таковы Дикеополид в «Ахарнянах» и Тригей в «Мире» - люди, убежденные в правоте своего дела, твердые и энергичные, умеющие добиться своей цели, - простоватый Блипер в «Женщинах в Народном Собрании» и другие.

Аристофан жестоко нападал на недостатки современной ему демократии. Но было бы ошибочным думать, что он был её противником. Едва ли не с большей силой он нападал на представителей олигархии, особенно участников переворота 411 г. до н. э. , например, Писандра (под видом Советника) в «Лисистрате»; часто повторяет о заговорах их против демократии, а к Спарте и её строю относится отрицательно.

Одной из своеобразных особенностей в системе афинской демократии было исключительное значение суда присяжных. Наиболее уродливую форму это приняло в результате политики демагогов, повысивших плату за исполнение судейских обязанностей. Бедняк, ничего не имевший за душой, ничем не выделявшийся в общественной жизни, чувствовал в суде свою власть и силу, мог удовлетворить свое честолюбие. Остро высмеял Аристофан страсть к судебным процессам в «Осах».

В мировосприятии античного человека важное место занимали вопросы религии, и Аристофан, не мог обойти того религиозного вольнодумства, которое в его время стало широко распространятся. Так, в «Облаках» Аристофан представил, будто Сократ вводит новых, фантастических богов – Вихрь, Облака, Воздух и т. д.

Однако, жестоко нападая на «безбожников», Аристофан сам оставался под их влиянием и нередко отступал от традиционной веры. Строгое почтение он соблюдает только по отношению к Афине, Аполлону и Артемиде, сам Зевс не избежал насмешек в его комедиях. В «Мире» раб высказывает совсем богохульную мысль: «Не дам я и полушки за богов теперь, Они, как мы здесь, своднями заделались». Настоящим шутом представлен в «Лягушках» Дионис.

Видно, что Аристофан, хоть и высмеивая новые учения, сам, как подлинный сын своего времени, разделял многие из них.

Заключение

Таким образом, мы видим, что комедии Аристофана достаточно ясно отражали общественно-политическую жизнь Аттики в период распада рабовладельческой демократии. Они показывают разделение общества на ярко выраженные социальные группировки и антагонистические отношения между ними.

Аристофан – идеолог античных рабовладельцев, но он защищает интересы городской, и особенно сельской демократии. Герой Аристофана - аттический крестьянин. Отстаивая его интересы, Аристофан высмеивает корыстолюбие и политику афинских демагогов, разжигавших, особенно в 20-х годах V века до н. э. пагубную для землевладельцев Пелопоннесскую войну.

Аристофан использует театр «как трибуну для борьбы политической, идейной. Он стремится разоблачить своих противников, внушить зрителям ненависть к новой плутократии и её идейным защитникам, к грубому и пошлому миру мошенников, пройдох и авантюристов».

При всей противоречивости творчества Аристофана можно утверждать, что идеалом его была именно демократия, со всеми присущими ей чертами морального и политического кризиса, а демократия старых времен, которую восхвалял и мечтал видеть, стремился возродить.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)