Дом  ->  Мода и красота  | Автор: | Добавлено: 2015-03-23

Изготовление текстильных кукол для кукольного театра

Особое место среди игрушек занимают куклы и другие мягкие игрушки. В человеческой культуре у куклы было много назначений. Для современного ребёнка кукла – прежде всего милая игрушка, которую можно превратить в некоего символического партнёра для игры. Кукла имеет особое значение для эмоционального и нравственного развития детей. Кукла или мягкая игрушка – заместитель реального друга, который всё понимает и не помнит зла. Поэтому потребность в такой игрушке возникает у большинства детей, иногда она сохраняется и у подростков – и не только у девочек, но и у мальчиков.

Игра переносит ребёнка в особый мир отношений, полностью не совпадающий с обыденной жизнью людей. Во время игры ребёнок может уйти из пространства реальных отношений в воображаемое пространство со своими особенными правилами и правами. Опыт игровых действий и реальных взаимоотношений со сверстниками в игре ложится в основу особого свойства мышления, позволяющего стать на точку зрения других людей, предвосхитить их поведение и в зависимости от этого строить своё собственное.

Театр кукол (театр анимации) - вид пространственно-временного искусства, основным выразительным средством которого является оживающая неживая материя (в том числе кукла). Куклы-актёры обычно управляются и приводятся в движение людьми, актёрами-кукловодами. Правильно говорить: "театр кукол", так, кстати, называются все профессиональные театры анимации.

Искусство кукольников очень старое - в разных странах возникали свои, ставшие затем традиционными, виды кукол и типы представлений. Есть сведения о существовании ритуальных мистерий в Египте, во время которых женщины носили куклу Озириса. В Древней Греции кукольный театр существовал в эпоху эллинизма. Истоки кукольного театра в языческих обрядах, играх с овеществлёнными символами богов. Упоминание об игровых куклах встречаются у Геродота, Ксенофонта, Аристотеля, Горация, Марка и другие. Однако в Древнюю Грецию и Древний Рим кукольные представления и искусство театра кукол пришли с бродячими труппами кукольников из Древней Индии (сухопутными и морскими путями через Древний Иран) и Древнего Китая. Первое известие о существовании в России кукольного театра датировано 1636 годом, зафиксировано немецким путешественником Адамом Олеарием.

В 1700 году состоялись первые в России гастроли кукольников: одна труппа проехала по городам Украины, а вторая по волжским городам до Астрахани. В 1733 году, по приглашению Анны Иоановны в Москве и Санкт-Петербурге работали четыре кукольных театра из числа итальянских комедиантов, приехавших в составе труппы комедии.

Одним из самых известных кукольных театров России является Государственный Академический Центральный театр кукол им. С. В. Образцова.

Среди театров кукол различают три основных типа:

Театр верховых кукол (перчаточных, гапитно-тростевых и кукол иных конструкций), управляемых снизу. Актёры-кукловоды в театрах этого типа обычно скрыты от зрителей ширмой, но бывает и так, что они не скрываются и видны зрителям целиком или на половину своего роста.

Театр низовых кукол (кукол-марионеток), управляемых сверху с помощью ниток, прутов или проволоками. Актёры-кукловоды в театрах этого типа чаще всего тоже скрыты от зрителей, но не ширмой, а верхней занавеской. В некоторых случаях актёры-кукловоды, как и в театрах верховых кукол, видны зрителям целиком или на половину своего роста.

Театр кукол срединных (не верховых и не низовых) кукол, управляемых на уровне актёров-кукловодов. Срединные куклы бывают объёмными, управляемыми актёрами-кукловодами либо со стороны, либо изнутри кукол больших размеров, внутри которых находится актёр-кукловод. К числу срединных кукол относятся, в частности, куклы Театра теней. В таких театрах актёры-кукловоды не видны зрителям, так как находится за экраном, на который проецируются тени от плоских или не плоских кукол-актёров. В качестве срединных кукол-актёров используются куклы-марионетки, управляемые сзади кукол видимыми или не видимыми зрителям актёрами-кукловодами. Либо перчаточные куклы или куклы-актёры других конструкций. Как это происходит, например, в известной эстрадной миниатюре С. В. Образцова с кукольным малышом по имени Тяпа (перчаточная кукла надетая на одну руку Образцова) и его отцом, роль которого играет сам Образцов.

2. Виды кукол

Пальчиковые куклы. Куклы, надевающиеся на палец - самые маленькие артисты кукольных театров. Их высота всего 7 - 9 сантиметров.

Тростевые куклы - размер головы у этих кукол может быть до 20 см. Таких кукол поднимают над ширмой с помощью вставленного внутрь стержня. К рукам куклы прикреплены трости - палочки (проволочки), которыми двигает кукловод. Руки куклы сгибаются в локтях, голова может поворачиваться и наклоняться.

Куклы - марионетки изображают людей и животных в полный рост. Они управляются не снизу, а сверху. Кукловод, находящийся выше куклы, держит в руках крестовину - так называемую "вагу", где сходятся все нити, идущие от куклы. Нити прикрепляются к её плечам, коленям, локтям, голове.

Напольные куклы - большие куклы. Их рост зависит от роста кукловода и может быть от 1 м до 1,5 м. Работать с такими куклами очень интересно. Их водит " в открытую" один или два исполнителя.

Перчаточные куклы. Иначе их называют петрушечные, потому что именно так устроен Петрушка. На Руси издревле существовали петрушечники - актёры, выступавшие с куклами - Петрушками, надеваемыми на руку актёра. При этом указательный палец актёра проходит в голову куклы, а большой и средний - в рукава её костюма. Движения её головы, рук, туловища осуществляются с помощью движений пальцев, кисти руки. Это наиболее простые куклы. Основой – туловищем – у этих кукол служит перчатка, сшитая по руке актёра. Голова куклы должна быть пропорциональной туловищу. Обычно её высота равна 8 -10 см. Способ изготовления головы может быть различным: из папье-маше, можно выстричь ножницами из поролона, вырезать из пенопласта и обклеить тканью или разрисовать, вырезать из картона, а также выполнить из текстиля. Волосы могут быть, выполнены из: верёвки, меха, ниток, тесьмы, фетра, кожи. Для глаз можно выбрать пуговицы или бусины – фантазия художника здесь не ограничена. Руки – очень важная деталь в образе куклы. Они тоже подчёркивают характер персонажа – они могут быть худые, полные, нежные, грубые. По цвету они одинаковы с лицом. Обычно делают только кисти рук. Их шьют по выкройке в форме варежки. Ноги кукол выполняются из тех же материалов, что и руки. Их шьют в виде длинного мешочка и пришивают к нижнему краю перчатки. Обувь куклы выполняется из папье-маше или из материала. Прикрепляются башмаки к нижней части ног. Перчатка – это основа куклы, её туловище. К ней крепят голову, руки, на неё надевают костюм. В отличие от обычной перчатки она имеет три пальца и кроится по-особому. Выкройку делают по руке кукловода, который будет работать с куклой. Для управления движениями рук, ног и головы имеются специальные трубочки, выполненные по толщине пальца кукловода, которые называются патронками. Одежда играет очень важную роль в образе куклы. Помимо внешнего вида в ней учитываются особенности фигуры персонажа.

Сейчас невозможно сказать точно, когда появилась первая кукла в мире. Из археологических раскопок и дошедших до нас исторических источников можно сделать вывод, что во все времена куклы были неизменными спутниками человека.

3. Проектирование моделей кукол

Воплощение образов героев сказки «Гуси-лебеди» в конкретные куклы осуществлялось в три этапа: проектирование, раскрой, изготовление кукол.

На этапе проектирования было учтено, что образы героев сказки «Гуси-лебеди» своим внешним видом должны соответствовать героям именно русской народной сказки. Это подчеркивается и одеждой, которая является прототипом русского костюма, и типами лиц.

Так, в изготовлении одежды используются традиционные элементы русской народной женской и мужской одежды: у женщин это сарафан, душегрея, головной платок, у мужчин - рубаха-косоворотка, штаны, шапка, а также типичная и для мужчин и для женщин обувь – лапти.

Ткань для изготовления одежды подбиралась с учетом того, что внешний вид ткани должен быть аналогичен тканям, из которых изготовлялся настоящий русский народный костюм. Для отделки костюмов была подобрана тесьма, имитирующая орнаментацию русского народного костюма, а для оформления яблони и Бабы-Яги использованы деревянные бусины.

Фактура ткани для изготовления кукол, изображающих печку, речку и яблоню отображает фактуру неодушевленных предметов: блеск воды, побелку печи, древесину ствола и дров, крону листвы. Ткань для изготовления голов и рук кукол также должна походить на кожу человека, а материал для волос имитировать настоящие волосы.

С учётом этих требований и созданных эскизов были подобраны материалы для изготовления кукол: Для рубах, платков, онуч, перчаток отца и Иванушки хлопчатобумажная ткань, габардин - для сарафанов и брюк, мешковина - для юбки Бабы-Яги, атлас - для речки, флок - для перчаток, яблони, дров, котелка, отделки печи, обивочная ткань «рогожа» - для лаптей, искусственная кожа - для душегреи, флис - для клювов и лап гусей, отделочная тесьма - для имитации вышивки костюма, дублерин - для печки, мех - для отделки душегреи и волос Бабы-Яги, деревянные бусины - для бус Бабы-Яги и яблок на яблоне, спандекс - для голов и рук кукол, изоплен - для основы печки и речки. Образцы тканей и материалов представлены в конфекционной карте

На основе эскизов были изготовлены выкройки кукол. Основой для изготовления выкроек голов и рук кукол была взята выкройка головы и руки тряпичной куклы, предложенная Стародуб К. и Ткаченко Т.Учитывая то, что данная выкройка не соответствовала эскизам, изображающим героев сказки, были изготовлены авторские выкройки, отражающие характер каждой куклы. При изготовлении гусей была использована авторская разработка модели мягкой игрушки «Гусь», разработанная педагогом Назаровой Н. Н. При изготовлении выкроек печки, речки и яблони за основу были взяты эскизы этих кукол.

После подбора тканей, материалов и изготовления выкроек был произведён раскрой деталей с учётом направления долевой нити. Раскрой деталей производился с учётом припусков на швы, подгибку, припусков для ранта на печке и шапке отца.

Было изготовлено 2 типа кукол: перчаточные( отец, мать, Алёнушка, Иванушка, Баба-Яга, яблоня) и куклы-декорации( речка, печка, гуси). Основой кукол, изображающих людей, служит перчатка, сшитая по выкройке, изготовленной с учётом размера детской руки.

Основные этапы изготовления перчаточной куклы: раскрой деталей, изготовление перчатки, изготовление одежды, изготовление головы и рук, изготовление ног, затем готовая одежда надевается на перчатку, к перчатке пришиваются готовые руки, ноги, голова, затем на голову пришиваются волосы, изготовленные из пряжи или меха, сверху надевается и пришивается платок или шапка.

Проанализировав техники изготовления голов перчаточных кукол(папье-маше, пластик, ватман, текстильная пластика), было принято решение сделать головы, сшитые из ткани. Для изготовления голов и рук была взята ткань спандекс. Эта ткань эластична, что позволяет «лепить» голову в процессе набивки ватой. В то же время, в отличии от трикотажа, спандекс - достаточно плотная ткань, что позволяет избежать просвечивания синтепона. Голова куклы, изготовленная из спандекса, при качественной набивке, хорошо сохраняет форму и позволяет качественно выполнить важную технологическую операцию – утяжку. Техника утяжки применяется в процессе работы над оформлением человеческих лиц и мордочек животных при изготовлении мягких игрушек, и позволяет придать создаваемому образу определённое выражение лица.

После завершения процесса сборки выполняется процесс утяжки и оформления лица куклы. Глаза рисуются на картоне, заклеиваются скотчем, вырезаются и приклеиваются к лицу куклы. Рот рисуется глеевой ручкой или вышивается.

Основные этапы изготовления куклы-декорации: раскрой деталей, изготовление основы, изготовление чехла, надевание чехла на основу, пришивание или наклеивание элементов оформления куклы( голова и волны у речки, глаза, кирпичи, чугунок, дрова – у печки)

При изготовлении печки и речки для основы игрушек был использован изоплен , т. к. он хорошо сохраняет форму изделия, при этом оставаясь мягким и упругим.

Основные этапы изготовления мягкой игрушки «Гусь»: раскрой деталей, сшивание деталей, набивка готовых деталей синтепоном, сборка, оформление готовой игрушки.

Все детали голов, рук и одежды кукол, детали кукол-декораций, гусей сшиты на швейной машине. Для стачивания использовалась прямая строчка с длинной стежка 2мм – для голов и рук, длинна стежка 3мм – для остальных деталей. Головы, руки, одежда, лапти, шапка и платки, котелок и дрова на печке, листья на яблоне, лапы и клювы у гусей, волны и голова на речке пришиты к основе игрушки ручным «потайным» швом.

В процессе изучения английского языка игра позволяет расширить и закрепить словарный запас. Занятия по декоративно-прикладному творчеству позволили мне воплотить самостоятельно сказку через изготовление сказочных персонажей.

Самооценка и рефлексия. В ходе изготовления куклы я совершенствовала основы швейного мастерства и изучила этапы изготовления куклы, а процесс создания спектакля позволяет мне выразить себя.

В результате проведённого исследования было дано определение «театра кукол», исследована история кукольного театра от времён Древней Греции до наших дней, проанализированы виды кукол для кукольного театра и их особенности. После изучения образов героев сказки «Гуси-лебеди» спроектированы и изготовлены куклы для постановки спектакля. Изготовленные куклы задействованы в постановке спектакля «Гуси-лебеди» на английском языке.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)