Дом  ->  Мода и красота  | Автор: | Добавлено: 2015-03-23

Из истории кукол

Традиции изготовления игрушки в народном декоративно-прикладном творчестве пришли к нам из глубины веков. В разное время и в разных частях света игрушки изготавливали из всевозможных материалов: дерева, камня, глины, соломы. Сегодня очень популярны вещи и игрушки, изготовленные своими руками, а во всём мире и в нашей стране в последние годы наблюдается настоящий «кукольный бум».

Из всех видов игрушек – кукла самая древняя и популярная. Кукла имеет очень богатую историю. Даже сейчас, в XXI веке, невозможно сказать точно, когда появилась первая в мире кукла, но судя по археологическим находкам создавались они задолго до развития письменности и изобразительного искусства.

В наши дни промышленное производство кукол достигло неимоверного развития. Кукла стала неотъемлемой частью нашей повседневной жизни, неким напоминанием о детстве или просто красивым аксессуаром, предметом интерьера. Куклы встречают нас в театре, в магазине, они смотрят на нас с экранов телевизоров или становятся частью рекламных акций. И все же, на фоне серийных игрушек, в XX веке появляется новый жанр искусства, странный и загадочный, - авторская художественная кукла. Двадцатый век – век новых технологий и синтеза искусств. Смешение жанров порождало новые направления и виды художественной деятельности. И в результате этого приблизительно в середине ХХ века появился этот новый вид искусства – авторская кукла.

«Авторская» означает, что данная кукла сделана автором вручную. Она может быть выполнена в единственном экземпляре («one-of-a-kind»), или быть тиражной («limited edition»), но в любом случае все в ней (костюм, роспись, прическа) должно быть сделано автором лично.

Во всём мире сейчас популярны авторские  куклы и модно их коллекционирование, собирание, существуют целые галереи баснословно дорогих, роскошных кукол. Коллекционировать кукол стало не менее престижно, чем картины или бриллианты.

Та как появился спрос на кукол, то и создавать их стало модно, престижно и интересно. Этим увлекательным делом занимаются как профессиональные художники, мастера-кукольники, так и любители кукольного дела, тем более что для этого не обязательно разбираться в искусстве, достаточно просто оставаться в душе чуть-чуть ребенком.

В наше время проводятся множество выставок кукол: это и не так давно организованный Международный Сибирский кукольный карнавал, проводимый в разных городах Сибири и выставки кукол и медведей ручной работы «Чудное творение».

А Московская Международная выставка – ярмарка кукол и медведей (Moskow Fair) стала ежегодным важнейшим событием в кукольном сообществе.

Широко известна в Москве и Кукольная Галерея Вахтановъ Ирины Мызиной — крупнейшая специализированная галерея, существующая с 1997, которая экспонирует авторские, коллекционные, художественные куклы и мишки лучших художников мира. Галерея расположена в одной из самых больших и престижных выставочных площадок Москвы — Центральном Доме Художника на Крымском Валу.

Так же в столице с недавних пор существуют прекрасные музеи антикварных кукол, интерес к ним возрастает год от года.

Таким образом, сейчас модно изготовление авторских кукол, их коллекционирование. В отличие от театральной куклы, от детских кукол для «игры», эти произведения созданы исключительно для созерцания и порой поражают своей неигрушечной глубиной. К настоящему времени этот вид искусства полностью сформировался, обрел собственные направления и течения, имеет своих классиков и авангардистов.

Авторские куклы очень актуальная тема сегодня, поэтому я решила посвятить ей свою работу. В первую очередь я сформулировала цель моей исследовательской деятельности.

Цель: изготовление авторской куклы из ткани и куклы с использованием пластика, сравнение трудоёмкости их изготовления.

Задачи:

- изучить историю кукол, их разнообразие

- отследить в литературе и источниках технологию изготовления кукол из ткани и пластика

- определить особенности изготавливаемых кукол

- разработать детали кукол

- изготовить и оформить кукол по авторскому замыслу

Объект: Куклы, их история и разновидности

Предмет: технология изготовления авторских кукол из ткани и кукол с использованием пластика

Гипотеза: Я предположила, что изготовить куклу с использованием пластика труднее, чем куклу из ткани.

Методы исследования: теоретический (наблюдение, анализ), практический (эксперимент, сравнение)

Из истории кукол

Кукла—первая среди игрушек. Она известна с глубокой древности, оставаясь вечно юной. На нее не влияет время, она по-прежнему находит свой путь к сердцам детей и взрослых.

Всюду, где селится и живет человек, кукла — неизменный его спутник. Она проста, но в этой простоте таится великая загадка. Кукла не рождается сама. Ее создает человек.

Что такое кукла? Оказывается, на этот вопрос можно смотреть по-разному. Только в русском языке слово «кукла» имеет несколько значений.

Первое – детская игрушка в виде фигурки человека.

Второе – в театральном представлении фигура человека или животного, сделанная из разных материалов и управляемая актером (кукловодом): марионетки, перчаточные, тростевые куклы и другие.

Третье – фигура, воспроизводящая человека в полный рост. (словарь С. И. Ожегова)

По мнению других ученых — археологов, искусствоведов, — это любая фигурка человека, даже если она не является детской игрушкой. По-японски кукла — «нинте», что так и переводится — «образ человека». Пожалуй, точнее не скажешь.

Сегодня каждый детский магазин игрушек, базар или тому подобное место полно красивых, непохожих друг на друга и необычных кукол, солдатиков и т. п.

А что же было много веков назад? Какие были куклы тогда?

В древнем мире кукла была изображением бога, «дублером» человека в ритуале жертвоприношения, потом — оберегом. И даже когда она стала просто игрушкой, долго еще сохранялось в обычаях простых людей трепетное, бережное и уважительное отношение к ней.

Самые первые куклы (это было, наверное, еще на заре человечества) делались из золы. Как это не странно, но именно так. Из очагов бралась зола, смешивалась с водой. Потом скатывался шарик, и к нему прикреплялась юбка. Такая кукла называлась Баба – женское божество. «Баба» передавалась по женской линии от бабушки к внучке, причем дарилась в день свадьбы. Эта кукла явно не носила игровой характер, а была оберегом женщины, дома, очага. При переезде на новое место эту куклу из золы домашнего очага обязательно брали с собой, видимо для того, чтобы на новом месте был снова очаг, уют, дом.

Известна еще одна очень древняя кукла. Когда женщина остригала свои волосы, то она их собирала в небольшой мешочек и делала куклу. Считалось, что когда человек заболевал, то его надо было обложить такими куклами и он выздоровеет.

Кукла имеет очень богатую историю. Даже сейчас, в XXI веке, невозможно сказать точно, когда появилась первая в мире кукла, но, судя по археологическим находкам создавались они задолго до развития письменности и изобразительного искусства.

Кукла – одна из самых древних игрушек. Первые из известных кукол – египетские. Они имели уже подвижные суставы, настоящие волосы, тщательно выточенные конечности.

Самая древняя кукла найдена в египетской гробнице. Сделанная из деревянных дощечек, с «волосами» из глиняных бус, она 4 тысячи лет тому назад сопровождала в последний путь своего маленького хозяина — фараона. У таких куколок не было ног, так как египтяне опасались, что они могут ожить и убежать от своего неподвижного хозяина. А живые и здоровые фараончики играли совсем другими куклами — «прабабушками Барби», у которых были тщательно вылепленные лица, искусно сделанные подвижные руки и ноги и «настоящие» волосы.

Во времена античности в связи с развитием письменности появляются и упоминания о куклах, а также сосудах и фресках с изображением игрушек. В это время создано огромное разнообразие кукол. Греческие и римские куклы делались частью из воска, частью из глины, иногда ярко размалевывались.

Раскапывая несчастный город Помпеи, засыпанный пеплом после извержения вулкана Везувия в 79 году, немецкий археолог Шлиман, отыскавший легендарную Трою, раскопал вместе с ней и древние игрушки: погремушки, игрушечную посуду, куколок из глины. В Британском музее хранится тряпичная кукла, которая принадлежала маленькому римлянину, жившему за 300 лет до нашей эры.

Со второй половины XVII века Франция начинает задавать всей Европе тон как в области политики, экономики, духовной жизни, так и в области моды. Поэтому, подобно раскрашенным глиняным римским фигуркам – фигуринам, для демонстрации модной одежды французы придумали пандор (что в переводе с греческого означает всем одаренная). <Рисунок 1> Это были средних размеров фарфоровые куклы с примерными пропорциями взрослой женщины, одетые по последнему слову моды. К кукле прилагался целый гардероб, сундучки с парфюмерными новинками, огромное количество аксессуаров. Их можно увидеть в парижском музее моды Гальера, в Загорском музее игрушки и других собраниях. Позже, в 60 годы XIX века пандоры переродились в манекен (голландское слово, означающее «мужчинка»).

Но еще раньше, в конце XVII века у пандоры появились уникальные собратья – андроидные механизмы. Самый известный из создателей автоматов Жак Вокансон (1709-1782) создал первый автомат «Игрок на флейте».

Эта кукла, размером с человека, умела исполнять 12 мелодий. При этом она доподлинно играла на флейте, её пальцы ходили по отверстиям флейты, изо рта вырывалась струя воздуха, губы и небо двигались как у человека. Флейтист Вокансона рассматривался как первая удачная попытка создания искусственного человека. В создании этого чуда Вокансону помогало знание анатомии. Механик создал несколько подобных андроидроидов (широко известна утка). Однако очень скоро они ему наскучили, и к 1743 году Вокансон все распродал. Ни одно из творений не дошло до наших дней, будучи поглощенными Великой французской революцией.

За XVIII век было создано необыкновенное количество механических кукол. Это и знаменитая «Музыкантша» Анри-Луи Жаке Дроза, «Писец» и «Рисовальщик» Пьера Жаке Дроза, механические животные и др. Но на ряду с механизмами продолжали создавать кукол из традиционных материалов. Так, самые известные из старинных деревянных кукол — английские. 23 из них сегодня бережно хранятся в разных музеях мира: в крупнейшем Лондонском музее Альберта и Виктории (Великобритания), в Калифорнийском кукольном музее (США), в датском и других.

Известен знаменитый кукольный мастер Вильям Хиггс, живший в конце XVII века в Лондоне. Он вытачивал кукол на токарном станке, его подмастерья их раскрашивали, а жена одевала. К их телам, выточенным в изящной форме кегли (уж не отсюда ли пошло выражение «точеная фигурка»?), приделывали подвижные руки и ноги. На лице красовался точеный же носик. А вот брови дугой, большие глаза, алые губы и румяные щеки рисовали красками. Прически делали из настоящих волос — их прикрепляли к матерчатой шапочке, которую затем приколачивали к деревянной голове гвоздиками. Одеты куклы в соответствии со всеми тонкостями моды того времени.

На румяных лицах кукол было украшение, характерное для того времени. Это мушки — маленькие черные кружочки, сердечки, полумесяцы или звездочки. Ни одна из модниц XVII века не вышла бы в свет без этой детали. Красавицы, желавшие поразить общество, наклеивали мушки уж совсем необычной формы. Например, в виде крошечного купидона или кареты с конями. Как появилось такое необычное украшение? Историки считают, что причина в оспе. Это страшное, распространенное в те времена заболевание «украшало» лица многих красавиц ямочками-шрамами. Мушки, сделанные из черного шелка, пропитанного клейким составом, прикрывали этот изъян.

Самых удивительных из сохранившихся кукол того времени зовут лорд и леди Клэфем (по имени их первого владельца). Они сидят на резных стульях с высокими спинками. Головы у кукол поворачиваются, они как бы беседуют друг с другом. Леди одета в шелковое платье, чепец с кружевами и изящные серебристые туфельки. На руке у нее крошечное золотое колечко. Костюм лорда еще более изыскан: узкие брюки, жилет, шелковые чулки под кожаными туфлями, алое шерстяное пальто и треуголка. На шее лорда красуется новинка конца XVII века — шарф. Конечно, такие куклы служили для демонстрации мод и украшения интерьеров. А если ими и играли, то исключительно дети аристократов.

В XIX веке стали, наконец, производить множество недорогих кукол, доступных для всех слоев населения. Появились куклы, изображавшие людей различных профессий: клерков, учителей, владельцев магазинов. Среди них были куклы разного пола — и леди, и джентльмены. Особенно популярны были куклы-торговки в красных накидках, с полными корзинками или подносами, на которых был разложен товар.

Материалы для изготовления кукол теперь использовались самые разные: папье-маше, воск, бисквит, фарфор

Древние русские игрушки («потешки»), как правило, выполнялись в двух самых распространенных на Руси материалах: глине и дереве. Деревянные «потешки» были в обиходе восточно-славянских племен еще в IХ веке. Об этом говорят находки археологов на территории древнего Новгорода. Новгородская ярмарка, показала, что купцы многих стран, кроме сундуков и деревянных ложек, интересовались также русскими игрушками.

На Руси, да впрочем, и у всех славянских народов, было большое многообразие куколок.

Самая распространенная детская игровая кукла – «стригушка». Делалась она из стриженой травы. Когда женщина уходила в поле, она брала ребенка и, чтобы он мог играть с чем-то, делала ему куклу из травы. Часто такую куклу использовали и в лечебных целях. Когда ребенок болел, то в такую куклу вплетали лечебные травы. А когда ребенок играл с ней, то запах травы оказывал лечебное действие на него.

Есть еще одна кукла, которая сопровождала ребенка с самого детства и до тех пор, пока не «уходила», т. е. не рвалась, портилась. « Это «вепсская кукла». Найдена эта кукла была где-то под Прибалтикой. Делалась она из старых вещей матери, причем без использования ножниц и иглы. Почему так? Для того чтобы жизнь ребенка была не «резаная и не колотая». До рождения малыша, чтобы согреть колыбельку, в нее клали эту куклу. А после рождения кукла висела над колыбелькой и охраняла малыша от порчи. Когда ребенок подрастал, он с ней играл. Были куклы и в помощь хозяйке. Кукла «десятиручка» или «шестиручка» помогала девушке или молодухе (девушка, которая недавно вышла замуж) в хозяйстве. Такую куклу часто дарили на свадьбу, чтобы женщина все успевала, и все у нее ладилось. А для того, чтобы в доме сытно и богато было, хозяйка дома делала куклу «зернушку». Делали ее после сбора урожая. В основе куклы – мешочек с зернами, собранными с поля. Также эту куклу женщина делала для того, чтобы у нее были дети.

На свадьбу молодожёнам дарили кукол, которые назывались неразлучники, чтобы они никогда не разлучались. <Рисунок 8> Однако старинные обереговые, урожайные, венчальные куклы возможно уже и не применяются, однако настроения, которым они служили, живы. Неистребим, вероятно, и пупс или кукла, наряженная невестой на капоте свадебной машины.

Из оберега кукла постепенно превратилась в игрушку, которая становилась всё более привлекательной.

Подмосковный город Сергиев Посад называли столицей кукольного царства, потому что именно здесь создавались российские куклы и другие игрушки. Глядя на мастеров Сергиева Посада, принимались за игрушечный промысел множество других подмосковных сел. Разрослось за много лет игрушечное царство, а Посад стал его столицей. И до сегодняшнего дня здесь хранятся старые куклы и рождаются новые. А начиналось все это давным-давно.

Это было еще в четырнадцатом веке Жил в те времена великий русский подвижник Сергий Радонежский, который благословил московского князя Дмитрия перед знаменитой Куликовской битвой.

Жил он в монашеском уединении и полюбил вырезать из дерева игрушки. Этими игрушками преподобный Сергий одарял детишек, которых приводили с собой богомольцы. Со временем на месте маленькой, затерянной в лесах обители, основанной Сергием Радонежским, вырос большой монастырь — Троице-Сергиева лавра. И повелась у монахов лавры традиция изготовления поделок для детей. Ни один богомолец не возвращался из этих святых мест без игрушек. Так расходились по свету деревянные фигурки, прозванные «троицкими». Об этом рассказывает легенда.

По историческим же данным, начало игрушечного резного промысла в Сергиевом Посаде (с 1930 года он назывался Загорск) относится к первым десятилетиям XVI века. Делают там игрушки и по сей день. Кроме того, там находится единственный в нашей стране Институт игрушки, где разрабатывают новые ее виды. Существует там и уникальный Музей игрушек, по экспонатам которого можно изучать кукольную историю. <Рисунок 10> А начиналось изготовление игрушек в Сергиевом Посаде так.

Это сегодня Сергиевские мастера делают игрушки из самых разных материалов. А первоначально они прославились своими поделками из дерева. Лучшим материалом у сергиевских резчиков считались липа, ольха, осина и береза. Перед тем, как делать игрушку, мастера долго подготавливали древесину. Бывало, что чурочки для кукол, прежде чем их брали в работу, отлёживались по два года. Только потом вырезали из них фигурки и расписывали яркими красками. Дешевые — клеевыми. Подороже — акварельными, масляными и эмалевыми.

Самым ходовым товаром были дешевые деревянные куклы, которых сами мастера насмешливо прозвали «дурами». Дуры были броские, в пышных и неправдоподобных платьях, фантастических шляпах с цветами и перьями, надутые и высокомерные. Но при этом — веселые и красочные. Народ брал «дур» охотно. Были для «дур» и кавалеры им под стать — гусары с рукой «кренделем» и в высоченных киверах.

Куклы «барыни» выходили совсем другими — и работа потоньше, и осанка благороднее, и цена дороже.

Куклы «кормилицы» были богато разодетыми, пышногрудыми, с одним ребеночком на руках, а другим, постарше, — у юбки.

Позже стали резать игрушки из дерева во многих других слободах и городах. Игрушечники разных подмосковных мест сотрудничали между собой. Богородцы, к примеру, резали игрушки «в белье», то есть оставляли белыми, а в Сергиев Посад присылали их для раскрашивания.

К началу девятнадцотого века русская кукла окончательно стала куклой, то есть игрушкой для ребенка. Давно ушел в прошлое суеверный запрет на кукольное лицо (славяне боялись, что в куклу с лицом может вселиться злой дух и вредить людям).

Появился новый материал для изготовления кукол — папье-маше. И тут уж кустари-кукольники, самодеятельные кукольные мастера развернулись вовсю. Кукольники-виртуозы Сергиева Посада разработали сразу несколько видов кукол. Каждому виду народ подобрал меткое название. Продавали этих кукол на ярмарках и очень заботились о «рекламе», умудряясь придать дешевому товару самый привлекательный вид.

Первых подвижных кукол прозвали «скелетки». Фигурки у них были тонкие, собранные из лучинок, а ручки и ножки сделаны на шарнирах. На куклах были надеты кумачовые платья, склеенные прямо на фигурках, передники и красные бумажные шляпки. Сразу и не догадаешься, что под платьем — просто скелетик из палочек. Кукол с подвижными глазами, которые часто моргали, называли «моргалки».

Красивую куколку с головкой из папье-маше и изящной фигуркой с тонкой талией так и прозвали «талия». Со стороны «талия» выглядела шикарной барышней, а на самом деле на её соломенное тельце было надето платье из дешевой марлевки, а блестящие башмачки оказывались просто свернутой в конус клеенкой. Умели кустари «пустить пыль в глаза». Заставляли мастера таких кукол делать несложные движения — кланяться, перевертываться, шаркать ножкой, снимать шляпку.

Пупсика в крестильной рубашечке ласково «окрестили» — «дитяшка».

Куклу-погремушку в чепчике и бархатных пеленках, перевязанную золотистой лентой, — «пеленашка». Мальчика в матросском костюмчике звали «матросик», а длинноногого мужичка в поддевке и плисовых штанах — «кучерок». Это были первые куклы «мужеского пола».

Немалую популярность имела «парочка» — барышня в пышном платье и кавалер в клетчатых штанах. Они стояли на круглых коробочках с ручкой. Повернешь ручку — и кавалер с барышней начинали вежливо раскланиваться. Были и другие забавы «на ящиках»: бондарь начинал колотить по бочке, словно правил обруч, кузнец молотил по наковальне, а нянька качала младенца.

Были и еще игрушки-забавы: они высовывали язык, кувыркались или пищали. Кукла-перевертыш при нажатии рычага превращалась из молодухи в старуху. Такие куклы могли быть выполнены и из ткани. Самыми же красивыми и дорогими по цене были «этнографические» куклы с фарфоровыми головками. Они появились в конце девятнадцатого века. У этих кукол были красивые личики, роскошные косы и очень тщательно сшитые наряды, которые изображали одежду разных губерний России того времени.

В крестьянских семьях по-прежнему играли в тряпичных кукол, которым ребятишки стали прорисовывать или вышивать лица.

В каждой местности были свои способы их изготовления. Самых простых кукол делали в Полтавской, Киевской и Черкасской областях. Брали кусок белой ткани, клали посрединке комок ваты и перетягивали суровой ниткой — головка куклы готова. Осталось надеть на нее платочек, а к концам скрутки привязать яркие лоскуточки. Вот и вся кукла.

В Подмосковье кукол-пеленашек сворачивали из двух платков и перевязывали ленточкой.На Урале — сворачивали валик из ткани, сверху клали вату и накидывали прямоугольный платочек. Оставалось перетянуть нитками верх валика (получалась головка) и два конца платочка (получались руки). Часто к голове еще прикладывали кудельную косу.

«Не трудное дело, да не всякому дается», — говорят в народе. Во-первых, для того, чтобы куколка вышла крепенькой и ладной, нужна была определенная сноровка. А во-вторых, главное искусство состояло в умении нарядить куклу. Тут шли в ход разнообразные цветные лоскутки, вышивка, ленты, бусинки и, конечно, искусство и фантазия маленькой портнихи.

Впрочем, не обязательно маленькой. В куклы играли и девочки-малышки, и девушки-подростки, и девушки «на выданье». Они брали своих кукол на посиделки, в гости, в поле. По красоте самодельной куклы судили о вкусе и умениях ее хозяйки. Бывало, что девушка брала с собой корзину с куклами, выходя замуж, и играла ими в свободную от работы и других забот минутку, пока у неё самой не появлялась дочка. Тогда куклы переходили к девочке «по наследству».

Прошли тысячелетия — и в русских игрушечных промыслах дородная богиня стала важной барынькой в нарядном платье или нянькой с младенцами на руках, солнечного коня оседлал бравый гусар, птица превратилась в ярко раскрашенную курицу. А имя Лели, или Ляли, дочери славянской богини природы Лады, стало обозначением малышки или куколки — «лялька». Подобные превращения происходили и с игрушками других народов.

А в наше время производство кукол способно претворить в жизнь любую, даже самую неожиданную фантазию. Сейчас промышленное производство кукол достигло неимоверного развития. Кукла стала неотъемлемой частью нашей повседневной жизни, неким напоминанием о детстве или просто красивым аксессуаром, предметом интерьера.  

С недавних пор модно стало и создание авторской куклы.<Рисунок 14> Такие работы – плод экспериментов художника, поиска новых приемов, новых фактур, сочетания стилей. Как правило, в авторской кукле каждый художник отдает предпочтение какому-то одному, своему, виду материалов. На изучение их свойств и возможностей использования под свою стилистику иногда тратится очень длительное время. Современные технологии дали художникам-кукольникам материалы, удобные в работе и открывающие новые возможности. Это твердеющие на воздухе ЭФАППЛАСТ, ГЛОРПЛАСТ, ЛА ДОЛЛ, СУПЕРСКАЛПИ, ПУППЕН-ФИМО, ПРЕМО. Однако не теряют актуальности и куклы из ткани, соломки; возрождаются традиции старинных кукол – оберегов из золы, зерна и других. В кукольном сообществе оригинальность куклы только приветствуется.

Так как я занимаюсь в объединении «Мягкая игрушка» и работаю в основном с тканью, то я решила изготовить куклу из ткани. Но мне было интересно попробовать и современные материалы для изготовления кукол, поэтому я решила создать и куклу с использованием пластика (голова, руки куклы), но одеть её в одежду из ткани (некоторые куклы имеют одежду из того же пластика и похожи на скульптуру).

Материалы и инструменты:

Для работы мне понадобились такие материалы, как: проволока (толстая и тонкая), синтепон, ткань, катушечные и шерстяные нитки, тесьма, пайетки, бисер, цветная клеёнка, картон, атласные ленты, гофрированный бант, поролон, клей «Момент», а для куклы с использованием пластика – ещё пластик, акриловые краски и искусственные волосы.

При изготовлении кукол я использовала следующие инструменты: плоскогубцы (при работе с проволокой), ножницы, иглы, линейка, карандаш, мел, стеки для лепки, кисти.

Технология изготовления:

Изучив литературу и источники о куклах, я обнаружила, что мастера – кукольники используют множество техник и способов изготовления кукол. Для своей работы я выбрала те способы и приёмы, которые мне показались наиболее интересными и учитывая необходимые материалы, которые бы я смогла подобрать и приобрести.

Таким образом, я определила для себя какими должны получиться мои куклы.

Я решила, что туловище кукол должно быть каркасным для их прочности и устойчивости, но достаточно мягким на ощупь, чтобы их было приятно взять в руки. Я хотела создать выразительных кукол, и поэтому я решила изготовить голову куклы из ткани с помощью утяжки, что позволяет создать объёмное личико. А из пластика я изготовила и объёмное лицо и даже кисти рук, что тоже добавляет куклам изящество.

Я изготовила авторские куклы, наряд которых сшит прямо на куклах и не снимается.

I этап. Создание проволочного каркаса.

Проволочный каркас способен сделать куклу не только прочной и устойчивой, но и позволит придать ей нужную позу. Из толстой проволоки я изготовила «скелет» куклы – ноги, руки. Проволока для рук обматывается вокруг проволоки для ног. II этап. Изготовление кистей рук для кукол с использование пластика.

Для кукол с использованием пластика: куклы – дамы и мужчины я решила изготовить кисти рук из пластика. В кусочки пластика я вставила по 5 кусочков тонкой проволоки, размером соответствующему размеру всех пальцев человека. Проволоку я предварительно окунала в клей «Момент» для лучшего крепления проволоки в пластике. Затем каждый проволочный пальчик на обоих руках обоих кукол я обкрутила пластиком и аккуратно их соединила с ладошкой. После этого я разровняла все пальчики кукол и иголочкой наметила ногти. Затем я укрепила их на каркасе кукол и поместила в духовку при температуре 130 на несколько минут. Затем я достала изделия из духовки, и когда ручки затвердели, я их отшлифовала.

III этап. Обмотка проволочного каркаса синтепоном.

Для придания мягкости куклам я решила их обшить именно синтепоном, т. к. он наиболее мягкий, чем например, ватин. Я отрезала кусочки синтепона необходимого размера и пришивала их к ножкам, ручкам, стопам куклы. Позже всех я пришила синтепон для создания туловища – обматывала спинку и животик куклы до необходимого мне размера. Синтепон я пришивала белыми катушечными нитками, чтобы нитки не было видно через одежду.

IV этап. Изготовление деталей ног, рук, туловища для обшивки куклы.

Сначала для создания кожного покрова кукол я разработала выкройки деталей ног, рук (для куклы из ткани). Затем я выкроила эти детали из ткани и сшила петельным швом по изнаночной стороне. Туловище для кукол с использованием пластика выкроено не по выкройке, а изготовлено из небольшого кусочка ткани прямоугольной формы (при помощи линейки) с отверстием для шеи и сшито на кукле потайным швом.

V этап. Изготовление одежды.

Кукол - дам я решила нарядить в пышные платья, фасон которых я придумала сама. Верхняя часть платья изготовлена подобно выкройке туловища (прямоугольный кусочек ткани сшит на кукле потайным швом). Нижняя часть платья – юбка изготовлена из прямоугольного кусочка ткани бо`льшего размера, сшита петельным швом по изнаночной стороне, вывернута на лицевую и пришита к верхней части платья потайным швом. Для рукава я разработала выкройку, изготовила по ней детали, сшила петельным швом по изнаночной стороне, вывернула, пришила к платьям потайным швом. Платья оформила различными воротниками (из кружева для куклы из ткани и из прямоугольного кусочка ткани – для куколки с использованием пластика). Для куклы – мужчины и мальчиков я изготовила выкройки штанов, рубашки сшиты подобно верхней части и рукавам платьев кукол – дам, но для мальчиков рубашки меньше (выкройка рукавов немного поменьше и попроще). Для кукол – девочек нижняя часть платья изготовлена так же как и для кукол – дам, а верхней частью платья служат лямочки из атласных лент разной ширины (узкая ленточка наложена на ленточку пошире). Из ленточек же изготовлены и бретели штанишек куклы – мужчины и мальчиков.

Последним этапом в пошиве одежды кукол – украшение её кружевом, тесьмой, бисером, пайетками, атласными лентами. Кукла из ткани имеет и шляпку, которая изготовлена по разработанным мною выкройкам. При её изготовлении я использовала швы: «через край», «потайной». А для создания полей шляпки я использовала картон, на который натягивала деталь из ткани. В верхней части шляпки вставлен поролон.

На ногах кукол - дам, мужчины и мальчиков – обувь, изготовленная по разработанным мною различным выкройкам, сшиты они петельным швом (у мальчиков швом «через край») по изнаночной стороне, вывернуты и оформлены. У куклы – мужчины обувь изготовлена из кожи, у дам – из ткани, а у мальчиков – из клеёнки. V этап. Изготовление голов для кукол.

Сначала я изготовила голову для куклы из ткани с помощью утяжки. Из кусочка ватина и синтепона я изготовила шарик, который поместила в мешочек из трубчатого бинта и затянула. Затем я сформировала шею куклы. После этого я наметила линию глаз и ушей завязав в этих местах нитки и в месте их пересечения (в двух местах) другой ниткой утянула лицо назад и завязала нитку на шее под затылком. Для создания носа я пришила маленький шарик синтепона на лице куклы. Получилась форма для головы куклы. Затем я выкроила деталь круглой формы сшила швом «через край», одела на форму и затянула нитку на месте пришивания волос. Волосы я сделала из шерстяных ниток, которые пришила швом «назад иголкой» и собрала в причёску. Головы кукол с использованием пластика я изготовила из соответствующего материала при помощи специальных инструментов – стеков. Сначала я сформировала овал лица кукол, наметила глазные впадины, затем вылепила нос из 3 деталей – спинки и двух крыльев носа, сформировала ноздри, потом я приступила к изготовлению верхней губы, состоящую из трёх частей: двух боковых и серединного бугорка, нижнюю губу, подбородок с ямкой под нижней губой, щёки, лоб из трёх кусочков, шею с основой внутри и с отверстиями для крепления головы к туловищу, уши. <Рисунок 20>Кукле – мужчине я слепила ещё брови и усы.

После изготовления всех частей головы я их тщательно выравнивала и формировала более изящные формы. Когда головы были аккуратно выровнены, запекла в духовке при температуре 130 в течение нескольких минут (не больше 3минут). После этого они отвердевают и их можно отшлифовать до более ровной поверхности.

К пластиковым головам я по локону приклеивала искусственные волосы из шиньона с помощью клея «Момент». Кукле – даме я изготовила чёлку и волосы собрала в причёску, украсила цветочком из атласной ленты. Кукле – мужчине я приклеила волосы локонами. У мальчиков нарисованные волосы. У кукол – девочек я использовала готовые парички для кукол. Головы готовы.

VI этап. Соединение головок и туловищ кукол.

Голова куклы из ткани пришивается к туловищу потайным швом.

Головы из пластика пришиваются к куклам с помощью изготовленных в шее отверстий. У куклы – дамы и девочек головы вставляется в туловище, шея прикрывается обшивкой туловища и аккуратно сшивается. У куклы мужчины и мальчиков шея прикрыта воротничком из тесьмы.

VII этап. Оформление кукол.

Кукле из ткани я изготовила глазки и ротик из цветной самоклеющейся клеёнки, подрумянила щёки румянами.

Куклам с использования пластика глазки, ротики я нарисовала акриловыми красками, подкрасила щёчки. Брови и усы кукле – мужчине я тоже подкрасила акриловой краской.

VIII этап. Для оформления кукол в композицию изготовила торт из пластика со свечками (в пластик вставила проволоку, которую облепила цветным пластиком в виде свечки, запекла в духовке). Из пластика же изготовила и посуду для кукол, которую украсила цветочками, нарисованными акриловыми красками.

Мебель из дерева я инкрустировала соломкой из стеблей пшеницы. Стебель разрезала, наклеивала его на кальку и получала полоски из соломки. Из них я вырезала геометрические фигуры и оформляла орнамент на мебели, которая предварительно была покрыта коричневой гуашью. Орнамент я составила сама. После окончания работы я покрыла мебель прозрачным лаком для дерева. Заключение

Я изготовила свои авторские куклы, используя те технологии и способы, которые я нашла в литературе, но так же я добавила и свои приёмы (голова куклы, изготовленная с помощью утяжки, имеет носик, пластиковая голова куклы – дамы может поворачиваться в разные стороны и т. д. ). Я самостоятельно разработала выкройки одежды для кукол и изготовила её вручную. Я продумала и оформила кукол и кукольную композицию.

Начав работу над проектом, я предполагала, что кукол с использованием пластика изготовить труднее, чем кукол из ткани. В ходе эксперимента я обнаружила, что для изготовления этих видов кукол требуется произвести множество трудоёмких операций, требующих определённой сноровки.

Таким образом, я сделала вывод о том, что изготовить куклу с использованием пластика и куклу из ткани довольно сложно, в каждой из них имеются свои трудности: оказывается создать привлекательную голову куклы с помощью утяжки не легче и не быстрее, чем из пластика. А для изготовления из цветной самоклеющейся клеёнки маленьких и аккуратных глаз кукле из ткани уходит больше времени, чем нарисовать подобные по размеру глаза на пластиковой голове куклы. Значит, моя гипотеза не подтвердилась, но, тем не менее, процесс изготовления кукол не стал от этого менее увлекательным делом.

Мне очень понравилось вручную изготавливать свои собственные, т. е. авторские куклы. Я хочу ещё создать не одну куклу. Ведь их так интересно изготавливать и приятно будет подарить маме, сестрёнке или подружке. Я думаю, что все, кто хоть раз попробует изготовить куклу, никогда не захотят бросить это увлекательное занятие. А руководством к действию для заинтересовавшихся этим делом людей может стать моя исследовательская работа. И заниматься этим делом могут не только дети, но и взрослые.

Некоторые творческие люди всю свою жизнь посвящают куклам, на полном праве считая их своими детьми. Ведь кукла - это живое существо если в нее вложена частичка души художника, зародившая неповторимую ауру куклы. Создание куклы позволяет как нельзя полно отразить внутренний мир создателя. Ведь кукла повторяет человека не только внешне. И после рождения каждая кукла начинает жить своей жизнью, создавая свою неповторимую историю и накапливая в себе энергию, которую она впоследствии передает людям, созерцающим ее.

А если вы подарите куклу, то вместе с нею отдадите кусочек тепла, любви и заботы своим близким, это кусочек вашей большой души, которая вкладывается в каждую куклу и вы дарите ее тем, кто вам дорог.

Интересна авторская игрушка тем же, что и все, сделанное вручную – она несет на себе отпечаток личности автора. В этом – ее ценность.

Конечно, автор может использовать какие-то готовые элементы. Никто, к примеру, не ожидает, что он должен самостоятельно ткать материал на платье, но уж сшить его он обязан сам. Бывает, что художник делает только эскиз (иногда первый экземпляр), а все остальные экземпляры делаются другими (иногда промышленным способом). В таком случае только этот первый экземпляр и будет авторской куклой. Часто авторство куклы подтверждается подписью автора на затылке (или в другом месте, например, на подошве) и сертификатом, который может быть написан от руки. Получается, что авторская кукла всегда индивидуальна и неповторима.

Я очень рада тому, что авторская кукла становится популярнее с каждым годом. И хотя тема авторской куклы только начала звучать на российской сцене, я думаю, можно с большой степенью вероятности утверждать, что этот вид искусства получит в России интересное и неординарное развитие.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)