Культура  ->  Музыка  | Автор: | Добавлено: 2015-03-23

Великие люди Новгородского края

В советскую эпоху появилось большое количество произведений, посвященных самым разнообразным сторонам истории и современности Новгорода. Немало произведений посвящено ученым-археологам, трудами которых открыты новые горизонты в познании нашей истории. О них рассказывает наш выдающийся земляк Всеволод Кочетов. Новгород в 9 – 17 веках нашел отражение в творчестве Дмитрия Ивановича Балашова. Хотелось бы рассказать о таких людях, как А. С. Аренский, И. А. Каберов, Н. Н. Миклухо – Маклай и другие, менее известные люди, которые являются уроженцами Новгорода.

Трудно перечислить имена всех людей, жизнь которых была связана с великим Новгородом.

В работе я хотела показать, как отражено прошлое и настоящее Новгородской земли в творчестве различных людей нашей страны. Речь пойдет о людях, жизненные и творческие судьбы которых были наиболее тесно связаны с Новгородским краем, о людях, которые внесли значительный вклад в жизнь и развитие Великого Новгорода.

Жизнь Новгородского края, несомненно, еще послужит материалом для новых художественных произведений.

Антоний Степанович Аренский (1861-1906 год)

Композитор, пианист, дирижер, уроженец Новгорода. 12 июля родился в городе Новгороде. В честь Аренского названа музыкальная школа, которая носит его имя, уже пять лет. К 140-летию со дня рождения Антония Степановича Аренского крупным событием культурной жизни Великого Новгорода стал, проведен региональный конкурс студентов музыкальных училищ. Место проведения этого состязания наш город выбрал, не случайно в нем Антоний Степанович родился, с ним связаны его детские годы.

Родился в Новгороде в семье врача. Уже в раннем детстве проявил большую склонность к музыке и творческие способности. Поступив в Петербургскую консерваторию, Аренский блестяще окончил её в 1882 году и был приглашен в Московскую консерваторию преподавать, музыкально-теоретические предметы и композицию. С 1889 года - профессор. В то же самое время он сочиняет музыку, дирижирует симфоническими концертами и хором Русского хорового общества. В 1895 году он переезжает в Петербург, где ему предлагают руководить Придворной певческой капеллой. Однако шесть лет спустя он отказался от этой работы, решив полностью посвятить себя творчеству. Аренский неоднократно выезжал в турне как дирижёр и пианист в различные города России и за границу. Умер Аренский от туберкулеза в Териоках близ Петербурга.

Композиторское наследие Аренского состоит из 3 опер, балета «Ночь в Египте», 2 симфоний, сюиты и других сочинений для оркестра, скрипичного концерта, двух фортепианных концертов, камерных произведений, среди которых фортепианное трио d-moll, песни и пр. Его произведения очень мелодичны, отличаются стройностью и законченностью формы. Они написаны под большим влиянием музыки Чайковского. Аренский – автор учебника по гармонии и музыкальным формам. Его учеником был Рахманинов.

В своих произведениях Аренский является мастером, владеющим всеми средствами современной композиторской техники. Его мелодика благородна, красива, пластична, непринужденна, запечатлена теплотой и искренностью выражения; его гармония богата, но не вычурна; оркестровка колоритна, прозрачна и часто напоминает по приемам Римского-Корсакова; фактура ясна и закончена. Вкус, изящество, грация сказываются повсюду в его творчестве, но собственной яркой индивидуальностью он не обладал, что и вызвало, вероятно, несколько суровый приговор Римского-Корсакова: "Забыт он будет скоро" В его сочинениях чувствуются влияния Шопена, Мендельсона, Шумана, особенно сильно - Чайковского, очень родственного ему по характеру таланта, затем Римского-Корсакова Талант Аренского - преимущественно лирический. Его драматическая музыка не составляет сильной стороны его дарования, отразившейся всего полнее в его фортепианных произведениях, романсах и камерной музыке. Специфически русского стиля в своих сочинениях Аренский не разрабатывал, будучи европейцем-эклектиком. На известную нервность, болезненность, надломленность, неустойчивость его указывал еще Чайковский. Эти черты сказались и в его творчестве.

Сергей Васильевич Рахманинов (1873 – 1943 год)

Сергей Васильевич Рахманинов родился 20 марта (2 апреля) 1873 года в усадьбе Семенова Старорусского уезда по другим данным в имении Онег, в 30 верстах севернее Новгорода, в семье, принадлежавшей к старому дворянскому роду Бутаковых.

Но не только это связывало великого композитора с Новгородской землей.

Его раннее детство прошло недалеко от Новгорода в имении матери-Онег. И именно Онег, как нечто светлое и радостное, запечатлился в памяти Сергея Васильевича Рахманинова. С ним связаны его счастливые детские годы, когда были живы любимая бабушка Софья Александровна и дед Петр Иванович, когда не было разорено семейное гнездо. Усадьбу, которую получила в наследство Любовь Петровна, пришлось продать, и в 1881 году семья Рахманиновых переехала в Петербург.

Сергей Рахманинов теперь мог только приезжать в Новгород на свои летние каникулы. Здесь его всегда ждали. Для любимого внука Софья Александровна купила небольшую Борисовскую Мызу на берегу Волхова недалеко от города (по дороге из Деревяниц на Хутань), где можно было хорошо отдохнуть-поплавать на лодке, пообщаться с природой. Мыза «Борисова» недолго принадлежала Бутаковым. Она была продана купцу Григорию Сметанину и потому более известна как Сметанинская.

С раннего детства Сергей Рахманинов проявлял большой интерес к музыке и уже в 5 лет, его стали обучать игре на фортепиано. В 9 лет он поступил в младший класс Петербургской консерватории, потом перешел в Московскую консерваторию. В 18 лет Рахманинов окончил консерваторию по классу фортепиано (1891 г. ) и композиции (1892г. ), представив на выпускном экзамене оперу «Алеко», которую написал всего за 17 дней. Спустя год опера была поставлена в Большом театре и сразу же получила признание критиков. Рахманинов занялся исполнительской, дирижерской деятельностью.

Умер Сергей Васильевич Рахманинов в Беверли-Хилс (Калифорния) 28 марта 1943 года. Похоронен на кладбище в Кенсико близ Нью-Йорка (США).

На Новгородской земле помнят и чтят память своего великого земляка. В Новгородской музыкальной школе и училище искусств, носящих имя Рахманинова, были открыты музеи композитора, а одной из улиц присвоено его имя. С 1992 года в Новгороде проходят Рахманиновские чтения, а с 1997-Международный детский фестиваль русской классической музыки имени С. В. Рахманинова.

В 2003 году исполнилось 130 лет со дня рождения великого русского композитора С. В. Рахманинова. Эта знаменательная дата широко отмечалась общественностью Великого Новгорода. 20 марта 2003 г. в Старорусском районе – родном месте композитора – был установлен памятный знак, на мемориальной доске которого – надпись: «На этом месте, в усадьбе Семенова 20 марта (2 апреля) 1873 г. родился Сергей Васильевич Рахманинов – великий русский композитор, пианист, дирижер».

Дмитрий Михайлович Балашов (1927 – 2000 год)

Дмитрий Михайлович Балашов родился 8 ноября 1927 года в г. Ленинграде в творческой семье (отец - актер ТЮЗа, мать - художник-декоратор). Подростком Д. М. Балашов пережил страшную зиму блокады 1941-1942 годов, которая отняла у него отца. Весной 1942 года, в числе других ленинградцев, его эвакуируют в Кемеровскую область.

Вернувшись в 1944 году в Ленинград, Дмитрий Михайлович поступает на театроведческое отделение Театрального института, а по его окончании уезжает на работу в Вологодскую культпросветшколу в город Кириллов.

В 1952 году он возвращается в Ленинград и пробует себя на различном поприще.

В 1953 году Д. М. Балашов становится аспирантом одного из ведущих научных центров литературоведения - Института русской литературы АН СССР (Пушкинского дома), где посещает специальные семинары по фольклору. Именно русский фольклор становится его основным научным интересом на долгие годы. С первого же года обучения в аспирантуре Дмитрий Михайлович выезжает в фольклорные экспедиции на Терский берег Белого моря. Собранный в этих экспедициях материал Дмитрий Михайлович обобщил затем в своих научных работах.

В 1962 году он защитил кандидатскую диссертацию на тему «Древняя эпическая баллада», и уехал на работу в г. Петрозаводск. Там, работая в Карельском филиале АН СССР с 1961 по 1968 годы, выпустил в свет книги «Русская свадьба» и «Песни Терского берега Белого моря», которые принесли ему заслуженную славу знатока северного русского фольклора. И хотя впоследствии Д. М. Балашов неоднократно бывал с фольклорными экспедициями и на Урале, и в Ростовской области, в Переяславле, именно русский Север стал основной проблематикой его научных статей.

Доскональное изучение русского быта и русской истории побудило желание обобщить свои знания, поделиться ими с окружающими. В 1966 году он пишет свое первое историческое произведение - повесть «Господин Великий Новгород», а в 1972 году - первый исторический роман на эту же тему - «Марфа Посадница». Талант исторического романиста еще ярче и многогранней проявился в последующих работах Дмитрия Михайловича. Речь идет о серии романов из цикла «Государи московские» - «Младший сын» (1977), «Великий стол» (1980), «Бремя власти» (1982), «Симеон Гордый» (1984), «Ветер времени» (1988), «Отречение» (1990), «Святая Русь» (1991-1996).

В последние годы вышли новые повести и романы Д. М. Балашова «Деметрий из Херсонеса» и «Похвала Сергию». Неоконченным остался его новый роман «Юрий».

Одновременно с написанием исторических романов Дмитрий Михайлович работает над научными сборниками. В 1969 году вышел в свет его сборник «Русские свадебные песни Терского берега Белого моря», в 1970 году «Сказки Терского берега Белого моря». Подготовлены, но не изданы «Переяславльская свадьба», словарь древнерусского языка к поэме «Слово о полку Игореве».

В 1984 году писатель переезжает на постоянное место жительства из Петрозаводска в Новгород, где сразу становится значительной фигурой в общественной и культурной жизни города. Дмитрий Михайлович являлся членом областного отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры. Его яркие, эмоциональные выступления в средствах массовой информации, на общественно-политических мероприятиях запомнились многим новгородцам.

Непримиримая гражданская позиция характеризует все творчество писателя. Именно она заставляла писателя быть в гуще событий. Еще в пятидесятые годы, в период гонений на церковь и разрушения вековых памятников русской культуры, он, заручившись рекомендательным письмом академика Д. С. Лихачева, собирал подписи у видных деятелей отечественной культуры в поддержку памятников старины.

В 1991 году он был в воюющем Приднестровье, в 1997 - в Сербии, несколько раз путешествовал на паруснике «Седов», огибая европейский континент. Выступал с лекциями в Германии, Италии, Монголии. Эти поездки давали творческий импульс для написания публицистических работ. Не случайно тематика его статей и очерков поистине безгранична - социально-экономическое развитие страны, внутренняя и внешняя политика правительства, проблемы экологии, градостроительства, архитектура, история, культура, творчество и др.

В 1997 году Д. М. Балашову было присвоено звание «Почетного гражданина г. Новгорода».

17 июля 2000 года жизнь писателя трагически оборвалась. Он был убит в своем сельском доме в деревне Козынево под Новгородом.

Год спустя на доме Д. М. Балашова по адресу ул. Никольская, дом 21/29 была установлена мемориальная доска.

Гаврила Романович Державин (1743-1816 год)

На Новгородскую землю Гаврила Романович Державин впервые приехал в 1797 году, уже, будучи известным российским поэтом. Здесь, на берегу Волхова, его жена Дарья Алексеевна приобрела имение Званка.

В этом древнем легендарном крае с самобытной историей поэт жил в летние месяца до конца жизни. Здесь он нашел новый источник вдохновения для своей музы. По призванию самого Державина, Званка стала для него тем, чем для древнегреческого поэта Пиндара была его родная округа.

Званка стала для Державина желанным приютом, где он отдыхал от служебных тягот» Покой мне нужен - дней в останке», - писал поэт.

Раскинувшаяся на холме крутого левого берега Волхова, Званка представляла собой двухэтажный деревянный дом с мезонином, беседкой, баней, домашней ткацкой мастерской, сараями. Со стороны реки дом украшал балкон на столбах, с которого спускалась каменная лестница. Перед ней находился фонтан, или «водомет», как называл его поэт.

Война 1812 года всколыхнула душу престарелого Державина. В Новгороде формировалось народное ополчение, и он принимал деятельное участие в его подготовке. Для этого Державин специально приехал в Новгород, посетил губернское правление, беседовал с губернатором, встретился с ополченцами, собравшимися на площади у Софийского собора. В ополчение он направил людей из своего имения, помог формированию деньгами. Поэт добивался встречи с принцем Ольденбургским, родственником царя, приезжавшим в Новгород по делам ополчения, из Новгорода послал царю составленную им «Записку о мерах к обороне России во время нашествия французов», а правительству представил проект «Мечты о хозяйственном устройстве военных сил России».

Среди рукописей Державина, созданных в Званке, - большое собрание его афоризмов, а также статей на самые разнообразный темы – в основном на философские и общественно-политические. Все это говорит о широте интересов Державина и его неусытной духовной работе.

При Званке были небольшие фабрики – ковровая и суконная, лесопильный заводик, мельница, где трудились крестьяне. Специально для крестьян Державин открыл в имении больницу.

В конце жизни Державин хотел освободить своих крестьян от крепостной зависимости, но Дарья Алексеевна не разделяла подобных взглядов мужа. И желание поэта после смерти не было осуществлено.

Державин интересовался бытом, нравами крестьян, изучал новгородский фольклор – легенды, предания, сказки, пословицы, поговорки. В «Объяснениях» к своим сочинениям поэт так разъяснял строку «Вождя, Волхва гроб кроет мрачный» из «Жизни Званской»: «Подле дома находится холмик, или курган, который обыкновенно бывает над гробницами. Волхв или вождь предполагается, что под оным погребен, ибо по истории новгородской известно, что волхв или колдун, чародей был такой, который превращался в крокодила и в другие разные чудовища и поедал по озеру Ильменю и по речке Волхову, из него текущей, плавающих на ней людей, от чего последняя и прозвалась Волховом». Эта же легенда о происхождение названия Волхова, услышанная Державиным от местных крестьян, легла и в основу его стихотворения «Новгородский Волхов Злогор»

Жизнь в Званке, близость к родной природе, общение с простым народом, постижение сельской жизни вдохновили Державина на создание целого ряда его лучших лирических стихотворений: «Похвала сельской жизни», «Цепи», «Арфа», «Тишина», «Охотник», «Деревенская жизнь», «Свобода», «Лето», «Осень», «Радуга», «Гром», «Облако», «Крестьянский праздник», «Синичка», «Незабудочка», «Русские девушки».

С мая по июль 1807 года Державин кропотливо трудился над посланием «Евгению. Жизнь Званская», которое вылилось в большое стихотворение, первоначально называвшееся» Жизнь моя на Званке» и «Картина жизни Званской». Послание-новый для Державина жанр, характерный уже для сентименталистской и романтической поэзии. И в то же время здесь появилось стремление Державина к реализму. Стихотворение как бы соткано из множества реалистических деталей, зарисовок и сцен. В нем представлен только один день жизни Званской усадьбы во главе с ее хозяином – барином, помещиком и одновременно поэтом. Автобиографическое, личностное начало лирики Державина проявляется здесь с особой силой и глубиной. Поэт еще раз подчеркнул неоценимую роль Званки в своей творческой биографии.

В Званке Державин работает над теоретическим трактом «Рассуждение о лирической поэзии и об оде» В нем поэт затрагивает многие вопросы, связанные с творчеством вообще и его психологией, развитием оды как жанра, близости поэзии и музыки и т. д.

Увлечение Державина театром сказалось и на его творчестве. В Званке он обращается к оперной драматургии и создает восемь опер - «Добрыня», Дурочка умнее умных», «Рудокопы», или «Покорение Казани», «Есфирь», «Батмендий», «Счастливый горбун», «Женская дружба». Державин ставил перед собой задачу пополнения оперного репертуара национальной драматургией. Но природе его таланта драма как род литературы, видимо, была несвойственна. Оперы его не были поставлены.

В 1812 году продиктовал свои автобиографические «Записки» - подробный рассказ о прожитой жизни и службе, причем с полной откровенностью, а подчас и с простодушием. И здесь он не избежал разговора о проблемах творчества – сочинил поэму «Гимн лиро-эпический на прогнание французов из отечества».

Настал 1816 год – последний год жизни поэта. Ничто не изменило привычного образа его жизни. За три дня до кончины Гаврила Романович написал на грифельной доске оставшееся неоконченным стихотворение «Река времен», в котором вновь звучит нота сожаления, что река забвения поглотит и его поэзию. Недомогание усиливалось, и 8 июля 1816 года Г. Р. Державин скончался в своем доме на Волхове. Тихо и печально стало в Званке. Гроб с телом великого поэта на барже по Волхову отправился в свое последнее пристанище – склеп Хутынского монастыря, где Державин завещал похоронить себя. Рядом с ним в 1842 году похоронили и его супругу.

В годы Великой Отечественной войны фашисты разрушили Хутынский монастырь. Пострадала и могила Державина. В1959 году состоялось перезахоронение останков поэта и его жены, и теперь их могилы находятся в Новгородском кремле, в сквере рядом с Грановитой палатой и Софийским собором. Небольшой холмик с обелиском венчает ваза в античном стиле. На могиле – мраморная плита со словами: «Державин Гавриил Романович, тайный действительный советник и разных орденов кавалер, родился 1743 июля 3,скончался 1816 июля 8»

Не пощадило державинскую Званку время. Поле смерти ее владельцев она пришла в совершенное запустение и к концу прошлого столетия являла собой сплошные развалины. Теперь о пристанище Г. Р. Державина напоминает лишь прекрасные стихи поэта да рисунок Званки сделанный его секретарем Е. Абрамовым.

Многие памятные места на Новгородчине уже восстановлены. Ждет своего возрождения и Званка. Не поглотила «река забвенья» поэзии Державина. Она – наше национальное достояние.

Всеволод Анисимович Кочетов (1912 – 1973 год)

Родился В. А. Кочетов в большой семье. На тихой, сонной Никитской улице (ныне улица Герасименко) семья снимала второй этаж в доме Елагина. Перед домом паслись козы, вечно что-то искали в траве и пыли куры, томились от жары собаки. Все эти картины потом станут страницами первого новгородского произведения Кочетова – «Начало песни».

Озорной, но целеустремленный подросток рано выучился грамоте, много и упорно читал. Прочитанное любил пересказывать сверстникам, нередко при этом фантазируя. Юный Кочетов с азартом рыбачил, ловил птиц, наловчился играть на мандолине, участвовал в театральном кружке «Синяя блуза», иногда сам составлял тексты для программ, писал в стенгазету еще незрелые стихи, писал и рисовал карикатуры, плакаты. Взрослые предрекали: «Быть тебе, Всеволод артистом либо художником». Но его талант вышел на стезю писательскую.

Хотя Новгород был губернским городом, но совсем незначительным, как говорил сам Кочетов, российским городком с почти не развитой промышленностью. Однако пионеротряд при телеграфе был назван гордым именем «Металлист». И школьники, среди них и Сева Кочетов, увлеченно слушали и делали доклады о рабочем ремонтных мастерских водного транспорта – водники возвращали в строй пароходы судовладельца Забелина. Жил Кочетов в городе с богатой историей и, естественно, стремился ее узнать. Много читал о Новгороде. Знал легенды о нем. Своим приятелям – школьникам он рассказывал о памятниках древнего новгородского зодчества: в Юрьеве, в Кирилловом и Антониевом монастырях, рассказывал о памятнике в кремле Тысячелетию России. Свой «экскурсоводческий» опыт В. Кочетов запечатлеет потом в романе «Секретарь обкома» в эпизоде экскурсии по старгородскому музею, проведенной для туристов Софьей Павловной Денисовой. Особенно запомнилась сверстникам экскурсия в Антониев монастырь, где Всеволод рассказывал им о последней «осаде» монастыря. Увлеченный книгами и музыкой, он не хотел признавать, что идет жестокая классовая битва, и замкнулся в своем искусстве, в результате стал участником контрреволюционного заговора. В 1927 году Всеволод Кочетов вынужден был уехать из Новгорода в Ленинград к старшему брату. С 1938 года началась его журналистская работа. Как корреспондент «Ленинградской правды» он побывал в Старой Руссе, Поддорье, Молвотицах, Лычкове, Демянске. После выхода «Журбиных» (1952) – выдающегося произведения о рабочем классе – писатель приезжал в Новгород на читательскую конференцию по роману

В Новгороде Кочетов черпал материал для романа «Молодость с нами», посвященного научно-технической интеллигенции. Новгородские страницы романа рассказывают нам об археологических раскопках в древнем городе, о том, как здесь были найдены берестяные грамоты – открытие мирового значения. Глава экспедиции, старый историк, в котором узнается А. Арциховский, с гордостью за русский народ говорит: «Мы тут кое-что такое нашли, из чего может вырасти и вырастет новая, неведомая доселе наука».

В 1954 году, создавая анкетный очерк «О себе», Кочетов вновь возвращается к городу своего детства и пишет о нем с нескрываемой радостью и гордостью: «Новгород – древний русский город, знаменитый своими историческими памятниками, которые народ сохранял столетиями и любовно сохраняет до настоящего времени». И с болью говорит о том, что многие исторические памятники подверглись разрушению фашистскими оккупантами. Именно здесь, в Новгороде, утверждает Кочетов, он научился любить историю своего народа и природу. Всеволод Анисимович приезжал в Новгород с писательскими бригадами, любил водить своих спутников по городу, рассказывая о нем. Новгород сыграл большую роль в формировании Кочетова – гражданина.

Большой патриот Новгорода, Кочетов стремился воспитать любовь к нему у его юных граждан. Посетив в 1959 году Новгород, по свежим впечатлениям Кочетов создает остропроблемную публицистическую статью «Улыбка на древнем лице». Автор как бы листает страницы новгородской истории и ставит много важных вопросов. Среди них о том, как новгородцы громили тевтонов на «чудском льду», как фашисты, кичившиеся своей «культурой», разрушили «неисчислимые ценности старой и новой Новгородчины». В этой статье он дает отповедь горе теоретикам от искусства, которые пускают в ход «погудку», будто «для искусства не нужны великие слова, большие характеры и героизм». Обращаясь к новгородской истории, Кочетов утверждал, что шедевры искусства создавались людьми героического характера, людьми «с мечтой», «людьми больших порывов». И пример тому – древняя София и другие прекрасные памятники архитектуры. И заканчивает писатель свое публицистическое произведение светлой песней новгородцам, продолжающим созидательной подвиг пращуров: «Люди с мечтой, люди героического сердца создают здесь рядом с древностями еще более прекрасный и впечатляющий памятник удивительному времени, в котором мы живем. Вот они там вбивают сваи под берегом, вот они кладут фундаменты на Софийской стороне, вот, гремя листами железа, кроют крышу. Над всем городом стучат сегодня их радостные строительные молотки. Строители разглаживают тысячелетние морщины на прекрасном лице Новгорода. »Новгородские страницы легли в другие вступления Кочетова: «Главное направление», «Великий класс творцов», «Оглядываясь на пройденный путь», «Раздумывая о будущем». В «Записках военных лет» Кочетов делает ссылки на героизм древних новгородцев и полководческое мастерство Александра Невского, разгромившего шведов и немецких псов – рыцарей, рассказывает о деятельности редактора тихвинской газеты новгородца Е. И. Негина в годы Великой Отечественной войны. Узнаем из «Записок» и то, как сам автор, будучи военным корреспондентом «Ленинградской правды», пробивался в Неболчи и Боровичи. Вспомнил писатель Новгородчину и в очерках «Китайские записки».

В романе «Секретарь обкома» Новгород по контрасту назван Старгородом. Центральная тема романа раскрывается при изображении различных типов партийных руководителей.

До конца дней Кочетова Новгород был в его сердце. Правительство высоко оценило заслуги писателя перед советской литературой. Он был награжден двумя орденами Ленина и орденом Октябрьской Революции. Боевые заслуги В. А. Кочетова отмечены орденом Красной Звезды и медалями.

В 1973 году В. А. Кочетова не стало. Новгородцы свято чтут память о своем выдающемся земляке. В 1975 году решением Новгородского облисполкома одна из улиц города названа именем В. А. Кочетова. Средней школе № 2 в 1976 году присвоено имя писателя. В 1977 году в Новгороде впервые прошли первые Кочетовские чтения. С тех пор они проводятся один раз в пять лет – в день рождения писателя.

С 1978 года моря и океаны бороздит танкер «Всеволод Кочетов». В 1982 году в средней школе № 2 имени В. А. Кочетова открыт школьный музей писателя. А в 1984 году в городе, на пересечении улиц Ломоносова и А. С. Попова, воздвигнут гранитный бюст В. А. Кочетова работы скульптора Б. В. Едунова.

КАБЕРОВ Игорь Александрович

Герой Советского Союза

(1917-1995 год)

Игорь Александрович Каберов родился в 1917 году в деревне Никулинское Кубено-Озерского района Вологодской области, его детство и юность прошли в Вологде. Он закончил 7 классов, затем школу ФЗУ и работал на паровозоремонтном заводе, а после окончания летной школы Осоавиахима — летчиком-инструктором новгородского аэроклуба. В 1939 году И. А. Каберов поступил в Ейское авиаучилище, из которого в начале войны был направлен на Балтику, в 3-й истребительный гвардейский авиаполк Военно-Воздушных Сил Балтийского флота. В 1941 году он стал членом партии.

В боях за Ленинград Каберов совершил 397 боевых вылетов, уничтожил 28 фашистских самолетов. Родина отметила его подвиги высокими наградами: орденом Ленина, двумя орденами Красного Знамени, орденами Красной Звезды, Отечественной войны I степени.

24 нюня 1943 года помощнику командира эскадрильи И. А. Каберову присвоено звание Героя Советского Союза. Вскоре он был откомандирован в Ейское авиаучилише в качестве летчика-инспектора, в 1945 году участвовал в боях с японскими империалистами.

В последующие годы И. А. Каберов окончил академию Военно-Воздушных Сил СССР, командовал авиационным полком. Демобилизовавшись в 1960 году, Игорь Александрович работал в Новгороде на заводах, в аэропорту, работал начальником новгородского аэроклуба.

В Новгороде ежегодно проводятся соревнования по вольной борьбе на приз имени И. А. Каберова.

И. А. Каберов – почетный гражданин города Новгорода одержимый воздушной стихией человек, писатель и поэт. Им написана прекрасная книга «В прицеле – свастика» выдержавшая не одно издание. Его стихи часто появлялись в печати. Он впервые оказался в Новгороде 60 лет назад, и тогда город запал в его душу, стал родным. Каберов помнил о нем и в суровые годы войны, что нашло отражение в его поэме «Месть», опубликованная в канун 50 – летия Великой Победы.

«И Новгород припомнился, где жили мы до войны с дочуркой и женой

На берегу высоком горделиво стоит собор с кремлевскою стеной

Под той стеною Волхов, с ветром споря, качает лодку пенистой волной»

Николай Николаевич Миклухо-Маклай

(1846 – 1888 год)

О семье и детских годах Н. Н. Миклухо-Маклая известно не много. Сам он скупо писал о себе; его родные и близкие не оставили обстоятельных воспоминаний. Когда с конца прошлого века русского общества стало проявлять растущий интерес к личности замечательного путешественника, было уже чрезвычайно трудно собрать о нем подробные биографические сведения.

Родился он пятого июля 1846 году в селе Рождественском у города Боровичи Новгородской губернии в семье инженер-капитана Н. И. Миклухи.

Николай поступил в училище при лютеранской церкви Святой Анны. Преподавание велось на немецком языке, дисциплина была строгой. В 1858 году Николай, сдав экзамены, поступил в третий класс 2-й санкт-петербургской классической гимназии. Но и здесь учился не блестяще, прилежностью и примерным поведением не отличался и был исключен из шестого класса.

Будущий ученый учился посредственно. Ему трудно было ужиться и в Петербургском университете, куда он поступил в 1863 году вольнослушателем на отделение естественных наук физико-математического факультета. 1 октября 1871 года на берегу острова Новая Гвинея в Малайском архипелаге впервые появился белый человек. Папуасы встретили его враждебно – стрелами.

Это был русский географ, этнограф и антрополог Н. Н. Миклухо-Маклай, несколько лет он провел в путешествиях по тропическим морям. Занимаясь научными исследованиями, он посетил Канарские острова, Чили, остров Пасхи, прибрежные районы Красного моря. Миклухо-Маклай 15 месяцев провел среди папуасов Новой Гвинеи. А потом на борту русского клипера «Изумруд» обошел Малайский архипелаг, несколько месяцев провел в путешествиях по полуострову Малакка, изучая племена, посетил Сингапур.

Через три с половиной года Миклухо-Маклай снова прибыл на Новую Гвинею к старым друзьям, которые устроили ему радостную встречу. Последний раз он побывал на берегу Маклая (так называют сейчас северо-восточный берег Новой Гвинеи) в 1883 году. Прожив три года в Австралии, он возвратился в Петербург тяжело больным. Умер Миклухо-Маклай в возрасте 42 лет.

Л. Н. Толстой в письме к Миклухо-Маклаю писал: «Вы первый, несомненно, опытом доказали, что человек везде человек, то есть доброе, общительное существо, в обществе с которым можно и должно входить только добрым и истиной».

Владимир Иванович Поветкин директор Центра музыкальных древностей Великого Новгорода, Заслуженный работник культуры России

О наличии обильной, богатой инструментальной музыки мы даже не догадывались до сих пор. Существование в древней Руси инструментальной музыки, открытое работами В. И. Поветкина, принципиально важно, так как инструментальная музыка могла быть только светской.

В чем суть открытия В. И. Поветкина? На миниатюрах, фресках (в частности в Мелетове Псковской области) изображались инструменты (гусли, гудки и пр. ), упоминались инструменты и в различного рода документах и литературных произведениях. Однако все предполагали, что звучание этих инструментов было довольно бедным, примитивным. Археологические находки, в которых дерево инструментов деформировалось от усыхания или неумелой реставрации, только подтверждали это ошибочное мнение.

В. И. Поветкин предложил, сохраняя максимально бережно, все археологических находки и ни в коем случае не производя на них опыты реконструкций, особенно с помощью различных новых синтетических материалов и клеев, в корне изменяющих звучание материалов, реконструировать на основе всех данных и из нового дерева (напомню, что найденные остатки инструментов в новгородских археологических работах также были когда-то «из нового дерева») звучащие инструменты. Благодаря поразительной музыкальной интуиции это ему в полной мере удалось. Он не только воссоздает внешний облик инструмента — он создает археологически точно звучащий инструмент и сам на нем играет, т. е. он ко всему прочему еще и композитор, — композитор – реконструктор.

В. И. Поветкин — это не просто поразительно одаренный реставратор музыкальных инструментов, это своего рода явление.

В человеческом существе многое не разгадано, многое еще требует изучения. В. И. Поветкин обладает прямо-таки чудодейственной интуицией. Напомню, что на интуиции стоит человеческая культура — на ней строятся все искусства, в значительной мере науки (особенно такая, как математика), практическая деятельность и пр. Если кто-нибудь из музыкантов, воспитанных на современных музыкальных знаниях, будет сомневаться в правильности догадок В. И. Поветкина в области древнерусской музыки, то сомневаться в творческом таланте В. И. Поветкина нет никаких оснований: слушать его — значит проникать в особый мир, — мир близкий Древней Руси и народному творчеству.

Было бы чрезвычайно важно (в Новгороде ли, или в другом крупном городе — Москве, Ленинграде, где есть специалисты-музыковеды) устроить небольшой музей или раздел в музее (напр. , в Музее музыкальных инструментов в Ленинграде на Исаа-киевской площади), где посетители могли бы увидеть консервированные остатки инструментов, снимки с древних изображений инструментов, и где можно было бы прослушать в магнитофонной или пластиночной записи — игру на этих инструментах В. И. Поветкина. Кстати, совершенно необходимо чтобы какая-то пластиночная фирма — например, фирма «Мелодия» выпустила пластинки с записями игры В. И. Поветкина на реконструированных им древнерусских инструментах.

Есть в Великом Новгороде дом, о котором знают многие. Это Центр музыкальных древностей на Ильине улице. В этом доме постоянно совершаются чудеса и происходят события, которые удивляют и покоряют. Здесь перебывало много гостей, говорящих на разных языках, всем был оказан приветливый прием, все получили необходимую информацию о том деле, которым заняты его обитатели. А люди всё идут и идут. Это и ученые самых высоких рангов, и студенты, мастера народного творчества и музыканты. Это, конечно же, и журналисты, уже много написавшие о Владимире Ивановиче Поветкине, и, я думаю, что тему не исчерпали.

Кто же он, человек столь завидной популярности? Музыкант? Реставратор старинных музыкальных инструментов, в основном, гуслей? Ученый, расшифровавший и подаривший миру тайны берестяных грамот и восковых табличек, найденных в культурных слоях новгородских раскопов? Журналист, перу которого принадлежит немало интереснейших статей? Художник?.

Многих смущает внешний камуфляж: русская рубашка, ленточка в волосах. («Ничего особенного, это чтобы волосы на лоб не падали и работать не мешали», — говорит он. ) Но так всегда, постоянно. Верен выбранному стилю одежды, верен делу, которым занимается, людям, с которыми трудится вместе.

О Поветкине достаточно написано. Но не в обиду коллегам заезжим, многие из них все свои «ахи» вкладывают во внешнюю, безусловно, уникальную часть его жизни. И лишь немногие смогли разглядеть ученого, мастера с поистине золотыми руками, чуткого, очень ранимого человека, которого легко обидеть неосторожным словом, необдуманным замечанием.

Кто-то из моих знакомых сказал о нём: «Простой русский гений». Лучше не придумаешь. А я бы еще добавила: человек, сделавший сам себя. Природные таланты плюс огромное желание много знать, уметь, труд каждодневный, когда и ночи за книгой, или рукописью, создали уникальную личность. Личность, которой мы можем гордиться.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)