Дом  ->  Семья  | Автор: | Добавлено: 2015-03-23

Тема сиротства в литературе

Мы привыкли жить, не обращая внимания на то, что происходит с другими людьми, незнакомыми нам. Лишь немногие, пройдя определенный этап жизненного пути, столкнувшись с чёрствостью, понимают, что человек не может быть один, что ему необходима моральная поддержка, доброе и чуткое отношение, друзья, родные. Но ведь среди нас есть люди, лишённые близких. И им, как никому, необходимо внимание. Как сделать так, чтобы эти люди не чувствовали себя одиноко, чтобы им было комфортно в этом мире? Может быть, просто нужно стать внимательнее к другим.

Проблема сиротства интересовала людей во все времена. Заняться изучением этой проблемы меня побудило многое: рекламные заставки о детских домах, мероприятия, проводимые в нашей стране, посвященные году семьи. Всё это заставило меня задуматься над вопросом: «Как относятся художники слова в разные исторические периоды развития общества к проблеме сиротства, проблеме, волнующей многих?»

Цель моего исследования – рассмотреть отношение писателей к теме сиротства в разные исторические периоды, исследовать отношение людей к проблеме сиротства, а также определить пути решения данной проблемы.

Для достижения данной цели были определены следующие задачи:

1) сделать анализ произведений художественной литературы, в которых затрагивается как детское, так и взрослое сиротство;

2) выяснить, почему так серьезно стоит проблема сиротства в обществе (опрос социальных педагогов, психологов, знакомых).

Объект исследования – художественные произведения В. Короленко, Г. Белых, Л. Пантелеева, А. Платонова, В. Богомолова, А. Приставкина, И. Дубова, М Шолохова, В. Шукшина, В. Астафьева, а также статистические данные.

Сиротство – детское одиночество, сиротство – тяжелый груз для ребенка, и многие писатели не проходят мимо этой серьезной проблемы, она во все времена интересовала художников слова. Литература отражает те перемены, которые происходят в жизни общества. Распространённой темой детской литературы конца XIX - начала ХХ вв. становится тема сиротства, и это вполне закономерно: в эпоху двух войн и революции сиротство в России становится настоящим национальным бедствием: сколько людей погибло, сколько детей осталось одинокими. Начало ХХ в. - время трагических событий, повлекших за собой серьёзные изменения в общественном сознании. В такие переломные моменты в литературе и культуре в целом осуществляются попытки осмыслить происходящее. Авторы произведений доносят до нас мысль: не отворачивайтесь от одиноких детей, помогайте им жить, не обижайте и не отвергайте их. Для любого человека страшно одиночество. «Будьте милосердны к ближнему своему», - слышится со страниц произведений.

Для дореволюционной детской литературы характерен идеалистический подход к проблеме сиротства. Как правило, сиротам встречается человек, который способен поддержать и помочь. Эти сироты добрые по своей натуре люди, которые на добро отвечают добром. Так, в повести «Дети подземелья» В. Г. Короленко - повести о детской дружбе, о жизни бедняков в царской России - писатель пишет от лица ребенка, у которого нет самого дорогого человека на свете. Рассказывает нам о нравственных исканиях, о том, что происходило в окружающем его мире после потери любимой, нужной каждому человеку женщины, матери. Жизнь Васи разделилась на две части, которые он определяет так: до смерти мамы и после. При жизни матери в доме царит уют и спокойствие, понимание и доброта. Вася помнит только хорошее, приятное его сердцу. Ему не хватает родительской ласки, несмотря на то, что рядом ещё один близкий и родной человек, отец. Непонимание со стороны погружённого в состояние печали отца плохо действует на ребёнка. Ему всего шесть лет, но, сколько он уже пережил. Дружба с Валеком и его больной сестрёнкой позволило мальчику заполнить пустоту, отвлечься от происходящего в семье. Для человека в любом возрасте необходимо общение, а для ребёнка тем более. Короленко своим произведением указывает нам, взрослым, что в тяжёлый жизненный момент мы должны поддерживать друг друга и ни в коем случае не оставлять человека в одиночестве. Каких жизненных сил стоило Васе выдержать потерю родного человека, эту неподъёмную для ребёнка ношу? Нельзя без волнения читать эту незабываемую повесть: она написана так правдиво, с таким горячим сочувствием и любовью к несчастным людям. В своих произведениях В. Короленко всегда боролся за правду. Он не мог равнодушно смотреть на страдания простого народа, горячо ненавидел зло, насилие, несправедливость. «Нельзя так жить, - говорили его повести, рассказы, очерки, - нельзя безропотно терпеть жестокую, несправедливую власть богатых над бедными. Нужно бороться за лучшую долю для всех честных тружеников на Земле, потому что «человек создан для счастья, как птица для полета».

После революции ситуация сменилась: на смену тихим сироткам приходят беспризорники, способные и на плохие дела. В своих произведениях авторы показывают действительность, реалии беспризорной жизни. В других произведениях этого периода мы встречаемся с мотивом вседозволенности, сюжет увлекает безграничной свободой, которая есть у сирот. Однако в конце 20-х гг. наступает осознание подобной романтики. Об этом повесть А. Гайдара «На графских развалинах». Главный герой повести живёт в страшном мире, от власти которого он и освобождается, потому что подлинной свободы там нет, а беспризорники на самом деле вовсе не романтические герои, а несчастные запуганные дети.

Порой авторы обращаются к проблеме перевоспитания беспризорников. В повести Г. Белых и Л. Пантелеева «Республика Шкид» главная мысль- проблема воспитания. Л. Пантелеев писал: «В сущности, мы с Макаренко делали одно дело. Разница только в том, что Макаренко был талантливее, в - первых, а во - вторых, ему было легче. Он имел всё-таки дело с нормальными селянскими хлопцами, а я – с такой вот изощрённой публикой» . «Много подростков во время революции, голода и гражданской войны растеряли своих родителей и сменили семью на улицу, а школу на воровство, готовясь в будущем сделаться налётчиками. Нужно было немедленно взяться за них, и вот сотни и тысячи пустующих, полуразрушенных домов снова приводили в порядок, для того, чтобы дать кров, пищу и учение маленьким бандитамТак появилась особая сеть детских домов-школ, в шеренгу которых стала и вновь испечённая «Школа социально- индивидуального воспитания имени Достоевского», позднее сокращённая её дефективными обитателями в звучное «Шкид». Жизнь этого учебного заведения показана изнутри. Главным предметом изображения становится сложный процесс превращения бывших беспризорников в полноценных граждан своей страны. Процесс воспитания - поединок между детьми и воспитателем, из которого последний выходит победителем.

В романе Андрея Платонова «На заре туманной юности» 14-летняя девочка Оля остается сиротой. Ей хочется, чтобы кто-нибудь взял ее к себе. «На девочку глядел помощник машиниста; он помнил ее отца и мать, знал, что они скончались, позвал сироту на машину. Девочка влезла по трапу на паровоз; механик развязал красный платок с пищей и вынул оттуда четыре печеных картошки; затем он погрел их на котле, посыпал солью и дал Ольге две картошки, а две съел сам. Ольге захотелось, чтобы механик взял ее к себе домой, она бы стала у него жить и привыкла бы к нему. Но паровозный механик ничего не сказал девочке доброго, он только покормил ее и спрятал обратно свой пустой красный платок. Он сам был многодетный человек и не мог решить, сможет ли он прокормить лишний poт» Действительно, не каждый способен взять на себя ответственность за воспитание чужого ребёнка. Но что же говорить о чужих людях, ведь и родные не всегда возьмут детей-сирот. Так вышло и с Ольгой. Её желание иметь семью было сильным, но никто не понял её, не сжалился над ней. Ребёнок в отчаянии. «Ольга пошла мимо домов по чужому большому городу, но смотрела она на все незнакомые места и предметы без желаний, потому что она чувствовала сейчас горе от своей тетки, и это горе в ней превратилось не в обиду или ожесточение, а в равнодушие; ей стало теперь неинтересно видеть что-либо новое, точно вся жизнь пред ней вдруг омертвела» . Человек, оставшись один, бессилен, слаб. Как найти силы жить? В период становления советской власти государство принимало участие в судьбе обездоленных - Ольге повезло.

Во время второй мировой войны сирот становится ещё больше. Сколько детей участвовало в неравной борьбе с действительностью. В художественной литературе о том времени встречается большое участие людей в несчастье детей. В произведении В. Богомолова «Иван» сироте Ване 12 лет. У него на глазах погибла мама, а на руках оставалась годовалая сестренка, которую равнодушно убила война. Но даже суровые, обтесанные войной мужчины приняли живое участие в судьбе подростка, они поддерживают его в трудной жизненной ситуации и понимают, что перед ними человек, пусть молодой, но уже испытавший все тяготы войны.

В повести А. И. Приставкина «Ночевала тучка золотая» мы вновь видим детей- сирот. Годы войны - это годы мучительного голода, бед и горя. Детям, оставшимся одним, намного тяжелее, чем тем, у кого есть близкие люди, готовые всегда помочь. В произведении Анатолия Приставкина «Ночевала тучка золотая» показаны сироты военного времени - братья-близнецы Кузьменыши. Это очень сильные дети, они никогда не показывают, как им тяжело, как хочется есть. Они делятся своими чувствами только между собой, так им легче. Они умеют любить по-настоящему и слушать людей, пытающихся помочь им. Несмотря на голод и страх, необходимость изворачиваться, врать, эти дети остаются наивными, добрыми, веселыми и мудрыми не по годам. А. Приставкин много раз упоминает о своих детских годах, которые тоже были очень тяжелыми. Именно поэтому ему так хорошо удается показать всю скудность военных лет.

Во все времена нас учат относиться к сиротам добродушно и понимающе. Дети, потерявшие родителей, требуют особого внимания государства, общества, наконец, отдельных людей.

И. И. Дубов в повести «Сирота» пишет о том, что те, кто когда-то жил в детдоме, всегда выделяются среди тех, кто жил с родителями, даже тогда, когда становятся взрослыми. Бывшие детдомовцы скромнее, сдержаннее, незаметнее. Писатель говорит о неспособности такого человека (Горбачева) противостоять мнению своего начальника. Начальник неправ, он увольняет ни в чём невиновного человека. Горбачёв понимает, что если его уволят, то ему негде будет жить, но ничего сделать не может. Хорошо, что находятся люди, способные вступиться за него. Это Гущин. Он способен ворваться в кабинет начальника и рассказать всю правду. К сожалению, в наше время таких людей становится все меньше и меньше.

Я считаю, что ребенок, лишенный родителей, и во взрослой жизни может остаться сиротой, если он не приобретет свою собственную семью, помощь, поддержку близких ему людей.

Особым произведением, поднявшим проблему психологии личности во время войны на новую высоту, является знаменитый рассказ М. А. Шолохова «Судьба человека». Перед нами предстает не просто история жизни солдата, а судьба человека, воплотившего в себе черты национального русского характера. Скромный труженик, отец семейства жил и по-своему был счастлив. И вдруг война. Война столкнула Андрея с неотвратимыми и неизбежными ужасами: она оторвала его от родного дома, от семьи, от труда. Страдания Соколова - это не эпизод, связанный с частной судьбой человека. Русскому человеку были навязаны ужасы второй мировой войны, и ценой громадных жертв и личных утрат, трагических потрясений и лишений он отстоял свою Родину. В этом и заключается смысл рассказа "Судьба человека". Но не только в столкновении с врагом видит Шолохов проявление героического в натуре человека. Не менее серьезным испытанием становятся для героя его утраты, страшное горе солдата, лишенного близких и крова, его одиночество. Ведь Андрей Соколов из войны вышел победителем, вернул миру мир, а сам в войне потерял все, что имел в жизни: семью, любовь, счастье. Оставшись один на белом свете, этот человек всю сохранившуюся теплоту отдал сиротке Ванюше, заменив ему отца. А сам стал понемногу возвращаться к жизни. Встреча с Ванюшей сыграла большую роль в жизни А. Соколова. Этот мальчик-сирота, со "светлыми, как небушко, глазами" оживил его душу. Встреча этих двух людей, всё потерявших в годы войны, помогает им избавиться от одиночества. Андрей Соколов своего рода тоже сирота, и ему также тяжело осознавать это и жить. Оба, Андрей и Ванюша, бредут к своему будущему, и каждый из этих образов говорит о вечности жизни, о том, что пока жива в человеке способность любить, народ бессмертен. Рассказ М. Шолохова – это вызов времени и призыв к людям всего мира сохранить общечеловеческие ценности, отказаться от войн и насилия, утвердить ценность человеческой жизни, ценность семьи.

В центре внимания повести «Ямская слобода» А. Платонова простой человек, «сирота» по своему душевному состоянию. Он пребывает в своеобразном странствии, скитальчестве. Это человек, убоявшийся после событий революции «остаться без смысла жизни в сердце».

Главный герой повести «Ямская слобода» - сирота Филат, вечный поденщик у мещан-ямщиков. Он сирота в личном и социальном плане, вечный подсобный рабочий, который всё- таки побеждает страшные следствия былого угнетения. Человек без памяти о своем родстве жил разным заработком: он мог чинить ведра и плетни, помогать в кузнеце, замещал пастуха, оставался с грудным ребенком, когда какая-нибудь хозяйка уходила на базар, бегал в собор с поручением поставить свечку, караулил огороды, красил крыши суриком и рыл ямы в глухих лопухах, а потом носил туда вручную нечистоты. Все люди в слободе пользовались услугами Филата, не замечая его самого, а лишь посмеиваясь над его физическим недостатком.

Люди не понимали, что Филат «был единственным и неповторимым мастером, способным выполнить любую работу». Стоило ему уйти, дела в деревне пришли в запустение, но и тогда люди не поняли Филата, по-прежнему просили его помочь по хозяйству. Он по доброте сердца никому не мог отказать. Но и тогда люди не стали к нему относиться иначе. Филат любит свою работу. «В неугомонной суете ему всегда жилось легче: что-то свое, свое, сердечное и трудное, в работе забывалось». Он чувствует свое одиночество. «Филат дремал и думал о госте, что тяжело ему было сына и жену хоронить – хорошо, что у него нет никого». Но в конце рассказа эти смутные чувства пробуждают у Филата достоинство и даже некоторую гордость. Когда Макар говорит: «хорошим людям погибель приходит, а таким маломощным как ты, надо прямо ложиться в снег и считать конец света!», Филат неожиданно для себя самого обижается и отвечает: «Для кого в снегу смерть, а для меня он – дорога» . Обида – это проявление самосознания, когда человек впервые чувствует потребность защитить себя самого. «Филат почувствовал такую крепость в себе, как будто у него был дом, а в доме обед и жена». Читая повесть, мы понимаем, что сироте приходится сложно. Каждый хочет иметь семью. Будет семья, будет и спокойствие.

Тема семьи как залог будущего счастья прослеживается и в творчества В. Астафьева. Проблемы, которые писатель поднимал в последние десятилетия своей деятельности, не перестают быть актуальными. Среди множества проблем и тем особенно выделяется обращение Виктора Астафьева к вопросам современности: милосердие и братство, одиночество и равнодушие, сиротство и семья. Астафьев утверждает, что семья – основа общества. Он много выступал публично, затрагивая тему сиротства. Очевидно, эта тема так волновала его, что выступления были направлены на решение этой проблемы. Мир писателя- мир всеобщего сиротства. Одиноки люди, особенно дети. Его герои чувствуют своё сиротство в этом мире.

Виктор Астафьев в своем произведении «Пролётный гусь» рассказывает историю послевоенного времени. Прошедший службу солдат Данила по дороге домой, встречает на станции Чуфырино девушку, которая ему очень понравилась. Они понимают, что должны быть вместе. Деревня Данилы была разгромлена фашистами во время войны, и молодоженам негде было остаться. Они вернулись на станцию, где и познакомились. Это люди, у которых нет родных, но они были друг у друга. На их жизненном пути встретился понимающий человек: Виталия Гордеевна, она разрешила им жить у нее.

Рождение ребёнка, болезнь его, смерть Сколько пришлось испытать этим людям. Настоящим ударом становится для Марины и смерть мужа. Она понимает, что осталась совсем одна. Смерти близких, одиночества не выносит Марина На мой взгляд, в данной сложившейся ситуации она приняла верное решение. Жить на свете без близких людей, каждый день вспоминать их, думать о них – это невыносимо для молодой, полной жизненных сил девушки.

Одиночество, на мой взгляд, равносильно сиротству.

С этими повестями перекликается рассказ В. Шукшина «Горе». Писатель, как и многие его предшественники, обращается к теме одиночества. В этом рассказе говорится о старике Нечае, который потерял свою жену. После смерти близкого человека он не мог найти себе места: плакал по ночам, разгуливал по огороду. Однажды его увидел соседский мальчик, у него в отличие от Нечая были родные люди. Мальчик позвал своего деда, который попытался успокоить Нечая. Рассказывая о своей жизни, дед затронул и трагическую её сторону: он потерял сына. Беседа двух взрослых людей оказала воздействие на мальчишку: он долго не мог успокоиться, он понимал, что чувство одиночества очень страшно как для детей, так и для взрослых. И, наверное, этот мальчишка никогда не обидит одинокого человека. Сможет оказать посильную помощь.

Изучая произведения писателей разных времён, я пришла к выводу о том, все авторы схожи в одном: у всех у них болит душа за настоящее и будущее нашей Родины. Все они в одинаковой степени переживают за тех, кто когда-то по каким-то причинам остался один в этом, хочется сказать словами А. Платонова, « прекрасном и яростном мире» .

2. СТАТИСТИКА

Статистика свидетельствует: по числу детей-сирот, приходящихся на каждые 10 тысяч детского населения, Россия занимает первое место в мире. Почти 50% детского населения страны (около 18 млн. ) находится в зоне социального риска. Ceгодня в России I миллион беспризорных, 330 тысяч преступлений совершено подростками, 2 тысячи детей в год заканчивают жизнь самоубийством. Только в Московские больницы ежегодно попадают 1800 детей, совершающих попытки суицида. В нашей стране 573 тысячи детей-сирот, дома ребенка для 35 тысяч детей; 745 детских домов для 84 тысяч детей, 237 школ-интернатов для 71 тысячи детей. Ежегодно в России выявляется около 100 тысяч детей, нуждающихся в опеке.

В нашей школе на данный момент состоит на учёте 39 несовершеннолетних, находящихся под опекой(попечительством). Из них дошкольников- 8, учащихся 1-9 классов- 27, 10-11 классов- 1, учащихся других учебных заведений- 3 человека.

Социальный сирота – это ребенок, который имеет биологических родителей, но они по каким-то причинам не занимаются воспитанием. Проблема социального сиротства является сегодня проблемой, характерной для многих развитых и развивающихся стран. Так, американские исследователи отмечают, что по всему миру больницы, родильные дома, специальные заведения заполнены брошенными младенцами. В разных странах разные специалисты их называют по-разному: «отказные дети», «казенные младенцы», «рожденные, чтобы быть покинутыми», «вечные новорожденные» и др. По данным международных экспертов ООН, отмечается заметный рост числа брошенных детей в странах Западной и Восточной Европы. Распространение явления социального сиротства в нашей стране обусловлено комплексом особых условий и процессов в обществе, характеризующих развитие России на протяжении ХХ века и связанных с революцией 1917 г. , тремя разрушительными войнами (первая мировая, гражданская, Великая Отечественная), террором 20– 30-х годов, а также последствиями перестройки конца 80-х – начала 90-х годов.

Люди, решившие взять ребенка, обязаны пройти разные инстанции, которые подтвердят их способность содержать ребенка материально, а также их психическое состояние, которое в случае неуравновешенности, может отразиться на ребенке. Многие люди просто не выдерживают всех проверок и инстанции и отказываются от желания взять ребенка. С одной стороны, можно было бы упростить процедуру оформления документов, а с другой стороны, нельзя доверять детей, и без того несчастных, в руки неизвестных лиц.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Сколько детей, лишённых родительской ласки. От цифр становится плохо. Как помочь? Оказать помощь способен не каждый. Человек, на мой взгляд, никогда не испытывающий чувства одиночества, не сможет взять приемного ребенка и полюбить его, как родного. Многие считают, если ребенок брошен родной матерью, так он не нужен никому. Люди часто сомневаются в своей способности полюбить чужого ребенка. На самом деле при желании самого человека можно подарить ребенку настоящее семейное тепло.

Я решила провести опрос среди своих знакомых, которые не имеют детей или же имеют одного ребёнка. Из 30 человек 17 сказали, что не хотят приемных детей, либо, что уже получили жизненное удовлетворение, имея родных детей. 13 оставшихся указали на то, что этот вопрос очень сложен для столь быстрого ответа и требует серьезного рассмотрения.

Для людей главное - отчий дом, где всегда примут, поймут и поддержат. Человек, не имеющий такого дома, намного слабее, часто закомплексован, агрессивен. Сироты, которым не удалось вновь получить родительское тепло, совершают преступления. Среди детей, оставшихся без попечительства родителей, много детей-инвалидов, которые часто обречены на одиночество. Для человека, который когда-то остался один, будет счастьем получить тепло вновь приобретенных отца и матери. Для детей, попавших из детдома в новую семью, это начало новой счастливой жизни.

2008 год- это «Год семьи». Проводимые мероприятия, рекламные акции помогут принять решение многим, кто когда-нибудь хотел взять на воспитание ребенка. Я считаю, что такие мероприятия должны проводиться как можно чаще.

Администрация нашего города оказывает поддержку родителей, взявших детей на постоянное или временное воспитание. 10 апреля 2008 года на базе МОУ «СОШ №12» прошло награждение родителей приемных детей.

Побывав на таком мероприятии, понимаешь, как счастливы и дети, и родители. Все семьи дружно поднимались на сцену, улыбались, показывали свои семейные фотоальбомы, где запечатлены самые яркие и веселые моменты их жизни.

В нашем городе проживает много людей, которые по-настоящему заслуживают уважения. Они, действительно, подарили свою любовь и ласку детям, которые когда-то остались одни. Вот несколько из них: Тищенко Любовь Васильевна, проживающая в п. Порожский, имеет 6 приемных детей. Семья Грибоедовых- 2 приемных ребёнка и одного собственного. На вопрос: «Кого мама и папа любят больше?», дети отвечали, что мама и папа всех любят одинаково. Сухомазов Николай Андреевич воспитывает двух девочек, которые под руководством отца занимаются резьбой по дереву, играют на пианино.

Государство не оставляет без внимания родителей приемных детей. Ежемесячно государство выплачивает по 6 тыс. руб. на содержание одного ребенка, ребенка-инвалида 9 тыс. руб.

Многие частные предприниматели занимаются благотворительностью, которая значительно улучшает положение детдомов. В Братске наиболее серьезной поддержкой детдомов занимается компания РУСАЛ. Предприятие закупает для воспитанников учебные принадлежности, одежду, игрушки и др. Каждый, на мой взгляд, должен хоть раз в жизни задуматься над вопросом: «Могу ли я помочь кому-то?» У нас в школе традиционно проводится акция «Помоги ближнему своему». Учащиеся школы откликаются на призыв помочь. Отрадно, что дети понимают необходимость участия в жизни обездоленных.

Этому доброму, чуткому отношению учат нас со страниц своих книг писатели.

Проблема одиночества актуальна. В наши дни человеку очень сложно быть одному. Каждый день мы сталкиваемся с теми или иными трудностями. Порой их очень сложно преодолеть, не имея поддержки близких нам людей. У каждого должны быть те, с кем мы можем поделиться обо всём, что происходит с нами ежедневно. Человек, не имеющий таких людей очень быстро «сгорает». Мы не можем позволить таким людям стать «живыми трупами». Следует оглянуться вокруг, я уверена, что каждый найдет в своем окружении такого человека и постарается помочь.

Заместитель Губернатора Иркутской области, директор департамента социальной защиты населения Иркутской области С. В. Круть в своём обращении к юным жителям Иркутской области сказал: «Семья и здоровье населения являются фундаментом, на котором строится вся система социальных отношений. Если разрушить этот фундамент, то рухнет всё общество. Ни одно государство не сможет быть долговечным без опоры на эти основополагающие ценности Для каждого из нас нет на земле ничего дороже, чем семья».

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)