Дом  ->  Семья  | Автор: | Добавлено: 2015-03-23

Судьба женщины в Великой Отечественной Войне

Вы когда-нибудь задумывались о том, какова жизнь женщины? На сколько сильно современная женщина отличается от своих предшественниц? Почему женщина является началом всех начал? Вот вопросы, которые волнуют нас и современное общество.

Работа, семья, дети — и хорошо, если все это радует. Еще нужно время для ухода за внешностью. А на свое внутреннее состояние мы зачастую не обращаем особого внимания, что приводит к душевному дискомфорту, к проблемам в отношениях с людьми.

На первый взгляд сегодня в жизни женщины многое выглядит иначе, ведь невероятно изменилось все то, что касается двух главных ипостасей человека — созидать, производить нечто и воспроизводить себя, свой род. Возможность контролировать процесс зачатия изменила и самоощущение женщины, и ее ответственность за генеалогию своего рода, и характер отношений с мужчинами. Сегодня, когда она сама может выбирать, когда ей становиться матерью, быть чьей-то подругой или супругой означает далеко не то же самое, что раньше.

Существует такое изречение, что семейная жизнь – это корабль и капитан на нем – муж, но все это огромное судно находится в руках у жены. Таким образом, куда она повернет руль, туда и поплывет корабль, а она может повернуть его в сторону тихого и спокойного моря, а может – в сторону рифов. «Мудрая жена устроит дом свой, а глупая разрушит его своими руками».

Выяснить причины коренных различий в женском образе прошедших веков и наших дней.

Сформировать русский национальный духовный характер средствами православной культуры и русской литературы, духовно – нравственно воспитать молодое поколение.

• Проанализировать женские образы различных эпох.

• Сравнить образ женщины в последние десятилетия с образом женщины в литературе русских писателей и поэтов.

Ещё в русских сказках, былинах и преданиях не раз говорится о женской мудрости. Например, наиболее популярный и широко используемый персонаж русских сказок – Василиса Премудрая, которая не только умеет загадывать загадки, но у нее всегда есть и ответ на любой вопрос, и что-нибудь волшебное для помощи попавшему в беду. И на сражении добра и зла, когда силы явно не равны, она обязательно придумает, как хитростью врага одолеть. Василиса всегда добра и услужлива, в ее доброте также проявляется ее мудрость. И всегда ее советы помогают безотказно.

Что же такое женская мудрость? Вот как определяет понятие мудрости Владимир Даль: «Мудрость – свойство мудрого; премудрость, соединение истины и блага, высшая правда, слияние любви истины, высшего состояния умственного и нравственного совершенства». А вот что говорит о мудрости самый мудрый человек на земле, Соломон: «Начало мудрости – страх Господень» и «Блажен человек, который снискал мудрость, и человек, который приобрел разум, – потому что приобретение ее лучше приобретения серебра, и прибыли от нее больше, нежели от золота: она дороже драгоценных камней; и ничто из желаемого тобою не сравнится с нею. Долгоденствие – в правой руке ее, а в левой у нее – богатство и слава; пути ее – пути приятные, и все стези ее – мирные. Она – древо жизни для тех, которые приобретают ее, – и блаженны, которые сохраняют ее!». «Приобретай мудрость, приобретай разум Не оставляй ее, и она будет охранять тебя; люби ее, и она будет оберегать тебя. Главное - мудрость: приобретай мудрость, и всем имением твоим приобретай разум. Высоко цени ее, и она возвысит тебя; она прославит тебя, если ты прилепишься к ней; возложит на голову твою прекрасный венок».

Мудрость – это не просто умение логически мыслить и размышлять, а нечто, что дается Самим Богом. Это сочетание человеческого разума и Божьего замысла, нечто, что может действовать только на благо человека, хотя он сам этого часто не понимает.

Во второй половине XV века неизвестным Муромским автором было создана "Повесть о Петре и Февронии". Она повествует о князе Петре и крестьянской девушке Февронии, вылечившей Петра от тяжелой болезни и ставшей его женой.

Мощи Благоверных Петра и Февронии хранятся Свято-Троицком женском монастыре.

“Повесть о Петре и Февронии” была написана как жизнеописание Муромских святых.

Сюжет “Повести” построен на активных действиях двух противостоящих сторон, и только благодаря личным качествам героини она выходит победительницей. Ум, благородство и кротость помогают Февронии преодолеть все враждебные действия ее сильных противников. В каждой конфликтной ситуации противопоставляется высокое человеческое достоинство крестьянки низкому и корыстному поведению ее высокородных противников.

И Феврония прославила и возвысила собой и своей мудростью и себя и своего Петра.

В повести говорится, что у нее был дар прозорливости, то есть предвидения, а значит, она имела определенную мудрость от Бога. Вот как пишет об этом автор: «И вот поплыли они по реке в судах. В одном судне с Февронией плыл некий человек, жена которого была на этом же судне. И человек этот, искушаемый лукавым бесом, посмотрел на святую с помыслом. Она же, сразу угадав его дурные мысли, обличила его, сказав так:

– Зачерпни воды из реки с этой стороны судна сего.

Он почерпнул. И повелела ему испить. Он выпил. Тогда сказала она снова:

– Теперь зачерпни воды с другой стороны судна сего.

Он почерпнул. И повелела ему снова испить. Он выпил. Тогда она спросила:

– Одинакова вода или одна слаще другой?

– Одинаковая, госпожа, вода, – ответил человек. На что княгиня

Феврония промолвила:

– Так и естество женское одинаково. Почему же ты, позабыв про свою жену, о чужой помышляешь? И человек этот, поняв, что она обладает даром прозорливости, не посмел больше предаваться таким мыслям». Не даром ведь Февронию и Петра называют святыми и чудотворцами. Возможно, когда она просила князя взять ее в жены, она и сама еще не знала, что это будет для блага их обоих, но ее мудрость подсказывала ей как действовать. Зато потом Петр (в переводе с греческого – камень) живет с Февронией как за каменной стеной и все больше ценит свою супругу.

Феврония использовала данную ей мудрость не для себя, а для своего мужа. Она вела его, помогала в делах, в том числе и государственных, была ему настоящей помощницей. Бог прославил ее ради доброго ее жития. Однажды кто-то из прислуживающих ей пришел к благоверному князю Петру и наговорил на нее: “Каждый раз,– говорил он,– окончив трапезу, не по чину из-за стола выходит: перед тем как встать, собирает в руку крошки, будто голодная!” И вот благоверный князь Петр, желая ее испытать, повелел, чтобы она пообедала с ним за одним столом. И когда кончился обед, она, по обычаю своему, собрала крошки в руку. Тогда князь Петр взял Февронию за руку и, разжав ее, увидел ладан благоухающий и фимиам. И с того дня он ее больше никогда не испытывал».

Феврония скончалась в 1228 г. , в один день со своим супругом. Оба они, согласно завещанию, положены в одном гробе. В 1547 г. память их установлено праздновать "в Муроме повсюду" июня в 25 день. Мощи святого князя Петра и святой княгини Февронии почивают под спудом в Муромском соборном храме.

В истории русской литературы сохранилось множество интересных женских образов, воплотивших идеал русской женщины. Наиболее яркий из них — образ Ярославны, супруги князя Игоря, в древнерусской повести «Слово о полку Игореве».

Ярославна — типичная русская женщина. Этот образ занимает очень важное место в идейном замысле поэмы. Он овеян мыслью о мире, семье, доме, проникнут нежностью и лаской, ярким народным началом. В образе Ярославны и других женщин выражается печаль и забота родины, народа о своих воинах. В них заключена идея созидания, которое противостоит бедам и Разрушению, идея противопоставления войны и мира. Жены русских воинов оплакивают своих мужей, павших на поле сражения. И их плач, полный нежности и грусти, носит глубоко народный характер.

Автор «Слова» сравнивает Ярославну с кукушкой, потому что именно эта птица в народе являлась символом одинокой горюющей женщины. Ярославна, как кукушка, к Днепру, к ветру, солнцу. Еще во времена язычества славяне обращались с молитвами к этим явлениям природы, веруя в их всемогущество.

О ветер, ветрило!.

. Зачем мчишь хиновские стрелочки на своих крыльицах на воинов моего милого?.

Светлое и трижды светлое солнце!.

. Зачем, владыко, простерло ты горячие свои лучи на воинов моего лады?

В поле безводном жаждою им луки скрутило, горем им колчаны заткнуло?

Интересен тот факт, что Ярославну беспокоит не только мысль о ранении Игоря, но и судьба его воинов. Это лишний раз подтверждает, что эта женщина — истинная княгиня, для которой важна судьба государства:

В ее плаче - приговаривании слышатся народные напевы. Автор не случайно выбрал такой стиль изложения — стиль народных лирических песен. Он наиболее точно раскрывает образ героини, как представительницы своего народа. Именно такие слова и выражения, какими наполнен плач, использовались в устном народном творчестве — в песнях, плачах, притчах.

Особенность монолога Ярославны заключается еще и в том, что он раскрывает внутренний мир Ярославны. С могучими силами природы она держится на равных. Проявляет мужество, желая быть рядом с мужем в опасности, а также милосердие: своим присутствием она хочет облегчить страдания раненого Игоря.

В голосе Ярославны слышатся не только страдание и печаль. Нежностью и любовью исполнено каждое слово ее плача. Нежные лирические слова ее несут в себе примирение чувствам, смягчают горечь утрат и поражения. Она глубоко скорбит о войске, но скорбь ее светлая, полная надежды. Вместе с ней надеются и верят в счастливый исход событий все русские женщины, весь русский народ. И эти надежды оправдываются — Игорь бежит из плена. Ему помогает все та же природа, к которой обращалась с мольбой героиня.

К сожалению, уделом многих жен, матерей, сестер того времени было долгое ожидание своих воинов. Но не все дружинники возвращались из походов, и горестный плач разносился по Русской земле. Возможно, поэтому в русском фольклоре преобладают трагические мотивы в изображении женских образов.

Ярославна — идеал русской женщины — преданной, любящей супруги, мудрой правительницы.

Русская классическая литература настолько богата и разнообразна, что может поведать читателю о любой проблеме, актуальной и поныне.

В русской литературе очень много произведений, рассказывающих о женской судьбе, например, «Дубровский», «Метель», «Станционный смотритель», «Барышня-крестьянка, созданные великим русским писателем и поэтом А. С. Пушкиным

Одни авторы, создавая свои творения, стремились показать женскую красоту и очарование, рассказывая о своем «милом идеале» женщины.

Другие говорили о женственности, душевной чистоте, искренности, силе характера.

Какова же женская доля девушек XIX в?

Александр Сергеевич Пушкин в своих произведениях создает целую галерею образов прекрасных русских женщин: Лиза из повести “Барышня-крестьянка” и Маша из повести “Дубровский”, Дуня из “Станционного смотрителя” и Марья Гавриловна из “Метели”. Но самым любимым творением поэта был роман “Евгений Онегин” и его главная героиня — Татьяна Ларина. Маша Троекурова из "Дубровского", Марья Гавриловна из "Метели". Но самыми привлекательными из всех героинь являются: Татьяна Ларина, Маша Миронова.

Первая встреча читателя с ней происходит с ней в поместье ее родителей. Деревня Лариных, как и Онегина, верно, тоже "прелестный уголок", какие попадаются в средней полосе России. Пушкин много раз подчеркивает, как Татьяна любила природу, зиму, катание на санках. Русская природа, сказки няни, старинные обычаи, соблюдаемые в семье, сделали Татьяну "русскою душой".

Татьяна во многом похожа на других девушек. Так же "верила преданьям простонародной старины, и снам, и карточным гаданьям", ее "тревожили приметы". Но уже с детства в Татьяне было много такого, что выделяло ее среди других, она даже "в семье своей родной казалась девочкой чужой". Она не ласкалась к родителям, мало играла с детьми, не занималась рукоделием.

Но куклы даже в эти годы

Татьяна в руки не брала;

Про вести города, про моды

Беседы с нею не вела.

С ранних лет она отличалась мечтательностью, жила особой внутренней жизнью. Автор подчеркивает, что девушка была лишена кокетства и притворства — качеств, которые так не нравились ему в женщинах. Много строк в романе посвящено роли книг, которые для Татьяны были особым миром, сформировали ее мировоззрение, душевные качества. Татьяна — натура поэтическая, высокая, одухотворенная. А разве такая может не нравиться?

Пушкин создает, казалось бы, обыкновенный тип провинциальной барышни, лишенной эффектной романтической внешности:

Дика, печальна, молчалива.

Как лань лесная боязлива.

На долгие годы образ этой девушки станет эталоном красоты, благодаря таланту А. С. Пушкина, одухотворившего эту героиню.

Она любила на балконе

Предупреждать зари восход,

Когда на бледном небосклоне

Звезд исчезает хоровод.

Нежная и преданная, Татьяна влюбляется в Евгения Онегина сразу и на всю жизнь. В ней нет светского жеманства, напускной скромности, поэтому она первая признается в своей любви. Девушка верит, что он послан ей Богом. Но этой любви не суждено быть счастливой: слишком различны характеры героев,— но как всякая любовь, она несет не только горькие мгновения. Она одухотворяет героиню, помогает ей разобраться в себе и любимом.

Другой!. Нет, никому на свете

Не отдала бы сердца я!

То в вышнем суждено совете

То воля неба: я твоя.

Оказавшись после замужества в высшем свете, Татьяна ничуть не меркнет в окружении блестящих красавиц, она “беспечной прелестью мила”. Эта прелесть не внешняя, а богатый внутренний мир нашей героини. В любой обстановке она чувствует себя естественно, так как не является пустым сосудом, требующим наполнения. Татьяна — цельная и богатая натура. В деревне она чувствовала свою органическую связь с природой, никогда не скучала, находя себе занятия в чтении книг, прогулках, тайных мечтах. Став светской дамой, Татьяна осталась верна себе. Видя запоздалую любовь Онегина, героиня лучше его самого понимает причину этой любви:

Зачем у вас я на примете?

Не потому ль, что в высшем свете

Теперь являться я должна;

Что муж в сраженьях изувечен.

Не потому ль, что мой позор

Теперь бы. всеми был замечен

И мог бы в обществе причесть

Вам соблазнительную честь?.

Поражает проницательность этой женщины. Она хорошо усвоила урок, данный ей Онегиным в деревне. Татьяна научилась “властвовать собой”. Ее любовь к Евгению Онегину не прошла. Татьяна усилием воли подавила в себе это чувство, но тем губительнее оно для нее. Татьяна, отдав руку мужу, никогда не изменит ему, а вернее, себе самой. Верность слову — ее принцип, и Татьяна никогда не переменит своих идеалов. Прекрасные и драматические слова, которые героиня произносит в конце романа, станут эталоном поведения русских женщин:

Я вас люблю (к чему лукавить?),

Но я другому отдана;

Я буду век ему верна.

Нельзя не заметить постоянства характера Татьяны, присущего ей с раннего детства. А когда она становится знатной дамой, то с грустью и тоской вспоминает прежнюю сельскую жизнь ". волненье света ненавидит; ей душно здесь. она мечтой стремится к жизни полевой". Любовь к Евгению Татьяна по-прежнему хранит в душе.

Для А. С. Пушкина Татьяна – идеал!

Она была нетороплива,

Не холодна, не говорлива,

Без взора наглого для всех,

Без притязаний на успех,

Без этих маленьких ужимок,

Без подражательных затей.

Все тихо, просто было в ней.

Пушкин — "истинный гений" в науке "страсти нежной" — хорошо знал женскую натуру. В его произведениях вырисовывается собирательный портрет девушки, которой он отдает предпочтение. Главные ее черты — благородство и верность супружескому долгу. Маша Троекурова, принесшая любовь в жертву святости брак, Марья Гавриловна, отказывающая всем поклонникам, потому что случай повенчал ее с неизвестным офицером, Маша Миронова, не отрекшаяся от своего опального жениха и сумевшая попасть ради его спасения к самой царице. Наконец, Татьяна, которая, по-прежнему любя Онегина, с твердостью отвечает ему:

Но я другому отдана,

И буду век ему верна.

Проходят эпохи, меняются мода, увлечения, общественные условия и законы, но всегда будут в чести те душевные качества, которые делают Татьяну Ларину и других "пушкинских девушек" милыми и привлекательными: благородство, чистота, верность.

Татьяна Ларина открыла собой галерею прекрасных образов русских женщин, нравственно безупречных, верных долгу, ищущих содержательной жизни.

Маша Миронова, героиня повести «Капитанская дочка», – воплощение гармонической ясности. Она существует для того, чтобы вносить во все свет, любовь. Это простая русская девушка "лет осьмнадцати", с самой обыкновенной внешностью: "круглолицая, румяная, со светло-русыми волосами, гладко зачесанными за уши", но за этой простотой таится настоящее нравственной богатство. В Маше столько нежности и мягкости, что трудно и предположить в ней внутреннюю твердость и решительность. В той обстановке, в которой она росла, ей неоткуда было получить ни образования, ни умственного развития. Ее речь - показатель невысокой культуры: "Я так и обмерла", "Да так. он такой насмешник. он очень мне противен", "Это меня беспокоило бы страх". Но, несмотря на это, она обладает неким нравственным чутьем и поэтому чувствует неискренность, нравственный изъян в Швабрине, который к ней сватается. А вот Петр Гринев сразу вызывает в ней симпатию и расположение, она не может не заметить его искренность и чистоту души.

Сильно привязавшись к Петру Гриневу, любя его всем сердцем, она отказывается выйти за него замуж без благословления его родителей: она по - народному, по - патриархальному верит в судьбу, не хочет начинать семейную жизнь с нарушения устоев, с обиды дорогих для нее людей. "Без их благословения не будет тебе счастия", - говорит она Гриневу. Она готова покориться "воле господней", нежели причинить кому-либо боль или страдание. В ее отношениях к людям нет ни тени эгоизма, расчета.

Робкая и скромная в обычной жизни, она проявляет стойкость, решительность и смелость в борьбе против посягательств Швабрина и в спасении Гринева. Ради спасения любимого человека, сама недавно пережившая трагедию гибели родителей, Маша совершает невозможное. Она добивается свидания с Екатериной II, от которой ждет высшей справедливости в решении вопроса о признании невиновным ее жениха Петра Гринева. Решающая для судьбы Гринева сцена свидания Маши и Екатерины II происходит в парке Царского Села - любимом парке Александра Сергеевича Пушкина.

Финал романа немного напоминает сказку, поэтому "Капитанскую дочку" можно назвать романом о чуде, которое совершается благодаря любви и вере главной героини романа - Маши Мироновой.

Маша Миронова – еще один идеал женщины, одновременно слабая и сильная, покорная и волевая, чувствительная и умная.

Образы русских женщин учат современных девушек верности избраннику, нравственной чистоте, жертвенности во имя любви.

Эти качества русской женщины особенно ярко проявились в самой страшной войне XX века, Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.

История еще не знала такого массового участия женщин в вооруженной борьбе за Родину, какое показали советские женщины в годы Великой Отечественной войны.

Одним из самых удачных и трогательных произведений военной поры является стихотворение К. Симонова «Жди меня», посвящённое любимой женщине поэта – Валентине Серовой.

Судьба этого произведения складывалась счастливо. Написанное в 1941 году, уже в феврале 1942 года, когда под ударами советских войск гитлеровцы откатились от Москвы, «Правда» опубликовала это стихотворение, завоевавшее вскоре сердца читателей. Солдаты вырезали его из газет, переписывали, сидя в окопах, заучивали наизусть и посылали в письмах женам и невестам. Его находили в нагрудных карманах раненых и убитых

Всё стихотворение читается как письмо с фронта любимой и далёкой женщине. Оно звучит как заклинание, как молитва. Ключевое слово здесь – жди, повторяющееся много раз, наводит на мысль о том, что именно от этой способности женщины в конечном итоге и зависит жизнь и победа.

Потрясающее стихотворение Симонова «Жди меня» подкупает своей искренностью. Ясно, почему на фронте оно пользовалось огромной популярностью. С одной стороны, личное и интимное, предназначенное для двоих, с другой стороны, открывающее целый мир, масштабное. Его можно читать и тихо, шёпотом, а можно громко, во весь голос. В любом случае, это будет хорошо. Именно такого не хватало на фронте, вдали от любимых и родных. Такая поэзия помогала выжить в нечеловеческих условиях, отвечала на вечные и бесконечные жизненные вопросы.

Много на земле стихотворений хороших и разных. Но «Жди меня» Симонова стоит особняком, поскольку затрагивает самые нежные струны человеческой души. Это произведение о любви, хотя это слово ни разу там не упоминается, но каждый, открывающий его для себя вновь и вновь, это понимает. И, как всякое великое искусство, оно делает человека лучше, чище и нравственно богаче.

Какова роль женщины в современном обществе?

В настоящее время женщина, чтобы добиться успеха, учится вести себя по-мужски, развивает в себе мужские качества. Конкурируя с мужчинами, женщины теряют связь со своими сильными, истинными качествами, теряют женственность. В результате женщина оказывается в мире, который неестественен для нее, поэтому возникает конфликт с обществом. Роль женщины в современном обществе заключается в том, чтобы вспомнить, что значит быть Женщиной, и привнести женские ценности в современный мир.

В существующем мире доминируют мужские ценности, мужские модели поведения, мужской взгляд на мир.

Каков он — женский мир? А если мир станет женским, чем это обернется? Абсолютно точно: не будет войн и терроризма, потому уничтожать жизнь — это противоестественно женской природе. Ее задача — созидать, охранять и взращивать жизнь.

Какие качества изначально свойственны женской природе?

Женщина — это жизненная сила и красота, это открытость, восприимчивость, игривость. Эти качества она может привносить в отношения с мужчинами, если хочет быть счастливой и иметь гармоничные отношения. А вести ее должна мудрость и любовь. Этого достаточно.

Имеет ли женщина право активно участвовать в общественной и деловой жизни наравне с мужчинами? Это прекрасно, если женщина в общественную и деловую жизнь сможет привнести женские ценности. Мир может стать добрее, светлее, в нем может быть больше понимания, сострадания, тепла, красоты.

Какую роль играет женщина в семейной жизни?

Атмосферу дома, его настроение создает женщина. И мать — это та, чей дом наполнен любовью, теплом, заботой и пониманием. Через отношения с матерью дети учатся, как справляться с эмоциональными трудностями в жизни, как любить и прощать, как выражать себя в отношениях с другими людьми, как любить себя и ценить других людей.

Красивая, независимая, состоятельная, ухоженная и роскошно одетая. А не таков ли идеал нашей современницы? Она посещает тусовки, бутики, курорты и живет в многокомнатных апартаментах. Она не бегает по магазинам, выискивая, что подешевле, на ней не виснут сопливые дети, она не приходит обессиленная с работы, чтобы стать к плите. У нее могут быть только такие профессии: актриса, модель-манекенщица, дизайнер одежды или тележурналистка. А еще она удачно вышла замуж за сказочно богатого и щедрого мужчину. По ее мнению, те, которых заклинило на семье и работе — просто клинические дуры, которые себя не любят.

Но этот идеал актуален не для всех.

Женщины все больше задумываются о своей роли в жизни страны. И не просто задумываются, а ясно дают понять окружающим, что роль эта отнюдь не второстепенная.

- Папа! Мама! К нам гости приехали! - Не успела редакционная машина остановиться у дома, где живут Николаевы, а любопытные детские носики уже прилипли к оконному стеклу.

Это о том, что звездная пара из Голливуда Анжелина Джоли и Брэд Пит, кроме родного ребенка, воспитывает еще и троих приемных, написано тысячи раз. Семья Светланы и Владимира Николаевых вниманием прессы избалована куда меньше: лишь после 5 декабря, когда Президент Российской Федерации Владимир Путин наградил их орденом Дружбы, о семейной паре из города Снежинска узнали и за пределами родной Челябинской области. Между тем, имея двоих своих детей, они взяли на воспитание еще 22 ребенка и многим из них уже открыли дорогу во взрослую жизнь. На одежном шкафу в прихожей - аккуратные таблички с детскими именами: Соня, Алина, Ян, Олег, Витя. Когда в одной квартире живут одиннадцать мальчишек и девчонок, все должно быть разложено по полочкам, иначе как отыскать свою шапочку или варежки, куртку или пальтишко в целой горе одежды? - Старшенькие уже выросли, разлетелись кто куда, - рассказывает Светлана, - первую девочку Ирочку мы взяли из детского дома еще в 1991 году, а сейчас она уже юрфак оканчивает, живет, как и многие другие, отдельно.

Чай пьем за тремя составленными в линию столами - по-другому всем места не хватило бы. Детишки хвалятся своими успехами: кто-то принес яркие акварели, кто-то - грамоты за первые места на спортивных соревнованиях, а малышка Вика при виде гостей лопочет что-то восторженное на понятном только родителям языке. Володя вспоминает начало девяностых, когда они с женой приняли решение открыть первый в городе детский дом семейного типа: «На словах все были «за». На деле нам пришлось объехать несколько детдомов, прежде чем в одном из них нам согласились отдать пятилетнюю Иру на воспитание».

В те годы вообще многое было непросто. Уже когда семья начала разрастаться за счет новых принятых на воспитание детей, власти выделили Николаевым новую квартиру и 17 соток земли. «Заросшей лесом, - уточняет Володя. - Деревья сами валили, пни корчевали. Зато сейчас у нас целое подсобное хозяйство: все фрукты-овощи свои, птицу растим, двух бычков откармливаем. Наши дети знают, как себя прокормить».

Но все же в 90-е, признаются Николаевы, им приходилось туго. Более серьезную заботу властей они ощутили лишь к началу двухтысячных: семья переехала в две объединенные крупногабаритные квартиры с отдельным входом, город купил для них микроавтобус - «газельку». Хорошо поднялись пособия на детей.

«Чтобы люди последовали нашему примеру, надо две вещи, - рассуждает глава семейства. - Во-первых, это должно быть престижно. Сейчас по телевизору довольно часто говорят: вот этот известный человек взял ребенка из детдома, еще один, третий. Конечно, такой опыт надо пропагандировать. А, во-вторых, и это, наверное, главное, семьи, которые берут на себя заботу о воспитании детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, должны быть уверены, что сумеют их обеспечить, что государство им в этом поможет».

Мужчина-отец, «образцовый глава семейства», пользующийся авторитетом в обществе, нерушимая опора института семьи, носитель родового имени и блюститель семейной чести, политически и профессионально активный, а в экономическом плане — единственный кормилец жены и детей. Женщина — супруга и «мать семейства», плодовитая и подчиненная, не занимающаяся политикой. Из рук отца она попадает под покровительство мужа, который будет с этого момента распоряжаться ее имуществом и устройством ее жизни. Эта патриархальная модель позволяет объяснить и поведение современных женщин.

В конце ноября традиционно отмечается День Матери, Матери с большой буквы. Потому что это настоящий подвиг – дать жизнь маленькому человечку и вырастить, воспитать из него настоящего, большого человека, чтобы он был человеком с большой буквы.

Материнские заслуги многих женщин нашей губернии вышли за рамки их родной семьи.

Татьяна Викторовна Соловьева, в девичестве Павлова, мама троих детей, супруга священнослужителя. Согласно православному этикету, жену священнослужителя принято называть «матушка». И это на просто теплое и красивое именование, а своего рода звание, которому нужно соответствовать – быть истинной христианкой, верной женой и сподвижницей, хорошей заботливой матерью, доброй гостеприимной хозяйкой. Тогда прихожане скажут о супруге своего батюшки: «Она - настоящая матушка».

Татьяна Викторовна - настоящая матушка. Родилась в Куйбышеве, окончила медицинское училище № 1 им. Ляпиной, после чего работала медицинской сестрой травматологического отделения МЧС № 12. в 1994 году вышла замуж за Игоря Борисовича Соловьева, с которым познакомилась в покровском соборе г. Самары. Один за другим пошли ребятишки: в 1996 году родился первый сын – Тимон, в 1998-м – дочка Даша, в 2001-м – Всеволод.

Протоирей Игорь служит в храме в честь святого мученика Иоанна Воина в Железнодорожном районе г. Самары. Под его руководством построено новое здание храма, ведется строительство храмового комплекса, в приходе действует воскресная школа, иконописная мастерская и детский хор. Татьяна Викторовна во всем помогает супругу, даря прихожанам храма частицу своей душевной теплоты и любви.

Но главный смысл и радость жизни - это их дети. Вся семья старается проводить как можно больше времени вместе. Вместе делить домашние заботы, вместе посещать храм, гулять, ходить в гости, читать, смотреть и обсуждать фильмы и многое, многое другое. В доме Соловьевых царит гармония. Каждый член семьи имеет и свои обязанности по хозяйству, и право найти занятие по душе. Старший сын Тимон ходит в радиотехнический кружок, Даша посещает изостудию и фольклорный ансамбль, а младший Всеволод занимается в развивающей группе «Росток» при школе № 37. Мама считает, что взрослые могут и должны раскрывать в детях таланты, помогать найти свое призвание, постепенно готовить их к взрослой жизни.

В этом году семья Соловьевых стала еще больше – супруги взяли на воспитание одиннадцатилетнего Диму. Мальчик был принят как родной и быстро влился в дружную семью.

В ноябре в Доме культуры г. Оградного впервые прошел областной конкурс творчества приемных семей "Приемная семья года ", который проводится в рамках областных мероприятий по улучшению положения семей в Самарской области и профилактике детской безнадзорности на 2006-2008 годы. В конкурсе приняли участие 40 приемных семей из всех городов и районов области.

Конкурс организован министерством по вопросам семьи и демографического развития Самарской области. Жюри возглавляет министр Елена Шашарина. В его составе руководители общественных организаций, представляющих интересы приемных семей.

Участники конкурса продемонстрировали свои творческие возможности в номинациях "Увлеченная семья", "Родительское счастье", "Творческая семья".

Самарская область - единственный в России регион, где большинство детей, оставшихся без попечения родителей, воспитываются в замещающих семьях (11,2 тыс. , или около 88%). Для сравнения: в детских домах и школах-интернатах - 1,4 тыс. детей.

Область была инициатором создания института приемной семьи. Все приемные дети не состоят в родстве с приемными родителями. Раньше в большинстве случаев эти дети находились в интернатных учреждениях. По данным министерства по вопросам семьи и демографического развития Самарской области, на 1 декабря в приемных семьях области воспитывалось 3119 детей (для сравнения: в России - 6,7 тыс. детей). Материальное обеспечение приемных семей, опекаемых детей осуществляется из областного бюджета. Только на эти цели ежемесячно расходуется свыше 10 миллионов рублей.

Большое внимание уделяется и духовно-нравственному воспитанию приемных детей. Для того чтобы показать достижения в воспитании детей в приемных семьях, совместную творческую деятельность детей и родителей, в губернии проводятся творческие конкурсы и фестивали.

Вот лишь некоторые из участников областного конкурса:

Приемная семья Башеевых (г. Тольятти) выступает с литературно-музыкальным попурри. Елена Сергеевна и Леонид Федорович воспитывают своих детей - Алексея (17 дет), Екатерину (16 лет) и приемную дочь Полину. Семья - постоянный участник конкурсов семейных ансамблей, лауреат районных и городских конкурсов творчества. Уникальность семьи в том, что у нее есть свои традиции, заложенные родителями, бабушкой и дедушкой. Девиз семьи: "Мы вместе по жизни шагаем и никогда и нигде не пропадем".

Приемная семья Гордеевых (Красноармейский район) представляет выставку работ резьбы по дереву. В 2001 году к двум родным дочерям Гордеевых Насте и Кате присоединился приемный сын Слава Тарасов, который приобщился и к семейному увлечению - резьбе по дереву. Их дом украшают многочисленные коллективные работы - резные полочки и подставки для цветов и книг, оригинальные рамки для картин и фотографий, украшения для интерьера.

Заключение:

Проделав данную работу, мы сделали вывод, что женщина играет самую важную роль в жизни человека, семьи и общества. Женщина – это подруга, любовь, мать, это начало всех начал. В течение столетий сложилось так, что женщине важно находиться в семье, быть с ней. В последние десятилетия семьи постоянно нуждаются в помощи государства. Недаром 2008 год объявлен годом семьи.

Проблемы российской семьи, ее целостности и благополучия будут в центре внимания государства в 2008 году. Проведение Года семьи является инициативой президента РФ в рамках масштабной государственной программы, направленной на укрепление института семьи.

Особое внимание власти страны планируют уделить социальной помощи не только детям, оставшимся без опеки взрослых, но и поддержке престарелых родителей, а также семей, попавших в трудную ситуацию, борьбе с насилием в семье.

Торжественная церемония, посвященная открытию Года семьи, прошла 24 декабря 2007 года в Кремле, а основные мероприятия развернулись по всей России во время школьных зимних каникул.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)