Бизнес  ->  Универсальное  | Автор: | Добавлено: 2015-03-23

Свойства бумаги и ее нетрадиционное использование в декоративно – прикладном искусстве

Существует несколько видов искусства: литература, музыка, изобразительное искусство, театр, кино, декоративное искусство и другие. Значение каждого искусства в том, что оно воздействует на человека своими специфическими художественными средствами и материалами: словом, звуком, движением, красками, природными материалами. Оригами, как один из видов декоративно-прикладного искусства, которое воздействует на человека моделированием из бумаги. Бумага дает возможность человеку проявить свою индивидуальность, воплотить замыслы, ощутить радость творчества!

Попутешествуйте вместе со мной по бумажному миру и вы откроете для себя древние фигурки оригами, восхититесь красотой и изяществом силуэтов. Узнаете историю старинных вырезок и плетенок. Оказывается из бумаги можно не только складывать несложные фигурки, но и плести картины, конструировать объемные модели

«Свойства бумаги и ее нетрадиционное применение в декоративно-прикладном искусстве» - это тема моей творческо-исследовательской работы.

Бумага! Толстая и тонкая, белая и цветная, газетная и альбомная. Мы встречаемся с ней каждый день дома, когда пишем письмо или читаем книгу, в магазине, когда нам упаковывают покупки, в транспорте, когда оплачиваем проезд на автобусе и нам дают билет. Мы привыкли к ней и не задумываемся о том, что было время, когда бумаги не было, и для выражения своих мыслей и чувств человек должен был выцарапывать острым камнем или рисовать на скалах и стенах пещер различные узоры, сцены своего быта и охоты.

Бумага! Такой привычный и необходимый для нас материал является одним из величайших изобретений человечества наряду с колесом, компасом и компьютером. С момента ее изобретения бумага стала активным средством общения людей.

Изобретению бумаги предшествовали тысячелетия поисков материала, пригодного для передачи знаний и опыта. Сначала таким материалом служил камень. Затем появились глиняные таблички. На подготовленных тонких кирпичиках из сырой глины выдавливали палочками особые знаки – иероглифы. Это было значительно легче, чем высекать или вырезать на камне. Затем кирпичики обжигали, и они становились твердыми, но довольно хрупкими. Такие плитки-письма можно было уже пересылать на большие расстояния.

Однако человек не перестал искать более удобные и легкие материалы для письма.

Так появились деревянные таблички, которые покрывали воском. Записи на таких табличках делались специальной палочкой, один конец которой был заострен для письма, а на другом конце была лопаточка, чтобы затирать воск в случае ошибки.

Но в разных странах применялось и разное дерево, в Китае, например, выжигали письмена – иероглифы на бамбуке или его коре. В Новгороде писали на бересте, и сегодня археологи при раскопках находят многочисленные берестяные письма и долговые расписки. В Древнем Египте использовали для письма папирус, произраставший вдоль русла Нила. Из стеблей этого растения изготовляли писчий материал. Записи, сделанные на папирусах, сохранились до сих пор.

Во II веке до н. э. в городе Пергаме начали изготавливать новый материал для письма, который, по имени города, получил название «пергамент». Это была очень тонкая, прочная и дорогая, специально выделенная кожа, на которой делались важные записи. Этот материал служил людям на протяжении многих столетий. Кстати, это название сохранилось до наших дней, только теперь так называют жиронепроницаемую бумагу, используемую для упаковки и других технических целей.

На Руси пергамент стали выделывать в XV веке для государственных грамот, законов и особо ценных книг и записей. Пергамент ступил свое место только бумаге, которую, как считается, изобрели во II веке в Китае.

Китайцы долго держали в секрете рецепт получения бумаги, чтобы сохранить монополию на ее изготовление и выгодно торговать с соседними странами. Но вскоре технологией производства бумаги овладели в Индии и в странах Индокитая. В этих странах научились делать бумагу из различных тряпок, парусов, сетей и канатов, а в Японии использовали кору деревьев, и особенно кору шелковицы, и вскоре японская бумага намного превзошла по качеству китайскую, которую изготавливали из бамбуковых стеблей.

Не отставали в поисках лучших технологии производства бумаги и арабы. Они использовали смоченные водой тряпки, растирая их между вращающимися мельничными жерновами, усовершенствовав таким образом сам процесс ручного изготовления бумаги, который применяли китайцы.

Бумаги во всем мире стало много. Арабские халифы начали создавать огромные библиотеки. В Китае и в Японии из бумаги стали делать предметы для религиозных обрядов, амулеты, украшения, ширмы, а прозрачную бумагу даже вставляли в окна вместо стекол.

В Европе бумагу стали производить только с XII века, сначала в Италии, а затем во Франции, Англии, Голландии и Германии. В Россию бумага ввозилась из Франции и Голландии. Свое производство бумаги началось только в XVI веке, на возведенной недалеко от Москвы, в селе Ивантеевка, бумажной мельнице. Вторая и третья мельницы, на смену сгоревшей первой, были построены в конце XVII века. Одна из них была выстроена на реке Пахре, по указу патриархата Никона, а вторая – на реке Яузе. Но бумаги на них производилось мало, и все равно большую часть приходилось ввозить. Лишь только при Петре I были построены бумажные мельницы европейского образца. В 1716 году в Красном Селе, под Петербургом, открылась бумажная мануфактура, а через четыре года бумажная мельница появилась и в самом Петербурге. В XVII веке в России работало всего 20 крупных бумажных фабрик, а к началу XIX века их стало уже 88. Затем появились бумагоделательные машины, что резко увеличило производство бумаги. И по решению царского правительства ввоз бумаги из других стран прекратился.

Изготовление бумаги – сложный процесс. Сейчас, в отличие от прошлого, бумагу в основном делают из хвойных пород деревьев, хотя сырьем для приготовления бумажной массы может служить макулатура: старые книги, журналы, газеты и тряпье. Принимая во внимание необходимость защиты окружающей природы и катастрофическое сокращение хвойных лесов, ученые создают новые технологии и ищут новые синтетические материалы для производства бумаги. (Кстати, 1 тонна макулатуры спасает от вырубки около 4 кубических метров древесины).

§ 2. Виды и свойства бумаги

Бумага бывает самая разнообразная. Она различается по толщине, цвету, качеству и размерам. Бумагу нужно подбирать определенного типа и цвета в зависимости от того, что вы собираетесь делать и каким способом. Она обладает такими свойствами, как: сгибается, режется, склеивается, намокает. Разделим бумагу по типам и сортам.

Газеты рассчитаны на кратковременное использование. Газеты непрочны и для конструирования применяются очень ограниченно. Из них можно делать разовые поделки, например, шапочки. А еще из газеты можно делать пробные образцы будущих изделий.

Бумага для печатания книг и журналов, обложек подразделяется на типографскую, нотную, литографную и т. д. Такая бумага в магазинах не продается. Но для поделок можно использовать старые журналы. Эта бумага гладкая и прочная. Она не деформируется, если ее намочить, а затем высушить, поэтому из нее можно складывать игрушки: лодочки, парусники.

Писчая, почтовая бумага, бумага для ксерокса – наиболее высококачественная бумага. Хорошо поддается обработке: легко складывается, хорошо окрашивается. Она применяется во всех видах конструирования и вырезания.

Бумага чертежно-рисовальная, эстампная выпускается как высшего качества, так и обыкновенная. Такую бумагу можно использовать в объемной пластике, для вырезания и плетения, а также как основу композиций.

Калька – это прозрачная или полупрозрачная бумага, пропитанная воском и маслом. Ее можно использовать для изготовления крыльев бабочек, стрекоз, жуков, игрушечные фонарики. Она хорошо сочетается с цветной фольгой и другими типами бумаг.

Упаковочная и оберточная бумага бывает с тисненым рисунком, текстом, фирменным знаком. Она различается по плотности, текстуре и составу. Ее используют в объемной пластике, в плетении, в аппликации.

Цветная глянцевая бумага имеет блестящую поверхность разных тонов и оттенков. Применяется для всех видов поделок и вырезания, так как не только хорошо складывается, но и прекрасно режется.

Золотистая и серебристая бумага применяется как упаковочная для кондитерских изделий (конфет, печенья) и сувениров. Использовать ее лучше для художественного вырезания и создания елочных украшений.

Мраморная бумага отличается от глянцевой только наличием на ней рисунка, имитирующего мраморную поверхность. Используется в объемной пластике.

Шагреневая бумага, помимо специальной обработки, подвергается еще и тиснению, придающему ей вид кожи. Эта бумага плохо складывается, сгибы получаются нечеткими, быстро распрямляющимися. Этот вид бумаги можно применять лишь для создания фона в декоративных композициях.

Бархатная бумага представляет собой плотную (типа очень тонкого картона) серую бумагу, покрытую с лицевой стороны мелкими ворсинками, придающими ей сходство с бархатом. Бывает самых различных цветов. Она прекрасно подходит для вырезания, аппликации, бумагопластики. Часто используется в качестве фона декоративных композиций.

Бумага самоклеющаяся может иметь как глянцевую, так и матовую лицевую поверхность. С другой стороны на эту бумагу нанесен особый клеящий состав, защищенный специальной бумагой. Для приклеивания к любой поверхности – бумаге, пластику, дереву, стеклу или металлу – необходимо аккуратно отсоединить закрывающий клеевую поверхность слой бумаги и прижать к основе. Она бывает различных цветов, ширина листов обычно один метр. Бумага удобна для работы и долговечна. , она почти не рвется, поэтому из не вырезать рисунки с необычайно тонкими линиями.

Копировальная бумага предназначена для точного копирования рисунков.

Обойная бумага с рисунками или рельефной поверхностью может быть использована для крупных поделок или служить фоном в декоративных композициях.

Картон применяется в основном для художественного конструирования. Обычно выбирают тонкий разноцветный картон. При его сгибании надо быть особенно внимательным, так как согнуть картон можно только один раз. На картон можно наклеивать цветную бумагу, создавая различные композиции и плоскостные панно.

Бумага реактивная и впитывающая (фильтровальная, промокательная, пергаментная, креповая, папирусная) отличается наличием особых свойств, мягкостью, пушистостью, нежными цветовыми оттенками. Из такой бумаги прекрасно получаются цветы, птицы, крылья насекомых. Часто ее применяют для карнавальных костюмов. Но впитывающая бумага имеет большой недостаток – она быстро намокает, легко рвется, при складывании плохо держит сгиб.

§ 3. Опыты и наблюдения по изучению свойств бумаги

1. Изучение строения бумаги.

а/ Рассмотрите бумагу на свет. Вы увидите светлые участки и сгущения. Это происходит из-за неравномерного распределения волокон бумажной массы. В бумаге низкого качеств (оберточной, пакетной) присутствуют механические примеси.

б/ Если рассмотреть оборванный край листа бумаги на свет или через лупу, то можно увидеть мельчайшие волоконца на месте обрыва.

в/ Разорвем лист бумаги, сложенный пополам и проглаженный. Мы заметим, что бумага легко рвется по проглаженной линии, так как в этом месте прочность бумаги понизилась: волокна от проглаживания прогнулись и частично сломались.

г/ Согнем лист толстой бумаги в любом направлении. Линия сгиба будет неровной, с заломами. Если провести на таком же листе бумаги линию по линейке тупым концом ножниц и согнуть лист по намеченной линии, то заметим, что бумага легко и ровно сгибается.

2. Определение направления волокон бумаги.

а/ Оторвем несколько полосок бумаги сверху вниз. Повернем лист бумаги в любую сторону на 90º и снова оторвем несколько полосок сверху вниз. Мы заметим, что в первом случае удается оторвать ровные полоски – волокна находятся вдоль листа, в другом – линия отрыва неровная, значит волокна находятся поперек листа.

б/ Отрежем две одинаковые по длине и ширине полоски от горизонтальной и вертикальной сторон одного листа бумаги. Возьмем обе полоски за один конец и подержим вверх. Заметим, что одна полоска прогибается слегка – она отрезана со стороны продольного расположения волокон, другая прогибается сильнее – она отрезана со стороны поперечного направления.

в/ Проведем мокрой кистью по краям бумажного листа. Увидим, что с одного края бумага свернется равномерно, значит волокна располагаются вдоль, а с другой- край станет волнистым – волокна располагаются поперек.

г/ Вырежем из бумаги круг, смочим края мокрой кисточкой. Заметим, что бумага скручивается со стороны продольного расположения волокон.

3. Изучение различных свойств бумаги.

а/ Разрежем лист бумаги пополам, смочим половинку водой, попытаемся порвать обе половинки. Заметим, что мокрая бумага легко рвется, так как потеряла прочность, сухая же сохранила ее.

7 б/ Если капнуть воду на промокательную, писчую, газетную бумагу и проследить, как будет впитываться она, то увидим, что вода плохо впитывается в бумагу лучших сортов (писчую).

в/ Свернем бумагу в трубочку, перевяжем ее и оставим в сухом месте. Через день снимем повязку и увидим, что бумага сохранила приданную ей форму, так как понизилась влажность, и волокна потеряли свою гибкость.

г/ Оставим по одному экземпляру от нескольких парных образцов разной бумаги на 10 дней на освещенном месте. Другие экземпляры спрячем в конверт. Заметим. Что по истечении намеченного срока бумага, оставленная на свету, пожелтела и выцвела.

Выводы: 1. Бумага состоит из волокон бумажной массы, легче сгибается тонкая бумага, она легко рвется.

2. Легче работать с бумагой, если ее волокна расположены вдоль листа; она не теряет своей формы и легче сгибается.

3. Бумага легко впитывает влагу, при этом теряет свою прочность; на свету она теряет свой цвет; в сухом месте бумага лучше сохраняет свою форму.

Результаты изучения свойств бумаги используются при выполнении практических работ.

§ 4. Использование бумаги

В наши дни бумага стала универсальным материалом. Ее используют не только для издания книг, журналов и газет. На ней печатают открытки и альбомы, рисуют карандашом и акварелью, используют в медицине, электро – и радиотехнике, разных видах промышленности. Из бумаги делают скатерти и простыни, одноразовую посуду и носовые платки, мешки и упаковку для продуктов, и многое другое. Прогресс науки и новые технологические решения позволяют создавать новые виды бумаги, с заранее заданными свойствами. После специальной обработки из бумаги получают замечательные отделочные материалы: обои или бумажно-слоистый пластик, имитирующий текстуру ценных пород дерева, поделочные камни (мрамор, яшму, малахит). Таким пластиком отделывают магазины, учреждения, пассажирские вагоны, мебель. Для изготовления радиодеталей производят бумагу, которая в 10 раз тоньше человеческого волоса! Заменяя естественные волокна синтетическими, получают особо прочную, водостойкую бумагу. Из такой бумаги делают денежные купюры, географические карты, киноэкраны и т. п. Используя бумагу для письма и рисования, люди не могли не обратить внимание на

8 особые свойства. Оказалось, что, просто складывая чистый лист бумаги, можно получить удивительные фигурки и предметы, а если взять ножницы или острый нож, то из нее выйдет отличный орнамент. Так зародилось искусство оригами и вырезание из бумаги.

§ 5. История возникновения оригами

Оригами долго существовало в Японии и стало неотъемлемой частью ее культуры. Поэтому нельзя изучать это искусство, ничего не зная об истории, традициях и нравах народа, которому оно принадлежало сотни лет. История и развитие искусства оригами неразрывно связано с появлением и распространением бумаги. В III в. бумага «двинулась» к берегам Японии через Корею. Этому способствовали отношения двух государств. На рубеже VI в. из Кореи прибыли двое ученых – Акити и Вани, последний привез с собой несколько китайских и корейских книг. По японской традиции, он считается первым, кто познакомил страну с китайской письменностью. Но еще долго письменность в Японии не имела широкого распространения.

Молодая японская государственность складывалась под сильным влиянием Китая. Оно проявлялось во всем: в территориальном устройстве, в системе правительственного аппарата, в законодательстве. Континентальная культура вообще прочно вошла в духовную и материальную жизнь японцев. Естественно, что японские бумагоизготовители наиболее часто использовали традиционные технологии, пришедшие из Китая. Но с конца второй половины VIII в. стала развиваться и японская технология производства бумаги – «нагашизуки». Бумага, сделанная по этой технологии, была названа «Васи» - «японская бумага». Она заняла ведущее место благодаря своему уникальному качеству. Эта бумага необыкновенно прочна и выдерживает несколько тысяч сгибов. Эту бумагу делали вручную. Выпускалась бумага разных сортов и различных свойств: для каллиграфии, конвертов и писем, сумок и зонтиков, фонарей и ширм.

Первыми изготовителями бумаги были крестьяне. Летом они занимались сельскохозяйственными работами, а зимой большая их часть переключалась на выработку бумаги. Первая японская бумага была в основном очень высокого качества. Бумага, сделанная зимой, была более красива на вид и приятна на ощупь благодаря холоду, который предохранял волокна луба (сырье для производства бумаги) от порчи. При изготовлении бумаги химические реактивы не применялись, их заменяли добавки из овощных культур.

Самое ранее известное нам использование оригами в религиозных целях в Японии связано с каташиро, которым с древних времен пользовались в церемониях. Каташиро

9 вырезан из специально (святой) бумаги и служит в ритуальном очищении обрядов синтоистов для изгнания нечистой силы. По представлениям синтоистов, каташиро вбирает в себя все злое, после чего его сжигают. Элементы каташиро можно встретить сейчас в вырезанных бумажных фигурках, которые используются в различных церемониях, а также в бумажных куколках, создаваемых в Японии по случаю мартовского Кукольного фестиваля.

Зачатки оригами можно найти и в гохей (ее называют также шиде, нигите, нуса, митегура). Это палочка, отделанная узкими бумажными или полотняными лентами, которые особым образом вырезаны и сложены. Гохей используется священнослужителями при проведении обрядов. Палочками гохей взмахивают над головами верующих – это жест очищения от зла. Для изготовления гохей обычно берут белую бумагу, но иногда используют золотистую и серебристую.

Оригами играло важную роль в светской жизни японцев. Существует много вариантов складывания оберточной бумаги для подарков, которые дарят в особых случаях. Для свадеб и похорон используют специальную бумагу с орнаментами (например, с бабочками в виде женщин и мужчин), которые украшают так называемые сэйке. Складывание бумаги было важной частью японского фольклорного ритуала, например, оно используется, когда делают ноши. Это декоративно сложенная бумага с полоской сухого аболона внутри (элемента заворачивания подарка). Аболон – разновидность больших морских устриц, обитающих в прибрежных водах Японии. В настоящее время аболон в оригами заменяется на свернутую бумагу такой же формы – это вытянутый шестиугольник, сложенный из квадратного листа бумаги. Сделанная фигурка завязывается золотыми и серебряными или красными и белыми веревочками.

Оригами как форма развлечения не практиковалась в древние времена, когда бумага была дефицитом и, следовательно, очень ценилась. Сейчас в оригами используются только небольшие надрезы. Современное оригами отличается от вырезания из бумаги, бумажной архитектуры и кумигами (собирания бумаги). Очертания орнамента оригами, называемого кусаки хана цуцуми, вышиты на некоторых театральных костюмах. Фигурки оригами, особенно журавлик, часто используется в украшениях костюмов и мебели.

В Японии известно несколько типов оригами. Возникли они в разные времена.

Мизухики

В Японии издавна красиво упакованные подарки завязывают с помощью специальных тонких и жестких веревочек. Их используют, с одной стороны, для

10 закрепления упаковки, а с другой – для придания ей декоративности. Помимо этого, мизухики в Японии имеют и важное символическое значение – они предохраняют подарок от проникновения в него через упаковку нечистой силы. Продаются мизухики в виде прямых пучков, напоминающих по форме струны, определенную жесткость которым придает крахмал. Эту упругость теряется после завязывания мизухики в узлы. Поэтому они могут быть использованы только один раз – после развязывания они теряют свой исходный внешний вид и упругость.

Об истории появления мизухики в Японии известно следующее. В начале VII века японский дипломат Оно н'о Имоко, главный представитель посольства Японии в Китае, вернулся на родину ко двору императора с многочисленными подарками. Все подарки были завязаны с помощью белых и красных веревочек, изготовленных из скрученной бумаги. Такие завязки в Японии получили название койори.

Постепенно технология их изготовления в Японии развивалась. Считается, что именно они и лежали в основе зарождения традиции мизухики.

Веревочки для мизухики изготавливают из различных видов бумаги Васи. Бумагу нарезают тонкими полосками шириной от 0,6 см до 1см и скручивают их в тонкую веревку. Традиционно эти веревочки замачивали в воде, оставшейся после промывания риса (она содержит рисовый крахмал, придающий веревкам жесткость). Затем их вынимали из воды, промачивали и выкладывали сушить на солнце. В наши дни веревки для мизухики изготавливают промышленным способом с помощью машин. Наборы таких веревочек можно купить во многих магазинах мира, торгующих бумагой и канцелярскими товарами.

Носи-аваби

Уже в IX веке в Японии было принято делать подношение богам в виде тонких длинных полосок высушенного китового мяса или рыбы, завернутых в чистую белую и красную бумагу. Эти необычные упаковки назывались «носи-аваби». Такой вид оформления подношения символизировал чистоту помыслов дарящего. В наши дни отголоском этого старинного японского обычая является манера заворачивать палочки для еды, поздравления, а также предназначенные в качестве подарка денежные купюры, в определенным образом сложенный бумажный конвертик («носи-дзуцуми»).

Хина Мацури

Так в Японии назывался праздник для девочек, который ежегодно отмечался во всей стране в третий день третьего месяца года (3марта), когда начинают цвести

11 некоторые деревья. Много веков назад в это время в японских деревнях и поселках совершался ритуал очищения от невзгод и болезней. Для этого из бумаги, которая тогда уже была распространенным материалом, делали символические фигурки людей. Ими проводили по телу, как бы передавая кукле всю скверну плоти, и затем бросали их в ручей или реку, чтобы вода унесла прочь целиком. Для того чтобы придать бумаге необходимую податливость, места очередных, наиболее трудных для выполнения сгибов делают слегка влажными с помощью смоченной в воде губки, которая должна быть едва влажной. Сама бумага не должна быть слишком тонкой. Из доступных, имеющихся в продаже видов бумаги для этого метода лучше всего подходит бумага для рисования пастелью. С помощью мокрого складывания оригами можно придать природную живость форм. Также чтобы заставить бумагу четко держать форму можно использовать фольгу.

Кусудамы

Одни из самых древних и декоративных традиционных японских изделий в технике оригами. Они представляют собой разнообразные шары, состоящие из собранных вместе бумажных цветов, розеток или бумажных деталей другой формы. Такие отдельные детали часто называют модулями. Что же означает само слова «кусудама»? «Кусури» в переводе с японского – «лекарство», «тама» - «шар». Следовательно, слово «кусудама» можно перевести как «лекарственный шар» Оказывается, изначально кусудамы использовались японцами во время синтоистских религиозных мистерий кугара. Так назывались ритуалы, сложившиеся на основе солнечного магического культа. Солнце при этом символизировали ярко-красные шары, поверхность которых создавались головками плотно прижатых друг к другу бумажных гвоздик. Шары располагались по углам четырехугольной площадки. Из шаров в разные стороны торчали многометровые шесты с нанизанными на них цветами. И сегодня ни один японский праздник на улице, в храме, в доме не обходится без кусудам. Для кого-то они просто украшение, а кто-то придает им магический смысл. Такой шар можно повесить над постелью больного и зарядиться положительной энергией, поднеся к нему ладони.

Изготовление кусудам требует несколько большего времени, чем фигурок, сложенных только из одного квадрата – ведь для выполнения некоторых шаров требуется десятки модулей. Такую работу быстрее проделать сообща. Получив в подарок подобную работу, захворавший человек поневоле будет воспринимать ее как символ коллективного пожелания скорейшего выздоровления. Кусудамы могут послужить и прекрасным украшением к любому интерьеру. Кусудамы подвешивают на нитку, шнурок или тонкую цветную веревочку к потолку или лампе. Снизу для украшения можно прикрепить кисточку, которая делается из цветных нитей.

§6. Техника складывания

Отрабатывая технику складывания различных элементов изделий оригами, следует обратить особое внимание на правильное выполнение сгибов. Они должны быть практически «острыми» и слои бумаги в них должны плотно прилегать друг к другу. В противном случае при наложении сгибов друг на друга в последующих операциях происходит смещение элементов и невозможно проверить «остроту» всех сгибов. При отработке сгибов для получения головы, клюва, лапы, хвоста следует обратить внимание, на часть кого (животного или птицы) похоже то, что получилось во время складывания. Это поможет выполнить изделие по схемам, а также разрабатывать собственные модели. При отработке техники складывания симметричных сгибов (выполнение ног, клюва, элементов цветов) сгибаемые стороны не следует плотно состыковывать друг с другом, так как при последующих операциях они могут «налезать» друг на друга и портить внешний вид изделия. При грубых ошибках такого рода изделие сложить иногда невозможно.

Обучение искусству оригами необходимо начинать не только с отдельных элементов изделий, но и с базовых форм. Из базовых форм можно сделать множество фигурок как плоских, так и объемных. Некоторые являются промежуточным этапом при выполнении более сложных баз. Например, из базы «Квадрат» можно сделать базовые формы «Журавлик», «Лягушка»; а из базы «Двери» - форму «Катамаран», «Свинья».

Из базовой формы «Журавлик» можно сложить: лошадь, журавлика, аиста, слона, корову, северного оленя, мартышку, ворону, кузнечика, стрекозу, звезду и другие фигурки.

Из базовой формы «Шляпа» можно сложить: гориллу, сомбреро, лягушку, морскую черепаху, цветы, ракету и т. д.

К базовым формам можно отнести и модули, которые служат основой для изготовления не только геометрических фигур, но и фигурок животных, птиц, цветов. В основном их скрепляют без помощи клея, для этой цели в модулях есть различные сочетания карманов и клапанов.

В искусстве оригами сложился определенный набор условных знаков, необходимых для того, чтобы зарисовать схему складывания даже самого сложного изделия. Большая часть условных знаков была введена в практику складывания еще в середине XX века известным японским мастером Акирой Йошизава. Все обозначения в оригами можно разделить на стрелки, линии и знаки. По-разному их сочетая, можно показать, как выполнить любое действие с бумагой

§7. Бумага в декоративно - прикладном искусстве.

Жатая бумага

Практически во всех фигурках оригами линии сгиба образуют определенный и определяемый узор («паттерн»). Что же произойдет с бумагой, если линий сгибов станет очень много и они будут пересекаться случайным образом? Достаточно скомкать лист, а потом его развернуть. Разумеется, определенную фигурку таким образом не получить. Однако при дальнейшем увеличении количества намеченных сгибов, количество сгибов на поверхности бумаги начинает создавать новое качество. Жатая бумага становится «растяжимой» и принимает любые формы! Для того, чтобы убедиться в этом, возьмем квадрат или лист не слишком жесткой бумаги и скомкаем его, сжимая в руках как можно сильнее. Затем слегка расправьте так, чтобы получился наполовину расправленный бумажный комочек. Скомкайте его еще раз – это добавит новые складки к уже существующим. Снова слегка расправьте и снова скомкайте. Теперь попробуйте, слегка расправив комок, «налепить» его себе на нос или на ухо. Как следует обожмите жатую бумагу руками, с усилием прижимая ее к коже. После такой процедуры она сохранит соответствующий отпечаток! Если взять для работы большой лист тонкой бумаги и скомкать его описанным выше способом, то из получившейся заготовки можно соорудить оригинальную шляпку!

Железные модели

Различные попытки придать столь недолговечным фигуркам оригами большую прочность и тем самым продлить век их жизни предпринимались неоднократно. Возможным решением может быть пропитка сложенных фигурок эпоксидным клеем или жидкой глиной (фосфором) с последующими сушкой и обжигом. Свой метод придания прочности оригами предложил художник из Саратова Владимир Чернов. Он начал складывать не бумагу, а листы жести. В целом такое направлении развития оригами представляется чрезвычайно интересным, способным придать оригами функции городской скульптуры.

Керамика

Любопытный метод разработали японские технологи для придания оригами прочности.

Фигурки складываются из специальной волокнистой бумаги, напоминающей по структуре обычную промокашку. Разница лишь в том, что такая бумага хорошо держит складки и не раскисает пи смачивании. Готовые моде смачивают водой, содержащей известь глины. После просушки фигурки обжигают. При этом их бумажная основа выгорает, а глина спекается в твердую корку. Так получаются прочные керамические оригами.

Маски – отдельная и непростая тема в оригами. Работая над фигурками подобного рода, мастер должен добиться, чтобы его бумажная модель ярко отражала черты изображаемого персонажа или даже личности. При этом использовать прием мокрого складывания.

В Японии уже в XI веке монахи во время эзотерических ритуальных церемоний используют камико – нижние одеяния из бумаги. До сих пор монахи монастыря Нигатсу в окрестностях города Нары надевают бумажные кимоно на праздник Омицутори. К этим белым непорочным одеждам запрещено прикасаться женщинам.

В нашей европейской жизни мы сталкиваемся со складыванием ткани во время пеленания младенцев и при повязывании платков. Некоторые современные дизайнеры одежды успешно используют приемы оригами для создания декоративных элементов своих коллекций. В домашних условиях из бумаги без особого риска можно соорудить настоящий костюм.

Открытки

Оригами предоставляет прекрасные возможности для декоративного оформления авторских открыток. Для их изготовления надо совсем немного: плотная бумага (подойдет обычный ватман, картон, но можно выбрать и любую цветную бумагу), фломастеры. Из цветной бумаги складываются несложные орнаменты или отдельные фигурки оригами, которые крепятся на лицевую или внутреннюю стороны открытки.

Заключение

Воспринимать оригами как искусство, возможно только имея тонкий вкус. Трудно понять это искусство, не занимаясь рисунком, лепкой, икебаной. Живописцу требуется холст, скульптору необходимо пространство, для оригами нужен только лист бумаги. Но в листе бумаги заложены бесчисленные возможности.

В данной работе мы исходили из предположения, что бумага- это не просто складывание фигурок, а декоративный материал с нетрадиционными возможностями в прикладном искусстве.

Так же мы в данной работе раскрыли историю возникновения искусства оригами, описали его виды и технологию складывания. Провели опыты и наблюдения по изучению свойств бумаги, результаты которых применяли в своей практической работе.

Практическая значимость нашей работы определяется возможностью использовать материал на уроках трудового обучения. Художественная ценность заключается в использовании оригами в оформлении интерьера школы, квартиры, детских садов и других учреждений элементами витража и оформления воздушного пространства. Так же данный материал может быть использован «Модным классом» для создания новой коллекции весенней одежды. Ребята могут создать для себя новогодние костюмы или маски.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)