Культура  ->  Музыка  | Автор: | Добавлено: 2015-03-23

История возникновения и развития музыкотерапии – науки о лечебных свойствах музыки

Мы живем в новом тысячелетии, оставляя за собой эпоху, когда врачи диагностировали болезнь и предписывали лечение, а пациенты механически повиновались им. В настоящее время человек способен использовать музыку для того, чтобы стать чувствительнее к ритмам своего организма.

Музыка – одно из видов искусства, которое отражает жизнь звуками. Она трудно поддается словесному описанию.

Музыка – это специфический вид искусства, который передает переживания человека. И как уже неоднократно доказано, что воздействие музыки на человека многогранно.

Данная работа является попыткой раскрыть и объяснить особенности реакции человеческого организма на определённые звуковые раздражители. Многие люди, слушая музыку различных стилей и жанров, даже не задумываются о её влиянии на их психику и поведение.

Обратиться к изучению темы меня заставили наблюдения за одноклассниками и другими людьми.

Я стал изучать историю вопроса и установил, что музыкотерапия существует в двух основных формах: активной и рецептивной.

Активная музыкотерапия представляет собой терапевтически направленную, активную музыкальную деятельность: воспроизведение, фантазирование, импровизацию с помощью человеческого голоса и выбранных музыкальных инструментов.

Музыку с давних пор используют как средство предупреждения и снятия усталости, утомления, а также для повышенной работоспособности человека.

Слово «музыка» происходит от греческого корня «мюзе». Специалисты по мифологии утверждают, что девять муз - небесных сестер, правящих пением, поэзией, искусством и наукой, были рождены от Зевса и Мнемозины - богини памяти. Следовательно, музыка - это дитя естественной любви, обладающая грацией, красотой и необычными целебными свойствами, которые неразрывно и изначальносвязаны с божественным порядком и памятью о нашей сути и судьбе.

Терапия – в переводе с греческого «лечение». Таким образом, термин «музыкотерапия» обозначает использование музыки в целях восстановления и укрепления здоровья.

О лечебных свойствах музыки китайские мудрецы писали еще до нашей эры. «Музыка - источник радости мудрых людей, она способна вызывать в народе хорошие мысли, она глубоко проникает в его сознание и легко изменяет нравы и обычаи», - сказал Сюньцзы. Выдающийся врач всех времен и народов Авиценна еще тысячу лет назад лечил запахами, смехом и музыкой больных нервными и психическими заболеваниями.

Древняя китайская теория музыки ориентировалась на пятиступенный звукоряд, который отождествлял ноту с одним из пяти элементов (огнем, водой, деревом, землей и металлом). На протяжении всей древнекитайской истории многие целители использовали соответствие пяти музыкальных элементов пяти внутренним органам (сердце, печень, почки, легкие, селезенка) в качестве основы для лечения болезней с помощью музыкальной терапии.

О том, что определенные мелодии способны влиять на душевное и физическое состояние человека, хорошо знали в Древней Греции, в Риме. Пифагор применял музыку во время занятий математикой, так как считал, что она благотворно влияет на интеллект. Аристотель считал музыку средством не только лечения, но и очищения души. Платон считал музыку главным средством воспитания гармонической личности. Аристотель утверждал, что музыка способна оказывать воздействие на этическую сторону души. В 3 в. до н. э. в Парфянском царстве был выстроен медицинский центр. Здесь лечили музыкой от тоски и душевных переживаний.

В Европе упоминание об этом относится к началу XIX века, когда французский психиатр Эскироль стал вводить музыкотерапию в психиатрические учреждения.

В XX веке, особенно во второй его половине, музыкальная терапия как независимая дисциплина стала широко практиковаться в различных странах Европы. Первые научные работы, исследующие механизм воздействия музыки на человека, появились в конце XIX, начале XX века. Во второй половине XX века интерес к музыкальной терапии и механизму её воздействия существенно возрос. По-видимому, это можно объяснить научно-техническим прогрессом, позволившим изучать физиологические реакции, возникающие в организме в ответ на музыкально-терапевтическое воздействие, на новом, более высоком уровне. Вместе с тем этот интерес обусловлен возможностью использования музыки в качестве одного из средств для снятия усталости, утомления, а также для повышенной работоспособности человека, в том числе в условиях космических полётов человека.

Современные исследования в области музыкотерапии развиваются по нескольким направлениям:

1. изучение художественно-эстетических закономерностей музыкального восприятия осуществляются в эстетических и музыкально-теоретических работах Асафьева Б. В. ;

2. психофизиологические аспекты музыкотерапии изучаются в работах психологов и физиологов В. М. Бехтерева , И. М. Догель , И. М. Сеченова, И. Р. Тарханова и др.

Воздействие музыкой влияет не только на ЦНС, но и на функции других жизненно важных физиологических систем: сердечнососудистой, мышечной, пищеварительной. Так, И. М. Догель и И. М. Сеченов отмечали стимулирующее воздействие маршевой музыки на мышечную работоспособность уставших солдат. И. Р. Тарханов своими оригинальными исследованиями показал, что мелодии, доставляющие человеку радость, замедляют пульс, увеличивают силу сердечных сокращений, способствуют расширению сосудов и нормализации артериального давления, а раздражающая музыка даёт прямо противоположный эффект.

Современные исследования показали, что возможности применения музыкотерапии в лечебно-профилактической медицине достаточно широки и могут включать в себя разнообразные программы:

• для снятия стресса и облегчения боли у взрослых и детей;

• для повышения резервных возможностей организма человека;

• для больных бронхиальной астмой;

• для взрослых с отклонениями в развитии;

• для детей, страдающих нарушениями речи и отстающих в развитии.

Музыкальная терапия как независимая дисциплина широко практикуется в США. В 1998 году была создана Американская музыкальная терапевтическая ассоциация (АМТА), задача которой заключается в распространении знаний и ценности терапевтического воздействия музыки среди широких кругов американцев. Сфера применения методов арттерапии постоянно расширяется в Австралии, Японии, Новой Зеландии, Южной Америке и других странах.

История развития музыкотерапии в нашей стране не столь богата, но все же и у нас имеются свои достижения в этой области. В настоящее время в Московском институте традиционной медицины и музыкотерапии при участии Центра восстановительной медицины и курортологии Минздрава РФ и Московской медицинской академии им. И. М. Сеченова подготовлена учебная программа по клинической музыкотерапии и с 1999 года ведется регулярная подготовка профессиональных музыкотерапевтов.

Наиболее известным российским музыкотерапевтом по праву считается Сергей Ваганович Шушарджан. Сергей Ваганович – поистине уникальная личность, доктор медицинских наук, в совершенстве владеющий методиками Западной и Восточной медицины, и одновременно оперный певец международного класса, наделенный природой редким по красоте и тембру баритоном. И наряду с этим 23 года непрерывной врачебной и научно-исследовательской деятельности.

Интересную модель оздоровления детей с помощью музыки предложил в 1997 году Михаил Львович Лазарев – заведующий детской лабораторией Московского института восстановительной медицины, национальный координатор Российского отделения Европейской сети школ формирования здоровья. В созданной им программе для дошкольников и младших школьников «Познай себя» ребенок приобретает «духовный опыт», связанный со здоровьем (режим дня, эмоции и чувства, простейшие движения, взаимоотношения с окружающим миром), с помощью музыки через вокально-речевую деятельность.

Итак, музыкотерапия является интереснейшим и перспективным направлением, которое используют во многих странах в лечебных и оздоровительных целях.

Глава II. Общие закономерности воздействия музыки на организм человека

2. 1. Общее представление о звуке

Мир звуков окружал человека всегда.  Человек рождается и живет в многообразной звуковой среде. Как прекрасен звуковой мир природы: капли дождя, шум ветра, шелест листвы, шум падающего водопада, раскаты грома, журчание ручейка, завывание вьюги. Но есть звуки, которые созданы самим человеком. Это музыкальные инструменты различные по своему звучанию, техника, которая рождает уже другие – шумовые звуки: рокот самолетов, ракет, поездов, машин. Музыка очень плотно вошла в жизнь каждого человека. Каждый день большинство из нас слушает разную музыку, которая, так или иначе встретится где-нибудь, независимо от того, хотим мы этого или нет – в машине, автобусе, супермаркете, кинотеатре, на улице, на дискотеке, в баре или ресторане – везде, где бы мы ни находились, нас сопровождают звуки музыки. При этом вряд ли кто-то задумывается, какое огромное влияние она оказывает на наш внутренний мир и внешнее его выражение – поведение. Музыка – это, прежде всего, звук. И чтобы понять, как музыка влияет на человека, обратимся немного к физике. Учеными доказано, что музыкальные звуки могут влиять на человека как положительно, так и отрицательно. Они способны вызывать как благоприятные изменения (радость, вдохновение, исцеление, расслабление, умиротворение), так и разрушительные (раздражение, угнетение, опустошение, заболевание и даже гибель).

2. 2. Исследования звука как физического явления

Звук, как физическое явление, – это упругие колебания и волны, возникающие и распространяющиеся в газах, жидкостях и твёрдых телах, воспринимаемые человеческим ухом. Звуки происходят от вибрации объектов. Это значит, что с того момента, как кто-то или что-то издало звук, от этого места расходятся звуковые волны.

Проведем эксперимент: Если бросить в воду камешек – от места его падения кругами разойдутся волны. И чем больше камешек, тем больше будут волны. Волны, которые мы видим, являются колебаниями воды. Но постепенно волны угасают и исчезают. Это происходит оттого, что Рис. 1. вибрация воды ослабевает.

В воде звуки хорошо распространяются, даже лучше и быстрее, чем в воздухе. Это такое же чередование более плотной и более «разреженной» воды. Так что волны в воде бывают не только такие, которые видно, но и такие, которые слышно. Киты и дельфины говорят друг с другом с помощью ультразвука. С тех пор, как учёные научились записывать их разговоры, они пытаются разгадать дельфиний язык. Пока это никому не удалось, но кто знает, что будет в будущем?

Все звуки – от грома, порождаемого молнией, и до нежнейших музыкальных мелодий, происходят от быстрого дрожания воздуха, которое называют колебаниями воздуха или вибрацией. Проделаем маленький эксперимент: наденем на пальцы резиновое колечко и легонько дернем за него, мы ощутим и увидим колебания резинки. Как круги на воде от брошенного камешка, так и невидимые колебания воздуха, которые происходят от дрожащей на пальцах резинки, называются звуковыми волнами. Когда колебания воздуха – звуковые волны – достигают уха человека, то заставляют вибрировать барабанную перепонку внутри уха. В результате мы слышим любой звук. А так как разные инструменты заставляют вибрировать воздух по-разному, то и звуки получаются различные. Звук – это распространяющиеся в среде упругие волны с частотами от 16 и до 20 000 герц, воздействующие на слуховой аппарат человека, на органы, клетки и ДНК.

2. 3. Слух как важный признак музыкальности человека

Слух – это функция организма человека и животных, обеспечивающая восприятие звуковых колебаний. Внутри человеческого уха находится барабанная перепонка – тонкая натянутая пленка, которая улавливает эти воздушные колебания и сама начинает вибрировать . Человек органами слуха не способен определить точно громкость звука, но это может определить прибор, придуманный человеком, называется он аудиометр. А вот различать множество оттенков в окраске, в характере звучания люди, чувствующие и понимающие музыку, могут научиться безошибочно. Музыкальный слух очень важный признак музыкальности человека. Но вы ошибетесь, считая кого-то неспособным к музыке потому, что он не умеет пропеть правильно мелодию. Это неправда! Обычно те, кто не может верно повторить мелодию, просто не владеют собственным голосом. Музыкальных слух – лишь один из компонентов музыкальности человека, так как в музыкальности очень важны еще и чувство ритма, и музыкальная память. «Любителями и знатоками музыки не рождаются, а становятся», - говорил Д. Д. Шостакович.

Из всего этого делаем вывод, что музыкальный слух – это способность человека воспроизводить высоту музыкального звука и воспринимать его.

2. 4. Реакция на звук людей разного возраста.

Факторы, влияющие на восприятие человеком звуков: громкость звука, шум и продолжительность звуковых колебаний.

Музыку наш мозг воспринимает одновременно обеими полушариями: левое полушарие ощущает ритм, а правое – тембр и мелодию (Прил. 2). Когда мы слушаем музыку, головной мозг реагирует на нее активацией областей за пределами слуховой коры. Звуки бывают разными: высокими и низкими, громкими и тихими. Очень важное свойство звука – это громкость, то есть сила звука. Если сила звука будет меньше, чем нужно для барабанной перепонки, мы просто не услышим сам звук. А если сила звука будет больше – мы будем испытывать боль в ушах. У каждого музыкального звука имеется своя высота, она-то и позволяет отличить один звук от другого, повторить услышанный звук голосом или на музыкальном инструменте. Звуки различаются по высоте, как люди по росту. Очень высокий звук, не воспринимаемый человеческим ухом, применяется в медицине с лечебной целью. Очень низкий звук, не воспринимаемый человеческим ухом, вызывает чувство усталости, страха, повышенную раздражимость.

Используя метод наблюдения за людьми разного возраста, я составил таблицу, в которой отразил реакцию на разные звуки детей, взрослых и пожилых людей. В школе на перемене и дома многие ребята ведут себя шумно: бегают, играют, кричат. Учителя и родители очень чувствительно на это реагируют: у них начинает болеть голова и звенеть в ушах. А вот совсем не могут воспринимать громкий разговор, тем более музыку. Им ближе спокойные, уравновешенные звуки. Данные наблюдения мы занесли в таблицу.

Реакция на звук Дети Родители Пожилые люди

Реакция на громкую музыкуНачинают ритмично двигаться под музыку Просят убавить Вызывает раздражение

Реакция на спокойную Прислушиваются Слушают и одобряют Засыпают музыку

Реакция на высокие звуки Стараются подпевать Просят убавить Вызывает раздражение

Реакция на шум Не реагируют и не замечают Просят успокоиться Вызывает раздражение

Анализируя реакцию на звук, мы задумались, почему так происходит, и пришли к выводу, что различная реакция на воздействие звуков обусловлена состоянием барабанной перепонки: у молодых людей она натянута очень туго, как на барабане, у людей среднего возраста барабанная перепонка немного ослабла, а у пожилых людей с возрастом стала совсем дряблой.

Таким образом, на переработку музыкальной информации оказывает влияние зрительный, осязательный и эмоциональный опыт человека. На его музыкальную реакцию - состояние барабанной перепонки, которая несет на себе печать музыкальных предпочтений и пристрастий человека.

Глава III. Музыкотерапия как эффективный метод оздоровления организма человека

Овладение эстетической культурой невозможно без освоения навыков психической культуры, необходимых для жизни в современном обществе. Рост негативных факторов общественной жизни, стрессы заставляет искать возможные пути их преодоления. Одним из таких путей является арттерапия – лечение искусством, благодаря которой удаётся заблокировать, погасить, переключить зоны отрицательных переживаний мозга и наполнить сознание положительно окрашенными чувствами и мыслями.

Музыка как, пожалуй, никакое другое искусство, может влиять на настроение, создавать его. Все музыкальные произведения можно условно разделить на активизирующие, тонизирующие и расслабляющие, успокаивающие. Восприятие музыки тесно связано с умственными процессами, то есть требует внимания, наблюдательности, сообразительности. Музыка, воспринимаемая слуховым рецептором, воздействует на общее состояние всего организма, вызывает реакции, связаннее с изменением кровообращения, дыхания. Наблюдения и анализ результатов показывают, что музыка, зачастую сопровождаемая просмотром репродукций произведений изобразительного искусства, прослушивание записей «звучащей» природы положительно влияют на психоэмоциональное состояние. Подобное влияние чарующих звуков на человека Пифагор называл «музыкальной медициной», позволяющей исцелять не только тело, но и душу. Испытав, на себе воздействие музыки я полностью убедился, что никакого волшебства в этом нет: великая гармония мелодии позволяет создать в душе такой же порядок, какой звучит в ней самой.

Искусство может быть великой преобразующей силой, средством нравственного, интеллектуального, духовного формирования не только личности, но и народа. Но может быть и силой демонической, разрушительной и губительной. Вот два различных примера:

Во время эпидемии в XVI веке в Италии люди впадали в оцепенение, застывали в неподвижности, переставали есть и пить. Они были убеждены, что укушены ядовитым тарантулом. Из состояния оцепенения их выводила только танцевальная музыка, начинавшаяся с медленного ритма и убыстрявшаяся до неистовой пляски. От неё и произошла известная всему миру тарантелла - зажигательный народный итальянский танец, выражающий жизнелюбие, темперамент народа.

Вспоминается повесть братьев Стругацких «Хищные вещи». В ней описана нынешняя дискотека или как модно сейчас говорить рокотека. «В общем-то, это была даже не музыка, а некое сочетание ритма и света. На площади, заполненной молодыми людьми, в определенной последовательности, следуя примитивному ритму, вспыхивали разноцветные прожекторы. Люди довольно быстро приходили в болезненный экстаз. Кончалось все общим гвалтом, свалкой, мордобоем, битьем стекол, погромами» .

Музыка по своему разрушающему эффекту приблизилась к наркотикам, к алкоголю. Ритм в сочетании со световым воздействием гипнотизирует человека, вводит его в транс. Социологи провели соцопрос молодых преступников. Выяснилось, что все 100% опрошенных приверженцы тяжелого рока. Типичный набор фраз, при помощи которых они пытались высказать свои впечатления от музыки: «Впадаешь и ловишь кайф», «Возбуждает, сильнее становишься, храбрее», «Я только в роке чувствую себя человеком».

В своей школе мы решили тоже провести социологическое исследование – анкетирование среди подростков с целью выяснить музыкальные пристрастия и знание учащихся о способах лечебного воздействия музыки на человека. В опросе приняло участие 50 учащихся 7-х – 11-х классов. Перед ними были поставлены вопросы:

1. Как часто ты слушаешь музыку?

2. Какой музыкальный стиль ты предпочитаешь?

3. Есть ли у тебя любимое произведение? Какое?

4. Музыка помогает или мешает тебе заниматься делами?

5. Как ты считаешь, наш организм реагирует на музыку?

Социологический опрос показал, что учащиеся предпочитают рок, рэп, популярную музыку. А именно эта музыка снижает работоспособность, умственную деятельность организма, что приводит к снижению результатов учёбы и развитию различных заболеваний.

Специалисты считают мyзыкy Моцаpта феноменом в области воздействия мyзыки на живые оpганизмы, в частности на человеческий интеллект. После пpослyшивания фортепианной мyзыки Моцаpта тесты показали повышение так называемого «коэффициента интеллектуальности» y стyдентов-yчастников экспеpимента на несколько баллов. Интересным фактом явилось то, что музыка Моцаpта повышала умственные способности y всех участников экспеpимента - как y тех, кто любит Моцаpта, так и y тех, комy она не нpавится. Установлено, что лирические напевы Чайковского, мазypки Шопена, pапсодии Листа помогают одолеть тpyдности, пpевозмочь боль, обpести дyшевнyю стойкость не только человеку.

Растения и животные тоже предпочитают гаpмоничнyю мyзыкy. Напpимеp, дельфины с yдовольствием слyшают классическyю мyзыкy, а pастения и цветы под классическyю мyзыкy быстpее дают всходы, pаспpавляют свои листья и лепестки. Наблюдение за ростом растений, показало: образцы, которые подвергались воздействию тонизирующей музыкой ежедневно в течение часа, растут намного активнее, а ростки фасоли регулярно «слушающие» музыку, проросли раньше на 2 дня .

Музыка как искусство имеет функциональные начала всего живого: ритм, мелодию, гармонию, тембр.

РИТМ оказывает наиболее сильное и прямое воздействие на человека - и на его тело, и на эмоции. Следует помнить, что эмоции тесно связаны с дыханием. Например, радость сопровождается дыханием в 17 вдохов в минуту, страх – 60 вдохов в минуту, пассивная грусть – 20 вдохов в минуту, гнев – 40 вдохов в минуту. Жизнь нашего организма основана на сочетании различных ритмов: дыхания, сердца, различных движений, активности и отдыха, не говоря уже о более тонких ритмах на уровне клеток и молекул.  

Психологическое состояние личности подвержено смене контрастных ритмов: окрыленности и депрессии, горя и радости, усердия и апатии, силы и слабости и т. д. Не потому ли музыкальный ритм имеет такую магию возбуждать и успокаивать, лечить и разрушать.   Ритм музыки соответствует количеству ударов (тактов) в минуту. Так, ритм вальса составляет около 50-80 ударов в минуту, иными словами около 1 Гц. Рок-н-ролл и родственные ему музыкальные жанры имеют около 120 ударов в минуту, то есть около 2 Гц. В последнее время всё большее распространение получает рок-музыка, где частота ударов в минуту достигает 240, то есть приближается к 4 Гц. Образно говоря, она – прямой удар непосредственно по мозгу.

МЕЛОДИЯ воздействует на слушателя особенно интенсивно и многообразно, пробуждая не только эмоции, но и ощущения. Мелодия влияет практически на все жизненные функции, в особенности, на нервную систему, дыхание и кровообращение.  

ГАРМОНИЯ производится одновременным звучанием нескольких звуков, гармонирующих друг с другом, которые формируют аккорды.  

Благодаря различным вибрациям, излучающимся этими аккордами, в душе слушателей возникает либо чувство гармонии, либо диссонанса, что в любом случае оказывает определенное физиологическое и психологическое воздействие.  

Преобладание диссонансов в современной музыке является выражением разлада, конфликтов, кризисов, которые приносят страдания современному человеку.  И наоборот, музыка, в которой звуки, ритм и музыкальный рисунок подчинены законам гармонии, оказывает благотворное воздействие на здоровье и развитие человека: гармонизирует мир чувств, исцеляет тело, наполняет энергией, силой; даёт пищу душе – духовные впечатления; воздействует на интеллект и мозг, улучшая память и ускоряя процесс обучения, продлевает жизнь. Ещё в конце 80-х профессор Г. А. Аминев говорил о том, что после шумных дискотек с преобладанием металлического рока у некоторых школьников ухудшается память, внимание, скорость чтения, зато нарастают упрямство, агрессивность, может нарушиться сон [9, с. 103-104]. Известно, что от избыточных музыкальных децибелов у людей снижается слух, снижается способность к творческому и продуктивному мышлению.

ТЕМБР – окраска звука. Каждый, кто обладает музыкальным слухом, по-разному чувствует очарование скрипки или флейты, арфы или сопрано. Композитор, искусно сочетая различные инструменты в оркестре, может довести до исступления огромную аудиторию слушателей.

В современной практике чаще используется рецептивная музыкотерапия. На уроках музыки мы слушаем музыкальные произведения с последующим групповым обсуждением. Цель таких занятий – обсудить собственные переживания, воспоминания, мысли, ассоциации, фантазии, возникшие в ходе прослушивания двух-трех законченных отрывков. Программы музыкальных произведений строятся на основе постепенного изменения настроения, динамики и темпа с учетом их различной эмоциональной нагрузки. Первое произведение – это своеобразный музыкальный камертон, определяющий тему и эмоциональную направленность урока. Второе – динамичное, напряженное, стимулирует развитие эмоций, ассоциаций с собственной жизнью. Третий музыкальный отрывок – спокойный, релаксирующий или, напротив, энергичный, бодрый, выражающий оптимизм. Можно использовать активный вариант музыкотерапии. Он требует наличия простейших музыкальных инструментов. Участникам группы предлагается выразить свои чувства или провести диалог с кем-либо из членов группы с помощью выбранных музыкальных инструментов. По личному опыту могу с уверенностью утверждать, что игра в оркестре не только развивает слух, эмоции и чувства человека, но и дисциплинирует личность, повышает культуру, расширяет музыкальный кругозор.

Хоровое пение и занятия вокалом обладают мощной целительной силой. При пении любого музыкального произведения, возникает звуковая волна, 80% которой уходит на то, чтобы привести наши внутренние органы в состояние вибрации. Вибрация звуков заставляет резонировать каждый орган, каждую клетку в нашем организме. Во время пения происходит самомассаж органов, активная вентиляция органов дыхания, повышающая защитные функции организма за счет увеличенного выброса гормонов в кровь. Наступает равновесие нервного и физического состояния (психическая саморегуляция), лечится логоспазм, заикание. Облегчается период мутации.

Пение совершенствует речевую функцию, является мощным тренером мозга (память, мышление). Как отмечают психологи, поющий человек становится эмоциональнее, красивее, выразительнее.

Научно доказано, что вокалотерапией лечатся неврозы, заболевания дыхательных путей, бронхиальная астма и даже заикание. Если человек имеет сильный дефект речи, врачи рекомендует больному больше петь. Каждый из нас знает, что больные органы по звучанию отличаются от здоровых. Это неправильное звучание можно скорректировать, если человек научится правильно петь, тогда он сможет обойтись без лекарственных препаратов. Наш голос – самый лучший инструмент для создания целительных звуков, который всегда с тобой, его дала человеку сама природа, только необходимо его беречь и правильно использовать.

Современные исследования подтверждают целебные свойства произносимых звуков, создаются даже своеобразные реестры их воздействия, которые, кстати, во многом совпадают с рекомендациями, разработанными в древности на Востоке. К примеру:

– звук «И» – прочищает нос, лечит глаза;

– звук «У» – укрепляет горло и голосовые связки;

– звуки «В», «Н», «М», «Э» – улучшают работу головного мозга;

– звуки «Ц», «К», «Щ», «И» – лечат уши;

– звуки «У», «Ы», «X», «Ч» – улучшают дыхание;

– звуки «О», «А", «С», «М», «И» – лечат заболевания сердца.

Исцеление нотами – простой, приятный и безопасный способ. Можно петь понравившийся тебе звук, погружаясь в него и наслаждаясь им, чтобы избавление от недуга пошло быстрее. При исполнении отдельных нот происходит следующее:

- «До» вибрирует гортань и диафрагма;

- «Ре» происходит вибрация языка в ротовой полости и диафрагмы;

- «МИ» вибрации в гортани и носу;

- «Фа» вибрирует гортань;

- Нота «соль» связана со слухом. При её исполнении вибрирует ушная раковина и диафрагма; Она также отвечает за кровь, кровообращение, нервную систему, спинной мозг.

- при исполнении ноты «Ля» вибрирует гортань и диафрагма;

- при исполнении звука «СИ» вибрирует задняя стенка горла и диафрагма. Вибрация этой ноты оказывает влияние на весь организм в целом.

Кроме того, музыка позволяет совершенствовать дыхательную функцию опосредованно. Следует запомнить, что эмоции тесно связаны с дыханием. Например, радость сопровождается дыханием в 17 вдохов в минуту, страх – 60 вдохов в минуту, пассивная грусть – 20 вдохов в минуту, гнев – 40 вдохов в минуту

Пение – эффективное средство, предупреждающее заболевание и преждевременное старение организма.

Практика показала, что регулярные курсы музыкотерапии позитивно воздействуют на стабилизацию человеческой психики.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Музыка заключает в себе колоссальные возможности для познания и оздоровления. Ученые доказали, что МУЗЫКА:

• регулирует выделение гормонов, снижающих стресс;

• звуки могут активизировать иммунную функцию;

• изменяет наше восприятие пространства;

• изменяет наше восприятие времени;

• может улучшить память и обучаемость;

• повышает производительность труда;

• cтимулирует пищеварение;

• повышает упорство;

• влияет на дыхание;

• влияет на сердечный ритм;

• влияет на температуру тела;

В ходе работы над проектом я обогатил свои знания в области музыки, физиологии человека, физики, биологии, истории. Учёными разных стран исследовано положительное влияние классической музыки на живые организмы, подтверждено экспериментально и даны рекомендации по применению музыкального материала в различных целях. (Прил. 5).

Я выявил, что эксперименты велись в следующих направлениях:

• влияние отдельных музыкальных инструментов на живые организмы;

• влияние музыки великих гениев;

• индивидуальное воздействие отдельных произведений композиторов;

• положительное воздействие фольклорной музыки и отрицательное – современных направлений в музыке.

К моему большому сожалению, живое музыкальное исполнение и звучание музыкальных инструментов сегодня заменила электроника. Одновременно «сошла на нет» и мелодичность. Главенствующим в наше время стал ритм. Расширился звуковой диапазон. Электроника позволяет извлечь сверхнизкие и сверхвысокие ноты. Итог же этой трансформации состоит в том, что музыка из умиротворяющего, возвышающего, облагораживающего средства воздействия на человека превратилась в средство угнетения, разрушения и даже убийства.

Мир стал жесток и беспощаден. Хочется привести в пример слова Платона: «От того, какая музыка звучит в государстве, зависят могущество и сила государства, ибо распущенные ритмы и лады рождают в людях и распущенное начало». Не зря наш «Гимн России» величав и могуч по своей мелодии, как и наша Родина.

Таким образом, благодаря музыкальному искусству мы можем развить интуицию, скорость и образность мышления, навыки межличностного общения, повысить свои эстетические потребности. Следовательно, цель моего исследования достигнута и может быть выражена словами поэта:

Какая музыка, друзья!!!

Прошла как будто голова!

Могу я петь и танцевать,

С друзьями прыгать и играть.

Не надо мне таблетки пить,

Не надо по врачам ходить,

И это все благодаря Волшебной музыке, друзья!!

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)