Дом  ->  Мода и красота  | Автор: | Добавлено: 2015-03-23

История народного костюма

Лепка - любимое и увлекательное занятие детей и многих взрослых. Можно лепить по старинке - из глины и пластилина, но интересно попробовать и что-то новое, например, соленое тесто. Поделки из соленого теста легкие, прочные и очень дешевые, а слепить из него можно всё, что угодно. Если вы хоть раз в жизни видели изделие из теста, то согласитесь, что они способны вызвать улыбку, даже если у вас не очень хорошее настроение. Сделанные вручную вещи высоко ценятся в современном мире: ведь именно благодаря им развивается творчество и воображение. Настенные украшения, забавные игрушки, детские игры, сувениры и сюрпризы-все это можно сделать из соленого теста.

Последняя работа - «Моделирование животных и создание коллекции «Маскарад» и «Накануне Рождества». В работе тесто было великолепно, но в готовом виде на фигурках стали образовываться трещины. Поэтому в этом году мы решили усовершенствовать состав соленого теста и опробовать его на новых работах.

Для работы пластом на опорной шляпке предлагаем новый состав соленого теста, полученного экспериментальным путем:

1. Мука-200 гр.

2. Соль-200 гр.

3. Масло растительное-1 столовая ложка.

4. Клей обойный-125 мл.

5. Клей ПВА-25 мл.

Для того, чтобы каждый раз не взвешивать и не измерять, можно сделать свой мерный стакан. На нем указываются составные части, входящие в состав соленого теста.

Входящий в состав обойный клей задерживает разжижение теста, придает ему прочность и образует меньше трещин.

Национальный состав населения Омской области.

На территории Омской области проживает более пятидесяти национальностей. Для своей работы мы взяли самые многочисленные:

1. русские-1 735 512 человек;

2. казахи-81 618 человек;

3. украинцы-77 884 человек;

4. немцы-76 334 человек;

5. татары-47 796 человек;

6. белорусы-9 075 человек;

7. армяне-6 644 человек;

8. азербайджанцы-4 260 человек;

9. эстонцы-3 025 человек;

10. евреи-2 393 человек;

11. латыши-2 235 человек; 2

История русского народного костюма.

С первого взгляда наряд русской красавицы кажется простым: сарафан, рубаха с расшитыми рукавами и головной убор. Однако при внимательном рассмотрении раскрываются многие тайны, а вместе с ними и сказочная красота наряда, особенно его праздничного варианта, который чаще всего изображается в книжных иллюстрациях и показывается в музеях. Но благодаря страницам древних летописей можно заглянуть в более ранние времена и познакомиться с основными чертами одежды Древней Руси XVI-XVII веков, где наряды крестьянина и великого князя различались лишь ценой ткани и богатством отделки.

Костюм крестьянок южных губерний России: Воронежской, Рязанской, Смоленской, Тульской, Калужской и других губерний состоял из рубахи, паневы, передника и головного убора.

Костюм крестьянок Севера и центральных губерний состоял из рубахи, сарафана, передника и головного убора 4,5.

Основной частью любого костюма у русских являлась рубаха, крой, материал и декор которой соответствовал определенному назначению.

По назначению рубахи женские у русских делились на будничные(домашние, рабочие), ритуальные, праздничные, кроме того, различались рубахи девичьи, женские, старушечьи. На юге рубахи носили с поневой, на Севере и центральных губерниях-с сарафаном.

У праздничных рубах рукава, грудной вырез и подол имели сложный декор, где вышивка, ткачество, нашивки из лент, ярких тканей и кружев нередко создавали многоярусную многоцветную композицию. Количество декора и яркость цвета здесь определялись возрастом женщин. Рубаха девушки, нередко являвшаяся ее единственной комнатной и выходной одеждой, могла быть украшена красиво, но не ярко. Считалось, что девушку украшает ее молодость.

Для праздничного костюма южных губерний была характерна юбка-понева, состоящая из трех полотнищ.

В Воронежской, Курской, Тамбовской, Смоленской губерниях вышивка понев была яркой, насыщенной, со сложными перепадами цвета узора и основой ткани.

На Севере и в центральных губерниях России костюм состоял из рубахи, сарафана, передника и головного убора. В отличие от юга, где девушки могли носить только одну рубаху, на Севере и в центральных губерниях все женщины поверх рубахи надевали сарафан и дома, и при выходе на улицу. Повседневный сарафан отличался от праздничного тканью, цветом и характером декора, а иногда и кроем. По крою существовало четыре вида сарафана - косоклинный глухой, косоклинный распашной, прямой и с лифом.

Головные уборы были неотъемлемой частью русского костюма, они делились на девичьи и женские. Головные уборы девушек отличались от головных уборов женщин 8.

Девичьи головные уборы позволяли открывать волосы, так как девушки носили косы - венчик, корона, повязка - они близки по форме и напоминают царскую корону с ажуром из драгоценного металла. Женские головные уборы закрывали волосы от постороннего глаза - сорока, сорока с рогатой кичкой, кокошник, повойник. Сороку с рогатой кичкой носили замужние женщины до рождения ребенка, так как считалось, что" рожки" защищают женщину от дурного глаза.

Передник, запон первоначально играл роль защиты одежды от загрязнения, в дальнейшем же стал частью костюма и нес в композиции костюма декоративное значение.

История казахского костюма.

Казахстан на юге тесно граничит с нашей областью, отсюда и большое количество лиц казахской национальности проживающих в области, а также то, что казахи в основном вели кочевой образ жизни, занимаясь скотоводством, поэтому весной кочевники перегоняли свои стада на сочные весенние травы юга области. В 60-годы 19 века Казахстан окончательно завершил присоединение к России, оно способствовало свободному проживанию казахов на территории Омской области, ведя оседлый образ жизни. Поэтому на юге области во многих населенных пунктах-аулах проживают, в основном, казахи, которые занимаются скотоводством и земледелием.

Традиционная женская одежда-рубаха-платье, штаны, хлопчато-бумажное платье-темное или белое у пожилых и цветное у молодых, безрукавка. У молодых женщин - нагрудник из сукна и других тканей, расшитый нитками, галуном и разнообразными украшениями. Пояса, головные уборы, платья, халаты украшались различным элементами казахского орнамента, состоящего из различных вариаций мотива "бараньего рога", искусно вплетающегося мастерицами в своеобразные очертания контура этих изделий, чаще всего использовались традиционные аппликации с роговидными элементами. Элементы казахского орнамента находят широкое применение в узорном убранстве многих предметов. Так, бордюрные украшения используются для каймы ковров, чехлов на сундук, сумок, тесьмы для стягивания остова юрты (бау).

Женские головные уборы различались в зависимости от племенной принадлежности, возраста и семейного положения. Характерен свадебный убор (саукеле) - высокий колпак из красного сукна или бархата, часто богато украшенный подвесками, бусами и цепочками, у замужних женщин кимешек (род капюшона) из белой хлопчато - бумажной, реже шелковой ткани, закрывающий голову, плечи, грудь и спину с вырезом для лица; поверх капюшона надевался белый тюрбан.

Женщины носили серебряные, медные и стеклянные украшения: серьги, бусы, браслеты, кольца и др.

История украинского костюма.

Около восьмидесяти тысяч человек украинской национальности проживает в области. Украинцы стали переселяться в Сибирь, " на вольные земли" после присоединения (1654г. ) Украины к России. Много казаков приехало с Дона, в дальнейшем их стали называть "чалдонами", т. е. " чалые (приехавшие) с Дона». Так, более трехсот лет назад было создано поселение Артын, Картошово и др. на берегу реки Иртыш, где шумели многовековые лиственницы, из которых прямо на месте рубили избы, к сожалению, от которых не осталось и следа. Рассказывают об этом лишь старые, почерневшие от времени, но еще дающие приют и тепло людям избы, да древние-древние старухи, которым рассказывали об этом их бабушки и прабабушки.

Разнообразной и красочной была народная одежда украинцев. Женский костюм состоял из вышитой рубахи (сорочки - туникообразной, поликовой или на кокетке) и не сшитой одежды: дерги, запаски, плахты (с 19 века сшитой юбки -спидницы); в прохладную погоду носили безрукавки (керсетки, киптари).

Девушки заплетали волосы в косы, укладывая их вокруг головы и украшая лентами или надевая на голову венок из бумажных цветов, пестрых лент. Венок- один из основных атрибутов женского украинского национального костюма наряду с плахтой и красными сапожками. Венок- это символ непорочности, юности и чистоты, он также является неотъемлемой частью свадебного обряда. Женщины носили различные чепцы (очипкы), полотенцеобразные головные уборы (намитки), позже-платки.

Основа украинской национальной одежды - стиль барокко, который проявляется в преувеличениях основных форм. Украинки расшивали рукава, вокруг горловины и низ сорочки, запаски, спидницы растительным и геометрическим орнаментами, а также украшали тесьмой и аппликацией. В осенне-зимний период женщины носили свиту и опанчу - однотипную с русским кафтаном длиннополую одежду из домотканого белого, серого или черного сукна. Женская свита была приталенной. Наиболее распространенной обувью были постолы из сыромятной кожи, а в Полесье — лычаки (лапти), среди зажиточных - сапоги.

История немецкого костюма.

Массовое переселение немцев в Омскую область проходило во время Великой Отечественной войны. Они расселялись по деревням области, образуя рядом с деревнями небольшие поселения (хутора). Трудились немцы не покладая рук, они строили дома из саманных кирпичей, т. к. была война и другого строительного материала не было, но после войны они стали постепенно переселяться в деревни.

Народный женский костюм состоял из блузки и корсажа или кофты, сборчатой юбки (или нескольких юбок разной длины из толстой шерстяной ткани), передника. Нередко носили наплечный платок. В качестве головных уборов использовали платки, подвязываемые различными способами, разнообразные чепцы, соломенные шляпы. Обувь -кожаные башмаки, кое- где полусапожки.

Праздничная одежда украшалась яркой вышивкой.

В настоящее время в Омской области проживает более семидесяти шести тысяч человек. .

История татарского костюма.

По численности населения в Омской области татары стоят на пятом месте и составляют сорок восемь тысяч человек. В настоящее время татары в России подразделяются на три основные группы: поволжско -приуральские, сибирские и астраханские.

В одежде, как и во всей материальной культуре татар, органично сочетаются традиции степных кочевников и оседлых народов.

Нижней одеждой женщин служил рубаха туникообразного покроя (кулмэк) и штаны свободного покроя (штаны с широким шагом), рубаху шили с воланами и мелкими оборками почти до пят, поверх нее одевали длинный приталенный камзол. Верхней одеждой служил стеганный на вате приталенный бешмет.

Головным убором служили самобытные вышитые бархатные шапочки (калфак), обшитый снаружи серебряными монетами головной убор кашпау, вышитые покрывала. Многочисленные украшения преимущественно металлические(серебряные): цепочки, серьги, накосники, браслеты. Обувь читек (ичеги) из мягкой кожи с мягкими подошвами, туфли, нередко из цветной кожи. .

История белорусского костюма.

В Омской области проживает более девяти тысяч человек. Традиционная одежда белорусов представляет единый комплекс, областные особенности проявляются преимущественно в характере украшений, расцветке и покрое; в одежде преобладал белый цвет, она отличалась простотой и скромностью

Женская традиционная одежда включала белую рубаху - кашулю (трех типов кроя: с прямыми плечевыми вставками, туникообразную, на кокетке), праздничные рубахи украшались вышивкой, состоящей чаще всего из геометрического орнамента по разрезу, вороту, подолу, манжетам, на которую надевалась понева, сшитая из суконных полотнищ, или андарак - шерстяная юбка (из домотканины) в разноцветную клетку либо с вертикальными или горизонтальными полосами; поверх юбки подвязывался орнаментированный фартук и цветной тканый пояс.

Обязательной была цветная безрукавка (гарсет, кабат, шнуроука).

Старинная девичья прическа - распущенные волосы, с нею связаны традиционные уборы - венок с налобником, орнаментированная повязка из ткани с концами, спадающими на спину, и др. Замужние женщины убирали волосы под чепец (каптур), носили намитку (аналогично русскому повойнику и рушниковым головным уборам других народов), которую завязывали разными способами.

Верхняя одежда - суконная свитка, зимой - белые недубленые и охристо-красные дубленые кожухи или полушубки.

Традиционная обувь - лапти из лыка или лозы, кожаные постолы, зимой - валенки, сапоги (боты) и ботинки надевались в торжественных случаях.

Праздничные рубахи украшались вышивкой по разрезу, вороту, подолу, манжетам.

История армянского костюма.

Армяне проживают во многих странах мира, в том числе и в России, также в нашей области (более шести тысяч шестисот человек), которая стала для армян родным домом.

Национальная одежда армян создавалась, оформлялась в различных географо - климатических, социально-экономических условиях и выражала художественный вкус и технические умения народа.

Народ долго хранил ярко-красочную национальную одежду, которая готовилась для молодой четы и в то же время являлась праздничной. До первой мировой войны насчитывалось около сорока видов армянской народной одежды. До наших дней дошли Сасунская, Сюник-Арцахская (Зангезура и Нагорного Карабаха) и Ширак -Каринская ярко-декоративная одежда и самобытные головные уборы. Одежда и головной убор нагорной армянки выделяются своим цветом и формой.

Покрой белья и одежды прямой. Нательная, длинная рубаха красного цвета шьется из ситца, сатина и шелка. Разрез на груди с двух сторон обшивается вышитой полоской черного бархата. Панталоны из красной шелковой ткани доходят до щиколотки и закрепляются вышитым или тканым кольцом в 6-10 см шириной.

Верхняя одежда - архалух, длинная, имеет с двух сторон разрезы от подола до пояса, к этим разрезам с внутренней стороны пришиваются карманы. Прямые длинные рукава заканчиваются треугольной формой, до 20 см закрывающей руку. Подол, разрезы одежды обшиваются тканью в 2 -3 см шириной, другого цвета, чем одежда, которая декоративно оттеняет форму архалуха, так с красным - синий, с коричневым - синий или зеленый цвет.

Разрез на груди архалуха и концы рукавов обшиваются серебряными полыми узорными линейными бусами, а разрез рукава от запястья до локтя - висячими металлическими шариками, миндаликами, соединенные между собой цепочками.

Головной убор горной армянки громоздкий, сложный. Главное в этом уборе "таг" (корона), в прошлом круг из выточенного дерева, а с конца 19 века из туго накрахмаленной ткани кольца по размеру головы 7 — 8 см ширины. Все многочисленные головные платки держатся на короне, которая покрывается шелковой полосой с золотым шитьем "чакатаноц" (налобник). Снизу к короне пришивался ряд серебряных и золотых монет числом около ста штук (сейф женщины). С двух сторон лица надеваются треугольные наушники, обшитые со стороны лица круглыми серебряными бусами, выполненные в технике филиграни чернения. Имеются также височные тяжелые украшения из массивного узорного шарика, прикрепленного к нему длинными цепочками с монетами. Украшения эти красиво окаймляя лицо молодой женщины, в то же время при ее движении тихим звоном указывают ее местонахождения.

Женщина в этой одежде и головном уборе носит еще большое прозрачное покрывало с головы до пят, обшитое широкой кружевной каймой.

Полтора десятка платков -покрывал обвязывают голову. Платки, завязывающие рот, доказывают рабское положение женщины в семье.

Во время свадьбы привязывали три платка: зеленый, красный и белый. После рождения детей снимались два платка, а белый сохранялся в течение всей жизни женщины. Голова со всем убором покрывается тонкой большой шалью, сложенный треугольником, и все сверху закреплялось большим серебряным украшением "керик" (крючок), составленным из узорных пластинок, разной формой бус, соединенных цепочками, заканчивающихся краевым крючком. Крючок втыкался в головные платки, закреплял их и украшал убор.

Одежда, головной убор горной армянки самобытен, своей декоративной формой гармонирует с выразительными скалами Зангезура, Карабаха.

Обувь поршни из сыромятной кожи, туфли на невысоком каблуке с загнутым носком или сапожки из мягкой кожи. Верхняя одежда Ширак-Каринской армянки - "хрха" с прямыми линиями шилась из толстой ткани: сукна, бархата, тяжелого шелка. Разрез на груди, края рукавов, весь подол платья украшается рельефным золотым шитьем в 5 -7 см шириной растительного рисунка, с этой одеждой носится передник из красного из красного сукна обшитого также золотым шитьем. По углам передника вышиваются крупные растительные узоры, заканчивающиеся фигурой птиц, к переднику пришивался пояс в 2 — 3 см ширины и 3 м длины, вытканный из красных и желтых шелковых нитей.

На поясе изображались древо жизни, вазы цветами, купола армянских церквей с крестом на верхушке, ножницы, геометрические орнаменты. На узком поясе вытянутые в длину узоры отличаются прекрасно разработанной лаконичной формой и разнообразием. На поясе выткан благожелательный текст, имя и фамилия носящей женщины.

Здесь особым богатством и красотой выделяется головной убор. На голову надевается шапочка красного цвета из тончайшего волокна, с длинной кистью фиолетовых или синих крученых шелковых нитей в 40 см длины. Кисть прикрепляется к шапочке колпачком, ювелирным украшением филигранной работы с драгоценными камнями. Сверх шапочки на лоб надевается шитый из бархата или шелка плотный круг в 7 см ширины "вард" (роза). На круге у висков возвышаются выпуклые утолщения розы или "котошнэр" (рога). Налобная часть розы раньше украшалась цветами из драгоценных камней и жемчуга, но с конца 19 века они заменены кружевными шелковыми мелкими цветочками, шитыми иголкой, в технике армянских кружев. Поверхность розы напоминает цветник, где растут розы, фиалки, гвоздики, лилии, нарцисс, колокольчики с бутонами, листьями. Среди цветков иногда встречаются выпуклые фигурки петушков.

К налобной части "розы" пришивается "шаран" - двойной ряд золотых монет. В середине шарана на лоб спускалась более крупная монета "ктуц" (клюв). Сверх шарана проходит полоса из золотых узорных пластинок в форме восьмерки, оплетенных жемчугом. Височные украшения из нескольких плетеного жемчуга спускаются до груди, заканчиваясь золотой монетой.

Изумительно тонкой ювелирной работы браслеты украшают обе руки девушки. Кольца, серьги, ожерелья из фигур рыбок, драконов, птиц с драгоценными камнями дополняют украшения молодой женщины.

Женщины часто носят два пояса: серебряный и матерчатый. Серебряные узорные пластины, пуговицы накладывались, вдевались в кожаный пояс. Крупная пряжка с растительным геометрическим и иным узорами и весь пояс выполнялись в технике гравировки, чеканки, чернения иногда эмали. У богатых пояса и все украшения изготавливались из золота, у других - из серебра и простых металлов. Второй красный матерчатый длиной в 2 -3 м обвязывался вокруг талии.

Женщины носили расшитый передник.

Обувь, часто украшенная золотым шитьем, носила название "чмушк". Вязаные сложной вязкой короткие носки украшались изображением древа жизни и парой птиц с птенцами.

Теплая одежда шилась из сукна, бархата с подкладкой, обшивалась мехом.

История азербайджанского костюма.

Более 20% в Омской области проживает азербайджанцев. В настоящее время даже в Азербайджане современный костюм вытеснил национальный, сохранился лишь частично у женщин в сельской местности. Национальный костюм состоял из короткой (до бедер) рубашки, такой же короткий архалуг (род кофты с вырезом на груди), у которого длинный рукав внизу заканчивался треугольной формой и был длиннее руки, подпоясывался поясом с пряжкой, широкие шальвары, юбка, доходящая до щиколотки, волосы убирали в чехол, надевали шапочку, которую сверху накрывали платком и подвязывали им вокруг шеи, надевали чадру, джорабы и туфли с загнутыми носами.

История эстонского костюма.

В настоящее время в области проживает более трех тысяч человек эстонской национальности. Добровольные переселенцы из Эстонии и Латвии прибыли в Сибирь в конце IX -начале XX века.

Народный женский костюм состоял из рубахи туникообразного покроя (сярк, хаме), полосатой юбки (сеэлик), тканого пояса, верхней кофты в талию (кампсун) или безрукавки (лийстик), праздничный наряд замужней женщины включал передник, покрывало (сыба), отделанное цветным шнуром.

Традиционный головной убор девушки - венок или лента, замужних - типа кокошника на севере или полотенчатый на юге, а также чепцы.

Праздничная одежда украшалась серебряными нагрудными фибулами - конусообразными (сыльг) и плоскими (прээс). В женской одежде были сильно выражены локальные различия. Для сету характерны рубаха новгородского типа и глухой сарафан, сочетающиеся с элементами эстонского костюма.

Верхней одеждой был кафтан, зимой - шуба, вязаные узорчатые варежки. Универсальной обувью служили постолы, рабочей - лапти, по праздникам - туфли (для женщин). Народная одежда стала выходить из употребления в середине XIX века, сохранялась как одежда певческих праздников и групп художественной самодеятельности.

Типичный национальный костюм сибирских эстонцев имеет фольклорная группа в селе Золотая Нива Оконешниковского района Омской области. Состоит из белой блузки, украшенной металлической брошью и серой клетчатой юбки. У участников этой группы сохранилась эстонская национальная обувь - кожаные постолы, в качестве головного убора используется матерчатый венок красного цвета с белым геометрическим орнаментом. В настоящее время сохраняется традиция вязания носков, чулок и варежек с цветочными узорами. зеленого и красного цвета на черном фоне.

История еврейского костюма.

Женщины старого ишува носили традиционные длинные платья с прилегающим корсажем, который при умелой кройки подчеркивал грудь и талию. Корсаж был очень замысловатым, со множеством сборок, складок, кружев, пуговок, лент и сложной ручной вышивкой.

Платья шились с длинными рукавами, присобранными у плеча, сужавшимися к запястью и заканчивавшимися отворотом с пуговками. Такой рукав назывался жиго (фр. "баранья нога"). Стоячий воротник плотно облегал шею и отделывался кружевами. Подол обычно заканчивался двумя - тремя рядами оборок. Спереди платье было прямым и доходило до носков туфель, а сзади было несколько складок , и заканчивалось оно шлейфом. Под пышной юбкой носили до пяти - шести нижних юбок и тугой корсет.

Шлейф делал заметным силуэт сбоку похожим на горку, отвесную спереди и покатую сзади. Талию стягивал пояс из кожи или той же ткани, что и платье.

Модные платья такого покроя носили женщины старого ишува, ашкеназки и сефардки примерно до 1910 года, и только во втором десятилетии 20 -го века в их одежду стали проникать новые веяния.

Еврейки в старом ишуве в большинстве своем были религиозны, соблюдали традиции и одевались скромно. Летом они предпочитали светлые тона, обычно носили белые платья, а зимой - темные тона: различные оттенки коричневого или синего цвета. Цвет платья зависел от возраста и семейного положения. Немногие женщины отважились носить платья красного или зеленого цвета, женщины постарше носили иногда платья серых, бежевых или серо - голубых тонов. Черное платье означало траур.

Обычно летние платья шили из хлопчатобумажных тканей - батиста, поплина, а зимние - из креп-сатина, тафты или плотного шелка.

Носили женщины и юбки блузками. Блузки сложного покроя шились из тончайшего батиста и отделывались кружевами и вышивкой тонкой ручной работы. Их носили с темными юбками, на которые шло много ткани, также они были плиссированными, в сборку, а на отделку шли ленты и узорные пуговицы. Обычно юбки расширялись к подолу.

Застегивались платья и блузки так, чтобы правый борт - символ мудрости, накладывался на левый - символ злого духа - и охранял скромность и целомудрие женщины: ведь правая рука - "строгая рука", левая рука "ситра ахара" (другая сторона), это прибежище сатаны, где коренятся плохие желания.

Поверх платья обычно надевали передник, который, помимо своего прямого назначения, считался и защитой от дурного глаза. Замужние женщины покрывали голову париком, чтобы посторонний не мог видеть их волос, а также закрывали волосы платком.

История латышского костюма.

В Омской области проживает более двух тысяч человек.

Традиционный женский костюм - длинная туникообразная рубаха, полосатая или клетчатая юбка, наплечная накидка (виллайне).

Имелись местные различия в покрое, расцветке и украшении одежды. В Видземе рубахи украшались мережкой, накидки - белые, головной убор девушек - красный венок, расшитый бисером, замужних - белый вышитый чепец.

В Земгалии рубаха украшалась белой вышивкой, юбка - особым бранным узором, накидка - богатым тканым узором; на голове носили шелковый платок, завязывающийся у девушек сзади, у замужних - под подбородком; девушки также носили металлические венки, замужние женщины - тюлевые чепцы.

Курземский костюм (сохранился дольше других, вплоть до середины 20 века) отличался металлическими поясами, ярко - синими накидками с металлическими украшениями, пряжками - сактами. На голове носили металлические или тканые на твердом каркасе вышитые бисером венки.

Женские рубахи скалывались у ворота металлической пряжкой. Латгальский костюм состоял из рубахи с красным браным узором, клетчатой юбки ,белой накидки с сине- зеленой вышивкой, льняного наплечного покрывала (снатене). Головной убор девушек-красный вышитый бисером венок, замужних-полотенчатый. Аугшземский костюм сходен с латгальским, видземским и земгальским: рубаха украшалась красной вышивкой, головной убор — полотенчатый (наматс), по праздникам надевали передник.

Материалы и техника изготовления.

Соленое тесто - доступный всем, дешевый и легкий в освоении материал, его можно хранить в холодильнике, а, значит, заготавливать впрок. Тесто можно окрашивать, добавляя краски при замешивании и получая цветную массу, после обжига и сушки изделия из теста затвердевают и могут храниться долго, но они боятся воды. Хотя поделки из соленого теста очень древнее ремесло, но в современном мире высоко ценится все, что сделано своими руками. Соленое тесто в последние годы стало популярным материалом для лепки: оно очень эластично, его легко обрабатывать, изделия из него долговечны, а работа с соленым тестом доставляет удовольствие и радость .

Для изготовления фигурок,которые обрабатывают по высоте,применяют опорные шляпки из картона. Вырезают круг определенного диаметра,ножницами делают надрез до середины круга сворачивают в конус до нужного диаметра в основании. Теперь полученную шляпку можно склеить снаружи и изнутри на стыке скотчем. Опорная шляпка готова.

Для работы на опорной шляпке предлагаю новый состав соленого теста,полученного экспериментальным путем.

Мука-200 гр.

Соль-200 гр.

масло подсолнечное- 1 ст. ложка.

клей обойный125мл.

клей ПВА 25 мл.

Для того чтобы каждый раз не взвешивать и не измерять мл. можно сделать свой мерный стакан на нем указываются составные части входящие в состав замеса соленого теста.

Таким образом, состав теста, с помощью клея, делаем универсальным. Клей задерживает разжижение теста, придает ему прочность и образует меньше трещин, т. е. клей является тем связывающим веществом, которое так было необходимо для прочности. После того, как мы сделали из картона конус, раскатываем пласт из теста, по лекалу выкраиваем размер конуса и наклеиваем на картон с помощью клея ПВА, углы у пласта срезаются под углом 45 градусов и склеиваются в чистый край. При работе с пластом возникла идея создать коллекцию народного костюма. Поэтому была изучена история национальных костюмов народов проживающих в Омской области. Разработаны эскизы, а затем изготовлены из пласта на опорной шляпке. Процесс изготовления любой модели костюма состоит из четырех этапов:

1. обклеивание конуса пластом;

2. лапка торса, головы элементов костюма;

3. лепка головного убора, рук;

4. роспись костюма;

Все модели костюмов изготавливаются и расписываются строго по эскизам. И сейчас представляем эту коллекцию "Веселый хоровод".

Съехался народ на ярмарку со всех краев Омской области. По одежде, по узорам на платье, по головным уборам, по обуви можно узнать, откуда этот человек приехал, какого он роду- племени.

Вот перед нами русская красавица Аленушка, её сарафан сшит из мелкоузорного ситца, низ украшен кумачовой вставкой и лентой. Поверх сарафана одета душегрея (короткая теплая кофта) со стоячим воротничком. А какой интересный головной убор! И называется он забавно - «сорока»-это головной убор южных губерний России. Состоит из кички (твердая основа, надеваемая на голову) и «сороки»- мягкий чехол, покрывающий основу (кичку) и дополняемый множеством деталей. По бокам «сорока» украшалась «пушками» (помпоны из пуха). Сорока была головным убором замужней женщины

А эта красавица Айгуль-казашка, она приехала с юга Омской области. Ее костюм состоит из рубахи- платья, низ платья и рукавов обработан оборкой в три ряда, а также штанов. Нагрудник расшит нитками, галуном и разнообразными украшениями. Головной убор украшался различными элементами казахского орнамента с элементами бараньего рога. На ногах сапоги.

Из многих районов приехали украинцы. Вот перед вами красавица украинка Оксана. Ее костюм состоит из туникообразной рубахи с расшитыми геометрическим орнаментом рукавами, горловиной и низом. Юбка - спидница (сшитая из трех полос) в клетку, безрукавка-керсетка, на голове венок из бумажных цветов, к которому крепятся разноцветные шелковые ленты. На ногах красные сапожки.

А это из села Азово приехала немка Элеонора. Ее костюм состоит из блузки и корсажа, сборчатых юбок разной длины из толстой шерстяной ткани, блузка расшита геометрическим орнаментом, рукав чуть ниже локтя, на три четверти, пышный заканчивается манжетой, волосы заплетены и собраны. На голове шляпа, на ногах туфли с пряжками.

А вот предстала татарская девушка Надия в народном костюме. Она одета в рубаху-платье туникообразного покроя-кулмэк, штаны с широким шагом-шальвары. Рубаха с воланом и мелкими оборками, поверх нее надет приталенный безрукавный камзол. Волосы заплетены в косу, на голове надета бархатная шапочка-калфак, богато украшенная вышивкой золотыми и серебряными нитями, а также бисером. Женщины прятали волосы в чехол для косы-накосник. На голове вышитое покрывало. Прекрасным дополнением к костюму являются серебряные украшения: серьги, бусы и браслеты. На ногах кожаные полусапожки-читек.

Красавица Олеся-белоруска, ее костюм состоит из традиционной праздничной туникообразной рубахи с вышивкой, состоящей из геометрического орнамента по разрезу, вороту, подолу, манжетам. На рубаху надета юбка-андарак шерстяная в разноцветную клетку, с вертикальными и горизонтальными полосами, поверх юбки повязан орнаментированный фартук и цветной тканый пояс. Поверх рубахи одета цветная безрукавка, богато украшенная, на голове повязка-намитка (полотенчатый головной убор, повязанный поверх твердой основы). На ногах надеты постолы-кожаная обувь, стянутая на щиколотке ремнем.

Перед нами армянка Метаксия. Ее костюм состоит из нательной длинной рубахи из шелка, разрез на груди с двух сторон обшивается полоской черного бархата. Шальвары из шелковой ткани доходят до щиколотки и закрепляются вышитым или тканым кольцом. На рубаху надевают архалух-верхняя одежда. Разрез на груди архалуха, края рукавов, весь подол платья украшается рельефным золотым шитьем. Разрез на груди, концы рукавов обшиваются серебряными полыми узорными бусами. Прямые длинные рукава заканчиваются треугольной формой. Наверх архалуха надевается вытканный из шелковых нитей пояс с пряжкой. На голове таг (корона) шириной 7-8 см, снизу к короне пришивался ряд золотых монет числом 100 штук («сейф женщины»). Сверху надевают большое прозрачное покрывало, обшитое широкой кружевной каймой.

Азербайджанка Лейла. Ее костюм очень красив. Национальный костюм состоит из нижней короткой до бедер туникообразной рубахи-кёйнек и такой же верхней рубахи (ускейнёк), короткий кафтанчик в талию с оборкой и вырезом на груди (архалук), рукава с подрезом у локтя и к низу расширены и расшиты цветочным орнаментом, узкие штаны (дарбалаг), пояс (кемер), на голове шапочка, поверх нее шелковое покрывало-чадра, на ногах носки (джорабы) и туфли с загнутыми носами.

В народном женском костюме эстонская красавица Анне. Ее наряд состоит из рубахи туникообразного покроя-сярк, полосатой юбки-сеэлик, тканого пояса, верхней кофты в талию-кампсун и безрукавки-лийстик. На голове кокошник ( головной убор замужней женщины) и праздничные украшения-фибулы конусообразные и плоские, на ногах яркие носки с орнаментом и постолы-кожаная обувь из одного или нескольких кусков кожи.

Рахиль по национальности еврейка. Женщины этой национальности были большими модницами. Костюм еврейской женщины состоит из длинного платья, под пышной юбкой которого пять нижних юбок, тугого корсета. Длинный рукав -2-х ярусный, от плеча присобранный, затем ниже локтя присобран,облегает руку и идет второй ярус с густыми складками- «плиссе». Низ рукава к запястью заканчивается отворотом с пуговицами -такой рукав называется «баранья нога», горловина обработана отложным кружевным воротником. На голове платок с кружевами, а на ногах туфли с чулками ручной вязки.

У латышской девушки Лаймы костюм состоит из длинной туникообразной рубахи, украшенной мережкой, юбки в клетку, накидки (виллайне), по краю которой идет тканый узор, концы накидки скреплены на плече большой металлической пряжкой-сактой. Волосы распущены, на голове металлический венок, на ногах вязаные носки с орнаментом и туфли.

Выводы:

В результате проделанной исследовательской работы мы узнали много нового:

-усовершенствовали состав соленого текста, овладели навыками работы пластом на опорной шляпке;

-узнали, что в Омской области проживает более пятидесяти национальностей;

-познакомились с историей национальных костюмов разных народов, помогали нам в этом и бабушки, и мамы, и папы, ходили в библиотеки, посещали музеи, дом Дружбы народов, выходили в Интернет. Вместе с нами узнали много нового наши родные;

-рисовали эскизы будущих моделей народных костюмов;

-лепили кукол по эскизам и расписывали их.

Вот так получилась целая коллекция кукол в национальных костюмах «Веселый хоровод». Эта коллекция - прекрасный материал для изучения костюмов народов, проживающих в Омской области.

Народное искусство- это наше достояние, сплав доброго человеческого разума и, соприкасаясь с ним, мы будем душевно богаче, мудрее и добрее, оно поможет нам жить, созидать и творить. Мы призываем всех сохранять традиции народной культуры и приумножать их. В будущем мы планируем дальнейшее изучение национальных костюмов народов, проживающих в Омской области.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)