Дом  ->  Семья  | Автор: | Добавлено: 2015-03-23

История дымковской игрушки

Дымковская игрушка – исконно вятский промысел. Он зародился в далёкую старину на Вятке и существует по сей день. И никто кроме вятских мастериц не занимался лепкой дымковских игрушек. Дымковская – от слова «дым», «дымка». Слобода Дымково за Вяткою рекою зимой, когда топятся печи, летом в пасмурные дни, когда туман, укутывается в дым. А печи топили, чтобы обжигать игрушку. Так игрушка стала дымковской. Но приехавшая в Вятку в 1920 году Екатерина Иосифовна Косс-Деньшина тоже решила заняться дымковским промыслом. Она восхищалась дымковской игрушкой, её яркостью, изящностью и хотела своими руками создавать такую красоту. Но родом она была из Петербурга. Так может ли «чужой» человек заниматься наследственным промыслом? И какой след он оставит после себя? – вот темы моего исследования, которые я попытаюсь раскрыть.

Вятка впервые упоминается в летописных источниках в 1374 году. Заложил его на месте существовавшего в XIV веке русского поселения один из отрядов ушкуйников, ходивших в поход на Волжскую Болгарию. В составе отряда были разные люди: новгородцы, двиняне, устюжане.

В 1452-1457 годах на высоком берегу реки Вятки между Раздерихинским и Засорным оврагами появился укреплённый кремль-крепость Хлынов, названный по реке Хлыновице.

В конце XV-начале XVI века население Хлынова стало пополняться выходцами с Северной Двины и особенно из Великого Устюга. Последние и основали в это время на низком правом берегу Вятки Дымковскую слободу, повторившую название слободы в Великом Устюге, и месторождение, заполняемое во время разливов реки. Слобода в первый раз вписана в исторические документы в 1615 году, но «заречный посад» поминается ещё раньше - в грамоте Ивана Грозного 1582 года. Слободу назвали Дымково из-за появления дымки около селений по утрам.

Рядом с Дымково мастерицы обнаружили немалые залежи глины, высокая пластичность которой позволяет лепить из неё на добрую ребячью радость свистульки и глиняные игрушки. По преданиям, Дымковская игрушка существует на Вятской земле более 400 лет. А первой мастерицей Дымки была А. А. Мезрина. Она считается основательницей промысла.

Изготовлением игрушек занимались исключительно только женщины и дети, начиная с 10 лет. Глину добывали недалеко от слободы. Брали разных цветов: коричневую, иногда с красноватым оттенком. Главное, чтобы глина не была очень жирной. Если же глина всё-таки попалась жирной, то к ней добавляли мелкий песок, чтобы глина при обжиге не трескалась. Раньше, когда игрушки изготавливались очень крупными партиями, глину месили ногами, а после стали руками. Зимой, перед тем как месить глину, её обдавали кипятком. Лепить начинали с массивной основной части, или грузна, к которому затем прилеплялись с помощью воды остальные, более мелкие детали. Вылепленная, ещё сырая, игрушка полируется (примазывается) мокрым пальцем. Затем игрушки сушат. Сушили в разных местах, например, на полатях, только избегали обдуваемых мест или мест, расположенных очень близко к источнику тепла, иначе глина потрескается. Примерно дня за два просыхают мелкие игрушки. Неделю, или даже две сохнут крупные, большие размеров. Раньше игрушки на угольках, клали поленья в печку и туда ставили игрушки. А сейчас игрушки обжигают в печах примерно 5 часов, при температуре 800 градусов по Цельсию. Вынутые из печи игрушки обтирали от золы. Если игрушку доставали с трещинами, хотя это очень редко бывало, то её шпаклевали. Шпаклёвка сохнет 2-3 часа. После этого игрушку начинали белить, причём для побелки предпочитали комовой мел. Мел скребли ножом, или тёрли в краскотёрке, или же заворачивали в тряпку и разбивали молотком. Потом мел разводили на снятом молоке. Мелкую гладкую игрушку окунали в эту массу, а потом проводили кистью, а крупную игрушку сразу белят кистью. Белили обязательно дважды. Побелённую игрушку ставили сохнуть. Высохшую побеленную игрушку начинали красить. Палитре дымковских мастериц чужды минорные краски. Красный, оранжевый, жёлтый, зелёный-вся горячая гамма радуги. Перед покраской краски смешивали с яичным желтком, потом игрушки украшали ромбиками золотистой потали. Только двух цветов никогда не употребляли мастерицы: лилового и фиолетового. Яркий декоративный геометрический орнамент, очевидно, впитал в себя в переработанном виде элементы нарядных крестьянских тканей, вышивок, набоек. Каждые фигурка и орнамент имеет определённое значение:

• Женская фигура (богиня плодородия);

• Медведь (плодородие);

• Петух (символ счастья);

• Конь (символ солнца, вечного светила);

• Олень (символ Дымки);

• Круги (символ солнца);

• Традиционные маленькие круги (символ очага);

• Волнистые линии (символ воды).

Происхождение и история дымковской игрушки неотделимы от местного праздника - Свистопляски. Именно к ней приурочивали производство и массовую продажу глиняных игрушек и свистулек. Игрушка являлась забавой для детей, она была оберегом, символом счастья. Также игрушка просто украшала дом, радовала людей, поднимала настроение. Игрушка приносила деньги от своей продажи, хоть небольшие, но всё же деньги.

Существует легенда, по которой начало празднику, положило так называемое хлыновское побоище. Его подробно описали путешествовавший в 1770-1772 годах по разным провинциям Российского государства капитан Н. П. Рычков и сосланный в Вятку в 1811 году зять М. И. Кутузова, опальный генерал – майор Н. З. Хитрово. По их сведениям, в XIV-XV веках (конкретные даты авторы называют разные – 1392, 1418, 1421) под укреплёнными стенами Хлынова собрались жившие в крае инородцы, чтобы взять город, основанный якобы пришельцами новгородцами. Не надеясь только на свои силы, жители Хлынова послали за подмогой к устюжанам. Устюжане пришли ночью, но не с той стороны, с которой их ждали. Не распознав в темноте друзей, вятчане перебили многих и только утром увидали свою ошибку: «Своя своих не познала». В память погибших на месте побоища поставили часовню, а в ней деревянный крест, и с тех пор ежегодно устраивали здесь панихиду – поминовение невинно убиенных, после чего начинался праздник Свистопляски, в ритуал которого входило катанье глиняных шаров с высокого берега Вятки вниз по Раздерихинскому спуску, кулачные бои, свист, песни и пляски. Ставились балаганы с обилием разных сладостей и обязательно продажей глиняных игрушек и свистулек.

В середине XIX века авторы заметок сетуют на «вытеснение старинных обрядов современным бытом», на сокращение программы Свистопляски, на всё большую роль детей как её участников и сведение всего ритуала после традиционной панихиды главным образом к продаже игрушек, без которых, вероятно, и сам праздник перестал бы существовать. С 1861 года перестали катать глиняные шары и устраивать шутливые бои. С 1888 года праздник меняет своё название-это уже не Свистопляска, а Свистунья, что свидетельствует о трансформации сложного древнего обряда в развлекательную ярмарку.

По воспоминаниям старейшей мастерицы З. В. Пенкиной, последняя Свистунья состоялась в конце 1920-х годов. Современные исследования позволяют отнести Свистопляску к категории календарных праздников весеннее-летнего цикла и отметить в ней существенные черты этих древнейших по происхождению обрядов.

Свистопляску проводили ежегодно в четвёртую субботу после пасхи. Уже эта приуроченность к определённым дням, обычно в апреле-месяце, ставит её в ряд традиционных народных обрядов, связанных в своих истоках с древнейшим культом земли, обновления и возрождения природы после зимы и её пробуждения от весны к лету.

Соприкосновение его с землёй должно было пробудить землю от зимнего сна, оплодотворить её. Среди пасхальных игр особенно популярны были катания яиц по земле с холма. Можно предположить, что и катание глиняных шаров на Свистопляске было поздней модификацией этих древних действий.

Известно, что многие календарные обряды проводились «у воды», имевшей очистительное значение. Возможно, не случайно и Свистопляска проводилась на берегу реки Вятки. В 1824 году здесь был разбит Александровский сад, и праздник проводился около него, на старом месте. Наконец, возможно, в массовом создании глиняных кукол к празднику Свистопляски и преобладании среди них женских персонажей, особенно кормилиц с детьми, тоже сохранился отдалённый отголосок древних языческих культов плодородия. В некоторых обрядах со временем всё больше участвовали дети, воспринимавшие их как игру, что также можно видеть на примере Свистопляски. Свистопляска – местный вятский праздник. Таким образом, подытоживая все особенности вятской Свистопляски – Свистуньи, представляется возможным утверждать, что праздник этот – древний по происхождению. К XIX веку он уже сильно трансформировался. В нём очевидны разновременные напластования, которые отразились как на характере самого праздника, так, по-видимому, и в сопровождавших его глиняных игрушках.

Самое первое упоминание о дымковских игрушках содержится в записках генерал-майора

Н. З. Хитрово. Он вёл журнал, где описал легендарное сражение устюжан и вятчан ставший традиционным праздник поминки. В 1811 году он сообщал: «Ныне в день сей всё утр посвящается молитве, а остальная часть сего достопамятного дня прогулке и увеселениям. Народ собирается с небольшими свистками, и целый день свищет, ходят по улицам и стоят на валу, бросает глиняные шарики в ров, куда сходятся городские ребятишки собирать их; часто случается, что шарики попадают им в голову и прошибают до крови; но это не препятствует им продолжать свою потеху. В честь оставшихся после сражения вдов продаются на тех местах куклы из глины, расписанные разными красками и раззолоченные. Сей праздник называется на том крае Свистопляскою. Из этого отрывка можно сделать вывод о трех разновидностях участвовавших в Свистопляске игрушек: свистульках, глиняных шарах и куклах. Судя по описанию, ритуал праздника был далеко не нов, и участие в нём глиняных игрушек также свидетельствует скорее о развитом производстве, а не его начальной стадии.

Можно думать, что в 1811 году производство глиняных игрушек в Дымково уже было достаточно налаженным. Следующее описание свистопляски относится к 1838 году. Оно впервые даёт возможность представить некоторые сюжеты игрушек. Автор заметки Е. Мухачев пишет: «Свистопляска принадлежит к числу народных праздников города Вятки. В четвертую субботу после Пасхи жители этого города собираются на площадку подле Александровского сада, куда заранее съезжаются торговки с куклами, шариками, свистульками особенного устройства. Всё это делается из вятской глины с удивительным, не подражательным искусством: часто медведь походит на козла, а собака на корову, не говоря о фигурках человеческих, которые все без исключения фантастические, созданные воображением вятских торговок; ибо не одного существа, похожего на них, не найдёте в природе. Мелочные торговцы раскидывают здесь свои балаганы и продают в них разные лакомства. Везде раздаётся свист, говор, все движется».

В 1882 – 1883 годах «производством глиняных и гипсовых игрушек и фигур в дымковской слободе занимаются в 20 домах исключительно женщины и дети. Из каждого дома продают приблизительно по 1 тысяче штук за 5 – 9 рублей за тысячу. Гуртом скупщикам продают до 63 тысяч штук на 315 – 567 рублей. Во время Свистопляски сбывается ещё из каждого дома не менее одной тысячи на 5 рублей. Женщина в год зарабатывает до 35 рублей.

В том же 1890 году на Казанской научно-промышленной выставке был организован целый отдел вятских кустарных промыслов. В каталоге этого отдела впервые названы экспонировавшиеся глиняные игрушки трёх мастериц: Натальи Антоновны Микулиной, Авдотьи Андреевны Швецовой и Аграфены Тимофеевны Лаженицыной – жительниц подгородной слободы Дымково. Среди игрушек перечислены конь с седоком, лодка, кормилицы, барышни, куколки, барышня с кавалером, ёлки, птицы (гусыня и гусь, уточка, курочка), баран, корова. Но у каждой из мастериц есть и сюжеты, воплощение которых трудно представить. Однако даже самые ранние из них далеко не однородны по своему составу и происхождению. И если следовать их «послойному» анализу, то к древнейшим «слоям», вероятно, нужно отнести шары или шарыши, которые «с незапамятных времён» катали на Свистопляске. Два экземпляра таких шаров сохранилось в музеях. Сравнительно небольшого диаметра (6 – 10 см), полые внутри, с катающимися горошинами, создающими звук погремушки, они красивы по цветовым сочетаниям. Всегда по чёрному фону, придающему им оттенок мрачноватой суровости, нанесены ряды белых, красных и сиреневых (в другом случае – белых, голубых и коричневых) пятен-горошин. Можно представить, что в общую красочную шумливую атмосферу Свистопляски этот своеобразный вид дымковских игрушек вносил свою неповторимую ноту. Со временем, с уходом из праздничного ритуала шутливых боёв и катанья шаров по Раздерихинскому спуску к реке Вятке, шары прекратили своё существование.

Вероятно, также древний по происхождению слой дымковской игрушки составляют свистульки, особенно изображения зверей и птиц. Интересно отметить, что носителями плодородия называют домашних животных: быка, козу, свинью, лошадь и других. Среди старинных дымковских игрушек есть все эти персонажи, и они всегда – свистульки. Их постоянная форма в виде небольшой фигурки с самыми характерными признаками птицы или животного спереди и коническим завершением – свистком сзади, совершенная и лаконичная пластика, совместившая образную выразительность с функциональностью. О том же говорит и единообразие пластических решений этих свистулек у разных авторов, особенности почерка которых проявляются не столько в пластике, сколько в деталях росписи. Лишь по длине морды коня, свистка-конуса, изгибу рогов коровы или барана, рисунку глаз и цветовым особенностям росписи можно пытаться квалифицировать эти игрушки. Среди свистулек количественно первое место занимают фигурки уточек и уток-«крылаток». По пластике «крылатки» отличаются от простых уток лишь горизонтальными рядами оборок-крыльев, как будто надеты два передника с лепной оборкой – спереди и сзади. У некоторых авторов голова утки с поднятым широким клювом похожа на гордо вскинутую человеческую головку в капоре. Обтекаемой, гладкой и компактной пластике утки-свистульки соответствует и роспись, в которой можно видеть определённую систему нанесения цветных полос и рядов горошин. Сначала делается широкая полоса от спины через шею и голову по груди, затем более узкие от груди по сторонам, в соответствии с формой конуса, и уже в завершение их пересекают поперечные полосы, образуя клетчатый узор. Жёлто-оранжевые, лилово-серые, сине-зелено-жёлтые свистульки демонстрируют тонкое чувство цвета их авторов, владевших достаточно широкой палитрой. Многочисленны среди свистулек и фигурки коней – одноглавых или двухголовых. Особенно выразительны двухголовые, уникальные среди глиняных игрушек всех известных центров по пластическому решению, его своеобразной убедительности при всей очевидности художественного вымысла.

А. И. Деньшин.

С именем А. И. Деньшина (1893 – 1948г) связана особая страница в истории дымковского промысла – его возрождение. Художник – пейзажист, влюблённый в родную Вятку, он в течение всей своей недолгой жизни, начиная с пятнадцатилетнего возраста, «бегал» к игрушечницам в Дымково. Всё записывал, зарисовывал в свой альбомчик. Итогом этой любви стали три альбома, изданные в Вятке и Москве с 1917 по 1926 год. Это были первые публикации о дымковской игрушке, о празднике «Свистопляска», о характере сюжетов игрушки и их непосредственной связи с окружающей мастера жизнью, о том, как лепят и обжигают игрушки, какими пользуются красками. Он первый не только «заговорил» о необходимости сохранения и расширения промысла, но многое сделал для этого практически. Деньшин написал книгу – короткое, но полное искренней любви к народному творчеству сообщение о вятской глиняной игрушке.

Значение альбомов Алексея Деньшина для развития промысла трудно сегодня переоценить. Они сохранили для нас то, что давно исчезло с лица земли. Вылепленные из глины, раскрашенные недолговечными яичными красками, а главное, предназначенные для забавы ребятишек, игрушки жили недолго и быстро ломались. Поэтому книжки художника с зарисовками уже несуществующих образцов с годами приобретают всё большую ценность. Алексей Иванович Деньшин очень любил дымковских игрушечниц. Они по настоятельной просьбе художника многие годы не бросали своего ремесла. И даже уговорили с его помощью вернуться в промысел тех, кто по каким то причинам давно ушёл из него. Это он, Алексей Деньшин, настоял на том, чтобы дочери, сёстры, снохи мастериц учились у них мастерству и пробовали лепить сами. Это он вселял уверенность в том, что со временем их искусство будет признано в нашей стране и за рубежом. Это он повёз их в 1939 году в Москву оформлять по мотивам вятских игрушек зал Кировской области на Всесоюзной сельскохозяйственной выставке. Это он во многом способствовал объединению мастериц в единую творческую организацию – цех дымковской игрушки при товариществе «Кировский художник».

Также я хочу рассказать о жене А. И. Деньшина Екатерине Иосифовне Косс.

Революционный Петроград голодал. Настал день, когда мать сказала семнадцатилетней дочери Кате:

- Уезжать надо из Питера, искать, где посытнее.

Очередь за билетами была страшная. Куда ехать? Это не было ясно ни Кате, ни её родителям. Девушка стала прислушиваться к разговорам в толпе. Услышала разговор о Вятке: «Там спокойно, сытно». Так был сделан выбор.

На курсах при Вятском драматическом театре, куда поступила давно мечтавшая о сцене Катя, историю искусств читал А. И. Деньшин. Самым любимым его занятием было посещение заречной слободы Дымково. И Он познакомил Катю с расписными глиняными фигурками.

Сначала Катя испытала чувство, похожее на недоумение: какие-то странные эти игрушки. Но игра красок и своеобразие сюжетов постепенно увлекли её.

Когда Катя стала невестой Алексея Ивановича, она помогала ему расписывать листы иллюстраций, посвящённые «дымковке», в книге Бакушинского о вятской игрушке. А на свадьбу Алексей приехал в 1923 году в Петроград с двумя корзинами. В них лежал драгоценный груз – вылепленные и расписанные им самим дымковские игрушки.

Екатерина Косс поразила Алексея Деньшина своей красотой. Он же нравился ей тем, что очень любил искусство, которому она хотела служить. И никто не представлял тогда, что состоявшаяся через три года свадьба, станет началом творческого союза двух людей, основанного на радостях и разочарованиях, счастье и боли, любви и ещё раз любви к ярким глиняным расписным игрушкам.

Екатерина Косс - Деньшина во многом была первой. Для текстильных комбинатов России выполнила большое количество эскизов по мотивам дымковской игрушки, которые в то же время были сделаны в традиционной русской набойке. В 1956 – 1957 годах создала эскизы костюмов для танцвального коллектива Кировского Машиностроительного завода имени 1 Мая, с успехом выступившего в Москве на шестом Всемирном фестивале молодёжи и студентов с сюитой «Дымковская игрушка». Эти её начинания были столь интересными, что нашли продолжение в творчестве мастериц других поколений, в обучение которых древнему промыслу Екатерина Косс-Деньшина принимала самое непосредственное участие, ставшая после смерти мужа руководителем дымковского промысла, членом и председателем Художественного Совета цеха дымковской игрушки.

В трудные годы Великой Отечественной войны пять мастериц: Е. А. Кошкина, Е. И. Пенкина, О. И. Коновалова, З. Ф. Безденежных и Е. И. Косс-Деньшина стали членами Союза художников.

Четыре мастерицы: О. И. Коновалова, Е. И. Косс-Деньшина, Е. А. Кошкина, Е. И. Пенкина за создание образцов дымковской игрушки, развивающее традиции русского народного творчества, в 1967 году были удостоены высокого звания лауреатов Государственной премии РСФСР имени И. Е. Репина. Это была первая премия в области народного декоративного искусства. Так, через эту высокую награду, полученную старейшими и лучшими, дымковская игрушка заняла достойное место в народном искусстве России.

Влюблённый в игрушку художник А. И. Деньшин оставил о себе прекрасную память. Не только книги, не только зарисовки старых игрушек, не только благодарность в сердцах старых мастеров, которую он направил к промыслу: работала в промысле долгие годы самобытный мастер, жена А. И. Деньшина, Екатерина Иосифовна Косс-Деньшина. Ей, приехавшей в Вятку из Питера, он не только открыл этот, никогда не виданный ею ранее, народный промысел, но и сумел постепенно увлечь им. Оказавшись в Вятке, она была поражена шумным праздником Свистуньи, когда на большой площади собирались почти все жители города. Кружились карусели, поводыри с медведями развлекали любопытных, торговцы приглашали купить сладости или нарядные глиняные игрушки. Вначале потребовалась помощь в раскраске рисунков для книг о дымке. После Е. И. Косс-Деньшина расписывала игрушки прославленной Елизаветы Ивановны Пенкиной, у которой ослабло зрение. С 1942 года Косс начинает лепить сама.

Много бессонных ночей провела Екатерина Иосифовна, волнуясь, как оценит художественный совет её работу, которую она давно задумала, в тайне от всех лепила, раскрашивала, на которую положила столько сил, времени, возлагала столько надежд. Она сдавала экзамен на звание мастера дымковской игрушки – первая из молодых, перенявшая опыт старых мастеров.

Но нужно признать, что «войти» в старинный вятский промысел со стороны, не будучи потомственной мастерицей, было очень трудно.

А может быть, именно это, да постоянное присутствие рядом Алексея Ивановича Деньшина помогло ей скоро найти свои любимые темы, разработать свои орнаменты и цветовые отношения.

Атмосфера всегдашнего искреннего интереса к игрушке в семье, постоянные заботы мужа о промысле, научили её не только понимать, но и чувствовать дымковскую расписную. Уже через год талант мастерицы был замечен и оценён.

А потому, игрушки этой мастерицы узнаются сейчас без труда среди множества других глиняных изделий, хотя ни одна не повторяет другую ни по форме, ни по характеру декора или росписи.

Были в судьбе этой интеллигентной, с величественной осанкой женщины трудные годы. Хозяйка полнокровной семьи, она осталась совсем одна. Умерли дочь и муж, погиб на войне сын. Рассказывая о своей жизни, она сказала однажды: « Мне тогда игрушка очень помогла. Я вся уходила в работу».

Игрушка давала силы жить, побуждала мысль. Помня опыт мужа и мастериц по оформлению зала на сельскохозяйственной выставке, Е. И. Косс создала барельефы по мотивам дымковской игрушки, которые экспонировались в Бельгии, Венгрии, Москве. Большую часть жизни Екатерина Иосифовна проработала в промысле.

В 1968 году в Москве состоялась персональная выставка работ Е. И. Косс-Деньшиной. Более 200 записей оставили посетители этой выставки в книге отзывов. Вот некоторые из них.

«Выставка работ Е. И. Косс-Деньшиной принесла мне много радости. Разнообразие сюжетов, неповторимая яркость красок, искрящееся веселье» - написал заслуженный деятель искусств М. Сокольников. И в этой же книге – предельно кратко: «Спасибо за чудо!» - запись известного художника Г. Ниеского.

А вот что высказывали в своей записи молодые мастерицы дымковской игрушки Е. Окишева, Н. Давыдова и О. Фокина, которые ездили на выставку вместе со своим художественным руководителем Е. И. Косс-Деньшиной: «Вы первая и единственная из наших мастериц, во весь голос заявили в столице о нашем солнечном искусстве. Ваш успех мы воспринимаем как триумф творческого труда самобытных народных мастеров Вятки. Сердечное спасибо Вам, Екатерина Иосифовна, за то, что вы у нас есть!»

Екатерина Косс-Деньшина с годами стала не столько мастерицей, сколько художником, которому знание традиций народного промысла давало полную свободу самовыражения. Она считала, что всякая опытная игрушечница вольна в выборе тем, сюжетов, характера росписи, но она должна точно знать то, что хочет выразить и подчеркнуть именно этой формой, цветом, орнаментом и даже всякой деталью – оборкой, шляпкой, причёской, тем или иным нарядом. В ее игрушках трудно чему-нибудь отдать предпочтение – лепке – или росписи – все одинаково значительно, все продумано до мелочей и «работает» на созданный образ, который сначала рождался в ее воображении до мельчайших подробностей, и только потом воплощался в материале. Она лепила и красила неторопливо, в каждой игрушке выражая свое отношение к рождающемуся образу. В последние годы деятельности в основном лепила «вятский народ» - барынь и кавалеров, удивлявших своими замысловатыми нарядами, провинциальным «важничаньем», даже особым, как казалось, движением и строением людей, которые поразили её сразу, как только она приехала в Вятку. Такая самобытная старая Вятка «жила» в её доме, постоянно дополняясь новыми образами, уже подмеченными в современной жизни.

Екатерина Иосифовна Косс-Деньшина – единственная из числа лауреатов Государственной премии имени И. Е. Репина не принадлежала к потомственным династиям дымковской игрушки. Учителем лапки была для нее Е. И. Пенкина. От нее Косс приобрела навыки создания сказочных многофигурных конструкций. Трудолюбие принесло свои первые плоды и успехи. Е. И. Косс изучала наследие прошлого. Первые самостоятельные композиции мастерицы посвящены сказочным и фольклорным темам. В государственном музее этнографии есть примеры таких работ: «Руслан и голова», «Три девицы под окном», «аленький цветочек» (1940 – 1950 г. ) В это время Косс стремилась к правдивой передаче сюжета, старалась донести подробности рассказа. Первые шаги Косс выглядят самодеятельными попытками иллюстрировать сказки «в дымковском стиле», без учета особенностей традиционного мастерства. Но при всём несовершенстве в них чувствовался живописный дар художника, тонкое понимание цветовых отношений. Видимо, сама неудовлетворенная этими композициями, мастерица обращается к творчеству А. А. Мезриной. На нём она постигает выразительность дымковской пластики, её слитность с росписью, богатство орнамента, яркий типаж образов, приемы гротеска. Освоив эти принципиальные особенности дымковского искусства, Екатерина Иосифовна постепенно воплощает их в своих работах.

Новый этап в творчестве – 1950-е годы. Она больше уделяет внимания лепке, созданию образов барынь, нянек водоносок – традиционных персонажей. Небольших размеров фигурки с маленькими головками-шариками обрели качества скульптуры. Посадка головы с торсом на колокол юбки или спине коня придали им статность, новое движение, характерность. Как и у Мезриной, игрушки Косс впечатляют пластической завершенностью, подчинением условных приемов лепки созданию образа – типа. Роспись Косс удивительно гармонична и продумана не только в изысканных цветовых сочетаниях, но и в богатстве орнамента, разнообразного по мотивам, динамичного, способствующего впечатлению живости самих фигурок. Косс смело соединяет на платьях дам и водоносок жёлтое, оранжевое с зелёным и чёрным, розово-малиновое с жёлтым, синее с жёлтым. Причём тонкие цветовые отношения звучат сильнее, благодаря чёрным росчерком, положенным по цветному полю орнамента. Узор довольно густо заполняет поверхность фигурки, но тем значительнее подчеркивает его белый или однотонный цветовой фон платья.

У Мезриной Косс научилась писать лица. Она писала их по-своему, но, как и Мезрина использовала прием гротеска. Характерный для ее лепки заостренный бугорок носа, длинные крутые брови с точками зрачками и три ровных кружка оранжевых румян. Они придавали персонажам несколько утрированные черты, но дорисовывали типаж, ярким и запоминающимся.

Косс лепила и фигурки миниатюры: целый ряд маленьких барынь и нянек с детьми, отличающихся одеждой, атрибутами, орнаментальным и колористическим решением росписи. А в 1960-е годы её фигурки снова увеличиваются в размерах. Они становятся наряднее благодаря дальнейшей разработке цветовых вариаций росписи, разнообразию деталей одежды и атрибутов (шляпок, сумочек, рядов воланов), сочетаю орнамента с гладкой окраской – приёме обычного для дымковской игрушки, но в творчестве Косс, приобретшего новое звучание. При живописном богатстве и щедрой декоративности росписи, фигурки Косс впечатляют так же особенной статью. Их пластика сочетает условность дымковской лепки с общей анатомической правильностью, скульптурной выразительностью в передаче женского тела.

В творчестве Косс больше отдельных фигурок, что тоже традиционно для дымковской пластики. В её творчестве, есть все основные сюжеты, когда-либо созданные в промысле, от мелких свистулек, до сложной веселой «Карусели», получавшиеся у неё особенно аккуратной в лепке и гармоничной в росписи. В своих работах, независимо от сюжета, Косс старалась подчинить роспись одному доминирующему цвету или, наоборот, строить её на откровенном сопоставлении контрастных цветов, но и в этом случае цветовые отношения изысканно красивы.

Наряду со сказочными композициями («Иван и Жар-птица», «Домик в лесу»), Косс создавала остроумные сценки из современной жизни («Пикник в лесу», «А нынче трое»). Она составляла из фигурок группы и композиции, не всегда объединяя их пластиной.

В 1974-1976 г. в соавторстве с молодыми мастерицами И. П. Трухиной, В. П. Красивой и З. И. Казаковой она вылепила огромную по количеству фигур и отдельных групп композицию «Свадьба». Откровенно жанровый характер сценок, острота типов сочетаются в этом произведении с изобретательностью лепных деталей, особенно в изображении деревьев, цветов, и приглушенными красками росписи. В соответствии с темой в ней доминируют розово-голубые и нежно-зелёные оттенки.

Произведения Косс выделяются удивительной цельностью образов, в которых меткость выраженного характера сочетается с пластической и живописной завершенностью. Мастерица придавала большое значение целости самого замысла и каждой детали. Её произведения – не только плоды непосредственных чувств и мастерства, но и деятельности работы ума. Талант её выкристаллизовался, в её игрушке одновременно уживаются и народная непосредственность образа и его подчеркнуто пластичная выразительность. Своеобразное построение орнамента, крупные цветовые пятна с блестками, пятнами сусального золота дополняют образ. Делая всю традиционную игрушку, художница свободно распоряжалась ею, создавая многофигурные праздничные композиции. Её «Карусель», хранящаяся в фондах Вятского художественного музея – одновременно сказочная и цирковая, добротная и щедрая на детали.

Е. И. Косс-Деньшина – строгий ревнитель традиций. Её игрушки совершенны по пластике, красивы в своей особой цветовой гармонии. В выразительной остроте пластических характеристик, вариациях цвета росписи и мотивов орнамента художница ищет новые возможности развития традиционного искусства. Среди множества дымковских зверей и птиц её «Индюк» – самый изысканный. С золотым гребнем и голубым хвостом, он великолепен в своей надутой важности (1971). Е. И. Косс-Деньшина уделяла особое внимание росписи, гармонии и колориту. Она пришла в промысел в 20-е годы, уже, будучи профессиональным художником. Она не только освоила дымковскую лепку и роспись, но и вселила в них немало нового. В её творчестве заметно стремление усилить декоративность дымковских игрушек. Вещи её нарядны, привлекают сочностью и многоцветием росписи. Ей принадлежат наряду с распространенными персонажами, фигурки празднично раскрашенных петухов с оборчатыми крыльями и хвостами, великолепных индюков, расстилающих по земле веерообразные крылья, и многие другие. Часто её игрушки сравнивают с фарфором: белый фон, роспись светлая, нежная, похожая на пленительную акварель. Хотя есть игрушки и с более обильным разнообразным орнаментом.

«Я долго обдумываю и форму и роспись, стараюсь не повторяться», - говорила Екатерина Иосифовна. – «Очень люблю белый фон, люблю раскраску игрушки: нравится зеленовато-оранжевые тона с жёлтыми и небольшим количеством чёрного соединять».

Казалось, растворялись в краске капельки её души. О Екатерине Иосифовне рассказывали, что она сама была полна обаяния, красоты, чистоты, преданности искусству. Поэтому и любила она белый цвет – цвет чистоты человеческих отношений и её понимание красоты. Её игрушки праздничны, изысканны, добры. Обожала она рассыпать золотые узоры на своих глиняных красавиц. Нравилось ей бывать на вятских ярмарках. Необыкновенная фантазия художницы помогала ей создавать удивительные орнаменты.

Художнице выпала высокая судьба, равная дарованию. Видно, было предначертано свыше, что Екатерина Иосифовна встретила в начале своего жизненного пути обаятельного человека, прекрасного художника и неутомимого подвижника А. И. Деньшина, возродившего древний народный промысел.

Мне очень нравится своя работа, но я хочу внести в неё ещё немного своего. Я хочу поразмышлять, подумать и сравнить творчество А. А. Мезриной и Е. И. Косс на примере таких дымковских игрушек – конь и барыня. Барыня – традиционная дымковская игрушка, она есть у каждой мастерицы, но все они разные. Так и у Мезриной и у Косс они не похожи друг на друга.

Барыня Мезриной похожа на обычного вятчанина – крестьянина. Барыня, безусловно, красива, она в юбке, в кофточке и фартуке, а на голове кокошник. На белом фоне юбки самые разные цвета, но близкие друг к другу. Красные линии, розовые кружки, зелёные кружки – вот орнамент на юбке барыни. Присутствует 5 цветов: красный, зелёный, розовый, чёрный, жёлто – коричневый. Эти цвета взяты из окружающей природы: красный – восход и закат солнца, розовый – цветы, жёлто – коричневый – цвет дороги, земли, а чёрный всегда используется в росписи игрушки (в росписи лица). Барыня традиционно в юбке, кофточке и кокошнике. Хотя она просто одета, всё равно она – гордая и целеустремлённая, уверенная в себе (это видно по глазам, смотрящим вдаль, но не задумчивым). У барыни румяные щёчки, чёрные глазки и волосы, а на голове красный кокошник. И, конечно же, барыня украшена кусочками сусального золота.

Барыня Косс совсем другая. Она одета в платье, а на голове шляпа, что нетрадиционно для лепки Мезриной. Орнамент яркий. Это красные, оранжевые кольца, жёлтые кружки. Также она применяет чёрный цвет в росписи, рисуя чёрные полоски в ярких кружках. Но это никак не мешает игрушке быть яркой. Барыня Косс отличается от барыни Мезриной своей важностью. Она богата, горда. На шее бусы, в одной руке сумочка, в другой – цветок. У барыни Косс заострённый бугорок носа, длинные крутые брови. Так как Косс – художник, она сначала мысленно представляла свою игрушку во всех деталях, а только потом лепила её. А Мезрина лепила то, что видела. Косс знала традиции дымковской игрушки, но добавляла свои особенности в лепку. Как и Мезрина, она использовала множество ярких цветов, использовала приёмы гротеска, но в то же время вносила свои изменения. Она лепила барынь в шляпе, хотя традиционно мастерицы лепили барыню в кокошнике. У Косс было своё восприятие, своё видение окружающего мира. Она уходила от действительности, придумывала невероятные сюжеты. А Мезрина, наоборот, лепила просто и в своих игрушках показывала всю действительность, реальность жизни. У Косс есть целая композиция из множества игрушек, которая называется «Свадьба». Такого нет ни у кого.

Ещё я хочу сравнить коня Мезриной и Косс. Конь Мезриной выглядит, как настоящий, как деревенский конь в конюшне. Он очень простой. Орнамент – кружки и больше ничего. Кружки не слишком яркие: бледно – оранжевые и коричневые, много белого, пустоты. На коня надета уздечка, как на живого, у него есть грива, густая и чёрная. Конь очень прост, как настоящий, нет вычурности и сказочности.

А у Косс, наоборот, конь сказочный, нереальный, вымышленный. Он не похож на живого. Косс использовала в росписи яркие цвета – оранжевый, розовый, красный. Орнамент – кружки, волнистые и прямые линии, толстые полоски. Косс снова нарисовала чёрные штрихи в кружках, но игрушка не стала тусклее. На коне нет уздечки, мордочка коня сказочная, ноги слишком длинные для живого. Конь очень яркий, красочный, заметный издалека.

Это ещё раз подтверждает, что Косс – художник, и что у разных мастериц одинаковых игрушек не бывает. Так обычный конь у Мезриной превратился в другого в руках Косс.

У Косс много игрушек, лишь некоторые представлены в моей работе. Но я хочу своими словами рассказать об игрушках, описать их, выразить своё отношение к игрушкам.

Например, мне очень нравится «Мальчик на петухе». Это очень яркая, красочная игрушка. Петух – важный, величественный по характеру. Он смотрит на всех свысока. Он гордится своей яркостью, важностью. Орнамент – волнистые, прямые линии, кружки, чёрточки. Петух твёрдо стоит на земле, хотя он – игрушка. У него красный хохолок и бородка и, конечно же, они украшены сусальным золотом. Его хвост розовый, жёлтый, красный – очень яркий и пышный. Как все знают: у петуха главное – хвост и бородка с хохолком. По этому, судят о его важности. На груди у петуха такие же цвета, какие на хвосте. Петух передаёт все качества живого: важность, гордость, величественность, уверенность. А на нём сидит всадник – мальчик. Он очень маленький, а петух выступает в роли коня. Вся игрушка в сусальном золоте. Эта игрушка яркая, красивая.

Ещё у Косс есть совсем противоположная по сюжету игрушка – «Трёхголовый конь с всадником». Это сказочная игрушка, у неё необычный сюжет. Обычно, в сказках трёхголовый змей, а тут конь, что тоже не естественно для реальности. Конь с длинными ногами, с пышным хвостом и гривой, с красными ушами. На нём нет уздечки, мордочка – сказочная. Это ещё раз говорит о том, что конь – нереальный. А вот всадник совсем обычный и настоящий. Орнамент на коне – зелёные кружки и чёрные точечки. Игрушка необычная – трёхголовый конь. Поэтому она может понравиться детям. Так как игрушка – ребячья забава и радость.

И, конечно же, самая большая композиция по количеству игрушек – это «Свадьба». Она состоит из отдельных частей. В моей работе представлен её фрагмент «Стол с женихом и невестой» и «Свадебный поезд». Свадебный стол – чуть ли не одно из самого главного в свадьбе. За столом немного гостей – только самые близкие. В центре стола жених и невеста. Гости за столом разных возрастов: здесь есть и молодые, и пожилые, и дети. На столе много еды, как полагается. В композиции множество мелких деталей, что добавляет интерес и восхищение трудом мастерицы. Орнамент самый яркий, так как этот день должен запомниться на всю жизнь. У женщин – самые разные причёски, головные уборы. У одних – платочки, у других – шляпы, а у невесты – фата. У каждого персонажа своя роль, значимость. Все по-разному одеты. Здесь есть мужчина, который играет на гармони, так как на любом празднике должна звучать музыка. Уже подняты бокалы, сказан тост, все готовы выпить за жениха и невесту. Но время остановилось, замерло. И этот момент сейчас перед нами.

Ещё один фрагмент композиции «Свадьба» - «Свадебный поезд». Здесь растут деревья и цветы, в честь свадьбы и праздника. На скамеечке сидят старики, идут прохожие по своим делам. А по дороге в карете едут жених и невеста. Везёт их трёхголовый конь и кучер (или по-простому – извозчик). Всё яркое, так как это свадьба – самый запоминающийся праздник, здесь царит веселье. Это фрагмент обычной жизни со сказочными элементами, которые украшают, дополняют композицию.

Я считаю, что это большой труд – лепить дымковскую игрушку. Нужно уметь визуально представлять будущие композиции, нужно уметь обращаться с материалами. И не только это, ещё многое другое. Ведь лепка дымковской игрушки – целое искусство, которое передаётся из поколения в поколение и заслуживает уважения.

Заслуги Екатерины Иосифовны Косс:

Косс-Деньшина Екатерина Иосифовна (1901-1979) – лауреат Государственной премии РСФСР им. И. Е. Репина. Родилась в Петербурге в семье столяра-краснодеревщика. В 1920 году приехала в Вятку. В 1923 году вышла замуж за А. И Деньшина, благодаря которому начала делать игрушки. В 30-е годы помогала окрашивать игрушки Е. И. Пенкиной («Пара на прогулке», «Спорщица»), а в 1940-42 годы М. А. Ворожцовой («Маша и медведь»). С начала 1940 года стала лепить и красить игрушку самостоятельно. С 1944 года – член Союза художников СССР. Участница многих художественных выставок. Имела золотую медаль ВДНХ, дипломы, грамоты, медали. Обучала молодых мастериц – Чарушину, Шихову. Была художественным руководителем мастерских дымковской игрушки, членом и председателем художественного совета. В 1968 и 1976 годах в Москве, в 1971 в Ленинграде, в 1971,1976 и 1981 г. в городе Кирове состоялись персональные выставки, а также Монреале, Брюсселе, Париже.

Косс обладала тонким вкусом, была человеком большой культуры и образованности. Её творчество – яркий пример того, как талант и труд, при понимании и совершенном владении местного искусства, могут дать блистательные результаты. Она доказала, что традиционным искусством может овладеть человек, не связанный с ним узами фамильного или территориального родства. Для этого необходимы природная одаренность, любовь к своему делу, отличное знание художественного опыта прошлого, созидательное отношение к своей деятельности и вдумчивая к традициям. Именно Косс может в этом плане служить верным ориентиром молодым мастерам в сложных поисках своих путей в дымковском искусстве. Глубокое проникновение в глубь традиции, совершенное владение опытом прошлого, всеми средствами местного мастерства, смелость и фантазия в поисках нового и умение подчинять языку традиционного искусства современные темы и сюжеты – все это делает творчество Е. И. Косс особенно важной страницей в истории дымковского искусства и поучительной для многих молодых поколений. Испытав немало тяжестей в жизни, эта женщина не только не разучилась радоваться, но и с великой русской щедростью несла людям эту радость, исцеляющую душу. Заслуга её еще и в том, что свою преданность чудесному народному искусству она передала другим. Екатерина и Алексей были интересными и увлеченными людьми, любили искусство и верили в будущий рассвет дымковского промысла. Более 70 лет в общей сложности посвятили они дымковской игрушке. И то, что сделали они в промысле – это основа для развития творчества современных мастериц.

Екатерина Иосифовна Косс-Деньшина внесла большой вклад в развитие дымковского промысла. Она сумела совместить противоположные цвета, тем самым, сделав игрушку ярче и заметнее. Она создавала свои традиции с учетом старых. Екатерина Иосифовна подходила к лепке и росписи игрушки со своей стороны, со стороны художника. Она оставила свой незабываемый след в дымковской игрушке.

Я пришла к следующим выводам:

Екатерина Иосифовна Косс-Деньшина приехала из Петербурга в Вятку, чтобы посвятить себя искусству – лепке дымковской игрушки. Она не была потомственной мастерицей, как все- другие. Промыслом она стала заниматься благодаря мужу А. И. Деньшину. Особенности творчества Косс:

1) Совмещение самых разных цветов орнамента для яркости игрушки (декоративность росписи).

2) Использование приёма гротеска.

3) Употребление мелких деталей: шляпочек, сумочек и т. д.

4) Цельность, продуманность образов.

5) Совмещение традиций со своими дополнениями.

6) Сказочные и реальные композиции, разные по количеству и размерам.

7) Разнообразие орнамента.

8) У барынь – заострённый бугорок носа, длинные крутые брови с точками зрачками и три кружка оранжевых румян.

9) Подход художника к росписи игрушки.

Е. И. Косс относилась по-своему к старым традициям, поэтому вносила свои изменения, сделав игрушку ярче. Она была художником, поэтому игрушка по росписи отличалась от других мастериц. Она сочетала цвета, не боялась сделать ошибку. Она могла подобрать цвета, их оттенки, а могла, наоборот, сделать контрастно, ярко. Все её игрушки не похожи друг на друга. У них разный орнамент, палитра и, конечно, сюжет. Е. И. Косс оставила свой, Петербургский след в Дымке. Она создала новые традиции, не побоялась их изменить. Благодаря ней, игрушка стала ярче, красивее. Косс является отличным примером для молодых мастериц, которые, может быть, создадут свои традиции.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)