Дом  ->  Мода и красота  | Автор: | Добавлено: 2015-03-23

Современная эпоха – эпоха самовыражения

90 – 60 – 90 Наверное, многие в наше время, услышав такое сочетание цифр, сразу скажут, что речь идет о девушке, возможно, о манекенщице или какой-нибудь «мисс », являющей собой идеал красоты. А кто установил эти нормы, и как вообще определить – красив человек или нет? Каким канонам соответствует идеал красоты и откуда он возникает? Что есть красота?

Красота – это нечто более незыблемое и не зависящее от вкусов и суждений.

Жан Лабрюйер, французский писатель XVIIв.

«Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона» определяет данное понятие так: «Красота— та сторона явлений, которая, в своей специфической особенности, не подлежит суждению ни с точки зрения теоретической истины, ни с точки зрения нравственного добра, ни — материальной пользы и которая, однако, составляет предмет положительной оценки, т. е. признается достойной или одобряется — есть эстетически прекрасное или К. »

«Википедия— свободная энциклопедия» дает следующее определение: «Красота́ — эстетическая (неутилитарная) категория, обозначающая совершенство, гармоничное сочетания аспектов объекта, при котором последний вызывает в наблюдателе эстетическое наслаждение. Красота, наряду с истиной и благом является важнейшей категорией культуры. В своём эстетическом восприятии понятие красоты близко к понятию прекрасного, с той лишь разницей, что последнее является высшей (абсолютной) степенью красоты.

В общем смысле красота — высшая степень целесообразности в природе, гармоничного соответствия и сочетания элементов (в том числе и противоречивых) во всяком устройстве, во всякой вещи и во всяком организме».

«Красота – это свойство объекта или явления действительности, которое отражается в человеческом сознании и переживается им, вызывает чувство удовольствия и наслаждения» («Философский словарь»).

Сравнивая определения, можно сделать вывод, что красота – это понятие, скорее, философское. Каждый из нас умеет видеть красивое вокруг себя, но у каждого свое понимание красоты. Мы наслаждаемся красотой простых и симметричных форм (снежинка) и одновременно испытываем радость от причудливой и сложной красоты звездного неба, восторгаемся движением (элегантная походка), говорим о видимой красоте пейзажа или лица. Красота многолика. Красота - отношение, возникающее между человеком и миром.

В настоящее время существует предположение, что наше восприятие красоты — инстинктивное, закрепившееся в памяти человека благодаря множеству предшествующих поколений живых существ с их бессознательным опытом, а также тысячам поколений людей с опытом осознаваемым. Значит, канон (совокупность установленных правил) – 90-60-90 создан не современной эпохой, а намного раньше, и современные эталоны красоты – это всего лишь отражение канонов прошлого? Эта гипотеза и стала целью нашего исследования, ведь, как заметил выдающийся древнегреческий писатель Лукиан: «Красоте присуще столь многое, что и для тех, кто придёт на смену нам, всегда найдётся, о чем сказать во славу красоты».

Глава I

«ЭПОХАЛЬНАЯ» КРАСОТА

Во все времена существовал общий эталон (образец для сравнения) красоты, формировавшийся от понимания образа идеальной женщины. Поэтому то, что так бодрит современных мужчин, несколько столетий назад могло не вызвать никаких чувств. В этом смысле история человечества представляет собой длинную цепь эстетических превращений, начало которой находится в каменном веке.

1. 1. Первобытная эпоха

Идеал формируется занимаемым положением в обществе, женщина занимает центральное место, так как она – продолжательница рода, поэтому основа идеала – здоровье (здоровая женщина – здоровое потомство)

Возраст самой древней женской статуэтки, известной человечеству – 80 тысяч лет. Первые предметы культуры изображали именно женщину – это последствия матриархата. Эти находки имели преимущественно культовый характер. Женщина, которая была главой рода, возносилась до ранга матери богов. Какие требования были к идеалу женской красоты в то время, и кто был «законодателем моды»? Ошибочным было бы считать, что идеал красоты тогда формировался под влиянием желания нравиться мужчинам, которые были ниже по социальному статусу. Проще говоря, женщина изображалась только из-за того, что по сущности только она и была человеком. Изображение женщины имело ярко выраженные половые признаки, и во многих случаях она была беременна. В своих представлениях об идеале женской красоты первобытные люди были предельно прагматичны. Главная их забота - продолжение племени. Поэтому идеальный образ женщины-прародительницы, которой поклонялись наши «каменные» предки, был такой. Она имела широкое, крепкое и тучное тело с огромной грудью, которой она должна вскармливать крепких и здоровых детей - будущее племени. Характерно, что у глиняных статуэток, изображающих этих «первобытных Венер», отсутствует лицо. Таково у древних художников было отношение к женщине: эстетика лица их абсолютно не интересовала; главное - это сильное и здоровое тело, сосуд плодородия.

2. Античная эпоха

Никогда не удастся природе создать женщину столь совершенную во всём, какую рождает резец, кисть и пламенная душа вдохновенного художника.

Брантом

Красота как форма бытия, красота есть гармоничное соотношение размеров. Афродита – эталон красоты и гармонии. Красота женщины заключается в красоте тела.

С течением времени забота о продолжении рода ушла на второй план. Соответственно изменились и представления о женской красоте. Например, идеалом древних египтян становится плоская брюнетка с тонкой талией и широкими плечами (Нефертити – субтильная женщина с фигурой мальчика).

Понятие женского очарования принесла микенская мода, получившая свое название от города Микены в Древней Греции. Греки всегда ценили пропорциональные и гармоничные формы. По их мнению, женщина должна быть хоть и стройной, но все-таки не слишком худенькой, с округлыми формами. Так Афродита имеет рост 164 см, окружность талии - 69 см, груди - 86 см, бедер - 93 см. В Античной Греции изображение людей впервые приобретает признаки искусства. Можно не сомневаться, что известные скульптуры древнегреческих богов носили идеальный характер. Мраморная скульптура богини красоты и любви Афродиты отображает эллинские нормы красоты и гармонии женского тела.

Аристотель говорил, что красота – в определенном соотношении частей целого, симметрии и упорядоченности, органической целостности. По канонам греческой красоты прекрасное лицо сочетало прямой нос, большие глаза с широким межвековым разрезом, дугообразными краями век; расстояние между глазами должно было быть не менее величины одного глаза, а рот в полтора раза больше глаза. Большие выпуклые глаза подчеркивались округлой линией бровей. Красоту лица определяли прямые линии носа, подбородка, невысокий лоб, обрамленный завитками волос с прямым пробором.

Яркое воплощение идеалов античной красоты – это статуи Аполлона и Артемиды. Их тела молоды и совершенны, мысли – благородны. Типичная черта греческих изображений – это гармония пропорций, природная красота, молодость, частичная или полная оголенность тела. Таким образом, красота женщины в то время выражалась в красоте тела. Но нельзя забывать, что греки изображали не женщин, а богинь. Если же посмотреть на картину реальной жизни греков, то можно говорить о незавидном положении женщины в обществе. Женам отводилась роль деторождения и ведения домашнего хозяйства. Статус человека имели только гетеры – ими восхищались, их воспевали в стихах. Возможно, именно их тела вдохновляли скульпторов.

1. 3. Средневековье

Отрицание телесной красоты. Лик (лицо) – центр образа, основа – продолжение рода. Контраст возвышенного (Богоматерь) и низменного (образ женщины – ведьмы)

Культ красоты человеческого тела, существовавший в античности, в Средние века становится неприличным и даже запретным. Все, что считали нужным открыть и показать, в XIII-XV вв. тщательно скрывается под большим количеством ткани с многочисленными складками и драпировками. Образец красоты средних веков - иконописные изображения девы Марии с правильным овалом лица и невинным выражением глаз. Ее чаще всего изображали в сером, полностью закрытом одеянии, худой, с лицом, полным скорби. В моде аскетизм и невинность. Никаких ярких красок, никаких пышных форм и излишеств. Ни мужчине, ни женщине нельзя быть лучше, чем их создал Господь. Плоть стала греховной, половые отношения оправдывались лишь для продолжения рода, поэтому не удивительно, что идеалом красоты того времени стали ангелы, существа, вообще не имеющие пола.

С развитием производительных сил повышалось благосостояние людей, особенно мещан, и Деву Марию в городах стали рисовать более полной и с пухленьким младенцем на руках. Тотальная церковная цензура в сфере половой морали нередко приводила к комическим парадоксам. Например, церковь всегда пыталась бороться с проституцией, остатками античности в виде оргий, вакханалий и т. д. Символом этих персонажей становились ведьмы, которые на иконах типа «Страшного суда» изображались с распущенными волосами и почти всегда голыми. Таким образом, изображение казни ведьм на гравюрах и картинах значительно оживляет перечень скупых женских портретов и икон. В следующие эпохи ведьмы будут изображаться как символ мистицизма и свободной любви.

Часто свирепствовавшие в средневековой Европе эпидемии определили образ западноевропейской девушки-горожанки: бледная, худая, чахоточного вида. Тем более, когда физическое совершенство рассматривалось как страшный грех, идеалом женской красоты считалась затянутая в корсет дама с миниатюрными ручками. Как и в античности, в моде были русые волосы.

Это время проходит, и естественную красоту сменяет другая, где в моде изящность и аристократизм в современном понимании этого слова - грациозность и гибкость, тонкие черты лица, абсолютно прямой нос, маленький подбородок и большие глаза. Волосы пышные и светлые, женщина уподобляется ангелу или прекрасной розе, кожа ее сравнивается с шелком, губы - с лепестками роз. Перед нами Прекрасная Дама XIV века.

Через несколько десятков лет все меняется, в моду входит силуэт, напоминающий латинскую букву "S". Что только не использовали женщины, чтобы следовать моде - они накладывали специальную подушечку на живот, выгибали спину. Сейчас нам кажется, что фигуры красоток этого времени похожи на беременных. В одежде сочетался максимализм с минимализмом - узкая и стесняющая движения одежда с огромным количеством складок, сборок сзади платья и на рукавах.

4. Эпоха Возрождения

Единственная красота, которую я знаю, - это здоровье.

Красота неотъемлемо связана с телом. Начало формирования моды, позволяющей «подгонять» фигуру в соответствии идеалу. Подчеркивание груди как признака материнства - отражение первобытных канонов.

Пришедшая на смену Средним векам эпоха Ренессанса установила свои каноны: высокая, статная фигура, широкие плечи, красные губы и благородные черты лица. Худобу сменяют пышные формы. Продолжают цениться русые волосы и широкий, открытый лоб. Брови же, чтобы понравиться мужчинам, приходилось выщипывать полностью. Женский идеал Ренессанса воплотился в образе знаменитой широколобой и безбровой Джоконды.

В эпоху Возрождения все вновь обращают внимание на красоту человеческого тела. После длительного периода аскетизма пришла пора расцвета жизни. Женщины носят декольте, отделанные мехом или бархатом и сильно открывающие грудь. Снизу грудь поддерживает корсет.

В любом случае, идеал красоты Ренессанса отличался от идеала красоты предыдущей эпохи. С человеческого тела было снято табу, наложенное церковью. Душа отходит на второй план, и перед нами во всем своем величии появляется Тело. Красота теперь неотъемлемо связана с телом. Люди вспомнили, что «когда-то они это уже видели», и искусство взяло своим основанием достижения Античности.

В моду вошло стремление к полярной противоположности полов, и это поставило следующее правило: совершенная красота содержится в выражении половых отличий мужчины и женщины. Подчеркнутые женские половые признаки стали залогом красоты. С другой стороны, мода на здоровье диктовала женщине иметь все данные для материнства – в первую очередь, большую грудь. Красивыми считали широкие бедра, крепкую талию и толстые ягодицы. Девичья красота уступала красоте зрелой женщины 35-40 лет. Монах валламброзаского ордена Аньоло Фиренцуола в трактате «О красоте женщин» дает нам свое представление об идеале красоты в эпоху Ренессанса: «Телосложение должно быть большое, прочное, но при этом благородных форм. Чрезмерно рослое тело не может нравиться, так же как небольшое и худое. Белый цвет кожи не прекрасен, ибо это значит, что она слишком бледна: кожа должна быть слегка красноватой от кровообращения. Плечи должны быть широкими. На груди не должна проступать ни одна кость. Совершенная грудь повышается плавно, незаметно для глаза. Самые красивые ноги – это длинные, стройные, внизу тонкие, с сильными снежно-белыми икрами, которые оканчиваются маленькой, узкой, но не сухощавой ступней. Предплечья должны быть белыми, мускулистыми. ».

Именно такой тип красоты изображен на полотнах Тициана «Любовь земная и небесная», «Портрет дамы в белом» и портретах многих мастеров венецианской школы XVI века, в творениях Рубенса, Рембрандта, Гальса и других художников этого времени.

Одежда стала более открытой, но не более. Зато в эпоху Ренессанса не запрещается позировать для картин обнаженными. Среди аристократов даже возникает определенная мода изображать своих любимых в костюме Евы.

Производственные отношения, набирающие обороты, требовали увеличения количества рабочих рук, то есть рождения большего количества детей, и это обуславливало моду на беременность (очень часто женщин на портретах изображали беременными).

1. 5. Эпоха абсолютизма

Отражение аристократического идеала. Дворянки заботятся о внешней красоте, крестьянки – о продолжении рода.

В развитых странах Европы правила аристократия, поэтому идеал красоты здесь воплощается в аристократическом идеале. Стремления следующие: женщина – это изысканный источник удовольствия. Это – главные принципы изображения женщины в эпоху абсолютизма.

В эту эпоху идеалы красоты дворян и простых людей значительно расходятся. Для простолюдина главным условием красоты является приспособленность человеческого тела к работе и к продолжению рода. Поэтому крестьяне мечтали о пышной, румяной супруге, которая способна к хорошему труду и к рождению крепких детей. Крестьянка, которая хорошо работает, должна хорошо питаться, а физический труд не даст ей ожиреть. Аристократы были противоположны в своих вкусах. В эпоху абсолютизма для них красивое отдельно и в совокупности лишь то, что оказывается непригодным к труду. Это отображалось в их идеале красоты: тонкие руки, маленькие ножки, нежное тело. Мода на пышные формы присутствовала до конца XVIII века включительно.

Эпоха абсолютизма находит привлекательным пикантность. Красота уже не обязательно связана с наготой. Нет больше нагих тел, есть только тела, раздетые в большей или меньшей степени. Женщина как бы распадается на массу мелких прелестей: маленькую ножку, изящную ручку, грациозные бедра и т. д. Костюм помогает разложить целое тело красавицы на отдельные части: грудь, бедра, лоно. Если раньше, чтобы показать красоту возлюбленной, ее рисовали обнаженной (Генрих II заказал изобразить Диану Пуатье в молочной ванне), то теперь ее рисуют в соблазнительной позе, где лишь какая-то часть костюма отсутствует или приподнята.

Женщина обязана рожать детей, поэтому она должна иметь широкий таз и полную, крепкую грудь. Все это благонамеренно прикрыто одеждой, но не возбраняется подчеркивать ею наиболее "интересные" места. Строго запрещено в приличном обществе прямо говорить о частях тела, которые эротически возбуждают. Поэтому у женщины нет бедер или икр, а есть исключительно "ноги". Груди называют грудью или бюстом, живот - желудком, зад вообще не существует. Женщина не беременна, а в "таком положении" или в "интересном положении".

1. 6. Эпоха романтизма

Контрасты эпохи. Куртизанки как эталон красоты. Жертвы в угоду требованиям моды.

С приходом эпохи романтизма мода на здоровье заканчивается. Теперь привлекает бледность - знак глубины сердечных чувств. Женщина эпохи романтизма должна быть мечтательной, грустной, хорошо, если в ее печальных голубых глазах блестят слезы и она, читая стихи, уносится душой куда-то вдаль - в мир более идеальный, чем тот, который ее окружает.

Дамы изводили себя диетами, очистительными клизмами, которые личные врачеватели рекомендовали славить накануне бала - «для пущего блеска в глазах». Темные круги под глазами были признаком духовности. Дюма-сын писал в то время, что в парижских гостиных туберкулез считался болезнью интеллектуальной элиты. Самые модные дамы не употребляли румян, а на шее носили большие банты. Все хотели быть похожими на куртизанку Виолетту Валери, героиню драмы А. Дюма-сына "Дама с камелиями", которая умирает от туберкулеза, как и её прототип - знаменитая парижская куртизанка Мари Дюплесси, чьи красота и незаурядный ум привлекали многих выдающихся людей, в частности начинающего литератора Александра Дюма.

Стремление к утонченности не только души, но и тела доводят до абсурда. В конце XIX века женщины окончательно обезумели от страсти к худобе - в корсет затягивались даже будущие матери, стремясь достигнуть желанной отметки на сантиметровой ленте-55. Именно такой размер талии соответствовал идеалу красоты тех времен. В 1859 году после бала скончалась одна модница 23 лет от роду. Вскрытие показало, что из-за чрезмерно затянутого корсета три ребра вонзились ей в печень.

Контрастом идеалу худосочности становятся пышные формы Нана, героини одноименного романа Э. Золя. Писатель создал образ женщины-куртизанки, сексуальный магнетизм которой привел в смятение высший свет. Самые высокопоставленные особы начали румяниться и краситься, подобно женщинам с панели, ужасаясь от одной мысли, что могут заболеть туберкулезом. Стало гораздо популярнее умирать от апоплексии.

7. 20-ый век представляет

Стремление к эмансипации приводит к формированию абсолютно различных идеалов красоты. В то же время женщины стремятся уравняться с мужчинами во всем, даже во внешности.

На рубеже XIX и XX веков мода чрезмерно экстравагантна. Она вызывает насмешки. Вот как описывает «демоническую женщину» этого периода Н. А. Тэффи в одноименном рассказе: «Демоническая женщина отличается от женщины обыкновенной прежде всего манерой одеваться. Она носит черный бархатный подрясник, цепочку на лбу, браслет на ноге, кольцо с дыркой для цианистого калия, который ей непременно принесут в следующий вторник».

В 1900 году парижские кабаре бросили вызов: обнаженные женские ноги. В 1926 году весь Париж смеялся над карикатурой «эмансипированной женщины», сидящей на облаке, закинув ногу на ногу. Примерно в то же самое время неисправимые зубоскалки припевали вслед всякой женщине, одетой сколь-нибудь современно: «Отрезала косы, чтобы детей пугать». Вот так, с насмешками и жестокими конфликтами на рынке, мы входим в наше время и с отчаянием констатируем, что «все модно».

Также на рубеже XIX- XX веков идеал женской красоты на Западе приближается к восточному идеалу. Эталоном стала женственность. Изящная дама теперь выглядит так: небольшая голова с высокой прической переходит в удлиненный торс, сжатый, как стебелек цветка, корсетом, узкие рукава и поникшие плечи напоминают листья, узкая юбка дополнена турнюром, высокие каблуки делают походку женщины неуверенной, что сообщает всей фигуре хрупкость.

После первой мировой войны каноны в Европе изменились: модным стало заниматься спортом, загорать. Автомобиль вытеснил из обихода длинные юбки, и красавицы стали демонстрировать свои ножки. Благодаря Коко Шанель барышни надели брюки и пиджаки. В моде – узкие бёдра и длинные ноги.

В то же время после первой мировой войны мир теряет присущую ему целостность, обычный порядок жизни начинает разлагаться, рушиться, и ощущение разрушения, потери целостности становятся лейтмотивом творчества большинства модернистов. Художники уже не рисовали целое тело, а стремились изобразить его фрагментарно. Женщину тоже стали рисовать отдельными частями. Вместо фигуры – «салат» с ног, рук, бедер, грудей, причесок. Теперь идеал является не действительным отображением эпохи, а последствием мировоззрения отдельных мастеров. Характерной становится тенденция к отрицанию классического вида, и его распад. Это касается искусства. Но с глобализацией и с развитием технических средств набирает обороты так называемая массовая культура, с появлением которой интересы разных социальных классов становятся похожими. Проще говоря, слушают попсу и смотрят голливудские фильмы как пролетариат с крестьянством, так и буржуазия. Теперь идеалами женской красоты на целые десятилетия могли стать киноактрисы. Так в 50-60 годы таким идеалом стал образ Мэрилин Монро. Все стараются подражать ей во всем, начиная от фигуры и кончая той одеждой, которую она носит. Модной становится женщина далеко не худенькая, имеющая все признаки того, что она женщина. Все говорят о секс-символе Мэрилин Монро. Это новый критерий красоты, который прочно утвердился на многие годы.

В то же время именно в 60-е годы появляется другой идеал женской красоты - Твигги (по-английски - веточка). У бесполого создания были «ручки тоньше лютика», острые коленки и выпирающие ключицы. А в начале 1970-х были внесены коррективы в этот образ. Характерные черты нового эталона красоты были сформулированы владелицей крупнейшего в Нью-Йорке бюро фотомоделей. Суть их сводится к следующему: минимум метр семьдесят роста, маленькая грудь, шелковые волосы, нежные плечи, длинная шея, узкая талия, красивые руки, широко расставленные глаза, рот не очень большой и не очень узкие губы. Владелица нью-йоркского агентства и не догадывалась, что спустя каких-нибудь 25 лет законодатели мод возведут ее рекомендации в правило и предложат миру новый эталон красоты. Понятно, что здесь не идеализируют красоту и здоровье тела, а стремятся показать красоту одежды. Ума и какой-либо совершенности чувств не требуется. Женщина должна быть похожа на манекен. (Отсюда и определение девушек-моделей как «вешалок»).

Период 90-х принесли с собой много интересного. Профессия манекенщицы приобретает все большую популярность, все девушки стремятся иметь стандартную фигуру, чтобы подходить для этой профессии или быть хотя бы похожими на популярных топ-моделей. Начинается просто настоящий бум, все стремятся похудеть, применяя для этой цели самые разнообразные средства, и не всегда полезные для здоровья. В моде высокие (175—185 см) и просто дистрофичные девушки с минимальным количеством жировых отложений. Чем длиннее и стройнее ноги, тем девушка привлекательнее. Это эпоха унисекса (стиль «у́нисекс» (также «ю́нисекс») (англ. unisex) возник в результате изменения мужской и женской роли в обществе. Он определяет внешний вид человека, включая одежду, причёску, макияж и парфюм. Главная черта всех вещей этого стиля — это полное отсутствие признаков, указывающих на половую принадлежность их владельца), когда женщины стремятся не слишком отличаться от сильной половины человечества и подражают мужчинам во всем: в одежде, в парфюмерии и поведении. В конце века в почёте силикон и пластические операции.

1. 8. Современная эпоха – эпоха самовыражения

В XXI веке женщины хотят снова быть женщинами, стиль «унисекс» сменяется «гламуром» - возвращаются роскошь и индивидуальность. Темп современной жизни, в которой женщина играет разные роли, вызывает желание быть яркой и демонстрировать свой успех. В моде дорогие ткани, изящный покрой одежды, стильные женские прически и выразительный макияж.

В XXI веке в моде европейские лица, загорелая кожа, экзотические татуировки. Темнокожие выпрямляют волосы, китаянки и японки меняют разрез глаз. Футурологи считают, что у Запада истощается демографический потенциал и эталон красоты может повернуться в сторону Возрождения. Культ здоровья и фитнеса это подтверждает.

Приветствуется также «фьюжн»- соединение разных стилей и традиций. Восточная изысканность теперь легко сочетается с западным авангардом. Идеально все, что подчеркивает неповторимость образа, смелые дизайнерские решения призваны раскрыть привлекательность женщины, выбирающей то, что подходит именно ей, начиная с античных канонов и заканчивая самыми абсурдными способами самовыражения.

Глава II

Абсурдная красота

Ради красоты и потерпеть не грех.

Андерсен

Идеал женской красоты в разные эпохи, менялся и иногда очень кардинально. При этом даже в один исторический период понятие красоты были диаметрально противоположными. Наибольшим успехом пользовалась, можно сказать, даже абсурдная красота. Попробуем рассмотреть, какие эталоны красоты абсурда явили миру разные эпохи и разные культуры.

2. 1. Безобразная красота

Древние народы разными путями старались подчеркнуть свою индивидуальность и придавали внешности особое внимание. В индуизме телесным пороком считалось наказание, им наделены были люди, совершившие тяжкие грехи в своих прежних перерождениях. В китайских преданиях общественные несчастья пошли оттого, что государство было доверено наследнику с поврежденной ногой. В Древнем Риме жрицами огня - весталками - могли быть только девушки без телесных недостатков. Но так же телесный порок мог быть и знаком особых заслуг, избранности. Хромота или слепота могли обозначать мудрость и магическую силу. Хромыми или слепыми часто были колдуны и сказители. Хромым был библейский патриарх Иаков и древнерусский богатырь Илья Муромец, одноглазым был верховный бог скандинавов, вещий Один, слеп был легендарный сказитель Греции Гомер.

2. Пластика без хирурга

Взгляды разных народов на человеческую красоту существенно отличаются. Так, у некоторых полинезийских народов вожди должны были быть очень полными, и их специально для этого откармливали. Кроме того, они должны были отличаться от соплеменников светлой кожей. А вот, например, заботливые матери из племени туарегов, проживающего в Сахаре, насильно откармливали своих дочерей - полнота в этой стране ассоциируется с плодородием. Если у девушки при наклоне вперед на животе будет меньше 12 жировых складок, ее никто не возьмет замуж.

В Папуа - Новой Гвинее девочкам начинали скручивать и оттягивать груди, как только они появляются: невеста с торчащей грудью не пользуется успехом у женихов.

Эталоны красоты складывались столетиями и зарождались в далеком каменном веке, когда первая модница случайно вытянула себе мочку уха или, подражая животному-тотему, выбила себе нижние зубы (чтобы стать похожей на быка), а затем стала образцом для многих поколений.

Странная, с точки зрения европейца, внешность - предмет гордости женщин в отдаленных уголках земного шара. Обитательницам острова Борнео в Малайзии с юных лет начинают оттягивать мочки ушей, подвешивая к ним специальные бронзовые гирьки. Постепенно вес гирек увеличивают до трех килограммов, и в пору расцвета женской привлекательности мочки ушей достигают желанной длины - до плеч. Изящная татуировка на руках (от кончиков пальцев до локтей), выполненная в виде кружев, служит важным дополнением к созданному образу.

Безусловные лидеры по части растягивания определенных частей тела – жительницы Мьянауна (Бирма), прозванные женщинами - жирафами. Медные кольца, число которых растет год от года, вытягивают шеи их обладательниц до 50 сантиметров! Возможно, раньше металл защищал шею женщины от тигра, который мог броситься на нее, когда она работала в поле; либо таким образом когда-то наказывали жен, изменивших своим мужьям. А нынче медное колье символизирует богатство и служит украшением.

В Африке, как и в Азии, представительницы прекрасного пола тоже вытягивают мочки ушей, но на этом не останавливаются. В Кении женщины-масаи прокалывают по всему уху множество дырочек, в которые вставляют палочки, проволочки причудливых форм и яркие бусы. Создается впечатление, что в их ушах растут диковинные кусты. Возможно, эта искусственная растительность призвана отчасти компенсировать полное отсутствие волос на голове - кенийки наголо обривают свои головы. Жительницы Папуа-Новой Гвинеи тоже не придают особого значения волосам. Голова папуаски увенчана огромным сооружением из перьев, с яркостью которых может соперничать только раскраска ее лица.

Эскимоски с острова Нунивак (Аляска) несколько раз прокалывают себе нижнюю губу, не используя никаких обезболивающих средств. Потом они вставляют в отверстия бусы из слоновой кости и держат их до тех пор, пока не образуется бахрома, напоминающая бороду.

Индианкам принадлежит традиция прокалывания носа. У индианок - кольцо в носу, у женщин-яномами - веточки в щеках и губах, представительницы прекрасного пола южноафриканского племени ндебеле буквально отягощают себя объемными украшениями из бисера. Но, пожалуй, наибольшей оригинальностью отличаются эфиопские девушки из племен сурма и музи, украшающие свои губы глиняными дисками. Нижняя губа прокалывается, в образовавшееся отверстие вживляется диск, размер которого с годами становится все больше. Величина диска указывает на то, сколько скота семья девушки рассчитывает получить за нее в качестве выкупа.

2. 3. А что расскажет татуировка?

Египтянки-аристократки татуировали бритую голову сложными узорами и украшали ее золотой диадемой. При такой прическе очень выразительным было лицо с интенсивным гримом: черные длинные и широкие брови, ярко-зеленые веки и окрашенные белым ногти рук и ног. Впрочем, мода менялась: Нефертити и Клеопатра выщипывали брови и ярко красили губы.

Ритуал раскрашивания лица также существует у женщин Уганды, использующих в качестве красителей кору и плоды деревьев, а также цветную глину. При этом рисунок у зрелой женщины обязательно отличается от того, который украшает юную особу.

Раскраска тела представительниц племени яномами из джунглей Амазонии - это своего рода автобиография. Рисунок рассказывает о судьбе девушки, ее настроении и даже устремлениях (матримониальных, например). Эти узоры заменяют их обладательницам одежду, наносятся растительными красителями и после нескольких купаний смываются. К числу более "долгосрочных" украшений можно отнести фигурные наросты на телах женщин из племени карамоджонгов (граница Судана и Уганды). Кожа тела и лица в определенных местах надрезается железными крючьями и затем посыпается пеплом в течение месяца, чтобы рана не заживала. В результате на теле добровольной мученицы появляются наросты, добавляющие ей привлекательности в глазах местных мужчин.

Обычай татуирования, например, широко распространен среди марокканок: они покрывают густой сетью узоров кисти рук и ступни ног. Женщины народа байта в Индии считают татуировку сильным возбуждающим средством и важным компонентом любовной игры.

Женщины племени аину в Японии при помощи татуировки на губах и вокруг них увеличивают рот, делая его при этом голубого цвета. Считается, что это отпугивает злых духов.

4. Белозубые красотки не приветствуются

Белые зубы вряд ли смогут оценить по достоинству многие жительницы Центральной Азии и Меланезии. Они специально жуют плоды бетельной пальмы, ядовитых орехов, чтобы сделать полость рта красной и клейкой. Этот обычай преследует своеобразную цель: мужчины считают "беззубых" женщин более похожими на детей и, следовательно, более податливыми.

Обитательницы некоторых районов Анголы выбивают себе передние зубы, а женщины племени балуба в Конго почти полностью стачивают их. Жительницы Соломоновых островов считают, что по-настоящему украсить женщину может не наличие зубов, а их отсутствие. Поэтому выбивание верхних резцов невесте составляет обязательную часть свадебного ритуала. В роли дантиста обычно выступает дядя пациентки по материнской линии. Вместо клещей и щипцов используются заостренная палка и камень.

Полинезийцы считали писком моды обтачку зубов до треугольной формы, как у акулы. Многие даяки, наоборот, спиливают верхние и нижние клыки почти до половины, чтобы как можно меньше походить на хищных зверей.

Замужние японские женщины имели привычку чернить зубы и выщипывать брови, а мужчины - выбривать волосы на лбу и затылке, а оставшийся локон укладывать на макушке вокруг головы.

Обычай чернить зубы существовал у отчаянных модниц и на Руси. "Они, - писал английский медик С. Коллинз, - чернят свои зубы с тем же намерением, с каким наши женщины носят черные мушки на лице; зубы их портятся от меркуальных белил, и поэтому они превращают необходимость в украшение".

5. Немного о лице

Иной раз сексуальная привлекательность таится в недоступности для глаз. Мусульманки тщательно прикрывают голову и тело от посторонних взглядов, не случайно в одном из районов Ирана самой сексуальной частью тела считается колено.

В племени тино, живущем к северу от Амазонки в Бразилии, наиболее привлекательными признаются женщины с узкими, очень вытянутыми лицами. Поэтому матери сдавливают лица своих дочерей деревянными планками, чтобы их девочки не стали с возрастом круглолицыми и толстощекими. А самым главным украшением женщин из племени фулани в Африке считается высокий лоб. Поэтому фуланские красавицы удаляют брови и ресницы - это создает иллюзию высокого лба

(они явно своим идеалом сделали Джоконду).

Пожалуй, наиболее скромными, с точки зрения пристрастия к украшениям, можно назвать пигмеев. Эти самые маленькие (в среднем 1,3 м) женщины нашей планеты, проживающие в лесах Центральной Африки, лишь по большим праздникам надевают на голову венки из листьев.

2. 6. Традиции Востока

В Японии восторгались маленькими хрупкими женщинами с крошечными ступнями. Чтобы нога не росла, девочкам туго бинтовали стопы. Особое значение китаянки придавали красоте ногтей - длинные, выкрашенные в красный цвет, они считались свидетельством богатства. Косметикой тамошние прелестницы пользовались без меры: густые белила, зеленые брови, золотистые зубы. Не отставали от них и японки. Однако в Стране Восходящего Солнца румянились и белились только привилегированные особы. Красавицы Японии густо белили кожу, замазывая все дефекты на лице и груди, лоб по краю роста волос обводили тушью, брови сбривали и вместо них рисовали короткие толстые черные черточки. Замужние женщины в феодальной Японии покрывали зубы черным лаком. Идеальным считалось собирать волосы в высокий тяжелый узел, который поддерживался длинной узорчатой палочкой. Чтобы спать с такой прической, под шею подкладывали специальные подушечки на деревянной подставке. Для укрепления волос и придания им блеска волосы смазывали специальными маслами и растительными соками (сок алоэ).

2. 7. «Немытая» Франции

Законодательницей мод с начала XVIII века стала Франция. Эталоном женской красоты считалась фигура с маленькой изящной головкой, узкими плечами, тонкой талией и округлой линией бедер. Правда, солнце, воздух и вода не были в числе близких друзей парижских прелестниц. Не была в моде гигиена. Белила с лица они не смывали неделями. Чтобы заглушить запах немытого тела, употребляли огромное количество духов, неделями не очищали волос. В ходу были специальные приспособления для чесания головы и специальные молоточки, которыми убивали назойливых насекомых. Позже мытье стало поощряться. «Золотой век» был век вшей и блох.

2. 8. И мы не отстаем

На Руси красавиц растили по-своему. В средние века девочкам из богатых семей запрещали шить, чтобы они не привыкали держать голову опущенной и не кололи пальцы, читать, чтобы не портили глаза, много есть - чтобы не толстели. На ночь в волосы втирали благовонные мази, руки мазали нутриевым салом и надевали нитяные перчатки, а грудь массировали специальной помадой. Будили их рано, чтобы утреннее солнце окрасило лица живым румянцем. Но и русские красавицы не могли устоять перед модой: белились и румянились до того, что начинали походить на размалеванных кукол.

Для белизны кожи также пили уксус и ели мел. Чтобы придать глазам раскосость, головным убором стягивали кожу лица, а мочки ушей специально вытягивали.

Уникально то, что экстравагантные способы самовыражения характерны и для наших дней, тем самым доказывая, что древняя культура и обычаи не утратили свою актуальность и сегодня.

Глава III

КРАСОТА В ЦИФРАХ

Со времен античности понятие красоты пытаются объяснить с научной точки зрения. Пифагор считал, что красота исходит из гармонии и соотношения размеров. Он даже искал соответствующее числовое соотношение.

Система идеальных пропорций человеческого тела - канон - была разработана древнегреческим скульптором Поликлетом в V веке до нашей эры. Ваятель задался целью точно определить пропорции человеческого тела, согласно с его представлениями об идеале. Вот результаты его вычислений: голова - 1/7 всего роста, лицо и кисть руки - 1/10, ступня -1/6.

Прекрасным считалось лицо, которое можно было разделить на несколько равных частей (три или четыре). При трех разграничительные линии проходили через кончик носа и верхний надбровный край; при четырех – через край подбородка, по кайме верхней губы, по зрачкам, по верхнему краю лба и по темени.

Один из хронистов XVI столетия приводит свою, довольно оригинальную и совершенно нестандартную, формулу женской красоты, кратную числу три. По его мнению, у красивой женщины должны быть:

Три белые – кожа, зубы, руки.

Три черные – глаза, брови, ресницы.

Три красные – губы, щеки, ногти.

Три длинные – тело, волосы и руки.

Три широкие – грудная клетка, лоб, расстояние между бровями.

Три узкие – рот, плечо, ступня.

Три тонкие – пальцы, волосы, губы.

Три округлые – руки, торс, бедра.

Три маленькие – груди, нос и ноги.

В последние годы психологи пытаются найти окончательную разгадку красивой фигуры посредством тщательного обмера всех параметров тела. Их эксперименты показали, что сплавленный в компьютере из десятков разных лиц унифицированный облик воспринимается как наиболее привлекательный. Но почти тут же группа британских и японских исследователей пришла к противоположному заключению: все-таки наибольшим успехом пользуются как раз специфические индивидуальности. И наконец выяснилось, что едва ли не главным стимулятором вожделения является симметричность лица.

На основании изучения скульптур разных эпох ученые выявили некоторую закономерность и составили несколько таблиц пропорций женского тела.

Древний мир Средневековье 18 век 19 век 20 век

Вес 64 кг 45 кг 72 кг 65 кг 43-45 кг

Бюст 91 см 79 см 98 см 92 см 90 см

Талия 70 см 62 см 72 см 42 см 60 см

Мы заинтересовались данными цифрами, провели исследование, взяв за основу средние показатели веса, бюста и талии учениц 10 – 11-хх классов нашей школы, и выявили следующее:

Вес – 59 кг

Бюст – 86 см

Талия – 72 см

Данную пропорцию женской фигуры можно соотнести с пропорциями, характерными для древнего мира и 19в. (вес), для древнего мира и 20в. (бюст), для древнего мира и 18в (талия). Можно сделать вывод, что современная нам девушка являет собой идеал античной красоты тела.

Члены международного жюри постоянно отдают предпочтение на конкурсе "Мисс Европа" молодым женщинам, имеющим окружность бюста - 90 см, талии - 60 см, бедер - 90 ем.

До сих пор волшебной формулой красоты считалось так называемое соотношение талия-бедра. То есть результат деления ширины талии на объем бедер должен получаться около 0,7 - если, конечно, женщина хотела понравиться мужчине. Другими словами, эта цифра предполагала наличие хрупкой талии и крутых бедер.

По нашим измерениям, (средний результат – талия - 72см, бедра – 94см) соотношение талия-бедро равно 0,76.

Несколько лет американский институт имени Дж. П. Ирвинга (штат Калифорния), изучающий коммуникацию, анализировал взгляды мужчин. В результате были сделаны следующие выводы:

22,6 % мужчин сосредоточивает внимание на глазах женщины; 14,4% - оценивает взглядом ее фигуру; 11 % - более всего привлекает грудь; 10. 8 % - наблюдает выражение лица и улыбку; 10,4% - разглядывают ноги; 8% - смотрит на губы; 7,5 - оценивает талию; 6,6 - первый взгляд бросает на волосы; 5,4 - интересуются походкой; 3,4 - первоочередное внимание обращает на руки.

Мы провели собственный опрос среди учащихся 5 – 11 кл. и учителей школы, выясняя, что во внешности человека привлекает их внимание в первую очередь?

Оказалось, что:

51% - обращает внимание на лицо, при этом 30% - выделяют глаза, 13% - интересуются половыми органами, 10% - смотрят на одежду, 9 % - более всего привлекает грудь, 5% - выделяют губы и волосы, 3% - сосредоточивают внимание на запахе, также их волнует нос и улыбка, 2% -обращают внимание на рост и 1% - на зубы.

Миллионы представительниц прекрасного пола пытаются подражать своим кумирам - топ-моделям с обложек журналов. Этой эпидемией, охватившей практически весь мир, заинтересовались медики. В американском журнале "Реор1е" публиковались результаты исследования 548 школьниц из Бостона. Оказалось, что у семи девушек из десяти (69 %) идеалы женской красоты сформированы под влиянием модных журналов.

Опрос учащихся 5 – 11 кл. нашей школы показал, что их идеал красоты был сформирован под влиянием:

Мамы – 18%;

Одноклассников – 12%;

Кумиров – 27%

Назывались имена кумиров: А. Семенович, П. Андерсон, Б. Спирс, А. Джоли, А. Чеховой, И. Алферовой, М. Монро.

Проведя опрос в нашей школе, на улице, в магазинах на тему: «Кто же для вас является идеалом красоты?», мы выяснили, что большинство представительниц прекрасного пола – молодых девушек, женщин – предпочитают подражать своим кумирам, нежели считают саму себя привлекательной.

ВОТ РЕЗУЛЬТАТЫ НАШЕГО ОПРОСА:

9 % - считают себя идеалом

58% - пытаются подражать своим кумирам:

- 23 % девушек подражают топ-моделям;

- 15 % подражают актрисам;

- 20 % женщин не подражают, а лишь основываются на том или ином идеале.

Затем мы спросили наших девушек: почему же они не стремятся к так называемой индивидуальной красоте, но выяснилось, что 69 % девушек сформировали свой идеал женской красоты под влиянием модных журналов.

Исследование показало, что чем больше девушки уделяют внимания модным журналам, тем негативнее они относятся к своему телу. Поклонницы такой литературы в два с лишним раза чаще склонны думать, что мальчики всегда отдадут предпочтение не им, а нереально тонким девушкам - и этим все сказано.

Модельная красота 1970-1980х годов – вот идеал красоты для школьниц. У врачей несколько претензий к такому типу красоты. Во-первых, он не всегда хорошо сочетается с детородными функциями. Во-вторых, у женщин, которые в силу своей конституции безуспешно пытаются достичь модных пропорций, он может спровоцировать депрессию или другие расстройства психики. Особое место среди них занимает нервная анорексия. Этим недугом чаще всего страдают девушки-подростки. Они отказываются от пищи, боясь располнеть. Среди «истязателей плоти» очень много девушек с нормальным весом – излишний наблюдается только у 23 % школьниц.

Молодежный журнал "Долли" решил узнать об аппетите своих читательниц. Около 58% юных респонденток в момент опроса сидели на диете. Около тридцати - регулярно выташнивали свой обед. Этот рвотный метод впервые описал шотландский доктор Джордж Чейни в 1673 году. И все же он пояснил, что это не метод, поэтому предложил другой способ борьбы с объеданием - раз в неделю ничего не есть, а только пить по два литра молока или чая.

51% старшеклассниц нашей школы интересуется различными диетами, рвотный метод для похудания не применялся ученицами, 12% предпочитают не воздерживаться в еде вовсе.

Любопытно, что современные модели на 23% худее среднестатистических женщин и на 14 % - своих коллег из шестидесятых годов. Правда и по возрасту они моложе

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Женская красота сейчас стала неплохой торговой маркой. Ею занимаются отдельные агентства, компании и даже отрасли промышленности.

На сегодняшний день нереальный идеал эпохи пытаются отобразить на картинах, а под влиянием массовых изображений женщины у современного человека формируется определенный «желаемый» идеал, суть которого состоит в том, что женщина как раз и выступает чистым символом желания – желания владеть всеми вещами, которые рекламируются с помощью женской красоты. Следующий настоящий идеал женской красоты человечество увидит уже во время всемирных социалистических преобразований.

Можно сделать вывод, что «красота» принадлежит к тем понятиям, которые человек активно использует в своей повседневной лексике; человек постоянно видит и чувствует красоту, оценивает предметы как более или менее прекрасные. Но красота не может быть сугубо субъективным понятием, так как предмет оценивается как красивый именно в силу его соответствия идеалу. И формируя идеал женской красоты, каждая эпоха и каждый человек опирается как на собственный опыт, так и на опыт прошлого, выбирая для себя наиболее приемлемые каноны. Современный идеал красоты оценивать не нам, а нашим потомкам.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)