Развлечения  ->  Социальные сети  | Автор: | Добавлено: 2015-03-23

Социально-психологические особенности восприятия молодёжных субкультур учащимися различных возрастных категорий

Страна, в которой не заботятся о детях и молодежи, не имеет будущего. И если в ближайшее время не произойдет существенных изменений, мы обречены на вымирание.

В кризисных условиях больше всего подвержены крушению идеалов, обострению нигилизма, апатии, молодежь, так как система ценностей подвижна, мировоззрение не устоявшееся, что приводит к потере нравственного и духовного здоровья нации.

Чтобы оказать помощь, молодежи нужны знания основных тенденций развития молодежной культуры, её психологических особенностей.

Социальная психология молодежи изучает молодежь как социальную общность, особенности ее социализации, воспитания, процесс социальной преемственности и унаследования молодежью знаний и опыта старших поколений, особенности образа жизни, формирование жизненных планов, ценностных ориентаций, выполнение социальных ролей.

«Молодежь - это социально-демографическая группа, переживающая период становления социальной зрелости, адаптации к миру взрослых и будущие изменения

Молодежь имеет подвижные границы своего возраста, они зависят от социально-экономического развития общества, уровня культуры, условий жизни.

Сегодня целый комплекс противоречивых проблем, неоднозначность процессов, происходящих в молодёжной среде и в нашем обществе в целом, вызывают бурные споры. К сожалению, наш государственный аппарат (который, собственно, породил российский феномен — "неформалов") продолжает удивлять мыслящую половину человечества своим ничтожным вниманием к молодёжным проблемам или попытками решать их административными методами. Повлиять на эту ситуацию, в государственном масштабе, нам вряд ли удастся, но в наших силах не повторять подобных ошибок и не способствовать им, а для этого надо, как минимум, познакомиться с тем, что молодёжь требует и чем вызваны подобные требования.

Система норм и ценностей, отличающих группу от большинства обществ, называется субкультурой. Она формируется под влиянием таких факторов, как возраст, этническое происхождение, религия, социальная группа или место жительства. Ценности субкультуры воздействуют на формирование личности члена группы. Они не означают отказа от национальной культуры, принятой большинством, но обнаруживают лишь некоторые отклонения от нее. Однако большинство, как правило, относится к субкультуре с неодобрением или недоверием. Людей, которые непосредственно осуществляют социализацию индивида, называют агентами социализации. Для подростков, основными агентами социализации являются: родители (семья), школа, сверстники, средства массовой информации.

В настоящей работе предпринята попытка рассмотреть сущность молодёжной культуры, механику возникновения её субкультур и социально-психологические особенности восприятия подростками молодёжных направлений. Особое внимание уделено функции молодёжных организаций, особенности психологии неформальности, влияние неформальных организаций на личность подростка.

Характерные черты молодёжи – стремление ко всему новому, необычному, интерес к технике, желание быть «на ровной ноге» с взрослыми, стремление к активной деятельности. Именно в подростковом возрасте происходит ломка многого из того, что являлось привычным, уже сложившимся у подростка. Это касается почти всех сторон его жизни и деятельности. Особенно заметные изменения претерпевает характер учебной деятельности, – в подростковом возрасте начинается систематическое усвоение основ наук. Это требует изменения привычных форм работы и перестройки мышления, новой организации внимания, приёмов запоминания. Изменяется и отношение к окружающему: подросток уже не ребёнок и требует иного к себе отношения.

Подростковый возраст, особенно с 13-15 лет – это возраст формирования нравственных убеждений, принципов, которыми подросток начинает руководствоваться в своём поведении. В этом возрасте появляется интерес к мировоззренческим вопросам, таким, как возникновение жизни на Земле, происхождение человека, смысл жизни. «Формированию у подростка правильного отношения к действительности, необходимо придавать первостепенное значение, так как именно в этом возрасте закладываются основы сознательного, принципиального поведения в обществе, которые дают о себе знать и в будущем» .

Нравственные убеждения подростка складываются под влиянием окружающей действительности. Они могут быть ошибочными, неправильными, искаженными. Это имеет место в тех случаях, когда они складываются под влиянием случайных обстоятельств, дурного влияния улицы, неблаговидных поступков.

В тесной связи с формированием нравственных убеждений молодых людей складываются их нравственные идеалы. Этим они существенно отличаются от младших школьников. Как показали исследования, идеалы у подростков проявляются в двух основных формах. У подростка младшего возраста в качестве идеала выступает образ какого-либо конкретного человека, в котором он видит воплощение высоко ценимых им качеств. С возрастом у молодого человека наблюдается заметное «движение» от образов близких людей к образам лиц, с которыми он непосредственно не общается. Старшие подростки начинают предъявлять более высокие требования к своему идеалу. В связи с этим они начинают осознавать, что окружающие, даже очень любимые и уважаемые ими, в большинстве своем самые обыкновенные люди, хорошие и достойные уважения, но не являются идеальным воплощением человеческой личности. Поэтому в 13-14 летнем возрасте особенное развитие приобретают поиски идеала за пределами близких родственных отношений.

В развитии познания молодёжи окружающей действительности наступает такой момент, когда объектом познания становится человек, его внутренний мир. Именно в подростковом возрасте возникает направленность на познание и оценку морально-психологических качеств окружающих. Наряду с ростом такого интереса к другим людям у подростков начинают формироваться и развиваться самосознание, потребность в осознании и оценке своих личностных качеств.

Одним из основных звеньев социализации детей и подростков является семья, хотя и отмечается некоторое падение ее воспитательной роли в связи с происходящими в семье коренными изменениями. Российская семья сегодня переживает ситуацию, когда изменение социальных условий, смена одних общественно-экономических отношений на качественно противоположные происходят не плавно, а скачкообразно. Такая ситуация вызывает естественную в подобных случае растерянность населения, озабоченного поиском своего места в новой общественно-экономической структуре.

Переход от традиционной патриархальной семьи к современной, основанной на равенстве супругов, привел к снижению авторитета отца, утрате согласованности воспитательных воздействий родителей. Распространенными, стали также семьи с одним, двумя детьми, для которых характерен левоцентризм, а отсюда - эгоцентризм детей.

Одна из крупнейших - острейших проблем семьи – проблема разводов. Наряду с неполными семьями, велико число нестабильных, конфликтных семей. В целом по стране из-за разводов каждый год свыше 700 тыс. детей остается без одного родителя, 500 тыс. рождается вне брака (эти цифры неуклонно растут). Во многих семьях раздоры порождают цинизм, полную безответственность. Около 60% детей в таких семьях сироты при обоих родителях. Каждый шестой хронический алкоголик из почти пятимиллионного их состава - женщина, 80% детей, содержащихся в детдомах, > это сироты при живых родителях.

Все это крайне отрицательно сказывается на социализации подростков.

Сегодня родительская семья остается важнейшим институтом социализации подростков. Однако семья уже не обладает той самодовлеющей ролью, на которую она претендовала в предшествующую эпоху. Родительский авторитет уже не является абсолютным, теперь на место запрета и принуждения приходит убеждение. Моральный авторитет поддерживать гораздо труднее, чем власть, опирающуюся на силу, особенно когда диапазон источников информации и выбор круга общения расширяется.

2. СОВРЕМЕННЫЕ МОЛОДЕЖНЫЕ СУБКУЛЬТУРЫ В РОССИИ

В юношеских увлечениях проявляется и реализуется чрезвычайно важное для формирующейся личности чувство принадлежности: чтобы быть вполне «своим», нужно и выглядеть «как все», и разделять общие увлечения. Кроме того, мода — средство самовыражения: юношеский стиль претендует на уникальность и экспериментальность, всячески подчеркивая свое отличие от «взрослого»; стоит только старшим принять его, как этот стиль сразу утрачивает свой динамизм. Далее, «мода есть средство коммуникации и идентификации: видимые (одежда, прическа) или слышимые (язык, музыка) знаки служат молодому человеку средством показать, кто он такой и распознать «своих» . Наконец, это средство приобретения статуса в своей среде: поскольку нормы и ценности юношеской субкультуры являются групповыми, овладение ими (например, умение разбираться в хоккее или поп-музыке) становится обязательным и служит способом самоутверждения.

Молодежная мода, будь то одежда или прическа, часто вызывает нарекания и раздражение взрослых. Но, как уже говорилось, конфликты этого рода были всегда. Дело не только в разнице вкусов отцов и детей, а в том, что дети хотят отличаться от старших, и легче всего это сделать именно с помощью внешних аксессуаров. Одежда и весь внешний облик человека есть не что иное, как способ коммуникации, посредством которого личность информирует окружающих людей о своем статусе, уровне притязаний, вкусах и т. д.

2. 1 Хиппи

Субкультура хиппи – одна из самых старейших молодёжных субкультур в РФ. Движение хиппи развивалось «волнами»: первая волна относится к концу 60-х началу 70-х гг. , вторая 80-х гг. Примерно в1989 году наблюдается резкий спад, выражавшийся в резком уменьшении числа приверженцев данного движения. Однако в середине 90-х гг. неожиданно заявила о себе «третья волна» хиппи. Неофиты движения молодых (15-18 лет) являются преимущественными школьниками и студентами младших курсов. В количественном отношении девушки, преобладают над юношами.

Внешний вид хиппи «третьей волны» достаточно традиционен: длинные распущенные волосы, джинсы или джинсовая куртка, иногда балахон неопределённого цвета, на шее – «ксивник» (небольшая кожаная сумочка, украшенная бисером или вышивкой). На руках – «феньки» (самодельная вещь (браслеты, бусы), сделанные чаще всего из бисера, дерева или кожи).

Данный элемент атрибутики хиппи вышел за субкультурные рамки распространившись среди молодёжи: «феньки» могут украшать руки и школьницы и преподавательницы вуза. От «классических» хиппи «третью волну» отличают такие атрибуты, как рюкзак и три – четыре колечка в ушах, реже в носу (пирсинг). Движение хиппи следует отнести к субкультурам, которым свойственно стремление к самопознанию и самосознанию.

2. 2 Ролевики и толкинисты

В молодёжной культуре 90 гг. появились толкинистское движение. Известный английский филолог и писатель Дж. Р. Р. Толкин (на сленге толкинистов - Профессор) родился 1892 и умер в 1973году. Его книги «Хоббит», «Властелин Колец» и «Сильмариллион» относятся к жанру fantasy – сказочной фантастики. Толкин – мастер особо завораживающей атмосферы повествования, так что читатель начинает отождествлять себя с героями книги. Это стало одним из факторов, вызвавших к жизни неожиданный для самого автора социокультурный феномен – ролевые игры по книгам Толкина. Ролевая игра близка к импровизированной театральной постановке. Готовится реквизит (безопасное оружие, одежда, соответствующая толкиновскому условному средневековью). Мастера – режиссёра фантастического мира Толкина и предыстории своего персонажа, намечается сюжетная линия. «Толкинистское субкультурное движение стало частью и продолжением советско - романтико – эскапистской традиции, находившей в разное время выражение и в хиппизме, и в туристическом движении. Можно констатировать, что в России субкультура толкинистов и ролевиков развивается в последние годы наиболее активно и динамично»

2. 3 Панки

Субкультуры, относимые нами к анархо – нигилистическим или даже радикальным деструктивным – маргиналы среди молодёжных субкультур. Это, в частности относится к панкам. Влияние панковской субкультуры в СССР и постсоветской России никогда не было значительным. Панки в ортодоксальном смысле слова – для России скорее радость, чем норма. Обычно люди, называющие себя панками, во многом используют и элементы атрибутики других субкультур: футбольных и хоккейных фанатов, рокеров, ролевиков – так или иначе «мигрируют» направлении этих субкультур. Подобная культурная диффузия особенно характерна для неформальных молодёжных групп российской провинции. В 90 гг. на Западе такая диффузия, например, охватила субкультуры Панков и металлистов (музыка стиля хэви-металл или трэш – металл). Среди рок – музыкантов и слушателей появляются люди, называющие себя панк – трэш – металлистами.

Панков можно сразу узнать по ирокезу на голове. Часто носят чёрные кожаные куртки, любят пирсинги. В их стиле всегда присутствует неопрятность и небрежность. На Западе панк – культура оказала огромное влияние на развитие других течений и породила множество собственных.

2. 4 Готы

Встретив на улице людей в черных драпировках с выбеленными лицами и со странными украшениями , не стоит пугаться, это не обязательно банда сатанистов, это – готы.

В основе готического движения лежит готическая музыка, выросшая из постпанка. Поэтому готов принято все-таки считать музыкальным направлением. Вообще, из панка появилось много направлений, в том числе и декадентское — более депрессивное и мрачное (впоследствии «готическое»). Внешний вид готов и их атрибутика: черные наряды, летучие мыши, вампирские зубы — все, что имеет хоть какое-то отношение к эстетике смерти. Впоследствии к декадентскому колориту стали добавлять мистические символы, причем без каких-либо попыток связать их между собой и осмыслить. «Эта неопределенность и есть слабое место готического движения: как субкультуру, не имеющую четкой идеологии, ее постоянно тянет в разные стороны, причем эти отклонения не всегда украшают репутацию готов».

Готы воспринимают свое движение как протест против массового сознания, безвкусицы, пестроты. Пока попса сочиняет свои «2 слова, 3 аккорда» про любовь, гот, весь вид которого напоминает о смерти, идет на кладбище. При этом не важно, что он там будет делать: думать о тщете всего сущего или веселиться с друзьями.

Однако смысл жизни готов — сама готика как угол восприятия жизни, а не как культ смерти. Готика — явление эстетическое, а мрачные образы - не более чем эпатаж. Глупо искать смысл жизни в смерти, его там нет. Смерть — это напоминание, повод стремиться к жизни.

Готическое движение вобрало в себя множество стилей и направлений — искусство периода декаданса, символизма, готическое средневековье, современную эстетику «темного» кино, неформальную эстетику панка (особенно в одежде) — и так стало настоящей субкультурой. К готике можно отнести все, что движется в направлении темной мистики, мрачной романтики и эстетики разрушения. Поскольку гот-культура — преимущественно эстетическое движение, сложно говорить о мировоззрении гота. Оно вполне индивидуально, потому что скорее зависит от того, какой человек попал в движение. Кстати, этим идеологическим вакуумом часто пользуются другие, более цельные движения (те же скины), и «подминают» морально неокрепших готов под себя.

2. 5 Эмо

Странные девушки с черными волосами, блестящими заколками и колечком в нижней губе, худые парни с челкой, закрывающей половину лица, в черно-белых кедах, с «почтальонской» сумкой через плечо, с россыпью разноцветных значков и импровизированных заплаток — это дети - эмо.

Недавно появился и все больше распространяется непонятный жанр «еmо-соге».

Движение Эмо (сокращение от emotion - (эмоциональный)) начало свое существование в 80-е годы на Западе. Характерные особенности музыкального стиля — визг, плач, стоны, шепот, срывающийся на крик; тексты о несчастной любви, несправедливости, о жестоком и полном насилия мире. Выражение эмоций — главное правило для эмо-кидов. Эмо-кид чаще всего ранимый и депрессивный подросток. Он выделяется из толпы ярким внешним видом, ищет сообщников и мечтает о счастливой любви. В отличие от готов, эмо-кид не ходит на кладбище и не думает все время о смерти, но у него на лице написано: «Я плачу, мне плохо». Для эмо-кида свойственно часто меняющееся настроение, он не умеет быть спокойным. В культуре эмо размыты рамки между полами, мальчики похожи на девочек и наоборот.

Внешне эмо обычно худые, высокие подростки с жесткими, прямыми черными волосами (рваная челка, закрывающая половину лица, сзади волосы торчат в разные стороны). У девушек возможны детские смешные прически: два маленьких хвостика, яркие заколочки. И мальчики и девочки могут красить губы под цвет кожи. Их лица выглядят бледными, ярким пятном смотрятся густо подведенные черным глаза. Одежда - узкие джинсы, возможно с дырками или заплатками, проклепанный ремень с цепочкой, а может — розовый, с героями мультиков. Обтягивающие футболки со смешными детскими рисунками (Микки-Маус или Губка Боб) или черные майки с названиями эмо-групп, с рисунками перекрещенных пистолетов или разорванными в клочья сердцами на груди. На ногах обычно кеды или вэнсы, на руках — разноцветные браслеты, на шее — крупные яркие бусы. Часто эмо-киды делают в ушах «тоннели». Таково поколение эмоциональных детей.

2. 6 Паркурщики

Паркур - искусство эффективного передвижения и преодоления препятствий - был основан во Франции. Сочетает в себе особую философию, легкую атлетику, боевые искусства и бил-деринг (лазание по стенам).

Паркур — дисциплина, представляющая собой совокупность навыков владения своим телом, которые в нужный момент могут найти применение в любой из ситуаций нашей жизни. Умение быстрей других оказаться там, где ты необходим, является показателем твоих способностей. «По философии паркура считается: для того, чтобы ты смог справиться с любой ситуацией, необходимо развиваться в целом ряде дисциплин. Прежде всего, необходимо познать себя, стремясь создать гармонию между телом и духом, оценить свои нынешние возможности, начать бороться со своими страхами, недостатками»

Прекрасным способом воспитания духа являются единоборства, где постоянно приходится сражаться с психологическим фактором, нарабатывая стремление побеждать. Для развития навыков перемещения помогут легкая атлетика, скалолазание, гимнастика. Замыкает скалолазание, гимнастика.

Замыкает список медицина, занятия которой, по философии паркура, являются необходимой составляющей нашей жизни.

Мир зажат, расчерчен тротуарами, отрегулирован светофорами и правилами дорожного движения. Кругом пешеходные зебры и подземные переходы. Последователи паркура - вот кому «по барабану» все правила и нормы. Они не ходят по проторенным дорожкам, это свободное племя передвигается по другой плоскости.

Паркур — это не спорт, не экстрим и не политика, это способ существования в этой жизни. Когда вокруг нас находятся точно выбранные пути, паркур прокладывает свой путь. Настоящий паркур никогда не будет настоящим спортом или экстримом, он всегда будет оставаться на границе, потому что спорт — это деньги, соревнования, зависть, допинг, клевета — спорт сегодня не такой, как раньше. Паркур - это, в первую очередь, искусство рационального перемещения, искусство мыслей, искусство раскрепощенных движений. Это философия жизни и только потом это философия перемещения.

Трюки паркура — это смесь элементов различных экстремальных видов спорта с той разницей, что для их выполнения не нужно никаких вспомогательных средств. Не обходится, конечно, без травм. Паркурщики, как правило, занимаются если не всеми сразу, то большинством экстремальных видов спорта, некоторые из них — профессиональные каскадеры. Применять паркур в жизни оказалось, возможно, привнося его элементы в кино, шоу, праздники и т. д. Конечно, для выполнения всех этих трюков требуется не один день тренировок: в паркуре не на что рассчитывать, кроме способностей своего собственного тела. И, разумеется, если осознанно подходить к делу, нужно понять философию паркура, сформулированную Дэвидом Беллем: «Не существует границ, есть только препятствия». В их преодолении заключается суть паркура. Это проверка сил человека в условиях настоящей жизни. Конечно, не все ее препятствия можно преодолеть, но для паркурщика их становится все меньше и меньше. Ты смог — значит, ты обрел самое главное: мир с самим собой.

2. 7 Геймеры

Геймеры (от английского, gamer - игрок). Существуют два вида геймеров: а) человек, увлекающийся компьютерными играми наряду с прочими общечеловеческими развлечениями не в ущерб возложенным на него социальным функциям; б) человек, испытывающий нездоровую патологическую тягу к компьютерным играм, повлекшую за собой некоторое смещение восприятия реальности, но не переходящую в ранг психической ненормальности.

Субкультура геймеров зародилась недавно. С появлением компьютерных игр, а позже и Интернета, молодежь стала активно общаться в сети. Компьютерные сетевые игры для них — это возможность общаться в действии: вместе с другими, зачастую иностранными, сверстниками проходить задания и побеждать врагов. Но существуют и сетевые игры, у которых чисто развлекательная функция. Осталось очень мало подростков, которые ни разу в жизни не садились за игру. Но есть такие, которые буквально живут в этой «виртуальной реальности». Иногда игры негативно действуют на психику подростков, но большинство все же знает меру. Внешне геймер ничем не отличается от обычного человека. Понять, что твой собеседник - геймер, можно только, когда речь зайдет о компьютерных играх. Геймер сразу осыплет вас словами, смысл которых можно понять, только зная английский язык. Но все же у геймеров есть свой язык, мало кому понятный. Игры действуют на геймеров отнюдь не только негативно - они развивают быстроту реакции и скорость мысли, настойчивость и целеустремленность, даже ловкость. Игры через Интернет тоже ловкость, игры через Интернет помогают подучить английский и расширить круг своих знакомых. Главное, чтобы виртуальные знакомые не вытеснили напрочь реальных. Недавние американские исследования показывают, что геймеры, пришедшие в бизнес (соответственно, довольно юные ребята) показывают невиданные результаты, поскольку бизнес для них — такая же игра.

2. 8 Скинхэды

Это неофашистские молодежные группировки закрытого типа. Проповедуют культ сильной личности, расизм, шовинизм, систематически занимаются физической подготовкой. Они не скрывают своих взглядов. Часто во главе такой организации стоит взрослый человеке профашистскими взглядами. Организации у них военного образца, на собрания чужие не допускаются. Идеология — подчинение сильной личности, все слабые не имеют права на жизнь. В основе идеологии — идеи национального социализма и антисемитизма. Скины ненавидят гранджеров, реперов, хиппи, рэйверов и людей с другим цветом кожи. К металлистам и большинству рокеров равнодушны либо симпатизируют им, байкеров побаиваются. Средний возраст скинов -17-18 лет. Чтобы понять суть движения, важно знать историю его возникновения. Первые скины появились в Англии осенью 1968 года. Это были этакие суровые парни, которые одинаково ненавидели и молодых «буржуйских мажоров», и расслабленных наркоманов-хиппи. Крепкие кулаки и накачанные бицепсы составили основу субкультуры детей из бедных предместий, сыновей рабочего класса, неуклонно пополняющих армию безработных.

2. 9 Растаманы

Субкультура, возникшая в 20-е гг. XX в. на Ямайке и уходящая корнями в синкретические культы стран Африки и Карибского бассейна. Во внешнем облике, помимо маек с листом каннабиса, беретов, вязаных балахонов и шапок (самодельных) расцвеченных красно-желто-зеленым (цвета флага Эфиопии), у растафари имеются и другие знаки отличия. Например, расточки. Это несколько длинных волосков с вплетенными в них нитками, камушками, шариками или еще чем-нибудь и, конечно же, дреды-длинные локоны, заплетенные в косички, натертые воском для волос и скрученные в плотные тяжи. Можно смело утверждать, что мало кто из молодых россиян, примеривших на себя подобный стиль, глубоко знаком с идеологией национально-религиозного движения афро-американского населения Ямайки, увидевшего в эфиопском императоре Хайле Селассие мессию, своего рода собирателя «пребывающих в рассеянии» выходцев из Африки. В 1930 г. далекая Ямайка представляла гремучую смесь африканских сект с трудно выговариваемыми названиями. Высланный из США Маркус Мосайя Гарви активно проповедует идею о том, что Иисус Христос был черным, поэтому следует ждать пришествия из Африки великого царя – избавителя черной расы.

2. 10 Металлисты

Металлисты, это одна из самых больших «неформальных» субкультур.

Когда-то давно тяжелая музыка была то увлечением немногих меломанов, то элитным развлечением интеллигенции. и даже минутным увлечением гопников. Сегодня тяжелую музыку слушают почти все. Теперь это очень насыщенный музыкальный пласт, некоторые составляющие которого не имеют между собой ничего общего, кроме характерного «перегруженного» звучания. «Тяжесть» сегодня - равноправное, модное, продвинутое течение, никакой не андеграунд, никакой не бунт, как бывало раньше. Их внешней вид вызывающе агрессивный: черная одежда с большим количеством металла, изображением черепов, крови, надписью "сатана" на английском языке. Хотя одежда чистая, опрятная. Классические металлисты носят узкие черные джинсы, заправленные в высокие ботинки или «козаки», кожаные куртки с косой молнией - "косухи", "косовороты", серьги в левом ухе, перстни с изображением черепов или других черных магических символов (пентаграмма, скелет и т. д. ) Но их внешняя агрессивность и мрачность чаще всего являются средством эпатажа окружающих людей. Те, которым за 25 лет, занимаются серьезной работой, как правило, миролюбивы, хотя иногда могут похулиганить вместе с теми, кто моложе. В среде металлистов есть настоящие знатоки и ценители тяжелого рока. Они миролюбивы, не увлекаются атрибутикой, хорошо разбираются в музыкальных направлениях не только современной, но и классической музыки. Часто металлистами являются байкеры. К металлистам примыкают группы подростков, которым нравится рок-музыка, костюм неформала. Старшие и более опытные их серьезно не воспринимают, но именно эти подростки и старые, бывалые, металлисты, возраст которых перешел границу 35-40 лет, составляют собой более спокойное течение. Среди молодежи, конечно, существуют такие металлисты, которые поверхностно разбираются в проблемах металлического рока, ведут себя с окружающими очень вызывающе и агрессивно. Как правило, именно они на концертах, и после них, устраивают мелкие беспорядки, прыгают на сцену, бросают пустые банки и бутылки из-под пива.

2. 11 Байкеры

Многим не понять, что такое майский ветер в лицо на скорости 140 верст в час. Многие не видели звездного неба над ночной трассой и не слышали рева литрового мотора, готового исполнить любую прихоть. Многим, но только не байкерам. Байкеры – одни из немногих, для кого слова “один за всех, все за одного” – не пустой звук, а стиль жизни. Они прошли эволюцию от диких орд, рассекающих по сельским дорогам бескрайней Америки, до элитной, жесткой, имеющей дело с огромными деньгами организации, сетью окутавшей планету. Проще говоря, байкер – это водитель мотоцикла, хотя не все так просто. Байкеры – это именно субкультура. Для них байк – стиль жизни, а не просто быстрый и удобный способ передвижения. Среди байкеров встречаются искренне религиозные люди. Хватает и атеистов. Но всех их объединяет одна вера, и поклонение одному кумиру - Скорости. Байкер живет и умирает, стремясь к запредельному. В этом они похожи на спортсменов. В определенной мере байкинг и есть спорт, но спорт экстремальный. Закованный в черную кожу суровый бородач, с ног до головы покрытый татуировками, может оказаться мастером спорта международного класса по мотокроссу и чемпионом страны тысяча девятьсот какого-то года, но он пришел в субкультуру байкеров, чтобы наслаждаться свободой и скоростью. История байкеров началась в 1901 году, когда компания двадцатилетних изобретателей из американского штата Милуоки начала работать над моторизацией велосипеда. Над созданием первенца трудились Вильям Харлей и Артур Дэвидсон, а в разработке участвовали два брата Артура - Уолтер и Вильям. В результате получилось конструктивно новое явление. При этом нельзя сказать, что Вильям Харлей и братья Дэвидсоны стали пионерами мотоциклостроения как такового. К 1903 году в США уже существовали другие компании по производству мотоциклов. И одна из них, “Indian motorcycle company”, основанная в 1901 году, стала главным конкурентом для «Harley-Davidson» на многие годы. Но все же можно утверждать, что байкеры начались именно с “Харлеев”. Дело в том, что лишь Вильям и Артур сделали свою продукцию чем-то большим, нежели просто мотоцикл. Степень контакта водителя с получившимся гибридом напоминала взаимоотношения всадника с норовистым и капризным, но от того не менее любимым скакуном. Издаваемые же звуки, уровень адреналина в крови и развиваемые скорости просто не имели аналогов. Стремление к большим скоростям и подвигло компанию на создание мощных и сильных двигателей и мотоциклов.

3. СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ВОСПРИЯТИЯ МОЛОДЕЖНЫХ СУБКУЛЬТУР УЧАЩИМИСЯ РАЗЛИЧНЫХ ВОЗРАСТНЫХ КАТЕГОРИЙ

Феномен молодёжной субкультуры связан прежде всего с социально-психологическими характеристиками. Немаловажным является выделение характеристик, определяющих принадлежность к определённой неформальной группе, внутренних особенностей молодёжной субкультуры в связи с социальными стереотипами их восприятия, существующими в обществе. В нашем исследовании мы попытались выявить сформировавшиеся стереотипы восприятия молодёжных субкультур у учащихся средних и старших классов.

Взаимодействие и коммуникация с другими людьми часто бывают затруднены из-за того, что мы не всегда воспринимаем людей объективно. Чаще всего наше восприятие других людей основывается лишь на впечатлениях, а также на истолковании и оценке мотивов их поведения в зависимости от того, какие качества мы в них предполагаем и в какой ситуации они находятся.

Психологический словарь даёт следующее определение восприятию – «это целостное отражение предметов, явлений, ситуаций и событий в их чувственно доступных временных и пространственных связях и отношениях» . Социальное же восприятие трактуется как восприятие, направленное на создание представления о себе, других людях, социальных группах и социальных явлениях. Социальные психологи заметили, что наше первоначальное восприятие других людей определяется личностными и социальными установками. Например, в современной западной культуре высоко ценится красота. Внешне привлекательные люди нравятся больше, их воспринимают как более чутких, уравновешенных, добрых, интересных, общительных.

Обычно наше восприятие другого человека основывается на поиске впечатлений, отражающих основные характеристики его личности. Один раз проявившись, эти характеристики позволяют нам объяснить разные поступки человека и приводить их в соответствие с впечатлением о нём. Очень часто наше первое впечатление оказывается и самым прочным. В этом случае речь идёт об эффекте первичности, т. е. когда первая информация переоценивается по отношению к последующей. Например, у школьников, получавших в начале года отличные отметки, а затем переставших работать, больше шансов оставить у преподавателя благоприятное впечатление, чем у учеников, посредственные результаты которых в начале года сменились неуклонным прогрессом, продолжавшимся до его конца.

Пытаясь определить черты личности другого человека на основании своих первых впечатлений, мы часто ищем причину его поведения либо во внутренних склонностях этого человека, либо, наоборот, в элементах той ситуации, в которой он оказался.

Наше восприятие других людей зависит и от того, как мы их «классифицируем», - подростки, женщины, преподаватели, безработные, политические деятели и т. д. Например, если сказать, что у кинотеатра собрались готы, то у нас возникает уже сформировавшийся определённый образ молодых людей этой неформальной группы. То же относится и к панкам, рокерам, эмо, скинхэдам и другим молодёжным течениям. Создающиеся таким образом стереотипы часто порождают у нас слишком условное и упрощённое представление о других людях; «если мы затем устанавливаем с этими людьми контакт, заранее зная, чего от них можно ожидать, такое представление нередко лишает нас выгод, связанных с познанием отдельной личности»

Стереотипы редко бывают плодом нашего личного опыта. Чаще всего мы приобретаем их от той группы, к которой принадлежим, особенно от людей с уже сложившимися стереотипами (родителей, учителей, приятелей), а также от средств массовой информации, обычно дающих нам упрощённое представление о тех группах людей, о которых мы не располагаем больше никакими сведениями. Стереотипы проникают во все сферы жизни. Несмотря на то, что социальные стереотипы являются результатом жизненного опыта, они представляют собой чрезмерно обобщённые представления, которые в ряде случаев не подтверждаются.

Существуют полоролевые, возрастные, этнические стереотипы. Так, например, возрастные стереотипы утверждают, что:

- все дети – чисты душой;

- все подростки – «трудные»;

- молодые люди страдают легкомысленностью;

- сорокалетние мужчины пребывают в кризисе;

- пожилые люди – консерваторы;

- старики – ворчуны.

Как часто молодёжные субкультуры воспринимаются как негативные, обладающие разрушительным воздействием на психику, на личность. И увидев на улице девушку или парня в необычной одежде или макияже мы мысленно характеризуем их отрицательно, приписываем им негативные особенности характера и поведения.

Все свои мнения, оценки, убеждения мы приобретаем через контакты в семье, социальной группе, школе, со знакомыми, друзьями. Таким образом, формирующиеся в результате этих контактов установки – «это тоже в основном продукт влияний, которым мы подвергаемся с самого раннего детства, нашего личного опыта и взаимодействий с другими людьми».

В детстве очень многие установки развиваются в соответствии с родительской моделью. Свою окончательную форму они, однако, приобретают между 12 и 30 годами жизни. «Структурировавшись в отрочестве, установки между 20 и 30 годами «кристаллизуются». После этого установки меняются с большим трудом»

Одна из серьёзных трудностей, возникающих при необходимости изменить свою установку, связана с тем, что многие из наших установок обусловлены нашими предубеждениями относительно тех или иных явлений или людей, в данном случае относительно молодёжных субкультур. Предубеждение отличается от стереотипа. Если стереотип представляет собой обобщение, которого придерживаются члены одной группы относительно другой, то предубеждение предполагает ещё и суждение в терминах «хороший» или «плохой», которое мы выносим о других людях, даже не зная ни их самих, ни мотивов их поступков.

Формирование предубеждений чаще всего бывает связано «с нашей потребностью определить своё положение по отношению к другим людям (особенно в плане превосходства) и в результате успокоиться насчёт ценности собственной персоны» . Именно предубеждениями объясняется отношение некоторых белых к неграм, жителей крупных городов – к провинциалам, пожилых – к молодым, мужчин – к женщинам и наоборот. Следует заметить, что из всей информации об интересующей нас группе людей мы склонны принимать к сведению лишь ту, которая согласуется с нашими ожиданиями. Благодаря этому мы можем укрепляться в своих заблуждениях на основании лишь отдельных эпизодов, что так способствует формированию предубеждения.

Иногда предубеждения распространяются так широко и укореняются так прочно, что их жертвы часто сами начинают разделять и поддерживать их до такой степени, что порой теряют реальное представление о своей собственной личности. Поэтому очень трудно изменить установки как у носителей предубеждений, так и у их жертв. Например, существует предубеждение, что готы ходят ночью на кладбище, «общаются с нечистой силой» и т. д. На самом деле этим занимаются сатанисты. Но часто молодые люди, особенно подростки 13-14 лет поддерживают это предубеждение своими поступками до такой степени, что действительно перестают различать реальность с вымыслом.

4. ЭМПИРИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

4. 1. Цели и задачи исследования

Предмет исследования: Социально-психологические особенности восприятия молодёжных субкультур учащимися разных возрастных категорий.

Объект исследования: Учащиеся 6-11 классов МОУ СОШ №201 г. Екатеринбурга.

Гипотеза: в разном возрасте существуют определённые особенности восприятия молодёжных субкультур.

Цель: Выявить особенности восприятия молодёжных субкультур учащимися разных возрастных категорий.

Задачи: 1)выявить осведомлённость учащихся о неформальных молодёжных объединениях;

2)определить источники информации из которых учащиеся узнали о молодёжных субкультурах;

3)выявить и сравнить социально-психологические особенности восприятия молодёжных субкультур учащимися разных возрастных категорий.

4. 2. Методика исследования

Выборка: В исследовании приняли участие 59 учащихся:

6 класс – 16 учеников;

7 класс - 19 учеников;

10 класс – 11 учеников;

11 класс – 13 учеников.

Из них: 21 девочка и 38 мальчиков.

Использованные методики:

Совместно с психологом школы разработана анкета направленная на выявление особенности восприятия молодёжных субкультур учащимися разных возрастных категорий.

Ситуация исследования:

Анкетирование учащихся проводилось на классных часах в ноябре и декабре 2008 года.

4. 3. Результаты и их обсуждение

В результате исследования были выявлены следующие показатели:

1) для всех возрастных категорий учащихся (12, 13, 15 и 16 лет) наиболее информативным источником о молодёжных субкультурах являются друзья.

12 лет – 79%;

13 лет – 100%;

15 лет – 91%;

16 лет – 99%.

Так же источником информации о молодёжных субкультурах был назван Интернет:

12 лет – 25%;

13 лет – 47%;

15 лет – 2%;

16 лет – 4%.

2) из газет и журналов узнали о молодёжных субкультурах:

12 лет – 58%;

13 лет – 0%;

15 лет – 23%;

16 лет – 38%

3) телевидение послужило источником информации в следующих пропорциях:

12 лет – 26%;

13 лет – 27%;

15 лет – 19%;

16 лет – 41%

4) родители рассказали о молодёжных субкультурах:

12 лет – 1%;

13 лет – 0%;

15 лет – 0%;

16 лет – 1%

2. Наиболее известными среди учащихся являются следующие молодёжные культуры:

12 лет – готы -95%; эмо -95%; паркур -95%;

13 лет –хиппи-100% ; панки -100%; готы-100%; эмо-100%; скинхэды-100%;

15 лет –панки-98% ; хиппи-100%; эмо-100%; готы -100%;

16 лет –панки 100%; хиппи-100 %; эмо-100%; готы -100%;

Наименее известны:

12 лет – ролевики и толкинисты-26%;

13 лет - ролевики и толкинисты-32%;

15 лет - ролевики и толкинисты-39%;

16 лет - ролевики и толкинисты-71%; паркурщики-89%.

Учащимися были названы следующие молодёжные направления о которых они знают:

- растаманы - 9%;

- гопники - 24%;

- скэйтеры – 26%;

- pinkis – 2%;

- граффитисты – 5%;

- металлисты – 3%;

- неформалы – 28%.

Таблица 1

Внешние характеристики и особенности поведения молодёжных субкультур

№ Молодёжные субкультуры Возраст Возраст Возраст Возраст

12 лет 13 лет 15 лет 16 лет

1 2 3 4 5 6

1 готы Чёрная одежда, выбеленныеМрачные, любят Яркий макияж. Чёрные волосы, лица, сдержанные, одиночество. Гуляют на Чёрная одежда Мрачные, романтики; мрачные кладбище кладбище

2 эмо Самоубийцы, Депрес- Длинные чёлки, Вечно плачут и

Эмоциональные, сивные, Чёрные волосы Режут вены,

Плачущие девчонки эмоцио- Думают о смысле жизни нальные, плачут

3 хиппи Курят травку, весёлые, Обкурен- Длинные волосы, Позитив!

яркие люди, «цветы ные. Миролю- Яркий макияж, «дети цветов», жизни», высказывают своё бивые дрэды Идиоты, мнение о политике и Рваная одежда законодательных органах

4 скинхэды Бритые, жестокие, Лысые, злые, плохие, бьютЛысые, в чёрном, крутые Бритые, жестокие, бандиты, пьют, злые, людей других нацио- нацисты, агрессив-

любят фашистов Нальнос- ные, тей свастика

5 панки Пьют пиво, злые и Весёлые, Ирокез, Яркие волосы, много жестокие, странные, С ирокеза- Разно- проколов на лице весёлые, матерятся, с ми, носят чёрное Цветные волосы ирокезами

6 паркурщики Любят экстрим, весёлые, Быстрые, Гибкие, Прыгают с дома на дом, ловкие, пластичные, ловкие Любят экстрим, Больные на всю голову добрые, сильные, Спортив-

спортивные ные

7 ролевики хоббиты Древние, в древних Носят средневековый Обычные люди, костюмах костюм, вечно пьющие и Одевают-

вечно весёлые ся в костюмы и играют в средне-

вековье, сцены фэнтези

Таблица 2

Молодёжные субкультуры ассоциируются со следующими оттенками цвета

№ субкультуры чёрный красный розовый зелёный цветной

1 готы 97% - - - -

2 эмо 50% - 50% - -

3 хиппи - - - 65% 35%

4 скинхэды 100% - - - -

5 панки 11% 27% 19% 13% 30%

6 паркурщики могут быть любого цвета 100%

7 ролевики - 1% - 2% 5%

Интересуются молодёжными субкультурами:

12 лет – 83%

13 лет –100%

15 лет – 45%

16 лет – 28%

Представители молодёжных субкультур являются друзьями учащихся:

12 лет – 89%

13 лет –100%

15 лет – 31%

16 лет – 87%

Считают себя представителями молодёжных субкультур:

12 лет – 41%

13 лет –47%

15 лет – 36%

16 лет – 25%

4. 4. Анализ результатов

Анализируя полученные данные исследования, мы видим, что источником информации для младших и старших подростков являются в основном их друзья, затем Интернет, средства массовой информации и на последнем месте – родители. Данные показатели могут косвенно подтверждать тот факт, что в подростковом возрасте авторитет родителей снижается, да и сами родители не ведут беседы с детьми о молодёжных субкультурах, так как в большей части относятся к молодёжным течениям негативно.

Самыми популярными среди подростков являются хиппи, готы, эмо. О них больше всего информации можно получить в средствах массовой информации и от друзей. Менее известно направление ролевиков, что может свидетельствовать о том, что это достаточно новое течение и не приобрело ещё достаточной популярности среди молодёжи.

Учащиеся разных возрастов назвали характерной для представителей готической культуры одежду чёрного цвета и выбеленные лица. К особенностям поведения были отнесены – одиночество, мрачность.

Эмо были охарактеризованы как самоубийцы и депрессивные личности. Внешние особенности – это длинные чёлки чёрно-розовая одежда.

Самыми позитивными, на взгляд подростков, являются хиппи. Но негативным названо употребление наркотиков.

Также единодушным оказалось мнение относительно скинхэдов. Они названы жестокими, агрессивными, нацистами. Характерным для Панков у подростков назван ирокез (особая причёска на голове). Мнения относительно характера разделились: учащиеся 12 лет называют их злыми и жестокими, учащиеся 15-16 лет – весёлыми, с яркими волосами и одеждой.

Особо не отличаются характеристики направления паркур. Учащиеся всех возрастных категорий называют представителей паркура весёлыми, ловкими, спортивными. Но есть мнение старшеклассников, что паркурщики «больные на голову», ребята осуждают их подверженность риску.

Анализируя предпочтения цвета в отношении молодёжных субкультур, мы выявили следующие характеристики: готы ассоциируются с чёрным цветом. Это говорит о мрачных, негативных ассоциациях. Конечно, следует отметить в данном случае и влияние внешнего вида готов на восприятие окружающими их образа.

Представители эмо ассоциируются с чёрно-розовым цветом, здесь так же прослеживается влияние одежды эмо на восприятие их образа.

Цвет с которым ассоциируется направление хиппи – зелёный и разноцветный. Это говорит о позитивном восприятии данной молодёжной культуры подростками. Панки получили различные цветовые характеристики – чёрные, красные, зелёные, разноцветные. Согласно нашему исследованию устойчивых ассоциаций у подростков данная культура не имеет.

Нет цветовых ассоциаций относительно паркурщиков, возможно это связано с тем, что представители данного направления не имеют определённой одежды, отличающей их от обычных людей.

Подобная ситуация и с ролевиками, учащиеся не смогли подобрать цветовую ассоциацию к данной культуре. Как уже говорилось выше, данное направление ещё не достаточно популярно среди молодёжи в нашем городе.

Результаты нашего исследования показывают, что для учащихся 15-16 лет принадлежность к какой-либо молодёжной субкультуре менее значима, чем для учащихся возраста 12-13 лет. Следовательно, к 15-16-17 годам интересы подростков несколько меняются и имеют ориентир на профессиональное определение, простраивание перспектив своего будущего, тем более, что в настоящее время волнующим вопросом для выпускников является сдача экзаменов в формате ЕГЭ. Данная проблема требует дальнейшего исследования.

Исходя из поставленных задач нашего исследования, мы пришли к следующим выводам:

1. Осведомлённость учащихся о неформальных молодёжных объединениях является достаточно высокой, за исключением такого направления как ролевики.

2. Наиболее популярным источником информации о молодёжных субкультурах для учащихся разных возрастов являются их друзья и Интернет.

3. Восприятие молодёжных субкультур учащимися разных возрастов отличаются друг от друга по таким социально-психологическим особенностям как – потребность причислять себя к каким-либо молодёжным культурам, оценке поведения представителей субкультур.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Подводя итоги работы, надо заметить, что идут бурные процессы изменения в обществе, которые соответственно влияют на социализацию подростков.

Сегодня в России в связи со сменой политической и экономической ориентации государства, основные традиционные агенты социализации находятся в кризисе. Средняя российская семья не способна качественно выполнять свою социализирующую роль, наблюдается резкое падение ее воспитательных функций.

В наибольшей степени проблема молодёжи в нашей стране связана с унаследованной от тоталитарной системы нетерпимостью к другому образу жизни и поведению, причём прослеживаемой не столько в правовых актах, сколько в умах самих граждан. Непримиримость рождает ответную непримиримость, и поэтому сегодняшняя молодёжь, принимая от родителей материальную помощь, не принимает родительского образа жизни, взглядов и поведения. На почве подобных межгенерационных и социальных противоречий и произрастает современная молодёжная субкультура — «вся из контрастов, из острых углов, из клубка нравственных и эстетических проблем».

В связи с этим, задачей современного исследования молодёжной субкультуры должен быть в первую очередь отказ от негативистских предубеждений и дифференцированный подход к оценке отличных от общепринятого мировоззрений и деятельности современных формальных и неформальных молодёжных объединений.

Результаты нашего исследования показывают, что для учащихся 15-16 лет принадлежность к какой-либо молодёжной субкультуре менее значима, чем для учащихся возраста 12-13 лет. Следовательно, к 15-16-17 годам интересы подростков несколько меняются и имеют ориентир на профессиональное определение, простраивание перспектив своего будущего, тем более, что в настоящее время волнующим вопросом для выпускников является сдача экзаменов в формате ЕГЭ. Данная проблема требует дальнейшего исследования.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)