Развлечения  ->  Непознанное  | Автор: | Добавлено: 2015-03-23

Сон в лирике М. Ю. Лермонтова

Порой, когда мы чем-то взволнованы и просто хотим отдохнуть от всего, что нас тревожит, от всего, что нарушает нашу внутреннюю гармонию, мы ищем утешения, успокоения и поддержки в чужих мыслях и чувствах. Но ведь не каждый способен раскрыть свою душу окружающим настолько, что без лишних слов будет ясен скрытый смысл сказанного. Для этого нужен особый талант, талант, присущий людям, умеющим выражать себя в своём творчестве. Как правило, эти люди – актёры и композиторы, художники и скульпторы и, конечно же, писатели и поэты. Когда плохо мне, когда я не могу успокоить свою душу, я открываю томик М. Ю. Лермонтова.

Почему именно Лермонтов? Я считаю, что никто из русских поэтов, кроме Михаила Юрьевича, не сумел отразить в своих произведениях все оттенки человеческих чувств столь глубоко и полно, как это сделал он.

Я много читала книг о жизни М. Ю. Лермонтова, долго рассматривала его портреты, стараясь понять, каким же он был человеком.

Всматриваясь в каждое из изображений этого великого поэта, мы понимаем, что художники старательно пытались передать выражение его глаз. Самое удивительное то, что каждый из портретов передаёт взгляд Лермонтова совершенно по-разному. И дело, видимо, не в портретистах (каждый старался выразить душу поэта), а в отношениях гения с теми, кто пытался передать его наружность. А как иначе, если описания столь разные: для одних глаза Лермонтова предстают маленькими чёрными угольками, эдакими глазами вора, взгляд – беглый, хитрый, холодный. Другие же говорят о нём, как о человеке с бездонными, очень выразительными карими глазами, в которых явственно проглядывал ум. Чёрные ресницы придавали взгляду ещё большую выразительность. Этот взгляд производил чарующее впечатление на всех тех, кто был симпатичен поэту. Во время вспышек гнева глаза Лермонтова были ужасны, и это замечали все, находящиеся рядом с ним, люди. Скорее всего, чем ближе поэту был человек, тем добрее, милее и, следовательно, естественней представал перед ним Михаил Юрьевич. Недаром высокопоставленные лица, к которым автор «Мцыри» относился с некой долей отвращения, отзывались о нем, как о грубом, язвительном молодом человеке.

И, пожалуй, наиболее точно передаёт ускользающую от многих, удивительную, особенную черту поэта беглый рисунок Д. П. Палена (Лермонтов в профиль, в смятой фуражке).

Однополчанин Лермонтова, Д. П. Пален, создал этот рисунок сразу после Валерикского боя. Об этом страшном сражении, в котором с обеих сторон погибло две тысячи воинов, Михаил Юрьевич написал замечательное стихотворение – «Я к вам пишу случайно». Более это стихотворение известно как «Валерик». В нём поэт описывает страшный бой:

И два часа в струях потока

Бой длился. Резались жестоко,

Как звери, молча, с грудью грудь

Мутная от крови вода, сотни убитых, вид раненых и умирающих друзей и недругов – всё это так противоречило чудесной природе Кавказа:

А там, вдали, грядой нестройной,

Но вечно гордой и спокойной,

Тянулись горы – и Казбек

Сверкал главой остроконечной.

И поэт не мог не сопоставить спокойствие и величие природы, и тщетность усилий жалких людей. Поэтому поэт восклицает:

Жалкий человек.

Чего он хочет!. небо ясно,

Под неба места много всем,

Но беспрестанно и напрасно

Один враждует он – зачем?

Теперь, зная историю создания портрета, всмотритесь внимательнее в лицо Лермонтова. Перед нами человек, погружённый в себя, отрешившийся от всего земного. Его глубокие, бездонные глаза наполнены вселенской печалью. Где надменный, горделивый взгляд, где высокомерие и презрение к окружающим? Я вижу человека, жалеющего всех без исключения, понимающего людей. Именно таким я себе представляю Михаила Юрьевича.

Но это лично моё мнение, а что же думали о Лермонтове великие поэты?

«Это было странное, загадочное существо – Царскосельский лейб-гусарОн подражал в стихах Пушкину и Байрону, и вдруг начал писать нечто такое, где он никому не подражал, зато всем уже целый век хочется подражать ему. Слово слушается его, как змея заклинателя: от почти площадной эпиграммы до молитвы. Слова, сказанные им о влюблённости, не знают себе равных ни в какой из поэзий мира. Это так неожиданно, так просто и так бездонно.

Я уже не говорю о его прозе. Здесь он обогнал самого себя на сто лет и в каждой вещи разрушает миф о том, что проза – достояние лишь зрелого возраста» - так говорила о Лермонтове А. Ахматова.

В. Брюсов заметил в характере великого поэта какую-то особенную черту, которая сопровождала каждое из его произведений:

Казался ты и сумрачным и властным,

Безумной вспышкой непреклонных сил;

Но ты мечтал об ангельски–прекрасном,

Ты демонски-мятежное любил!

Ты никогда не мог быть безучастным,

От гимнов ты к проклятиям спешил,

И в жизни верил всем мечтам напрасным,

Ответа ждал от женщин и могил.

Но не было ответа. И угрюмо

Ты затаил, о чём таилась дума,

И вышел к нам с усмешкой на устах.

И мы тебя, поэт, не разгадали,

Не поняли младенческой печали

В твоих как будто кованых стихах!

Природа наделила Лермонтова многими талантами: он неплохо играл на скрипке, слыл хорошим шахматистом и математиком, знал несколько иностранных языков, брал уроки живописи у Заболотского, и великий художник разглядел в нём особый талант к живописи. Вы только вглядитесь в нарисованных им коней – у каждого свой неповторимый характер.

Наш взгляд поражают и его акварельные пейзажи. Как прекрасно он изображал Кавказ. Взгляните на его рисунки. Рукой художника водила любовь к этим местам.

Несомненно, главным талантом Михаила Юрьевича оставалось отменное владение словом. Поэтесса Белла Ахмадулина однажды назвала Лермонтова «высочайшим юношей Вселенной». В этих словах звучит и преклонение перед талантом, и утверждение вечной устремлённости поэта к небу.

К 18 годам Лермонтов стал настоящим мастером поэзии. Написал несколько поэм и драм, а также 250 лирических стихотворений. Удивительно, но к издателям он не обращался вовсе: так высока была его требовательность к себе. В 1837 году публика впервые услышала его мощный голос. А ему оставалось жить всего 4 года! Но даже за столь короткий срок он успел сказать так много и с такой полнотой душевного чувства и философской мысли, что обессмертил себя. Под пулями, в опасных ущельях его никогда не покидало постоянное предчувствие смерти. Этим настроением дышат его «гранёные» стихотворения и поэмы.

Лично для меня произведения Лермонтова бессмертны. Они остаются актуальными и через полтора века после написания. Как тонко подмечены поэтом самые тайные, самые сокровенные мысли человека, его мечты и чувства. Кто-то, возможно, не согласится со мной, скажет, что и другие поэты писали о том же. Но творения Лермонтова разительно отличаются от работ других великих поэтов. Нет в них той особой радости, праздничности, яркости, которую можно встретить в стихотворениях Пушкина.

Вот какое объяснение этому я нашла в статье Д. Мережковского «М. Ю. Лермонтов- поэт сверхчеловечества»:

«Пушкин – дневное, Лермонтов – ночное светило русской поэзии. Вся она между ними колеблется, как между двумя полюсами – созерцанием и действием. У Пушкина жизнь стремится к поэзии, действие - к созерцанию; у Лермонтова поэзия стремится к жизни, созерцание - к действию». (Д. Мережковский статья «М. Ю. Лермонтов поэт сверхчеловечества», стр. 56)

Откройте томик Лермонтова на любой странице, вас «встретят» унылые, печальные образы. Но чем это можно объяснить? С чем связан столь мрачный взгляд на жизнь?

Сама судьба не благоволила к поэту. Это общеизвестные факты. Раннее сиротство. Ему не было и трёх лет, когда умерла мать. Бабушка, Елизавета Алексеевна Арсеньева, окружила внука заботой и вниманием, ничего не жалея для милого «Мишеля». Но поставленное условие (завещать всё её огромное состояние внуку, если отец не будет вмешиваться в его жизнь) сделало Лермонтова круглым сиротой:

Ужасная судьба отца и сына

Жить розно и в разлуке умереть

Вторая причина грусти и уныния Лермонтова - во времени, когда он творил. Д. П. Муравьёв писал об этом так: « Широкая и светлая поэзия Пушкина выросла на почве надежд и доверия к жизни, веры в безграничные силы и возможности человека. И «дней Александровских прекрасное начало», и напряжение народных сил в Отечественной войне, и подъём национального самосознания питали эти надежды и веру. Но надежды оказывались несбыточными, вера – несостоятельной. Росли сомнения и стремление пересмотреть и переоценить силы человека, его положение в мире и само представление об этом мире. И на смену светлому, непосредственному и открытому взгляду на мир, на смену доверию жизни и упоению жизни приходит эпоха разочарования, анализа, рефлексии, скепсиса и «тоски по жизни» (Коровина В. Я. Учебник литературы 9 класс, часть первая стр. 252 Изд. «Просвещение» 2006 год Москва)

И третья причина, на мой взгляд, кроется в самом характере поэта. Юноша Лермонтов много читал, и рано усвоенные им книжные романтические идеалы образовали внутренний мир будущего поэта.

Его индивидуализм объясняется высокими требованиями, которые поэт предъявлял к жизни. Он искал в ней гармонии, гармонии человека и мира. А, не найдя, разочаровался в действительности.

Так какие же темы больше других волновали поэта?

Это и внутренний мир человека, и любовь к женщине, и отношения человека и общества, и любовь к Родине, и роль поэта в мире.

Перечитывая стихотворения Лермонтова, написанные в разные годы, можно заметить, что очень часто поэт употребляет слово «сон». Всего я нашла около 25 упоминаний. Вот неполный перечень этих произведений в первом томе собраний стихотворений М. Ю. Лермонтова:

Следовательно, тема сна на протяжении всего творчества волновала великого поэта. Ведь именно к ней он обращался чаще всего.

В русской и мировой литературе у разных авторов порой повторяются названия стихотворений. Михаил Юрьевич же создавал многое, объединённое одной общей темой, и порой названия работ повторяются. Например, в собрании его стихотворений существует четыре «Ночи», два «Сна» и два «Кавказа». Но раз эти произведения носят одно название, значит ли это, что и их содержание, не говоря уже об идее, должно быть похоже.

Я думаю, это не может быть простой случайностью. Лермонтов, как я уже отмечала, очень критично относился к своему творчеству, много раз переписывал свои работы. Кроме того, Михаил Юрьевич часто возвращался к одной и той же теме, каждый раз дополняя, изменяя свои произведения. Поэтому, я считаю необходимым проанализировать каждое из этих стихотворений. Сон и ночь, ночь и сон – что скрывается за этими образами?

Я считаю, что более точный ответ на наш вопрос можно дать из анализа стихотворений «Ночь I» и «Ночь II».

Я зрел во сне, что будто умер я;

Душа, не слыша на себе оков

Телесных, рассмотреть могла б яснее

Весь мир – но было ей не до того;

Боязненное чувство занимало

Её; я мчался без дорог; пред мною

Не серое, не голубое небо

(И мнилося, не небо было то,

А тусклое, бездушное пространство)

Виднелось; и ничто вокруг меня

Различных теней кинуть не могло,

Которые по нём мелькали;

И два противных диких звуков,

Два отголоска целыя природы,

Боролися – и ни один из них

Не мог назваться побеждённым. Страх

Припомнить жизни гнусные деянья

Иль о добре свершённом возгордиться

Мешал мне мыслить; и летел, летел я

Далёко без желания и цели –

И встретился мне светозарный ангел;

И так, сверкнувши взором, мне сказал:

«Сын праха, ты грешил – и наказанье

Должно тебя постигнуть, как других;

Спустись на землю, где твой труп

Зарыт; ступай и там живи, и жди,

Пока придёт Спаситель, - и молись

Молись – страдай и выстрадай прощенье»

И снова я увидел край земной;

Досадой вид его меня наполнил

И боль душевных ран, на краткий миг

Лишь заглушенная боязнью, с новой силой

Огнём отчаянья возобновилась;

И (странно мне), когда увидел ту,

Которую любил так сильно прежде,

Я чувствовал один холодный трепет

Досады горькой – и толпа друзей

Ликующих меня не удержала,

С презрением на кубки я взглянул,

Где грех с вином кипел, - воспоминанье

В меня впилось когтями, - я вздохнул,

Так глубоко, как только может мёртвый, -

И полетел к своей могиле. Ах!

Как беден тот, кто видит наконец

Своё ничтожество и в чьих глазах

Всё для чего трудился долго он,

На воздух разлетелось

И я сошёл в темницу, узкий гроб,

Где гнил мой труп, - и там остался я;

Здесь кость была уже видна – здесь мясо

Кусками синее висело – жилы там

Я примечал с засохшею в них кровью

С отчаяньем сидел я и взирал,

Как быстро насекомые роились

И поедали жадно свою пищу;

Червяк то выползал из впадин глаз,

То вновь скрывался в безобразный череп,

И каждое его движенье

Меня терзало судорожной болью.

Я должен был смотреть на гибель друга,

Так долго жившего с моей душою,

Последнего, единственного друга,

Делившего её земные муки, -

И я помочь ему желал – но тщетно –

Уничтоженья быстрые следы

Текли по нём – и черви умножались;

Они дрались за пищу остальную

И смрадную сырую кожу грызли,

Остались кости – и они исчезли;

В гробу был прах и больше ничего

Одною полон мрачною заботой,

Я припадал на бренные останки,

Стараясь их дыханием согреть

О сколько б я тогда отдал земных

Блаженств, чтоб хоть одну – одну минуту

Почувствовать в них теплоту. – Напрасно,

Они остались хладны – хладны, как презренье!.

Тогда я бросил дикие проклятья

На моего отца и мать, на всех людей, -

И мне блеснула мысль (творенье ада):

Что если время совершит свой круг

И погрузится в вечность невозвратно,

И ничего меня не успокоит.

И не придут сюда просить меня?.

- И я хотел изречь хулы на небо –

Хотел сказать:

Но голос замер мой – и я проснулся.

Ночь II

Погаснул день! – и тьма ночная своды

Небесные, как саваном, покрыла.

Кой-где во тьме вертелись и мелькали

Светящиеся точки,

И между них земля вертелась наша;

На ней, спокойствием объятой тихим,

Уснуло всё – и я один лишь не спал.

Один я не спал страшным полусветом,

Меж радостью и горестью срединной,

Моё теснилось сердце - и желал я

Веселие или печаль умножить

Воспоминаньем об убитой жизни:

Последнее, однако, было легче!.

Вот с запада Скелет неизмеримый

По мрачным сводам начал подниматься

И звёзды заслонил собою

И целые миры пред ним уничтожались,

И всё трещало под его шагами, -

Ничтожество за ними оставалось!

И вот приблизился к земному шару

Гигант всесильный – всё на ней уснуло,

Ничто встревожиться не мыслило – единый,

Единый смертный видел, что не дай бог

Созданию живому видеть

И вот он поднял костяные руки –

И в каждой он держал по человеку,

Дрожащему – и мне они знакомы были –

И кинул взор на них я – и заплакал!.

И странный голос вдруг раздался: «Малодушный!

Сын праха и забвения, не ты ли,

Изнемогая в муках нестерпимых,

Ко мне взывал – я здесь: я смерть!.

Моё владычество безбрежно!.

Вот двое. - Ты их знаешь – ты любил их

Один из них погибнет. – Позволяю

Определить неизбежимый жребий

И ты умрёшь, и в вечности погибнешь –

И их нигде, нигде вторично не увидишь –

Знай, как исчезнет время, так и люди,

Его рожденье, - только бог лишь вечен

- Решись, несчастный!. » Тут невольный трепет

По мне мгновенно начал разливаться,

И зубы, крепко застучав, мешали

Словам жестоким вырваться из груди;

И наконец, преодолев свой ужас,

К скелету я воскликнул: «Оба, оба!.

Я верю: нет свиданья – нет разлуки!.

Они довольно жили, чтобы вечно

Продлилося их наказанья.

Ах! – и меня возьми, земного червя, -

И землю раздроби, гнездо разврата,

Безумства и печали!.

Всё, всё берёт она у нас обманом

И не дарит нам ничего – кроме рожденья!.

Проклятье этому подарку!.

Мы без него тебя бы не знавали,

Поэтому и тщетной, бедной жизни,

Где нет надежд – и всюду опасенья.

Да гибнут же друзья мои, да гибнут!.

Лишь об одном я буду плакать:

Зачем они не дети!. »

И видел я, как руки костяные

Моих друзей сдавили, - их не стало –

Не стало даже призраков и теней

Туманом облачился образ смерти,

И – так пошёл на север. Долго, долго,

Ломая руки и глотая слёзы,

Я на творца роптал, страшась молиться!

На первый взгляд, содержание этих работ довольно разное: никакой общей идеи и темы. Но вслушайтесь лучше в строки:

Припомнить жизни гнусные деянья

Иль о добре свершённом возгордиться

Мешал мне мыслить

И боль душевных ран, на краткий миг

Лишь заглушённая боязнью

Это были строки из первой «Ночи». Теперь вот что я нашла во втором стихотворении:

- и желал я

Веселие или печаль умножить

Воспоминаньем об убитой жизни

Разве эти строки не объединены общей идеей? Вдумайтесь в их смысл: порой люди, осознавая свои ошибки, бегут от правды, боясь столкнуться с действительностью. Да, она жестока, но нельзя забывать и о положительной её стороне. Народная пословица гласит: «На ошибках учатся». А мы так редко вспоминаем о последствиях ранее совершённых ошибок, когда их результат не столь катастрофичен, забывая, что в дальнейшем даже такие мелочи могут кардинальным образом повлиять на нашу жизнь. Бегущие от действительности на последних ступенях лестницы жизни оглядываются назад и понимают, что их жизнь на земле не принесла никаких радостей не только им, но и окружавшим их людям. А после рождается страх. И с ним такие люди и уходят из этого мира навсегда. Уходят, но на их место встают новые поколения, совершающие ещё более страшные поступки.

Так было всегда, так было во все времена. И, конечно, случалось это и с Лермонтовым. Чуткий поэт понял боль души не только своей, но многих. В вышеуказанных стихотворениях он открывает то, от чего многие бегут без оглядки. Автор не боится действительности, ведь каждый может исправить всё то, что мешает ему жить. Михаил Юрьевич старается помочь всем людям без исключения пока ещё не слишком поздно.

А как донести до людей общий смысл? Живущие в постоянном страхе даже не захотят слушать о тех вещах, которые их пугают. Но если говорить не только о себе, но и о других таких же? Может, людям поможет это хоть как-то отогнать от себя ту боязнь, что с каждым днём захватывает их ещё больше. Показывая наиболее ужасную сторону жизни, Лермонтов возвращает нас к действительности. Но как показать её наиболее реальной? Наиболее простой, но в то же время и наиболее верный способ – использование правильно подобранных метафор, сравнений, олицетворений и эпитетов:

Душа, не слыша на себе оков

Разве человеческие души могут слышать? Да ещё не что-нибудь, а оковы, которые можно лишь ощущать. И это ещё одно заблуждение человека. В повседневной суматохе мы совсем забыли обо всём, кроме нас самих, даже о нашей душе. А это, на мой взгляд, – высшая степень эгоизма.

«Тусклое пространство». Разве можно говорить об окружающем нас мире, как о чём-то, имеющем цветовую гамму? Но в данном случае автор под словом тусклый подразумевает бездейственный, скучный, однообразный мир.

«Сын праха». Можно быть сыном отца, сыном какого-либо человека, но чтобы прах состоял в родстве с кем-либо? Отец – тот человек, который нас породил, следовательно, «сын праха» - человек, рождённый из человеческих же останков, сын смерти. Какие необычные метафоры!

И вот ещё одна особенность Лермонтова: в его стихотворениях нет ни одного лишнего слова. Все сказанные им фразы несут в себе если не явный, то скрытый смысл, понять который порой стоит большого труда.

«Выстрадай прощенье». Пустыми словами не добиться пощады, лишь делом можно доказать, что все ранее совершённые тобой злые деяния осознаны тобою до конца. А чувства предполагают страдания. То, что жестокие люди не испытывали ранее, всё равно произойдёт с ними когда-либо.

«Огнём отчаяния». Скорее всего, Лермонтов указывал нам на столь сильное чувство, перерастающее в пламя, с которым нельзя бороться, которое жжёт со всех сторон, каждый раз напоминая нам о совершённом зле.

«Где грех с вином кипел». Кипящее вино – явление довольно обычное, но как собрать в кубок грех и заставить его кипеть. В роли кубка в данном случае выступает душа, сердце человека, а кипящий грех - это как огонь отчаяния – самое сильное проявление чувства. Но когда сердце и душа полны греха, сама жизнь человека становится с ним неразделима.

Когда Михаил Юрьевич даёт описание полуразложившегося трупа, поневоле становиться жутко:

Здесь кость была уже видна – здесь мясо

Кусками синее висело – жилы там

Я примечал с засохшею в них кровью

Червяк то выползал из впадин глаз,

То вновь скрывался в безобразный череп

Никто другой не смог бы столь ярко и с такой полнотой дать столь жуткое, но в то же время и пугающе правдоподобное, а от этого ещё более завораживающее описание мёртвого человека.

Погаснул день! – и тьма ночная своды

Небесные, как саваном, покрыла

Подобрав для ночи сравнение с саваном, поэт выразил своё личное отношение к сумраку и тёмному времени суток. Ночь Таинственно манящая, величественная, загадочная, но в то же время и пугающая, неизвестная, необъяснимо волнующая. Ночью на время затихает всё то, что было движимо днём. Но одновременно с этим тьма даёт жизнь тому, что спало во время, когда солнце царствовало на своём троне. Ночь так же, как и смерть (саван – символ смерти), прекращает жизнь чего-то, но тут же дарит её кому-то.

В строках, где Лермонтов начинает говорить о Скелете, всё дышит могуществом таинственного героя. Эпитеты подобраны так, что неоспоримо доказывается власть смерти: «неизмеримая, всесильная». Пред ней уничтожаются все преграды и города, что говорить о людях.

Во втором стихотворении, как и в «Ночи I», есть обращение к некоему сыну праха и забвения. Что ещё раз подтверждает мысль об общей теме стихотворений.

«Земля – гнездо разврата и безумства, берущая у нас всё обманом», «Рожденье – подарок земли, проклятье людей». Для того чтобы ярче отобразить все чувства, возникающие порой у человека, автор сравнивает нашу землю-матушку, кормилицу с дьявольскими силками, а самую прекрасную вещь - рожденье нового человека - с проклятым подарком. Неужели на самом деле Лермонтов так ненавидит землю, что в сравнение с ней ставит место разврата? Но кто сказал, что поэт пишет о себе? В этих строках Михаил Юрьевич снова проявил необыкновенную чуткость по отношению к другим людям. Нельзя не согласиться с тем, что в минуты отчаяния человек не отдаёт себе отчёта в происходящем и в совершаемых им действиях. В такие моменты нашей жизни даже самый смиренный человек может разбить все сложившиеся в его сознании устои и отдаться волне ярости, отчаяния и безысходности.

Одними из последних строк являются:

Туманом облачился образ смерти,

И – так пошёл на север

Смерть выполнила то, для чего она, собственно говоря, являлась; те, что должны были уйти вместе с ней, ушли. Но страх перед ней всегда остаётся в нашем подсознании, как и страх перед чем-то неизведанным, например, перед ночью. А ведь смерть и ночь – это и есть, наверное, самые жуткие наши кошмары. Многие боятся темноты из-за её таинственности, смерти же боятся все. Боятся за то, что никто не знает, что там дальше. Ведь может случиться и так, что по ту сторону жизни лежит ещё более привлекательный мир, без слёз и боли, горя и зла. А вдруг там ничего нет

В стихотворениях «Ночь I» и «Ночь II» о сне говорится скрытно, завуалировано. В то время как в другом произведении – «Казачья колыбельная песня» - сон и является основной темой.

Спи, младенец мой прекрасный,

Баюшки-баю.

Тихо смотрит месяц ясный

В колыбель твою.

Стану сказывать я сказки,

Песенку спою;

Ты ж дремли, закрывши глазки,

Баюшки-баю.

По камням струится Терек,

Плещет мутный вал;

Злой чечен ползёт на берег,

Точит свой кинжал;

Но отец твой старый воин,

Закалён в бою;

Спи, малютка, будь спокоен,

Баюшки-баю.

Сам узнаешь, будет время,

Бранное житьё;

Смело вденешь ногу в стремя

И возьмёшь ружьё.

Я седельце боевое

Шёлком разошью

Спи, дитя моё родное,

Баюшки-баю.

Богатырь ты будешь с виду

И казак душой.

Провожать тебя я выйду –

Ты махнёшь рукой

Сколько горьких слёз украдкой

Я в ту ночь пролью!.

Спи, мой ангел, тихо, сладко,

Баюшки-баю.

Стану я тоской томиться,

Безутешно ждать;

Стану целый день молиться,

По ночам гадать;

Стану думать, что скучаешь

Ты в чужом краю

Спи ж, пока забот не знаешь,

Баюшки-баю.

Дам тебе я на дорогу

Образок святой:

Ты его, моляся богу,

Ставь перед собой;

Да готовясь в бой опасный,

Помни мать свою

Спи, младенец мой прекрасный,

Баюшки-баю.

Издавна во всём мире младенцам перед сном пели колыбельные песни, тем самым, навевая ребёнку добрые, спокойные сны. Тексты таких песен не отличались оригинальностью, часто использовался приём аллитерации (чаще всего повторялись сонорные согласные – л, м, н). Часто повторялись одни и те же слова, и даже предложения.

О чём колыбельная песня Лермонтова? О смелых ли казаках? О мечтах ли матери о том, чтобы её сын вырос храбрым, сильным, смелым? Ещё древние знали, что сны могут повлиять на дальнейшую жизнь человека. В зависимости оттого, что именно нам снится, меняются наши поступки и мысли.

Очень часто в колыбельных песнях месяц, солнце, звезды предстают в виде высших Богов (в этом отголосок древних верований человека). Дети считают их живыми, а значит, пока для них понятия неживое и солнце, ветер, воздух, земля, вода, луна несопоставимы. Ведь это лишь песня на ночь, она не должна ничему учить, благодаря ней можно успокоить ребёнка, проявить заботу и ласку. Так же и у Лермонтова месяц смотрит в колыбель к ребёнку, и создаётся ощущение, что и природа стремится пожелать людям спокойных снов.

В этом стихотворении мать рассказывает пока ещё маленькому сыну о возможной его будущей жизни, но просит его пока не задумываться над ней, а сладко спать. Мать, желающая своему ребёнку только самого хорошего, считает, что сон для её крохи и есть самое лучшее и нужное в этом возрасте.

Но со временем, когда дети вырастают, значимость сна теряется в обыденных проблемах. А ведь именно во сне наш организм получает необходимый заряд энергии и сил, отдыхает, и только сердце непрерывно бьётся. Но наукой доказано, что именно во сне оно затрачивает меньше энергии для выполнения своей работы. А значит и изнашивается меньше. Но такое утверждение верно лишь в тех случаях, когда время сна не превышает норму.

Казалось, простая детская песня, а как много нового о сне мы узнаём. Из этого следует, что сон и его последствия сопровождают нас почти везде и всегда.

Ещё одно стихотворение Михаила Юрьевича, где сон является ведущей темой, это стихотворение «Сон I».

Я видел сон: прохладный гаснул день,

От дома длинная ложилась тень,

Луна, взойдя на небе голубом,

Играла в стёклах радужным огнём;

Всё было тихо, как луна и ночь,

И ветр не мог дремоты превозмочь.

И на большом крыльце меж двух колонн

Я видел деву; как последний сон

Души, на небо призванной, она

Сидела тут пленительна, грустна;

Хоть, может быть, притворная печаль

Блестела в этом взоре, но едва ль.

Её рука так трепетна была,

И грудь её младая так тепла;

У ног её (ребёнок, может быть)

Сидел ах! Рано начал он любить,

Во цвете лет, с привязчивой душой,

Зачем ты здесь, страдалец молодой?

И он сидел и с страхом руку жал,

И глаз её движенья провожал.

И не прочёл он в них судьбы завет,

Мучение, заботы многих лет,

Болезнь души, потоки горьких слёз,

Всё, что оставил, все, что перенёс;

И дорожил он взглядом тех очей,

Причиною погибели своей

В основе него лежит сновидение, которое явилось лирическому герою. Но так как в этом сне он видел молодую красивую девушку, то можно предположить, что это стихотворение ещё и о любви. Подчас именно она является причиной наших страданий, особенно в юном возрасте. Но когда объект, к которому направлены чувства, не отвечает взаимностью, влюблённый человек в своих грёзах, мечтах и снах видит именно объект желаний.

Но мне кажется, это стихотворение во многом автобиографичное. В молодой деве, грустной и печальной, я вижу мать Лермонтова. А ребёнок, сидящий у её ног? Может, это стихотворение – печаль о матери? Этот сон – вещий? «Судьбы завет, мучения, заботы, болезнь души » - разве это не то, что мучило поэта? Может быть, поэт видел причину своей ранней грусти в сиротстве? Видел, но не хотел этого осознавать? Как ни старался писатель не отдаваться этому приступу хандры, ночь и сон брали над ним верх. Они снова и снова заставляли его возвращаться к действительности, разбивая мир, который он сам для себя создавал, реальностью.

Грусть, тоска, печаль стихотворения в странном противоречии с мелодичностью. Это произведение, на мой взгляд, самое нежное из представленных ранее. В стихотворении и девушка, и природа, окружающая её, изображена столь необычно. А какое потрясающее наш слух звуковое оформление! Сколько нежных звуков [л]; [й]; [н]. Именно они смягчают грусть, печаль, делают тоску не столь ужасающей. Но не только звуки помогают автору передать истинную любовь к той, о которой он пишет. Сколько метафор, сравнении, олицетворений, «гаснущий день ложащаяся тень играющая луна». Девушка, сравнимая с последним сном души. Но не хуже описываются и страдания лирического героя. Сколько нежности в каждой строке, в каждом слове. Именно эти строфы автор прочувствовал сильнее всего, ничто не может нас заставить усомниться хоть на мгновение, может быть, в мимолётной, но чистой и искренней любви.

Из анализа стихотворений, в которых тема сна является ведущей, хорошо видно, что сон и многое, что связано с ним, довольно часто не давало покоя Лермонтову.

Почему?

Как считают психологи, «сон – это периодически функциональное состояние человека и высших животных со специфическими поведенческими проявлениями в вегетативной и моторной сфере, характеризующееся, отсутствием целенаправленной деятельности, значительной обездвиженностью и отключённостью от сенсорных воздействий внешнего мира. У человека во сне наблюдается угнетение осознаваемой психической активности. (Краткий психологический словарь, Москва, издательство политической литературы, под общей редакцией А. В. Петровского и М. Г. Ярошевского, 1985 год)

Известно также, что во сне люди порой совершали величайшие открытия, ведь люди, занимающиеся творческим трудом, могут заимствовать настроения и основное содержание своих произведений из снов, как это делал, например, де Куинси. Иногда люди именно в сновидениях получают повеление творить. Так, Сократ (470-399до н. э. ) утверждал, что видел сны, побуждающие его "сочинять и культивировать музыку". Он принял эти сны как поощрение к продолжению его занятий философией. Сиамский писатель Люонгвичиватлен никогда не собирался становиться писателем до тех пор, пока ему не явился во сне его умерший учитель, вручив ему пару очков и предложив использовать их для написания книг. Другие английские писатели пережили нечто подобное де Куинси, когда стали прибегать к наркотикам. Так, Джордж Крабб (1754-1832) рассказывал, что его мучили сны "несчастий и деградации", когда он стал применять наркотики.

В сфере музыки некоторые знаменитые произведения также связаны с непреднамеренными творческими сновидениями. Джузеппе Тартини (1692-1770) - итальянский скрипач и композитор, рассказал, как в возрасте двадцати одного года ему приснился сон, что он продал душу дьяволу. Во сне он отдал дьяволу свою скрипку, но каково же было его удивление, когда он услышал, как скрипка заиграла неизвестную ему сонату, изысканно красивую и превосходящую самые смелые взлеты его фантазии. Джузеппе был восхищен, приведен в восторг, очарован, его дыхание остановилось. и он проснулся. ". Схватив скрипку, я старался вернуть звуки, которые только что слышал. Но они исчезли. Я потом сочинил "Сонату дьявола", это была моя лучшая вещь, но как далеко было ей до того, что слышал я во сне. ".

На мой взгляд, наиболее известные открытия, сделанные во сне, это бензольное кольцо А. Кекуле и таблица химических элементов Д. И. Менделеева. На разработку научных тем ушли долгие годы. Но результаты их трудов не появились легко, как бы из воздуха. Прежде чем учёным во сне явились их открытия, они проделали долгую и трудную работу. Д. И. Менделеев долгое время не мог разместить в правильном порядке химические элементы в таблице, а во сне он лишь увидел их правильную расстановку.

Немецкий химик Фридрих Кекуле много лет пытался найти молекулярную структуру бензола. Впоследствии он описывал сновидение, которое увидел, задремав у потрескивающего огня камина, холодной ночью 1865 года:

"Опять атомы прыгали перед моими глазами, и мой взгляд, завороженный повторяющимися образами, сходными друг с другом, уже не мог различить более крупные структуры различной формы, построенные в длинные цепочки, многие их которых замыкались друг на друге. Все двигалось в змеевидной, танцующей манере. Неожиданно что-то произошло. Одна из змей отделилась от своего собственного хвоста и новая структура дразняще затанцевала перед моими глазами. Как будто пронзенный молнией, я проснулся. ".

Это сновидение помогло Кекуле понять, что структура бензола представляет собой замкнутое карбонное кольцо. Это открытие было переворотом для современной химии. Когда Кекуле рассказывал эту историю своим коллегам на научном съезде в 1890 году, он завершил свой рассказ так: "Давайте изучать сны, джентльмены, и тогда мы, возможно, придем к истине.

Наукой доказано, что если в течение долгого времени думать над решением какой-либо поставленной задачи, то ответ на неё или сразу возникнет в вашем сознании, или придёт позднее. Если же этого не происходит, то следует сначала отвлечь себя чем-либо другим, тогда впоследствии решение «придёт» само собой. Почему же всё-таки это происходит? Можно предположить, что наш мозг порой просто «забит» большим количеством разнообразной информации, из которой сложно «выловить» нужные нам сведения. Во время же сна мозг отдыхает, и, если можно так выразиться, рассортировывает по «полкам» информацию, после чего уже довольно просто отыскивает ответ или решение задачи.

Сон – величайшая загадка бытия. Почему человек видит сны? Какие загадки преподносит нам наше подсознание? Почему сны бывают вещими?

Психоанализ снов по Фрейду.

Днем с нами происходит огромное количество событий: ссоры с близкими нам людьми, повышение зарплаты на работе, а может нас, обрызгала машина в столь ясный и погожий весенний день, и кто знает, может, мы встретили любовь всей своей жизни, которую так долго искали. К сожалению, не со всем, что с нами происходит, наша психика может справиться. Задача снов, которые мы видим, переработать и уложить по ячейкам в нашей голове все то, что как-то осталось неясным и проблемным. Мы как бы снова переживаем то, что с нами произошло, и пытаемся разобраться в тех вещах, которые остались нерешёнными. Также сны являются отражением наших глубинных желаний и влечений. Они для бессознательного чистый холст, на который необходимо нанести нечто очень желаемое или, наоборот, то, что хочется раз и навсегда забыть и больше никогда не вспоминать. Нарисовать, порвать и выкинуть – вот желание нашей психики. По различным причинам не всегда снам удается выполнить свою функцию утилизации, и тогда одинаковые сны сняться вновь и вновь, не давая нам покоя. Такие сны могут четко запоминаться и беспокоить весь день, а могут казаться мутными и непонятными. Но то и другое может настораживать нас, вызывать тревогу. Такие чувства могут жить в нас подолгу, откладывая отпечаток на нашу повседневную жизнь. Но еще больший след, в нашем ежедневном бодрствовании, оставляют причины таких снов.

Автор - Михаил Борисович Ожиринский

«Сны снятся каждому человеку. В течение тысячелетий мы пытались доказать, что эти путешествия в ночи тесно связаны с нашей дневной жизнью.

Наверняка мы знаем только одно - сновидения существуют в собственном пространственно-временном континууме. Даже когда наше физическое естество находится в состоянии покоя, мы продолжаем жить активной жизнью, практически неотличимой от жизни дневной. Мир, в котором мы оказываемся в своих грезах, практически невозможно отличить от того мира, в котором мы бодрствуем. Более того, во сне нам зачастую кажется, что нас окружает реальная действительность. Таким образом, каждый отчетливо запомнившийся сон представляет собой еще одно неопровержимое доказательство того, что наша жизнь проходит не только в физической реальности. Каждую ночь от рождения и до самой смерти мы проводим в нематериальном мире.

Древние говорили, что во сне каждый из нас становится творцом, способным создать свой собственный реальный мир. А толкование сновидений - это тот метод, при помощи которого мы еще и еще раз вступаем в контакт с гением ночного воображения. Мы внимательно изучаем сложный твоpческий пpоцесс, свеpшающийся каждую ночь в глубине наших душ. Наша жизнь наполняется новым содержанием».

Именно таким пророческим стихотворением для М. Ю Лермонтова явилось стихотворение «Сон», написанное за три месяца до дуэли. Конечно же, автор не мог знать заранее, где и когда его настигнет смерть. Но, может быть, в этом и состояла главная особенность поэта? Согласитесь с тем, что его восприятие мира не походило на мировоззрение других людей. Чуткий, внимательный, понимающий чужую боль человек – таким, мне кажется, был Михаил Юрьевич Лермонтов. Много ли таких людей в мире, где каждый занят только собой? Единицы. А значит, и его произведения должны быть не менее уникальны.

В полдневный жар в долине Дагестана

С свинцом в груди лежал недвижим я;

Глубокая ещё дымилась рана,

По капле кровь точилася моя.

Лежал один я на песке долины;

Уступы скал теснилися кругом,

И солнце жгло их жёлтые вершины

И жгло меня – но спал я мёртвым сном.

И снился мне сияющий огнями

Вечерний пир в родимой стороне.

Меж юных жён, увенчанных цветами,

Шёл разговор весёлый обо мне.

Но, в разговор весёлый не вступая,

Сидела там задумчиво одна,

И в грустный сон душа её младая,

Бог знает, чем была погружена;

И снилась ей долина Дагестана;

Знакомый труп лежал в долине той;

В его груди, дымясь, чернела рана,

И кровь лилась хладеющей струёй.

В этом стихотворении я вижу не один, а три сна. Это очень необычно. Сон ведь это нечто нереальное. Но сон в стихотворении Лермонтова настолько реален, что нам кажется, мы видим кадры из фильма, когда действия происходят в двух или трёх точках одновременно. По-моему, любому режиссёру будет легко снимать фильмы по произведениям великого поэта: и действия героев, и мизансцена уже продуманы автором.

Так какие же три сна я увидела в произведении Лермонтова? 1) Сон лирического героя, который видел себя лежащим мёртвым на песке в горах Кавказа. Вроде бы ничего необычного, но спустя три месяца после того, как это стихотворение было записано в тетради Лермонтова, поэт действительно был глубоко ранен в грудь, действительно лежал на песке с открытою раной, и действительно «уступы скал теснилися кругом».

2) Второй сон – это сон умирающего. А умирающий – это лирический герой стихотворения. Он видит и себя, лежащего на песке, и свой сон. Ему снится:

И снился мне сияющий огнями

Вечерний пир в родимой стороне.

Меж юных жён, увенчанных цветами,

Шёл разговор весёлый обо мне.

Это уже достойно удивления. Я думаю, немногим случалось, видя кого-нибудь во сне, видеть вместе с тем и тот сон, который видится герою сна.

Но и этим сном не оканчивается стихотворение, нам является третий сон:

Но в разговор весёлый не вступая,

Сидела там задумчиво одна,

И в грустный сон душа её младая

Бог знает чем была погружена;

И снилась ей долина Дагестана;

Знакомый труп лежал в долине той;

В его груди, дымясь, чернела рана,

И кровь лилась хладеющей струёй

Это уже не просто сон, а сон «в кубе»! Следовательно, поэт не только предчувствовал свою смерть, но и видел её заранее. Очень многие стихотворения Лермонтова проникнуты ощущением ранней смерти. Вспомним хотя бы такие строки:

Мы, дети севера, как здешние растения,

Цветём недолго, быстро увядаем

«Монолог»

И вижу гроб уединенный,

Он ждёт; что ж медлить над землёй?

«Одиночество»

Я предузнал мой жребий, мой конец,

И грусти ранняя на мне печать;

«1831 – го июня 11 дня»

Значит ли это, что Лермонтову был дан дар предвидения? Я думаю, да. Все великие поэты обладают этим великим даром. Поэт действительно предчувствовал, а может, даже видел свою смерть.

Смерть героя в стихотворении «Сон» очень реалистично изображена: мы видим струящуюся, тёплую, дымящуюся кровь. Мельчайшие подробности, которые мог видеть и чувствовать только участник происходящего. Множество личных местоимений придают сопричастность автора к герою: « я, меня, лежал я, себя видит».

А какой удивительный оксюморон «знакомый труп». Он вызывает странное ощущение, ведь знакомым может быть человек, предмет, который мы уже видели. Но знакомый труп?

Так чем же был этот сон для поэта? Чтобы ответить на этот вопрос, достаточно прочитать воспоминания участников той страшной дуэли между Лермонтовым и Мартыновым. Описания происходящего и многие строки стихотворения практически совпадают. Значит сон, привидевшийся поэту, был действительно вещим.

Почему же поэт, имея столь чуткую к восприятию сновидений душу, не придал особого значения своёму последнему сну? А может, поэт в стихотворении создал сценарий «последней драмы» своей жизни? Даже смерть Лермонтов разыграл, как по нотам.

Обычно люди стараются быть режиссерами своёй жизни, составляют план, расписывают роли, и только Смерть не подвластна ни одному человеку. А поэт поспорил с этим: он видел во сне свою смерть, и когда настало время дуэли, ничего не стал изменять. Всё шло так, как было им написано в стихотворении «Сон».

Проанализировав стихотворения Лермонтова, где ведущей темой является сон, я пришла к выводу: сны действительно имели огромное значение в жизни и творчестве Михаила Юрьевича. Они его волновали, не давали покоя, мучили загадками. А может, просто пытались уберечь?.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)