Развлечения  ->  Непознанное  | Автор: | Добавлено: 2015-03-23

Сказочная страна в Иркутской области - Тофалария

«Страна, красивейшая в мире, предоставлена в полное распоряжение каждого из нас. Это ли не великое счастье?!

Жаль вот только, подчас не хватает времени и наверняка не хватит его в конце концов на то, чтобы увидеть и узнать как следует все, что мы называем нашей Родиной.

Торопитесь летать, ездить, ходить, плавать. Одним словом, путешествовать по Земле. Торопитесь видеть Землю. ».

Тофалария – сказочная, загадочная страна. По проведенному опросу мало людей знают кто такие тофалары, и что такое Тофалария. Прошлое Тофаларии очень интересно для изучения. Но остается ли в наши дни эта страна сказочной. Итак, давайте разберемся, можно ли в наши дни тофаларов назвать сказочными существами? И как все-таки изменился их образ жизни и традиции?

Население

До 1934 г. тофалары официально именовались карагасами и этнически делились на 5 основных родов. До конца 20-х годов нашего века вели кочевой образ жизни.

В 1932 г. тофалары полностью перешли на оседлый образ жизни, произошла перестройка их хозяйства и быта. Для тофов были построены три села – Алыгджер, Нерха и Верхняя Гутара. В результате коллективизации тофы потеряли значительную часть традиционной культуры, но у них остались их охотничьи угодья, они оказались встроены в общегосударственную систему жизнеобеспечения и их потери были не очень заметны. Затем последовало объединение трех колхозов в Тофаларский зверопромхоз. Охотничьи угодья, оружие, олени и другое имущество перешло в собственность этого зверопромхоза. Тофов оформили на работу в качестве штатных охотников, и соответственно, способность тофов к самоорганизации была существенно нарушена.

В 2000 году Тофаларский зверопромхоз подвергли процедуре банкротства и продали горнорудной компании «Дельта» на основании договора купли-продажи от 09. 10. 2000 года. В соответствии с пунктом 3. 2. 2 этого договора покупатель обязан был: «Произвести трудоустройство работников, уволенных из штата ЗАО «Тофаларский зверопромхоз». Затем, в 2001 году горнорудная компания «Дельта» решила, что ей не выгодно заниматься традиционными видами природопользования и основную часть имущества продала созданному для этого, Тофаларскому потребительскому обществу, но трудоустраивать тофов больше никто не собирался.

Таким образом, целый народ, хоть и малочисленный, из большой семьи российских народов, оказался ограбленным, и основная часть его представителей находится на данный момент в крайне тяжелом положении.

Главная проблема тофаларских сел — безработица. Без преувеличения можно сказать, что в Нижнеудинском районе тофалары — самая уязвимая часть населения в отношении занятости. Работы не имеет 65 % трудоспособных тофов. Подобной безработицы нет ни в одном другом селе района. Тофалары не могут получить работу даже там, где, казалось бы, они должны быть первыми претендентами на рабочие места. Штатное расписание, созданного в районе Тофаларского федерального охотничьего заказника, укомплектовано исключительно жителями г. Нижнеудинска. Из-за сложностей с финансированием вертолетных рейсов егеря месяцами не могут попасть к месту своей работы. А живущие рядом с заказником тофалары, больше, чем кто-либо другой заинтересованные в охране охотничьей фауны, годами остаются без работы. Следствием такой политики занятости является ужасающая бедность коренного населения. Единственным источником денежных поступлений во многих семьях является выплата детских пособий. Разница в доходах между тофаларами и остальным населением буквально кричащая. Если в 1999 г. среднедушевой доход в Нижнеудинском районе составлял 597 руб. , то у тофаларов 87 рублей при прожиточном минимуме в 686 руб. Большинство семей тофаларов многодетные. Люди живут в ветхих довоенной постройки домах. Жилая площадь, в расчете на одного человека, составляет не более 6 кв. метров. По большинству социальных показателей дети и подростки тофаларов заметно уступают своим сверстникам из старожильческого населения. Среди них преобладают болезни органов дыхания, широко распространены отиты, риниты, стоматологические заболевания, аномалии развития. Профилактика заболеваний и меры по улучшению здоровья проводятся в совершенно недостаточном объеме из-за нехватки финансовых средств на приобретение медикаментов, содержание врачей узких специальностей, работу выездных медицинских бригад.

Но к тому же в апреле 2006 года иркутский СМИ сообщили о конфликте между общинами коренного малочисленного народа тофа и предпринимателем В. Аюповым, возглавляющим Потребительское общество охотников промысловиков (ПООП), которое является официальным охотпользователем на большей части территории Тофаларии в Нижнеудинском районе. Аюпова назвали самоуправным арендатором, чуть ли всех земель Тофаларии, хотя к земле ни он, ни его ПООП не имеют никакого отношения.

Первые сведения о численности карагаского народа появляются в ясачных ведомостях второй половины XVII века, из которых следует, что карагаская народность входила в Братскую Удинскую землицу Красноярского уезда.

По Георги И. Г. («Описание всех обитающих в Российском государстве народов [карагасы]»), «Принадлежат к небольшим остаткам Красноярских народов Самоядского племени. Статься может, что они во время воинственных беспокойствий собрались из беглецов. Ныне платит сие поколение подушный оклад только за 22 семьянистых человека. »

Демографическая динамика в посёлках, в отличие от всего Нижнеудинского района, положительная. Средняя продолжительность жизни тофов – около 40 лет. Численность тофов составляет немногим более 700 человек и это один из самых малочисленных народов Российской Федерации.

Численность населения посёлка Алыгджер (в переводе с тофаларского означает «широкая долина») – 525 человек.

Сегодня мэр Алыгджера – Владимир Лобченко, бывший милиционер и настоящий охотник.

3. Хозяйственная деятельность тофаларов в наши дни

Тофаларию постепенно перестают воспринимать как дотационную территорию и начинают осознанно вкладывать деньги в развитие местности и сохранения народности тофаларов. В Тофаларии завершается строительство оленеводческой базы. Однако реформаторы замечают, что большинство местных жителей откликаются пока только на технический прогресс, и почему же в тофаларском поселке Алыгджер спутниковых тарелок больше чем оленей.

Связь с внешним миром – Большой землей – у тофов полностью зависит от погоды. Сотовой связи в посёлке нет, зато есть местная АТС на 50 трёхзначных номеров.

У тофов с советских времён было очень хорошее снабжение. Но если раньше плюс к снабжению тофы всегда ходили на охоту, то сегодня охотятся не все, но все по-прежнему рассчитывают на дотации. В связи с этим, говорят в администрации района, нижнеудинские бомжи мечтают о Тофаларии, как об эльдорадо. Но до таёжного эльдорадо тоже сложно добраться.

Алкоголь для тофов – отдельная проблема. У них в крови, как и у многих северных народностей, отсутствует фермент, отвечающий за расщепление спирта. 40% местного населения злоупотребляют выпивкой. Потасовки происходят в Тофаларии тоже по вине (выпивки) алкоголя.

Основой хозяйственной деятельностью тофов, при их кочевой жизни, до конца 20-х годов прошлого столетия были оленеводство и охота, рыболовство и собирательство. Во второй половине ХIХ в. начали заимствовать у соседей лошадей. Важную роль играли также собирательство и рыболовство.

Олень для тофов является символом. Тофаларов иногда называют – оленный народ. Судьба, образ жизни, культура и обычаи тофов неразрывно связывались с оленем. Жизненный ритм оленя определял жизнь и быт тофов. Оленеводство имело транспортное назначение. Оленей пасли поблизости от стойбища без присмотра пастухов; загонов для оленей не делали. Очень многое изменилось после перевода тофов на оседлый образ жизни. Оленеводство Тофаларии почти не существует, за исключением небольшого стада, содержащегося в основном благодаря энтузиазму нескольких тофов. В последнее время производятся некоторые попытки возврата к исконным видам деятельности тофаларов. Среди них и зыбкие попытки по восстановлению оленеводства. Пока, правда, всё на стадии обсуждений, предварительных договорённостей и т. п. В поселке Алыгджер многое напоминает об оленях: тофаларский букварь начинается с изображения оленя, детсад в посёлке называется «Оленёнок», а танцевальный ансамбль – «Быстроногий олень».

Природные условия Тофаларии, покрытой горной тайгой и содержащей на высокогорных плато, обширные пространства высокогорных тундр, сплошь покрытых ягелем - оленьим мхом, представляют собой идеальное место для обитания северных оленей. Дикий северный олень сохранился здесь, кстати, и поныне. Карагаский олень самый крупный в мире и очень вынослив, поэтому в зимних условиях олени тофов могут проходить под седлом и вьюком около 60 километров в день, при этом даже там, где лошадь не может пройти и десятка километров.

Объектом охоты были кабарга, изюбрь, лось, дикий северный олень, горный козёл, кабан, косуля. Промышляли карагасы только с оружием и собакой. Собаки тофов - восточносибирские лайки. Собаки жили в чуме вместе с людьми, спали около костра. Собака обеспечивала успех промысла, поэтому хороших собак всегда высоко ценили.

Рыболовство, несмотря на богатство рек рыбой и острый недостаток продуктов питания у карагас, велось в весьма незначительных размерах. В старину, по рассказам стариков, рыбу ловили гораздо больше: "тогда хлеба мало было". Карагасы вообще о рыбной ловле отзываются, как о нелюбимом деле. "Мы с ружьём на зверя! А рыбу ловим мало - не любим". Рыбу ловить - "балык удрес". Основной промысловой рыбой карагас являлся: хариус - кадаргa, ленок - мaт и таймень - белль.

Перед началом лова карагасы совершали обряд, посвящённый духу воды. Ведает рыбой, как, впрочем, и всей водной стихией Суг-эзи - хозяин воды. Это очень важное божество, он является даятелем рыбы. Разведя костёр, карагасы "сёкали» (брызгали) или лили чай, молоко, жир, масло и другие, приносимые в жертву яства в огонь, так же как и на охоте, "ставили" на березу "джалама", то есть на дерево навешивали цветные миткалевые ленточки. Табак и хлеб не давали, потому что хозяин воды не курит и хлеба не употребляет. Если, несмотря на жертвоприношение, рыба не ловилась, то вторично не приносили жертвы, ставили заездок и переходили на другую речку.

Посуда у тофов была приспособлена для кочевой жизни. Большая часть имущества тофов хранилась и перевозилась в кожаных перемётных сумах, в которых держали мягкие вещи: одежду, обувь, головные уборы, выделанные меха, мелкие шкурки, украшения и т. п. Посуду хранили в особых мешках, сшитых либо из камусов, либо из летних шкур изюбрей. Пищевые запасы тоже хранились и перевозились в кожаных мешках, сшитых из продымленной замши или просто из шкур. Для сбора ягод использовали берестяные ведёрки и туески. Берестяные же ведёрки использовали для воды, молока.

Обычной повседневной пищей тофов было варёное мясо, солёный кирпичный чай с оленьим молоком и печёная в костре лепёшка. Дополнением к этой пище служили ягоды, черемша, рыба. Бульон заправляли сараной, сушёным луком. Для консервации мяса, добытого в летнее время, его вялили. Для этого мясо разрезали на длинные ленты, которые располагали на особых вешалах из жёрдочек. Использовали в пищу также мясо и жир медведя, мясо белки, зайца и рыси, диких северных оленей. Был запрет на мясо диких голубей.

Внутренности диких животных в пищу не использовали. Был распространён обычай не варить, а жарить на шашлыке печень. Она жарилась и подсыхала. В таком виде она могла сохраняться несколько дней и была удобна для питания в дороге, когда её употребляли с чаем вместо хлеба. На шашлыке жарили и рыбу, белок. Рыбу употребляли в свежем виде.

Молоко домашних оленей использовали как в свежем, так и в переработанном виде. Муку тофы использовали для приготовления из неё пресных лепёшек. Некоторым подспорьем к хлебу были кедровые орехи. Из них приготавливали путём толчения густую, как сметана, кашицу.

В экологическом отношении территория Тофаларии может служить эталоном первозданной природной чистоты, не уступающей и даже превосходящей по некоторым показателям район озера Байкал.

Поселок Верхняя Гутара ещё называют озерно-водопадным. Там есть такие озёра, как Агульское, Медвежье. Вокруг посёлка есть озёра: Гальяновские, Большие, Белое. О красоте Гутарского (Иденского) водопада тофаларский поэт Сергей Тулаев сказал так

Туристы сюда приезжают, чтобы посмотреть наяву на эту красоту, хотя бы ненадолго слиться воедино с природой, ощутить себя частичкой её, испытать себя - спуститься на катамаранах по горным речкам Уде, Гутаре, Казыр, покорить вершины пиков Грандиозный, Триангуляторов и др. Сейчас количество желающих посетить Тофаларию заметно увеличилось.

Язык и традиции

Изучения тофаларского языка начались в середине XIX века. Первым, кто углубленно начал изучать язык карагасов, был ученый-языковед М. А. Кастрен. Следующей яркой фигурой был академик В. В. Радлов, продолживший эти исследования. В XX веке эстафету перенимает Н. П. Дыренкова, затем В. И. Рассадин, который обнаружил в языке тофов целые пласты лексических заимствований из монгольского языка, тунгусских, древнетюркских и других древних языков.

С ХVII в. установились тесные контакты тофаларов с русскими, что также нашло отражение в тофаларском языке, в его лексике и в языковой ситуации в Тофаларии в целом.

До революции при кочевом образе жизни доля тофаларов, преимущественно мужчин, владевших русским языком, была незначительна, и он не оказывал большого влияния на их родной язык.

После революции тофалары были переведены на оседлость и поселены в них вместе с русскоязычным населением. Дети тофаларов пошли в русские школы, где школьное преподавание было организовано только на русском языке (в круглосуточных детских комбинатах и школе-интернате), началась значительная культурно-языковая ассимиляция тофаларов в русской среде. Постепенно исчезли диалектные различия тофаларских племенных говоров (язык подразделяется на два говора – алыгджерский и гутаринский) и появился своеобразный русско-сибирский карагаский жаргон, который они называют русским языком.

Тофаларский язык мог исчезнуть так и оставшись неизученным белым пятном. Учёные располагали лишь тремя записями речи тофаларов.

Первые записи в 1857 году опубликовал на немецком языке Матиас Кастрен. Вторая сделана в 1890 году доктором сравнительного языкознания профессором Н. Ф. Катановым. Третья - в конце 30-х годов сотрудницей Восточного факультета ЛГУ Н. П. Доренковой.

1. Жилище

Жили тофы в чумах, остов которого делался из жердей. У каждой семьи было два чума: зимний и летний. Зимний ставился из 25 - 30 толстых жердей, летний из 15 - 18. Для чума использовали только сухостойные жерди, с которых срубали все сучки и очищали от коры.

Очаг в чуме устраивали посередине. Сверху на особой цепочке над очагом свисал котёл. Эта цепочка привязывалась к центральной опорной жерди с развилкой.

Домашняя обстановка в чумах была чрезвычайно простой. Не было столов, стульев и кроватей. Всё располагалось на полу. Спали тоже на полу между костром и стеной чума. Правая сторона от входа считалась женской. Здесь была посуда, запас пищи и различные вещи, необходимые в хозяйстве. Слева от входа была мужская половина, где находились ружья, сети и мужские вещи. Напротив входа было почётное место, где обычно усаживали гостей.

Новорожденным делали берестяную или деревянную колыбель овальной формы (бедик). Колыбели подвешивали к стропилам чума на специальных крюках, который вырезали сами. Этот крюк, считался талисманом, и передавался по наследству от матери к дочери. Колыбель в тёплое время года могла выноситься и на улицу. Подросшие дети спали, как и взрослые, на полу.

Всё хозяйство в чуме вела женщина. Она должна была поддерживать огонь (её чаще называли "мать огня"), принести воды, сварить пищу, ухаживать за оленями, "поймать и оседлать их для мужа, когда съездит - расседлать и отпустить", заштопать или сшить новую одежду.

Долго в одном чуме не жили. Женщина должна была переносить чум на новое место.

Но сегодня, например, в доме мэра Алыгджера, Владимира Лобченко, в гостиной довольно много бытовой техники (хотя электричество в посёлке бывает всего несколько часов в сутки, утром и вечером), на полу – два ружья и патроны. Над телевизором – семейные фотографии в рамочках: на них три дочери и сын Владимира.

2. Одежда

Традиционная одежда тофалар (мужская, женская и детская) существенных различий в покрое не имела. Вся одежда шилась распашной. Зимней традиционной одеждой служила шуба, сшитая мехом внутрь. Наиболее распространённым видом летней верхней одежды служил халат, который шили из изношенных оленьих шкур или косульей ровдуги. Зимним головным убором женщин была шапка из оленьих шкур мехом наружу, летом - платок из покупной ткани.

Многие мужчины летом носили кафтан с суживавшимися внизу рукавами, сшитый из сукна или ткани. Мужская делалась короткой, до колен. Украшались по вороту, рукавам, полочкам и подолу, черными матерчатыми полосками.

Женская шилась длинной, до пят, сзади на талии присборенная. Женская одежда украшалась кабарожьим мехом, летняя - обшивалась цветными полосками - лентами. Поверх надевали большой платок с кистями.

У мужчин и женщин одежда подпоясывалась своеобразным поясом - куском материи длиной 1,5 - 2 метра. Нож в ножнах затыкали за пояс за спину ручкой ножа в правую сторону, чтобы удобно было брать нож правой рукой. С правой стороны подвешивали кошелек с трубкой (ганза), украшенный косточками, стеклянными цветными бусинами и медными бляхами.

Летом на ногах носили ичиги; зимой - меховые унты, сшитые из оленьего (изюбриного, сохатого) камуса.

Тофы умели сами изготавливать также ровдугу и замшу. Из ровдуги шили верхнюю одежду для теплого времени года, из кабарожьей замши шили рубашки и штаны. Выделкой шкур и кож занимались женщины.

3. Фольклор

Одним из основных жанров фольклора были песни (ыр). Их пели на свадьбах, во время отдыха на промысле, в пути при перекочевках. Важное место занимали сказки (тоол) о животных, волшебные и др.

Музыка исторически связана с музыкальными традициями енисейских народов. Главной характеристикой музыки является распевная мелодия - айалга. В жанровом отношении наиболее устойчивой формой является алхыш - песенное благословение, восхваление, обращенное к родственникам, природе, духам, божествам.

Инструментальная музыка имеет общее название хобус и состоит из наигрышей на инструментах. Среди духовых инструментов - флейта, дуговой металлический варган (известен как женский интимный инструмент) и музыкальный лук - мужской интимный инструмент.

5. Религия

Хотя они тофалары и стали христианами, они продолжали исповедовать свою традиционную религию. Согласно их верованиям весь мир был разделен на три части: существовали верхний, средний и нижний миры.

Владыкой верхнего мира, творящей силой считался бурхан, верховное божество.

Средний мир - это наш мир, где живут люди и все живые существа. Средний мир населен различными духами. Они живут везде вокруг человека. Есть духи добрые, есть злые. Злых духов нужно задабривать, добрых - подкармливать, чтобы помогали людям.

Нижний мир - это царство Эрлика (царство мёртвых). Люди среднего мира, попавшие каким-либо случайным образом в подземный мир, не могут общаться с живущими там людьми, поскольку являются для них невидимыми, язык их непонятен. Только шаманы могут общаться как с верхним миром, так и с нижним, а также с духами среднего мира.

По поверьям тофов, самыми могущественными духами среднего мира являются духи-хозяева гор и вод, а также духи-хозяева той или иной местности, тайги. Духа-хозяина гор называют даг-эзи, духа-хозяина вод суг-эзи. Этого духа представляют в образе большого усатого налима. Поэтому тофы не ловят и не едят налимов.

Чтобы задобрить духов-хозяев, им приносилась своеобразная жертва в виде подношения пищи (например, перед началом охоты). Был у тофов обычай поклоняться священным деревьям, которых они называли хам-неш. Почитали тофы духа огня, поэтому в огонь нельзя плевать или оскорблять как-либо иначе. Огонь нужно было кормить.

Эта вера в различных духов является следствием того, что тофы остаются приверженцами своей древней религии - шаманизма.

Административные формы организации национальной жизни тофаларов в советский период имели негативные последствия для сохранения традиционной культуры и быта. Интерес к возрождению родного языка и культуры проявился у тофаларов лишь в годы перестройки. К сожалению, к этому времени очень многое из традиционного культурного наследия было уже утеряно безвозвратно. В 1989 г. тофаларский язык назвали родным лишь 48,2 % тофов. Традиционная одежда, по данным социологического исследования, в 1985 г. имелась лишь у 6,2 % тофаларов. Блюда национальной кухни в не готовили 76 % опрошенных. В последние десятилетия заметно возросло число межнациональных браков, однако, в большинстве смешанных семей дети, как правило, считают себя тофаларами. Стремление тофаларов к возрождению традиционной культуры, ставшее особенно зримым в 90-е годы, активные усилия в этом отношении творческой интеллигенции, активистов Ассоциации «Тофалария», к сожалению, не приносят пока ожидаемых результатов из-за экономического кризиса, резкого ухудшения условий жизни коренного населения. В этих условиях люди заняты в основном проблемами выживания.

Заключение

Тофалары, как этнос, находятся в критической фазе этнического развития. Невысокая численность, утрата многих элементов традиционной культуры создают предпосылки для дальнейшего размывания этноса, ускорения ассимилятивных процессов. В то же время стабилизирующими факторами являются компактное проживание этноса, высокая ориентированность на традиционный труд, определенный уровень этнического самосознания. Какая из этих тенденций станет преобладающей в ближайшие десятилетия сказать однозначно трудно. Многое здесь будет зависеть от характера решения экономических и социальных проблем в тофаларских поселениях.

Мы надеемся, что наша работа внесёт свой вклад в изучение малых народностей, заселяющих нашу многонациональную планету, в особенности Россию.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)