Дом  ->  Семья  | Автор: | Добавлено: 2015-03-23

СМИ как фактор искажения образа взрослого

О подростках, их проблемах и трудностях, о специфике социально-педагогической работы с ними написано много. Это возраст первой любви, возраст ценностного выбора, когда хочется выделиться и при этом быть со всеми и как все. Однако педагоги, психологи, социологи до сих пор не сошлись во мнениях по поводу средств и способов взаимодействия с подростками, а особенно с современными тинэйджерами, так мало похожими на взрослых в их годы.

В своей работе мы постарались рассмотреть процесс формирования чувства взрослости у подростков, так как познание самого себя и идентификация себя как взрослого является центральным психическим новообразованием человека в возрасте 14-15 лет, а также изучить влияние СМИ на формирование чувства взрослости, при этом мы определяем СМИ как фактор искажения образа взрослого.

На наш взгляд, данная проблема является актуальной, поскольку под воздействием изменившихся социально-экономических условий жизни существенно изменился нравственно-социальный облик современного подростка. По замечанию А. И. Солженицына, произошел слом психологии подростков, нарушение нравственных основ, нравственные ростки заглушаются прагматическими. Свойственное этому возрасту стремление к самоутверждению, определению своего места в жизни часто принимает уродливые формы. Нарушается естественный процесс самопознания, самооценки, самовоспитания, ведущий к постижению истинных нравственных ценностей. Отрицательно влияет на внутренний мир подростков окружающая действительность: угнетает негатив и декларируемая свобода «ОТ». Не имеющий жизненного опыта подросток плохо понимает, что происходит вокруг. Для него современные СМИ происходят из мира взрослых, но в отличии от взрослых \ родители, педагоги\ не ставят цель – воспитывать, критиковать или исправлять. Для подростка – это один из каналов, по которым он получает информацию о том, что такое быть взрослым.

Таким образом, на СМИ приходится 51% свободного времени подростка.

Мы предполагаем, что посредством периодической и современной художественной литературы, теле- и видеоканалов, компьютерных технологий наиболее активно формируется образ взрослой жизни. Но поскольку современный мир СМИ подчиняется товарно-денежным отношениям, т. е. получения максимальной прибыли, происходит искажение образа взрослого мира.

Объект исследования: формирование чувства взрослости как центрального психического новообразования в подростковом возрасте.

Предмет исследования: СМИ как фактор формирования искаженного образа взрослого.

Задачи исследования:

1). Изучить теоретический материал по рассматриваемой теме.

2). Раскрыть содержание основных понятий возрастной психологии ( центральное новообразование, условные и безусловные стимулы)

3). Проанализировать образы взрослых в периодических молодежных изданиях (провести контент-анализ).

4). Провести социологическое исследование «Образ взрослого» на базе МОУ «Гимназия №7»

Методы исследования:

• Анализ разработанности темы в научной и практической литературе

• Анкетирование

• Опрос

• Контент-анализ

• Наблюдение

В исследование приняли участие учащиеся 8 -11 классов МОУ «Гимназия №7» - 195 человек

I. Подростковый возраст – период идентификации себя как взрослого

1. Социальная ситуация развития чувства взрослости.

В 13— 15 лет вопрос взросления становится главным. Возникающее несколько раньше чувство собственной взрослости означает, что у ребёнка появляются желание и возможность соотносить свою личность с системой оценок взрослого мира. Бурное физическое развитие внешне как бы подтверждает выход из детского возраста. Однако из-за отсутствия в социуме традиций фиксации нового статуса подростку приходится самому искать ориентиры самоопределения. При этом очень большое значение имеют конкретные условия развития подростка, его собственные возможности осознания и обобщения информации, наличие и доступность источников информации, качество этой информации и её адекватность реалиям взрослой жизни и т. д. В частности, отношение подростка к изменениям, связанным с половым созреванием, зависит именно от получаемых им сведений об их значении, а не от степени выраженности или соответствия возрастной норме.

2. Процесс формирования чувства взрослости с точки зрения социальной педагогики и возрастной психологии.

В социальной педагогике подросток – это еще недостаточно зрелый и недостаточно социально возмужалый человек, это личность, находящаяся в особой стадии формирования ее важнейших черт и качеств. Стадия эта пограничная между детством и взрослостью. Личность еще недостаточно развита, чтобы считаться взрослой, и в тоже время настолько развита, что в состоянии сознательно вступить в отношения с окружающими и следовать в своих поступках и действиях требованиям общественных норм и правил.

У подростков формируется чувство взрослости, которые проявляются через стремления к независимости и самостоятельности, протест против желания взрослых «Поучить» его. Подросток в этом возрасте нередко выбирает для себя кумира (герой фильма, сильный взрослый, герой передачи, выдающийся спортсмен и др. ), которому он пытается подражать: его внешнему облику, манере поведения. Внешность для подростка имеет очень большое значение. Необычная прическа, серьга, а то две и три в ушах, рванные джинсы, яркая косметика и другие атрибуты, дают подростку возможность отделить себя от других, утвердиться в группе детей.

Все это происходит на фоне изменения эмоционально-волевой сферы. У подростка появляется эмоционально-выраженное стремление познания окружающей действительности, стремление к общению со сверстниками, потребность в дружбе нам основе общих интересов и увлечений. У подростков формируется умение самообладания, самоуправления своими мыслями и поступками, развиваются настойчивость, упорство, выдержка, терпение, выносливость и другие волевые качества.

В возрастной психологии подростковый период определяется от 9-11 до 14-15 лет и по сути является кризисным. Вместе с тем в психологии признано, что анатомо-физиологические изменения в организме подростка не могут рассматриваться в качестве прямой причины его психологического развития. Эти изменения имеют опосредованное значение, преломляются через социальные представления о развитии, через моральные и культурные традиции взросления, через отношения других к подростку и сравнения себя с другими.

С точки зрения внутренних психологических предпосылок ключевой является проблема интереса и их развития в переходном возрасте.

В качестве условия, повышающего моральную устойчивость, выступает идеал. Воспринятый или созданный ребенком идеал означает наличие у него постоянно действующего мотива.

Л. С. Выготский центральным и специфическим новообразованием этого возраста считал чувство взрослости – возникающее представление о себе как уже не ребенке.

Т. В. Драгунова отмечает следующие проявления в развитии взрослости у подростков:

-подражание внешним проявлениям взрослых (стремление походить внешне, приобрести их особенности, умения и привилегии);

- ориентация на качества взрослого (стремление приобрести качества взрослого, например у мальчиков – «настоящего мужчины» - силу, смелость, волю и т. д. );

- взрослый как образец деятельности (развитие социальной зрелости в условиях сотрудничества взрослых и детей, что формирует чувство ответственности, заботы о других людях и др. );

- интеллектуальная взрослость (стремление что-то знать и уметь по-настоящему; происходит становление доминирующей направленности познавательных интересов, поиск новых видов и форм социально значимой деятельности, которые способны создавать условия для самоутверждения современных подростков).

3. Возможные носители культурного содержания понятия взрослости.

Какова интеллектуальная составляющая чувства взрослости подростка? Перед ним стоят такие задачи:

1) определить себя в терминах, обозначающих качества и достижения взрослых;

2) наполнить эти термины личностно значимым смыслом, то есть ответить на вопросы: что такое, например, свобода, ум, любовь; что я должен делать, чтобы сказать о себе: «свободный, умный, люблю»? Подросток, в терминах Л. С. Выготского, присваивает компоненты культуры в процессе общения с её носителями. Характеристики участников и самого процесса общения определяют представления о реальности: «Каково общение, таково и обобщение».

В процессе взросления у подростка возникает модель взрослости, которая содержит представления о взрослых, взрослости и о себе во взрослом будущем. Теоретически возможными носителями культурного содержания понятия взрослости являются родители и взрослые родственники; учителя и другие специалисты, с которыми подросток встречается при решении каких-то жизненных проблем; посторонние взрослые, почему-либо ставшие значимыми в этом смысле; кумиры; СМИ; виртуальные персонажи.

На практике, при проведении опроса «Основные культурные носители образа взрослых» среди учащихся старших классов МОУ «Гимназия №7» были получены следующие результаты:

48% - родители, друзья;

18% - СМИ;

17% - учителя, наставники;

6% - кумиры, виртуальные герои.

Носители взрослой культуры различаются мерой предоставления подростку информации о зрелом поведении, ценностях взрослой жизни. Она зависит прежде всего от их уровня личностной зрелости (реально существующего или демонстрируемого), ясности, различимости, аффективной насыщенности и функциональной адекватности их поведения, а также от того, как подросток получает от них информацию (в зависимости от характера взаимодействия — реальное, житейское, разностороннее или виртуальное, дистантное, одностороннее).

II. «Королевство кривых зеркал». СМИ как фактор искажения образа взрослого.

2. 1. Образы взрослых людей в обыденной жизни.

Подростковые СМИ можно рассматривать как канал опосредованного общения со взрослыми. Прежде всего интересно было выявить имеющиеся у подростков представления о взрослых и взрослости вне зависимости от источников их формирования. для этого был проведён опрос, в котором приняли участие 103 подростка 13—14 лет (учащиеся гимназии). Задание заключалось в свободном описании Идеального Взрослого. Приведённые ниже определения встречаются не менее чем в 75% полученных описаний.

Сильный характер (упорный, целеустремленный, ответственный, самостоятельный, независимый, сильный) – 30 ответов

Умный (дополнения и варианты: много знает, образованный) -12 ответов

Добрый (отзывчивый) -11 ответов

Порядочный(уважительный) – 11ответов

Честный, преданный, красивый, общительный, остроумный, наглый – 2 ответа

Счастливый, здоровый, хитрый, ловкий, раскованны, терпеливый – 1ответ.

Содержание модели взрослости должно измениться в течение подросткового возраста, чтобы на выходе из него молодой человек мог ставить цели и принимать решения, адекватные реалиям взрослой жизни. В связи с этим возникает интерес к тем культурным агентам, которые могут участвовать каким-либо образом в процессе трансформации наивной, ещё детской модели взрослости, демонстрируемой 13-летними подростками, в частности, к подростковым периодическим изданиям.

Декларируемые цели таких изданий — информирование, развлечение, реклама и общение с читателями. В различных материалах прямо или косвенно задаётся представление о взрослых, с которыми подросток живёт, и мире взрослых, в котором ему предстоит жить. Прямо такая информация может даваться при описании в текстах неких взрослых людей, в статьях, посвящённых кумирам, а также в материалах, раскрывающих модели взрослости и взрослой жизни, принадлежащих авторам. При этом содержание текста может быть и не связано с проблемой взрослости, но отношение к ней автора выражается в его мнениях, оценках, позиции, и тогда можно говорить о косвенной форме передачи информации.

Для исследования информации о взрослых и взрослости, предоставляемой подростковыми периодическими изданиями, был проведён контент-анализ публикаций, случайно выбранных из нескольких номеров журналов «Сооl», «Соsmopolitan», «Yes», «Штучка», «Молоток», «Glamour», «Ровесник», «Вгаvо», так как, по результатам опроса, это наиболее востребованные журналы для старшеклассников МОУ «Гимназия №7»:

30%-«Glamour»;

27% - «Соsmopolitan»;

23% - «Yes»;

15% - «Mini»;

9% - «Молоток», «Вгаvо».

Не считая кумиров, на страницах этих журналов представлены такие группы: 1) родители и прародители (бабушки и дедушки) 2) учителя; 3) врачи и психологи; 4) милиционеры; 5) так называемые «власти» («власти страны», «власти города» и т. п. ); 6) прочие взрослые, не имеющие стабильного положения в структуре общения подростков (прохожие, гости, соседи, попутчики и пр. ). В анализируемых текстах не упоминались тёти, дяди или старшие двоюродные братья. Кроме врачей, психологов и милиционеров многократно не упоминалось каких-либо других профессий. Именно этим объясняется состав выделенных групп.

Для каждой группы определялись следующие категории: связанные с ролью персонажа в тексте: 1) главный герой; 2) упоминается; 3) персонаж анекдота; 4) общее количество упоминаний; оценка персонажа (если есть): 5) положительная; 6) отрицательная; характер поведения персонажа (если есть): 7) дружелюбное; 8) враждебное; 9) нелепое. Так как большинство подростков, описывая Идеального Взрослого, упоминает о его интеллектуальной состоятельности, отдельно фиксировались признаки интеллектуальной деятельности персонажей (что персонаж думает, полагает, решает задачу, а также советует, предоставляет информацию, учит и т. п. ). Эта категория обозначается как 10) интеллект.

Лидерами в получении положительных оценок являются «власти», их оценивают в анализируемых текстах либо хорошо, либо никак. Действия же «властей» часто оказываются враждебными. Получается, что «вообще» они неплохие, но когда начинают действовать, то проявляют враждебность в два раза чаще, чем дружелюбие.

Представители милиции, наоборот, оцениваются отрицательно или никак, а их поведение — как нелепое. Но при этом так же часто, как глупости, милиционеры совершают помогающие поступки, и упоминания этой категории в отношении милиционеров совпадают с показателями родителей(!).

Родители, кроме того, часто совершают действия, характеризуемые как нелепые, и чаще всего — враждебные: каждое второе упоминание о родителях содержит подобную информацию.

Самыми же неприятными и враждебными являются учителя — лидеры получения отрицательных оценок и совершения недружелюбных поступков.

Если суммировать все негативные (отрицательная оценка, враждебное поведение, нелепое поведение) и все позитивные (положительная оценка, дружелюбное поведение) упоминания, то мы получим обобщённую характеристику отношения к группам взрослых. Интегрированный показатель — соотношение негативных и позитивных характеристик.

Выходит, что каждый раз при упоминании родитель получает ту или иную отрицательную характеристику, а положительную — реже чем в половине случаев. Самым неблагополучным является показатель «негатив/позитив» для учителей: на четыре отрицательных приходится одна положительная характеристика.

Зато врачи и психологи — именно те персонажи, которые соответствуют представлениям подростков о Взрослом как Умном человеке.

Таким образом, погружённые в быт, придирающиеся, не уравновешенные взрослые, с которыми подросток имеет реальные отношения, противопоставляются мудрым, всё понимающим и спокойным по отношению к трудностям подросткового возраста специалистам, о личностных и поведенческих проявлениях которых напрямую ничего не сообщается. Понятно, почему в таком случае в исследуемых текстах практически «недумающими» представлены учителя, чья профессия, казалось бы, напрямую связана с интеллектуальной деятельностью: их образы перегружены эмоциями.

Вот два примера обращения к образам родителей: «Злобные монстры и профессиональные зануды. Они достают тебя нудными нравоучениями, лезут в твою жизнь и не разрешают возвращаться домой позже десяти. Они только и думают, как бы ещё ущемить тебя в правах. »

«. вечные напряги с родителями часто заставляют покидать родной дом, питаться за свой счёт, одеваться и просто жить! Уже 19-й год меня тупо достают родители. Мало того, что они хотят запихнуть меня работать на какой-нибудь вонючий завод, они ещё меня тупо (. ). Типа, я ни хрена не умею!»

В этих «излияниях души» видно явное несоответствие степени эмоциональной насыщенности характеристик тому поведению родителей, которое служит объектом о(б)суждения. Такое сгущение красок — общая тенденция при описании родителей. Это своеобразный приём, который выполняет, помимо устранения конкурента, ещё и функцию средства присоединения. Имитируя и усиливая отрицательную, негативную составляющую отношения подростка к окружающим его взрослым, авторы текстов показывают, что они находятся на стороне подростка.

Какие ещё приёмы усиливают привлекательность издания как партнёра по общению? Такие, как:

• использование подросткового сленга: Раша, трабл, маза, чел, мутить, запара и пр. ;

• наличие нецензурной лексики, прозрачно завуалированной изъятием одной буквы из легко идентифицируемого слова:. опа и пр. ;

• демонстративное нарушение правил орфографии по принципу «как слышится, так и пишется»: дарова, Щастье, бырро и анАнимно, пАнявтно (выделено в текстах) и пр. ;

• использование авторами псевдонимов, имитирующих подростковые клички: Хой, Жека, Овощ и пр. ;

• обращение от Я к Ты;

• доступность обратной связи: публикация почтовых и электронных адресов не только редакций, но и авторов текстов. Приведём фразу из ответа «суперчеловека, который умеет разруливать все траблы», на письмо подростка-читателя: «Да же если тебе покажется, что всё произошло слишком быстро, пойми одну мазу: твоя девушка получит нескончаемый кайф только от мысли, что ты её так сильно хочешь».

Благодаря этим приёмам специалисты-консультанты приобретают значимость и как Идеальные Партнёры: не зануды, не критикуют, с чувством юмора, заинтересованные в контакте. Следовательно, подростковые журналы обеспечивают своих читателей общением с такими взрослыми, которые могут реально влиять на содержание модели взрослости подростков. Одновременно с этим проявляется тенденция к систематическому снижению значимости в качестве образцов взрослости реально взаимодействующих с подростком взрослых, прежде всего родителей и учителей.

2. 2. Элементы молодежной субкультуры, формирующие образ взрослого.

Как и любой бизнес, СМИ-индустрия стремится к бесконечному увеличению числа продаж и прибыли. Поэтому, как и любой товар в современном мире, информация требует построения специальной стратегии рекламы и маркетинга. Энциклопедия американской рекламы сообщает нам о главном устремлении рекламы и сбыта, заключающемся в том, чтобы найти нужных людей и совместить их с нужным продуктом. Какие СМИ – каналы позволяют произвести это совмещение?

Чтобы найти ответ, старшеклассникам МОУ «Гимназия №7» был задан вопрос: «Какие ТВ - каналы Вы предпочитаете?». Ответы респондентов распределились следующим образом:

57% - MTV;

45% - МУЗ – ТВ, СТС;

34% - ТНТ;

30% - 1 канал.

Для успешного вступления во взрослую жизнь (социализации) подростку необходимо утвердиться в роли взрослого, в выборе профессии и образования при поддержке значимых других людей (эго-идентификация). Если жизненные условия в семье не благоприятны, наступает кризис идентичности — чувство бесполезности, мучительный душевный разлад, неспособность продолжить образование. «Подросток страстно ищет тех людей и те идеи, которым он мог бы верить», говорит Эриксон (Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. М. , 1996. С. 139). Огромное влияние на развитие эго-идентичности подростка оказывает пропаганда массовой культуры; герои толпы. Он подражает поведению и манере одеваться тех, кто чаще всего мелькает на экранах и страницах.

Опрос старшеклассников МОУ «Гимназия №7» о профессиональной принадлежности успешного взрослого дал следующие результаты:

19% - бизнесмен;

16% - творческая личность;

12% - человек шоу-бизнеса;

11% - дипломат;

5% - ученый;

4% - рабочий;

2% - домохозяин.

Российские информационные каналы переполнены образами «успешных, независимых, свободных от традиций» взрослых, а происходящее размывание культурных норм и барьеров - следствие наивной веры подростков в святость печатного слова, с легкостью снимающего все табу. В действительности ситуация, в которую его вовлекает субкультурная пропаганда, драматична. Идеология «Свободы от» отвергает основные законы и нормы общества, ниспровергает тысячелетние табу, ставит под сомнение и дискредитирует основные жизненные ценности и саму жизнь как наивысшую ценность. Её цель — противопоставить подростка обществу, подтолкнуть к девиантности, запустить механизм «Порочный круг «депрессивного настроения — негативного мышления», освободить путь для проникновения в сознание мифологии девиантности.

Исследования американских психологов показали, что делинквентные действия подростков резко снижают самооценку. За нарушением правил следует осуждение, которое в свою очередь обусловливает ещё более низкую самооценку. Вместе с жаргоном и знаковой символикой девиантность становится средством коммуникации и групповой идентификации. Идеалогия девиантности, успешно применяет знания возрастной психологии, в частности о влиянии действующих переменных:

Секс –безусловный стимул

Мода-условный стимул

Рок-музыка – условный стимул

Места развлечения – условный стимул, что позволяет манипулировать поведением потребителя, т. е. подростка.

Практика зарубежных и отечественных психологов и психиатров свидетельствует о чрезвычайной ранимости, напряжённости психики переходного возраста. На него приходится самый высокий уровень личностных расстройств: Альфред Адлер указывает на возникновение конфликта из-за противоречий между новыми задачами, перед которыми стоит подросток, и чувством неполноценности от осознания сложности их выполнения.

Подросток вступает в жесточайшее противоречие между утверждаемой свободой человека и всеми его фактическими ограничениями. Общество говорит его члену, что он свободен, независим, может строить свою жизнь в соответствии со своей свободной волей; «великая игра жизни» открыта для него, и он может получить то, что хочет, если, конечно, энергичен. В действительности же для большинства людей все эти возможности ограничены. Шутливое выражение о том, что родителей не выбирают, можно распространить на жизнь в целом — на выбор работы, друга, отдыха. В итоге человек колеблется между ощущением безграничной власти в определении собственной судьбы и ощущением полнейшей беспомощности.

Рассмотрим наиболее яркие элементы молодежной суб- и контркультуры, формирующие образы взрослого-кумира, идеала.

АЛЬТЕРНАТИВНЫЙ РОК

Рок-группы, транслирующие «новую свободу», несут несколько функций, осуществляющих маркетинг продаж.

1. 3 в е з д а как объект это идентификации подростка.

Поведение. Звёзды «альтернативы» буквально соревнуются в демонстрации непристойного поведения. В интервью они часто распространяются о пристрастии к наркотикам (иногда мнимом) и своей аномальной сексуальности. Таким образом, у подростка создаётся устойчивое впечатление, что подобное поведение — путь к миллионным гонорарам и славе суперзвезды.

2. 3 в е з д а как источник мифологии девиантного поведения.

Тексты. Поэтизация, описание наркотического опьянения как полета, ассоциации с яркой чувственной сексуальностью, «путешествиями» и т. д. Текст-протест, как и любое упоминание в СМИ, также является рекламой. У потенциального подражателя возникает ощущение нормы, обыденности потребления наркотиков. Именно повторением реклама добивается доверия.

В текстах дискредитируются главные конкуренты наркотиков — основные человеческие ценности: красота, любовь, доверие, семья, дети, творчество, труд, жизнь, счастье и т. д. Отдельная статья — тексты, транслирующие тоску, ужас, жалобы. Как правило, они снабжены рефреном, при длительном повторе и постоянном прослушивании способным привести к реальному самоубийству.

З. З в е з д а как катализатор депрессии.

Чувство тоски, отвращения, ужаса. Ритм и музыкальный строй «альтернативы», как это не раз подтверждалось отечественными и зарубежными исследованиями, подавляет работоспособность, ввергает в тоску, депрессию. Такие аксессуары видеоклипов, как тараканы, черви, пауки, летучие мыши, змеи, сороконожки, тянущаяся слизь, вызывают чувство тошноты и гадливости.

Для видеоклипов, осуществляющих задачи маркетинга, характерны аритмичный монтаж, гнетущая музыка, уродливые ракурсы и интерьер, мелькающие «огрехи», «разъезжающееся» изображение, омерзительный вид исполнителей. Образы транслируют отвращение, ужас, являющиеся катализатором депрессии.

Один из основных условных стимулов — мода. Заметим, что вплоть до второй половины ХХ века понятия «молодежная» мода в культуре не существует вообще. Новая мода изобретается исключительно для взрослых мужчин и женщин. Подросткам предназначен укороченный вариант одежды того же фасона (Орлова Л. Азбука моды. М. , 1989. С. 76). Возникший в 60-е годы феномен молодёжной моды принято считать порождением молодёжных бунтов, тогда как на самом деле именно мода на протест и её пропаганда в СМИ становятся одним из главных катализаторов западной псевдореволюции и появления новейших субкультур.

Свойство человека (особенно подростка) болезненно чувствовать неодобрение окружающих (социальный контроль) использует эпатажная мода. В отличие от подлинной моды, обозначающей эталоны привлекательности или социальный статус, мода-протест употребляет коды исключительно эпатажного характера. В её арсенале — полный набор исторических клейм, закрепляющих удаление (изоляцию) от общества. Так, привилегию бриться наголо издавна имеют рабы, преступники, революционные повстанцы, каторжане, солдаты, монахи. Из обозначения племенного статуса туземная татуировка становится принадлежностью моряков (людей, отлучённых от земли) и заключённых (от общества).

С наголо обритой головой, кольцами в носу (пирсинг) или цветными татуировками (тату), с чёрными лаковыми ногтями, в неимоверных ботинках, под пристальными взглядами прохожих подросток беспомощен как никогда. Страх сменяется агрессией. Новый образ резко противопоставляет его окружающим и присоединяет к группе таких же оппозиционеров, созданных рекламой в СМИ.

Такая мода не возникает стихийно, и не подростки определяют промышленный выпуск товаров, планируя их рекламу и продажи. Изобретая очередную субкультуру или молодёжную моду, профессионалы следуют главному принципу: одежда, причёска, облик должны вызывать насмешки, неприязнь, презрение и отделять молодёжь от общества.

«Ощущение своей изолированности и беспомощности тотчас же начинает угнетать инакомыслящих, доводя их до отчаяния»(Алексис де Токвиль). Массовое распространение такого рода уродливой, эпатажной моды возможно лишь при её превращении в условный сексуальный стимул.

ИНФОРМАЦИЯ-УБИЙЦА

Давно известно, что «искусство во всех своих формах было и остается распространеннейшим и излюбленнейшим средством воздействия на чувства людей, а через них – на их поведение и социальную жизнь» (П. Сорокин. Общедоступный учебник социологии)

На фоне нового искусства официальные данные об интенсивности самоубийств в России – просто убийственны. «В среднем по стране кончают собой 40-42 человека на 100 тысяч в год. А в отдельных регионах – 120-180. По критериям Всемирной организации здравоохранения критическим уровнем считается 20».

Типичный кандидат в самоубийцы – «человек молодого, трудоспособного возрастас невысоким образовательным цензом. Дезадаптированный в социальной и сексуально-супружеских сферах, с наличием невротических расстройств или депрессий, атеист». Характерно, что мощный поток враждебной, убийственной для психики информации, блокирующей нормальный половой рефлекс, навязывающей девиантность и депрессию, под видом развлечений и нового искусства обрушивается именно на этот сектор рынка.

Среди самоубийц всё чаще оказываются дети: «Интенсивность самоубийств среди 10—19-летних в России возросла почти вдвое (по данным руководителя отдела острых психосоматических расстройств НИИ Склифосовского).

Ещё в начале прошлого века в статье о воспитании детей Б. М. Бехтерев обращал особое внимание на впечатлительность и необычайную внушаемость, благодаря которой ребенку легко прививается как дурное, так и хорошее. В пример приводился случай с 14-летней девочкой, которая совершила самоубийство под впечатлением сцен из романа, где героиня покончила с собой, открыв газовую горелку. «Глубокое, ничем не оправдываемое и крайне вредное для здоровья пугание детей старшими, а также всякое попущение легко прививающимся в возрасте первого детства дурным инстинктам и неустранение их своевременными воспитательными усилиями не может не способствовать развитию навязчивых состояний, неуравновешенности, приводящей детей к развитию душевных недугов», — писал Б. М. Бехтерев.

Имея представление о депрессивном воздействии новой музыки (рэп, рок, рейв и пр. ) и о законах, по которым привнесённая таким образом в сознание подростка депрессия развивается в дальнейшем (порочный круг: депрессия — негативизм — депрессия), мы можем ясно представить себе неотвратимый ход событий. Следуя призыву кассеты: сделай ещё громче! дети приближают катастрофу буквально на глазах у ничего не подозревающих взрослых.

2. 3. Пути выхода из кризиса.

На открытый вопрос анкеты: «Кто больше всего влияет на формирование образа взрослого?», были получены следующие результаты:

70% - родители, педагоги;

30% - СМИ.

Действительно, испокон веку нормальные родители реагировали на опасное поведение детей немедленной изоляцией их от источника зла, от пагубной обстановки. Конечно, придется понервничать, проявить твердость, выдержать детские истерики и грубость, побыть в глазах своего ребенка злодеем, но зато уберечь его от беды. Ведь и мы, став взрослыми, столько раз мысленно и вслух благодарили родителей за их строгость, хотя в подростковом возрасте за нее же готовы были в сердцах проклинать. За детей мы все в ответе перед Богом - родители никогда не смогут свалить свою вину ни на специалистов, ни на горе-педагогов, ни на государство, поддерживающее подчас лжелиберальную, безнравственную и бездуховную педагогику.

Проблема воспитания молодого поколения, сохранение его духовно-нравственного и физического здоровья – одна из важнейших задач общества и родителей. Родительские комитеты, действующие по традиции при школах, как правило, не в силах результативно решать проблемы наркомании, алкоголизма, защиты детей от информационной агрессии и секс-пропаганды, негативно влияющих на воспитательный процесс. Вот почему, ощутив всю остроту положения, родители все чаще объединяются в общественные организации, движения.

Так, в 2000 г. было создано Некоммерческое партнёрство в защиту семьи, детства, личности и охраны здоровья «Родительский комитет», которое занимается обобщением информации по проблемам семьи и детства. Эта организация (в числе её учредителей — известный детский правозащитник Лариса Павлова) уже заявила о себе, выходя с конкретными требованиями и предложениями на властные структуры, участвуя в судебных процессах и создании проектов федеральных законов на благо детей.

Все эти организации ведут активную борьбу за охрану прав и свобод человека в области средств массовой информации, в частности, защиты ребёнка от вредной для него информации. Почему это так важно? Как считают специалисты, детская психика наиболее уязвима и не готова к восприятию многих взрослых проблем. То, что взрослые воспринимают как иллюзию, иносказание или иронию, не обладающий жизненным опытом ребёнок может понять буквально, как руководство к действию. К тому же известно, что дети частенько подражают любимым героям фильмов и книг.

Так, эскалация насилия, жестокости в СМИ мало-помалу развивает в несовершеннолетних бесчувственность, потерю свойственного нормальным людям сопереживания чужой боли. Демонстрация боевиков и триллеров по ТВ способствует росту травматизма и смертности на бытовой почве, увеличивает число преступлений, совершённых с особым цинизмом.

Другая проблема. Раннее половое просвещение подростков, как показывает опыт, приводит к потере уважения к старшим, утрате понимания ценностей семейной жизни, нежеланию создать свою семью, обзавестись потомством, а следовательно, ведёт к катастрофическому снижению рождаемости в стране.

Конечно, общество не стоит в стороне от этих проблем. С участием представителей общественного движения подготовлен проект федерального закона «О защите нравственности и здоровья детей от негативного влияния средств массовой информации». Он направлен на регулирование отношений в области распространения массовой информации, способной оказывать негативное воз действие на психическое, нравственное и физическое здоровье детей.

III. Заключение.

По образному выражению американского ученого Ф. Масгрейва, «юноша был изобретен одновременно с паровой машиной. Паровую машину построил Уатт в 1765 году, а юношу – Руссо в 1762 году. Изобретя юношу, общество оказалось перед лицом двух больших проблем: как и где разместить его в социальной структуре и как сделать его поведение соответствующим эталону».

Современные юноши и девушки воспринимают мир во всем его огромном многообразии. Их восприятие не ограничивается лишь теми аспектами действительности, с которыми хотели бы их познакомить взрослые, и визуально воспринимаемым пространством. Это связано главным образом с коренным изменением средств коммуникаций, через которые личность воспринимает мир. Сегодняшние школьники живут в окружении техносферы, которую они осваивают уже в детстве и через которую во многом воспринимают мир, жизнь страны в целом и даже всей планет.

СМИ выполняют совершенно определенные функции в процессе формирования личности. Нельзя упускать из виду то, что потребление печатной, радио-, кино- и телепродукции – одна из массово распространенных форм проведения досуга старшеклассниками. Сегодня СМИ – форма интерактивного общения, которое приобретает специфический оттенок, когда речь идет о подростках, у которых возникли осложнения в общении с окружающими или в других сферах их жизни (что приводит, как правило, к напряженному эмоциональному состоянию и дискомфорту). Эти юноши девушки могут, увеличив потребление продукции кино, радио, ТВ, печати, Интернета, сократить тем самым контакты с людьми, найти отвлечение от неприятностей, заглушить или рассеять эмоциональную неудовлетворенность.

Проанализировав данные исследования, мы пришли к выводу, что СМИ оказывают значительное влияние на формирование модели взрослости у подростков. Содержание и стиль материалов соответствуют ожиданиям и уровню восприятия подростков, что обеспечивает им роль канала передачи информации о взрослой жизни и взрослых людях.

Общей характерной чертой информации, поступающей по этому каналу, является утверждение приоритета креативности и свободы в противоположность рутине и быту, в том числе семейному. При этом функция источника закрепляется за сотрудниками СМИ, а функция образца моделирования – за кумиром. Альтернативные источники, образцы и сценарии взрослой жизни последовательно дискредитируются.

Повсеместное распространение СМИ создало совершенно новую социальную ситуацию в процессе формирования потребностей личности. Печать и ТВ практически безгранично раздвигают перед каждым зрителем познание мира, показывают самые различные стандарты жизни, которые либо доступны при наличии определенных социально-экономических условий, либо не могут быть реализованы в силу личностных особенностей человека. В результате у него могут сформироваться потребности, которые совершенно не соотносятся с реальными возможностями.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)