Развлечения  ->  Непознанное  | Автор: | Добавлено: 2015-03-23

Славянская мифология

Русалки – самые загадочные поэтичные мифологические божества, которые живут в сознании каждого человека. О них много народных поверий, сказок, преданий, которые вдохновляли писателей, поэтов, художников на создание прекрасных художественных произведений. Предания о русалках существует уже с Х1 века , в первых славянских рукописях, а мифологическое божество – русалка – это часть стройной системы языческого мировоззрения. Русалка – антропоморфическое(человекообразное) существо, которое относится к низшей мифологии.

Языческие народы, благоговея к воде, как необходимой для существования, создали верование, что реки, озера, студенцы (родники) населены разными существами, что водою заведует особое божество, да и сами реки у некоторых народов обожествлялись. Образ русалки связан одновременно с водой и растительностью, сочетает черты водных духов и карнавальных персонажей (типа Костромы, Ярила, Масленицы), смерть которых гарантировала урожай. В простонародном русском языке сохранилось общее по звучанию название – русалка – то есть красавица и род духа. Русалкам придавались разные свойства от враждебных до поэтических, нежных, вызывающих сострадание.

Славяне верили в то, что в русалок превращались умершие девушки, преимущественно утопленницы, те, кого водяной нарочито утащил к себе в услужение. Русалки обладают вечной юностью и красотой. Русалки живут в кристальных дворцах, построенных на дне морском. В русальные дни на кануне Троицына дня они выходят ночью из воды и тогда их можно увидеть. С русалками связано много народных сказок, былин, обрядов, поверий, толкований, которые исследуются в данной работе.

В западной Европе было распространено мнение, что русалки не имели души и что якобы хотят ее обрести, но не могут найти в себе силы оставить море. Существуют легенды, поверья, начиная с V века, по которым русалка, желая обрести душу, выходит ежедневно на берег молиться о том, чтобы навсегда остаться на берегу.

Под русалками понимают совокупность всех упоминаемых в фольклоре и в сообщениях очевидцев разнообразных человекоподобных существ или духов, ведущих водный или полуводный образ жизни. Русалки могут внешне почти не отличаться от людей, а могут иметь в нижней части тела вместо ног плоский хвост, похожий на хвост рыбы.

Восточнославянские русалки по преимуществу — женщины (утопленницы), западноевропейские — обычно женщины с рыбьими хвостами (антропоморфные существа, по внешнему виду наследники древнегреческих тритонов и сирен). В англоязычном бестиарии для славянских русалок употребляется слово rusalka, а для западноевропейских — mermaid.

Женщинами с рыбьими хвостами иногда изображались сирены, персонажи древнегреческой мифологии, обладательницы прекрасных голосов. (Правда, начиная с достаточно позднего периода).

В таких языках как испанский, французский, итальянский или польский русалка и сегодня обозначается словами, происходящими от древнегреческого: Siren, Sirene, Sirena, Syrena или Sereia.

В Западной Европе было распространено мнение, что русалки не имели души и что они якобы хотят её обрести, но не могут найти в себе силы оставить море. Существует легенда, датируемая V веком, по которой русалка, желая обрести душу, ежедневно навещала монаха на маленьком острове возле Шотландии, который вместе с ней молился. Русалка не смогла покинуть море и со слезами всё же навсегда ушла в море. Сказка Андерсена «Русалочка» (1836) популяризировала канон истории: русалка ищет душу в любви со смертным.

Германская русалка — ундина — обычно без хвоста, с красивыми волосами. По преимуществу, персонаж немецкого фольклора и литературы Лорелея (Loreley) — красивая девушка, которая сидит на скале над Рейном, расчесывает волосы и заманивает рыбаков.

У восточных славян - русалки, купалки, водяницы, лоскотухи и др. — один из низших духов в славянской мифологии, обычно вредоносный.

В русалок превращаются умершие девушки, приемущественно утопленницы, люди, купающиеся в неурочное время, те, кого нарочито утащил водяной к себе в услужение, некрещеные дети.

Чаще всего живут в воде, но иногда в полях — полуденицы, или на деревьях — «древесные русалки». Обычно женщины, хотя бывают рассказы о русалках-мужчинах. Иногда выступает в качестве берегини, спасающей утопающих.

Представляются в виде красивых девушек с длинными волосами (ср. южнославянских вилы, западноевропейских ундины), реже — в виде косматых безобразных женщин (у северных русских). Простоволосость, недопустимая в обычных бытовых ситуациях для нормальной крестьянской девушки — типичный и очень значимый атрибут.

Образ русалки связан одновременно с водой и растительностью, сочетает черты водных духов и карнавальных персонажей (типа Костромы, Ярилы), смерть которых гарантировала урожай. Отсюда вероятна и связь русалок с миром мертвых: по-видимому, под влиянием христианства русалки стали отождествляться лишь с вредоносными покойниками, умершими неестественной смертью.

В русальную неделю (следующую за троицей), выходят из воды, бегают по полям, качаются по деревьям, могут защекотать встречных до смерти или увлечь в воду. Особенно опасны в четверг — русальичин велик день. Поэтому в эту неделю нельзя было купаться, а, выходя из деревни, брать с собой полынь, которую русалки якобы боят

1. Этимология слова "русалка"

Откуда же взялось и как появилось такое странное и завораживающее слово "русалка"? Название "русалка" старые писатели и ученые соединяли со словами: русло (по местожительству русалок в реках) и русый, русявый (по русому цвету волос у русалок), а также выводили от древних имен священных рек: Росса и Руса. Первое словопроизводство не объясняет окончание - алка. Второе не соответствует обычному представлению о русалках, у которых волосы не всегда русые, а большей частью зеленые.

Вернее словопроизводство от древнерусского названия праздника и игр: русалии; и теперь у малуросов кое-где первый день Петрова поста зовется русали. Источник этих слов западно-европейский: латинское rosalia, греческое средневековое - название праздника и игр. С запада заимствованы были русскими эти игры и праздненства, которые распространялись вместе с христианством. Христианские rosalia совпали на Руси, по времени, с древним языческим праздником в честь заложных покойников. К этому языческому празднику и привилось новое, христианское название: русали, Русальная неделя. Отсюда уже вполне естественное появление название: Русалки, то есть те существа, которых чествуют в праздник русалий, на Русальной неделе.

2. Различные названия русалок

Кроме слова "русалка", существуют также и другие названия русалок: купалка, водяница или водяная, шутовка, чертовка, хитка, лешачиха, лобаста. Слово купалка употребительно в белорусских купальских песнях. Купалка - девица, которую из своей среды избирают девицы же, участницы купальных забав, первенствующею или царицею плясок, бываемых в ночь перед днем Рождества Иоанна Крестителя.

Водяниха имеет большие отвислые груди и длинные волосы; из воды выходит нагою в полночь и садится на камень; тут она расчесывает свои волосы большим гребнем. Русалка - жена водяного, это поверье нужно признать общераспространенным в русском народе. Чертовка, по народному поверью, есть водяная женщина; она может быть красивой или некрасивой, доброй или злой, часто же безразличной. Живет она в воде и только изредка выходит на берег чесать золотым или медным гребнем свои прекрасные, черные, как смоль, и длинные волосы. В это время можно подкрасться к ней и выхватить гребень, который имеет магическую силу. Иногда чертовка имеет сожительство с охотниками в лесу и беременеет от них, но ребенка, "прижитого ею от человека, она разрывает при самом рождении его".

Слово "хитка", по-видимому, в ближайшем родстве с глаголом "хитить", похищать; название основано, вероятно, на том, что хитка топит людей в воде.

Лешачиха - жена лешего, имеющая вид обыкновенной женщины с распущенными волосами, в которые вплетены зеленые ветви. Лешихи - это души загубленных девушек, которые прокляты были родителями или подняли на них руку. По ночам они качаются на ветвях деревьев, а на день вместе с лешими уходят под землю, где живут во дворце.

Особняком стоят среди народных названий русалки: навка или мавка, ундины и вилы. Это не синонимы слова "русалка", а названия для особых разрядов русалок.

Мавки, навки, в восточнославянской мифологии злые духи (часто смертоносные). По украинским поверьям, в мавок превращаются умершие до крещения дети: имя мавки (навки) образовано от навь (воплощение смерти). Мавки спереди имеют человеческое тело, а спины у них нет, поэтому видны все внутренности.

Ундины ("волна") в мифологии народов Европы духи воды, русалки. Прекрасные девушки (иногда с рыбьими хвостами), выходящие из воды и расчесывающие волосы. Своим пением и красотой завлекают путников вглубь, могут погубить их или сделать возлюбленными в подводном царстве. Ундины могут обрести человеческую душу, полюбив и родив ребенка на земле. В средневековой алхимии ундины - духи, управляющие водной стихией, подобно тому, как саламандры - духи огня и т. п.

Вилы, самовилы - в южнославянской мифологии женские духи, очаровательные девушки с распущенными волосами и крыльями, одеты в волшебные платья: кто отнимал у них платье, тому они подчинялись. Вилы могли летать как птицы, обитали в горах. Они владели колодцами и озерами и обладали способностью "запирать" воды. Культ вилы и их связь с колодцами известны по болгарским источникам тринадцатого века. Если отнять у них крылья, они теряют способность летать и становятся простыми женщинами. Ноги у них козьи, лошадиные или ослиные. Вилы закрывают их длинной белой одеждой. К людям, особенно к мужчинам, вилы относятся дружелюбно, помогают обиженным и сиротам. Если разгневать вилу, она может жестоко наказать, даже убить одним своим взглядом. Вилы умеют лечить, могут предсказывать смерть, но и сами они не бессмертны.

3. Происхождение мифа о русалке

Языческие народы древности, благоговея к воде, как необходимой для существования, создали верование, что реки, начиная от индийского Ганга и египетского Нила до славянского Дуная, до Немана и других священных в язычестве рек и озер населены разными существами; что водою заведует особое божество, да и сами реки у некоторых народов обоготворялись. Часто от рек русалки получали свое название. От реки Свитези русалки именуются Свитезянками, от Немана — Немнянками. В простонародном русском языке, как и в немецком, сохранилось общее по созвучию название русалка, Ruchelchen. то есть красавица и род духа. В Европе даже в XVIII веке верили в существование нимф. В Черниговской губернии русалки называются криницами, от чтимого в Новгороде-Северском родника Заручейной Криницы. Поверье говорит, что будто на сруб его в зеленую неделю, на самом рассвете, прекрасные русоволосые девицы являются и расчесывают себе волосы. С русскими русалками отчасти сходны у сербов випы, которые живут в горах и в прибрежных скалах: их народное поверье тоже изображаетcя молодыми красавицами в белом одеянии, с длинными волосами, спускающимися по спине и груди. По мнению профессора Снегирева, поверья о русалках возникли из одного общего источника. Если и произошли некоторые оттенки в их характеристике, то, бесспорно, в этом случае повлиял дух народности, климат, почва, условия жизни, образованность и пр. Лев Калойский упоминает о жертвоприношении святославовых дружин Дунаю. В Х1веке русский митрополит Иоанн свидетельствует, что «его современники жрут (приносят жертву) бесам, болотам и колодезям». В Потребнике Московском (изд. в 1639 г. ) верование в русалок называется волхованием и чарованием (колдовством).

Все это доказывает, что предания о русалках уже давно существовали. и давность эту можно приписать глубокой древности, да и самое начало этого мифа, подобно прочим, приписывают моменту падения сатаны, при котором одни из его единомышленников и противников Творца попали в воду, другие на поля или в леса и в прочие места и, овладев занятыми местностями, стали творить козни над человечеством.

В языческом мире русалка имела значение речной богини, владетельницы сокровищ и чаровницы. При переходе же Руси из язычества к христианству она представляется тоскующей и злобствующей на человека. Воронежская губерния, как смежная с Малороссиею, имеет много сходного в демонологии. Поэтический элемент Украины заметно проявляется в ней в олицетворении мифов, в поверьях и суеверных рассказах.

Из числа поверий о происхождении нечистой силы разного рода и, между прочим, русалок любопытно следующее, получившее начало уже во дни христианства. Вот как про это говорится: "Бог при столпотворении Вавилонском наказал народ, дерзнувший проникнуть в тайну величия Его, смешением языков: главных из них, лишив образа и подобия своего, определил на вечные времена сторожить воды, горы, леса и прочее. Кто в момент наказания находился в доме - сделался домовым, в горах — горным, в лесу - лешим и пр. Поверье прибавляет, что, несмотря на силу греха, раскаяние может обратить их в первобытное состояние. Поэтому народ в домовых и леших видит существа, некогда подобные людям. Тогда как выше приведенная статья приписывает происхождение сказанных мифов от сатаны.

Самое слово «русалка» имеет свое происхождение от русла реки, где они, по народному поверью, имеют свое пребывание. Однако противники этого убеждения уверяют, что наименование «русалка» происходит от русых волос, которые у них длинны, густы и будто бы, ниспадая с головы, прикрывают все тело своими роскошными волнами; по другим же поверьям волосы у русалок при тех же качествах — зеленые.

Профессор Снегирев приводит между тем иные доказательства происхождения слова "русалка". Он говорит, на основании работ Нарбута. что многие священные реки у литовцев и славяноруссов назывались Руссами и Россами (Ровз. Ризз). Так. рукав Немана доныне называется Русою ; в земле галиндов река, впадающая в Нарву называется Россе Также есть соименная с ней, впадающая с правого берегә в Днепр, в Киевской губернии; река Русо в Старорусском и другие. Если, как мы заметили, речные нимфы в Германий, Польше и Литве получили свое название от рек, то из этого должно заключить, что и русалки получали название от рек. им соименных, и что русалки, как русские нимфы. более известны на юге и западе России, чем на севере и востоке ее

Так мы видим, днепровская русалка и киевская ведьма в Малороссии вошли в поговорку. Именем русалок запечатлены даже некоторые местности, например Русиловка над рекою Сулою в Полтавской губернии, Русиловка в Уманском поветке над Угорским Тикичем; Русловы пустоши в Вышневолоцком и Новоторжском уездах Над Днепром есть роща Русалок, или гай Русалок. и много других местностей свидетельствуют о том, что некогда существовало много мест. приписываемых местопребыванию этих бесплотных существ, обитательниц рек и вод.

4. Народные поверья о русалках

По народному поверью, русалки - это существа, живущие на земле и в воде. Но в течение летних дней, считая от Семика до Петрова дня, то есть в лучшую часть года, когда все цветет, они будто бы странствуют на берегах своих рек, в близлежащих лесах и рощах и приютом себе избирают ветвистые старые деревья, преимущественно дубы, где качаются на ветвях или разматывают пряжу, похищенную у тех поселянок, которые ложатся спать без молитвы.

В создании мифа о русалках русский народ высказал более поэзии, чем в создании других мифов. О происхождении русалок народное поверье говорит, что все младенцы женского пола, родившиеся мертвыми или умершими без крещения, а также взрослые утопленницы, купающиеся без креста, делаются русалками. Русалки обладают вечной юностью и красотою: по внешности своей они сходны с нашими красивыми девушками. Суеверные крестьяне и поселяне утверждают, что огни, видимые на курганах, особенно древних, ночью по северным берегам Черного моря, разводятся днепровскими русалкам для того, чтобы приветливым блеском заманить странников к себе на крутизну и сбросить их в днепровские пучины.

Согласно поверью, русалки живут в кристальных дворцах, построенных на дне рек: старшая над ними называется царицей и назначается водяным начальником русалок из их же среды. В Воронежской губернии народ верит, что без позволения царицы русалки не могут не только погубить, но даже испугать человека.

Накануне Троицына дня русалки, по мнению украинцев, начинают бегать по ржи и хлопать в ладоши, приговаривая: «Бух! Бух! Соломенный дух! Мене мати породила, некрещену положила!» С зеленой недели они витают в лесах, где аукают и зовут к себе прохожих с хохотом: «Ходите к нам на рели (качели) качаться!» Также русалки заводят красивых парней и девок в лес и там защекочивают их до смерти.

В Воронежской, да, впрочем, и в других губерниях, обильных водами, есть поверье, что русалки до того обаятельно поют, что слушатель готов внимать их пению несколько лет, не сходя с места

В народе русалок считают чародейками и гадательницами, что видно из одной старинной песни, которую пела обитательница реки, загадывая ее молодой девушке, попавшейся ей в руки:

"Ты послухай мене, красна панночка! Загадаю тебе три загадки: Коли ты вгадаешь — я до батька пущу: А як не вгадаешь — я до сибе возьму.

Ой що росте, да без кореня?

Ой що бежит, да без повода?

Ой що росте без всякого цвету?

Камень росте без кореня;

Вода бежит без повода:

Попороть росте без всякого цвету!

Девчинка загадочки не вгадала.

Русалочка ее залоскатала

Понятно, что в такое опасное время, каким представляется начало весны, богатое разливами, заводями, омутами бочагами, не то что девушкам, но и мужчинам требуется большая осторожность как при плаванье, так и при ходьбе по берегам рек, еще не окрепшим и представляющим разного рода препятствия и опасности. В песне русалки, предлагающей девушке загадку, высказывается то, что в эту пору каждый рискующий путешествовать по рекам или по обматеревшим берегам рек, должен иметь большое соображение и рассудок, чтобы предупредить все предстоящие неприятности в роде загадки русалки и, так сказать, заранее разгадать их.

5. Взаимоотношения русалок и людей

В Русальную неделю (8-ю по Пасхе), а также в ночь под Ивана Купалу русалки (малки) делаются опасными для человека. В это время они стараются очаровать его и, защекотав, унести в свое водяное жилище. Во многих местах Воронежской губернии народ не купается в продолжение Русальной недели, боясь сделаться жертвою русалок. Если взять во внимание только то, что русские поселяне купаются не в купальнях, а в реках, что они не разбирают того, когда лучше купаться: с тощим или полным желудком, напившись ли холодного квасу, и часто купаются в поту, то весьма понятно, что многие утопали просто вследствие удара или страшных судорог, так как вода в это время года еще довольно холодна, и спасибо скажешь старикам-предкам, что они поселили в реках таких опасных красавиц, как русалки, потому что во многих местах Малороссии и Воронежской губернии народ боится во все дни Русальной недели купаться в реках, опасаясь быть жертвою русалок. Опасение так велико, что в Малороссии никто не осмеливается даже хлопать в ладоши на берегу реки. В четверг на Зеленой, или Троицкой, неделе девушки и даже женщины, боясь прогневать русалок, чтобы они не испортили скотины, не работают, называя этот четверг велик-день для русалок. Взрослые девушки в этот день плетут венки и бросают их в лесу русалкам, чтобы они добыли им суженых и ряженых, после чего тотчас убегают. По их мнению, в этих венках русалки рыщут по ржи. В Белоруссии верят, что русалки бегают нагие, причем беспрестанно кривляются, так что человек, видевший хоть одну из них, сам будет всю жизнь кривляться.

Народное поверье допускает любовь между русалками и людьми, о чем существует много поэтических рассказов. Замечательна одна повторяющаяся почти в каждом из них следующая мысль: «Русалка, защекотав мужчину, уносит его в свое жилище, где он оживает и делается ее мужем. Окруженный невообразимою роскошью, он начинает там новую жизнь, непонятную для людей, живущих на земле, пользуясь всевозможным довольством, этот человек ограничен только желанием — хоть на мгновение оставить водяное царство».

Прежде от украинцев, а потом и от многих русских слышим такие отзывы, что русалки - дочери родителей, которые похоронили их без крещения или, родив мертвыми, не успели рожденных окрестить, и те умерли В таком случае злые духи, имея полную свободу над душой некрещеного младенца, похищали их, давая им свободу только в Духов день и в Троицын Таких младенцев, по словам профессора Снегирева, хоронили в Киевской губернии в Махновском повете под фигурою (крестом) на раздорожий (перекрестке).

В мифах, преданиях, легендах отношения русалок с людьми складываются по одной схеме: русалка, мстя человеку за свою гибель, стремится вернуть то право, которое есть у человека - право на бессмертную душу. Поэтому задача мифологической русалки - заставить человека полюбить себя, вступить с ней в любовные отношения, ведь только таким способом она может вернуть себе бессмертную душу. Любовь человека к русалке как бы компенсирует то зло, которое человек ей когда-то нанес. Право на месть, право на гибель человека русалка получила изначально. Она враждебна человеку, который забывает, что эту вражду он создал сам.

Заключение

Русалки — это фантастические жилицы вод и источников земли, особенно непроточных — озер, стариц, прудов, тихих рек. Быстрой, проточной воды русалки не любят. Издавна им посвящались русалии — празднества, позднее совпавшие с днем Троицы. Как и многие другие призрачные, водяные девы, русалки — это души усопших, но, точнее, — погибших неестественной смертью, самоубийц, и, конечно, красавиц, утопившихся от несчастной любви. Первые четыре года они еще могут вернуться к живым людям, если найдется знающий человек, который вовремя подаст русалке крест. Через четыре года обращение становится невозможным. Бледнолицые и прекрасные, с долгими зелеными волосами, они поют восхитительные песни неземными голосами и заманивают к себе неосторожных рыбаков и корабельщиков. Тела красавиц настолько нежны, что их можно проницать взором, однако из объятий русалок никому не вырваться, да и не всякий смертный захочет променять обольстительную русалку на привычных земных жен!. Могут завлечь русалки и случайного путника, особенно когда в лунную ночь выплывут из вод, сядут на ветку ивы, низко склонившуюся к волнам, и примутся расчесывать белым, из рыбьей кости выточенным, гребешком свои чудные зеленые кудри, по которым всегда струится вода. Беда, если кто поддастся их чарам! Одного хотят русалки от людей: защекотать до смерти и потопить.

Среди русалок есть старшие, которые бранят младших, не сумевших затащить в воду ни одного человека, смеются над ними.

Летом, начиная с Троицына дня, русалки оставляют речные и озерные омуты и выходят на землю. Для жительства русалки выбирают себе плакучие березы, потому в Русальную неделю деревенские девушки непременно ходят завивать березки, чтобы водяниц задобрить: связывают разноцветными лентами березовые ветви, на которых так любят качаться мавки при луне, которая для них светит ярче обычного. Русалки аукаются между собой, пляшут, водят веселые хороводы.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)