Культура  ->  Музыка  | Автор: | Добавлено: 2015-03-23

Скрипачи-виртуозы 20 века

Скрипка – удивительный инструмент. Овладеть искусством игры на нем сложно, но когда начальный путь пройден - слышишь чарующие звуки скрипки. Уже четвертый год я постигаю секреты мастерства игры на скрипке. Помимо специальных предметов в нашем классе проходят классные часы, на которых мы знакомимся с творчеством известных скрипачей прошлого и современности. Сведения о жизни и творчестве скрипачей мы стараемся подготовить сами, используя предложенную педагогом литературу, а также литературу из библиотечного фонда. В 2008-2009 учебном году тема классных часов – «Скрипачи – виртуозы XX века».

Давид Федорович Ойстрах один из ярких представителей выдающейся русской скрипичной школы. 30 сентября 2008 года исполнилось 100 лет со дня его рождения.

Давид Федорович Ойстрах

Давид Федорович Ойстрах родился 30 сентября 1908 года в городе Одесса, где провел первые 20 лет свой жизни. Он родился в семье скромного служащего и хористки Оперного театра. Жили в маленькой полутемной комнатке с фонарем вместо окна. Материальное положение было, что называется, ниже среднего. Но в семье всегда царили мир и согласие, все были дружны и, как подобает истинным одесситам, веселы и остроумны.

Отец – Федор Давидович – имел заметное влияние на сына как человек высоких моральных достоинств, строгий воспитатель и отличный семьянин. Решающую роль в жизни будущего скрипача сыграла его мать – Изабелла Степановна. Она часто брала маленького Додика – так его ласково все звали – с собой в Оперный театр. Стоя в оркестровой яме рядом со старым маэстро Прибиком (главный дирижер Одесской оперы), он, как завороженный, слушал музыку. Мать Додика очень рано подметила его обостренную музыкальную впечатлительность. Но первую скрипку подарил ему отец. Правда, она была не настоящая.

Вот как вспоминает сам Давид Федорович в автобиографических заметках «Мой путь»: «Мне было три с половиной года, когда отец принес в дом игрушечную скрипочку, «играя» на которой я очень охотно воображал себя уличным музыкантом – печальная профессия, широко распространенная в те годы в Одессе. Мне казалось, что нет, и не может быть большего счастья, чем ходить по дворам со скрипкой».

«Игра в уличного скрипача так увлекала меня, что, когда уже в пятилетнем возрасте я получил, наконец, в руки настоящую скрипку-«восьмушку» и начал учиться музыке, это занятие целиком поглотило меня». Тогда же маленький Давид познакомился с будущим своим учителем Петром Соломоновичем Столярским.

Первый период общения со скрипкой не был безоблачным. Ни по неуемности энергии, ни по любви к проказам не отличался Додик от сверстников, участвовал в их шумных играх и развлечениях, а если занятия мешали этому – подрезал струны своей скрипки или волос на смычке. Родители Давида Федоровича после ряда неудач нашли, наконец, действенное средство. Если ребенок не занимался и тем более, если он так неуважительно относился к своему инструменту, мать не брала его с собой в театр. Желание вновь оказаться рядом с дирижером было столь сильным, что приходилось стать благоразумным.

Первым и единственным учителем музыки был Петр Соломонович Столярский. Петр Соломонович был еще не стар, когда у него занимался Ойстрах, но к тому времени снискал себе добрую славу как воспитатель многих талантливых скрипачей, пользовался в Одессе не только безграничным уважением, но и искренней любовью. Столярский вносил в занятия элементы игры, умел заинтересовать детей, побудить их к изучению той или иной пьесы. Он знал не только музыкальные способности каждого своего ученика, но и его характер, склонности, увлечения. Петр Соломонович редко брал в руки скрипку, занимаясь в классе. Он не показывал, как нужно играть ту или иную музыкальную фразу, но, слушая игру маленьких скрипачей, очень умело поправлял их ошибки. И вовсе не случайно среди выпускников школы Столярского оказались такие великие скрипачи, как Давид Ойстрах, Натан Мильштейн, Самуил Фурер, Елизавета Гилельс.

Маленький Давид выказал к тому времени несомненную одаренность. Вспоминая впоследствии о годах занятий с лучшим своим учеником, Столярский писал: «С детства он проявлял исключительно блестящие способности и почти с головокружительной быстротой двигался по пути овладения трудным скрипичным мастерством». Маленького Ойстраха отличало вдумчивое, серьезное отношение к занятиям. Это великое искусство – уметь заниматься, и Давид Федорович владел им с юных лет.

Выступать Давид Ойстрах начал с 1914 года. Он дебютировал на ученическом утреннике, открыв его, как самый младший участник (ему минуло тогда пять с половиной лет). В 1923 году состоялось первое выступление с оркестром. Давид Федорович был тогда уже студентом второго курса Музыкально-драматического института – так в ту пору называлась Одесская консерватория. В следующем году одесситы впервые увидели имя Ойстраха на афишах. Они извещали о сольном концерте скрипача, в программе которого значились Концерт a-moll Баха, «Дьявольские трели» Тартини-Крейслера, «Цыганские напевы» Сарасате и несколько мелких виртуозных пьес. Тогда-то и появился в доме Ойстрахов уголок, в котором вывешивались его афиши.

Вскоре началась и гастрольная деятельность Ойстраха. Вместе со студенческим оркестром консерватории он отправился в 1925 году в первую свою поездку по городам Украины.

В 1926 году Давид Ойстрах блистательно заканчивает обучение.

1926-1928 годы стали временем его удивительно быстрого творческого развития. Все более частыми делались выступления, расширялась география гастрольных поездок, стремительно обогащался репертуар.

Первые успехи Ойстраха широко комментировались одесской прессой. Рецензенты сообщают любителям музыки о расширении творческих интересов вчерашнего студента – участника чуть ли не всех концертов сезона. Они восхищаются легкостью и кристальной чистотой игры скрипача.

1928 год стал в жизни Давида Ойстраха переломным. Он ознаменовался переездом на постоянное жительство в Москву. На дальнейшее формирование артистической личности Давида Федоровича немалое воздействие оказал климат культурной жизни столицы с ее театрами, музеями, выставками, концертами.

Конец 20-х – начало 30-х годов – период активного концертирования Давида Ойстраха. Он выступал в крупнейших городах Советского Союза с сольными и симфоническими программами. 23 января 1929 года в Моцартовском зале состоялся первый его концерт в столице.

Первой конкурсной победой Д. Ойстраха стала завоеванная им в Харькове первая премия Первого Всеукраинского конкурса скрипачей (1930). Пять лет отделили Первый Всеукраинский конкурс от Второго Всесоюзного, состоявшегося в 1935 году в Ленинграде, где Ойстрах вновь стал первым. Новая победа открыла перед ним широчайшие перспективы. Его имя стали называть рядом с блистательными именами Крейслера, Сигети, Хейфеца, Мильштейна. Однако путь к вершинам славы пролегал еще через два международных конкурса – имени Генрика Венявского в Варшаве и имени Эжена Изаи в Брюсселе.

1935 год, Варшава. 55 претендентов из 16 стран съехались на родину польского скрипача и композитора Венявского, чтобы принять участие в конкурсе его имени. Среди них 26-летний скрипач Давид Ойстрах. Итог его выступления – второе место.

Вскоре после конкурса состоялись первые концерты Давида Ойстраха за рубежом: Москва – Варшава – Вена – Будапешт – София – Стамбул. Интенсивность его исполнительской деятельности особенно возросла после триумфальной победы в 1937 году в Брюсселе, на конкурсе имени Эжена Изаи. Возвратившись на Родину, Ойстрах с головой окунулся в концертно-гастрольную деятельность. Слышать его хотели повсюду.

Но весь привычный уклад жизни сломался разом, в один день: 22 июня 1941 года, когда началась Великая Отечественная война. Давид Федорович Ойстрах был в числе тех московских музыкантов, которые не оставили столицу, в числе тех, кто летал в осажденный Ленинград, чтобы выступить перед его героическими защитниками. А весной 1945 года скрипка Ойстраха звучала в освобожденных странах – Болгарии, Румынии, Югославии, Австрии и Чехословакии.

Послевоенные десятилетия – новая глава в творческой биографии Давида Ойстраха, время зрелости его искусства, пора непрестанных триумфов в самых разных концах мира. Выступив в 1961 году в Португалии, он сказал, что не осталась в Европе ни одна страна, в которой бы он не играл.

В сентябре 1968 года Давиду Федоровичу Ойстраху исполнилось 60 лет. Полвека продолжалась его исполнительская деятельность. В свой юбилей он дал два концерта, в которых выступил как скрипач и дирижер.

24 октября 1974 года во время гастролей в Нидерландах у Давида Ойстраха случился сердечный приступ. Он скончался на руках своей жены. «Сейчас пройдет» - были его последние слова.

О цели своей жизни в искусстве Д. Ойстрах говорил просто: «Я пытаюсь выполнить моепредназначение художника и надеюсь еще многим людям открыть богатый мир музыки, который скрашивает будничную жизнь. Для этого и живу». (автобиографические заметки «Мой путь»)

В заключение хочется привести несколько оценок творческого облика Давида Федоровича, данных его современниками:

«Скрипач играл на скрипке СтрадивариусаОна звучала у него так, будто он с ней родился». (Говард Таубмен о выступлении Ойстраха в Америке).

«Это – исключительный музыкант, во всех отношениях законченный гармоничный скрипач. В его игре больше всего поражают простота и необычайное мастерство, сочетающееся с большой свободой во владении инструментом». (Скрипач Абрам Ямпольский).

«Исключительное благородство и простота, безукоризненный вкус и чувство меры, первоклассная виртуозность, никогда не становящаяся целью намерений, - все эти качества делают Ойстраха, несомненно, одним из лучших скрипачей современности». (Пианист Александр Гольденвейзер).

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)