Дом  ->  Мода и красота  | Автор: | Добавлено: 2015-03-23

Секрет воронежской матрёшки

Игрушки – наши первые друзья, обязательные участники увлекательных игр. Они, самые разные, постепенно сменяют друг друга, следуя за нашим возрастом. Сначала нам нравятся одни, затем привлекают другие. Но существует игрушка, интерес к которой не утрачивается с годами. В ней есть что-то необъяснимо притягательное, загадочное, и в то же время что-то близкое, родное. Это – русская матрёшка.

Нельзя остаться равнодушным к этой ярко расписанной деревянной кукле. Ею восторгаются дети, и невольно любуются взрослые. Эта русская красавица покорила сердца любителей игрушки во всём мире, ведь она – не просто детская забава, но и хранительница русской народной культуры, символ России.

Яркая деревянная кукла – наша спутница на протяжении всей жизни. Впервые мы знакомимся с ней малышами в детском саду. Она учит, раздаёт первые уроки познания окружающего мира - учит сравнению предметов по высоте, ширине, цвету и объему. В школе мы продолжаем знакомство с ней: она частый гость на уроках изобразительного искусства, технологии, литературного чтения. Став взрослыми, мы не прощаемся с любимой игрушкой – она украшает наш дом как одно из прекрасных произведений народного искусства.

Матрешка по праву считается традиционным русским сувениром. Прилавки сувенирных магазинов пестреют всевозможными матрёшками: полхов-майданскими, загорскими, семёновскими, вятскими, тверскими. Каждая матрёшка – удивительна, она способна многое поведать о месте, где была создана. Наша воронежская земля тоже славится народными умельцами, создавшими свою уникальную деревянную куклу - воронежскую матрёшку. К большому сожалению, ни в одном из сувенирных магазинов города Воронежа в продаже местных воронежских матрёшек не оказалось. Владельцы нескольких из них даже никогда не видели таких матрёшек. Как же выглядит загадочная воронежская красавица? Чем отличается она от своих деревянных сестёр из знаменитых промысловых центров России? Как получить желанную матрёшку, чтобы познакомить своих одноклассников с матрёшкой, созданной на нашей родной Воронежской земле?

Актуальность данной темы не вызывает сомнения, ведь изучение особенностей местной народной игрушки – это первые шаги в познании своей Родины.

Объектом нашего исследования является история создания воронежской матрёшки.

В связи с этим в качестве предмета исследования выступает деревянная народная кукла – воронежская матрёшка.

Мы поставили перед собой цель: используя приобретённые в ходе исследования знания об истории возникновения воронежской матрёшки, изготовить собственную народную игрушку.

Для достижения этой цели необходимо решить задачи:

1. Определить какие деревянные игрушки называются матрёшками.

2. Установить когда и кем была создана воронежская матрёшка.

3. Проанализировать особенности воронежской матрёшки.

4. Выявить, что потребуется для того, чтобы создать собственную матрёшку.

5. Расписать матрёшку, стремясь, сохраняя местные традиции, к воплощению в игрушке собственного видения мира.

Проектным продуктом будет расписанная в соответствии с местными традициями участниками проекта деревянная матрёшка.

Теоретическая значимость проектной деятельности состоит в том, чтобы раскрыть значение народной деревянной игрушки (воронежской матрёшки) для сохранения народных традиций своего родного края.

Практическая значимость работы состоит в том, что проектный продукт может служить экспонатом школьного музея и будет использован при проведении уроков и кружковых занятий.

В качестве рабочей гипотезы было выдвинуто предположение о том, что воронежская матрёшка - это старинная игрушка, и трудности её приобретения связаны с тем, что, возможно секреты её росписи утеряны с годами.

1. История русской матрёшки

Начиная работу над проектом, мы в первую очередь задали себе вопрос: что же такое «матрёшка»?

Определение слова «матрешка» мы нашли в словаре русского языка С. И. Ожегова:

«Полуовальная полая разнимающая посередине деревянная расписная кукла, в которую вставляются другие такие же куклы меньшего размера».

Образ матрёшки неотделим от России. О ней, как о народных героях, слагают легенды.

Историю русской матрёшки мы узнали из Интернета.

Хотя матрёшка и завоевала давно репутацию символа нашей страны, её корни отнюдь не русские. По самой распространённой версии история матрёшки берёт своё начало в Японии. Как же такое случилось?

Япония – страна множества богов. Каждый из них за что-то отвечал: либо за урожай, либо помогал праведникам, либо был покровителем искусства. Японские божки разнообразны и многолики: весёлые, разгневанные, мудрствующие Йоги верили, что человек имеет несколько тел, каждому из которых покровительствовал какой-либо бог. Целые комплекты фигурок-божков были популярны в Японии. И вот в конце XIX столетия кто-то решил поместить несколько фигурок одна в другую. Первой такой забавой стала фигурка буддийского мудреца Фукурумы, добродушного лысого старика, который отвечал за счастье, процветание и мудрость. Японская фигурка совершила своё путешествие в Россию и была встречена с интересом токарем Василием Звёздочкиным. Именно он выточил из дерева похожие фигурки, которые тоже вкладывались одна в другую. Известный художник Сергей Малютин расписал фигурку на русский лад – это была круглолицая румяная девушка в цветастом платке, сарафане, с чёрным петухом в руке. Игрушка состояла из восьми фигурок. Девочки чередовались с мальчиками, а венчал это семейство спеленатый младенец. Надо отметить, что умение расписывать выточенные изделия в России существовало задолго до матрёшки – в традиции точения и росписи деревянных яиц на Пасху. Так что японские фигурки попали на подготовленную российскую почву.

Но откуда взялось это имя - матрёшка? Одни историки утверждают, что имя это произошло от любимого и распространённого на Руси имени Маша, Маня; другие - что это название ведет происхождение от женского имени Матрёна (в переводе с латыни mater - мать), а третьи считают, что название "матрешка" связано с именем индуистской богини-матери Матри.

Как бы то ни было, а деревянную барышню ласково назвали Матрёшкой.

Образ женщины издавна был почитаем в русском фольклоре, народном декоративно-прикладном искусстве. Он часто неотделим от образа птицы — древнейшего символа добра и благополучия. «Лебедушка», «пава», «утушка», «голубка» — эпитеты, которыми издавна величали женщин в русской народной поэзии. Лаконичный образ деревянной матрешки удачно воплотил в себе и спокойную плавность линий женской фигуры, и элементы традиционного народного костюма: платок, фартук, сарафан. Удачным оказалось и подобранное имя. Оно ассоциировалось с матерью многочисленного семейства, обладающей хорошим здоровьем и дородной фигурой. Впоследствии оно сделалось нарицательным. И по сей день, матрешка остается символом материнства, плодородия, поскольку кукла с многочисленным кукольным семейством прекрасно выражает образную основу этого древнейшего символа человеческой культуры.

2. «Рождение» матрёшки

В конце 19 века в России наблюдался огромный подъем интереса к русской истории, народному искусству, сказкам, былинам и промыслам. Матрёшка быстро получила широкую известность и заслужила народную любовь. Но она была дорога - и эта кукла, предназначенная детям, в основном покупалась взрослыми ценителями искусства.

В 1900 году русские матрёшки "дошли" до Парижа - они экспонировались в этом городе на Всемирной выставке, где получили мировое признание и медаль.

Принципы изготовления матрёшки не поменялись за те долгие годы, что существует эта игрушка. Матрёшек делают из хорошо высушенной долговечной древесины липы и березы. Для выполнения заготовки берут подходящий чурбачок, вставляют его в станок и вытачивают. Деревянные заготовки, «белье», мастер начинает точить с неразъёмной малютки, «первенькой». Затем следующая кукла, уже складная, и так до самой большой. Сначала мастер вытачивает голову, затем туловище, подрезает в нужных местах резцом, и заготовка готова! Вытачивание матрёшек - тонкое искусство, которому учатся годами; некоторые умельцы-токари выучиваются даже вытачивать матрёшек вслепую!

После того как токарь выточил фигурки матрешки, к работе приступает шлифовальщик. Он сглаживает все неровности и шероховатости на теле матрешки, делает ее поверхность удивительно гладкой, шелковистой на ощупь.

Перед росписью матрёшек грунтуют, после росписи - лакируют. В девятнадцатом веке для росписи этих игрушек использовали гуашь - теперь же уникальные образы матрешек создаются также с помощью анилиновых красок, темперы, акварели. Но гуашь всё равно остаётся любимой краской художников, расписывающих матрёшек. Первым делом разрисовывается лицо игрушки и передник с живописным изображением, и уже потом - сарафан и косынка. С середины двадцатого века матрёшек стали не только расписывать, но и декорировать - перламутровыми пластинками, соломкой, а позже стразами и бисером. Но не было этих украшений у первых матрёшек - и "настоящей", исконно русской матрёшкой и поныне считается деревянная расписная куколка, без инкрустаций и "накладок".

3. Такие разные матрёшки

В России есть несколько городов и сёл, где традиционно производятся матрёшки - и везде эти куклы имеют свои особенности.

У нас в школе имеется богатый иллюстративный материал, рассматривая который, мы смогли изучить матрёшки основных промысловых центров России.

Загорская матрешка

Рассмотрев знаменитую загорскую матрешку, мы заметили, что она чем-то похожа на первую русскую матрешку. Так же наряжена она в сарафан, кофту, передник, платок, а в руках держит узелок, корзину или цветы. Но сам образ стал иным по характеру – ярким, броским, открытым; добротной, устойчивой стала и форма. Мы узнали, что расписывают загорскую матрешку по белому дереву, на ошкуренную поверхность сразу наносят гуашевые краски, используя чистые локальные (например, красные, зеленые, синие) четыре цвета. Две пряди волос прячутся под платок, двумя точками изображают нос, а губы выполняют тремя точками: две вверху, одна внизу и готовы губы бантиком. Овал лица и руки закрашивают «телесным» цветом. Концом кисти рисуют верхние веки, приподнятые брови, черные радужки глаз с бликами. Платок у загорской матрешки завязан узлом. Мастер рисует рукава кофты, сарафан. Рукава кофты расписывают полоской узора. У мелких вкладышей украшают сарафан вертикальной полосой с кружочками и змейками. Все нарисованное обводят черной краской по контуру, четко обозначая силуэт. Платок и передник оформляются простым цветочным узором, который легко получается, если приложить кисть с краской, остается след-лепесток или листок. Эти несложные узоры местные мастера называют «пестрешкой». А круглую серединку цветка или «горох» можно получить, использован прием тычка. Закончив роспись, мастер покрывает матрешку лаком. От этого она становится еще ярче и нарядней. Нас восхитила лаконичность и простота оформления, которые создали ясный и радостный образ русской куклы.

Семеновская матрёшка

Семеновская матрёшка - яркая, будто из хоровода выхвачена, румянец на щеках – запыхалась. В чем-то она похожа на загорскую, но во многом и отличается. Если загорская матрёшка – приземистая и плотная, то семеновские мастера точат ее более стройной и вытянутой, несколько зауженной книзу. Мы узнали, что и расписываются эти матрёшки иначе и краски берут другие. Сначала белую матрешку грунтуют картофельным клейстером, втирая его в поры дерева. Это нужно для того, чтобы краски не растекались по деревянным волокнам, и чтобы заблестела матрешка сразу после первого покрытия лаком. По высохшей загрунтованной поверхности мастерицы делают "наводку" черной тушью: вырисовывают овал лица, глаза, нос, губки, очерчивают платок, завязанный узлом, и отделяют кайму на платке. Это важно, ведь кайма с цветочными бутонами является отличительным признаком семеновской матрешки. Затем рисуют овал, в котором изображают руки и цветы: пышные розы, колокольчики, колоски. Ведь семеновскую матрешку отличает от загорской большой букет цветов, которой украшает фигуру игрушки, занимая почти весь фартук. Итак, наводка готова. Теперь роспись ведется анилиновыми прозрачными красками желтого, красного, малинового, зеленого, фиолетового цветов. Часто роспись выполняется без «наводки» в кистевой манере и в ее узорах используются хохломская «травка» и штриховая «оживка» лепестков и листьев. Роспись наносится на естественную золотистую фигурку, краски кажутся необычайно чистыми, яркими. Алые розы, маки, незабудки, васильки, ягоды и листья собраны в разнообразные букеты, которые матрешки держат в руках.

На протяжении нескольких десятилетий в нашей стране и за рубежом наибольшей известностью пользовались именно семеновские матрешки, которые для большинства вообще стали ассоциироваться с понятием “русская матрешка”.

Полхов-Майданская матрешка

Сравнивая полховскую матрешку со своими сергиевскими и семеновскими сестрами, замечаем, что она заметно отличается своей формой. Кроме того, удивляет ее необыкновенное многообразие от многоместных, подчеркнуто вытянутых по вертикали фигурок с маленькой, жестко очерченной головкой до примитивных одноместных фигурок – столбиков и толстеньких, похожих на грибки, куколок.

Мастера из Полховского Майдана выработали свой стиль декоративной росписи. Их роспись отличается большей условностью: анилиновой красной или желтой краской покрывается верх игрушки, низ - зеленой или фиолетовой, вместо сарафана и передника - широкий овал, весь заполненный крупными «розанами», «колокольчиками», «яблочками» и кудрявыми листочками. Овал лица с кудряшками волос, как и брови, глаза, нос, даже рот, намечаются черной тушью, обрамляются завитками кудрей и трилистниками цветистого розана. У матрешек нет платка с завязанными концами, он ниспадает с головы, нет сарафана и фартука. Вместо этого — условный овал на двухцветном фоне — верх красный или желтый, низ зеленый или фиолетовый. Вверху в овале лицо, а все остальное занято крупными и яркими цветами в черном контуре. Эти розово-малиновые цветы так похожи на цветущий шиповник, такой же, что в изобилии растёт в родных местах.

Вятские матрешки

Вятская матрёшка поразила нас своим необычным одеянием. Помимо традиционной росписи, в ее оформлении используется оригинальный художественно – технологический прием, вообще характерный для изделий этого региона – инкрустация соломкой.

Инкрустация соломкой художественных изделий из дерева на столярной основе, главным образом коробок и шкатулок, известна в этих краях давно. Для инкрустации используется ржаная соломка, которая выращивается на специальных участках и аккуратно срезается серпом вручную. Одна часть соломы для получения декоративного эффекта проваривается в растворе соды до золотистого цвета, другая остаётся белой. Затем солому разрезают, приглаживают, штампиком выбивают детали нужного рисунка. Наклеивают соломку по сырому нитроцеллюлозному лаку. Расписанную анилиновыми красителями и инкрустированную соломкой матрёшку покрывают масляным лаком. Вятская матрёшка наиболее северная из всех российских матрёшек. Она изображает голубоглазую девушку-северянку с мягкой застенчивой улыбкой. Лицо этой матрёшки завораживает и притягивает вас, настолько оно мило и приветливо.

4. Воронежская красавица

Анализируя матрёшки, изготовленные в разных уголках России, мы убедились, что талант мастеров-игрушечников придаёт каждому виду деревянных кукол самобытный характер, отражающий народные традиции родных мест. Значит и

«наша» воронежская матрёшка должна быть неразрывно связана с историей родного края. Так ли это?

За ответом мы направились в городской краеведческий музей.

Оказалось, что в Воронеже местная матрёшка зародилась во второй половине 60-х годов XX столетия. Истоки воронежской матрёшки следует искать в творческом поиске учеников художника П. Д. Пономарёва. Они, став художниками-прикладниками, на протяжении многих лет разрабатывали разные варианты сувенира. Но общепризнанной «мамой воронежской матрёшки» по праву считают известную воронежскую художницу – Елену Геннадиевну Матвееву.

В далеком 1968 году 16-летняя Елена решила поступить на курсы декоративно-прикладного искусства. Курсы организовал известный воронежский художник, ученый, собиратель и знаток местного фольклора Петр Денисович Пономарев. Мест на курсе было немного и конкурс большой, но Елена смогла с честью выдержать экзамен. Видимо, сказались гены - ее родители были художниками. Шестеро счастливчиков полгода учились у Пономарева, и это оказалось достаточным, чтобы все они, так или иначе, связали свою жизнь с искусством.

Учил Пономарев своих питомцев буквально всему, что связано с декоративно-прикладным искусством, пользуясь при этом исключительно народными, исключительно воронежскими мотивами. Он объехал, собирая материал, не только всю нынешнюю Воронежскую область, но и территорию бывшей Воронежской губернии, которая была еще больше по размерам. Пономарев собрал все виды народных орнаментов, расшифровал их значение. После первых занятий преподаватель предложил своим ученикам избрать более узкое направление занятий. Каждый выбрал то, к чему больше лежало сердце. Кто-то занялся резьбой по дереву, а Елена, конечно же, выбрала роспись по этому материалу. Пономарев настолько заразил Елену своим энтузиазмом, что и она решила заняться исследовательской деятельностью, собрать нужный материал и на основе старинных традиций создать в художественной росписи что-то свое, воронежское. Материал Елена успешно собирала, в творчестве тоже делала заметные успехи, и был необходим лишь какой-то толчок, подсказка - к чему можно приложить силы.

Однажды среди очередной партии заготовок под деревянные куклы, предназначенные для росписи, Елене попалась на глаза бракованная заготовка - в верхней части был заметный выступ. Видимо, след сучка. Обычно такие заготовки идут сразу в корзину. Но Елена увидела в этом выступе прядку волос, выбивающихся из-под платка. Руки сами собой нарисовали матрешку, и Елена поняла: "Вот оно - мое дело!"

Свою работу Елена показала Пономареву, и тот был в восторге. Можно сказать, что он дал Матвеевой благословение и дальше работать в этом же направлении.

С тех пор прошло более сорока лет. Нет нужды говорить о том, что мастерство Елены Геннадиевны за эти годы только повысилось. Из-под ее кисти вышли уже тысячи матрешек. Ее мечта сбылась - она действительно создала нечто новое - воронежскую матрешку.

Перед красотой матрешек не устоял и муж художницы. Кто-то по морям плавает и в воздухе летает, а Владислав Матвеев спускается под землю. Самодельные станки, собранные пеньки. Уже 13 лет муж художницы и токарь, и добытчик материала. Подбирает упавшие деревья, сучки, ветки. В дело идет береза, сосна, осина, но приятнее работать с липой: «Липа в Воронежской области мало, где растет. Я однажды позвонил в Подгоренский лесхоз, где деревья заготавливают, спрашиваю, а липа у вас есть – а липа у нас занесена в Красную книгу. Поэтому все мои знакомые, кто увидел, спилили липу, сразу звонит». 25 матрешек в день. Для Владислава Матвеева это норма. Затем грунтовка, зачистка, разметка, роспись и наконец-то лак. Примерно 7 слоев. Обычно супруги Матвеевы делают 9-ти и 12-ти местные матрешки.

Чем же покорила деревянная игрушка Елены Матвеевой воронежцев?

Сама художница объясняет это так: «Форма воронежской матрешки напоминает пасхальное яйцо. Хотя найдена она была случайно, но в итоге такое конструктивное решение оказалось весьма удачным. Ценители увидели в нем глубокий философский смысл - символ бесконечности рода человеческого: яйцеобразная деревянная кукла скрывает внутри подобное себе существо. Ну а я считаю, что такая форма обусловлена исторически: в Воронежской губернии в моде были дородные женщины с толстыми ногами (для чего надевалось несколько пар суконных носков). Вот эти "пышные" формы я одела в традиционный воронежский костюм. На голове матрешки - большой ситцевый красный с яркими цветами платок. Такие платки в позапрошлом веке производили на мануфактурах фабриканта Баранова, они были доступны по цене и пользовались большой популярностью у воронежских модниц. Черная понева (юбка) матрешки, прорисованная красными линиями, образующими клетки, символизирует чернозем и земельные наделы. Таким образом, абсолютно все детали одежды и аксессуары взяты от воронежского народного костюма. »

Работы автора экспонировались на многих выставках, вошли в коллекции музеев. Одно из лучших ее творений - матрешка "Свадьба". Эта работа вошла в число 30 лучших на конкурсе "Моя Россия, мой мир", организованном ООН. Первая матрешка этой композиции - сваха. Ее одеяние представляет собой образец воронежской росписи Матвеевой. Сваха носит яркий павлово-посадский платок. На груди - бисерное манисто. Сваха одета в кумачовую блузку или, как ее исстари называли в воронежских землях, - "кохту". Юбка – понёва традиционно красного для этих мест цвета. Красная ткань расписана черной клеткой - олицетворение земельных черноземных участков, коими славен край. В свахе чувствуется дородность, и иначе нельзя - взрослая женщина должна быть такой. В прошлом худые женщины в возрасте даже поддевали под верхнюю одежду пуховые платки, чтобы казаться крупнее. Большой должна быть и обувь - женщина должна крепко стоять на ногах. У кого-то маленький размер? Не страшно. Размер ноги "увеличат" специальные подкладки. В свахе кроется жених. Он в свадебной рубахе с поясом, имеющим защитное, обереговое значение. Наличие красного цвета в одежде жениха - сила солнца. Красные заплатки ставились на старинной одежде во многих местах, как оказалось, точно повторяющих места расположения лимфатических желез. А ведь и о словах таких тогда не знали.

Открываем жениха - а там невеста. Она в фате, в которой предстоит идти в церковь. В невесте - отец. Скорее всего, отец невесты, благословляющий ее на брак. В отце - мать жениха с хлебом-солью и надписью на полотенце "Совет да любовь". Затем идет дружка - товарищ жениха с гармонью. Ну и последняя матрешка - совсем крошечная подружка невесты. Всего семь матрешек, рассказывающих о семи ключевых фигурах на свадьбе.

Руками Елены Геннадиевны создано немало матрёшек и каждая из них уникальна, ведь художница принципиально не делает одинаковых вещей, внося в каждую работу что-то новое:

«Там, где начинается штамповка кончается искусство. Я делаю иногда много маленьких матрешек для раздачи в качестве сувениров - вот те могут быть похожи, и то стараешься и им придать индивидуальность. К тому же, несмотря на внешне похожие черты, на Руси никогда не было одинаковой одежды. Одежду шила дома хозяйка и, конечно, хотела отличиться от других, сделать что-то необычное, красивое. Так же шилась одежда для мужа и детей. Вот и были люди нарядные, красивые. Это теперь мы одна большая, серая масса. »

Итак, воронежская матрёшка способна не только радовать глаз, но и каждая деревянная кукла – хранительница истории нашего Воронежского края.

5. Воронежский народный костюм

Мы поняли, что для того, чтобы отразить в своей работе особенность местной росписи, нам необходимо изучить историю народного женского костюма родного края.

В этом нам помогла экскурсия в Воронежский художественный музей имени Крамского, где во время осенних каникул проходила выставка народного костюма Воронежского края « Народный. Нарядный. Обрядовый. »

Наши предки любили наряды ничуть не меньше нас. И вопрос что надеть в особенный день волновал их не меньше наших современников. В старину подготовка к праздникам велась годами, а обрядовые наряды передавались по наследству.

Одежда крестьян Воронежской губернии по своему составу была весьма разнообразной, но преобладал в ней всё-таки южно-великорусский тип по своим местным особенностям, причём различия были в пределах не только нескольких, но и одного села.

Изготавливалась одежда в основном из домотканых материалов: холста, пестряди, набойки, сукна, овчин, позднее из фабричных тканей - кумача, ситца, сатина, плиса, шерстяных тканей.

Воронежские крестьяне носили: женщины - понёвный тип одежды, девушки - сарафанный.

Поневный комплекс состоял из понёвы, рубахи, запана, завески, или фартука, покромки, гаруса, одного - двух монистов и каскада бус, cepeг-янтариков, головных уборов: кички или сороки, кокошника, комплектов платков, шалей и подшальников - корсетки или летника, шубы дубленой или крытой, куцки или куцынки и набора обуви.

Понева - поясная набедренная одежда, одна из древнейших одежд восточных славян. Ее древность подтверждается русскими летописями и предметами, найденными при археологических раскопках. Из глубины веков она пришла в наш край и сохранилась до 20-х годов нынешнего столетия. Многие виды старинных понев Воронежской губернии по богатству, художественным качествам были самыми красочными нарядами из всех южно-великорусских губерний. Особенно отличались свой красотой и привлекательностью поневы конца XVIII и начала XIX веков в Коротоякском уезде, Рождественской Хаве. Полотно для понев было выткано на ручном домашнем станке, а затем, после сшивки полотен, обильно вышито геометрическим орнаментом разноцветными шелками и ангорской пуховой шленкой приглушенных тонов.

По декоративно-художественному оформлению поневы разных местностей различались между собой, однако все они имели общие черты.

Основное поле поневы, как правило, было черным и разбивалось на квадраты красными, реже синеватыми, ровными вертикальными и горизонтальными шириной 0,5-1 см полосками. Черные окна квадратов символизировали участки черноземного поля, а полосы означали овраги, дороги, тропы, межи и реки на земле. В каждом селе такие квадраты-клетки были разных размеров. Ходила молва, что размер клеток указывал, много или мало земли имеют крестьяне в селе.

По нижнему краю поневы проходила полоса шириной от 10 до 25 сантиметров, которая сплошь заполнялась тканым и вышитым пышным геометрическим орнаментом. Детали орнамента символически изображали то, что растет на земле. Называлась эта полоса окладом, который внизу заканчивался поясом-тесьмой от 0,5 до 3,5 см ширины, сплетенной или сотканной на бердичках из пряжи овечьей шерсти. Богатство украшения оклада зависело от достатка и мастерства владелицы поневы. Шилась понева из 3 и более равных полотнищ, на бедрах собиралась в сборку. Край верхней части загибался внутрь. В образовавшуюся полую складку пропускался прочный шнурок-гашник, благодаря которому можно было свободно и легко регулировать размер по фигуре. Надевалась понева через голову. Для удобства надевания вверху с левой, а позднее с правой стороны делался небольшой разрез - ширинка, которая драпировалась путем подтыкания за гашник, вышитым, богато обряженным бисером и блестками.

С поневой, как и с другими частями одежды, было связано много ритуалов, обрядов и поверий. В Воронежской губернии самая распространенная понева - с черными клетками называлась черноглазкой, изредка встречались поневы с бледно-синими клетками - синеглазки и с красными клетками, например, в Задонске. Поневы с синими и красными клетками были завезены сюда однодворцами.

Наиболее широкое распространение в Воронежской губернии получил тип рубахи с косыми поликами. Шилась она длиной до пояса из домотканой (посконной)'холстины, позже из покупной фабричной ткани. Эта часть одежды во многих местах называлась станушкой. К низу станушки на живую нитку подшивалась холстина - подставка, длиной на ладонь ниже колена.

Рукава рубахи замужней женщины украшались богаче к ярче, чем рукава девичьей рубахи - Каждая женщина в своем сундуке имела целый набор рубах на любой случай жизни: будничные, праздничные, воскресные, для свадьбы, для престольного дня, подвенечную, "при горе" - траурные. Рукава праздничных рубах украшались с большим художественным вкусом.

Вставной полик рукава делался из многоцветного заборного тканья, обряжался разнообразной по технике вышивкой, узорами, выполненными из полосок кумача и блесток, обсадкой по контуру рисунка бисером, нашивкой полос из цветной материи, шелковых гладких и узорчатых лент, тесьмой из гаруса, сутажа и позумента, полосками ажурных кружев, подцвеченных фоном из красной кумачовой подкладки, и многими другими материалами.

Все материалы были гармонично подобраны и образовывали единое целое; рукава напоминали крылья сказочных птиц. В губернии бытовали и другие типы русских женских рубах, но они составляли незначительное количество. В основном их носили однодворцы и черкесы.

На бедрах, поверх рубах и верхней половины поневы, подпоясывалась покромка, которая состояла из тканой черной покромины длиной 2,3 - 2,5 м и шириной 4,5-6 см и двух концов длиной 38 - 45 см, шириной 10 - 12 см.

Термин "покромка" в одном случае обозначал узкую ткань с кромкой, а в древности он символизировал кромку участка земли черного цвета, то есть чернозема. Чернозем рождал все необходимое для жизни человека, и существовало древнее 'поверье: если замужняя женщина будет носить двукратно опоясанную покромку, то и она, подобно земле, будет плодоносить на радость семье и всем людям, продолжая свой род. Девушке носить покромку не позволялось, надевала она ее только тогда, когда шла с нареченным под венец. С обеих сторон покромка заканчивалась концами из шерстяной ткани, пышно украшенной многоцветным геометрическим орнаментом языческого происхождения и обряженной затем отшивками, блестками, бисером, каменными цветными пуговками, позументом и бахромой.

Концы эти так и назывались концами и представляли собой чудесные произведения народного искусства. В каждом селе были свои покромки. Они несколько отличались друг от друга, но тип их был южно-великорусский, а раскрой и декор местные, воронежские.

С покромкой у народа было связано много обычаев, ритуалов и поверий. Например, весной, когда после зимовки в первый раз выгоняют стадо коров на пастбище, при выходе из села поперек дороги расстилают покромку, чтобы каждая корова обязательно переступила через нее. Покромку брали у самой почитаемой, трудолюбивой и доброй женщины. Поверие, пришедшее из глубины веков, гласило, что после такого несложного магического ритуала корова будет давать больше молока, ее не зарежут волки, она ничем не заболеет и на следующий год даст крепкий, здоровый приплод.

Каждая девочка, начиная с 6 - 7-летнего возраста, собственноручно должна была наткать 5 - б покромок для будущего замужества, а обряжали, то есть украшали, вытканные покромки пожилые женщины.

Поверх рубахи и поневы, подпоясанных покромкой, замужние женщины надевали старинную красивейшую туникообразную одежду - запан, который имел два варианта: с рукавами и без рукавов. Помимо этого была еще и третья его разновидность - завеска или передник. Постепенно запан стал уступать место поясной одежде, яркому и нарядному фартуку, который отражал своеобразие одежды воронежской крестьянки. Замужние женщины носили запаны, завеску и праздничный фартук, девушки тоже носили их, но предпочтение отдавали фартуку, который мутузками (веревочками из ткани) завязывали сзади на талии. В более раннее время существовал запан жницы - рабочая одежда, в которой жали, вязали снопы и складывали в копны рожь, пшеницу, ячмень, овес и просо. Шился обычно он из белой холстины одинакового покроя для замужних женщин, девушек и мужчин. В других южно-великорусских губерниях тоже носили туникообразную одежду, относящуюся к роду запана, но она отличалась от воронежской покроем, украшениями и местными названиями: навершники, желтик, нагрудник, шушпан, передник и др. Все они по типу покроя разделялись на туникообразные, на кокетке, с грудинкой, длинный, укрепленный выше грудки, короткий, укрепленный по талии.

Комплекс одежды девушки - сарафанный. По яркости, цветовой броскости и богатству украшений он был несколько беднее женского, но не менее красив. Он состоял из черного шерстяного сарафана, рубахи, головного убора - клеенки, которую в некоторых местах называли обручем, набора платков, подшальников и шалей, набора обуви, перешитой шубы, корсетки, куцки, летника, нашейных украшений: кругового и висячего мониста, или грибатки, лопуха и каскада стеклянных бус. Основной частью комплекса девичьей одежды в Воронежской губернии был глухой многоклинный сарафан из тонкой шерстяной ткани домашней выделки, всегда черного цвета. Шился он из 6 - 7 клиньев, расположенных сзади, и одного прямого сквозного полотна - спереди. Проемы для головы и рук украшались полосками кумача, вышивкой и иногда позументом или вилючим гарусом. Низ окаймлен красным поясом, представляющим собой плотную тесьму домашнего ручного плетения шириной примерно в два пальца. Сзади от поясницы до пяток сарафан имел запаренные фалды в виде современных гофр перед не фалдировался, ширина пластины фалды равнялась двум пальцам.

Девочки-подростки подпоясывали сарафан вязаным цветным "пистреным" кушаком, более старшие девицы - тканным из тонкой шерсти кушаком красного, малинового, зеленого и реже синего цвета.

Чтобы девушки чувствовали себя полноправными членами общества, им положено было иметь помимо будничных одежд несколько парадных нарядов. В народе была поговорка «Курицу не накормить – девицу не нарядить».

Сарафан - явление чисто русское. В разных покроях и с разными названиями он бытовал у русского народа. В Белоруссии и Украине сарафан совершенно отсутствовал. Следовательно, можно предположить, что сарафанный комплекс русской девичьей одежды сформировался после обособления великорусов от других славянских народов.

Без головного убора комплекс одежды был бы неполным и согласно обычаю древних восточных славян даже и не мыслился, С непокрытой головой, "простоволосой", женщина не показывалась ни на людях, ни на улице, ни даже дома. Формы и украшения головных уборов были изумительно красивы, эстетически оправданны и в каждой местности разнообразны. Они делились на девичий и женский. Термин "женский" на народном языке означает "бабий", то есть принадлежащий замужней женщине. Основной тип женского головного убора состоял из кички или сороки, кокошника и богатого набора платков, шалей и подшальников.

Если женщинам обычай не позволял ходить и работать с непкрытой головой, то девушек он не касался. Они заплетали волоы в одну трехпрядную косу и могли ходить и работать с непокрытой головой. Этот обычай породил разные виды головных уборов для девушки - открытый тип, который оставлял верх головы открытым. Исключением был покрывной платок: он покрывал всю голову или верхнюю часть ее. Когда девушка выходила замуж, она заплетала не одну, а две косы, открытый тип головного убора заменялся на закрытый. Смена эта происходила во время свадьбы после венчания и сопровождалась очень трогательными национальными обрядами с причитаниями и песнями.

Кичка, или кика, - головной убор славянской женщины, очень древнего происхождения. Он был известен почти всем славянским народам на ранних ступенях развития и бытовал в Воронежской губернии до 20-х годов нашего столетия. Хотя упоминание в русских летописях о "челе кичном", то есть о кичке, встречается в XIV веке, ее возникновение относится к более раннему времени. Но тогда носили менее распространенную рогатую кичку. Большую популярность в губернии имел также женский головной убор сорока.

Все три разновидности общерусских головных уборов, характерных для нашего края, относились к группе кичкообразных и представляли собой сборный комплекс. Нижняя часть являлась твердой прочной основой, которая придавала всему головному убору устойчивую и удобно сидящую на голове форму. Основу составляли кичка, рога и волосник-подзатыльник. Верхняя часть была сделана из красочных обряженных тканей различной формы: собственно сороки, подзатыльника для кокошника, обвязки для кички, косика для обвязки. Помимо этого кичка и сорока дополнялись множеством других мягких частей - аксессуаров, служивших дополнительными элементами украшения головного убора: бисерные подвески, косицы селезня, или, как их еще называли, селезневые кудри, перья из хвоста черного или белого павлина, наушники для сороки, пучки-кисти из цветной шленки или шелка с бисером.

Бывало, что в расположенных рядом селах носили в одном кичку, в другом сороку. Молодая, взятая замуж из другого села, должна была надевать головной убор, который носили в селе мужа.

Молодые женщины носили кичку или сороку постоянно до рождения первого ребенка, потом надевали только по воскресеньям и другим праздникам, а в пожилом возрасте вовсе переставали ее носить, надевали только платки, шали и подшальники. Первый год, после замужества носили дымку (по-современному - фату), накрывая ее, как платок, обмахнув концы вокруг шеи и завязав их в один нетугой узел сзади, с таким, расчетом, чтобы на спине была видна часть богато орнаментированной обвязки, а спереди на груди - круговой монист и яркий каскад бус или же грибатка (разновидность мониста).

Одним из красивейших и оригинальных женских головных уборов в нашем крае был кокошник, получивший большое распространение. Этот головной убор был завезен к нам однодворцами, но за сотни лет так переработан, переосмыслен на местный манер, что обрел в конце-концов воронежскую форму - воронежский тип. В разных селах он имел некоторые различия, главным образом по высоте, аксессуарам и украшениям. Если кичку и сороку делала для себя, для дочери или внучки каждая женщина, то кокошник изготовляли только редкие мастерицы. Шился он из золотого галуна, реже из парчи и украшался цветными узорчатыми лентами, вышивкой разноцветными нитками, золотым шитьем, жемчугом, бисером, блестками, цветными пуговками-каменьями, павлиньими перьями и другими декоративными материалами. Шились кокошники мастерицами Верхнего Мамона и Павловска, а в селе Солдатском Острогожского района и в Репьевском районе их шьют и поныне. Высота кокошника в различных селах была разная: от 12 до 16 сантиметров в лобной части. Имелся он не в каждой семье, и носили его только по праздникам. Кокошник - явление общерусское. Первоначально он появился в городах. Носили его мещанки, купчихи и привилегированная знать, потом он полюбился крестьянкам, прижился у них, получил своеобразное развитие и в такой форме повсеместно бытовал до 1928 года, а в Пузеве, Клеповке и ряде других сел - до 1947 года. С кокошником связано много поверий, ритуалов и обрядов языческого происхождения. Девушка после венчания расплетает одну косу и заплетает две, которые прячет под подзатыльником кокошника, кички или сороки. В этот красочный и трогательный обряд входит прощание с девичьей красотой, девичьей вольной волюшкой, с открытыми для солнца волосами, которые теперь на всю жизнь будут спрятаны под кокошником, кичкой или сорокой.

Во многих воронежских селах кокошник переходил по наследству от старших сестер к младшим, от них - к внучкам и внучатым племянницам. Хранился он обернутым в материю в сундуках как семейная реликвия. Сам процесс надевания кокошника на голову молодой был праздником. Просватанные девушки и девушки на выданье носили кокошники, которые ничем не отличались от женских кокошников.

Набор женской обуви состоял из валенок для зимы, черных по цвету и иногда с "пестреными халявами" - голенищами, будничных кожаных башмаков, праздничных черевиков, украшенных пучками, пистонами, бисером и медной подковкой на каблуке праздничных "легких" из кожи и сукна, расшитых цветным узором и обряженных бисером, пучками, котелками из стекляруса и пуговок, иногда жемчугом, поршней, кожаных сапог, будничных и праздничных, с вышитыми и обряженными халявами-голенищами на сборках ("гармошкой"), на сравнительно низком и тонком каблуке, лаковых чуней и др.

Поршни - кожаная рабочая женская (мужская) обувь, примитивная по конструкции. Делалась она из одного куска сыромятной недубленой кожи и удобно собиралась вокруг ступни с помощью ремешка из той же кожи, продетого в круглые отверстия. Образцы такой обуви сохранились в музеях.

Вся обувь, не имеющая голенищ, надевалась поверх шерстяных чулок. Длиной чулки доходили до колена, паголинок их богато орнаментировался древним геометрическим орнаментом. Черный орнамент располагался широким графическим фризом по белому полю, то есть фону. Однако очень многие жители окрашивали чулки в красный, малиновый и реже зеленый цвет. Тогда черный орнамент оказывался на цветном фоне. Подвязывалась эта обувь оборками из черной шерстяной пряжи, а у более состоятельных людей - черным, толщиной в мизинец и длиной до 2 метров гарусом.

6. В гостях у мастерицы

Вооружившись знаниями, добытыми в ходе нашего исследования, мы решили приступить к созданию воронежской матрёшки.

Так как мы сами были не в состоянии выточить деревянную заготовку матрёшки, то решили воспользоваться готовой, купленной в магазине.

Выбрать подходящую заготовку яйцеобразной форы оказалось не так-то просто:

▪ Она должна быть из высушенного дерева, то есть лёгкой по весу;

▪ Без следов от сучков;

▪ Хорошо отшлифованной – гладкой на ощупь.

Наконец, заготовка была выбрана. Осталось превратить безликую в настоящую русскую красавицу.

С секретами росписи воронежской матрёшки мы познакомились, посетив мастер-класс, который проводила художница Елена Геннадиевна Матвеева в Воронежском музее изобразительных искусств.

Знаменитая мастерица рассказала, какие краски лучше взять для росписи, какие кисти использовать. Она познакомила нас с основными этапами работы над матрёшкой, раскрыла секреты росписи.

Елена Геннадьевна посоветовала « Не надо копировать чужое искусство - надо создавать свое, самобытное, сообразное обычаям и традициям земли, на которой вы живете. В каждом месте - своя пища, своя вода и своя природа. Как мы испытываем недомогание, переезжая в регион с другим климатом, - точно так же «болеет» и, в конечном счете, вырождается искусство, пересаженное на другую почву.

Необходимо соблюдать главный закон декоративного искусства - единство материала, формы и декора. Поскольку каждому материалу присущи определенные свойства - их надо раскрыть, показать с лучшей стороны. Гжель - это фарфор, и совсем не нужно расписывать в этом жанре железо или дерево. Или взять хохломские изделия - технология их изготовления невероятно сложна. В традиционных местах этого промысла заготовку, после того как ее расписали маслом, покрывали льняной олифой и подсушивали в печи, протопленной березовыми дровами. Сегодня фирмы, наладившие серийное производство "под хохлому", покрывают изделие лаком МЧ-52, где присутствует желтый краситель, затем высушивают в печи, после расписывают какими угодно цветами, опять покрывают МЧ. И снова сушат - причем при небольшой температуре, чтобы краски не выгорали, и продукция имела товарный вид. В результате мы получаем сугубо декоративное изделие, которым нельзя пользоваться по назначению. Упаси бог изготовленную таким образом "хохломскую" ложку окунуть в горячий борщ - она будет пахнуть химией. То же и с матрешками: выполненные эпигонским образом, они становятся обезличенными, похожими одна на другую. Получается, что чужое испортили, а свое не изобрели. Оно и понятно: подделка никогда не бывает лучше оригинала. »

7. Матрёшка своими руками

Планирование работы

План работы над изделием мы разработали в виде схемы «Звёздочки обдумывания»

Затем наполнили «звездочку обдумывания» конкретным содержанием.

Порядок выполнения технологических операций

1. Выполнение эскиза росписи игрушки.

2. Разметка рисунка основных деталей матрёшки на деревянной заготовке (лицо, платок, кокошник, рукава, кисти рук, передник).

3. Раскрашивание костюма матрёшки: платка, рубахи, передника, понёвы (юбки), кокошника.

4. Роспись лица красками: глаз, бровей, носа, губ, волос.

5. Выполнение росписи элементов декора понёвы, передника, рубахи, платка, кокошника, украшений.

6. Покрытие высохшей игрушки лаком.

Технологическая карта выполнения проекта

№ п/п Этапы последовательности выполнения работы Инструменты, материалы

1. Выполнение эскиза росписи игрушки. Альбомный лист бумаги, простой карандаш, стиральная резинка, акварельные краски, кисти, фломастеры.

2. Разметка контуров основных деталей (лица, Деревянная заготовка для росписи, платка, кокошника, рук, передника) лоскут ткани, простой карандаш, резинка для стирания, циркуль, линейка, шкурка для шлифовки

3. Разметка деталей лица (глаз, бровей, носа, Деревянная заготовка для росписи, губ) лоскут ткани, простой карандаш, резинка для стирания, циркуль, линейка

4. Раскрашивание костюма Деревянная заготовка для росписи, лоскут ткани, акварель художественная, акриловые краски, кисти

5. Роспись лица красками (глаз, бровей, носа, Деревянная заготовка для росписи, губ). лоскут ткани, акварель художественная, акриловые краски, кисти

6. Выполнение элементов декора Деревянная заготовка для росписи, лоскут ткани, акварель художественная, акриловые краски, кисти

7. Просушка изделия Шило

8. Покрытие лаком поэтапно в 3 слоя Шило, ярославский лак, газета.

9. Окончательная просушка изделия Шило

Экономическое обоснование

Материалы Количество Цена за единицу Стоимость использованного материала

Деревянная заготовка для росписи 1 25 руб. 25руб.

Шило 1 0 Из имеющегося школьного оборудования для кабинета технологии

Простой карандаш 1 0 Из имеющихся уже школьных принадлежностей

Стиральная резинка 1 0 Из имеющихся уже школьных принадлежностей

Циркуль 1 0 Из имеющихся уже школьных принадлежностей

Линейка 1 0 Из имеющихся уже школьных принадлежностей

Лоскут ткани 1 0 Из домашних запасов

Кисть (Колонок) 2 17 руб. 34 руб.

Кисть (Белка) 3 22 руб. 66 руб.

Акриловые художественные краски для 1 119 руб. 39,6 руб.

декоративно-прикладного творчества

Акварель художественная 1 170 руб. 42,5 руб.

Шкурка для шлифовки 1 0 Из домашних запасов

Ярославский лак 1 110 руб. 11 руб.

Итого 218 руб.

Сравнивая затраты на изготовление выполненного изделия без учёта стоимости электроэнергии (работа производилась в дневное время) и без учёта стоимости труда (игрушка изготавливалась нами по собственному желанию) со стоимостью аналогичного сувенира, имеющегося в продаже, можно сделать вывод о том, что изделие, выполненное собственными руками гораздо дешевле.

Результаты экспресс - опроса учителей и одноклассников:

Вопросы Ответы

Учителя Одноклассники

(25 чел). (16 чел).

Да Нет Да Нет

Нравится ли вам изделие? 100 % - 100 % -

Вы приобрели бы такое изделие в качестве сувенира? 100 % - 100 % -

Заключение

Работа над коллективным исследовательско-творческим проектом завершена. И хотя наша первоначальная гипотеза не нашла своё подтверждение, мы не разочарованы. Ведь в процессе работы над проектом мы узнали много нового и интересного, поняли, почему эта народная игрушка воплотила в себе представления русского человека о мире, добре и красоте. «Плодородие, изобилие, бесконечность жизни – таков, по всей видимости, глубинный смысл популярной игрушки». Именно поэтому матрёшка рассматривается, как символ русского искусства.

В ходе исследовательской деятельности мы научились работать с различными источниками информации, отбирать и систематизировать материал по определенной теме, выделять главное. Приобретённые умения анализировать, сравнивать, классифицировать, пригодятся нам в дальнейшем.

Мы приобрели не только опыт исследовательской деятельности, но и сами побывали в роли народных мастеров и создали свою игрушку, в которой постарались отразить не только традиции Воронежской земли, но и собственное представление об окружающем мире.

Проведённое анкетирование показало, что наш первый опыт в создании народной игрушки оказался удачным. Расписанная нами матрёшка пришлась по душе и детям, и взрослым. Яркая, расписная кукла, одетая в традиционный женский костюм Воронежского края, - одна из ниточек, связывающих прошлое и будущее нашей Родины.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)