Дом  ->  Мода и красота  | Автор: | Добавлено: 2015-03-23

Русский стиль на пике моды

В настоящее время волна молодёжной моды значительно прогрессирует, смелые, непринуждённые варианты одежды открывают дальнейшую перспективу для развития и модернизации стилей и направлений моды. С наступлением 21 века, который позволяет не только девушкам, но и юношам познать возможности моды, вместе с тем выбор того или иного стиля одежды влияет на человека: на его характер, поведение, дальнейшее взаимодействие с обществом, выбранный стиль даёт возможность самоутвердиться, приобрести уверенность в себе и также избавиться от каких-либо недостатков (физических или психологических). Современная молодёжная мода прежде всего стала глубже опираться на прошлые традиции моды, в том числе и на русский народный костюм и позаимствовала от него некоторые оттенки, присущие нашей нынешней молодёжи. Своими путями развивается молодёжная мода. Ещё недавно молодёжная мода мало интересовала модельеров. Девушкам предлагали всё те же «взрослые» образцы, совершенно не подходящие их характеру и стилю жизни. В последние годы молодёжную моду выделили r. самостоятельную группу, учитывая, что её моделирование требует особого подхода. Сегодня одежда для молодёжи содержит в себе элемент юмора.

Одежда для отдыха бывает свободная, раскрепощённая, она решается в комплектах, но можно составить по-разному, в зависимости от остановки и индивидуального вкуса.

Многослойность комплекта - важная деталь современной моды. Большое внимание сейчас уделяется разнообразию ассортимента, благодаря этому единичные предметы можно свободно использовать в комплектах и видоизменять в зависимости от ситуации. При этом стали чаще учитываться возрастные особенности. Здесь мода предлагает одежду авангардную, спокойную, умеренную, или более классическую.

В нынешнее время доминирующим стилем молодёжной моды является спортивный стиль, в котором используются формы и декоративное оформление одежды спортсменов, стили сафари и джинсовки, преобладают разнообразные спортивные детали : кокетки, погоны, сложные накладные карманы, застёжка на кнопках, пряжки, вышивка в виде эмблем. В нарядной одежде предпочтение отдаётся романтическому стилю. Одежда для отдыха более яркая, красочная, эмоциональная, для её оформления используется приём комбинации материалов, часто контрастных по цвету.

В наше время очень важно одеваться со вкусом, экстравагантно ( по моим наблюдениям всё чаще молодёжь выбранным стилем одежды пытается привлечь к себе внимание), а также знать историю возникновения моды и предложить свои разработки молодёжной моды, внести свои изменения и помочь юношам и девушкам разнообразить, преобразить свои взгляды и предложения в моде - вот почему меня заинтересовала данная тема и я хотела бы дальше развивать её, помогая молодёжи определиться с выбором того или иного направления моды.

Листая современные журналы мод и просматривая показы моделей на подиуме, мы удивляемся'1 изобретательности, фантазии и*таланту современных модельеров. Как оригинальны и непохожи друг на друга их модели в коллекциях. Модельеры очень часто опираются на творческие источники. Современная молодёжная мода стала глубже опираться на прошлые традиции моды, в том числе и на русский народный костюм и позаимствовала от него некоторые оттенки, присущие нашей нынешней молодёжи. Ведь только исторический, народный костюм может передать дух того времени, ту эпоху, придать современной одежде национальный колорит и приумножить творчество модельера.

Стремление показать элементы русского костюма в современной одежде, и определило тему моей работы.

Традиционная мужская одежда в конце XIX - первой трети XX в. включала нижнюю (ицкилёк) и верхнюю (килек) рубашки, которые по покрою были почти одинаковы: длинные, широкие, с длинными широкими рукавами, вшитыми в выкройную пройму. Часто нижняя рубаха вместо воротника и грудного разреза имела просто вырез для головы. Длина рубахи - до середины бёдер, она почти никогда не подпоясывалась. Для нижней рубахи брали ткань (ситец, сатин) белого цвета, а для верхней - неокрашенный холст либо однотонную (чёрную, красную, синюю) ткань. Длинные мужские рубахи носили под пояс. Рубахи, особенно праздничные, украшали вышивкой по подолу, горловине, рукавам. Рубахи -косоворотки и рубахи с прямым разрезом по центру груди застёгивались на две -четыре пуговицы. К вырезу горловины пришивали воротники - «ошейники», то есть стойки. Шили иногда и рубахи на кокетке, сборами по спинке и переду - так называемые «надевашки» или «круглые» рубахи.

1. 2. Мужские штаны.

Мужские штаны имели множество вариантов кроя. Широко были распространены шаровары, шкеры, чембары ( праздничные штаны из ткани или утеплённые рабочие штаны). Нижч-ие штаны аяхтун и верхние цолбар были почти одинаковы по покрою - традиционный тюркский тип штанов, то есть между двумя штанинами из перегнутых повдоль полос ткани для шага вшивали прямоугольные или треугольные клинья. По верхнему краю штанов в рубец продёргивался шнурок штанбау и стягивался. У верхних штанов концы этих шнурков выпускались поверх. Со временем цолбар стали застёгиваться на одну - две пуговицы, а аяхтун продолжали носить на штанбау. Материалом для штанов служила светлая т хлопчатобумажная ткань (аяхтун) и плотная хлопчатобумажная лил шерстяная тёмных тонов (для цолбар).

1. 3. Русский народный сарафан

Привычное представление о русском женском костюме обычно связано с сарафаном и кокошником. Комплект одежды с сарафаном распространился в России на рубеже ХУ11-ХУ111 веков. Он включал рубаху, сарафан, пояс, иногда передник. Уже в конце XVIII - начале XIX веков именно он ассоциировался в России с национальным костюмом. Сарафан носили не только крестьянки. На протяжении длительного периода, начиная с XVIII века, он был одеждой мещанок, купчих и других групп населения, придерживавшихся русских обычаев.

К наиболее ранним памятникам русской народной одежды относится группа сарафанов их шелковых тканей русской фабричной работой второй половины XVIII века. Характерными для них являются косые клинья, вставленные по бокам двух прямых полотнищ спереди и одного центрального полотнища на спине. Спереди полотнища полы не сшиты и удерживаются застёжкой с длинным рядом пуговиц на воздушных петлях. Сарафан шьётся широкими проймами или с лямками. Более ранние сарафаны имеют округлый вырез на груди, прямоугольный вырез и пришивные лямки типичны для более поздних экземпляров - конца XVIII - начала XIX века. Этот тип сарафана в научной литературе получил название «прямого распашного».

Сарафаны из шелковых тканей с пышными букетами и гирляндами: украшались золотным галуном и кружевом, выплетенным на коклюшках из золотных и серебряных нитей; серебряными и позолоченными, гладкими, с вставками и прорезными пуговицами, которые укреплялись на одежде при помощи узорного шнура. Декор подчёркивал конструктивные особенности и создавал образную выразительность костюма. Легкоподвижная, струящаяся поверхность узорных шелковых тканей с активным рисунком на нежном фоне постельных оттенков сдерживалась в сарафане четкими вертикалями декора, расположенного вдоль разреза и по проймам и придающего особую стройность силуэту. Такой приём украшения наиболее типичен для русского прямого сарафана; он ярко характеризует его лучшие образцы. Чувство формы обнаруживается и в использовании подкладки. Как правило, прямые распашные праздничные сарафаны из шелковых, льняных и хлопчатобумажных тканей поставлены на жесткую подкладку, которая позволяет удерживать приданный одежде силуэт (с другой стороны это связано с бережным отношением к ткани).

1. 4. Рубаха женская

Рубаха (сорочка, исподка, подноска) - древнейший, ведущий элемент русского народного костюма. Уже в VI веке в костюме наших предков она занимала ведущее место, а иногда была и единственным предметом одежды. Слово "рубаха", по всей видимости, происходит от слова "py6", которое обозначает не только кусок, обрывок ткани, но и служило предметом одежды.

Детская одежда в Древней Руси, как у мальчиков, так и у девочек состояла из одной рубашонки. Право на взрослую одежду мальчики и девочки получали, не просто достигнув определенного возраста, а только тогда, когда могли делом доказать свою "взрослость", т. е. надо было выдержать определенное испытание. Для одежды русских крестьянок была характерна конструкция рубахи, состоящей из 2-х полотнищ холста, покрывающих спину и грудь, и соединенных на плечах четырехугольными кусками ткани - по ликами. Эти полики, по мнению исследователей, заменили собой плечевые пряжки, с помощью которых в древние времена переднее и заднее полотнище ткани крепились на фигуре. Ткань по краям образовавшегося при этом отверстия (выреза) для надевания рубахи через голову собирали в сборки. Были рубахи, у которых цельные рукава продолжались до самой горловины, так, что полики совсем отсутствовали, становясь частью самих рукавов. Такая конструкция рубахи (с поликами и без них) считается древним типом русской рубахи и характерна для северных районов. Крестьянин, горожанин и боярин носили рубаху одинакового покроя, разница была лишь в качестве ткани. Рубаху традиционно украшали ручной вышивкой или узорным тканьем. Полосы орнамента, а в более позднее время ленты, тесьмы, цветного кружева располагались обязательно по подолу, краям рукавов, на оплечье, по вороту вдоль разреза на груди. Такая своеобразная система охранительных рубежей в сочетании с поясом, которым обязательно подпоясывалась любая рубаха, по древним поверьям защищала жизненно важные части тела. В то же время орнаменты, расположенные по краям одежды, защищали и открытые части тела от злых духов.

Самым распространенным материалом для пошива рубах и по сей день остается льняное полотно. В древнерусском языке существовали два термина для обозначения основного материала: хласт (или холст) - небеленая ткань и платно -выбеленное полотно.

Шелковые сарафаны в XVIII - начале XIX веков носили с белыми рубахами - «рукавами» из тонких льняных тканей и кисеей, богато украшенных тамбурным шитьём белыми нитями, или с рубахами, сшитыми из фабричных «сарафанных» шёлковых тканей с букетами. Рубаху шили из составных частей холщёвого стана и пришитой к нему верхней части из более тонкой ткани (собственно рукавов). По изображениям XVIII века такие рубахи были с воротом, собранным мелкими сборками под обшивку; и с широкими рукавами. Рукава другого покроя имели значительную длину и к запястью сужались.

Вышивка тамбурным швом белыми нитями по белому фону отличалась отборным мастерством исполнения и красотой узора. Изящные растительные побеги и цветы, свободно и плавно переплетались, обогащали тонкую ткань ажурными решётками и рельефами. Узоры сарафанных тканей и тамбурного шитья перекликались в своих мотивах и создавали стильное единство.

Рубахи - «рукава» из шелковых «сарафанных» тканей второй половины XVIII века отличаются значительно длиной рукавов, зауженных к низу, с разрезами для рук с внутренней стороны рукава на уровне локтя.

Праздничные сарафаны и рубахи высоко ценились. Их тщательно берегли; передавали по наследству из поколения в поколение и надевали по самым большим праздникам несколько раз в год.

1. 5. Навесные украшения. Пояс

Сарафаны подпоясывались узким поясом или лентами. Подпоясывали рубахи (женскую и мужскую) сарафан, верхнюю одежду. Пояс содержал одновременно две функции - эстетическую и утилитарную. Подпоясанная одежда, плотнее прилегая к фигуре, теплее, обеспечивает свободу движения во время работы, выигрышно расчленяет фигуру человека и создает гармоническую, выразительную композицию. С помощью подпоясывания возможны разнообразные способы ношения одежды. К примеру, в длинной женской рубахе делался напуск, который по-разному драпировался и вместе с тем мог содержать утилитарную функцию - служить мешком-карманом. К поясу крепились предметы обихода - сумочки, гребни, ключи и т. п. У русских пояс преимущественно завязывали, а не подтыкали, поэтому спадающие концы пояса отделывали кистями, бахромой/помпонами из шерсти и т. п.

Существовали два основных способа ношения пояса: высоко - под грудью и низко - под животом. Пояс, обернутый вокруг фигуры, чаще всего завязывался сбоку, иногда спереди или сзади. Женские пояса, которые обычно были длиннее мужских (до 5 м), нередко обертывались несколько раз вокруг фигуры. Как уже упоминалось, на мужском поясе закреплялся мешочек из кожи для денег и принадлежностей для высекания огня - калита. У русских девушек в ряде регионов обычным было прикрепление к поясу кармана-лакомки для подарков, у замужних женщин - для разных мелких предметов и денег. Изготовляли их из ткани и вышивали, а иногда составляли из различных кусочков ситца. Пояс был обязательной принадлежностью народного костюма, без него невозможно было появиться перед людьми. Только в особых случаях, чтобы не смять ткань сарафан до начала праздника, пояс надевали под сарафан, опоясывая им рубаху. К шёлковым сарафанам надевали галунную ленту или выплетенный из золотосеребряных и шелковых нитей поясок. Использовали также узкую полоску шелковой ткани, расшитой золотыми нитями. Концы поясов украшались разнообразными кистями, подвесками, декоративными полосами с шитьём, вставками разноцветной фольги, перламутровыми бляшками. Шелковый и парчовый сарафаны в некоторых северных и центральных губерниях России в XVUI-начале XIX веков дополняли нагрудной распашной одеждой, короткой и без рукавов — епанечкой (душегрея, «коротена», перышки), также сшитой из шелковых и парчовых фабричных тканей. Епанечка обычно имела гладкий перед, а с сзади украшалась крупными складками. По покрою и системе декора она близка к прямому сарафану и повторяла его трапециевидный силуэт; создаёт дополнительный объём, поддерживающий ритм и строй народного костюма. В XIX веке такая епанечка была распространена в северных губерниях среди зажиточных крестьян, а центральных - в купечестве, в мещанской среде.

1. 6. Материалы для русского народного костюма

Термины ткань, полотно, сукно, волна (шерсть) являются древними общеславянскими. Шерстяная ткань издавна применялась для изготовления" не только верхней, но и нательной одежды, к примеру, рубах.

На Руси были известны также дорогие привозные ткани - шелка привозились с Востока, в особенности из Византии. Шелковые ткани назывались паволокой. В ХУ-ХУП вв. народную одежду изготовляли главным образом из домотканого холста или сукна, а также употребляли привозные хлопчатобумажные ткани. Миткаль, окрашенный в красный цвет, получил название кумач, окрашенный в кубовую, "рудо-желтую" или другую краску - киндяк, а узорчатый киндяк выбойка. Широкое распространение имело неокрашенное сукно - сермяга. Из него изготовляли верхнюю одежду люди различных сословий.

Узорные ткани вырабатывались из окрашенной пряжи. Широкое применение в русской деревне, особенно для повседневной одежды, имела пестрядь - узорная льняная или пеньковая ткань. Орнамент пестряди чаще всего состоял из клеток, полос. Пестрядь изготовляли сами крестьяне, а также было фабричное производство. Изготовляли хлопчатобумажную ткань под названием сарпинка (в клетку или полоску). Производство пестряди и сарпинки было сосредоточено в центральных губерниях России. Глубокое национальное своеобразие русскому народному костюму придавало его декоративное решение.

Красочность костюма создавалась благодаря декору, путем сочетания тканей - по цвету, фактуре, рисунку. Поверхность ткани (материала) очень часто служила фоном для вышивания и нашивания декора, нередко сочетавшего разнообразные техники и виды. Декор различался по характеру орнамента, цвету, способу нанесения, материалу и сочетанию его с фоном. Все это способствовало созданию разнообразия декора в крестьянском костюме.

Излюбленным цветом крестьянской одежды всегда был белый естественный цвет. Из белого холста преимущественно изготовляли рубахи, женские передники. В Россию ввозили также готовые ткани синего цвета, которые использовали для изготовления сарафанов и кафтанов. Любимым праздничным цветом одежды у русских был красный. Для получения этого цвета издавна использовали в качестве крашения корни морены; корой березы и настоем жженого кирпича окрашивали ткани в темно-красный цвет. В ХУ-ХУ11 вв. для праздничной одежды покупали фабричный хлопчатобумажный миткаль красного цвета.

1. 7. Головные уборы и прически.

К шелковым парчовым и другим праздничным сарафанам в северных губерниях надевали головные уборы, украшенные шитьём, речным жемчугом; рубленым перламутром, золотосеребряными нитями, металлическими блесками, фольгой и другими материалами. Этими же материалами расшивали нагрудные украшения.

Самым распространённым видом праздничного головного женского убора был кокошник пол, плотной твёрдой шапочки, который носили с сарафаном в северных и центральных губерниях России. Кокошники XVUI-начала XIX века северных и центральных губерний прекрасные образцы народного искусства, сплав фантазии и высокого мастерства, выверенный и отобранный коллективным трудом талантливых мастериц. Многообразные, сложные по форме и декору, кокошники гармонично сочетались с сарафанной одеждой, образуя единый ансамбль. Все они тесно связанные с местными обычаями и эстетическими представлениями. Кокошник шили из дорогих, шелковых парчовых, бархатных тканей, очелья дополняли выплетенными жемчужными поднизями в виде сетки; овальных зубцов или оборки волана. Верх и тыльная части расшивали пышным золотым узором, который иногда сплошь покрывал поверхность ткани («сборники»). Кокошник, особенно богато украшенный, молодая женщина носила в первый год замужества или до появления ребёнка, а потом только в исключительных случаях.

В русском народном костюме женскому головному убору уделялось особое внимание. По нему молено было узнать не только, из какой местности владелица, но и каков ее возраст, семейное положение и социальная принадлежность.

Форма головного убора всегда сочеталась с прической. Девушки заплетали волосы в косу. Русские замужние крестьянки плели две косы и укладывали их на голове или свертывали волосы в пучок спереди. Исследователи признают, что, хотя плетение кос очень старинный обычай, у замужних женщин ему, по-видимому, предшествовало свертывание волос без предварительного их заплетания и ношение распущенных волос у девушек. Женщины полностью прятали волосы под головным убором, т. к. по старинным обычаям показывать их было нельзя.

Общераспространенным головным убором в XIX в. становится платок, при этом стирается различие между головным убором девушек и молодых женщин.

Платки носили в разное время годы, они придавали костюму особую красочность и своеобразие.

Платок носили повсеместно женщины и девушки. Встречались разнообразные платки: холщовые с тканым узором по краям, обшитые кумачом и бахромой из шерсти, из набивного ситца (по красному фону -синие, желтые, зеленые, черные цветы); из цветного шелка (красного, зеленого). Платки носили, завязав или заколов под подбородком. Зимой носили шали и полу шали - шерстяные или хлопчатобумажные. Платки повязывали поверх головного убора, позже их носили самостоятельно, по-разному повязывая на голове. Связь женских головных уборов с возрастными группами, обряды, сопровождающие надевание их впервые, а также связь с древнейшими дохристианскими поверьями заставляют относить происхождение некоторых видов женских головных уборов к глубокой древности. «Венцы», «коруны», «почелки», как и кокошники щедро украшались жемчугом, самоцветами и другими украшениями. Их дополняли низко спускавшиеся подники ажурного плетения из речного жемчуга, рубленого перламутра в виде мелкой сетки или округлых зубцов. Ленты сзади перевязывались бантом или свободно спускались по спине. В некоторых местностях расшитые лопасти заменяли одной широкой полосой шелка или бархата; также расшитой золотным «травным узорочьем».

2. Проектирование молодёжных комплектов с использованием элементов русского народного костюма.

Создание костюма - это постоянный поиск разнообразия форм и конструкций одежды и обуви. Костюм отражает внешний образ человека, выявляет его внутреннее содержание, он как бы является психологической, социальной, t возрастной и исторической характеристикой человека.

2. 1. Особенности кроя русской народной одежды

До настоящего времени не перестаёшь удивляться изобретательности в применении конструктивных приёмов при создании некоторых видов кроя женской русской народной рубахи. При помощи, казалось бы, примитивных приёмов -прямых линий создавались уникальные формы кроя больших плоскостей с акцентом декора на плечевом поясе.

Некоторые формы женских рубах с прямыми и косыми поликами - верхней частью рукава от ворота , сосборенных у выреза горловины, используются в моделировании современной одежды. Прямые полики имеют форму прямоугольника. Короткие стороны поликов являются частью горловины в сосборенном виде. Длинными сторонами полики соединяют с рукавами. Притачанные полики образуют кокетки спинки и полочек.

2. 2. Проектные разработки молодёжных комплектов с использованием элементов русского народного костюма

В данной работе стараюсь придать современной одежде новый вид, опираясь на творческий источник русского традиционного костюма. На основе русского народного костюма проектирую молодежные комплекты, стремлюсь передать дух русского народного костюма, сохраняя цвет, орнаментацию, покрой, длину и множество других факторов. Предлагаю две презентации «Сегодня в моде русский стиль» и «Молодежные комплекты: история и современность», где представлены собственные разработки.

3. Заключение

В результате проделанной работы были разработаны молодёжные комплекты на основе русского народного костюма, в которых были использованы некоторые конструктивные детали и приёмы, отделка русского народного костюма.

Была прослежена связь между русским народным и современным костюмом, а также соответствие созданного комплекта современным направлениям моды.

На занятиях кружка была изготовлена коллекция сценических костюмов по мотивам национальной одежды жителей Омской области.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)