Дом  ->  Семья  | Автор: | Добавлено: 2015-03-23

Роль телевидения и мультфильмов в развитии ребенка

В последнее время появляется большое число эмоционально неустойчивых, тревожных детей. Психологи предполагают, что это может быть связано с нестабильностью и опасностями современной жизни. В средствах массовой информации наблюдается переизбыток сюжетов, связанных с катастрофами, несчастными случаями, терактами и т. д. Как бы ни старались взрослые оградить детей от травмирующей информации, им передается общая тревога. Они рисуют взрывы, играют в захват заложников, обсуждают между собой происходящее, то есть адекватно реагируют на травмирующие события. Такая игра, с одной стороны, дает взрослым информацию о содержании эмоциональных переживаний ребенка, с другой стороны, игра оказывают благотворное влияние: тревога перестаёт быть острой, она превращается в знание, опыт.

Известно, что ведущими занятиями детей дошкольного возраста являются игры, рисование, лепка, конструирование, экспериментирование. Вместе с тем, значительное количество времени современные дети проводят за просмотром мультфильмов. Наблюдения показывают, что довольно часто игры детей связаны с содержанием просмотренных мультфильмов.

Существуют различные точки зрения при рассмотрении характера влияния мультфильмов на развитие детей. Так, заведующий отделом клинической психологии Научного центра психического здоровья Российской академии медицинских наук С. Н. Ениколопов считает, что мультфильмы могут оказать негативное воздействие на детей только в том случае, если ребёнок идентифицирует себя с героями. В целом же он не видит большого вреда от просмотров мультфильмов.

Иная точка зрения у группы ученых: (педагогов и психологов) О. Казак, И. Гундоровой, И. Медведевой. Они считают, что чрезмерное увлечение зарубежными мультфильмами пагубно влияет на психику ребёнка, порождает в нём агрессию, тревожность, грубость, раздражительность, а отечественные мультфильмы воспитывают доброту, дружелюбие, взаимопомощь.

Актуальность нашей работы заключается в том, что эмпирических исследований, показывающих характер связи эмоциональных состояний ребенка с содержанием мультфильмов крайне мало, и они носят неполный, схематичный характер.

Цель нашего исследования: выявить взаимосвязь характеристик мультфильмов с эмоциональными состояниями детей дошкольного возраста.

Задачи:

1. Выявить наиболее привлекательные мультфильмы для современных дошкольников и определить среднее количество времени, которое проводят дети за их просмотром.

2. Выделить группы детей, предпочитающих отечественные мультфильмы и зарубежные мультфильмы группы «action».

3. Выявить уровень тревожности у детей старшего дошкольного возраста, как одного из показателей развития эмоциональной сферы детей в двух обозначенных группах.

4. Провести эксперимент на исследование эмоционального состояния детей во время просмотра мультфильмов.

Объект исследования: эмоциональное состояние в старшем дошкольном возрасте.

Предмет исследования: взаимосвязь характеристик мультфильмов и эмоционального состояния детей дошкольного возраста.

Гипотеза 1: при просмотре мультфильмов содержание действий главных героев оказывает влияние на изменение эмоционального состояния детей старшего дошкольного возраста.

Гипотеза 2: метод цветовых выборов позволяют выявить воздействие характеристик мультфильмов на эмоциональную сферу детей дошкольного возраста.

Методы исследования:

1. Анкета для родителей.

2. Беседа с детьми старшего дошкольного возраста.

3. Тест для выявления уровня тревожности.

4. Психологический анализ соотношения формы (визуальный ряд, музыкальное сопровождение) и содержания мультфильмов.

5. Эксперимент.

В исследовании принимали участие дети старшего дошкольного возраста – воспитанники МОУДО детей (36 человек) и их родители.

Глава 1. Теоретическая часть

1. 1 Общая характеристика детей дошкольного возраста.

В отечественной психологии дошкольным детством принято считать период от 3 до 7 лет. Ему предшествуют периоды младенчества (от 0 до 1 года) и раннего детства (от 1 до 3 лет).

В дошкольном возрасте под влиянием обучения и воспитания происходит интенсивное развитие всех познавательных психических процессов. Это относится к сенсорному развитию.

Сенсорное развитие – это совершенствование ощущений, восприятий, наглядных представлений. У детей снижаются пороги ощущений. Повышаются острота зрения и точность цветоразличения, развивается фонематический и звуковысотный слух, значительно возрастает точность оценок веса предметов. В результате сенсорного развития ребенок овладевает перцептивными действиями, основная функция которых заключается в обследовании объектов и вычленении в них наиболее характерных свойств, а также в усвоении сенсорных эталонов, общепринятых образцов чувственных свойств и отношений предметов. Наиболее доступными для дошкольника сенсорными эталонами являются геометрические формы (квадрат, треугольник, круг) и цвета спектра. Сенсорные эталоны формируются в деятельности. Лепка, рисование, конструирование больше всего способствуют ускорению сенсорного развития.

В дошкольном возрасте интенсивно развивается мышление ребенка. Ребенок младшего дошкольного возраста решает задачи с помощью внешних ориентировочных действий, т. е. находит решение методом проб и ошибок (наглядно-действенное мышление). Мышление уже не связано только с практическими предметными действиями и непосредственным восприятием, становится наглядно-образным. Наглядно-образное мышление – одно из основных новообразований дошкольного возраста, здесь оно формируется и переживает свой расцвет. Развитие наглядно-действенного и наглядно-образного мышления происходит в тесной связи с формированием логического мышления, основы которого закладываются в дошкольном возрасте.

Дети этого возраста не умеют еще выделять существенные связи в предметах и явлениях и делать обобщающие выводы. На протяжении дошкольного возраста мышление ребенка существенно меняется. Это в первую очередь выражается в том, что он овладевает новыми способами мышления и умственными действиями. Развитие его происходит поэтапно, и каждый предыдущий уровень необходим для последующего. Мышление развивается от наглядно-действенного к образному. Затем на основе образного мышления начинает развиваться образно-схематическое. Образно-схематическое мышление дает возможность устанавливать связи и отношения между предметами и их свойствами.

В течение дошкольного периода (от 3 до 7 лет) развивается речь и формируется ее регулятивная функция. Ребенок очень чувствителен к звуковой стороне языка. Достаточно ему услышать определенное звукосочетание, как оно тотчас же отождествляется с вещью и служит толчком к созданию образа.

Характерной для дошкольника является возрастающая произвольность воображения. В ходе развития оно превращается в относительно самостоятельную психическую деятельность. Все развитие ребенка обусловлено общением с близкими взрослыми.

Потребность в общении со взрослыми и сверстниками определяет становление личности ребенка. Общение со взрослыми развертывается на основе увеличивающейся самостоятельности дошкольника, расширения его знакомства с окружающей действительностью.

Общение ребенка со взрослым имеет принципиальную особенность, отличающую его от общения детей друг с другом. В диаде ребенок – взрослый, ведущая, доминирующая роль принадлежит взрослому. Именно слова и поступки взрослого определяют характер и дальнейшее развитие его взаимодействия с ребенком, и именно ошибки взрослого, как правило, являются причинами возникающих между ребенком и взрослым конфликтов. Дефицит общения со взрослыми на ранних этапах развития отрицательно сказывается не только на умственном развитии ребенка, но и на развитии его личности в целом.

В дошкольном возрасте возникает и другая форма общения – личностная, характеризующаяся тем, что ребенок активно стремится к обсуждению со взрослым поведения и поступков других людей и своих собственных с точки зрения нравственных норм.

В дошкольном возрасте дети начинают руководствоваться в своем поведении нравственными нормами. Знакомство с нравственными нормами и понимание их ценности у ребенка формируется в общении со взрослыми, которые дают оценку противоположных действий (говорить правду – хорошо, обманывать – плохо) и предъявляют требования (надо говорить правду). Примерно с 4 лет малыши уже знают, что следует говорить правду, а обманывать плохо. Но знания, имеющиеся практически у всех детей этого возраста, не обеспечивают сами по себе соблюдения нравственных норм. В исследованиях (С. Г. Якобсон, В. Г. Шур, Л. П. Почеревина) было установлено, что дети, хотя и знают правила, часто нарушают нормы поведения, если соблюдение правил противоречит их желаниям.

В дошкольном возрасте ведущей деятельностью становится сюжетно-ролевая игра ребенка, которая имеет важное значение для его психического развития. Как отмечал Д. Б. Эльконин, основным мотивом деятельности ребенка является желание войти в жизнь взрослых, пользоваться их предметами, открыть мир человеческих взаимоотношений, действовать как взрослый. Однако ребенок еще мал и не может самостоятельно жить во взрослом мире и поэтому единственная возможность осуществить свое стремление – это игра. Именно в игре происходит первичная ориентация в смыслах и мотивах человеческой деятельности, возникает осознание своего места в системе отношений взрослых. Ребенок начинает все точнее понимать социальные роли и связывающие их отношения, соотносит свою позицию и позицию взрослого; на основе этого у него возникает новый социальный мотив – заниматься общественно значимой и общественно оцененной деятельность.

В качестве другого важного значения сюжетно-ролевой игры для развития ребенка Д. Б. Эльконин рассматривает ее влияние на преодоление «познавательного эгоцентризма», когда ребенок не способен отграничить свою точку зрения от чужой, что приводит к господству только своего мнения. В процессе игры, принимая на себя игровые роли, ребенок научается соотносить различные точки зрения, вставать на позицию другого, усваивает моральные и нравственные нормы. Именно в дошкольном возрасте происходит первоначальное формирование этических инстанций и моральных чувств ребенка, когда он начинает усваивать основные правила взаимоотношений между людьми и уже может оценить свои поступки как хорошие или плохие. К концу дошкольного возраста ребенок способен совершать поступки исходя из интересов другого человека, а не своих собственных, проявлять чувства симпатии, помощи, заботливости. Большую роль в формировании моральных чувств ребенка играет взрослый, который является образцом для подражания, прямо и косвенно влияет на личностное развитие дошкольника. В процессе игр с правилами происходит развитие произвольного поведения ребенка. Формирование произвольного поведения Д. Б. Эльконин также связывал с постепенным подчинением своих поступков тому образцу, которым являются для ребенка поведение и мнение, оценка взрослого. В связи с этим к концу дошкольного возраста у ребенка появляется способность управлять собой, своим поведением и поступками.

Дошкольное детство - это возраст, в котором появляются начальные формы учебной деятельности, когда ребенок уже может обучаться с помощью взрослого, но только когда обучение ведется соответственно уровню его психического развития и с учетом ведущей деятельности ребенка. В дошкольном возрасте в деятельности ребенка появляются элементы труда. В труде формируются его нравственные качества, чувство коллективизма, уважения к людям. При этом очень важно, чтобы он испытывал положительные чувства, которые стимулируют развитие интереса к труду. Через непосредственное участие в нем и в процессе наблюдения за трудом взрослых дошкольник знакомится с операциями, орудиями, видами труда, приобретает умения и навыки. Вместе с тем у него развиваются произвольность и целенаправленность действий, растут волевые усилия, формируются любознательность, наблюдательность. Вовлечение дошкольника в трудовую деятельность, постоянное руководство им со стороны взрослого – непременное условие всестороннего развития психики ребенка.

Большое влияние на умственное развитие оказывает обучение. К началу дошкольного возраста психическое развитие ребенка достигает такого уровня, при котором можно формировать двигательные, речевые, сенсорные и ряд интеллектуальных навыков, появляется возможность вводить элементы учебной деятельности. Важным моментом, определяющим характер учения дошкольника, является его отношение к требованиям взрослого. На протяжении дошкольного возраста ребенок учится усваивать эти требования и превращать их в свои цели и задачи. Успех учения дошкольника в значительной мере зависит от распределения функций между участниками этого процесса и наличия конкретных условий. Специальные исследования дали возможность определить эти функции. Функция взрослого заключается в том, что он ставит перед ребенком познавательные задачи и предлагает для их решения определенные средства и способы. Функция ребенка состоит в принятии этих задач, средств, способов и активном их использовании в своей деятельности. При этом, как правило, к концу дошкольного возраста ребенок осознает учебную задачу, овладевает некоторыми средствами и способами выполнения деятельности и может осуществлять самоконтроль.

В исследовании Е. Е. Кравцовой показано, что новообразованием дошкольного периода развития является воображение. Автор считает, что в дошкольном возрасте можно выделить три стадии и одновременно три основных компонента этой функции: опора на наглядность, использование прошлого опыта и особая внутренняя позиция. Основное свойство воображения – способность видеть целое раньше частей – обеспечивается целостным контекстом или смысловым полем предмета или явления. Оказалось, что применяемая на практике система ознакомления детей с различными эталонами, происходящая на ранних возрастных этапах и предшествующая развитию воображения, противоречит логике развития центрального новообразования дошкольного возраста. Она построена в расчете на усвоение ребенком системы значений, в то время как актуальным на этом возрастном этапе является смыслообразование, которое обеспечивается развитием воображения.

В этом возрасте происходят быстрый рост и физическое развитие ребенка, развитие координации движений, крупной и мелкой моторики руки. Ребенок начинает все лучше обращаться с карандашами, пластилином, ножницами, движения его становятся все более четкими, точными и аккуратными.

Итак, в целом можно сказать, что умственное, психическое развитие ребенка, ведущая деятельность, общение со взрослыми и сверстниками создают предпосылки для дальнейшего личностного развития ребенка на данном возрастном этапе. Именно в дошкольном возрасте начинает складываться личность ребенка, формируется его мотивационно-потребностная сфера, закладываются основы мировоззрения: представления о себе, о природе, об окружающем мире. Таким образом, в период дошкольного детства ребенок проходит путь от осознания себя как «Я сам», как физически самостоятельного индивида к осознанию своей внутренней жизни, своих чувств и переживаний, связанных, однако, с конкретной действительностью, отрыв от которой происходит уже за пределами дошкольного возраста.

1. 2 Определение роли телевидения и мультфильмов в развитии ребенка

Как отмечал Л. С. Выготский, новообразованием этого периода является формирование самооценки. Ребенок проходит путь от осознания себя как физически самостоятельного индивида к осознанию своей внутренней жизни, своих чувств, переживаний. Содержание игр детей дошкольного возраста связано с их прошлым опытом. Довольно часто именно содержание просмотренных телепередач, мультфильмов, особенности образов главных героев становятся предметом для игровых сюжетов детей. В связи с этим в современных публикациях представлены разные точки зрения на роль мультфильмов и телевидения в развитии личности ребёнка. Одни исследователи считают, что это безобидное, даже полезное занятие. Другие - относят просмотр мультфильмов к фактору риска. Эти авторы выделяют условия, соблюдение которых может значительно снизить данный риск. Роль мультфильмов в развитии современных детей часто смешивается с описанием тех воздействий, которые оказывает на ребенка в целом, телевидение.

На проблеме влияние телевидения на развитие детей остановимся подробнее. Позиции ученых по данной проблеме не однозначны, в периодических изданиях встречаются статьи, содержащие резкую критику в адрес телевизионной мультипликации. Однако есть ученые, которые имеют противоположную точку зрения и считают, что происходящее в мультфильмах воспринимается детьми несерьезно, следовательно, не несет в себе негативного воздействия. Например, заведующий отделом клинической психологии Научного центра психологического здоровья Российской академии медицинских наук Сергей Николаевич Ениколонов на страницах журнала «Школьный психолог» высказывает мнение, что дети более подвержены негативному воздействию средств массовой информации, поскольку они, в отличие от взрослых, принимают негативное поведение за образец. Кроме того, учёный считает, что гораздо сильнее в этом плане на детей влияет реальное поведение родителей, затем документальное кино, на последнее место он ставит художественное кино. Мультфильмы он называет «контролируемыми страшилками», они могут оказывать негативное воздействие на детей только в том случае, если ребёнок идентифицирует себя с героями. В целом же он не видит большого вреда от просмотров мультфильмов.

Противоположная точка зрения у психолога Минского Центра пограничных состояний и психотерапии Ольги Казак. Она говорит о том, что такое пассивное занятие, как просмотр телевизора, нередко вызывает физическую и эмоциональную вялость, а также оно может успокоить детей, помочь им расслабиться и сконцентрировать внимание. Просмотр телепередач не только отнимает время. Дети смотрят новости, информационные программы, документальные фильмы, расширяют свой кругозор, сопереживая героям фильмов. В то же время, детские психологи пришли к выводу о негативном влиянии телевидения на детей. Дети часто в игре или в реальной жизни подражают насилию, демонстрируемому по телевидению. Дети склонны отожествлять себя с жертвами или агрессорами и действовать в соответствии с этими ролями. Под влиянием фильмов со сценами насилия они могут стать нечувствительными к жестокости. Дети могут прийти к заключению, что насилие является приемлемой моделью поведения.

Американский доктор Добсон считает, что телевидение оказывает негативное влияние на детей, родители должны ограничивать детей во временном просмотре, ввести цензуру на просмотр и оказывать собственное влияние.

Детский психолог и директор Института демографической безопасности Ирина Медведева считает, что чрезмерное увлечение зарубежными мультфильмами пагубно влияет на психику ребёнка: порождает в нём агрессию, тревожность, грубость, раздражительность, а русские мультфильмы воспитывают доброту, дружелюбие, взаимопомощь.

Кандидат педагогических наук из г. Костромы И. Гундорова считает, что просмотр телевизионных передач может служить для дошкольников настоящей энциклопедией нравственности, своеобразным «сводом» моделей поведения в различных ситуациях. Умение соотнести себя с героем мультфильма – очень важный этап в развитии самосознания ребенка. С одной стороны, когда ребенок сочувствует и сопереживает персонажу мультфильма - это рождает в его душе самые разные новые чувства: сострадание, желание быть добрым и мужественным, наказать обидчика, уверенность, что и ты можешь одержать победу и быть счастливым. С другой стороны, сравнение – это одна их тех логических операций, которые лежат в основе развития мышления ребенка. Осуществляя сравнение себя с персонажами мультфильмов, ребенок нередко приходит к осознанному выводу о том, в чем он их превосходит и к чему ему еще надо стремиться.

Исследователи по проблеме влияния телевизионных передач на восприятия детей отмечают, что такие передачи, как: информационные программы и мультфильмы (зарубежные), оказывают негативное воздействие на психику ребенка, в частности порождают в них грустное и тревожное настроение.

В психологии под тревожностью понимается «устойчивое личностное образование, сохраняющееся на протяжении длительного времени», переживание эмоционального дискомфорта, предчувствие грозящей опасности (Прихожан А. М. ).

Неприятные события, трудные ситуации неизбежны в жизни каждого человека, но дети сталкиваются с ними чаще взрослых, так как, то, что взрослому кажется привычным и естественным, может вызвать у ребёнка беспокойство, тревогу и страх. Ежедневное преодоление трудностей, с одной стороны, позволяет ребёнку накопить бесценный жизненный опыт, но с другой – травмирует и невротизирует его, если принятое решение ведёт к осложнениям и конфликтам.

Как мы показали выше, многие педагоги и психологи спорят о пользе и вреде телевидения. Существующее положение в этой сфере они изменить не в силах, но, совместно с родителями, они способны, в силах внести необходимые дополнения и коррективы в воспитательный процесс, так как сущностной особенностью восприятия ребенка является преобладание эмоционального отношения к объектам действительности при отсутствии глубоких знаний о них. Отсюда – некритичность ранних детских представлений. «Дети подобны знаменитому «черному телу» из учебников физики, - отмечает писатель Э. Шим, - которое поглощает все лучи, попадающие извне». Первичное, эмоциональное отношение, сформированное у ребенка, по утверждению психолога С. К. Рощина, начинает в дальнейшем выполнять роль своеобразного «фильтра», который либо способствует восприятию информации, если она соответствует эмоциональному отношению, либо, напротив, тормозит усвоение сведений, вступающих в противоречие с ним.

На восприятие получаемой информации большое воздействие оказывает значение цвета. По существующей методике А. Н. Лутошкина, характеризующей световосприятие, выделяется 7 цветов и их соответствие определенному настроению.

Красный – восторженное

Оранжевый – радостное, теплое

Желтый – светлое, приятное зеленый – спокойное, ровное синий – грустное, печальное фиолетовый – тревожное, тоскливое черный – полный упадок

Таким образом, в связи возрастающим влиянием телевидения на социализацию дошкольников актуальными становятся проблемы определения позиции педагогов в работе с детьми, возможной степени вмешательства взрослых профессионалов в процессе освоения детьми окружающего мира посредством телевизионной информации.

1. 3 Особенности воздействия мультфильмов на эмоциональное состояние дошкольников

Практически все средства массовой информации используют те или иные механизмы воздействия на психику. Рассмотрим механизмы формирования и развития массового поведения, используемые в мультфильмах.

Для этого нам необходимо выделить особенности мультфильмов, которые делают их интересным для детей:

1. Частота кадров

2. Образы главных героев

3. Предметы, сопровождающие действия

4. Краски и цвета

5. Звуковое оформление

Кроме того, при просмотре мультфильмов срабатывают механизмы формирования массового поведения. Такими механизмами в первую очередь являются заражение, внушение и подражание.

Заражение – один из наиболее часто встречающихся при объяснении массового поведения феномен. Имеется в ввиду, что эмоционально возбужденная масса как бы заражает новых индивидов, включая их в себя даже независимо от их желаний. Заражение – многоуровневый феномен. Начинаясь на психофизиологическом уровне, оно осуществляется и на общепсихологическом, и социально-психологическом уровнях. Высшим уровнем можно считать смысловое заражение личности, носящее уже не только эмоциональную, но и содержательную окраску. Однако сила заражения всегда ограничена уровнем готовности человека, заразиться массовыми переживаниями, степенью согласия (осознанного или неосознанного) подражать массе. Готовность к подражанию или склонность к внушению – условие эффективного заражения. С научной точки зрения, заражение – скорее яркий художественный образ, реальный психологический механизм формирования массы.

В отношении дошкольников герои мультфильмов могут выступать как носители определенного эмоционального состояния или поведения. Эмоциональная окраска мультфильмов усиливает эффект заражения.

Вторым по степени участия в формировании массы считается феномен внушения. Воздействуя на человека, вербальными или невербальными средствами, у него можно вызвать определенные состояния, создать некоторые ощущения, сформировать представления, возбудить эмоциональные состояния и даже волевые побуждения – условия совершения определенных действий. Внушающее воздействие оказывает как сама масса, так и внешние обстоятельства, способствующее ее формированию (например, в случае массовой паники). В прямом и переносном смысле, это всегда гипнотизер. Такую роль обычно берут на себя лидеры, «вожаки» массы. Действенное внушение требует готовности воспринять его, т. е. склонности к заражению или наклонности к подражанию со стороны объектов воздействия.

Мультфильм демонстрирует не только эмоциональные состояния, которые переживают его герои, но и формирует стереотипы поведения и разрешения ситуаций. Его образность и яркость усиливает внушение, поскольку отвечает потребностям дошкольника.

Наиболее общим психологическим явлением, реально стоящим как за успешным заражением, так и за эффективным внушением, является феномен подражания. Именно готовность к подражанию обеспечивает результативность всех иных способов воздействия массы, ее лидеров и даже внешних обстоятельств на индивида, включение его в массу или поглощения ею. Основа подражания – следование какому-либо примеру, образцу. В конечном счете, психика человека достаточно экономична Самостоятельное, творческое, инновационное поведение занимает сравнительно малую часть времени. Большая часть нашей жизни состоит из достаточно стандартных, автоматизированных нормативных действий, которые мы совершаем по воспринятым когда-то от кого-то образцам. Среди разновидностей или форм подражания в качестве базовой основы выделяют простую имитацию, свойственную даже животным. У человека чисто имитационное поведение наблюдается в экстремальных ситуациях, когда сознание временно отключается либо из-за нехватки времени на самостоятельный анализ событий, либо из-за включения чисто рефлекторных действий.

В основе подражания, как бы толкающего человека в массу, лежит потребность в разделении своих эмоций с аналогичными состояниями других людей. Для того чтобы справиться с сильными эмоционально-эффективными процессами, люди готовы подражать тем, кто, с их точки зрения, уже справился или справляется со сходными проблемами. Только обладая определенной готовностью к подражанию (как раз и связанной с наличием потребности в регуляции своих эмоций через их разделение с массой), эффективным оказывается то, что со стороны воспринимается как заражение или внушение. В конечном счете, именно выраженная готовность к подражанию оказывается основным собственно психологическим, внутренним для человека, механизмом его вхождения в массу. Потребность в подражании, становясь самодовлеющей, побуждает человека к воспроизводству воспринимаемого им поведения других людей, массы и следованию предлагаемым ему образцам регуляции своих эмоций.

У дошкольника чрезвычайно развито подражание, поскольку в этом периоде через подражание развиваются важнейшие механизмы поведения. В связи с этим дошкольники подражают поведению героев мультфильмов и используют способы разрешения ситуаций, демонстрируемые в мультфильмах. Причем поведение героев мультфильма воспринимается как правильное и естественное.

Таким образом, воздействие мультфильмов на психику дошкольника очень сложно и не может быть объяснено исключительным действием какого-то одного психологического механизма. Только совокупное действие подражания, заражения и внушения, при котором каждый из данных феноменов исполняет свою роль, обеспечивает все многообразие вариантов этих отношений и складывается в единый общий механизм формирования психики дошкольника.

Глава 2. Практическая часть

2. 1. Анализ результатов эксперимента.

Для реализации цели исследования и решения поставленных задач были использованы следующие диагностические методики:

Для выявления времени просмотра детьми мультфильмов и предпочтений (отечественных/зарубежных), а также особенностей эмоциональных откликов детей на просмотренные мультфильмы мы разработали анкету для родителей (см. приложение 1) и анкету для дошкольников .

Уровень тревожности дошкольников выявляли с помощью теста на выявление уровня тревожности американских психологов: Р. Тэммпл, М. Дорки, В. Амен.

Участниками исследования стали дети старшего дошкольного возраста (36человек) и их родители.

В результате проведённого исследования выяснено следующее. Опрошенные 36 родителей дошкольников на вопросы анкеты ответили следующим образом: «Какие мультфильмы любит смотреть ваш ребёнок?» 56% ответили - зарубежные мультфильмы, 14%- русские, 30%- смешанные . На следующий вопрос «Ограничиваете ли вы ребёнка в просмотре или нет?» 33%- ограничивают, 67%- не ограничивают . Из данных ответов очевидно: родители считают, что их дети отдают предпочтение зарубежным мультфильмам. Взрослые занимают в данном процессе пассивную позицию, не оказывают собственного влияния. Дети, в свою очередь, сами определяют героев для подражания, копируя их поведение и поступки.

Анализ при беседе с детьми показал, что 48% детей любят смотреть зарубежные мультфильмы, 37%- смешанные, 15%- русские. Большинство детей предпочитают смотреть зарубежные мультфильмы . Сравнивая ответы родителей и детей, наглядно можно увидеть то, что в целом родители понимают предпочтения своих детей, но в незначительной мере контролируют выбор и время просмотра мультфильмов. .

Анализ теста на тревожность показал : у 4% детей - низкий уровень тревожности, а высокий и средний уровень (одинаковое количество) имеют по 48% детей. Из данного исследования можно сделать вывод, что большинство детей имеют высокий и средний уровень тревожности.

При опросе детей мы выявили наиболее популярные мультфильмы: «Том и Джерри», «Шрек», «Ну, погоди», «Вини-пух», «Черепашки Ниндзя», «Мойдодыр», «Алеша Попович».

Далее мы проанализировали предпочитаемые мультфильмы по следующим критериям:

1. Частота кадров.

2. Образы главных героев.

3. Предметы, сопровождающие действия.

4. Краски и цвета.

5. Звуковое оформление.

Для проведения эксперимента были отобраны 4 мультфильма. Это мультфильмы с положительной характеристикой: «Кот Леопольд», «Каникулы Бонифация», «Топтыжка». Данные мультфильмы различной эмоциональной окраски: от более насыщенной к менее насыщенной. И фрагмент мультфильма с отрицательной характеристикой - «Шрек». Продолжительность мультфильма не более 15 минут.

На следующем этапе нашего исследования мы провели эксперимент с целью изучения характера взаимосвязи просмотренных мультфильмов с эмоциональными состояниями ребенка.

Детям были предложены картинки с изображениями настроения: радостного, грустного и нейтрального. До и после просмотра мультфильма ребёнку нужно было выбрать соответствующее ему в данный момент настроение и раскрасить в понравившийся цвет. В результате проведенного эксперимента было выявлено следующее:

Эксперимент №1

Мультфильм «Кот Леопольд»

До просмотра мультфильма у 82% детей было радостное настроение, у 12%- нейтральное, у 6%- грустное. После просмотра ситуация изменилась: у 48%- настроение стало радостное, а у 52% детей – нейтральное . Следовательно, просмотр данного мультфильма не вызвал негативного воздействия на настроение детей.

Эксперимент №2

Мультфильм «Каникулы Бонифация»

Была использована та же методика. До просмотра мультфильма 72% детей оценили своё настроение как радостное, 27% как нейтральное. После просмотра все 100% детей определили своё настроение как радостное Следовательно, просмотр данного мультфильма значительно улучшил настроение и эмоциональное состояние детей.

Эксперимент №3

Мультфильм «Топтыжка»

До просмотра мультфильма 54% детей имели радостное настроение, 43%- нейтральное и 3%- грустное. После просмотра у 3% детей стало радостное настроение и у 97% детей стало нейтральное . Следовательно, просмотр данного мультфильма не ухудшил настроение детей. Увиденное на экране успокоило детей, нейтрализовав слишком восторженное и грустное настроение. Мультфильмы подобного типа могут быть рекомендованы детям перед сном.

Эксперимент №4

Мультфильм «Шрек»

До просмотра мультфильма у 80% детей – радостное, у 20% грустное настроение. После просмотра фрагмента мультфильма, грустное настроение осталось у 20% детей, у 40% осталось радостное и у 40% стало нейтральное. Следовательно, настроение значительно не ухудшилось, но из радостного у половины детей оно стало более спокойным, нейтральным.

Результаты экспериментов показали, что настроение детей напрямую зависит от эмоционального фона просматриваемого мультфильма. Например, в мультфильме «Каникулы Бонифация» большое количество положительных эмоций, такие как: радость, восторг, удовольствие. Вследствие действия описанных механизмов – внушения, заражения, настроение ребят значительно улучшилось. В мультфильме «Кот Леопольд» происходит чередование положительных и отрицательных эмоций: радость, огорчение, поэтому настроение детей несколько снизилось. В мультфильме «Топтыжка» эмоциональное состояние героев ровное, нейтральное, спокойное, что повлияло на формирование соответствующего настроения. Фрагмент мультфильма «Шрек» содержал в себе отрицательные эмоции: огорчение, грусть, печаль. Это повлияло на снижение общего эмоционального фона детей. Таким образом, увиденное на экране оказывает существенное влияние на эмоциональные состояния ребенка.

Своё настроение дети окрашивали в понравившийся им цвет. Исследование показало, что в случаях существенного повышения эмоционального фона настроение детей было окрашено в цвета, доминирующие в мультфильме. Например, в мультфильме «Каникулы Бонифация» настроение детей было окрашено в коричневые и черные тона, которые ассоциировались с понравившимися героями: львом и детьми- негритятами. В остальных случаях при нейтральном восприятии увиденное на экране ассоциаций со цветами просмотренного мультфильма не вызывает. Следовательно, определить влияние мультфильмов через цветовую характеристику на эмоциональную сферу детей дошкольного возраста не представляется возможным.

После проведенного эксперимента с детьми была проведена беседа, в ходе которой было выяснено, что дети 5-6 лет не успевают осмыслить увиденное на экране, так как сюжеты завораживают их внимание. Они не умеют отличать плохое от хорошего. Так же дети не просто видят и воспринимают, но и самое главное, запоминают тех персонажей, которые отличаются признаками поведения от других героев. Поведение, поступки чётко и надолго закладываются в памяти детей. Без вмешательства взрослых дети не смогут проанализировать происходящее, но увиденное откладывается у них на подсознании и в дальнейшем может проявиться в поступках, действиях, отношениях.

Заключение

Изучив влияние просмотров мультфильмов на изменение эмоциональной сферы детей дошкольного возраста, мы пришли к следующим выводам:

Не все мультфильмы, которые предпочитают смотреть дети, являются качественными и несут позитивное воспитательное значение.

Существуют мультфильмы, которые по своим характеристикам оказывают как негативное, так и позитивное воздействие на развитие личности ребенка, независимо от их происхождения.

Большинство родителей не выступают цензорами просматриваемых детьми мультфильмов. Дошкольники в данном процессе выбирают мультфильмы внешне более привлекательные. Вследствие этого ребята, предпочитающие смотреть зарубежные мультфильмы, испытывают негативное воздействие на эмоциональную сферу.

Настроение детей напрямую зависит от эмоционального фона просматриваемого мультфильма.

Метод цветовых выборов не позволяет определить влияние мультфильмов на эмоциональную сферу детей дошкольного возраста.

В начале работы нами были сформулированы две гипотезы. Первая гипотеза в ходе исследования была подтверждена. Вторая гипотеза - опровергнута.

В связи с полученными результатами нами были разработаны следующие рекомендации родителям.

Взрослым необходимо:

Ограничивать времяпрепровождение ребёнка у экрана телевизора. Норма нахождения за этим занятием в день составляет 0,5- 1 часа (это согласно нормативам САНПИН)

Не разрешать ребёнку смотреть мультфильмы, показывающие агрессию.

Помогать ребёнку отличать выдуманные и реальные события.

Периодически придерживаться принципа «день без телевидения», либо заменить просмотр телевидения другими полезными занятиями (чтение книг, развивающие игры и др. )

При выявлении повышенной тревожности необходимо понять причину её появления, дать ребёнку выговориться, дать выход негативным эмоциям через рисование, ролевые игры.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)