Дом  ->  Семья  | Автор: | Добавлено: 2015-03-23

Причины детской жестокости и ее корни

Думаю, всем известно это произведение, философская сказка Антуана Сент-Экзюпери, «Маленький принц». Но перечитывая её снова и снова, я натолкнулась на мысль, что говорится в этом отрывке сказки совсем не о цветах, а о людях, еще точнее – детях. Ведь существует же поговорка: «Дети – цветы жизни». Но о каких же шипах тогда идет речь у Экзюпери, если «слабые и простодушные» цветы – это дети?

Шипы эти – наглость, нахальство, жестокость Шипы, из-за которых их все боятся. Но только ли от злости они их выпускают? Как не упустить момент, когда они станут опасными? Ведь все начинается с малого: издевательства над животными, ссор, а потом драк с одноклассниками и сверстниками. Затем все кончается огромными сухими цифрами статистики детской преступности, ростом криминальных проявлений в пятидесяти трех регионах страны и шокирующими делами о зверских убийствах. Только за 2005 год малолетние преступники совершили в России более 154 тысяч преступлений, в том числе свыше 1 тысячи убийств, 3 тысяч разбойных нападений и 18 тысяч грабежей.

А такие люди живут среди нас, и если ты не столкнешься с ними, то очень велика вероятность того, что твои близкие люди могут пострадать от их жестокости. Поэтому в выборе темы сказалась и моя личная заинтересованность. К тому же, на мой взгляд, очень важно знать, из-за чего и почему дети становятся жестокими. Это важно знать, чтобы заметив корни, задатки безжалостности, жестокосердия в ком-либо из своих друзей, даже будущих детей, сделать все возможное, дабы их не стало. Так же эта работа дала мне навык проектной деятельности. Представленный реферат, конечно, пригодится мне в дальнейшей учебе, последующей деятельности.

Тема детской жестокости, сама по себе, является не новой, но актуальность ее сохраняется до сих пор. Почему? Просто еще не все общество, не смотря на весьма внушительный список заинтересованных лиц, не воспринимают эту проблему всерьез. Есть люди, которым кажется, что ситуация искусственно нагнетается и проблемы-то никакой нет, ведь дети вырастут и изменятся, станут «умнее». Поэтому и происходит такое столкновение мнений, порождающих споры и дискуссии, которые в свою очередь отнимают только время, и возможность всерьез заняться этим вопросом.

И как бы ни отрицали существование проблемы детской жестокости, она все же остается, и остается актуальной. Чтобы доказать это, выявить причины детской жестокости, и на основании полученных данных найти пути решения проблемы, в работе были использованы следующие методы: метод наблюдения, метода анализа, метод синтеза и статистический метод.

Практическое значение представленного проекта велико, т. к. в нем называются причины жестокости, пути решения, выходы из этой проблемы. Материал может быть использован в реальной жизни.

Итак, поработав со статистическими данными, пришла к выводу, что они буквально кричат о детской жестокости. Не остается глуха к этой проблеме и литература. Долгое время писатели пытаются донести до людей всю важность этого вопроса и серьезность создавшегося положения. Таким писателем является В. П. Крапивин, потому что в его произведениях и даже отдельных эпизодах показана та самая жестокость детей, со всей ее наготой и неприкрытостью, а что самое важное, названы истинные причины ее появления. Ведь если знать причины болезни, то можно найти соответствующее лекарство, методы и пути лечения. К тому же, у Крапивина все эти методы названы.

Реалистичность и правдивость произведений Крапивина заключается еще и в том, что Владислав Петрович почти всю свою жизнь посвятил детям и как никто другой разбирается в их поступках и характерах. Это подтверждается его биографией.

Владислав Петрович Крапивин родился и вырос на берегах р. Туры в Тюмени. После окончания школы, он поступает на факультет журналистики в Свердловский университет. Но и любовь к миру детства не отпускала – примерно в это же время начинается его дружба с ребятами-подростками, так родился (в 1961 г. ) теперь уже знаменитый отряд «Каравелла», объединяющий детей, увлеченных парусным спортом, стремящихся жить яркой и насыщенной жизнью. С 1962г. начинается публикация произведений Крапивина для детей. И тут Крапивин как писатель: во-первых, является одним из самых парадоксальных авторов современной детской и юношеской литературы, т. к. при всей своей колоссальной известности этот писатель на удивление мало исследован серьезной критикой. Во-вторых, сам автор предельно сдержан в своих высказываниях по поводу собственной творческой деятельности и оставляет свободу толкования написанного читателям. В-третьих, произведениям Крапивина чаще всего приходится «сталкиваться с настороженным, опасливым, а то и вовсе отрицательным отношением критики», т. е. они почти всегда осуждаемы. Хотя, в-четвертых, немногие из сегодняшних писателей могут похвастаться такой обширной и преданной читательской аудиторией, как Крапивин.

Так, в проекте рассматривается две полярные по отношению к творчеству Крапивина, его трактовке, статьи. Их авторы не проходят стороной и развитие темы детской жестокости у Владислава Петровича. Это статьи: Александра Разумихина «Правило без исключений или прозрачная злость и интеллигентные мальчики Владислава Крапивина» и Валентина Лукьянина «Счастье быть человеком».

Автор первой статьи А. Разумихин считает, что Крапивин чересчур драматизирует, умышленно нагнетает существующую обстановку дел. В то же самое время, по мнению критика, герои Крапивина сами «проявляют настоящую жестокость и агрессивность, начинают вести себя подобно волчатам», т. е. он обвиняет писателя в неправдоподобности и излишнем преувеличении, а также в повторе сюжетов, характеров героев и пр. Другой критик, Валентин Лукьянин говорит о том, что в произведениях Крапивина взяты сцены из жизни, которые заставляют действительно задуматься над актуальностью обсуждаемой всеми проблемы. Герои Крапивины реалистичны и «она (реалистичность) заключены во взаимодействии характера и конфликта, отражающего существенные противоречия времени». Перед нами предстает опять два противоположных мнения.

Я же, проанализировав произведения Крапивина, согласна с мнением автора второй статьи Валентином Лукьяниным. Т. к. считаю, что нападки на «неизменные» образы мальчишек, постоянное присутствие моря, звезд, приключений, дорог, кораблей и даже того, что романтики в них нет, крайне не обоснованы, не подкреплены действительно непоколебимыми обстоятельствами. Ведь Крапивин за этим кроет свою сложившуюся философию. А без моря, кораблей и дорог не было бы и полюбившегося нам писателя Владислава Крапивина. Писателя, которого читают миллионы. Вот и Валентин Лукьянин пытается разбить всяческие нападки на творчество Крапивина своими аргументами, убеждениями и доводами. Кроме того, своими произведениями Крапивин говорит о том, откуда берется детская жестокость и как ее избежать.

Его герои не всегда уличная шпана, а часто это дети из вполне благополучных семей, как например Егор Петров из повести «Острова и капитаны». Но и у этих «благополучных» детей не все может складываться гладко. Так Егору доставляет удовольствие видеть унижение и покорность у других: «Чужая покорность сладко согрела Гошке душу», т. к. ему «интересно было другое: смотреть, как от страха перед болью ребята теряли гордость и делались покорными». Это проявлялось и в его отношении к сверстникам, малышам и пр. Так было с второклассником Стрельцовым. «Стрельцов, кажется, перетрухнул. Замигал. И, как всегда, при виде чужой робости и покорности на душу Егору (Кошаку!) упала теплая капля удовольствия». А чего стоит реплика, обращенная к Веньке, однокласснику Егора, заступившегося за малыша: «Быть тебе живым - здоровым только до последнего звонка»? Тот же Венька Ямщиков своей заботливостью к младшему брату, вызывает у Егора только чувство брезгливости. Но не всегда Егор был таким, все началось после того, как он сам испытал на себе подобное унижение – жестокое избиение отцом.

Другой герой – из произведения «Колыбельная для брата» Кирилл Векшин страдает от подростков, подобных Егору. И испытывая на себе их давление, он понимает, что дает таким людям силу своим страхом. Они сильны там, где человек одинок, где некому за него заступиться. В таком положении оказался одноклассник Кирилла Петя Чирков, вынужденный даже украсть кошелек, чтобы вернуть долг компании Дыбы. И Егор с горечью говорит: «Где был отряд, когда Чирка избивали?» и «Друзья во всех республиках, а между собой подружится не можем Или боимся?».

Вот в таких рассуждениях Кирилла встречается вопрос, объединяющий произведения Крапивина, затрагивающие проблему детской жестокости: все люди были одинаковы с рождения. «У них смешно топорщились на темени волоски. Никто из не хотел зла. Они бездумно улыбались солнечным зайчикам и ловили губами угол пеленки, если она пощекочет щеку. Они все такие сначала. А потом делаются разными. Почему некоторые становятся гадами? Вроде Дыбы? Почему?».

Проанализировав раскрытие этой проблемы на примере произведений В. П. Крапивина, выявив причины появления жестокости у подростков со стороны писательской позиции, пришли к следующим выводам.

Причин возникновения детской жестокости несколько. Главная из них отсутствие взаимопонимания с семьей. Так, например, в повести «Острова и капитаны» у Егора были плохие отношения с отцом, т. к. тот сам проявлял жестокость по отношению к мальчику, наказывая его. Мать же своей покорностью отцу, невмешательством предает Егора. И, естественно, что в их семье нет теплоты, душевности, заботы друг о друге. Мальчик обделен вниманием, поэтому и не привязан к семье, что стало причиной дальнейшего ожесточения, озлобления Егора, потому что у многих было то, чего не было у него: счастливой, дружной, понимающей семьи. А у Кирилла она есть. Есть добрая, заботливая мать, любимый маленький братишка, очень ясно видна особая взаимосвязь между сыном и отцом. Кирилл гордится отцом, любит его. Вместе они работают над строительством моделей кораблей, тогда же разговаривают и поют морские песни. Тогда же, наверное, Кирилл делится с отцом своими мыслями и взглядами, а Петр Евгеньевич рассказывает ему о себе и советует, как поступить.

Конечно, как следствие первой причины, вторая - это страх, униженная гордость, жуткая обида, не только на родителей - на всех окружающих. Отец избивает и унижает сына – от «презрительной жалости» к себе, вечного страха и ожесточенности, стыда сын унижает других – покорных и слабых. Потому что если отец поступает так жестоко и избивает, унижает меня, значит, и я могу так поступать. Никто не заступился за меня («Разве его, Гошку, жалели?»), тогда я имею полное право отомстить всем, затем чтобы утолить сосущую тоску, смыть грязное унижение, постоянный страх. А «холодный сгусток унизительного страха и горечи за свою покорность по-прежнему сидит в Гошке: не дает ничему радоваться без оглядки. И учится по-человечески не дает, улыбаться честно Одно облегчение бывает – когда увидишь эту покорность у других. Но оно ведь ненадолго». Отец же Кирилла Векшина, Петр Евгеньевич, во всем доверяет своему сыну, уважает его достоинство, мнение, чувства, поэтому в свою очередь Кирилл никогда не подведет отца и не запятнает его имени.

Перед Егором стоял живой пример – его отец: грубый, суровый, жестокий. Наличие перед ребенком отрицательного или положительного примера – тоже причина появления или отсутствия жестокости.

И ведь друзей у Егора нет. Друзей настоящих, надежных. На что опять же повлияла семья. В ней не было той простоты и открытости, душевности, как например, в семье Веньки, одноклассника Егора. Егор не мог взять и просто привести к себе в дом друга – это было не принято, не дозволено. А у Кирилла есть свой «экипаж» - команда парусника «Капитана Гранта», верные и преданные друзья, которые подобно мушкетерам всегда помогут, поддержат друг друга – «один за всех и все за одного». «Товарищи в экипаже были надежные: поймут, помогут и защитят».

А Егор одинок. И всегда, когда ребенок один и ему не хватает внимания, он так или иначе начинает искать себе какой-то приют, друзей, общение, даже покровителя. И очень находятся именно такие «друзья» или покровители, которые и приводят подростков в «темные», дурные компании. И эти компании становятся настоящим домом. Ведь, как говорит Егор: «Таверна» стала местом, где его понимают, где он чувствует себя смелым, где нет этого пресловутого страха. Потому что любой человек не может жить всегда в состоянии опасности, страха, тревоги. ««Таверна» - это был уют, безопасность, отгороженность от мира, где одни люди просто сволочи, а другие притворяются хорошими, а на самом деле одинаковые». Из этого отрывка видно, как меняется мировоззрение Егора. Он уже не верит в Добро, во что-то хорошее, в справедливость. Ведь его предают на свете два самых близких человека: отец и мать, он один и никто не может поддержать или помочь ему.

И так как подобные таверны часто оказывается последним местом, приютом (в семье давно не понимают, в школе места не находится, другого дела нет) то попавшие сюда дорожат своим местом, хоть каким-то положением, возможностью общения. Поэтому же нередко соглашаются на так называемые «темные дела»: грабежи, разбои, воровство. Идут по нескольким причинам. Во-первых, сказывается пагубное влияние лидеров, новых авторитетов и примеров, ведь попадают в «Таверну» и двенадцатилетние мальчишки для которых «король» - образец для подражания. Во-вторых, дает о себе знать та самая боязнь отторжения, потому что идти-то больше некуда. В-третьи, это может быть просто не огражденное ничем любопытство – «запретный плод сладок». Интересно будет узнать, что же там за той чертой, хочется почувствовать себя взрослым. А еще чаще главным фактором в решении пойти «на дело» выступает обычное стадное чувство. Стадо ведомое «царьком» не задумывается о последствиях – «все идут, и я пойду», «что я хуже всех?» и т. п. Каждый человек перестает быть собой, растворяется в толпе и подчиняется только главарю, превращаясь в то вышеупомянутое стадо. А, не задумываясь о последствиях своих поступков, когда тебя ведет за собой тот самый авторитет, человек может сделать все, и даже пойти на убийство. К тому же жестокость в этих «обществах» является средством, желанием, чтобы приподнять свое «Я», повысить свой вес и значение. Потому что ум там не оценят, талант не поймут. И остается одно – унижать, вымещать свою злобу и ненависть на других.

Другая ситуация складывается у Кирилла. У него есть и надежные друзья, и семья, любимый младший брат. Между ними существует настолько тесные связи, что маленький Антошка засыпает лишь под песни брата. А Кирилл, в свою очередь, постоянно чувствует на себе ответственность за этого человечка, безграничную любовь и нежность к нему, чувствует даже гордость от мысли, что у него есть брат. И ничто в его жизни не сможет заменить ему этой настоящей, любящей семьи.

Еще одна причина жестокости – понимание безнаказанности. Люди бояться сделать замечание чересчур расшумевшейся компании, бояться последствий своих действий, слишком сильно желание не ввязываться. «Боимся», - говорит Кирилл. А такие подростки знают об этом страхе, об оправдании «это меня не касается» Бояться многие, но не все. Так, Владислав Петрович говорит о том, что если каждый не будет проходить мимо такой несправедливости, жестокости, то ее станет меньше. Приведу в качестве примера выдержки из устава «Каравеллы», его подопечной организации: «Я вступлю в бой с любой несправедливостью, подлостью и жестокостью, где бы их ни встретил. Я не стану ждать, когда на защиту правды встанет кто-то раньше меня». Но все же одному делать это крайне тяжело. Поэтому в «Каравелле» все стоят друг за друга горой, дорожа выбранными принципами и целями.

Итак, выявив причины появления жестокости у детей с точки зрения писательской позиции, и сравнив их с причинами, названными детскими психологами, работниками по делам несовершеннолетних, можно сказать о том, что они схожи. «Истоки насилия нужно искать в семье ребенка, в его взаимоотношениях с близкими, заявила детский психолог Татьяна Муха. – Если ребенок испытывает в семье насилие, то такая модель становится для него образцом поведения, ценностью и желанием. Если ребенка избил папа, и он затем помучил животное, то он как бы становится сильным «как папа». Насилие снимает часть внутренней боли ребенка, и ценность силы постепенно заменяет ценность отношений». Инспекторы детских комнат милиции в свою очередь объясняют трудности работы с подростками спецификой современного общества, возлагая часть вины на современную массовую культуру. «Современные дети изменились, и причины их жестокости нужно искать в атмосфере, в которой они воспитываются и живут. Даже на уровне мультфильмов дети видят, как герои друг друга избивают. Практически на всех уровнях исчез воспитательный процесс: дома - родители заняты добычей средств на пропитание, в школе – лишь учебный план, кружки и клубы – платные. У детей нет авторитетов, они стали более раскрепощенными». Жестокие фильмы и игры, Интернет – все это тоже послужило причиной ожесточения подростков. Но не сами ли взрослые создают этот мир жестокости на экране, приучая к этому детей? «Проблема детской жестокости – это вопрос к нынешнему обществу, - заявил депутат Мосгордумы Евгений Бунимович. – Пока само общество не изменится, никакие программы тут не помогут». И он прав. Мы много говорим об этой проблеме, но не решаем ее, и реальных советов как изменить ситуацию, нет.

А вот Владислав Петрович не только дает эти советы, называет пути выхода, но и притворяет их в жизнь. Крапивин говорит, что, прежде всего, нужно изменить, выбрать приоритеты ценностей, а далее все станет на свои места. Т. е. предпочитать не сытое спокойствие, а возможность иметь друзей; не бояться чужого мнения и осуждения, когда можешь прийти на помощь; важнее не бессмысленное накопительство, а радушие и гостеприимство; не отречение от своих корней, а поддержание, продолжение родовых традиций. По таким принципам, живет сам Владислав Петрович и дает возможность так жить другим. «Я никогда не обижу того, кто меньше и слабее. Всегда буду помощником и защитником младшим товарищам». «Если мне когда-нибудь станет страшно, я не отступлю. Смелость – это когда человек боится и все-таки не сворачивает с правильной дороги» - это еще одни выдержки из устава «Каравеллы». А сами за себя говорят высказывания детей, состоящих в этом отряде. К примеру, «Человек, у которого есть честь, никогда не пройдет равнодушно мимо несправедливости» или «есть мальчишки, которые думают, что они очень самостоятельные и взрослые. Начинают курить, ругаться и так далее. Это не самостоятельность, а дурость».

Т. е. и своей деятельностью, и своими книгами Крапивин прививает все проповедуемые им ценности своим читателям. Поэтому я считаю, что читать Крапивина нужно, нужно обязательно знакомиться с его творчеством. Но опрос показал, что из пятидесяти опрощенных, только десять процентов знакомы с некоторыми произведениями Крапивина. Поэтому, я считаю, что практическое значение моей работы велико. Наработанный материал можно использовать на классных часах, родительских собраниях, внеклассных чтениях и занятиях.

В заключении хочу сказать словами того же Антуана де Сент-Экзюпери: «Люди забыли эту истину, - сказал Лис, - но ты не забывай: ты навсегда в ответе за всех, кого приручил. Ты в ответе за свою розу». Каждый из нас в ответе за своего ребенка.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)