Дом  ->  Мода и красота  | Автор: | Добавлено: 2015-03-23

Подарок ко дню рождения - колье «Листики»

Едва ли найдется женщина, совершенно равнодушная к украшениям. Женщины украшали себя испокон веков, используя с этой целью в древности подручные материалы в первозданном, необработанном виде – камни, кости, зубы и кожу животных, ракушки, растения. С течением времени ширился список материалов, из которых изготавливались украшения, эти материалы подвергались все большей обработке, технологии изготовления украшений усложнялись, появились определенные техники, школы и стили. Но украшения так и остались, наверно, самым желанным подарком женщине.

Сегодня полузабытое искусство изготовления бисерных украшений обрело новую жизнь. Следуя народным традициям, многие мастера создают украшения новых форм, узоров, расцветок. Изготовленные ими современные украшения из бисера и стекляруса, как и старинные, прекрасно сочетаются с одеждой, дополняя и украшая ее. Это длинные полосы гайтанов и герданов, похожие на кружева ажурные сетки воротников, узкие полоски шейных украшений, витые объемные шнуры, разнообразные цепочки, пояса, браслеты, сережки, бретели к платьям-сарафанам, налобные повязки и многие другие.

Популярность во всем мире завоевали милые украшения в форме игрушек и бантиков – такие украшения как нельзя лучше подойдут для нежных молоденьких девушек. А вот дамы постарше, скорее всего, предпочтут более женственные страстные украшения в восточном стиле – длинные колье.

Портрет современной успешной женщины складывается из множества мелочей, одной из наиболее важных деталей имиджа является украшения и бижутерия. По украшениям в современном мире принято определять статус женщины, ее положение в обществе, степень ее успешности. Поэтому при выборе украшений или бижутерии не должно быть компромиссов. Украшения, бижутерия должны быть не только стильными, оригинальными, но соответствовать характеру их обладательницы, выражать ее индивидуальность.

Современные модельеры используют бисер, стеклярус, бусины и для украшения одежды, и для изготовления аксессуаров. Валентин Юдашкин сплошь покрывает платья роскошной бисерной вышивкой. Многочисленные бисерные подвески делают платья от Эмануэля Унгаро и Бернара Перри похожими на водопады и языки пламени. Жан-Поль Готье украшает бисером и бусинками сумочки, а Осимар Версолато - пояса и воротники. Кристиан Лакруа создал из бусинок отдельные детали жакетов и брюк, а Пако Рабан - целое платье. Из бисерных сеток изготавливают шляпки и перчатки. Расшивают бусинами обувь. Роскошная бахрома из бисера и стекляруса покрывает не только платья, но и купальники, шубы. А разнообразие ожерелий, бус, браслетов и других украшений просто не поддается описанию.

2. Обоснование возникшей проблемы и потребности.

Цель: создание украшения, которое станет подарком для женщины.

Задачи: • Изучение исторической справки.

• Разработка эскиза по фотографиям, стилизация изображения.

• Изучение выполнения изображения в технике плетения из бисера.

• Четкое выполнение деталей, передавая точность изображения.

Как сейчас украшают одежду в современном мире, я знаю. Современные дизайнеры осваивают новые материалы, изобретают технологии, но в поисках совершенства все чаще обращаются к прошлому. Их вдохновляют образцы русского искусства. Вот и я, изготавливая подарок маме ко дню рождения, обратилась к старинному искусству бисероплетению. До этого я сплела много украшений для себя и знакомых. Перебирая в голове идеи того что я смогу подарить маме, меня заинтересовало, то как раньше женщины украшали себя, чем?

Мне очень нравится бисероплетение. И мне очень захотелось узнать о происхождении украшений. Как все начиналось? Начиная с 18 века, бисер и стеклярус активно использовали для отделки народного костюма. Ими расшивали одежду, из них плели разнообразные украшения. Женщины Калужской, Рязанской и Тульской губерний носили на шее колодочки — хлопчатобумажные шнуры, оплетенные разноцветным бисером, и подгорлоки - узкие полоски с геометрическим орнаментом, сплетенные разноцветным бисером, пришитые к узким лентам из ткани, застегивавшимся сзади на крючок.

Женщины центральных и южных губерний любили носить на шее монисто — нагрудное украшение в виде полукруглой сетки из разноцветного бисера, пришивавшейся верхним краем к тесьме, застегивавшейся сзади на пуговицу.

На Алтае популярна была ряска — воротник, сплетенный сеткой из крупного стекляруса, а в Воронежской губернии — прутики, бусы из нескольких рядов нанизанных на конский волос блестящих бусин или крупного бисера. Самым праздничным украшением девушек и молодых замужних женщин были перла — нагрудные украшения, сплетенные из речного жемчуга. В праздничный день женщины надевали гайтаны (герданы) — длинные ленты, сплетенные из разноцветного бисера, концы которых соединялись медальонами, спускавшимися на грудь, и на спину.

Одним из самых распространенных украшений были поддушники (гитаны). Они представляли собой красные полоски из ткани, застегивавшиеся сзади на пуговицу. Спереди к ним пришивались подвески длиной в 30 см и шириной в 3 см, сплетенные из разноцветного бисера, с бахромой на концах.

Не менее популярны были хрестовки — неширокие ленты из крупного бисера. К спускавшимся на грудь концам прикреплялся медный литой крестик или застекленный образок. Для каждой губернии были характерны свои цветовые сочетания, которые использовались постоянно.

Данный тип крестов сформировался во второй половине XVII в. (в конце столетия они уже встречаются на русском Дальнем Востоке) и широко бытовал на территории России вплоть до XX в. Кресты с сердцевидными оконечностями являются женскими. Судя по этнографическим коллекциям, их носили не только в качестве нательных, но и как наперсные. В последнем случае женщины прикрепляли их к концам низанных из бисера или металлических гайтанов ("хрестовок") и носили поверх одежды.

У всех славянских народов существовал обычай, связанный с дохристианскими религиозными представлениями, по которому замужняя женщина с непокрытой головой приносила несчастье в дом. Она могла вызвать неурожай, надеж скота, пожар, болезни людей и др. Поэтому особое значение придавалось женским головным уборам (кичкам, кокошникам и др. ).

Для девушек был свой головной убор – сорока. Назвали его так потому, что у косынки был как бы хвост и два крыла. Наверное, именно сорока стала прототипом сегодняшней банданы. Характерная черта кокошника — гребень, форма которого в разных губерниях была различной. Так, например, в Псковской, Костромской, Нижегородской, Саратовской и Владимирской землях кокошники напоминали по форме наконечник стрелы. В Симбирской же губернии женщины носили кокошники полумесяцем. В других местах схожие с кокошниками головные уборы назывались «каблучок», «наклон», «злотоглав», «рогачка», «кокуй», или, например, «сорока». Их украшали вышивкой бисером, жемчугом, бусинами. Почти все головные уборы имели поднизь — сетку, которая прикреплялась к очелью и закрывала лоб женщины почти до бровей или окружала верхнюю часть лица пышной оборкой. Поднизь плели обычно из белого или прозрачного бисера.

Обязательным элементом народного костюма был пояс. Его носили женщины, мужчины и дети. Он выполнял некоторые обрядовые функции — должен был защищать человека от влияния злых внешних сил, создавал магический круг. Обычно с обряда опоясывания начиналось приобщение ребенка к окружающему миру. Большое значение имел цвет пояса. Наибольшее распространение получили красные пояса, символизирующие силу, долголетие, жизнестойкость. Пояса украшали вышивкой бисером, жемчугом, бусинами, пришивали к ним бахрому, сплетенную из разноцветного бисера.

3. Схема обдумывания.

4. Выявление основных параметров.

Изделие должно отвечать следующим требованиям:

1. Нельзя использовать бракованные бисерины. В некоторых случаях бисер нужно тщательно калибровать.

2. При работе бисер следует набирать иглой, в руки его берут в исключительных случаях.

3. Нить (нити) во время работы необходимо все время подтягивать так, чтобы бисерины плотно прилегали друг к другу.

4. Проходя иглой с нитью через бисерину с уже ранее пропущенной через нее нитью, нужно стараться не проколоть эту нить.

5. Чтобы нить была более прочной, перед началом работы ее следует обработать пчелиным воском

6. При работе с леской необходимо пользоваться иглой. Только в исключительных случаях иглу снимают и проходят в отверстие бисерины концом лески. 7. Чтобы бисерины не соскальзывали с нити, перед началом работы их нужно временно закрепить для этого достаточно набрать бисерин, потом через все, кроме, последней из набранных, пройти иглой с нитью в обратном направлении. При этом необходимо вить конец нити длиной 12—15 см. После окончания работы закрепление можно снять и закрепить окончательно.

5. Теоретические сведения.

Способов плетения украшений из бисера много.

Сетчатое плетение - один из самых распространенных и давно известных (с XVIII века) способов оплетения сосудов и изготовления разнообразных женских украшений (воротников, герданов, колье, поясов, лент). Изделия, выполненные техникой сетчатого плетения, напоминают сетку с ячейками разной формы (четырехугольной, шестиугольной). Ширина изделий измеряется количеством ячеек в ряду. Бисерины, находящиеся в вершинах ячеек и соединяющие между собой ряды, называют соединительными. Чем длиннее сторона ячейки, тем более ажурным получается изделие.

Способ плетения «крестиками» популярен был еще в XVIII веке. До сих пор он остается одним из самых распространенных. Им пользуются при изготовлении герданов, колье, поясов, лент, браслетов. Изделия, выполненные в этой технике, представляют собой густую сетку с крестообразно расположенными бисеринами. Ширина таких изделий измеряется количеством звеньев или крестиков в ряду.

Варианты цепочки «крестики»: а — цепочки «колечки»; б — цепочка со стеклярусом; в — цепочка с бусинами; г — цепочки с узорами

Цепочка «цветочки с листиками». В начале плетем цепочку «цветочки». Затем правой иглой набираем бисерины для колечка с правой стороны (с 33-й по 40-ю бисерины), и еще 41, 42-ю бисерины. Левой иглой плетем колечко слева (с 43-й по 50-ю бисерины) и входим в 42-ю и 41-ю бисерины навстречу проложенной нити. Иглы поменялись местами. Получаем 1-й листик.

Правой иглой набираем 6 бисерин (с 51-й по 56-ю), входим справа в 36, 35-ю и снизу в 51, 52-ю. Набираем 57 и 58-ю бисерины. Левой иглой набираем 6 бисерин (с 59-й по 64-ю), продеваем иглу в 46, 45-ю слева, а в 59, 60-ю снизу. Входим в 58, 57-ю бисерины навстречу проложенной нити. Иглы поменялись местами. Готов 2-й листик. Далее плетем по схеме, повторяя описанные выше операции.

При изготовлении сложных цепочек за основу берут любые цепочки «крестики*. Например, если за основу взять обычную цепочку «крестики» и плести как цепочку «цветочки», по 2-му варианту, то получится цепочка «ромбики», а если плести как «цветочки с листиками», по 3-му варианту, то получится цепочка «бантик».

Сложные цепочки «крестики»: а, б - «уголки»; в - «цветочки»; г - «цветочки с листиками»

Цепочка «восьмерочка»

1. Набрать 9 бисеринок (1 черная, 3 голубых, 3 черных, 2 голубых) и пропустить иглу через 2-ю и 1-ю бисерины.

2. Набрать 5 бисеринок (10,11,12, 13, 14) (3 черных, 2 голубых) и войти в 8-ю (голубую) бисерину.

3. Набрать 5 бисеринок (15,16,17, 18, 19) (3 черных, 2 голубых) и пропустить иглу через 13-ю и 12-ю бисеринки.

4. Пункты 2 и 3 повторить нужное количество раз.

Когда цепочка будет готова, пришить замок с обеих сторон

Набрать одну дополнительную бисеринку на конец нити, выходящей из 1-й бисеринки. Пришить замок двумя узелками. Продеть иглу через дополнительную бисеринку и 1-ю и заправить конец нити. То же самое проделать с другой стороны изделия. Плетение подвесок.

Подвески плетутся одной иглой. Найдите центр изделия. Возьмите длинную нитку и от центральной бисеринки начните плетение подвески с таким расчетом, чтобы нитки справа и слева были равной длины. На рисунке 2 показано плетение самой маленькой крайней подвески на 9 бисеринках. Всего подвесок 11 штук. Самая длинная подвеска - центральная, плетется на 27 бисеринках. С нее и начинается подплетение подвесок к цепочке.

6. Банк идей.

У мамы скоро день рождения. Она у меня современная успешная женщина. Но ей нравится бижутерию, особенно украшения, которые я делаю своими руками. Мне хочется подарить ей гердан, который я увидела в интернете, но это украшение не соответствует ее характеру. Также я умею оплетать яйца, что на данный момент не актуально. И тут я вспомнила, что маме очень нравилось украшение «Листики», но она никогда его не одевала из-за цветовой гаммы. Голубой цвет не сочетается с маминой одеждой.

Исходя из результатов оценки идей, наиболее оптимальным вариантам является колье «Листики», выполненное в другой цветовой гамме. Ручная работа, выполненная в технике плетения из бисера всегда модна и в настоящее время очень актуальна, у меня есть необходимые умения и навыки, необходимые для работы материалы, инструменты и оборудование. Кроме колье, можно выполнить серьги.

7. Эскизная проработка базового варианта.

Для рисунка колье «Листики» я подобрала схемы плетения из различных журналов, сделала образцы цепочек разного цвета, вида и остановилась на цепочке «восьмерочка». Наиболее удачным цветовым сочетанием оказался прозрачный белый и серый (мокрый асфальт) цвета.

Украшения, сделанные своими руками.

Украшения из ажурного жгута

Колье «Солнце» и «Ночь»

Брошки из цветов

8. Требования к изделию

Название изделия Колье с подвесками «Листики»

Производство Единичное

Внешний вид, стиль Современное украшение

Размеры колье Длина 40 см

Длина сережек Длина 5 см

Требование к материалу Бисер: основной цвет – серый № 9 – 40 г, отделочный цвет – прозрачный № 10 – 40 г,

Иглы № 12, нитки: капроновые черные,

Застежка: замок «Картье», крючки для сережек

Метод изготовления Техника плетения цепочки «восьмерка»

Функциональное назначение Предмет украшения, современная бижутерия.

Экологические требования Использование экологически чистых материалов

9. Правила безопасности во время работы.

Во время работы ножницы должны лежать справа на столе с сомкнутыми лезвиями, кольцами к работающему.

Брать и передавать ножницы нужно сомкнутыми лезвиями к себе, кольцами вперёд.

Иглы, булавки, ножницы, хранят в специальной шкатулке с крышкой.

Если игла не нужна, её следует вколоть в подушечку.

Нельзя пользоваться ржавой, гнутой иглой.

10. Санитарно-гигиенические требования.

1. Перед началом работы необходимо вымыть руки.

2. Источник света должен находиться слева.

3. Каждые 1-1,5 ч глазам необходим 30-минутный отдых. Перерыв и расслабление необходимы для восстановления функций глаз.

4. Для сохранения здоровья во время работы полезно делать разминку для рук, глаз и спины.

5. Нельзя обрывать нить руками, перекусывать нить зубами; от этого портится эмаль зубов, кроме того, можно поранить губы, десны и язык

11. Технология изготовления.

№ п/п Последовательность выполнения работы Используемые инструменты Примечание

1 Выбор колье Литература, журналы, энциклопедия

2 Зарисовка эскизов Карандаш Увеличение изображения в бумага 1,5 раза

3 Цветовое решение Подбор нужного цвета бисера Выполнение образцов плетения

4 Подготовка необходимых материалов и Застежки, крючки, нить, бисер, Необходимо подготовить тарелочки для бисера инструментов ножницы

5 Плетение цепочки Нить, игла Набрать 9 бисеринок (1 черная, 3 белых 3 черных, 2

«восьмерочка» - основы колье белых) и пропустить иглу через 2-ю и 1-ю бисерины.

2. Набрать 5 бисеринок (10,11,12, 13, 14) (3 черных, 2

белых) и войти в 8-ю (белую) бисерину.

3. Набрать 5 бисеринок (15,16,17, 18, 19) (3 черных, 2

белых) и пропустить иглу через 13-ю и 12-ю бисеринки.

6 Пришивание замка с обеих сторон Замок, нить, игла Набрать одну дополнительную бисеринку на конец нити, выходящей из 1-й бисеринки. Пришить замок двумя узелками. Продеть иглу через дополнительную бисеринку и 1-ю и заправить конец нити. То же самое проделать с другой стороны изделия

7 Плетение подвесок Нить, игла Подвески плетутся одной иглой. Найдите центр изделия.

Возьмите длинную нитку и от центральной бисеринки начните плетение подвески с таким расчетом, чтобы нитки справа и слева были равной длины.

8 Плетение сережек Крючки, нить, бисер Это плетение самой маленькой подвески на 9

бисеринках. Всего подвесок 3 штуки. Самая длинная подвеска – центральная.

12. Экологическое и экономическое обоснование.

Для изготовления колье я использовала экологически чистые материалы - нити капроновые, стеклянный бисер. Я выполнила экологически чистое изделие, оно обошлось мне в 103 рубля. В магазине похожие изделия стоят от 250 рублей. К тому же это ручная единичная работа.

Экономический расчет

№ Наименование используемых материалов Цена Расход материалов Затраты на материалы

(руб. ) (руб. )

1 Нить капроновая черная 8 1 катушка 8

2 Бисер основной цвет – серый № 9 отделочный цвет – 10 4 пакетика 40

прозрачный № 10 10 4 пакетика 40

3 Замок «Картье» 5 1 5

4 Крючки для сережек 5 2 10

Итого: 103 рубля

13. Коррекция изделия.

Изначально эскиз не предусматривал такое множество подвесок, их должно было быть всего 9. Я пришла к выводу, что наиболее удачным решением будет 23 подвески одинаковой длины, т. к. это подойдет к вырезу маминого костюма. Эффектом завершения костюма будут серьги и браслет.

14. Самооценка.

Результат полностью оправдал мои ожидания. Мне очень понравились внешний вид работы, цветовая гамма, и я считаю, что эта работа прекрасно подойдет к маминому новому костюму. Мое рукоделие оценили подруги, им очень понравилось изделие. Я выполнила целый комплект с серьгами и браслетом. Похожее украшение я планирую выполнить и для себя.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)