Культура  ->  Музыка  | Автор: | Добавлено: 2015-03-23

Песня как участник Великой Отечественной войны

9 мая 2010 го наша страна отмечает 65–летие Победы в Великой Отечественной войне. Выстоять в противоборстве с фашистской Германией стало возможным только ценой огромного напряжения сил и величайших жертв всего советского народа. Никому не хотелось умирать, но каждый осознавал возможную необходимость собственной гибели. Сохранить присутствие духа, прибавить солдату сил в той кровавой борьбе с фашизмом помогала песня. Она шагала в одном ряду с воинами, отдыхала в землянке после боя, мечтала о послевоенной жизни. И каждому приходила такая минута, когда он вдруг открывал в услышанной песне, будто только ему предназначенное заветное слово про его жизнь, про его битву с врагом. Песня духовно обогащала нелёгкую фронтовую жизнь, наполняла её высоким смыслом, как бы утверждая веру в то, что будут и победа, и достойная мирная жизнь.

В военные годы миллионы солдат оказывались оторванными от родного дома, от семьи. В разлуке обострялось чувство любви к своим родным и близким. Родной дом, мать, любимая девушка, жена - все это свято для солдата. Это стало частицей Родины, которую он защищал. Об этой Родине шептали ему слова военных песен.

У каждого народа свои традиции, своя культура, свои сказки, поговорки, свой язык, национальный костюм, свой орнамент, народные инструменты и, конечно же, свои песни.

Русские народные песни создавали народные певцы сказители, имена которых нам не известны. Слова песен передавались из уст в уста, от отца к сыну, от дедов к внукам, переходили из одного селения в другое.

Первые записи народных песен появились в конце XVIII в. После этого появились первые сборники русских песен. Народная песня играет большую роль в творчестве композиторов. Она легла в основу их творчества. И сейчас из этих песен мы узнаем о прошлом своего народа. Такими композиторами были: М. А. Балакирев, М. П. Мусоргский, Н. А. Римский-Корсаков, А. К.  Лядов, П. И. Чайковский.

Как добрая и мудрая наставница, песня внушает нам любовь к преданиям и обычаям родной земли, к ее героям и мастерам, учит жить по законам справедливости, помогать в трудную минуту ближним, не бояться страданий, отстаивая правду и свое человеческое достоинство.

У народной песни завидная судьба. Исчезают бесследно из памяти модные на один сезон «хиты» и «шлягеры». А народная песня вырывается из плена забвения и снова звучит чисто и свежо в устах людей другой эпохи.

На гулянье можно услышать веселую частушку или народную песню. А ребята из поколения в поколение передают загадки, считалки, дразнилки, не думая при этом, что они являются хранителями народной музыкальной мудрости.

Вот в этом бессмертии и заключается великая тайна национального характера народной песни.

Для каждого человека музыка возникает из звуков его ранних лет. Голос матери, щебетание птиц за окном, шум дождя Всё это образует свой звуковой мир, такой же милый и единственный, как уголок родной земли.

Издавна на Руси появившемуся на свет младенцу было принято петь колыбельные. Считалось, что именно с помощью этих убаюкивающих песенок маленький человечек начинает познавать окружающий его мир. Ведь колыбельная знакомит малыша с образами животных и сказочных персонажей, дает первые упоминания о добре, чести, долге и т. д. :

История русской литературной колыбельной песни насчитывает более двух веков: в 73 году 18 столетия публикуется "Колыбельная песенка, которую поет Анюта, качая свою куклу" А. С. Шишкова. История же изучения и публикаций русской фольклорной колыбельной песни насчитывает более полутора веков.

Колыбельные – это такие удивительные песни, которые каждому из нас напоминают о далеком и милом детстве. Кто хотя бы раз в жизни не слышал обладающие волшебной силой строчки: "Баю, баюшки, баю, не ложись на краю, а то серенький волчок тебя схватит за бочок". И каждый ребенок знает, что после того как по телевизору пропоют "спят усталые игрушки, книжки спят", как бы не хотелось, но пора в кроватку

Давно, очень давно родились колыбельные песни. Колыбельная песня выбирает нас самая первая. Это ниточка из взрослого мира в мир ребенка.

От того, какие песни пела ребенку мать, и пела ли она их вообще, зависит характер маленького человека, его физическое здоровье, степень развития. Со временем значение колыбельной меняется. Для годовалого ребеночка она становится важной частью вечернего ритуала. Ее черед наступает после купания и кормления. В этом возрасте нежная песня нужна малышу даже больше, чем сказка. Ему легче воспринимать мелодичные истории. С колыбельной песней ребенок получает первые представления об окружающем мире: животных, птицах, предметах.

Колыбельная песня несет в себе свет и тепло, является оберегом для малыша. На Востоке, о плохом человеке говорят: "Ему мать не пела колыбельных песен. " Во время исполнения колыбельной своему ребенку мама рассказывает о настоящем и придумывает для него прекрасное будущее. Слушая колыбельные песни, ребенок как бы купается в ласке, песни внушают чувство уверенности, защищенности от бед.

Пойте, друзья, колыбельные своим детишкам. Импровизируйте, сочиняйте свои авторские тексты и не забывайте те, что были придуманы века и десятилетия назад. Как, например, колыбельная любимейшей детской поэтессы Агнии Барто, которая всем своим творчеством утверждала: "Детям нужна вся гамма чувств, рождающих человечность!"

Мы поем и слушаем не только народные песни, но и композиторские.

Народные сочиняли самоучки, любители и мастера петь и играть на народных инструментах, но их никто не записывал. Композиторские потому, что их сочиняли образованные музыканты, поэты и они подписывались под своими словами и музыкой.

О чем мы узнаем в песнях? Из песен мы узнаем о жизни русского народа, о его труде, о его чувствах и мыслях, по песням мы узнаем об отдельных исторических событиях далекого прошлого. Эти разнообразные виды народных песен и называют жанрами народных песен. Это трудовые, обрядовые, исторические, революционные, шуточные, хороводные, плясовые, прибаутки, детские игровые и былины. Эти песни являются спутником всей человеческой жизни.

Любовь к Родине, как любовь к матери, — она неоспорима. О любви к Родине русскими писателями и поэтами написано много прекрасных, вдохновенных строк, о ней слагались и слагаются песни, сказки, легенды и предания. Любовь к родной земле — одна из главных и высоко ценимых черт русского народа.

Патриотические чувства всегда воспитывались нашей культурой и искусством. Тема любви к Родине во всей русской поэзии, начиная со «Слова о полку Игореве», была одной из самых главных. Выражалась она не по указке начальства, каким бы высоким и значительным оно ни было, а по велению души и сердца. Поэтому в нашей поэзии и песенном искусстве столько шедевров мирового уровня, где любовь к Родине, к России звучит так страстно и вдохновенно. «Как невесту Родину мы любим, бережем, как ласковую мать!». Песни о Родине всегда отличались поразительной глубиной и чистотой чувств, не зря они сразу подхватывались и пелись всем народом и в дни торжеств, и в дни испытаний.

Высшая форма патриотизма — есть духовный подвиг во имя Родины. Примеры таких подвигов мы в истории России тоже знаем немало: поле Куликово, поле Бородинское, поля сражений в Великой Отечественной войне, трудовой подвиг народа в послевоенный восстановительный период, высокий духовный подъем при строительстве гидроэлектростанций, БАМа, освоении космоса и т. д. Вот когда сливались воедино интересы Отечества и государства, интересы личности и государства!

«Если крикнет рать святая:

«Кинь ты Русь, живи в раю!» -

Я скажу: «Не надо рая,

Дайте Родину мою».

Анкета «Что ты знаешь о военной песне»

1. Любишь ли ты петь? да, нет

2. Поёте ли дома КАРАОКЕ? да, нет

3. Мама пела тебе колыбельную песню? да, нет

4. Ты помнишь какую?_

5. Взрослые читали тебе детские стихи ? да, нет

6. Посещаете ли вы музыкальную школу? да, нет

7. Посещаете ли вы другие кружки? да, нет

8. Сколько времени вы гуляете на улице в свободное от учёбы время?_

9. Какие песни вы любите?_

10. Богатырь из русской сказки: а. Илья Муромец б. Соловей разбойник в. Микки-Маус

11. Великая Отечественна война – это война между а. Германией и Россией б. Америкой и Японией в. Россией и Францией

12. Дата окончания войны? 1945, 1812, 1917 (подчеркнуть)

13. Дата начала войны? 1941, 1790, 1960 (подчеркнуть)

14. Назовите песни периода ВОВ_

15. Вы участвовали ли когда либо в конкурсе военной песни?

Анализируя полученные данные, видим что:

• 84% детей мамы пели колыбельные песни: «Спят усталые игрушки», «За печкой поёт сверчок», «Баю-баюшки-баю», «Спи моя радость усни»;

• большинство детей пятого класса любят петь песни, слушать современную и зарубежную музыку (такие, например, о веселье, крутые, модные русские, детские);

• 34% из них посещают музыкальную школу и другие кружки;

• 38% опрошенных не посещают кружки, свободное время используют, играя на компьютере и гуляя на улице;

• 94% детей знают о периоде ВОВ, о странах – участницах;

• среди песен периода ВОВ все обучающиеся выбрали песню «Катюша», 20% -«Синий платочек», 10% - «День победы»;

• в конкурсе военной песни участвовали 20% опрошенных;

• на вопрос, что значит военная песня для человека, ответили: o память о событиях прошлых лет – 35% o гордость за победы моей Родины – 50% o передача традиций моего народа – 15%

Выводы:

Как добрая и мудрая наставница, песня внушает нам любовь к преданиям и обычаям родной земли, к ее героям и мастерам, учит жить по законам справедливости, помогать в трудную минуту ближним, не бояться страданий, отстаивая правду и свое человеческое достоинство.

От того, какие песни пела ребенку мать, и пела ли она их вообще, зависит характер маленького человека, его физическое здоровье, степень развития. Во время исполнения колыбельной своему ребенку мама рассказывает о настоящем и придумывает для него прекрасное будущее. Слушая колыбельные песни, ребенок как бы купается в ласке, песни внушают чувство уверенности, защищенности от бед.

Из песен мы узнаем о жизни русского народа, о его труде, о его чувствах и мыслях, по песням мы узнаем об отдельных исторических событиях далекого прошлого. Эти песни являются спутником всей человеческой жизни.

Песни военных лет

"Там, где переходы и завалы,

Рваная колючка на столбах,

Умирали наши запевалы

С недопетой песней на губах. "

М. Дудин

С первых дней войны советские писатели и поэты вместе со всем народом встали на борьбу с фашистами. Их оружием были и винтовка, и пулемет, и слово: стихи, рассказы, песни, строки военной корреспонденции.

В годы Великой Отечественной войны не ослабевал интерес и к настоящему искусству. Артисты драматических и музыкальных театров, филармоний и концертных групп вносили свой вклад в общее дело борьбы с врагом. Огромной популярностью пользовались фронтовые театры и концертные бригады. Рискуя жизнью, эти люди своими выступлениями доказывали, что красота искусства жива, что убить ее невозможно.

Огромной популярностью пользовались фронтовые театры и концертные бригады. Рискуя жизнью, эти люди своими выступлениями доказывали, что красота искусства жива, что убить ее невозможно. Тишину прифронтового леса нарушали не только артиллерийский обстрел врага, но и восхищенные аплодисменты восторженных зрителей, вызывая на сцену вновь и вновь своих любимых исполнителей: Лидию Русланову, Леонида Утесова, Клавдию Шульженко.

Хорошая песня всегда была верным помощником бойца. С песней он отдыхал в короткие часы затишья, вспоминал родных и близких. Многие фронтовики до сих пор помнят видавший виды окопный патефон, на котором они слушали любимые песни под аккомпанемент артиллерийской канонады. Участник Великой Отечественной войны писатель Юрий Яковлев пишет: «Когда я слышу песню о синем платочке, то сразу переношусь в тесную фронтовую землянку. Мы сидим на нарах, мерцает скупой огонек коптилки, потрескивают в печурке дрова, а на столе – патефон. И звучит песня, такая родная, такая понятная и так крепко слитая с драматическими днями войны. «Синенький скромный платочек падал с опущенных плеч. ».

В одной из песен, популярных в годы войны, были такие слова:

Кто сказал, что надо бросить Песни на войне? После боя сердце просит Музыки вдвойне!

Учитывая это обстоятельство, было принято решение возобновить на Апрелевском заводе прерванное войной производство грампластинок. Начиная с октября 1942 года из-под пресса предприятия пошли на фронт грампластинки вместе с боеприпасами, пушками и танками. Они несли песню, которая была так нужна бойцу, в каждый блиндаж, в каждую землянку, в каждый окоп. Вместе с другими песнями, рожденными в это тяжкое время, воевал с врагом и «Синий платочек», записанный на граммофонную пластинку в ноябре 1942 года.

Интересна история создания одной из самых знаменитых песен Великой Отечественной войны. 24 июня 1941 года газеты «Известия» и «Красная звезда» опубликовали стихотворение В. И. Лебедева-Кумача, начинавшееся словами: «Вставай, страна огромная, вставай на смертный бой. » Так начался боевой путь песни «Священная война» (сл. М. Исаковского, муз. М. Блантера)

С этого дня «Священная война» была взята на вооружение нашей армией, всем народом, стала музыкальной эмблемой Великой Отечественной войны. Ее пели всюду - на переднем крае, в партизанских отрядах, в тылу, где ковалось оружие для победы. Каждое утро после боя кремлевских курантов она звучала по радио.

Стихотворение в газете прочитал руководитель Краснознаменного ансамбля песни и пляски Красной Армии А. В. Александров.

24 июня 1941 года "Священная война" была опубликована в "Известиях" и "Красной Звезде". На четвертый день войны композитор А. В. Александров написал музыку на эти стихи. Песню срочно разучил Краснознаменный ансамбль, и она зазвучала по радио. Она стреляла, как пушка, стоявшая в засаде. Автор «Священной войны» А. В. Александров в свое время писал: «Я не был никогда военным специалистом, но у меня все же оказалось могучее оружие в руках – песня. Песня так же может разить врага, как и любое оружие!»

Шла война - и все же люди пели песни. Некоторые из них были лирическими. Одна из них - "В землянке" - вошла в историю Великой Отечественной войны. Тихая, проникновенная песня рассказывала о вере, надежде и любви солдата, о том, что давало ему силы и мужество в борьбе с врагом. После того как появилась "Землянка", "Жди меня", многие бойцы переписывали эти стихи и посылали своим близким за двумя подписями - поэта и своей, а иногда и просто за своей подписью. Но поэты на них не обижались. Песня «В землянке» (муз. К. Листова, сл. А. Суркова) имеет свою историю.

Начало формы

Конец формы

Вначале были стихи, которые автор не собирался публиковать и уж совсем не рассчитывал, что они станут песней.

“Это были шестнадцать “домашних” строк из письма моей жене Софье Антоновне", – вспоминал Алексей Александрович Сурков, – "написал я его в конце ноября, а точнее, 27-го, после тяжелого боя под Истрой".

Так бы и остались они в домашнем архиве поэта, не приди в редакцию фронтовой газеты “Красноармейская правда” композитор Константин Листов, которому позарез нужно было “что-нибудь, на что можно написать песню”. “Чего-нибудь” не оказалось. И тут я, на счастье, вспомнил о стихах, написанных домой, разыскал их в блокноте и, переписав начисто, отдал Листову, будучи уверенным в том, что. песня из этого абсолютно лирического стихотворения не выйдет.

Но через педелю композитор вновь появился у нас в редакции и под гитару спел свою песню “В землянке”. Всем показалось, что песня “вышла”. После опубликования в “Комсомольской правде” стихов и мелодической строчки песню подхватили и запели всюду, несмотря на то, что больше она нигде не публиковалась и одно время была даже под запретом. “Некоторым блюстителям солдатской нравственности, – заметил по этому поводу Сурков, – показалось, что строки “до тебя мне дойти нелегко, а до смерти – четыре шага” упаднические, разоружающие. Просили и даже требовали, чтобы про смерть вычеркнуть или отодвинуть ее дальше от окопа. Но портить песню было уже поздно. ”

И сейчас, спустя четыре с половиной десятилетия, песня эта продолжает волновать сердца людей, остается нестареющим гимном любви и верности солдатскому долгу.

Биографию "Катюши"(сл. М. Исаковский, муз. М. Блантера) – песни-ветерана – продолжает сама жизнь, вписав в нее множество памятных страниц. Особую популярность она получила в дни Великой Отечественной войны. Песня стала не только событием в музыкальной жизни, но и своеобразным социальным феноменом. Миллионы людей воспринимали героиню песни как реальную девушку, которая любит бойца и ждет ответа. Ей писали письма. Больше того, появилось немало сюжетных продолжений песни. В Литературном музее в Москве я записал некоторые из них: "Все мы любим душеньку "Катюшу", любим слушать, как она поет, из врага вытряхивает душу, а друзьям отвагу придает".

Бойцы, подражая "Катюше", пели на свой лад пусть и не совсем совершенные, но идущие от всего сердца слова и посвящали их они в ее образе своей любимой девушке, их мечте и надежде. Неизвестный солдат просил Катюшу, словно она была с ним рядом: "Если пуля вдруг шальная настигнет на дальней стороне, не грусти тогда, моя родная, расскажи всю правду обо мне".

Трогательны эти бесхитростные слова фронтового фольклора, и сегодня, спустя десятилетия, их нельзя читать без волнения. На фронте было немало реальных героинь с песенным именем. Одна из них – старший сержант Катюша Пастушенко, отважная пулеметчица, награжденная орденом Красной Звезды, уничтожившая немало фашистских автоматчиков.

10 января 1943 года в газете 44-й армии "На штурм" были опубликованы стихи о Кате Пастушенко: "Мы любим петь о девушке Катюше, что выходила на берег крутой. О Кате песню новую послушай, о девушке суровой и простой. Когда враги вдруг налетели стаей и замолчал внезапно пулемет, Катюша наша, девушка простая, одна рванулась заменить расчет. " В военное время пели и такую песню на мотив "Катюши": "Наш вишневый сад в цветенье снова, и плывут туманы над рекой. Выходила Катя Иванова на высокий берег, на крутой. Выходила – твердо порешила мстить врагу за Родину свою, сколько воли, сколько хватит силы, не жалея молодость в бою". Весьма любопытную историю рассказал Илья Сельвинский, который участвовал в боях на Керченском полуострове: "Однажды под вечер, в часы затишья, наши бойцы услышали из немецкого окопа, расположенного поблизости, "Катюшу". Немцы "прокрутили" ее раз, потом поставили второй раз, потом третий. Это разозлило наших бойцов, мол, как это подлые фашисты могут играть нашу "Катюшу"?! Не бывать этому! Надо отобрать у них "Катюшу"!. В общем, дело кончилось тем, что группа красноармейцев совершенно неожиданно бросилась в атаку на немецкий окоп. Завязалась короткая, молниеносная схватка. В результате - немцы еще и опомниться не успели! – "Катюша" (пластинка) вместе с патефоном была доставлена к своим".

"Шли бои на море и на суше, грохотали выстрелы кругом. Распевали песенки "катюши" под Калугой, Тулой и Орлом". Памятником "Катюше" – оружию и песне – возвышается сегодня на пьедестале под орловским селом Орево монумент прославленного орудия. Кстати, такой же памятник "Катюше" стоит и у проходной Уральского компрессорного завода, выпускавшего в годы войны прославленные минометы. В короткие минуты затишья пели фронтовики "Катюшу" на мотив песни "Дан приказ - ему на Запад", мотив которой так соответствовал духу того времени. В песне той мать напутствовала своего сына быть храбрым солдатом, не щадить врага и со скорою победой вернуться домой вместе с Катюшей, о которой он так тепло рассказал в своем письме. Только Катюшей той была не девушка, как она подумала, а наша грозная реактивная установка, названная таким именем.

Вывод: Сегодняшнего читателя в произведениях о войне не может не заинтересовать вопрос, как среди ужасов военного времени людям удалось сберечь в себе истинно человеческое – доброту, любовь, сострадание. Ответ на этот вопрос давали и дают произведения, написанные в тяжкие годы Великой Отечественной войны.

Литература и искусство неизменно выступают как хранители памяти поколений. С особой силой это проявляется в произведениях, запечатлевших героические страницы жизни нации. Никогда связь искусства с жизнью народа, сила воздействия писательского слова на события огромного исторического значения не проявлялись так наглядно и так впечатляюще, как в годы войны. Писатели утверждали свое право говорить "от имени Родины". Песни, созданные в годы войны, обладают ныне силой документа – прямого свидетельства непосредственного участника событий.

Заключение

Как добрая и мудрая наставница, песня внушает нам любовь к преданиям и обычаям родной земли, к ее героям и мастерам, учит жить по законам справедливости, помогать в трудную минуту ближним, не бояться страданий, отстаивая правду и свое человеческое достоинство.

От того, какие песни пела ребенку мать, и пела ли она их вообще, зависит характер маленького человека, его физическое здоровье, степень развития. Во время исполнения колыбельной своему ребенку мама рассказывает о настоящем и придумывает для него прекрасное будущее. Слушая колыбельные песни, ребенок как бы купается в ласке, песни внушают чувство уверенности, защищенности от бед.

Из песен мы узнаем о жизни русского народа, о его труде, о его чувствах и мыслях, по песням мы узнаем об отдельных исторических событиях далекого прошлого. Эти песни являются спутником всей человеческой жизни.

Сегодняшнего читателя в произведениях о войне не может не заинтересовать вопрос, как среди ужасов военного времени людям удалось сберечь в себе истинно человеческое – доброту, любовь, сострадание. Ответ на этот вопрос давали и дают произведения, написанные в тяжкие годы Великой Отечественной войны.

Литература и искусство неизменно выступают как хранители памяти поколений. С особой силой это проявляется в песнях, запечатлевших героические страницы жизни нации. Никогда связь искусства с жизнью народа, сила воздействия писательского слова на события огромного исторического значения не проявлялись так наглядно и так впечатляюще, как в годы войны. Писатели утверждали свое право говорить "от имени Родины". Песни, созданные в годы войны, обладают ныне силой документа – прямого свидетельства непосредственного участника событий.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)