Культура  ->  Музыка  | Автор: | Добавлено: 2015-03-23

Песни, которые помогали победить врага

Больше 60 лет прошло с того дня, как отгремели последние залпы войны. Но память о тех героических днях жива и нетленна. Мы не забываем, да и не вправе забыть о прошлом, о тех страданиях и бедах, которые перенёс наш народ в длительной и жестокой борьбе с фашизмом. И не только материальные реликвии - музейные экспонаты, памятники и обелиски, - но и произведения литературы и искусства о Великой Отечественной войне помогают нам постоянно освежать нашу память. И самые сильные воспоминания и чувства несут на себе произведения, которые создавались непосредственно в дни войны. В них слышится горячее дыхание боёв. Они волнуют нашу память, наше сердце. Песни и стихи фронтовых лет! Кто не согласится с тем, что это наше богатое духовное наследие, роль и значение которого трудно переоценить. В годы войны поэтическое творчество приобрело поистине массовый характер. Песни, стихи и другие произведения создавались не только профессиональными поэтами, но и бойцами и командирами, ранее никогда не бравшимися за перо. Сама боевая обстановка - трудная и опасная, с героизмом, трагизмом событий - побуждала людей к литературному творчеству. Бойцы писали на клочках бумаги, на тонких фанерных дощечках, а нередко на алюминиевых котелках и кружках. И это понятно: желание «выразить себя» в поэтической строке было горячим и сильным. В те годы на фронте, в партизанских отрядах, в советском тылу, а также на временно оккупированной территории песни рождались ежедневно. Достаточно сказать, что только за первые два месяца войны профессиональными поэтами и композиторами Москвы, Ленинграда и других городов нашей страны было создано более тысячи песен самой различной тематики и содержания. Многие из них тогда же увидели свет на страницах сборников, журналов, центральных и местных газет, были переданы по радио. А сколько песен написано в годы войны самодеятельными авторами- бойцами и командирами Красной Армии, участниками художественных коллективов, фронтовиками и партизанами! Конечно, далеко не все эти произведения получили признание и популярность, но, несомненно, одно: песенный арсенал войны исключительно велик. Где же искать эти песни? Основными источниками здесь могут послужить, прежде всего, архивы, фронтовая и партизанская периодическая печать и, теперь уже в меньшей степени людская память. Большую ценность представляют личные записи участников войны, их дневники, блокноты, записные книжки.

Глава I

Война на Севере.

Из всех советских фронтов в годы войны Карельский фронт существовал самое продолжительное время ( три с половиной года ) и действовал в самой широкой полосе протяжённостью почти 1600 км. Его войскам пришлось вести боевые действия в особых физико-географических и климатических условиях, на театре, разделённым полярным кругом на две неравные и непохожие зоны – Заполярье и Карелию. Заполярье в прибрежной полосе – это тундра, район вечной мерзлоты, скалистое, бесплодное плоскогорье с многочисленными сопками и однообразной местностью. Климат Заполярья суровый, с весьма неустойчивой метеорологической обстановкой. Зима длится 7 месяцев (с ноября по май). Для Заполярья также характерны продолжительные полярные дни и полярные ночи. Накануне войны Заполярье являлось одним из малонаселённых районов нашей страны. В полосе фронта находились жизненно важные для нашей страны районы и объекты: Кольский полуостров с его запасами никелевых и молибденовых руд и других полезных ископаемых, Карелия – центр целлюлозно-бумажной и деревообрабатывающей промышленности. Стратегическое значение имели Кировская железная дорога, связывающая Север с центром страны, крупные морские порты Мурманск и Архангельск, обеспечивающие базирование нашего Северного флота и его действия на морских коммуникациях. Преимущественно через Мурманск осуществлялась связь с нашими союзниками по антигитлеровской коалиции, и шёл поток основных грузов. В осаждённый Ленинград шла рыба, выловленная отчаянными рыбаками Мурмана. Авиация, броне, авто и мототехника производства Америки и Великобритании выгружалась в сожжённом городе, чтобы принять участие в ключевых битвах Второй мировой на полях России. В случае захвата Германией Заполярья и Карелии, в том числе Кольского полуострова и Мурманска, наш Северный флот лишился бы своих основных баз, а Советский Союз – связи по Северному морскому пути с внешним миром. Кроме того, немецко-фашистские войска получили бы возможность развивать в последующем наступление в глубь страны. Захват Карелии создал бы угрозу Ленинграду с севера, и может быть подтолкнул бы Финляндию начать наступление с рубежа Сестры-реки на город, лишил бы нашу страну важнейших железнодорожных и водных коммуникаций. Наличие указанных районов и объектов и необходимость их защиты обусловливало важность, политическое и стратегическое значение задач, решаемых войсками Карельского фронта.

Мужество, стойкость и массовый героизм советских солдат, остановили врага в Карелии и Заполярье. И только ценою серьёзных потерь немецко-фашистским и финским войскам удалось продвинуться в Заполярье на 10 – 85 км и в Карелии на 50 – 220 км. Однако врагу не удалось достигнуть конечной стратегической цели. В декабре 1941 г. линия фронта стабилизировалась и оставалась почти неизменной до 21 июня 1944 г. В ходе оборонительных сражений советские войска решали одну из важнейших стратегических задач - они остановили врага. Большой урон врагу наносили артиллерия, авиация, силы Северного флота. Активные действия войск фронта сковывали силы врага и не позволяли ему перебрасывать свои соединения на другие участки советско-германского фронта. В ходе обороны войск фронта, а также благодаря трудовому подвигу гражданского населения Заполярья и Карелии, оказывавших помощь воинам, были созданы условия для перехода войск фронта в наступление. С разгромом немецко-фашистских войск в Заполярье, была возвращена богатая полезными ископаемыми и область Петсамо, незамерзающий порт Лиинахамари, аэродром Луостари, населённые пункты, на всём протяжении была восстановлена государственная граница с Норвегией и Финляндией.

Глава II

Песни, которые помогали громить врага.

В массовом песенном творчестве Великой Отечественной войны значительное место занимают произведения, созданные воинами Карельского фронта. Разные это были песни: легендарно-боевые, воспевающие героические дела советских бойцов и командиров, лирические - на темы любви и дружбы, сатирические, разоблачавшие врагов. Песни на-передовой линии огня были нужны, как воздух. Они вдохновляли на героические свершения, создавали атмосферу задора, бодрости и высокого солдатского оптимизма. «Без песен на войне труднее вдвойне»,- подчеркивает фронтовая пословица. Политуправление Карельского фронта, а также политотделы частей и соединений придавали важное значение развитию солдатской художественной самодеятельности, созданию новых боевых песен. На этот счет издавались специальные инструкции и директивы, объявлялись конкурсы, проводились совещания и семинары. Неослабное внимание вопросам массового песенного творчества уделяла газета Карельского фронта «В бой за Родину», армейские и дивизионные газеты «Во славу Родины», «Часовой Севера», «Красный воин», «Красноармейский удар», «Боевая вахта», «Боевой путь» и другие.

Нигде, пожалуй, природа не осложняла так ведение боевых действий, как здесь, в краю диких лесов, неприступных скал, болотных топей и тундры. В этих условиях солдат особенно нуждался в согревающем тепле хорошей фронтовой песни. Однако новых удачных песен, которые отразили бы особенности солдатской жизни на северном, карельском участке фронта, явно не хватало. Надо было искать выход. Политработники отлично понимали, что при отсутствии на фронте достаточных профессионально – творческих сил основные надежды можно было возлагать на солдатские массы. Начиная с 1942 года на Карельском фронте регулярно проводились творческие совещания и семинары. На них собирался актив - начинающие поэты и музыканты, военкоры, руководители художественных коллективов. На таких совещаниях, как правило, анализировали состояние культурно-просветительной работы в войсках, обсуждали новые стихи и песни. На занятиях творческих секций бойцы и командиры получали немало полезных рекомендаций и советов. Словом, это была хорошая школа, в которой самодеятельные поэты-песенники совершенствовали свое литературное мастерство. Оживлению творческой активности воинов Карельского фронта способствовали также конкурсы на лучшую песню. Они проводились регулярно, примерно два раза в год. Их инициатором также являлось фронтовое политуправление. Совместно с редакцией газеты «В бой за Родину» оно тщательно разрабатывало условия конкурсов, намечало их сроки. Проведение конкурсов было самым действенным культурно-массовым мероприятием. Вот, например, двенадцатый номер фронтовой газеты «В бой за Родину» от 14 января 1944 года, где был объявлен конкурс на лучшую песню о Карельском фронте. Цель конкурса - активизировать творческую работу в войсках, привлечь к ней новые отряды самодеятельных поэтов и композиторов. Желая выявить наиболее яркие произведения песенного творчества фронтовиков,- читаем в этом материале,- политуправление фронта и редакция газеты «В бой за Родину» объявляют конкурс на лучшую песню о Карельском фронте. «Воспеть имена и подвиги героев нашего фронта, мужество и храбрость советских воинов, их ненависть к врагу, запечатлеть в песнях дела и образы защитников родной земли, их вклад в дело победы в условиях сурового Севера - благородная и почетная задача красноармейских поэтов». Далее излагались условия конкурса, в котором могли принять участие «все бойцы и офицеры». Какие же требования предъявлялись к присылаемым на конкурс произведениям? В текстах песен должны быть отражены темы героической борьбы воинов Карельского фронта. В них должны воспеваться ратные подвиги пехотинцев, артиллеристов, саперов, танкистов, летчиков, моряков, а также воинов других родов войск. Песни должны быть содержательными, возвышенно-патриотическими, боевыми. Ставились и некоторые другие условия. Так, песня «должна иметь куплетную форму с повторяющимся припевом», причем размер ее «не должен превышать шести куплетов (не считая припева)». За лучшие тексты устанавливались денежные премии. Проведение конкурсов сопровождалось некоторыми организационными мероприятиями. Требовалась, прежде всего, широкая пропаганда самих конкурсов. С этой целью объявления о них перепечатывались в армейских и дивизионных газетах, а иногда издавались отдельными листовками. Использовались и различные формы устной пропаганды - политинформации, лекции, беседы. Не стояли в стороне и культурно-просветительные учреждения - Дома Красной Армии, дивизионные и полковые клубы. Конкурсы оказывались весьма результативными. Редакция фронтовой газеты получала потоки солдатских писем с текстами боевых, маршевых, а нередко и лирических песен. Лучшие произведения отбирались и рекомендовались в печать. Чтобы представить масштабы творческой работы воинов - фронтовиков, достаточно обратиться к итогам конкурса на лучшую красноармейскую песню, объявленного на Карельском фронте в октябре 1942 года. За полтора месяца от бойцов и командиров поступило на конкурс триста произведений. В них, как писала газета «В бой за Родину» от 23 декабря 1942 года, «каждая строчка проникнута героическим духом великой эпохи, высоким патриотическим порывом, безграничной любовью к своей Родине, к партии и неугасимым пламенем ненависти к врагу». Стихов поступало много, но поэтический текст еще не становился песней. Вдохнуть в него жизнь могла лишь мелодия, которая и несла песню в широкие солдатские массы. Задача создания яркой, боевой музыки песен лежала на другом отряде творческих работников фронта - на композиторах и музыкантах. Практическая помощь и моральная поддержка и на этот раз исходили от политуправления фронта и редакции газеты «В бой за Родину». Вот передовая статья «Песня - друг бойца» опубликованная в газете от 17 ноября 1944 года. В ней приводятся конкретные факты, как песня вдохновляла воинов в бою, увлекала в атаку. Рассказано, например, о таком случае. Когда у бойцов, которыми командовал гвардии сержант Кондев, кончились патроны, гитлеровцы совсем обнаглели. Они в полный рост пошли на наши окопы. Некоторые бойцы растерялись. Тогда Кондев крикнул: «Не робей, ребята, берись за гранаты!» И чтобы еще больше ободрить товарищей, он запел: «Пусть ярость благородная вскипает, как волна. ». Кондев поднялся навстречу гитлеровцам и швырнул в них первую гранату. Следом за ним метнул гранату гвардии рядовой Туровцев. И по примеру своего командира тоже запел: «Идет война народная, священная война. ». Песня подействовала на всех ободряюще. Бойцы подхватили ее, и смело бросились на врага. Немцы отступили. Песня - друг и верный товарищ бойца, с ней и жить веселей, и воевать легче. Поэтому, рекомендует газета, нужно всемерно активизировать пропаганду песен среди фронтовиков. В статье приводятся примеры, как в подразделении, которым командовал офицер Кузоваткин, песня широко вошла в повседневный быт воинов. А началось с того, что были выявлены талантливые и опытные запевалы. Они разучивали с бойцами современные народные и фронтовые песни, которые затем распевали в походах и на привалах. Так же поступали и во многих других воинских коллективах. В подразделении офицера Григорьева новые песни помещали в боевых листках, переписывали под копирку и распространяли среди бойцов. Песни на фронте создавались иногда и коллективно. В землянке, в блиндаже, на привале, в зимнем лесу у костра бойцы сообща сочиняли текст и мелодию. Один из них мог предложить общий единый замысел песни и первый куплет, другой дополнял - текст новыми строками, третий боец присоединял припев. И так до тех пор, пока песня не становилась законченным произведением. Затем первоначальный, сырой текст коллективно видоизменялся и отшлифовывался. Будучи результатом творческих усилий целого коллектива, такая песня, естественно, быстро приобретала авторитет и признание в солдатской массе. Бойцы по праву считали ее «своею», «собственной» песней, дорожили и гордились ею.

1. Песни Карельского фронта.

Песни, созданные на Карельском фронте, отличаются многообразием тематики и содержания. Но о чем бы ни говорилось в них - о подвиге героя или о боевом пути полка, о лирических раздумьях воина или о зверствах врага – они пронизаны любовью к родной земле и ненавистью к вероломным захватчикам. Песня рождалась как горячий порыв молодого сердца, как вспышка любви или гнева. Отсюда - особенности содержания и формы песен. Они безыскусственны и просты, порой по-солдатски наивны, но они искренни и правдивы, привлекают свежестью поэтических образов и красок. От них веет юношеским задором, горячим наплывом чувств. Конечно, в некоторых песнях заметны технические недостатки, несовершенства рифмы или языка. Но не следует забывать о природе этих произведений, о тех условиях, в которых они рождались. Отдельные их недостатки с лихвой окупаются куда более значительными достоинствами. А что касается общего художественного уровня, то у большинства песен фронтовых лет он достаточно высок и вполне отвечал критериям и вкусам того времени. Иначе они не воспринимались бы так близко к сердцу фронтовиками, не оказывали бы на них такого сильного морального и эстетического воздействия. Да и в наши дни многие из них не потеряли своей поэтической привлекательности и идейной глубины. Они сохранили свое значение не только как историко-познавательные, но и как художественный, поэтический материал. Говоря о песнях Карельского фронта, нельзя не отметить и такую их особенность. Во многих из них война изображается не в широком, а в локальном, местном плане. В них рассказывается не вообще о борьбе с врагом, а о боях на конкретном участке фронта - в Карелии или в Кольском Заполярье. В песне слышится живой голос воина, чье сердце преисполнено гордости именно за свой героический Карельский фронт. Уже заголовки многих песен говорят сами за себя: «Герои Карельского фронта», «Песня защитников Карелии», «Карельская песня», «Мой Север», «Песня защитников Заполярья», «Песня о Карелии», «Песня бойца Карельского фронта» и т. д. Даже беглое знакомство с произведениями убеждает в причастности их к земле карельской. Это же подтверждается всей образной системой и комплексом звуковых ассоциаций песен. В них буквально рассыпаны приметы сурового, но по-своему прекрасного северного края. Какой бы ни была сторона в природно-климатическом отношении – суровой или мягкой, солнечно-приветливой или пасмурно-холодной в ней всегда найдется что-то близкое и дорогое сердцу солдата, потому что это своя, родная сторона, частица всей нашей советской Родины. Ни в одной песне мы не найдем какого-либо негативного, неуважительного отношения к северному краю, доставлявшему фронтовикам дополнительные трудности. В песнях упоминаются и непроходимые карельские болота, и мрачные северные сопки, и глубокие снега, и немилосердные морозы. Но говорится обо всем этом сдержанно и спокойно, с легким солдатским юморком. Мол, нет, худа без добра: есть болота - ну и что ж, пусть они поглотят врага, а свирепые бураны станут заупокойной песней для захватчиков. Трудности не расслабляли волю солдата, а закаляли ее, они делали бойца еще более собранным и стойким. Об этом и говорится в песнях. Взять хотя бы строки из «Карельской песни» старшего лейтенанта Г. Орловой:

Среди гор и озер, среди сопок крутых,

В суровом полярном краю,

Мы здесь защищаем от недругов злых

Любимую землю свою.

Не сломит нас ярость любых непогод,

Нас всех согревает в пути,

На подвиг зовет, посылает вперед

Горячее сердце в груди.

Всего несколько строк, а как много сказано. Здесь и характеристика края, и особенности жизни фронтовой, и монолог о стойкости в бою. И таких емких и убедительных образов в песнях немало. А вот строки младшего сержанта А. Игумного:

Весенней зарею обласкан,

Под светлой Полярной звездой,

Лежит предо мною, как сказка,

Мой Север, навеки родной.

Под камнем карельским березка

Склонилась к прозрачной воде,

И яркое пламя морошки

Горит на зеленой гряде.

Я думаю: все это наше!

Недаром пришли мы с лугов,

С Печоры, с украинских пашен

Свой край защищать от врагов.

Какою мерой измерить горячие патриотические чувства, запечатленные в этих неброских, но проникновенных строках! Солдат пришел в северные окопы с оружием в руках, сроднился с этим краем и полюбил его. Он восхищен своеобразной природой Севера, сказочно-сверкающим убранством земли. Все это и придает ему силы, удваивает энергию в нелегкой борьбе с врагом.

2. Песни, посвященные героям.

К солдатским песням о Родине, о северной тундре и карельских лесах близки произведения, запечатлевшие образы бесстрашных героев. Всему Карельскому фронту были известны легендарные подвиги Героев Советского Союза полковника Семена Ивановича Азарова, молодого пулеметчика старшего сержанта Василия Дубинина, пехотинца Николая Варламова, снайпера Саида Алиева и многих других. Здесь, на карельской земле, отдали свои юные жизни в борьбе с врагом девушки-партизанки Герои Советского Союза Мария Мелентьева и Анна Лисицына. Песни, найденные теперь в подшивках фронтовых газет, как бы живым венком ложатся на могилы павших героев. Читаешь эти поэтические строки, и тут же улавливаешь одну их общую мысль: подвиги воинов - бессмертны! Несмотря на то, что в большинстве песен рассказывается о погибших воинах, они звучат бодро, оптимистично. В них ничего нет от уныния и душевной расслабленности некоторых старых песен о смерти солдата. Авторы песен о героях Великой Отечественной войны как бы хотят сказать: смерть на поле боя - красивая и благородная смерть, и она непременно отзовется в сердцах товарищей по оружию. Живые подхватят имя павшего героя, понесут его в новые бои и сражения. Идея преемственности героизма и мщения врагу – одна из наиболее сильных сторон массового песенного творчества Великой Отечественной войны. Этот вывод можно подтвердить многими произведениями. Вот лишь отдельные строфы из песен, посвященных героям Карельского фронта. Сколько здесь любви к павшим патриотам, сколько горячего стремления достойно увековечить их память и вместе с тем вдохновить на подвиги живых!

Не покоя, а с недругом боя

Ищет всюду заступница-месть.

Непокорные умерли стоя,

Как велит комсомольская честь.

Скоро будет свободною Пряжа,

Шелтозерье изгонит врага.

И лесную былину расскажет

Опаленная битвой тайга. («Героини былины лесной»)

Бессмертен ты - святые узы

Связали нас с тобой навек.

Герой Советского Союза,

Красивый русский человек! («Песня о Николае Варламове»)

И в грохоте боя, под ливнем свинца,

Под яростный посвист картечи,

Он звал нас на подвиг, и бились сердца,

И шли мы победе навстречу.

И в ужасе вспять побежало зверье

От наших могучих ударов.

Навеки запомним мы имя твое,

Любимый товарищ Азаров! («Песня об Азарове»)

В песнях о героях поэтическая символика соседствует с конкретными образами природы и фронтового солдатского быта. Это художественно «приподнимает», романтизирует песню и вместе с тем наполняет ее предметным, реалистическим содержанием. Стиль этих песен эмоциональный, лирически взволнованный. Поэтому они легко читаются как стихи и так же легко исполняются как песни. Иногда бойцы, не дожидаясь официального создания музыки, сами подбирали мелодию, используя старый песенный запас.

3. Походно – боевые и маршевые песни.

Воинами Карельского фронта созданы десятки походно-боевых и маршевых песен, в которых слышна победная поступь советских полков и батальонов. Гул атаки и грохот артиллерийских батарей передаются в них звуковыми сочетаниями и соответствующей интонацией. Особенностью этих песен является также афористичность стиля. Многие строки, особенно припевы, почти целиком строятся как боевые команды, как лозунги и призывы смелее идти в бой и уничтожать фашистских захватчиков. В этих песнях незримо присутствует воин-патриот, идущий к победе и призывающий к ней своих доблестных соратников по борьбе. Бесспорно, такие песни действовали на бойцов одобряюще. Они воспринимались как священный зов матери-Родины, как голос народа. Мелодия, как правило, была бодрой, боевой. Ее воодушевляющий пафос соответствовал назначению и общему характеру, произведения. Еще более важное значение имели на фронте марши, т. е. песни конкретных воинских частей и соединений. Их воспитательно-патриотические функции близки были функциям полковых знамен. Уж так повелось: каждая дивизия, каждый отдельный полк, а иногда и батальон должны были иметь свою боевую песню, марш. Если у себя в части такую песню создать было некому, то командир или политотдел обращались за помощью к профессиональным композиторам и поэтам. Тексты маршей обязательно фиксировали этапы пройденного данной дивизией или полком боевого пути; иногда упоминались места знаменитых сражений и имена воинов, совершивших подвиги или геройски погибших во славу Отчизны. И, конечно, в тексте, а нередко и в заголовке песни стояло название или номер боевой части.

4. Лирические песни.

Золотым фондом песенного творчества военных лет была лирическая песня. В ней во всей полноте раскрылась душа солдата - глубокая, богатая и отзывчивая. И какую бы лирическую песню мы ни взяли - в ней всегда найдем яркие образы, свежие поэтические детали. Насколько богат и многогранен внутренний мир советского воина – защитника родной земли, настолько богат и многогранен арсенал образных средств в лирических песнях. Даже в промерзших траншеях, среди свиста и воя снарядов, солдат всматривался в окружающий мир и находил в нем нечто такое, что достойно ярких и проникновенных стихов. Он оставался человеком, в котором одновременно уживались мужество солдата и романтическая настроенность поэта. Вот обычная картина – солдатский отдых после боя. Могло ли это стать содержанием задушевной лирической песни? Конечно же, могло! Но пусть об этом скажет сама песня:

Над озерной гладью встал туман.

Кто-то из походного рюкзака

Вынул тульский старенький баян,

Под который взвод ходил в атаку.

В нас всегда на звонкие меха

Сердце частым стуком отзывалось.

И острей хотелось бить врага,

И милей Отчизна вспоминалась.

О чем рассказали эти две песенные строфы! Сразу представляешь: сели в кружок утомленные боем солдаты. На душе - тревога, печаль: кто-то из друзей ранен, кто-то убит. Но вот один из них заиграл - и все преобразилось. И тут же, под звуки знакомой мелодии, поплыли воспоминанияТакова сила музыки, которая согревала бойцов на привале и воодушевляла в бою. Да и сам «тульский старенький баян» опоэтизирован и нашел достойное место в песне. А еще в этих строках - сердце солдата, «частым стуком» отзывавшееся на музыку. И, наконец - общий итог: «И острей хотелось бить врага, и милей Отчизна вспоминалась». Так, казалось бы, частный факт, простая и незамысловатая картинка фронтового быта доведена до большого, итогового обобщения. Но в этом, собственно, и заключается сила и смысл настоящего искусства. В лирических песнях фронтовиков немало размышлений о прошлом и будущем, здесь и воспоминания бойца о родных местах, об отчем доме, о кружевах дорогого крыльца. Нежными красками рисуется образ любимой девушки, оставшейся далеко в тылу. Солдат гордится своей подругой, зная, что и она мечтает о встрече, о его счастливом возвращении домой. Лирические образы в песнях, сердечные раздумья и воспоминания солдата не отрываются, однако, от реальной действительности, от обстановки войны. Личное счастье воспринимается в неразрывной связи со счастьем всего народа, с победой над врагом. Только через победу в войне мыслит солдат свою встречу с родным домом, свое возвращение к прежнему мирному труду. Дорога к дому лежит через Берлин, говорили фронтовики. И они всем сердцем стремились к победе, которая светила им ярким заветным маяком. Воины Карельского фронта создавали песни о девушках в солдатских шинелях, стойких и мужественных подругах по войне. Вот одна из них, написанная лейтенантом Сергеем Посниченко,- «Песня подруге-связистке». Образ девушки-воина дан на фоне суровой северной природы. Торжественно - строгий стиль и спокойная интонация песни соответствуют характеру ее содержания:

Идешь ты со мной под свинцовой метелью,

Под музыку северных наших ветров.

Под этой твоею холодной шинелью

Горячее сердце, большая любовь.

В песнях фронтовиков - и это хорошо видно из приведенных примеров - нет и намека на безысходность положения, на тревогу и, тем более, страх солдата перед трудностями и невзгодами войны. Наоборот, каждое слово и каждая-строчка в них пронизаны светлым чувством любви и дружбы, верой в добро, в приближение солнечного, погожего дня. В жизни солдат умел подметить еще и комичное. Он любил перекинуться с друзьями шуткой, подзадорить их юмором, вовремя сказанной пословицей-прибауткой. Да и песню шуточную он не прочь был сложить - про фронтового пекаря, почтальона, про какую-нибудь смешную ситуацию в бою. Но с врагом он разговаривал на другом языке - острой, метко разящей сатирой, хлестким словом. Авторы сатирических песен использовали самые различные художественные приемы и средства. Все делалось для того, чтобы создать наиболее колоритный и вместе с тем отталкивающий образ врага - подлого и кровожадного убийцы.

Глава III

Пропаганда песен войны.

Выше говорилось о пропаганде песен войны фронтовой и армейскими газетами. Помимо газет, серьезную и кропотливую работу в этом плане вели ансамбли песни и пляски и массовая художественная самодеятельность. В этих коллективах шла активная творческая работа. Здесь разучивались и исполнялись песни, нередко создавались новые. Для этого были благоприятные условия. Авторы, работавшие над песней, получали в коллективе творческую помощь и поддержку. Да и концертные репетиции были хорошей проверкой для нового произведения. В текст и музыку вносились поправки, изменения, и песня, таким образом, доводилась до совершенства. Большую роль в пропаганде и распространении новых музыкальных произведений выполнял ансамбль песни и пляски при политуправлении Карельского фронта. Это был дружный и талантливый коллектив. За годы войны он дал сотки ярких содержательных концертов. Ансамбль выступал во фронтовом Доме Красной Армии, в городах и селах Карелии и Мурманской области, в госпиталях, на передовой позиции. Политуправление и руководство ансамбля делали все возможное для пополнения репертуара высокохудожественными произведениями. Для этой цели привлекались как профессиональные таланты, так и творческие силы фронтовой самодеятельности. Несколько хороших песен подарили ансамблю известные композиторы Никита Богословский и Марк Фрадкин. Никита Богословский в творческом содружестве с поэтом-фронтовиком Павлом Шубиным написал бодрый, ритмически четкий «Марш Карельского фронта», несколько медлительную проникнутую патетическим звучанием «Песню гнева», и лирический «Северный вальс». Ансамблем охотно исполнялись и произведения Марка Фрадкина на стихи поэта Льва Ошанина – «Моя черноокая» и «В белых просторах». Вторая песня получила широкую известность и дошла до наших дней. Однако какой бы популярностью ни пользовался фронтовой ансамбль, он не мог заменить солдатскую самодеятельность. Небольшие коллективы, порой численностью в два-три человека, выступали на командном пункте, в землянке пехотинцев, на огневой позиции минометчиков или артиллеристов. Они обходились без декораций и театрального реквизита, да и репертуар не отличался богатством. Но эти миниатюрные концерты, программа которых занимала двадцать-тридцать минут, доставляли хозяевам окопов и блиндажей истинное наслаждение. Бойцы платили «друзьям-артистам» искренней признательностью и любовью. Вот некоторые отзывы фронтовиков, приведенные в заметке «Сила самодеятельности» воентехником II ранга Тупицей (газета 14-й армии Карельского фронта «Часовой Севера» от 5 января 1942 года). Пулеметчик Шпатов: «Начиная от вальсов Штрауса и кончая песней «Священная война», все выступления бодрят нас, заражают неиссякаемой энергией, зовут в бой. Придет время, и мы будем слушать оперы в больших театрах. Но эти концерты на фронте никогда не забудем». Младший лейтенант Кашин: «Мы, снайперы, пришли смотреть концерт прямо с передовой линии фронта. Мы истребили до этого 49 фашистов. Теперь обещаем бить врага так метко, как ударяют пальцы баяниста по клавишам баяна». Во время одного концерта подразделению был дан приказ взять высоту «Пила». Бойцы записали в книге отзывов: «Уходя с концерта в бой, мы полны энергии, сил и уверены" в победе. «Пила» будет наша!» А через несколько часов они разбили противника и взяли эту высоту.

«Репертуар нашей самодеятельности отличается злободневностью и разнообразием,- пишет автор названной заметки. Большое место в программе отводится острой, едкой сатире. Неизменным успехом у бойцов пользуется песенка «Не видать орде германской стен советского Мурманска» и фельетон «На закате ходит Гитлер», мастерски исполняемые красноармейцем Ефимовым. Не менее интересны выступления баяниста Казьмина и организованного им оркестра». Большое значение имели смотры художественной самодеятельности, которые на Карельском фронте проводились ежегодно. Они не только обогащали репертуар, но и поднимали на более высокую ступень творчество солдатских масс. Смотры начинались в частях и соединениях, а заканчивались во фронтовом ДКА. Сюда съезжались победители творческих соревнований, наиболее талантливые певцы, музыканты, танцоры, чтецы, затейники, акробаты, которые демонстрировали свое мастерство на большом заключительном концерте. Здесь же читались лекции и доклады, подводились итоги смотра: вручались денежные премии и ценные подарки. Так, летом 1943 года приказом по политуправлению Карельского фронта были награждены 40 наиболее талантливых и активных участников смотра красноармейской художественной самодеятельности. Некоторые руководители ансамблей и других художественных коллективов, представлялись к награждению орденами и медалями. Развитию музыкального искусства на войне, повышению мастерства поэтов-песенников содействовали и авторские литературные вечера. Они обычно пользовались у фронтовиков признанием и поддержкой. Один из таких вечеров был проведен летом 1942 года в 10-й гвардейской дивизии Карельского фронта. В клубный зал собрались герои боев на заполярных сопках. Они пришли сюда послушать стихи и песни своего товарища по оружию В. Перова. Вечер открыл кратким вступительным словом политрук Блохин. Затем автор - гвардеец В. Перов- прочитал бойцам свои литературные монтажи – «Энская гвардейская», «Мы разгромим врага», «Боевые будни» и стихи о героях-ленинградцах. Подлинно фронтовая героика, пафос борьбы за правое дело, жгучая, неистребимая ненависть к врагу звучали в стихах. Музыкальный ансамбль части исполнил несколько антифашистских песен Перова. Многие из присутствовавших записали эти произведения в блокноты. Вечер поэта-фронтовика прошел с большим творческим подъемом и доставил воинам глубокое удовлетворение.

Перечисленные мероприятия, однако, не исчерпывали всех форм пропаганды песенного творчества, применявшихся на Карельском фронте. Таких форм было гораздо больше. В некоторых частях, например, использовались магнитофонные записи и патефонные пластинки. Преследовалась при этом двойная цель - разучивание новых песен и организация культурного отдыха фронтовиков. Вот заметка старшего сержанта К. Строкова «Патефон в землянках бойцов» (газета Карельского фронта «В бой за Родину» от 15 апреля 1943 года). В ней сказано, что агитатор Иванов часто привозил в подразделения патефон. Он обходил с ним все землянки. В свободное от несения службы время бойцы с удовольствием слушали музыку. У агитатора всегда имелся комплект новых пластинок, пополнявших песенный запас подразделения. На некоторых участках Карельского фронта устанавливались мощные репродукторы, с помощью которых велась широкая и действенная пропаганда на войска противника. Радиопередачи в большинстве своем сопровождались трансляцией концертов, русских народных и современных песен. Финские солдаты, среди которых были и противники войны с Советским Союзом, внимательно слушали передачи, записывали и запоминали песни. В газете «В бой за Родину» от 29 марта 1942 года опубликован интересный, представляющий особую ценность материал. Это информация политрука С. Григорьева и замполитрука Н. Морщикова «Советская радиопередача на передовой» с подзаголовком: «Финские солдаты пели «Интернационал». Рассказан любопытный факт. После одной из наших радиопередач, сопровождавшейся песенным концертом, финские солдаты собрались в круг и заявляли о своем отказе воевать за интересы Гитлера и Маннергейма. Кто-то запел «Интернационал», другие подхватили. Всполошившиеся командиры стали разгонять и избивать «заразившихся коммунистической пропагандой» солдат. Кончилось все это тем, что финны перестреляли фашистских офицеров и с поднятым белым флагом направились в сторону советских позиций. Благополучно добравшись до наших окопов, они сдались с оружием в плен.

Заключение.

С первого дня Великой Отечественной войны и до победного салюта песня всегда была с солдатом. Она помогала ему преодолевать трудности и лишения фронтовой жизни, поднимала боевой дух воинов, сплачивала их. Как верный друг, она не покидала фронтовика в минуту грусти, скрашивала разлуку с любимой, с родными и близкими. Она шла с солдатом в бой, вливала в него новые силы, отвагу, смелость. Война шла пять лет, и каждый год рождал все новые и новые песни. Они воспитывали ненависть к врагу, воспевали Родину, мужество, отвагу, боевую дружбу - все то, что помогало преодолеть военные трудности, которым не было числа. В годы Великой Отечественной войны сложено сотни солдатских песен. И неслись солдатские песни по окопам, блиндажам, землянкам и партизанским лесам. Можно привести немало примеров, свидетельствующих о той высокой роли, какую выполняли музыка и песни на войне. Но достаточно и сказанного, чтобы составить представление о том, как и в каких условиях, рождались песни, какими способами они распространялись и как они помогали нашим воинам в борьбе с коварным и жестоким врагом.

Пройдут годы, пройдут десятилетия, а песни тех героических времен всегда будут сохранять свою свежесть, силу и красоту. Ведь они - не только богатая и достоверная летопись войны, они еще - выражение мощного духа, патриотизма, а вместе с тем и яркого художественного таланта советского народа.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)