Дом  ->  Семья  | Автор: | Добавлено: 2015-03-23

Передвижной кукольный театр «Теремок»

Каждый год в детский сад приходят разные дети: сообразительные, смышлёные и не очень, контактные и замкнутые. Но всех их объединяет одна беда - они удивляются и восхищаются всё меньше и меньше, интересы их однообразны: куклы Барби, модели машинок, компьютеры, игровые приставки. А ведь наше общество как никогда нуждается в активных и творческих людях. Как же разбудить в детях интерес к миру и самим себе? Как заставить их душу «трудиться»? Размышляя над этими вопросами, я пришла к выводу: помочь может кукольный театр. Для того, чтобы ребёнок проявил творчество, необходимо обогатить его жизненный опыт яркими художественными впечатлениями, дать необходимые знания и умения. Чем богаче опыт малыша, тем ярче будут творческие проявления в различных видах деятельности. Поэтому так важно с самого раннего детства приобщать ребёнка к музыке, театру, литературе, живописи. Чем раньше начать развивать детское творчество, тем больших результатов можно достигнуть. Ведь эмоциональная глухота начинается в детстве и может стать нормой в юности, но, вовремя захваченная, легко излечивается именно искусством, театром и особенно в театре детства. Ребёнок относится и должен относиться к театру, как к волшебству. И это не помешает ему извлечь из спектакля полезные нравственные итоги. Итоги эти будут во много раз масштабнее и эффективнее той жалкой сиюминутной пользы, которую так иногда хочется извлечь папе или маме, учительнице или старшей сестре, хотя сам театр позволяет себе сознательно избегать азбучной ясности, доходчивости и наглядности. Встреча с театральной куклой помогает детям расслабиться, снять напряжение, создаёт радостную атмосферу. Кукла может всё или почти всё. Она творит чудеса: веселит, обучает, развивает творчество дошкольников, будит у ребёнка воображение, рождает новые образы, которые положительно влияют на развитие детей: расширяется кругозор, развивается речь, моторика рук, прививается любовь к русскому народному и литературному творчеству. Я разработала проект создания кукольного театра в нашем городе.

Мне кажется, что кукольный театр уместно расположить в Западном районе, так как здесь много новостроек, детских садов, а культурных точек недостаточно. Выстроить для театра новое здание - это большая проблема, так как уже есть утверждённый план строительства города, существует дефицит денежных средств. Но театр может располагаться на базе детского сада, школы, МОУ «МУК» - это один вариант. Второй - это кукольный передвижной театр. Ведь для этого нужно - лёгкая ширма - сцена, куклы и артисты. Кроме этого, театр может обеспечить местами практики учащихся педагогического класса Межшкольного учебного комбината.

Кукольный театр имеет очень большую историю, и в нашей стране он появился очень давно. По просторам России бродило много странствующих актёров. Одни приходили с востока, из Азии, другие - с запада, из Европы. Принесённое ими искусство странным образом перемешивалось, переплеталось на российском перекрестке, порождало формы, которые со временем воспринимались как "своё" искусство, да и по сути становилось им. Всё это происходило и в народном кукольном театре.

Петрушка

Мы почти ничего не знаем о том, какими были представления перчаточной куклы России до прошлого века. К концу XIX века русские народные кукольники владели, как правило, техникой двух видов кукольного театра: театра кукол на нитках ("марионеток" в их профессиональной терминологии) и театра перчаточных кукол ("петрушек"). Сохранилось много описаний этих уличных представлений. В конце XIX века петрушечники обычно объединялись в пары с шарманщиками. С утра до позднего вечера ходили кукольники с места на место, повторяя за день помногу раз историю похождений Петрушки - она была невелика, и все представление длилось 20-30 минут. Актер таскал на плече складную ширму и узел или сундучок с куклами, а музыкант - тяжелую, до тридцати килограммов, шарманку. Набор и порядок сцен слегка варьировался, но основное ядро комедии сохранялось неизменным. Петрушка приветствовал публику, представлялся и заводил разговор с музыкантом. Шарманщик время от времени становился партнером Петрушки: вступая с ним в разговор, он то увещевал его, то предупреждал об опасности, то подсказывал, что делать. Эти диалоги обусловливались и очень важной причиной технического порядка: речь Петрушки из-за пищика не всегда была достаточно внятной, и шарманщик, ведя диалог, повторял Петрушкины фразы, помогая, таким образом, зрителям понимать смысл его слов. С. В. Образцов в своей книге "По ступенькам памяти" вспоминает, как он ребёнком видел представление Петрушки: "Над ширмой появилось то самое, что пищало. Петрушка. Я вижу его в первый раз в жизни. Смешной. Непонятный, большой нос крючком, большие удивлённые глаза, растянутый рот. Красный колпак, на спине какой-то нарочный горб не горб и деревянные плоские, как лопатки, руки. Очень смешной. Появился и запел тем же нечеловеческим писклявым голосом". С наступлением XX века "Комедия о Петрушке" начинает быстро разрушаться. Причин для этого было более чем достаточно. Прежде всего, этому способствовал предельно жесткий контроль властей, доходивший до прямых гонений и запретов. Блюстителей порядка и нравственности раздражали крамольное содержание некоторых сцен, грубость и циничность выражений, аморальность поведения героя. Положение Петрушки еще более ухудшилось, когда началась первая мировая война. Голод и разруха охватили Россию; народу было не до развлечений, и Петрушка катастрофически быстро ходят по дачам. Естественно, что в таких условиях текст и действие многих сцен неизбежно менялись. Петрушка становился почти пай-мальчиком. Петрушка не выдержал такого насилия. Лишившись главных черт своего характера, потеряв своих основных партнеров, утратив остроту ситуаций, он захирел и скоро стал никому не нужен. Его попробовали возродить в агитационных спектаклях первых послереволюционных лет, затем - в воспитательных представлениях для детей. Но его "данные" не соответствовали духу и характеру этих спектаклей, и его пришлось заменить другими героями. История Петрушки на этом закончилась.

Марионетки

Марионетки, видимо, начали попадать в Россию в первой половине XVIII века, их привозили кукольники из европейских стран. Мода на этот вид представлений зарождалась, скорее всего, после смерти Петра Великого, который не слишком жаловал артистов этого разряда, считая их представления пустой забавой. Но в царствование Анны Иоанновны отношение к ним меняется. На первых порах этих неизвестных в России кукол называют "выпускными", но вскоре в русский язык входит слово "марионетка". Вчитываясь в найденные объявления и афиши, можно отметить следующее: во-первых, марионеточные спектакли до середины XIX века дают иностранцы; во-вторых, они играют разговорные пьесы, иногда дополняя их "балетами"; в-третьих, для своих представлений они снимают театральные залы и помещения в городских домах. Как входили в жизнь российского народа марионетки, как из иноземной диковинки они превратились в русские народные куклы, можно лишь предполагать, так как более подробных описаний до конца XIX века не встречается. Однако к концу прошлого века представления марионеток можно было увидеть уже на любой ярмарке России, на народных гуляньях, устраиваемых не только в Москве и Петербурге, но и в других больших городах. И давали их российские актеры. О самом последнем этапе народного марионеточного театра в России мы знаем из рассказов самих кукольников - последних балаганных актеров и из рассказов видевших их спектакли первых советских кукольников. Один из этих актеров, Иван Афиногенович Зайцев (1863-1936), четыре года служил в Центральном театре кукол. Он не участвовал в постановках нового театра, но время от времени показывал свою традиционную программу, в которой марионетки исполняли "Цирк". После смерти Зайцева все его куклы остались в театре и сейчас выставлены в отдельной витрине музея. Рядом с ними можно видеть и кусочек стеклярусного занавеса, обрамлявшего марионеточную сцену, и афишу, которая вывешивалась у входа. Кукол Зайцев делал сам, его жена Анна Дмитриевна Триганова помогала их одевать, а в представлениях - водить. Имена других российских кукольников - В. В. Прокофьев, Григорий Константинович Нуриков, Яков Миронович Бромфейн.

Хотя кукольники, увлекшись марионетками, стали довольно пренебрежительно относиться к перчаточным куклам, но с самим героем русского перчаточного театра Петрушкой расставались неохотно. И у многих представлении изрядно подсократилась, он появлялся лишь во вступительной части, но всё таки превратился из тряпичной в деревянную куклу с нитками. Русские народные кукольники не имели своих постоянных театров, они покупали место на ярмарке или гулянье и ставили там временный парусиновый балаган. Такие балаганы можно было ещё застать в начале 20-х годов в московских садах и парках. После революции марионетки почти совсем ушли из практики советских кукольников. Они предпочитали играть с перчаточными куклами, а позднее, с 30-х годов, в советские кукольные театры прочно вошла, вытеснив все остальные, тростевая кукла (кукла, которая управляется снизу, из-за ширмы, но, в отличие от перчаточной, не пальцами актера, а тросточками, создающими жесты ее рук). Однако, в наши дни интерес к марионетке снова просыпается, наши кукольники снова пытаются овладеть искусством управления самой сложной, но такой завораживающе-чудесной (в умелых руках) куклой.

Театр С. В. Образцова

На протяжении долгих лет история советского, российского кукольного театра тесно связана с именем Сергея Владимировича Образцова. До 1931 года он выступал на разных площадках, в разных концертах со своими куклами. А в 1931 году дирекция Центрального Дома художественного воспитания детей решила организовать театр кукол и поручила С. В. Образцову руководство этим театром. Государственный центральный театр кукол открылся 16 сентября 1931 года. Весь штат тогда состоял из 12 человек, а теперь в этом театре работает 350 человек. Театр начинался с имён Сергея Шошина, Евгения Сперанского, Екатерины Успенской, Константина Ревазова, пианистом был известный теперь композитор Юрий Милютин. Первым спектаклем, поставленным С. В. Образцовым, был "Джим и Доллар" Андрея Глобы. Этот спектакль был рождением Центрального театра кукол и рождением С. В. Образцова как режиссёра. В последствии этот спектакль игрался 500 раз. Далее были спектакли "Поросенок" по пьесе Сперанского, "По щучьему велению", который идёт на сцене полвека и повторялся около 3000 раз, "Кот в сапогах", "Каштанка".

В 1936 году театр получил здание на площади Маяковского. Было вложено много сил в переоборудование и ремонт театра. Со временем символом театра стала рука с шариком на указательном пальце. Во время Великой Отечественной войны в театре стали ставить агитационные спектакли: "Сон Гитлера", "Над крышами Берлина" и другие; выступали в госпиталях, перед солдатами. С. В. Образцов создавал фронтовые агитационные бригады с антифашистскими кукольными программами. Солдат обучали делать кукол, водить их, говорить и петь за них. Потом бригады разъехались по всему западному фронту. Настало время, когда театру кукол стало тесно в здании на площади Маяковского и ему было отдано недостроенное здание на Садовой-Самотечной. Оно строилось для театра-студии Станиславского, но Станиславский умер, и строительство остановилось. Здание достроили и на фасаде установили часы с куклами размером 4 на 3 метра. В центре - циферблат с золотыми стрелками и золотыми цифрами. Сверху большой петух, а вокруг 12 домиков с золотым орнаментом. Каждый час из домика выходят куклы и танцуют под музыку.

Заключение.

Очень радостно думать, что живо искусство кукольного театра в России, что благодаря таким энтузиастам и мастерам, как Зайцев, Ефимовы, Образцов, Сперанский, Нуриков и другим, оно развивалось и привлекало к себе внимание зрителей - детей и взрослых. Во многих городах России успешно работают сейчас кукольные театры, залы их полны зрителей, там звучит счастливый смех детей.

Варианты кукол.

Изучая этот вопрос, я узнала, что диапазон театральных игрушек широк. Они отличаются размером, способом управления, формой, образной выразительностью.

Перчаточная игрушка.

В нашем проекте мы делаем акцент на эту игрушку. Она выразительна, мобильна, легка в управлении. Подобный образ не сложно изготовить самостоятельно из подручных средств.

Пальчиковые игрушки.

Это маленькие образы, которые одеваются на пальцы и легко управляются. Пальчиковый театр уместно использовать в работе с не большой группой детей: в группе детского сада, классе, семье.

Настольные бумажные куклы.

Эти куклы подкупают своей простотой и доступностью в изготовлении. Их можно делать вместе с детьми, а потом с успехом разыгрывать различные сказки и спектакли. На донышке кукол можно прикрепить металлические шайбы и управлять куклами через горизонтальную поверхность.

Куклы-марионетки.

Это очень интересные куклы. Они могут быть различного размера: от маленького до размера в человеческий рост. Управляют игрушками-марионетками при помощи лесок и крестовины, но управление ими - достаточно сложный процесс, требующий профессиональной подготовки.

Виды ширм

Сценой театра является ширма. На ней ставятся декорации, происходит действие спектакля. За ширмой находятся кукловоды, которые управляют куклами и говорят за них.

Ширмы по конструкции могут быть очень разнообразны. Для передвижного кукольного театра, детских садов и начальной школы сцена может быть настольной.

Более сложные спектакли проводятся на трёхстворчатой ширме с задником. Ширма изготовляется из трех деревянных рам высотой 160 - 170 см: ширма средней рамы 1,5 м, боковых 70 -75 см.

Ширму можно сделать с занавесом и кулисами. Для этого передние рейки удлиняют вверх на 40 -60 см каждая и к верхним их концам прикрепляется негнущаяся рейка. На неё прикрепляется занавес из легкого непрозрачного материала

Спектакли редко проходят на пустой ширме. Обычно её оформляют декорациями. На ширму ставят только то, что необходимо для показа данного спектакля. Все предметы, находящиеся на ширме, должны быть обыграны. Не надо загромождать ширму ненужными вещами, которые в спектакле не будут использованы.

Декорация, реквизит и бутафория обычно по размеру не пропорциональны куклам, их делают немного больше самой куклы. Иногда можно использовать и настоящие вещи, например, кукла, читает настоящую небольшую книгу, пьёт из аленькой кружки. По возможности все оформления и отдельные мелкие вещи делают объемными или полу объемными. Далее приведены несколько вариантов ширм, которые были мною разработаны.

Практическая часть

На уроках творчества в педагогическом классе я с другими учащимися нашей группы изготовили перчаточные игрушки. Оценивая наш опыт, могу сказать, что технология перчаточных игрушек достаточно проста.

Игрушка состоит из полого корпуса и головки. Для удобства управления игрушкой в область шеи и ручек крепятся патронки (цилиндры из картона)

Материал для изготовления игрушек годится самый разный - ситец, бязь, флис, бархат, поролон, шёлк, синтепон, мех, можно использовать тесьму, кружева, пряжу, бусы, бисер.

Образ игрушки определяет выбор материала. И это понятно. Например: бабе Яге нужны ткани грубой фактуры не яркого цвета. И, наоборот, принцессе нужно подобрать лёгкие, ажурные, нежные ткани.

Лица игрушек оформляют разными способами. Я выделила 5 основных.

Способы оформления игрушек

1. Аппликация,

2. Вышивка.

3. Фурнитура.

4. Художественная роспись.

5. Комбинированный способ.

Далее приведена технологическая карта перчаточной игрушки-мышки. Другие игрушки имеют аналогичную технологию.

Экономическое и экологическое обоснование

Стоимость передвижного кукольного театра достаточно невысока, а с учетом того, что для изготовления сцены, ширмы, игрушек, бутафории можно использовать остаточный материал (тканый лоскут, картон, поролон, фурнитуру), то цена всего комплекта значительно уменьшается. Но, предполагая, что все необходимые материалы для кукольного театра придется покупать, я делаю примерный расчет.

С1-ДВП-1,5листа*11Оруб=165руб

С2-краска основная 1,5кг*45руб=68руб

СЗ-краска цветная 0,5*50руб=25руб

С4-клей «титан» 0,2кг*50 руб=1Оруб

С5-бруски 2шт*20руб= 40руб

С6-шурупы о,2 кг*80руб=16руб

С7-ткань для ширмы Зм*70руб=210руб

Собщ=С 1 +С2+С3+С4+С5+С6+С7=165+68+25+10+40+16+210=594руб

Игрушка

Расчет дан на одну игрушку «мышку». Стоимость других игрушек будет отличаться незначительно.

С1- 1ткань флис голубой 40см*30см*180руб=20руб С2-ткань флис белый 15см*20см*180руб=10руб

СЗ -синтепон 10см* 5 Оруб=5руб Собщ=С1+С2+СЗ=20+10+5=3 5руб 35*8=280руб

Итак, сцена и комплект из восьми игрушек будет стоить примерно 874 рубля. Но это если всю работу выполнять самостоятельно. В случае, когда все необходимое для театра нужно будет заказывать в специальных организациях, то к полученной стоимости нужно добавить примерно 20%.

Из расчетов видно, что себестоимость предложенного мной варианта укладывается, примерно, в тысячу рублей.

Рассматривая эколого - валеологический аспект моего проекта, можно сказать , что все элементы передвижного кукольного театра выполнены из экологически чистых материалов и не представляют угрозы для здоровья человека.

Кроме того, общение с искусством, участие в процессе творчества способствует успеху во многих других делах: учебе, работе, общении с другими людьми.

Анализ выполненной работы.

Проанализировав результат своей работы, я пришла к следующим выводам:

* передвижной кукольный театр будет пользоваться спросом, так как это интересно детям и есть заинтересованность родителей;

* предложенный проект имеет низкую себестоимость и доступную технологию изготовления;

* реализация этого проекта позволит организовать содержательную педагогическую практику для учащихся педагогического класса МОУ «МУК» и интересный досуг для детей;

* предложенная мною тема может трансформироваться в другие проекты близкой тематики, направленные на развитие этой темы.

А что касается лично меня, то я:

* расширила свой кругозор;

* получила опыт самостоятельной работы;

* развила свои коммуникативные качества;

* училась анализировать и делать выводы;

* получила практический опыт, который могу использовать в будущем в разных жизненных ситуациях.

Далее приводится таблица, в которой показано, кому, где и как можно использовать кукольный театр.

Рекомендации родителям

В начале нашего проекта мы уже говорили о плохом материальном положении многих семей, но, не смотря на это, родители должны сделать так, чтобы рукотворная игрушка была в вашем доме. Сейчас очень много говорится о том, что дети избалованы вниманием и заботой, но имеют в виду только какие - либо материальные блага: дорогая одежда, магнитофон и т. д. Хотя каждый родитель знает, что отсутствие близкого человека и дефицит в общении не могут быть заменены какими - либо дорогими вещами. Родители мало внимания уделяют своим детям, и если бы у вашего ребенка была бы игрушка, сделанная вашими руками, то она бы напоминала ему о вас в те минуты, в которые вы не можете находиться вместе с вашим чадом. Творите, выдумывайте вместе с вашим ребенком. Совместные дела только укрепят вашу семью, и будут способствовать доверию и взаимопониманию между вами и вашими детьми. К тому же это разовьет у вашего ребенка фантазию и любовь к творчеству. Кроме этого, рукотворный труд можно совместить с интеллектуальным. По ходу работы с детьми можно придумывать загадки, сказки, стихи о героях и так далее. Вот, например:

Маленького роста я, Тонкая и острая, Носом путь себе ищу, За собою хвост тащу.

(Иголка)

Тонкий длинный паровозик

За собой вагоны возит. Где проехал - дырки нет, Только шпал и рельсов след.

(Иголка с ниткой)

Инструмент бывалый Не большой, не малый. У него полно забот: Он и режет, и стрижет!

(Ножницы)

Пищал мышонок

На всю норку,

Хвалился

Братьям, сестрам:

«Смотрите,

Я нашел ведерко!»

И показал.

НАПЕРСТОК.

Куклотерапия или драматическая психоэлевация.

И. Медведева и Т. Шитова - профессиональные психологи и драматурги - придумали весьма оригинальную методику психотерапии детских неврозов. Вот уже несколько лет они занимаются с детьми и их родителями «куклотерапией»: лечат детей с помощью кукольного театра. Они сами пишут пьесы для своего лечебного театра и сами по этим пьесам ставят кукольные спектакли.

Метод драматической психоэлевации (создан в 1990т) - оригинальный метод психотерапии детей, страдающих невротическими и сходными пограничными расстройствами (страхи, агрессивное поведение и т. д. ) Этот метод можно определить как индивидуально-групповой. Занятия проводятся с небольшой группой детей но, начиная со второго занятия, каждый ребёнок получает индивидуальное домашнее задание; проводится индивидуальная работа с родителями. Словом, каждый ребёнок идёт по индивидуальной программе в условиях группы.

Основополагающий принцип методики - это не лечение отдельного невротического симптома, а стремление гармонизировать деформированную психику в целом. Она уделяет основное внимание особенностям данной конкретной личности, не справляющейся с какой-либо ситуацией. Многие дети переживают испуг, ссоры родителей и многие другие проблемы, но одни переживают то или иное событие без ущерба для психики, а другие невротизируют. Этот метод призывает сначала выяснить, какой недостаток или порок лежит в основе психической деформации, а потом элевировать данную конкретную личность. Почти любой недостаток можно повысить до уровня достоинства. Или, если пользоваться терминологией, элевировать. Ведь с недостатками, деформирующими поведение и пагубно сказывающимися на всей жизни, существовать очень трудно, трудно и ребёнку, и всем его близким.

На занятиях по этому методу травмирующие ситуации и эпизоды не показываются, и вообще реальная жизнь минимально фигурируется в лечебных театральных этюдах. Предаётся исключительное значение метафорической форме не только как наименее травматичной, но и как наиболее эффективной. Механизм воздействия метафорических образов и вымышленных сюжетов до сих пор остается во многом загадочным, но сильный терапевтический эффект достигается именно сочетанием нереальных ситуаций, правильно заданной темы и присутствием в качестве сюжетных героев вполне реальных людей - прежде всего самого ребёнка и его близких. Атрибуты кукольного театра являются идеальными инструментами психокоррекции детских неврозов. Спрятавшись за ширму (за стенку, а ведь невротик часто застенчив) или закрывшись маской (то есть, замаскировавшись), говоря от лица куклы и потому, не страшась уличения, ребёнок получает уникальную возможность целительной исповеди без малейшего психического ущерба для своей и без того хрупкой психики. За короткий срок можно активизировать, усилить личность неуравновешенного ребёнка настолько, что он сам в состоянии будет справиться с патологическими «перекосами» характера. За шесть лет метод был апробирован более чем на 600 детях с самыми разными невротическими отклонениями психики. И, практически не было случая, чтобы ребёнок не сдвинулся с места.

Лечат не куклы, а люди. Они же и «выписывают лекарство». И исход лечения зависит не от антуража, а от желания и умения этих людей решить главную задачу: встретиться со сложным душевным миром ребёнка и, не упрощая этот мир, сделать его более гармоничным.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)