Культура  ->  Музыка  | Автор: | Добавлено: 2015-03-23

Особенности жанра романа в стихах и оперы

Романти́зм (фр. Romantisme - фантастический) — идейное и художественное направление в культуре конца XVIII века. Продуктивный творческий метод, утверждающий диалектическое единство идеального и материального. Романтики пыталиь возможностей личности, способной переделать мир, воздействуя на его идеальную сущность. Изображение сильных (зачастую бунтарских) страстей и характеров, одухотворённой и целительной природы.

Романтизм сменяет эпоху Просвещения и совпадает с промышленным переворотом, обозначенным появлением паровой машины, паровоза, парохода, фотографии, телеграфа и фабрично-заводских окраин. Если Просвещение характеризуется культом разума и основанной на его началах цивилизации, то романтизм утверждает культ чувств и естественного в человеке. Пробуждается интерес к фольклору, истории и этнографии, что политически проецируется в национализме.

В России романтизм появляется благодаря творчеству В. А. Жуковского. Создается баллада, романтическая драма. Утверждается новое представление о сущности и значении поэзии, которая признается самостоятельной сферой жизни, выразительницей высших, идеальных стремлений человека; прежний взгляд, по которому поэзия представлялась пустой забавой, чем-то вполне служебным, оказывается уже невозможным. Ранняя поэзия А. С. Пушкина также развивалась в рамках романтизма.

XIX век называют «золотым веком» русской литературы. Озаренная гением Пушкина, Лермонтова, Гоголя, блеском таланта Жуковского, Крылова, Грибоедова, русская литература сделала в первой половине столетия поистине гигантский шаг вперед. Это, прежде всего, объясняется необычайно быстрым развитием русского общества.

Волна революций, которая прокатилась по Европе в начале XIX в. , нарастающее возмущение крестьянских масс и особенно могучий патриотический подъем в России, вызванный войной 1812 г. , — все это говорило о непрочности самовластия во всем мире, о необходимости перемен в крепостнической Российской империи. В стране началось освободительное движение, сформировалось первое поколение революционеров — борцов с самодержавием. Это были декабристы, «лучшие люди из дворян», как назвал их В. И. Ленин, которые «помогли разбудить народ».

В музыке направление романтизма сложилось в 1820-е годы, развитие его заняло весь XIX век. Композиторы романтики старались с помощью музыкальных средств выразить глубину и богатство внутреннего мира человека. Музыка становится более рельефной, индивидуальной. Получают развитие песенные жанры, в том числе баллада. В России в русле романтизма работали Глинка, Даргомыжский, Балакирев, Римский-Корсаков, Мусоргский, Бородин, Кюи, Чайковский.

Реализм (от лат. «realis») – творческий метод, возникший в XIX веке и отображавший типичный персонаж в типичных условиях. Литературный язык произведения максимально сближен с народным.

Подлинным основоположником реализма в русской литературе явился А. С. Пушкин. Автор «Евгения Онегина» и «Бориса Годунова», «Медного всадника» и «Капитанской дочки» сумел постигнуть самую суть важнейших явлений русской действительности, которая предстала под его гениальным пером во всем многообразии, сложности, противоречивости.

Вслед за Пушкиным к реализму приходят и другие писатели и поэты. Глубоко и правдиво отражая важнейшие особенности действительности, русская литература тем самым все больше отвечала интересам и надеждам народных масс. Народный характер русской литературы сказался также и в том, что интерес к жизни и судьбе народа становился в ней все более глубоким и острым. Это ясно проявилось уже в творчестве Пушкина и Лермонтова, в произведениях Гоголя, а с еще большей силой — в творческой деятельности писателей так называемой «натуральной школы». К этой школе принадлежали Белинский, Тургенев, Достоевский, Герцен, Гончаров и др. Они поставили своей задачей изображать жизнь правдиво, со всеми ее темными и мрачными сторонами. Старательно и добросовестно изучая повседневную жизнь, они открывали в своих произведениях такие стороны действительности, которых почти не знала прежняя литература: подробности быта, особенности речи, душевные переживания крестьян, мелких чиновников, обитателей петербургских «углов».

А. С. Пушкин использует реалистический метод изображения персонажей при написании большей части романа «Евгений Онегин».

П. И. Чайковский при создании оперы «Евгений Онегин» использует романтизм.

Особенности жанра романа в стихах и оперы

Роман « Евгений Онегин» очень своеобразен. Первая глава (а у Пушкина песнь «Хандра») написана еще в Южной ссылке. В этот период основным творческим методом у Пушкина был романтизм. Но последующие главы написаны уже в реализме. Герои помещены в привычное им окружение: в московское и петербургское общество, в деревенскую провинциальную глушь. Их чувства также обыкновенны, хотя и дружба и любовь в «Онегине» - чувства высокие и благородные. У каждого героя романа своя биография, своя психология, свои взгляды на жизнь и уникальный характер. Для главной героини Пушкин выбирает и редкое имя, которое по его словам в литературе упоминается впервые:

«Ее сестра звалась Татьяна

Впервые именем таким

Страницы нежные романа

Мы своевольно освятим».

Через мысли, поступки и чувства главных героев выступает жизнь русского общества. Следовательно, в отличие от романтических поэм, написанных на юге, Пушкин стремился к объективному, реалистическому изображению.

Поскольку в « Евгении Онегине» отразилась историческая эпоха, переданная через историю героя и сюжет, то произведение является романом. Так считал Пушкин, писавший, что под романом он разумеет «историческую эпоху, развитую на вымышленном повествовании».

Еще одной отличительной особенностью «Евгения Онегина» является то обстоятельство, что это не просто роман, а роман в стихах. Именно в этом сочинение отразилось все мастерство поэта. Все произведение, за исключением некоторых вставных конструкций (писем Татьяны и Онегина, песен) написано в уникальной форме под названием «онегинская строфа». Эта форма потребовала от Пушкина упорной работы над стихом. Автор прибегает к своему любимому размеру – четырехстопному ямбу. Этот размер понадобился Пушкину для придания речи разговорного характера и большей чувственности. «Онегинская строфа» интересна тем, что в ней сочетаются все виды рифмовки четверостиший, а именно перекрестная, смежная и опоясывающая рифмы. В конце к строфе присоединяются еще две рифмующиеся между собой строки, что придает мысли законченность. Таким образом «Онегинская строфа» состоит из 14 стихов четырехстопного ямба. Легко заметить, что в первом четверостишье излагается тема всей строфы, второе и третье развивают ее, а замыкающее двустишье подытоживает или осмысливает по-новому.

Такое построение, хоть и очень сложное для написания, но зато предоставляет некоторые возможности автору. Пушкин мог свободно менять тон повествования, при этом сохраняя свой собственный голос.

2. История создания романа и отзывы современников

«Все-таки он лучшее произведение мое»

А. С. Пушкин

«Что касается до моих занятий, я теперь пишу не роман, а роман в стихах – дьявольская разница» - так писал Пушкин в одном из своих писем к П. А. Вяземскому.

«Евгений Онегин» создавался на протяжении 7 лет, 4 месяцев и 17 дней: с 9 мая 1823 по 25 сентября 1830 года. Немалый интерес представляет история происхождения названия произведения. Пушкин часто бывал переездом в городе Торжке (Тверская губерния). В этот раз поэтом владела мысль о написании нового романа, но имя главного героя не как не шло в голову. Однажды он остановился в гостинице Пожарских и увидел надпись на заведение, находящимся напротив: «Булочных и портновских дел мастер Евгений Онегин». Это имя показалось писателю очень поэтичным. Так и был назван главный герой романа.

Изначально замысел сводился к рассказу об одном дне молодого дворянина, по имени Евгений Онегин. Но вскоре Пушкин понял, что этого ему не достаточно. Так появились на свет и остальные главы романа. Но и на этом роман не закончился. 19 октября 1830 года Пушкин сжег 10 главу, в которой повествовалось о путешествиях Онегина. Там же автор говорил и о зарождении движения декабристов. Из-за цензуры выпуск этой главы становился невозможным. В 1822 году в роман включена незаконченная элегия «Таврида». 5 октября 1830 года Пушкин написал письмо «Татьяны к Онегину», без которого в настоящее время представить роман невозможно. Чуть позже произведение дополняет и «письмо Онегина к Татьяне». Итого получается почти 10 лет работы. Поэтому роман «Евгений Онегин» можно с уверенностью назвать делом всей жизни Пушкина.

«Онегин есть самое задушевное произведение Пушкина, самое любимое дитя его фантазии», так выразился известный критик В. Белинский. И мы действительно можем найти тому подтверждение. В некоторых письмах Пушкин явно выказывает свою любовь к роману. Вот отрывки этих писем:

Л. С. Пушкину: «может быть, я пришлю ему отрывки из «Онегина»; это лучшее мое произведение».

А. А. Бестужеву: «Твое письмо очень умно, но все-таки ты неправТы сравниваешь 1-ую главу с «Дон Жуаном». Никто более меня не уважает «Дон Жуана»Но в нем нет ничего общего с «Онегиным»ты увидишь, что если уж и сравнивать «Онегина» с «Дон Жуаном», то разве в одном отношении: кто милее и прелестнее, Татьяна или Юлия? 1-я песнь просто быстрое введение, и я им очень доволен (что очень редко со мною случается».

Е. М. Хитрово: «Беру на себя смелость, сударыня, послать вам только что вышедшие 4 и 5 части Онегина. От всего сердца желаю, чтобы они вызвали у вас улыбку!»

Также Пушкин просит друзей говорить все искренне и прямо об «Онегине». Но с критикой он не соглашается:

А. А. Бестужеву: «Об «Онегине» ты не высказал всего, что имел на сердце; чувствую почему и благодарю, но зачем же так ясно не обнаружить своего мнения?. Роман требует болтовни; высказывай все начисто».

Л. С. Пушкину: «Не верь Раевскому, который бранит его – он ожидал от меня романтизма, а нашел сатиру и цинизм и порядочно не расчухал».

К. Ф. Рылееву: «Бестужев пишет мне об «Онегине» - скажи ему, что он неправ»

Роман Пушкина выходил по главам. Одна почитательница «Онегина», прочитав очередную главу, попросила Пушкина устроить судьбу Татьяны, на что Пушкин ответил : «Не беспокойтесь, я выдам ее замуж за генерала». Так он и сделал.

Смелое соединение разговорного языка с книжным вызвало массу возражений со стороны «староверов». Воспитанные на приемах классицизма, они считали недопустимой дерзостью соседство слов «торжествуя» и «дровни» или применение выражения «чуть с ума не своротил». Но Пушкин понимал, что нельзя описывать повседневность «божественным языком», - и в этом его великая заслуга.

Также немалый интерес составляет и мнение критика Белинского. Об Онегине он отозвался так: «Силы этой богатой натуры остались без приложения, жизнь без смысла», а также: «Бездеятельность и пошлость жизни душат его; он даже не знает, чего ему надо, чего ему хочется; но он знает и, и очень хорошо знает, что ему не надо, что ему не хочется того, чем так довольна, так счастлива самовлюбленная посредственность». Но наиболее точно тип характера определил Герцен. Он сказал: « Онегин – человек праздный, потому что он никогда ничем не был занят; это лишний человек в той среде, где он находится, не обладая нужной силой характера, чтобы вырваться из нее Он все начинал, но ничего не доводил до конца; он тем больше размышлял, чем меньше делал, в двадцать лет он старик, а к старости молодеет благодаря любви Ничто не пришло, а жизнь уходила Все мы в большей или меньшей степени Онегины, если только не предпочитаем быть чиновниками или помещиками Молодой человек не находит ни малейшего живого интереса в этом мире низкопоклонства и мелкого честолюбия. И именно в этом обществе он осужден жить, ибо народ еще более далек для него».

По мнению критиков, Онегин - личность незаурядная, человек, которому противна пошлость и праздность света, но не способный вырваться из этого круга. Он уже знает, что он не хочет, но еще не знает, что он хочет. Это человек, оставленный Пушкиным на распутье, с его умом, «кипящим в бездействии пустом». В этом отношении Онегина можно сравнить с Чацким из комедии Грибоедова «Горе от Ума». Они оба умны, образованы, оба чего-то ищут, но не находят. И Онегин и Чацкий не удовлетворены образом жизни дворянства, но ничего не могут с этим поделать. И все-таки Чацкий продолжает свой путь по ступам декабристов, в то время как Онегин остается «изнывать кипящею душой».

Что касается Татьяны, то о ней Белинский отозвался просто и очень ёмко: «Татьяна – существо исключительное, натура глубокая, любящая, страстная». Об этой героине можно сказать только одно: в ней Пушкин воплотил первый образ идеальной женщины в отечественной литературе, образ, дорогой и ему самому.

История создания оперы

«в один прекрасный день мне с невыразимою силою захотелось положить на музыку все, что в „Онегине“ просится на музыку».

П. И. Чайковский

«Онегин» — одна из известнейших русских опер. До конца жизни Чайковского опера оставалась одним из любимых его творений.

1877 год, май, Москва. П. И. Чайковскому только что исполнилось 37 лет. Если посмотреть на весь творческий путь Чайковского - композитора, то к этому моменту он прошел, практически, его половину. Он известен в России. Его музыка уже начала распространяться в Европе. Чайковский был тогда автором трех симфоний, четырех опер. Им были написаны такие всемирно известные его шедевры, как балет "Лебединое озеро", Первый фортепианный концерт, фортепианный цикл "Времена года" и многое, многое другое.

О том, как среди других, в поиске сюжета для оперы Чайковский вдруг неожиданно для себя и других, выбрал столь любимый в России роман в стихах А. С. Пушкина "Евгений Онегин", он рассказал сам, во всех подробностях в письме к брату М. И. Чайковскому 18 мая 1877 года: «На прошлой неделе я был как – то у Лавровской. Разговор зашел о сюжетах для оперы. Ее глупый муж молол невообразимую чепуху и предлагал самые невозможные сюжеты. Лизавета Андреевна молчала и добродушно улыбалась, как вдруг сказала: « А что бы взять «Евгения Онегина?» Мысль эта показалась мне дикой, и я ничего не отвечал. Потом, обедая в трактире один, я снова вспомнил об «Онегине», задумался, потом начал находить мысль Лавровской возможной, потом увлекся и к концу обеда решился»

Так и родилась опера Чайковского «Евгений Онегин». В ту же ночь был написан сценарий к ней. Правда он неоднократно редактировался и претерпел множество изменений. Чайковский отзывался об опере так: «Какая бездна поэзии в «Онегине». Я не заблуждаюсь; я знаю, что сценических эффектов и движения будет мало в этой опере. Но общая поэтичность, человечность и простота сюжета в соединении с гениальным текстом заменит с лихвой эти недостатки». В письме к своему ученику, известному композитору С. И. Танееву, Чайковский писал: «Я ищу интимную, но сильную драму, основанную на конфликте положений, мною испытанных или виденных, могущих задеть меня за живое». «Евгений Онегин» был для композитора идеалом такой драмы.

Однако, драматические инсценировки гениального романа А. С. Пушкина на русской сцене были и до Чайковского. Одна из них была предпринята в Москве в 1846 году с музыкой выдающегося русского композитора А. С. Верстовского. Другая инсценировка романа Пушкина довольно долго шла на Петербургской сцене с музыкой знаменитого А. Ф. Львова, известного как автора российского национального гимна "Боже, царя храни!". Чайковский, по всей вероятности, мог знать либо обе постановки, либо, скорее всего, петербургскую. Любопытно, что обе инсценировки были сделаны известным литератором Г. В. Кугушевым и содержали лишь избранные сцены из романа: 1. Письмо. 2. Проповедь и дуэль. 3. Встреча. Сценарий своей новой оперы "Евгений Онегин" Чайковский сообщил своему брату М. И. Чайковскому в том же письме, в котором он рассказал об истории возникновения замысла этой оперы. Строение сценария напоминает драматическую инсценировку романа Пушкина, но с некоторыми дополнениями. В нем три действия. В последнем предполагалась картина, рисующая бал в Москве (таким образом, в опере должно было быть три бала!), на котором Татьяна знакомится со своим будущим мужем, Генералом, рассказывая ему свою историю и соглашаясь выйти за него замуж. В конечном итоге, Чайковский опустил сцену московского бала, тем самым еще больше приблизившись к своим предшественникам, инсценировавшим "Евгения Онегина" в драматическом театре. Очень возможно, что подзаголовок, который Чайковский даст своей опере - "Лирические сцены" - пришел к нему именно от драматического спектакля на этот же сюжет. Тем более, что в разработке сценария принимал участие друг Чайковского К. С. Шиловский, который был и музыкантом, и художником, и актером. Причем он сотрудничал с Малым театром в Москве, на сцене которого шла инсценировка с музыкой Верстовского. Чайковский приступил к сочинению оперы немедленно. Освободившись от занятий в Московской консерватории, в которой он преподавал, он уехал в усадьбу К. С. Шиловского Глебово. Поселился там в отдельном флигеле и работал с огромным наслаждением: " <.> я влюблен в образ Татьяны, я очарован стихами Пушкина и пишу на них музыку <.> потому, что меня тянет. Опера продвигается быстро",- писал он брату.

Живя в Глебово и работая над "Евгением Онегиным", Чайковский сообщил своим родным, что намерен жениться. Сообщил он и имя своей избранницы: "Женюсь я на девице Антонине Ивановне Милюковой. Она бедная, но хорошая и честная девушка, очень меня любящая", - писал композитор своему отцу в июне 1877 года из Глебово. Началом отношений с Антониной Ивановной, как и в романе, послужило письмо от неё. Неизвестно, влияла ли жизнь на творчество или творчество на жизнь композитора, но совершенно точно, что лирическое настроение оперы передаёт лирическое и нежное чувство самого автора. Скорая женитьба на бедной девушке, скорый разрыв с ней, как и в романе, отношениям героев не суждено было закончится счастливо. Композитор расстаётся с женой, оставляет работу в консерватории, и уезжает за границу, где заканчивает работу над партитурами. Спектакль должен быть очень камерным и лиричным.

Эскизы оперы были завершены осенью 1877 года. За это время Чайковский пережил большие потрясения в личной жизни, скорая женитьба невероятно быстро завершилась разрывом с женой. Чайковский оставил службу в консерватории, покинул Москву, Россию и в Европе окончил эскизы и инструментовал свою новую оперу.

Оперы, которые предшествовали "Онегину", Чайковский отдавал для исполнения в Императорские театры Москвы и Петербурга. Он стремился попасть на эти сцены, очень горевал, когда постановки задерживались или откладывались. И вдруг он переменил свои прежние взгляды и обратился с просьбой к директору Московской консерватории Н. Г. Рубинштейну: «Постановка же ее именно в Консерватории есть моя лучшая мечта. Она рассчитана на скромные средства и небольшую сцену». Чайковский волновался за судьбу своей оперы, за схожесть артистических образов с идеями Пушкина. Так в письме к Н. Ф. фон Мекк композитор писал: « Где я найду Татьяну, ту, которую воображал Пушкин и которую я пытался иллюстрировать музыкально? Где будет тот артист, который хоть немного подойдет к идеалу Онегина, этого холодного денди, до мозга костей проникнутого светской бонтонностью? Откуда возьмется Ленский, восемнадцатилетний юноша с густыми кудрями, с порывистыми и оригинальными приемами молодого поэта la Шиллер? Как опошлится прелестная картинка Пушкина, когда она перенесется на сцену с ее рутиной, с ее бестолковыми традициями, с ее ветеранами и ветераншами, которые без всякого стыда берутся за роли шестнадцатилетних девушек и безбородых юнцов?» Именно поэтому Чайковский принимает решение: первое исполнение своей оперы поручить ученикам Московской консерватории.

А несколько позже он писал своему другу К. К. Альбрехту, который был хормейстером в первой постановке Онегина: "Я никогда не отдам этой оперы в Дирекцию театров прежде, чем она не пойдет в консерватории. Я ее писал для консерватории, потому что мне нужна здесь небольшая сцена". Далее композитор перечислил, что необходимо ему для постановки "Онегина", добавив при этом, что если опера не будет поставлена в Консерватории, то она не будет поставлена нигде: "Я готов ждать сколько угодно".

Осенью вышел из печати клавир оперы, в котором был напечатан авторский подзаголовок оперы: "Лирические сцены". Чуть позже в ученическом концерте были исполнены отрывки из оперы, на которые рецензент отреагировал так: "Никогда еще композитор не был в такой мере самим собою как в этих лирических сценах. Чайковский - несравненный элегический поэт в звуках".

В начале 1879 года началась подготовка к премьере оперы силами учеников и педагогов консерватории на сцене Малого театра в Москве. Поскольку это была сцена небольшая, на ней шли драматические спектакли, то и состав исполнителей, хора, оркестра мог быть только небольшим. Для примера, можно привести случай, когда пятью годами раньше ставилась сказка А. Н. Островского «Снегурочка» с музыкой Чайковского, но в ней был большой оркестр, хор, и тогда этот драматический спектакль с большим количеством исполнителей, хором и оркестром шел на сцене Большого театра. На сцене Малого театра хор и оркестр не могли быть большими.

Итак, в марте 1879 года состоялась премьера "Евгения Онегина" на сцене Малого театра в Москве в исполнении учащихся Московской консерватории. Согласно списку исполнителей, объявленных в программе и отчета о премьере в спектакле, участвовали:

• хор из 28 учениц и 20 учеников

• Оркестра из 32 человек

• четыре профессора консерватории и два музыканта из оркестра Большого театра.

Дирижировал Н. Г. Рубинштейн. Режиссером был актер Малого театра И. В. Самарин. Исполнялся в этой постановке первоначальный финал оперы, в котором появлялся муж Татьяны и указывал Онегину на дверь.

Отзывы прессы на спектакль были разные. Преимущественно, опера не была оценена по достоинству. Судьба "Евгения Онегина" сложилась так, что еще при жизни автора эта опера постепенно, от постановки к постановке превратилась в спектакль большой сцены, изменился и ее финал, который взял за основу развитие сюжета у Пушкина. И он написал другой конец. В своем финале Чайковский дает Тане возможность протянуть руку счастью с Онегиным. В первой постановки, опера кончалась тем, что Таня бросалась в объятия Онегина. Но это вызвало негативное отзывы в прессе. Многие считали, что не следовало переделывать сюжет, показывая в Татьяне новую, смелую женщину не боящуюся идти на встречу чувствам. Антон Рубенштейн также резко отозвался о «Евгении Онегине»: «Где в этой музыке грандиозный оперный стиль?! Действующим лицам некогда петь, речитатив почти всегда усыпляющим образом действует на публику. Хор, куплеты Трике и несколько арий – музыкальные оазисы в пустыне речитативов. Несомненно, опера и не доедет до Петербурга». Чайковский понимал, что впереди серьезная борьба за жизнь «Евгения Онегина».

Но, не смотря ни на что, в январе следующего года состоялось первое представление в Большом Театре. «Московские ведомости» печатали: «Прелестная музыка Чайковского достойна прелестных стихов Пушкина».

Со временем конец был изменен на пушкинский. Сам композитор для постановок на сцене Императорской оперы внес множество изменений, введя новые сцены, изменив темпы, что уже делало невозможным камерное ее исполнение. Однако в XX веке великим реформатором сцены К. С. Станиславским была сделана попытка воссоздать облик камерного "Онегина", лирических сцен. Так или иначе, но в наши дни ни продолжают жить и имеют равное право на существование две исполнительских версии оперы "Евгений Онегин". Каждая из них имеет свои достоинства и права на исполнительскую жизнь.

Но Чайковский был счастлив, видя успех своего детища не только на сценах оперных театров России, но и Европы. Объяснялось это теми чувствами, которые он вложил в эту оперу: "Я написал эту оперу потому, что в один прекрасный день мне с невыразимою силою захотелось положить на музыку все, что в "Онегине" просится на музыку. Я это и сделал, как мог".

Большой жизненный опыт Пушкина, тонкое понимание характера русского человека, русской природы, музыкальность стиха вызывали у композитора восхищение. Из пушкинского романа в стихах — «энциклопедии русской жизни», как назвал его В. Г. Белинский, — Чайковский взял лишь то, что было связано с душевным миром и личными судьбами пушкинских героев, скромно назвав свою оперу «лирическими сценами».

Сегодня «Евгения Онегина» ставят в театрах России и мира. Он проходит в рамках театральных фестивалей, разные театры берутся по-разному трактовать произведение Чайковского, и зачастую, простые зрители и настоящие знатоки с восхищением принимают прочтение того или иного режиссёра.

«Из века в век, из поколения в поколение переходит наша любовь к Чайковскому, к его прекрасной музыке, и в этом ее бессмертие». Д. Шостакович

Именно лиричность есть главная черта оперы Чайковского. Критики в наше время склонны восхищаться в произведении именно утончённостью и напевностью музыки, изяществом музыкальных форм и их простотой. Подобную лаконичность можно отнести и к произведению Пушкина: роман написан в краткой стихотворной форме. Это не эпическое произведение в трёх томах, а тончайшее повествование в стихах, охватывающее едва ли не больше тем, чем может охватить трёхтомное произведение в прозе.

3. Возможности создания образа персонажа в литературе и в музыке.

В литературе существует несколько основных средств создания образа персонажа. Одним из них является портрет. Благодаря портрету мы можем многое узнать о внешности персонажа, о его возрасте, увидеть характерные черты наружности. Вот например портрет Ленского:

Красавец, в полном цвете лет

Кудри черные до плеч.

Хорош собою

Осьмнадцать лет

Также немаловажными элементами в создании образа являются характер персонажа и его поступки,- они взаимосвязаны. Очень часто бывает так, что автор не дает подробное описание характера персонажа, и тогда приходится догадываться о нем по поступкам. Или наоборот, если мы знаем характер героя, мы можем предположить возможные поступки. В романе «Евгений Онегин» Пушкин подробно описывает характеры и привычки Ленского и Татьяны, а о характерах Онегина и Ольги мы узнаем постепенно, дополняем их собственными умозаключениями с опорой на поступки героев. Например, у Онегина характер был очень своеобразным, а точнее, непредсказуемым:

Как рано мог он лицемерить,

Таить надежду, ревновать,

Разуверять, заставить верить,

Казаться мрачным, изнывать,

Являться гордым и послушным,

Внимательным иль равнодушным!

Как томно был он молчалив,

Как пламенно красноречив,

В сердечных письмах как небрежен!

Одним дыша, одно любя,

Как он умел забыть себя!

Как взор его был быстр и нежен,

Стыдлив и дерзок, а порой

Блистал стыдливою слезой!

Но вскоре весь юношеский пыл у Онегина пропал. Поэтому Пушкин показывает Евгения как молодого человека, скучающего в том обществе, в котором он находится. Евгений хандрит, поэтому Пушкин считает основной чертой его характера «тоскующую лень». Чайковский воспроизводит это с помощью неспешных монотонных мелодий с небольшим диапазоном. Все они сухие, чопорные, скованные и даже нудные.

Речь – еще одно средство создания литературного образа. Ведь еще древнегреческий ученый Сократ сказал: «заговори, чтоб я тебя увидел». И действительно, структура речи, ее эмоциональная насыщенность, народный колорит как нельзя лучше отражает духовный мир человека. Речь Онегина блещет интеллектом, но Пушкин предупреждает читателя, что эти знания поверхностные и нужны только для создания имиджа в обществе. Он общается «без принужденья в разговоре», умеет «возбуждать улыбку дам огнем нежданных эпиграмм». Онегин легко и распространенно выражает свои мысли, о чем говорит наличие в романе письма и нескольких длинных монологов.

Образ персонажа дополняет и такая характеристика, как отношения с другими персонажами произведения. Она важна, поскольку, во-первых, помогает нам разобраться в сюжете произведения, во взаимосвязях между героями, а, во-вторых, дополнить характеры персонажей. Во взаимоотношениях Онегин эмоционален, стремителен и решителен. Но одновременно он относится к другим людям с презрением ивысокомерием.

Ну и наконец, последним из средств создания образа персонажа в литературе является отношение автора к персонажу. Очень часто это звено помогает читателю разобраться в своих симпатиях или антипатиях. Не всегда с первого взгляда понятно кто плохой, а кто хороший. В реалистических произведениях эта черта особенно важна, потому что каждый персонаж имеет свои пороки и добродетели, что часто вызывает затруднения в определение его положительности. Я думаю, что в романе «Евгений Онегин» есть только один бесспорно положительный персонаж – Татьяна. Не зря Пушкин называет ее «милый идеал». Все остальные герои не могут быть однозначно отнесены ни к плохим, ни к хорошим. Этот выбор Пушкин оставляет за читателем, а может быть, философски говорит: «Это жизнь, а в жизни нет ни плохих, ни хороших».

Музыка оказывает сильнейшее воздействие на эмоции человека. Именно музыка способна разбудить наше воображение. И в этом отношении она превосходит все области искусства. Когда мы читаем литературное произведение, в нашем воображении возникают образы и пейзажи, но основой для них служит текст. Живописец представляет нам на своих полотнах плоды только своих мыслей и чувств. А музыка набрасывает только легкие очертания, только полупрозрачный фон, на котором человек уже сам рисует свою картину, воплощает именно те образы, которые породила в нем его фантазия. Эту особенность музыки используют композиторы, создавая свои творения.

В отличие от писателей, у музыкантов возможности создания и передачи образа весьма ограничены. В этом отношении их можно сравнить с драматургами. У создателей этого жанра искусства тоже есть свои рамки. Например, они не могут открыто ввести свое отношение к персонажу, как это может сделать поэт или писатель. Жанр оперы позволяет использовать только прямую речь персонажей. Описания природы, характеров, чувств создается только с помощью музыки. Визуальный портрет и атмосферу эпохи в опере могут создать костюмеры, декораторы и визажисты.

Но как передать характер? В этом композитору помогают средства музыкальной выразительности. Основными средствами музыкальной выразительности являются ритм, темп, лад, тембр и динамика.

Опере «Евгений Онегин» предшествует увертюра, то есть вступление. В ней звучит музыкальная тема Татьяны, прерываемая двумя трагическими аккордами. Тональность минорная с плачевными интонациями. Сразу же возникает предчувствие несчастья. Так Чайковский предупреждает слушателя о переломе в судьбе Татьяны. Сюжет «Евгения Онегина» достаточно трагичен, поэтому основу произведения составляют минорные интонации. Мажор звучит только в темах любви у Ленского и Гремина.

Важную роль у Чайковского играет тембр голоса персонажей (окраска звука). С помощью него композитор отражает и возраст, и основные черты характера. Вот действующие лица и их тембры:

Ларина, помещица - меццо-сопрано

Татьяна - сопрано

Ольга. - контральто

Филиппьевна, няня - меццо-сопрано

Евгений Онегин - баритон

Ленский - тенор

Князь Гремин - бас

Ротный. - бас

Зарецкий - бас

Трике, француз – тенор

В романе "Евгений Онегин" композитор видел реальные и правдивые образы, глубокую жизненную драму, которая происходила в условиях реальных, правдивых. Он глубоко проникся пушкинскими образами, чистотой любви героев, верностью и пониманием их чувства долга и чести, их возвышенной мечтой и стремлением к идеалу.

Музыкальная драматургия произведения создана на едином дыхании, где один номер плавно переходит в другой, где вокальная мелодия монологов (арий или ариозо) по своей певучести и интонационной выразительности не отличается от речитативов - "музыкальных разговоров" - диалогов. Композитор словно распевает стихи Пушкина, подобно тому, как поют романсы на стихи поэтов, и сочиняет необычайно широкие мелодии, покоряющие одухотворенностью.

III. Исследовательская часть

Несмотря на то, что опера написана на стихи Пушкина, некоторые фрагменты Чайковский исключает, другие переставляет или добавляет новые. Композитор преднамеренно не следует тексту Пушкина, а выбирает только сюжетную линию, разбивая свою оперу на лирические сцены. Каждая лирическая сцена имеет смысловую завершенность и дает представление слушателям только о происходящих событиях в жизни персонажей.

Роман, по замыслу Пушкина, начинается монологом «молодого повесы» Онегина «мой дядя самых честных правил». Чайковский начинает оперу увертюрой, перемещая этот монолог в сцену первой встречи Онегина и Татьяны.

Татьяна Ларина

И у Пушкина и у Чайковского любимым персонажем в «Евгении Онегине» является Татьяна. Для обоих творцов она является воплощением женственности, простой и чистой любви. Пушкин использует по отношению к ней ласковые выражения, называя ее «красавицей моей», и «милым идеалом». Для поэта имя Татьяны неразлучно с русской природой, народом, культурой, «она мечтой стремиться к жизни полевой, в деревню к бедным поселянам, в уединенный уголок». Пушкинская Таня увлечена гаданиями, сказками, «страшными рассказами Зимою в темноте ночей», легендами, «преданьями простонародной старины». Пушкин наделяет Татьяну нравственной красотой, благородством, непосредственностью, душевной цельностью. Пушкин восхищается Таней: «от небес одарена воображением мятежным, умом и волею живой, и своенравной головой, и сердцем пламенным и нежным». Но Татьяна влюблена в Онегина. Мысль и чувство для нее одно и то же. Любовь целиком захватывает девушку и заставляет совершать безрассудные поступки, непозволительные по законам дворянской морали. Поэт пишет, что Таня «любит не шутя и предается безусловно любви, как милое дитя». Нравственная чистота Тани подтверждается фразой, обращенной к Онегину в финале романа: «Я вас люблю (к чему лукавить?), но я другому отдана, я буду век ему верна».

Чайковский же скорее написал оперу «Татьяна Ларина», нежели «Евгений Онегин», подчеркивая, что именно она - героиня его произведения. Композитор дает Тане целых четыре лейтмотива, отражая богатство ее духовного мира и эмоциональную насыщенность, сочиняет самые красивые партии для своей героини. Ее темы отличаются мелодичностью, душевностью и искренностью. В них отражается вся прелесть Татьяны, вся поэтичность ее души.

Сцена письма – центральная в линии отношений Онегина с Татьяной и в романе и в опере. У Пушкина – это перевод с французского, так как Таня «по-русски плохо знала» и «доныне дамская любовь не изъяснялася по-русски». При этом Пушкин подчеркивает превосходство Татьяниного письма над своим, представляющим «неполный слабый перевод, с живой картины список бледный». Поэт восхищается письмом, он не может им начитаться.

Чайковский показывает процесс написания письма Татьяной и включает в нее все музыкальные темы героини, отражая какие разные чувства она переживает в этот момент. Начальная сцена письма написана в ритме колотящегося сердца. Сомнения героини Чайковский дополняет словами «Не знаю, как начать», а решительность подчеркивает словами «Пускай погибну я» (пылкая и страстная мелодия). Пушкинское письмо Чайковский также разбивает на смысловые музыкальные части: собственно письмо Татьяны (напевная мелодия в сопровождении гобоя - инструмента грусти), мысли об Онегине «Нет, никому на свете не отдала бы сердца я» (взволнованная музыкальная интонация темы), светлая тема мечты «Кто ты мой ангел ли хранитель? Или коварный искуситель?». В сцене письма с замечательной психологической чуткостью запечатлены разнообразные душевные состояния героини: страстный порыв, робость, отчаянная решимость и, наконец, утверждение любви. Смятение Татьяны выразительно оттеняется симфонической панорамой восхода солнца, инструментальной темой любви.

Ольга Ларина

Пушкин к Ольге относится с пренебрежением. Хоть он и наделяет Ольгу красотой, которой не блистала ее сестра, но зато поэт не дает ей такой богатый внутренний мир. В словах Онегина Пушкин (как мне кажется) выражает и свое отношение к девушке: «В чертах у Ольги жизни нет. Точь-в-точь в Вандиковой Мадоне: кругла, красна лицом она, как эта глупая луна на этом глупом небосклоне». Также Оля не способна разделить любовь Ленского. В результате, после его смерти, Пушкин обрекает Ольгу на скитание по гарнизонам с молодым мужем – уланом.

Чайковский разделяет мнение Пушкина и также относится к сестре Татьяны иронически. Можно заметить, что голос у Ольги намного ниже, чем у Татьяны, даже более того - самый низкий из женских голосов, не смотря на то, что она моложе своей сестры. Также Чайковский иронизирует несоответствие духовного и физического возрастов Ольги. Например, в одной из ее партий слова «меня ребенком все зовут» звучат на очень низких звуках, на нисходящей интонации и уходят аж в басы. Также у Ольги партии очень обрывистые, короткие, скорее их можно назвать отдельными фразами, чем короткими мелодиями. Лейтмотивов у нее нет.

Владимир Ленский

В отношении Пушкина к Ленскому переплетены ирония и сочувствие, улыбка и грусть, насмешка и восхищение. Лермонтов высказался о Ленском, как о персонаже, чью судьбу повторил и сам Пушкин. Об этом Лермонтов написал в своем стихотворение «Смерть поэта»:

«И он убит - и взят могилой,

Как тот певец, неведомый, но милый,

Добыча ревности глухой,

Воспетый им с такою чудной силой,

Сраженный, как и он, безжалостной рукой»

Но Пушкин олицетворял в Ленском декабристов. «Он из Германии туманной привез учености плоды, вольнолюбивые мечты» писал Пушкин. Ленский был наделен романтическим мироощущением, которое автор романа считал основой декабризма. На то, что Ленский был причастен к декабризму, указывает и то обстоятельство, что 6 глава, в которой погибает поэт, написана почти одновременно с известием о гибели декабристов.

Это совпадение трудно считать просто случайностью. Сцена гибели Ленского является кульминационной и переломной во всем романе. После этого эпизода начинается как бы зеркальное отражение всего уже произошедшего.

В своем романе Пушкин иронизирует над Ленским: «Он пел поблеклый жизни цвет без малого в осьмнадцать лет». Пушкин иронизирует не над дуэлью, а над самим Ленским, над тем, что жажда героического порыва смогла выразиться в молодом человеке только в таком низком поступке, как поединок.

Чайковский не разделяет точку зрения поэта. Ему Ленский очень близок как по духу, так и по характеру. И Чайковский, и Ленский были законченными романтиками. У них были очень схожие моральные принципы. Также, они оба были очень утонченные и чувствительные особы. Поэтому у Ленского очень высокий голос. Петр Ильич любил Ленского. Композитор очень точно подметил, что молодой человек не видит в жизни ничего дурного, и что весь смысл его существования – любовь. Именно поэтому Чайковский дает Ленскому только один ведущий лейтмотив, посвященный любви. Почти все арии Ленского основаны на этом лейтмотиве, или же являются его вариациями.

Евгений Онегин

Свое отношение к главному персонажу романа Пушкин высказывает довольно прямо. Евгений Онегин для поэта «добрый приятель», ему нравились его черты. Но Пушкину не нравится образ жизни Онегина. Он считает его бессмысленным. Это чувствуется в таких выражениях, как «Убил он восемь лет» или «Влачился как-нибудь».

Но автор открыто говорит, что пишет не «о себе самом», а «о другом». Также Пушкин утверждает: «Всегда я рад заметить разность между Онегиным и мной». Подтверждение этому мы находим в их отношениях, к различным занятиям. Сравним Онегина и Пушкина в театре.

Евгений: « Все хлопает. Онегин входит,

Идет меж кресел по ногам,

Двойной лорнет скосясь наводит

На ложи незнакомых дам

Раскланялся, потом на сцену

В большом рассеянье взглянул,

Отворотился - и зевнул. »

В это же время мы можем взглянуть на Пушкина, чьими глазами мы видим театр до Онегина. Вот как он описывает увиденное им:

«И, взвившись, занавес шумит.

Блистательна, полувоздушна,

Смычку волшебному послушна,

Толпою нимф окружена,

Стоит Истомина; она,

Одной ногой касаясь пола,

Другою медленно кружит,

И вдруг прыжок, и вдруг летит,

Летит, как пух из уст Эола;

То стан совьет, то разовьет,

И быстрой ножкой ножку бьет».

В этих строках Пушкин выражает свою глубокую любовь не только к балету и театру, но и ко всему высокому искусству в целом. Здесь явно наблюдается различие между скучающим Онегиным и восторгающимся Пушкиным. Точно также можно найти массу различий по отношению к природе, труду и прочему.

Но не смотря на то, что во многом Пушкин противопоставляет себя Онегину, поэт всячески поддерживает своего товарища, когда тот влюбляется в Татьяну, хоть и ласково посмеивается над ним. И все-таки Пушкин хорошо относится к Онегину.

Чайковский же наоборот. Он не считает Онегина достойным восхищения. Не взирая на то, что Евгений – главный герой романа, композитор не дает ему не единого лейтмотива. Во время «хандры» у Онегина партии очень сухие и скованные. Их основу составляет речитатив. Ария Онегина «Когда бы жизнь домашним кругом», обрамлена прозрачным и светлым хором девушек. Сдержанно-размеренная речь Онегина лишь ненадолго оживляется теплым чувством.

Диапозонность и чувства в партиях появляются в один единственный момент. Это заключительная встреча Татьяны и Онегина. В последней речи Онегина « Позор. Тоска. О жалкий жребий мой!» у Евгения звучит самая высокая нота из всех в его партиях. В этот момент слушатель проникается всей возможной жалостью к Онегину. Ирония Чайковского заключается в том, что свои признания Онегин поет на тему Татьяны.

В сцене ссоры Онегина и Ленского Чайковский допускает отступление от текста. Если в романе Ленский передал Онегину вызов на дуэль через Зарецкого, то в опере Ленский прилюдно оскорбил Онегина и бросил на пол перчатку. Это отступление помогает композитору показать причину дуэли – общественное мнение. Во время ссоры все присутствующие начинают шептаться, что-то обсуждать и интересоваться происходящим. Это не позволяет Онегину помириться с Ленским, извиниться.

Дуэт Ленского и Онегина «Враги, враги» передает состояние мрачного раздумья. В этом фрагменте Чайковский пытается показать внутренний мир и чувства героев. Композитор применяет канон (параллельное исполнение одной и той же мелодии с некоторым отставанием) и тем самым очень наглядно демонстрирует, что оба персонажа переживают одни и те же чувства. Они хотят помириться. Но и без объяснений становится понятно, что причиной, остановившей их в этот момент, являлось общественное мнение.

IV. Выводы

1. А. С. Пушкин использует реалистический метод изображения персонажей при написании большей части романа «Евгений Онегин». П. И. Чайковский при создании одноименной оперы использует романтический метод.

2. Роман «Евгений Онегин» писался 7 лет, а потом еще неоднократно редактировался и дополнялся. Опера была написана намного быстрее, менее, чем за 2 года.

3. Для Пушкина роман «Евгений Онегин» был не только рассказом о любви двух людей. В нем поэт хотел затронуть и политическую сторону жизни. Чайковский же в своей опере отразил только любовную линию сюжета.

4. Чайковский и Пушкин не сходятся в своих симпатиях к персонажам. Чайковскому больше нравился Владимир Ленский, а Пушкину - Онегин. Но один персонаж любим обоими: это Татьяна. Оба творца считают ее идеалом русской женщины.

5. Разными были и отзывы современников. Роман Пушкина сразу же заинтересовал публику и приобрел множество поклонников, несмотря на некоторую критику. Опера претерпела массу возражений и недовольств, но это пошло ей на пользу, поскольку Чайковский довел ее до совершенства.

6. Именно лиричность есть главная черта оперы Чайковского. Критики в наше время склонны восхищаться в произведении именно утончённостью и напевностью музыки, изяществом музыкальных форм и их простотой. Подобную лаконичность можно отнести и к произведению Пушкина: роман написан в стихотворной форме. Это не эпическое произведение в трёх томах, а тончайшее повествование в стихах, охватывающее едва ли не больше тем, чем может охватить трёхтомное произведение в прозе.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)