Образ русского богатыря в былинах
Былины- русские народные этические песни. Они повествуют о подвигах богатырей, сражающимисякоторые сражаются с чудовищами или вражеским войском, отправляющихсяотправляются в загробный мир или еще каким-либо способом проявившиепроявляют свою силу, удаль, храбрость.
Нет, наверное, ни одного человека, выросшего в России, который не слышал бы слова « былина», и не назвал бы хоть трех былинных героев.
Слово « былина» впервые употребил для обозначения этого жанра в середине прошлого века собиратель и исследователь фольклора Иван Петрович Сахаров. Он позаимствовал это название из древнерусского « Слово о полку Игореве», где оно обозначало – просто быль, реальное событие.
Традиционно выделяют два главных цикла былин, объединенные по месту действия или происхождению героев. События большинства былин происходят в Киеве или в какой-то мере с этим городом связаны, поскольку богатыри находятся на службе у киевского князя Владимира Красное Солнышко. Этот цикл называется киевским Владимировым. К нему относятся песни об Илье Муромце, Добрыне Никитиче, Алеше Поповиче, Дюке Степановиче, Дунае и др. Доже если действие в этих былинах непосредственно не связано с Киевом или с выполнением поручения князя Владимира, упоминание города или князя обязательно присутствует. Второй цикл образуют новгородские былины. Их герои- Садко и Василий Буслаевич- родились и жили в Новгороде. Кроме того, существует ряд песен, не входящих ни в один из этих циклов.
Былинные богатыри
Главные герои былин- богатыри, люди исключительные, наделенные чертами, которыми не обладает обычный человек: невиданной силой, безграничной храбростью, каким-либо особенным умением( метко стрелять из лука, играть в шахматы) или талантом. Именно эта исключительность роднит их всех, весьма непохожих друг на друга, и ставит в центр повествования. Так, если Илья Муромец знаменит своей силой, то Садко своим непревзойденным искусством играть на гуслях.
Среди богатырей принято выделять «старших» и «младших». К « старшим» относят Святогора и Волха Всеславьича. « Старшие» называются так не только потому, что они по возрасту старше других витязей ,но и потому, что они представляют собой более древний, архаичный тип героя.
Такому герою нет равного на земле , он единственный в своем роде, так что у него не может быть другого противника, кроме самой природы, матери-сырой земли. Святогор, например обладает совершенно невиданной силой и мощью. Волх умеет оборачиваться разными зверями, т. е. колдавать. волховать, на что указывает и его имя. Рождение Волха Всеславьича тоже чудесное : он был зачат от « лютого змея» , в момент его рождения» подрожала сыра земляа синее море сколыбалося». Когда Волху исполнилось всего полтора часа от роду, он велел матушке:
Пеленай меня, матушка.
В крепки латы булатные
А на буйну голову клада злат шелом,
По правую руку – палицу
Беспорно, черты богатырей сказочны. Поступки, ими совершаемые обстоятельства, в которых они действуют, совсем не похожи на реальные события и даже не намекают на них.
Значительная часть былин посвящена борьбе богатыря с чудищем или вражеской силой. Былинный богатырь, как правило, действует в одиночку, идет навстречу страшной опасности и всегда в итоге побеждает. Например, Илья Муромец, прежде чем встретиться с разбойниками, сам выбирает себе опасную дорогу. Подобным образом ищут приключений и другие богатыри. Добрыня, например. Вопреки наказу матери отправляется к Почай-реке, где живет змей. Однако помимо желания проявить сваю удаль, и потешить « богатырское сердце» героями былин движет и желание постоять за людей и за веру. Их противники несут беду людям – похищают, убивают их- и ведут себя нечестиво. Так, враг Тугарин Змеевич, « чудо поганое», которого побеждает Алеша Попович
Богу, собака не молится
Князю со княгиней не кланяется
Князьям и боярам челом не бьет
Именно это и возмущает Алешу
Вражеское войско, которое уничтожают богатыри, часто изображается не как нечто предопределяющее опасность для князя или вообще для людей, а просто как помеха на пути самого героя.
3. Художественный мир былины
Описание особенных событий и особенных героев нуждается в какой-то особенной форме, не такой, в которой рассказывается о повседневной жизни. Поэтому в былинах вырабатывалась специфическая манера изображения богатырей и их подвигов. Для описания всего, что связано с главным героем: его силы и телосложения , оружия, коня, той задачи, которую он должен выполнить, и т. Д. – используются гиперболы- намеренные преувеличения. Все, что окружает богатыря столь же велико, исключительно и необычно, сколь и он сам. Вот как описываются доспехи Потапа Артамоновича:
Еще латы были двадцать пять пудов,
Нагрудник был да десять пудов.
Да на шею кольчуга была пять пудов,
На головку колпак да сорока пудов.
Так же описываются и противники богатырей- они тоже особенные, исключительные. Это вполне естественно. Ведь у богатыря должен быть равный противник, которого никто, кроме него не победит.
Время действия былин тоже особенное. Главное его отличие от современности в том, что все изображаемые в былинах чудеса и невероятные события могли случиться и представлялись нормальными- мир существовал по другим законам. Былинное время и течет по- другому, не как наше. Поэтому Илья, отправляясь в путь, « заутреню стоял во Муроме, а к обеденке поспеть хотел он в стольный Киев-град», и это не воспринимается как что-то невозможное. Зато некоторые важные события , вроде сборов в дорогу, поединка и т. Д. описываются медленно. Подробно. Обстоятельно, и время как-бы замедляет свое течение, ненадолго приостанавливается. Современность для сказителей – это уже совсем другая эпоха, когда былинные витязи « перевелись».
4. Как сказывались былины.
В былинах можно встретить обилие всякого рода повторов. Обычно самые важные дела удаются герою с третьего раза или он совершает три подвига, из которых последний выделяется из остальных. Когда калики исцеляют Илью Муромца , они трижды дают ему выпить « питьица медвяного»: после первого раза он чувствует в себе недостаточно силы, после второго- избыток и , лишь выпив в третий раз, он получает столько силы, сколько ему надо.
Если прочитать подряд хотя бы несколько былин, нельзя не заметить еще одну очень важную особенность: во многих из них повторяются одни и те же эпизоды. Часто богатырским подвигам предшествуют сцена хвастовства на пиру, когда все гости щеголяют друг перед другом кто золотой казной, кто дорогим платьем, а кто конем богатырским. Герой песни, похвалившись чем-то, должен представить доказательства, для чего он и отправляется в путь. Примерно одними и теми же словами изображаются детство и первые прявления богатырской силы, сборы разных героев в дорогу, встреча и поединок с противником, приезд на княжеский двор и др. Сказатели знали только сюжет, события, связанные с тем или иным богатырем, а также владели определенным набором таких вот общих мест, повторяющихся эпизодов. Из которых , как из кубиков, складывался как бы костяк былины. Все остальное рождалось на глазах слушателей. Поэтому даже один и тот же исполнитель не мог дважды повторить былину дословно. Каждое исполнение былины было и процессом ее создания, а каждый исполнитель творцом. Иначе певцу пришлось бы держать в памяти многие тысячи стихотворных строк.
5. Новгородские былины
Новгородские былины носят несколько иной характер. В них нет «могучих богатырей», «палениц удалых», сражающихся с вражьей силой. Герой этих песен – Садко и Василий Буслаевич, как и Киевские богатыри, обладают яркими и особенными чертами: Садко прекрасно играет на гуслях, так, что своей игрой поражает царя морского и получает от него помощь и совет, как разбогатеть. Садко отличается от обычных людей и тем, что путешествует на дно морское и удачно возвращается.
Сюжеты былин часто связаны с нарушением героем какого-либо запрета. Это сулит героям беду. Какая-то высшая сила,судьба решает, что должно случиться. Высшая сила- единственное, с чем не могут справиться богатыри, и, если они посягают на нее, их ждет смерть. Однако сами богатыри стремятся сразиться с такой силой, потому что среди людей им нет равных. В былине о том , с каких пор перевелись богатыри на Святой Руси, именно так и обьясняется гибель витязей. Побив татарскую рать, они похваляются:
Не намахались наши могучие плечи
Не уходилися наши добрые кони
Не притупились мечи наши булатные!
И говорит Алеша Попович млад:
Подавай нам силу нездешнюю,-
Мы и с той силою справимся!. »
И вот «явились двое воителей». Но всякий раз после того, как богатыри разрубят одного из противников пополам, из каждой половины появляется новый воин, и рать их постоянно растет.
Испугались могучие витязи,
Побежали в каменные горы,
В темные пещеры.
Как подбежит витязь к горе,
Так и окаменеет
С тех самых пор и перевелись славные витязи на Святой Руси.
Комментарии