Культура  ->  Музыка  | Автор: | Добавлено: 2015-03-23

Образ лирического героя песен Олега Митяева и средства его создания

Авторская песня занимает значительное место в культурной традиции и истории искусства как особая форма текста, которая представляет собой единство трёх составляющих: словесного (вербального), музыкального и «интонационного». В лингвистике и литературоведении не так много исследовательских работ, посвящённых комплексному анализу текстов авторской песни: структуре, семантике, классификации, особенностям языковых средств. Недостаточно изучен вопрос об определении места авторской песни в системе поэтических текстов, а также процесс поэтизации слова в тексте песен авторов-исполнителей. А интерес к авторской песне постоянно растёт.

Песня предшествовала рождению всех поэтических жанров, являясь их общим источником. Некоторые исследователи и авторы-исполнители(А. Мирзаян А. Веселовский, А. Городницкий) считают, что устное народное творчество и «Слово о полку Игореве» являются предпосылками появления авторской песни , хотя первые «авторские» песни появились в 30-е годы ХХ века в альпинистских лагерях в районе Домбая и представляли собой «перетекстовки» - сочинение слов на известные мелодии. В начале 40-х годов были написаны песни, имеющие непосредственное отношение к данному жанру: «Бригантина» (П. Когана – Г. Ленского), «Барбарисовый куст» (Н. Моренца), «Глобус» (М. Львовского – М. Светлого) и другие.

Социальные процессы, происходящие в 50-60-ые годы ХХ века в обществе, повлиявшие на изменение культуры в целом, создали основные предпосылки для становления и развития авторской песни. В эти годы жанр приобретает большую популярность и развивается сразу по нескольким направлениям: «туристская» («костровая»), «студенческая» песня и другие. На данном этапе бытования авторская песня является надличностной, что роднит её с фольклором – песни исполняются повсеместно, существуя в нескольких «народных» вариантах, их авторов практически не знают.

70-80-е годы характеризуются официальным игнорированием жанра, что во многом связано с развитием политико-сатирической темы. В это время в авторской песне расширяется и тема «единичного» человека, его жизненных исканий, душевной неустроенности и личных проблем; основным приёмом становится поэтизация быта и внутреннего мира лирического героя.

С середины 80-х годов начинается «второе рождение» авторской песни; по всей стране проходят многочисленные фестивали; слеты КСП, сольные концерты бардов, появляются публикации в прессе, выходят пластинки, кассеты, сборники песен. На данном этапе авторская песня становится «личностной», происходит «передоверие чувств и мыслей людей одному человеку – исполнителю, который часто оказывается и автором» .

В 90-е годы рамки жанра расширяются: авторы занимаются аранжировкой своих песен, привлекая к их исполнению отдельных гитаристов и целые коллективы. Возникают «театральные» направления (Е. Камбурова, В. Луферов), различные творческие ассоциации. Однако авторская песня не уходит в историю, а ищет новые формы в соответствии с новыми социальными условиями, к которым она всегда умело приспосабливается.

2. Понятие «лирический герой»

Авторская песня по её совокупным свойствам может быть отнесена к поэтическому типу текста. И как в любом поэтическом тексте, главным художественным образом песни является лирический герой.

Лирический герой – это образ того героя в лирическом произведении, переживания, мысли и чувства которого отражены в нём. Он отнюдь не идентичен образу автора, хотя и отражает его личные переживания, связанные с теми или иными событиями его жизни, с его отношением к природе, общественной жизни, людям. Своеобразие мироощущения, миропонимания поэта, его интересы, особенности характера находят соответственное выражение в форме, в стиле его произведений.

Художественные образы любого произведения, в том числе и лирического, обобщают явления жизни; через индивидуальное, личное переживание выражают мысли и чувства, характерные для многих современников. Всякое личное переживание поэта только тогда становится фактом искусства, когда оно является художественно совершенным выражением чувств и мыслей, типичных для многих людей. Лирике свойственны и обобщение, и художественный вымысел. Чем более талантлив поэт, тем богаче его духовный мир; чем более глубоко он проникает в мир переживаний и других людей, тем больших высот достигает и в своем лирическом творчестве. В сознании читателя и слушателя создается законченный образ – переживание, т. е. состояние характера, образ духовного мира человека. Возникает образ лирического героя

1. 3. Определение поэтизации

Для создания образа лирического героя автор использует разные изобразительно-выразительные средства языка (тропы и фигуры речи), а также поэтизацию слова в тексте.

Поэтизация определяется как явление, связанное с процессом расширения семантики (лексического значения) слова, с развитием его образности. Ведущим признаком поэтизации в авторской песне является расширение исходного значения слова в тексте (например, переход от нейтрального к поэтическому, высокому), развитием символического характера слова, придание слову эмоционально-экспрессивной окраски в результате сочетаемости стоящих рядом языковых единиц и через взаимодействие слова со всеми единицами текста

Каждое слово содержит в себе несколько типов значений: исходное, культурно-историческое, поэтическое, индивидуально-авторское, которые могут быть в разной мере реализованы в произведении

Например, слово гитара. Этот музыкальный инструмент стал неотъемлемой частью автора-исполнителя. И слово стало основной единицей в текстах данного жанра. Барды создали уникальный образ человека, для которого гитара не просто инструмент, а средство для передачи своих мыслей и в этом качестве своеобразное оружие против всего грязного, лживого, пошлого и бездуховного, (Ю. Визбор: «А гитару его сапогами ломали, // И гитара поэта бывает, страшна»).

Можно наблюдать, как поэтизация слова происходит путем включения его в состав тропа: «Песни гнезда вьют, // В скворечниках гитары» (Б. Вахнюк).

Гитара входит в тексты с определенной символикой и развивается в них, получая дополнительные смысловые оттенки: a) средство задушевного разговора в кругу друзей: «Гитару по кругу, // Пусть каждый о будущей встрече споет» (Ю. Зыков); b) друг и единомышленник человека: «Ты прости меня, гитара// Просто мне с тобою повезло!» (Б. Окуджава).

Это значение расширяется и при упоминании гитары в одном ряду с лирическим героем: «Мне ничего не надо, и сожалений нет, // В руках моих гитара и пачка сигарет» (Б. Окуджава); «Не уйдем мы с гитарой, // На заслуженный, но нежеланный покой» (В. Высоцкий). Гитара составляет одно целое с лирическим героем, и на нее переносится то, что он сам испытывает: «Ты такой же почти, и гитара та// А я слышал: гитара врала, // И слова были лживыми» (О. Митяев).

Глава 2. Образ лирического героя песен Олега Митяева и средства его создания

Олег Митяев говорит о себе, что он больше лирик, чем романтик. Романтик создает придуманный мир, а лирик принимает мир таким, какой он есть. «Лирики – это те, кто поэтизирует окружающую действительность. Мне это очень близко» – писал бард.

Поэтому лирический герой в песнях Олега Митяева предстает человеком, поэтизирующим мир. Примером может служить одна из последних песен автора – «Остров».

Уже само название представляет собой метафору. Грушинский фестиваль, по мнению автора, это остров в океане жизни. Океан жизни – это стихия, которая приносит человеку страх, неуверенность в себе и различные негативные чувства. А фестиваль и Грушинская поляна, которые уже 31 раз собирали любителей авторской песни, – это то место, где человек чувствует себя талантливым, нужным, уверенным в своих силах. Здесь проявляются лучшие чувства: забота, взаимопонимание, любовь.

Мой кострами согретый остров,

Неси нас морем пустых скитаний

Сюда тянется душа, здесь живут лучшие мечты, здесь каждого поймут и согреют теплотой своего сердца.

И вновь на возвышенность Среднюю русской земли

Слетятся озябшие люди сквозь дождик слепой.

Автор подготавливает слушателя к восприятию главной мысли песни: самое важное в жизни, то, ради чего человек живет, – это любовь, доброта и взаимопонимание, то есть то, что согревает наши души. Особую роль в осмыслении песни играет слово «костер», которое поэтизируется автором. В песне костер является символом душевного тепла.

Лирический герой Олега Митяева часто воспринимает мир контрастно. На антитезе построена и песня «Остров». « Море пустых скитаний» противопоставлено острову, согретому кострами. «Гриппозную зиму» сменяет «июльская теплынь»:

Гриппозной зимой проморозило землю насквозь

И кажется, что не закончится этот январь.

Митяев преувеличивает масштабы «оледенения» для того, чтобы подчеркнуть значимость этого «острова» для лирического героя и для людей в целом.

Но тронется лед межпланетный и в снежной пыли

Земля повернется к светилу другой стороной.

И в результате

Наполнится воздух озоном самарской грозы,

Ветра раскачают люцерну в полях и полынь.

И запахи все возвратятся, и прошлого дым

Насквозь пропитают июльскую эту теплынь.

Поэтому выстраивается смысловая оппозиция: межпланетное пространство – Земля море пустых скитаний – кострами согретый остров гриппозная зима – июльская теплынь

Связующим звеном противоположных частей этой оппозиции является категория времени. Используя развернутую метафору («Сломалась в будильнике времени хрупкая ось») и олицетворение («Худеть перестал на стене отрывной календарь»), автор показывает нам лирического героя как человека, поэтизирующего действительность.

Категория времени играет важную роль в создании образа лирического героя, особенно в передаче его настроения.

Лирический герой в песне «Дует ветер» (см. приложение 4) испытывает особую душевную боль, которая не проходит со временем. Это подчеркивает градация «Дует ветер – дует месяц, дует два, дует год. // Только боль он не остудит, эта боль не пройдет».

Перед нами жизнь лирического героя, выраженная оппозицией прошлое – настоящее – будущее.

Прошлое нарисовано глаголами прошедшего времени: «Разлучили, как детей, нас развели по углам, // Разорвали акварели наших встреч пополам». Будущее связано с болью, которую, возможно, «время залижеткак река, но пока»

А пока – настоящее, то, что связывает эти два оппозита (прошлое и будущее), а в этом настоящем – боль и течение времени («дует ветер»).

Лирический герой, стараясь избавиться от душевной боли, отдает себе приказ:

На осколочки печаль свою разбить, разлюбить,

Не встречаться, постараться к Рождеству позабыть

В значении повелительного наклонения выступает неопределенная форма глагола. Используя этот прием, автор песни поддерживает решение лирического героя расстаться с прошлым, чтобы избавиться от тоски. Устанавливается даже конкретный срок – Рождество, то есть ограничивается время. Но ненадолго, так как уже в следующей строке время вновь растягивается на протяженность всей будущей жизни лирического героя:

Сколько б ни было в жизни и встреч, и подруг, но, мой друг,

Мне без Вас жить не стоит.

Этот вывод рефреном повторяется в конце каждого четверостишия, тем самым объединяя все составляющие времени: прошлое, настоящее, будущее – и пространства:

Но хоть где одному на красивой земле столько лет

Мне без Вас жить не стоит.

В песне «Фрагмент» герой всё же находит в себе силы расстаться с прошлым:

Тихо листопад закружится,

И уже не повернуть назад,

Канет осень в снег, как в соболя

Венчаная женщина.

Та же оппозиция (прошлое – будущее) приобретает другую окраску. Как бы ни было дорого прошлое, с ним у лирического героя ассоциируется осень, ночь, серая тишина. Расставаться с ним грустно, но необходимо, так как впереди зима, рассвет, белый снег. Это проявляется в следующей оппозиции: прошлое – будущее вянет ночь – сирень ее [ночи] становится прозрачною осень – зима листопад – снег серая зима – запорошит снег

И только «миг между прошлым и будущим» соединяет эти два оппозита. Этот миг у лирического героя равен одному взгляду, одному шагу, но вбирает в себя всю жизнь.

Все забыть, смотреть в глаза и больше не спешить,

И за этот миг совсем недолгий жизнь прожить,

Шаг шагнуть в дверной проём, и перестать дышать

Перестать дышать, то есть остановиться на мгновение. Остановка – это новая точка отсчета. После «печального вдоха» обязательно нужно вдохнуть, для того чтобы продолжать жить. И поезд, который «еще чуть-чуть и тронется», является символом жизни.

Каждая песня – это фрагмент жизни лирического героя. И необходимо иметь талант, чтобы запечатлеть мгновение, всколыхнувшее в душе сильное чувство. «Как трудно быть художником!» - восклицает лирический герой в песне «Художник» . Трудно, наверное, потому, что поэты и художники воспринимают этот мир по-другому, не так, как обыкновенные люди. Они чувствуют более глубоко, более тонко, более остро. Размышляя о творчестве, Олег Митяев продолжает традиционную тему поэта и поэзии русской литературы XIX века (например, А. С. Пушкин «Пророк»).

Поэт не может воспринимать мир серым (определение «серый» становится эпитетом, так как через него выражается отношение к действительности). Он для него контрастен: «то черный от дождика», «то стылый и белый». Этот мир и предназначение художника, творца заставляют лирического героя размышлять, «в бреду волнений прожитых разгадывать ребусы на холсте с названьем «Жизнь», «не спать в ненастье за стеной», то есть все видеть, слышать, чувствовать; быть причастным ко всему, что происходит. Он просто не может быть равнодушным: «И ведь нельзя закрыть глаза и вдруг художником не быть».

Поэт живет ожиданием встречи со своей мелодией: «Я шептал тебя во сне// И в морозы на стекле звуки рисовал». В этом его и счастье, и трагедия, потому что песня возникает только тогда, когда душа героя наполнена чувствами, положительными или отрицательными – не важно. Главное – чтобы эти чувства были, а иначе «не болит ничего и не пишется» .

Встречи с песней ждут как чуда. Её появление предчувствуют. И всё же она всегда появляется неожиданно для лирического героя:

Осень свой обряд вершила по законам,

Не суля событий и чудес

А ветра случайно с листьями принесли тебя.

Трепетное, бережное отношение к песне усиливается приёмом олицетворения. Лирический герой обращается к песне как к любимой женщине: «Самою любимою ты была моею». Она дорога лирическому герою потому, что в ней часть его души; то, что им пережито и перечувствовано: он «за красками ходил в жёлтую аллею»; собирал «паузы да осколки дня».

И хотя впереди у поэта долгая жизнь и много новых песен, но эта остаётся «самою любимою»:

Снятся мне по-прежнему светлые мелодии,

Только не встречается лучше, чем твоя.

Большинство песен Олега Митяева связано с дорогой, например, «Таганай», «Давай с тобой поговорим», «Я сбежал». Только в дороге лирический герой Олега Митяева чувствует себя комфортно. Дорога лечит его душевные раны.

меня бесполезно искать,

Занедужил я, лекарь мой – путь.

Будет ветер мою шевелюру трепать

И толкать, как товарища, в грудь.

Неизменным попутчиком лирического героя в его скитаниях является ветер.

Я сбежал. Да, я сбежал

Ветер кроны лип качал,

И они вдогонку мне охали

А с добрым попутчиком хочется поделиться тем, что «наболело»:

открывается другим

Всё то, что близким берегут».

И хотя прожита, может быть, большая часть жизни, лирический герой не чувствует себя старым: «Ну, какой же я, к чёрту, старик!» («Таганай»). Жизнь идёт вперёд, меняется, но неизменными остаются общечеловеческие ценности.

По-новому, по-новому торопит кто-то жить,

Но всё ж, дай бог, по-старому нам чем-то дорожить.

(«Давай с тобой поговорим»)

Создаётся уверенность в том, что «будничная хмарь не утомит желанья жить», потому что вера, надежда, любовь – это та прочная основа, которая даёт силы лирическому герою, поддерживает его в минуты отчаянья.

Заключение

Результатом исследования песен Олега Митяева и выявления роли изобразительно-выразительных средств языка в создании образа лирического героя является следующая схема:

Создавая образ лирического героя, Олег Митяев использует разнообразные изобразительно-выразительные средства языка (тропы и фигуры речи) , а также процессы поэтизации слова.

Лирический герой Олега Митяева – художник, поэт, лирик, влюблённый в песню и в жизнь. Он поэтизирует действительность, сравнивая бытовые и «высокие» реалии: «созвездия люстр» («Авиатор»), «водосточные хорал» («Я сбежал»). Традиционным для автора становится приём олицетворения природных явлений и предметов: «вальсирует листва берёз» («В осеннем парке»), «артерии рябин» («Фрагмент»), «по прожилкам лиственной руки» («Самая любимая песня»), «провожал меня сонный вокзал» («Я сбежал»).

Лирический герой – это человек с философским взглядом на жизнь. Но часто он воспринимает жизнь контрастно: большинство текстов Митяева построены по оппозиционному принципу, что характерно для авторской песни вообще. И всё же его мир многоцветен и ярок: «янтарные струны в пьесе дождя» («Таганай»), «вечер, выкрашенный в тёмно-синюю пастель»(«Давай с тобой поговорим»), «светомузыка молний и грома» («Я сбежал»), «вянет ночь, сирень её становится прозрачною» («Фрагмент»).

Лирический герой Митяева – вечный странник, который находит гармонию в общении с окружающим миром и стремится уйти из домашнего тепла и уюта. Он бежит не от одиночества, а наоборот, «кодиночеству в гости», где находит ответы на свои вопросы, душевное равновесие и творческое вдохновение.

Внутренний мир лирического героя и его взаимосвязь с внешним миром можно отразить в следующей схеме:

Мгновения прошлого и настоящего служат основой для будущего. И хотя часто песни Олега Митяева наполнены грустью и тоской по прошлому, лирический герой все же надеется, что всё будет хорошо, что «всё ещё придёт//Ведь кто-то же сейчас не спит,//Ведь кто-то этот поезд ждет».

В результате перед слушателями возникает образ человека, стремящегося к гармонии с самим собой и с окружающим миром, которую он находит в дороге под названьем «Жизнь»; образ человека, любящего жизнь во всех её проявлениях.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)