Дом  ->  Мода и красота  | Автор: | Добавлено: 2015-03-23

Народное искусство вечно усилиями мастеров многих поколений

Существительное «промысел» происходит от глагола «промышлять» и означает «жить ремеслом». В далекие времена, когда еще не было нигде ни заводов, ни фабрик, люди для повседневной жизни все необходимое создавали собственными руками: и посуду, и игрушки, и одежду. Конечно, в каждой части земного шара народы жили по-своему. И на предметы их обихода влияло географическое положение, особенности национального характера, традиций, климата.

Природа как бы подсказывала, из каких материалов создавать необходимые предметы. На территории нашей области есть много лугов и пастбищ, где хорошо пастись козам и овцам. Следовательно, у нас широко развивалось ткачество, вязание пуховых изделий. Кроме этого в наших степях встречаются байрачные леса. Это способствовало развитию резьбы по дереву.

При изготовлении любой вещи народный мастер не только думал о ее практическом значении, но и не забывал о красоте. Красота и польза в его творчестве всегда были неотделимы. Особенно наши предки стремились украсить свои костюмы: вышивкой, узорным вязанием, изделиями из бисера. Не забывали также украшать свое жилище и все, с чем ему приходилось сталкиваться в быту.

Народное искусство вечно усилиями мастеров многих поколений.

Резьба по дереву

Весь быт Древней Руси связан с деревом и изделиями из него. Деревянными были дома, посуда, орудия труда, транспорт – практически всё, что связано с повседневной жизнью человека. В славянской мифологии дерево – это ось мира. Находилась эта ось у Лукоморья, которое наши предки считали краем Вселенной. Корни дерева находятся в аду, а вершина в небесах. Именно по нему спускаются и поднимаются боги. «Древо жизни» также было неотъемлемым элементом росписи домов на Руси. Оно охраняло дом от злых духов.

Искусство резьбы по дереву одно из самых древних на Руси. Изготавливая из дерева различные предметы обихода, они старались сделать их не только удобными, но и красивыми. Резчики выполняли работу с душой, стараясь сохранить в доме кусочек природы. Многолетний опыт вскоре позволил достичь небывалых высот в этом искусстве. Пожалуй, именно в России это искусство было развито так, как нигде в мире. От предметов обихода резчики постепенно перешли к изготовлению различных произведений искусства. Стали изготавливать игрушки для детей – фигурки различных животных, музыкальные инструменты – дудки и свистульки, а также деревянные скульптуры.

Резьба по дереву также с давних времен отличалась разнообразием орнаментов. Выделяют несколько техник резьбы по дереву: геометрическая, ажурная и художественная. В геометрической резьбе, выполненной в виде выемок различной формы, часто присутствовали языческие символы, например, так называемые «розетки» и «сияния», обозначавшие солнце. Такие изображения часто встречались на бытовых предметах: прялках, посуде, кухонной утвари. Художественная резьба представляла собой настоящий рисунок по дереву и украшала стены дома, конек на крыше, крыльцо. Как и в текстильных орнаментах в резьбе по дереву были распространены растительные, зооморфные и культовые мотивы, которые в глубокой древности должны были защищать дом от злых сил, а позже превратились просто в элементы украшения дома.

Свои произведения резчики выполняли и на древесине других пород. Мастера использовали как хвойные породы – сосну и ель, так и лиственные – ясень, дуб, берёза. Дерево было самым доступным материалом и в том числе, поэтому этот вид искусства тогда был наиболее распространён, особенно в сельской местности. Да и сейчас в деревнях и сёлах осталось множество домов построенных без единого гвоздя и украшенных разнообразной резьбой. Никакие современные технологии и материалы не сравнятся с этими уникальными произведениями русского деревянного зодчества.

В настоящее время также существует большое количество мастеров резьбы по дереву. Это искусство требует многолетней практики, а также художественного вкуса и фантазии. Нередко это искусство передаётся по наследству. Мастера по-прежнему вырезают как предметы быта, так и скульптуры или изображения из дерева. Так как сейчас ручная работа ценится довольно высоко, а мастеров резьбы становится всё меньше, за этими изделиями туристы выстраиваются в очередь.

В настоящее время существует несколько видов резьбы по дереву. Самые распространённые из них: плоско-выемчатая, плоскорельефная и объемно-рельефная или просто объёмная. В первом случае резцом на деревянной заготовке вычерчивается рисунок, по контуру которого вырезается дерево. При плоскорельефной резьбе, выбирается дерево между узорами. Объемно-рельефная резьба применяется в основном при изготовлении  деревянных ковшей, ложек и другой посуды. Также существуют такие виды резьбы как накладная, сквозная и скульптурная.

Вязание на спицах

Издавна, стараясь украсить свой быт, люди стремились использовать самые простые материалы для сочетания несложных форм и средств с неприхотливыми узорами, достигнув при этом высокого мастерства. Ручное вязание изначально появилось как простая утилитарная необходимость, в дальнейшем превратилось в настоящее искусство. Вязаные изделия всегда ценились очень высоко. Например, в Европе их могли поначалу носить только очень состоятельные люди. Вязаные шелковые чулки были подарком даже для королей! Так, шведский король Эрик IV выписал себе пару шелковых чулок. А стоили они - годовое жалование королевского сапожника.

Очень сложно точно установить историю вязания, так как нити и трикотаж сохранить тяжело. Но все-таки некоторые свидетельства этого искусства дошли до нас в виде изображений. В одной из египетских гробниц (1900 год до н. э. ) сохранилось изображение женщины, надевающей носки. Отпечаток чулка обнаружен в застывшей лаве Помпеи в 79 году н. э. Детские чулки III-IVв. н. э. найдены в Египте. Эти чулки уже учитывали форму обуви, сандалий с ремешком после большого пальца. У древних египтян при изготовлении носка большой палец вязался отдельно, как на варежках. Позже где-то в IX-XI веках некоторые искусные вязальщицы стали наносить даже тексты на носки. В музеях Детройта и Баделя хранятся такие образцы древнеегипетского вязания из хлопчатобумажных нитей с древнеарабским текстом.

В XV-XVI веках вязание довольно активно распространяется по Европе и превращается в домашнюю работу и в доходную отрасль: вяжут чулки, носки, перчатки, капюшоны, кофты, шляпки. Тогда же появился и стал традиционным для шотландцев головной убор - вязаный берет. Появились целые вязальные цеха. В 1589 году помощник приходского священника из Вулбриджа Вильям Ли изобрел вязальный станок. Но чем больше выпускалось изделий массового машинного производства, тем более ценными становились изделия, изготовленные вручную, а особенно, изделия, связанные крючком, ведь такие изделия невозможно было повторить на машине. И до сих пор нет вязальных машин, которые бы могли вязать полотно, похожее на связанное крючком.

Со временем работы мастеров становятся искусством, вязаные изделия попадают в музеи. Например, две кофты XVII века хранятся в Швеции - в Северном музее в Стокгольме и в Историческом музее в Гетеборге. Обычно в Европе кофты вязали из однотонной пряжи, украшая изнаночными петлями лицевое полотно, а ведь арабы еще пару тысяч лет назад могли выполнять многоцветные сложные узоры.

В наши дни это искусство продолжает развиваться, обогащаясь новыми мотивами, композиционными приемами, современными материалами. Для этого занятия требуются знания кройки и шитья по трикотажу, а в работе с крючком много общего с вышивкой и ткачеством. И все равно, ручное вязание выгодно отличается из других видов рукоделия. Особенно оно привлекательно, что исходный материал - пряжу можно использовать несколько раз и без особых потерь. Ручное вязание позволяет изготовлять неповторимые, уникальные модели. Действительно, в настоящее время очень трудно представить наш гардероб без трикотажа. Вязаные изделия удобны и прочны, практичны и элегантны, в них тепло и уютно. Ручное вязание позволяет выразить свою индивидуальность, задуманный образ с помощью выбора фактуры и цвета пряжи, ее переплетений, оформления и фасона изделий.

Из всех видов прикладного искусства, славу нашему району принесли пуховые вязаные платки.

В наш край промысел вязания пуховых платков пришел с воронежскими переселенцами. В начале двадцатого века они поселились в городе Урюпинске, и уже с 20-х годов промысел становится традиционным для наших мест.

К 50-м годам двадцатого века слава об Урюпинских платках уже не уступала славе оренбургского платка.

«Голос Америки» еще в 80-х годах прошлого века назвал Урюпинск «козьим городком», то есть местное население жило благодаря пуху этой особенной козы, из которого вязались теплые и красивые изделия.

Вязание крючком

В Италии, в Соборе Св. Петра, среди великолепных плетеных кружев, которыми украшены алтарные скатерти и одежда, сохранилось несколько экземпляров, относящихся к 16 веку, выполненных крючком.

Начиная с 16 века вязаное кружево, предметы одежды и домашнего обихода пошли "гулять по Европе", а в 19 веке это искусство стало поистине ювелирным. Вязаные изделия того времени, сохранившиеся в музеях и частных домах, восхищают красотой и изяществом, поражают трудоемкостью и мастерством. Наибольшее развитие вязаные кружева получили в Ирландии. Взяв за пример очень дорогое брюссельское кружево, которое им было не по карману, бедные и неграмотные ирландские крестьянки довели искусство вязаного кружева до уровня шедевров.

Так называемое ирландское кружево и по сей день в большой цене.

В странах с суровым климатом женщины проводили долгие зимние вечера, вывязывая теплую, красивую и оригинальную одежду для домочадцев.

Южанки спасались от солнца шляпами, зонтиками, шалями и перчатками, связанными своими руками, которые не требовали больших затрат на их изготовление - только нитки и крючок. Имея эти принадлежности можно связать все что угодно: скатерти, салфетки, постельное белье, одежда, обувь и игрушки, занавески на окна и полотенца, коврики, сумки, шляпы и перчатки, одеяла, покрывала и подушки, даже некоторые предметы мебели и ювелирные украшения.

В России вязание крючком было известно давно, но получило распространение только с конца XIX в. Занимались им преимущественно женщины, собиравшиеся зимой на посиделки. Мастерицы вязали, в основном, кружева, заимствуя для них узоры из народной вышивки крестом и ткачества. Кроме кружев, девушки вязали чулки, рукавицы, варежки, пояса-кушаки, кисеты в подарок любимому и наголовные повязки. Женщины постарше придумывали самые разные разноцветные коврики, покрывала и салфетки, украшавшие простой быт семьи. Каждая вещь была неповторима, привлекала самобытной красотой.

Теперь - собственно о нитках и крючках. Вязать можно любыми нитками, но всегда нужно иметь подходящий к ним по размеру крючок.

Толщина нитки должна совпадать с толщиной крючка в его самом тонком месте, то есть "на горлышке". Тонкие крючки обычно бывают только металлическими, различаются по номерам от 14 ( для самых тонких ниток, например, обычная катушечная, номер 40, 30, 20, 10) до номера 00; средние или большие крючки могут быть алюминиевые, пластмассовые и деревянные, различаются по буквам от B (2,5 мм) до Р (16 мм). Это - основные крючки.

Существуют еще крючки удлиненные, для тунисского, или афганского, вязания, на таких крючках может помещаться большое количество петель, как на спице. И, наконец, "шпильковые" крючки, которые и крючками не назовешь, они представляют из себя продолговатую рамку, вокруг которой нитки сначала наматываются, как на огромную шпильку для волос, а потом обычным крючком выполняются кружевные стежки и петли.

Записывать узоры и рисунки и издавать их первыми начали голландцы, в выходившем в 1824 году журнале "Penelope". К концу ХIХ века закончилась унификация знаков и символов, и были выработаны две системы обозначений: британская и американская.

В России, Европе, Америке, Африке и Азии для записывания условными знаками узоров использовали одну систему, а в Австралии, в Великобритании и некоторых странах Британского содружества - другую, британскую, но разобраться в них вполне возможно, потому что во всех ведущих изданиях приведены сводные таблицы переводов.

Возможности крючка позволяют сделать различные декоративные вещи, например, кружева, покрывала, одежду, игрушки, украшения.

При вязании изделий допустима тесная взаимосвязь стилей, узоров, сочетания спиц и крючка.

Бисероплетение

Бисероплетение – одно из самых увлекательных народных искусств, старинное и благородное, очень популярное в наше время. Всевозможные украшения, аксессуары, вышивка и плетение: изделиями из бисера полнятся не только гардеробы современных модниц-рукодельниц, но и коллекции «от кутюр» известных модельеров.

История бисера началась почти шесть тысяч лет назад, в Древнем Египте, и назывался он в те времена «бусра», что в переводе с арабского обозначает «фальшивый жемчуг». Поначалу изготовление бисера выглядело довольно сложным: из стекломассы вытягивали нить и обвивали ею медный стержень. Далее стержень вынимали и вручную обрабатывали каждую бусинку. Надо ли говорить, что процесс был долгим и трудоёмким, да и стеклянные бусины выходили бесцветными и непрозрачными. Постепенно технологии изготовления совершенствовались, люди научились делать полупрозрачное, прозрачное и цветное стекло.

Из Древнего Египта стеклоделие распространилось на Римскую Империю, где в Александрии научились получать стекло методом выдувания из металлической трубки. После стеклоделием заинтересовались в Италии, Испании, Греции, Франции, Германии и, наконец, Венеции. С начала XIII века именно Венеция становится столицей стекольного мастерства, - секреты венецианского стекла хранятся в большой тайне, а стеклоделы пользуются особым почётом среди дворянства.

В XVI веке достойную конкуренцию Венеции составила Чехия (в прошлом Богемия), где научились изготовлять стекло высочайшей чистоты, благодаря чему появился великолепный богемский бисер: стеклянный, хрустальный, цветной и стеклярус.

Удивительно, но секреты изготовления, как самого бисера, так и техник бисероплетения, оберегались столь рьяно, что лишь в 1704 году выходит первая книга по бисерному делу с образцами (сейчас она хранится в одном из музеев Великобритании), и лишь тогда секреты бисерного искусства стали распространяться по всему миру. В начале XIX века бисер принялись изготовлять с помощью машин и это, к сожалению, снизило не только цену бисера, но и качество бусин.

В Древней Руси тоже занимались изготовлением мелких бус и стеклянных поделок, но настоящее рождение стеклоделия началось уже после монголо-татарского ига, в XVI веке. В то время искусство изготовления качественного бисера ещё не было ведомо славянам, но венецианский и германский бисер очень высоко ценился на Руси, рукодельницы использовали его наравне с популярным в те времена жемчугом и самоцветами.

При Петре I искусству стеклоделия был дан первый толчок: приглашаются заграничные мастера-стекольщики, в Италию посылается для обучения русская молодёжь. И лишь в 1753 году, при горячем участии знаменитого М. С. Ломоносова была построена первая фабрика в Усть-Рудице по производству цветного стекла и бус. Через несколько лет фабрика начинает выпуск бисера и стекляруса, различных брошей и смальт – цветных стёкол для мозаики.

С той поры ассортимент бисерных изделий существенно увеличился: бисеринками расшивают одежды, оклады икон и даже обивку мебели; изготовляют украшения, картины, декоративные панно, скатерти, всевозможные аксессуары – сумочки, закладки для книг, чехлы для зонтиков и трубок, всевозможные предметы обихода.

Искусство бисероплетения полнится разнообразными способами исполнения, таких как вдавливание в воск, вышивка по канве, сажение по бели, вязание крючком, шитьё в прикреп, ручное низание и ткачество. В основном, бисероплетением занимаются в крепостных мастерских и монастырях: дело долгое и упорное, требующее времени и определённых навыков.

В начале XX века появляются целые артели низальщиц: бисерные изделия пользуются большим успехом на ярмарках, и в то время искусные мастерицы обеспечивали себе неплохой заработок.

После того, как на знаменитой ярмарке в Лейпциге, русские бисерные изделия имели грандиозный успех, в Петербурге было решено организовать школу по обучению низанию и вышивке бисером. Появляются фирмы по производству бисерных изделий, в том числе и известная мастерская

Н. Ламановой в Москве и Т. Ивановой в Петербурге, чьи работы пользовались успехом на всемирно известной ярмарке в Штутгарте.

К сожалению, последующие империалистическая и гражданская войны надолго приостановили развитие бисерного дела, и его возрождение началось лишь в конце ХХ столетия.

В наше время ассортимент бисерных изделий не столь широк, как в прежние времена, да и в основном это украшения: бусы, колье, серьги, пояса, кулоны, браслеты, герданы и т. д. Очень популярно изготовление декоративных элементов, таких как оплетённые яйца или вазочки, сетки-сумочки, цветы и миниатюрные пчёлки, жучки, ящерицы, исполненные в виде брошей. Встречаются и картины, панно – изделия редкой красоты, требующие высокой техники исполнения и невероятной усидчивости. Всё чаще бисерные элементы появляются в одежде, сумочках и даже обуви.

Заключение

Все что окружает человека, за исключением самой природы, создано на протяжении тысячелетий его руками. Наша планета похожа на гигантский музей Вечности. Главными экспонатами которого являются вдохновение, работа, мастерство.

Ни мощные землетрясения, ни ураганы, ни наводнения, ни извержения вулканов, ни страшные эпидемии и испепеляющие войны не смогли уничтожить такой, казалось бы, необязательной потребности человека, как стремление к красоте.

Крупнейшие музеи мира и частные коллекции хранят произведения как высокого класса, так и ничем не примечательные изделия.

В каждом слове, в каждой песне, в каждом предмете – растворенная в тысячелетиях память народа, не писанная, но сохраненная история его жизни и труда.

Народное декоративно-прикладное искусство – результат творчества многих поколений мастеров.

Сегодня художественные изделия, выполненные народными мастерами из различных материалов. Служат непременной частью повседневной жизни человека; они вошли в быт как необходимые предметы.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)